Напоминание

"Формирование профессионального интереса в процессе обучения в коррекционной группе"


Автор: Богацкая Татьяна Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ СО
Населённый пункт: г. Хвалынск Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование профессионального интереса в процессе обучения в коррекционной группе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Саратовской области

«Хвалынский агропромышленный лицей»

Формирование профессионального интереса

в процессе обучения

Подготовил мастер п/о Богацкая Т.М.

г. Хвалынск

Основная

цель

профе ссионального

образования

-

п од гото в ка

квалифицированного

работника

соответствующего

уровня

и

профиля,

конкурентоспособного

на

рынке

труда,

компетентного,

ответственного,

свободно владеющего своей профессией.

Время

диктует

новые

требования

к

уровню

и

содержанию

подготовки

молодых специалистов, занятых в современном производстве.

Важнейшая задача при обучении в системе СПО – сформировать человека,

который не может жить без серьёзного дела, ищет его, находит своё счастье в

профессиональном творческом труде.

При

рассмотрении

наиболее

эффективных

методов

и

средств

формирования

интереса

к

профессии

у

студентов

в

проце сс е

производственного и теоретического обучения целесообразно исходить из

следующих положений:

-

при

педагогически

правильной

организации

учебного

процесса

интерес

обучающихся

к

избранной

профессии

вызывает

у

них

удовлетворение выбором, что в свою очередь непосредственно отражается

на успешном овладении профессией;

- расширение профессионального кругозора формирует

удовлетворение которое способствует самоутверждению, укреплению

уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное

значение;

- теоретическое обучение должно вызывать у студентов потребность в

практической реализации приобретаемых знаний, развития новых критериев

по отношению к учебе, к окружающим сверстникам и преподавателям;

-

побуждая

интерес

к

знаниям преподаватель

дает

тем

самым

психологический импульс для укрепления профессионального интереса;

-

производственное

обучение

играет

решающую

роль

в

подготовке

квалифицированного рабочего к реальным условиям трудовой деятельности.

Каковы

же

пути

формирования

устойчивого

профессионального

интереса у учащихся в процессе учебно-производственной деятельности?

Известно, что формирование профессионального интереса протекает

эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной

системой

воспитания

на

основе

комплексного

подхода.

Нельзя

привить

человеку

устойчивый

интерес

к

профессии,

если

не

воспитывать

его

сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией

всем своим существом.

Производственное обучение предоставляет широкие, и благоприятные

возможности.

Во-первых,

при

обучении

профессии

используется

действующая

техника,

машины,

оборудование;

во-вторых,

занятия

в

значительной

степени

индивидуализированы;

в

третьих

-

занятие не

ограничено только учебным временем.

Изучение передового опыта лучших мастеров и педагогов показывает,

что процесс формирования у студентов профессионального интереса в ходе

практического

обучения

включает

в

себя:

воспитание

любви

к

технике,

бережного

отношения

к

ней,

развитие

способности

чувствовать

технику,

машины

и

оборудование,

понимать

ее

конструктивные

особенности;

раскрывать значимость и красоту труда; укрепление веры студентов в свои

силы и возможности; воспитание у них чувства профессиональной гордости

и рабочей чести.

Характерной

особенностью

производственного

обучения

является

целенаправленная

учебно-производственная

деятельность

студентов

на

протяжении всего занятия. Для этого мастер до мельчайших подробностей

продумывает весь ход занятия, разрабатывает план, готовит необходимые

приспособления,

проверяет

комплектность

и

исправность

технического

оборудования для проведения, определяет и конкретизирует деятельность

студентов и свою на каждом этапе урока.

Понятное

и

доступное

объяснение

мастера-педагога,

четкий

показ

приемов

выполнения

рабочих

операций,

посильность

задания

-

все

это

позволяет студентам успешно овладеть специальными навыками и умениями,

приобретать уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет

важное значение для хорошего психического и эмоционального состояния

воспитанника.

Весьма

ответственный

этап в

формировании

профессионального

интереса

-

переход

обучающихся

от

теоретического

обучения

к

результативному

труду,

когда

ему

доверяют

машину,

оборудование

или

технику для самостоятельной работы. Такой педагогический подход помогает

мастеру,

преподавателю

воспитывать

интерес

к

профессии,

опираясь

на

полученные студентами знания и его возможности.

Развитие

профессиональных

навыков

и

умений

на

действующей

технике, машинах и оборудовании делает процесс овладения профессией

притягательным

для

подавляющего

большинства

студентов.

Элемент

соревнования,

при

выполнении

студентами

упражнений

или

учебно-

производственных заданий педагогически разумно используемый мастером,

вносит

в

практическую

деятельность творческую

радость,

укрепляет

и

углубляет

интерес

к

профессии.

Студенты

с

большим

энтузиазмом

выполняют все поручения и задания по техническому обслуживанию машин

и

оборудования

и

т.д.

Эффективно

способствуют

развитию

интереса

к

профессии

проведение

смотров -

конкурсов

на

звание

«Лучший

по

профессии»,

состязания

на

лучшее

проведение

различных

операций.

Составной частью производственного обучения является производственная

практика

обучающихся.

В

период

производственной

практики

студенты

овладевают навыками овладения техникой, оборудованием, инструментом,

несет

ответственность

за

результаты

своего

труда.

Именно

этот

период

является решающим этапом в формировании профессионального интереса у

студентов.

Интерес к профессии способствует развитию способностей

самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать профессиональные

навыки и умения. Во время учебы у будущих рабочих формируется основы

профессионального интереса, включающей в себя:

-понимания социальной ценности и величия труда;

- интерес к технике и стремление работать на ней

-глубокие и прочные знания научных основ и экономики производства;

- высокую техническую культуру, культуру труда в сочетании с общей

культурой;

- трудолюбие, верность трудовым традициям старших поколений,

потребность работать по избранной профессии.



В раздел образования