Автор: Богацкая Татьяна Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ СО
Населённый пункт: г. Хвалынск Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование профессионального интереса в процессе обучения в коррекционной группе"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области
«Хвалынский агропромышленный лицей»
Формирование профессионального интереса
в процессе обучения
Подготовил мастер п/о Богацкая Т.М.
г. Хвалынск
Основная
цель
профе ссионального
образования
-
п од гото в ка
квалифицированного
работника
соответствующего
уровня
и
профиля,
конкурентоспособного
на
рынке
труда,
компетентного,
ответственного,
свободно владеющего своей профессией.
Время
диктует
новые
требования
к
уровню
и
содержанию
подготовки
молодых специалистов, занятых в современном производстве.
Важнейшая задача при обучении в системе СПО – сформировать человека,
который не может жить без серьёзного дела, ищет его, находит своё счастье в
профессиональном творческом труде.
При
рассмотрении
наиболее
эффективных
методов
и
средств
формирования
интереса
к
профессии
у
студентов
в
проце сс е
производственного и теоретического обучения целесообразно исходить из
следующих положений:
-
при
педагогически
правильной
организации
учебного
процесса
интерес
обучающихся
к
избранной
профессии
вызывает
у
них
удовлетворение выбором, что в свою очередь непосредственно отражается
на успешном овладении профессией;
- расширение профессионального кругозора формирует
удовлетворение которое способствует самоутверждению, укреплению
уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное
значение;
- теоретическое обучение должно вызывать у студентов потребность в
практической реализации приобретаемых знаний, развития новых критериев
по отношению к учебе, к окружающим сверстникам и преподавателям;
-
побуждая
интерес
к
знаниям преподаватель
дает
тем
самым
психологический импульс для укрепления профессионального интереса;
-
производственное
обучение
играет
решающую
роль
в
подготовке
квалифицированного рабочего к реальным условиям трудовой деятельности.
Каковы
же
пути
формирования
устойчивого
профессионального
интереса у учащихся в процессе учебно-производственной деятельности?
Известно, что формирование профессионального интереса протекает
эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной
системой
воспитания
на
основе
комплексного
подхода.
Нельзя
привить
человеку
устойчивый
интерес
к
профессии,
если
не
воспитывать
его
сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией
всем своим существом.
Производственное обучение предоставляет широкие, и благоприятные
возможности.
Во-первых,
при
обучении
профессии
используется
действующая
техника,
машины,
оборудование;
во-вторых,
занятия
в
значительной
степени
индивидуализированы;
в
третьих
-
занятие не
ограничено только учебным временем.
Изучение передового опыта лучших мастеров и педагогов показывает,
что процесс формирования у студентов профессионального интереса в ходе
практического
обучения
включает
в
себя:
воспитание
любви
к
технике,
бережного
отношения
к
ней,
развитие
способности
чувствовать
технику,
машины
и
оборудование,
понимать
ее
конструктивные
особенности;
раскрывать значимость и красоту труда; укрепление веры студентов в свои
силы и возможности; воспитание у них чувства профессиональной гордости
и рабочей чести.
Характерной
особенностью
производственного
обучения
является
целенаправленная
учебно-производственная
деятельность
студентов
на
протяжении всего занятия. Для этого мастер до мельчайших подробностей
продумывает весь ход занятия, разрабатывает план, готовит необходимые
приспособления,
проверяет
комплектность
и
исправность
технического
оборудования для проведения, определяет и конкретизирует деятельность
студентов и свою на каждом этапе урока.
Понятное
и
доступное
объяснение
мастера-педагога,
четкий
показ
приемов
выполнения
рабочих
операций,
посильность
задания
-
все
это
позволяет студентам успешно овладеть специальными навыками и умениями,
приобретать уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет
важное значение для хорошего психического и эмоционального состояния
воспитанника.
Весьма
ответственный
этап в
формировании
профессионального
интереса
-
переход
обучающихся
от
теоретического
обучения
к
результативному
труду,
когда
ему
доверяют
машину,
оборудование
или
технику для самостоятельной работы. Такой педагогический подход помогает
мастеру,
преподавателю
воспитывать
интерес
к
профессии,
опираясь
на
полученные студентами знания и его возможности.
Развитие
профессиональных
навыков
и
умений
на
действующей
технике, машинах и оборудовании делает процесс овладения профессией
притягательным
для
подавляющего
большинства
студентов.
Элемент
соревнования,
при
выполнении
студентами
упражнений
или
учебно-
производственных заданий педагогически разумно используемый мастером,
вносит
в
практическую
деятельность творческую
радость,
укрепляет
и
углубляет
интерес
к
профессии.
Студенты
с
большим
энтузиазмом
выполняют все поручения и задания по техническому обслуживанию машин
и
оборудования
и
т.д.
Эффективно
способствуют
развитию
интереса
к
профессии
проведение
смотров -
конкурсов
на
звание
«Лучший
по
профессии»,
состязания
на
лучшее
проведение
различных
операций.
Составной частью производственного обучения является производственная
практика
обучающихся.
В
период
производственной
практики
студенты
овладевают навыками овладения техникой, оборудованием, инструментом,
несет
ответственность
за
результаты
своего
труда.
Именно
этот
период
является решающим этапом в формировании профессионального интереса у
студентов.
Интерес к профессии способствует развитию способностей
самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать профессиональные
навыки и умения. Во время учебы у будущих рабочих формируется основы
профессионального интереса, включающей в себя:
-понимания социальной ценности и величия труда;
- интерес к технике и стремление работать на ней
-глубокие и прочные знания научных основ и экономики производства;
- высокую техническую культуру, культуру труда в сочетании с общей
культурой;
- трудолюбие, верность трудовым традициям старших поколений,
потребность работать по избранной профессии.