Автор: Чернобай Людмила Юрьевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ КК ККЭП
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Учение о познании
Раздел: среднее профессиональное
Учение о познании
1. Познание как деятельность
Познание – это процесс творческой
деятельности людей с целью нахождения
истины.
Познание – это духовная деятельность,
направленная на приобретение и развитие
знания.
Познание – активное отражение
действительности в сознании человека,
процесс постижения им новых фактов,
явлений, законов действительности.
Источник познания – внешний мир, окружающий
человека
Объект –
то, что
познают.
Субъект –
тот, кто
познает.
Окружающий
мир и сам
человек
Окружающий
мир и сам
человек
Человек и
общество
Человек и
общество
Обыденная
практика
Философия
Искусство
Мифология
Религия
Наука
Пути познания мира
Гносеология (gnosis-знание+logos-
учение) - теория познания; изучает
взаимоотношения субъекта и объекта в
процессе познания, отношения знания к
действительности, возможности
познания мира человеком, критерии
истинности и достоверности знания.
Гносеология (gnosis-знание+logos-
учение) - теория познания; изучает
взаимоотношения субъекта и объекта в
процессе познания, отношения знания к
действительности, возможности
познания мира человеком, критерии
истинности и достоверности знания.
Термин ввел Кант. Это
исследование познания
только с Канта
определилось в качестве
особой области
философии, получив
название «теория
познания», и которое в
XIX в., а также в начале
XX в. порой заглушало
почти все прочие
направления
философии.
Термин ввел Кант. Это
исследование познания
только с Канта
определилось в качестве
особой области
философии, получив
название «теория
познания», и которое в
XIX в., а также в начале
XX в. порой заглушало
почти все прочие
направления
философии.
Гносеология= эпистемология
В последние десятилетия чаще
используется принятое в англоязычных
странах слово эпистемология.
Эпистемология - это часть философии,
которая изучает то, как мы получаем
знание о разных предметах, каковы
основания и границы нашего знания,
насколько достоверно или недостоверно
человеческое знание.
В последние десятилетия чаще
используется принятое в англоязычных
странах слово эпистемология.
Эпистемология - это часть философии,
которая изучает то, как мы получаем
знание о разных предметах, каковы
основания и границы нашего знания,
насколько достоверно или недостоверно
человеческое знание.
Формы познания
Чувственное
Иррациональное
Рациональное
живое
созерцание
предметов с
помощью
органов чувств
(осязание,
зрение, слух,
вкус, обоняние)
интуиция,
мистические
«озарения»,
творчество и др.
когда при
помощи
мышления
человек получает
представление о
вещах, их
свойствах
два уровня познания
Чувственное
рациональное
Уровни (ступени)
познания:
Чувственное
(эмпирическое)
познание – ступень
познания, на которой
человек получает
информацию о
предметах и явлениях
окружающего мира с
помощью органов
чувств (зрения, слуха
осязания, обоняния,
вкуса).
Чувственное
(эмпирическое)
познание – ступень
познания, на которой
человек получает
информацию о
предметах и явлениях
окружающего мира с
помощью органов
чувств (зрения, слуха
осязания, обоняния,
вкуса).
Рациональное,
теоретическое,
познание
(«абстрактное
мышление») - теория
познания,
считающая
источником
научного знания о
мире формы
рассудка, придающие
неопределенному
опыту статус закона.
Рациональное,
теоретическое,
познание
(«абстрактное
мышление») - теория
познания,
считающая
источником
научного знания о
мире формы
рассудка, придающие
неопределенному
опыту статус закона.
Чувственное (эмпирическое) - это непосредственное
познание с помощью органов чувств.
Основные формы:
Ощущение –
это первичный
элемент
чувственного
познания,
сообщает данные
об отдельных
свойствах
предметов,
непосредственно
воздействующих
на органы
чувств.
Основные формы:
Восприятие –
одна из форм
чувственного
познания,
представляющая
собой,
складывающийся
в нашем сознании
устойчивый
целостный образ
предмета.
Основные формы:
представление -
чувственный
образ предметов
и явлений,
сохраняемый в
сознании без их
непосредствен-
ного
воздействия
Рациональное познание - наиболее высокая
ступень познавательной деятельности, связанная
с развитием мышления и приносящая
опосредованное знание.
Основные формы:
Понятие — это
мысль,
отражающая
общие и
существенные
свойства
предметов,
явлений и
процессов
действительности
Основные формы:
Суждение —
это мысль,
утверждающая
или
отрицающая
что-либо о
предмете или
явлении
Основные формы:
умозаключение - вывод, основанный на
логической связи суждений
?
Рациональное познание, в отличие от чувственного:
1)
дает истинные знания о предмете
2) опирается на ощущения
3) расширяет представления о мире
4) использует логические умозаключения
В процессе чувственного познания, в отличие от
рационального, происходит:
•
непосредственное восприятие предмета
•
систематизация информации
•
классификация полученных данных
•
формирование понятий
Основные мыслительные операции
анализ
синтез
сравнение
абстрагирование
обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление
ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и пополнения
переход от единичного к общему
Особенности рационального
познания
Предполагает обобщение
полученных знаний,
представление их в виде
понятий, теорий.
Имеет особое значение в
научной деятельности,
философском познании.
Методы познания
Метод (от греч. – путь исследования) – способ
достижения определенной цели, совокупность
правил, приемов, норм познания и действия.
Основной функцией метода является
организация и регуляция любой деятельности, а
не только научной.
Методы познания бывают ненаучные и научные,
подразделяющиеся на эмпирические и
теоретические.
Метод (от греч. – путь исследования) – способ
достижения определенной цели, совокупность
правил, приемов, норм познания и действия.
Основной функцией метода является
организация и регуляция любой деятельности, а
не только научной.
Методы познания бывают ненаучные и научные,
подразделяющиеся на эмпирические и
теоретические.
Основной вопрос — познаваем ли мир
в принципе?
Ответы на этот вопрос даёт:
Оптимизм — мир познаваем, границ
познания нет, необходимо лишь время и
средства.
Агностицизм - течение, сторонники которого
либо сомневались, либо полностью отрицали
возможность получения человеком
достоверных знаний о мире.
Скептицизм — мы познаём реальный мир, но
в силу несовершенства чувств постоянно
вводим себя в заблуждение.
Ответы на этот вопрос даёт:
Оптимизм — мир познаваем, границ
познания нет, необходимо лишь время и
средства.
Агностицизм - течение, сторонники которого
либо сомневались, либо полностью отрицали
возможность получения человеком
достоверных знаний о мире.
Скептицизм — мы познаём реальный мир, но
в силу несовершенства чувств постоянно
вводим себя в заблуждение.
Подходы к решению проблемы
познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть
единство чувственного и
рационального
Большинство
Решающую роль играют
ощущения и восприятия
Сенсуализм
(Дж. Локк)
Решающую роль играют
мыслительные операции
Рационализм
(Р. Декарт)
Решающую роль играют опыт,
эксперимент
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Мир познать невозможно
Агностицизм
(И. Кант)
Два
уровня
познания
Пример научного поиска.
Много лет назад, когда человека, задолжавшего
кому-нибудь деньги, могли бросить в долговую
тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший
несчастье задолжать большую сумму денег
некому ростовщику. Последний - старый и
уродливый- влюбился в юную дочь купца и
предложил такого рода сделку: он простит долг,
если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от такого рода
предложения.
Тогда коварный ростовщик предложил бросить
жребий: положить в пустую сумку два камешка,
черный и белый, и пусть девушка вытащит один
из них
.
Если она достанет черный камень,
то станет его женой, если же белый, то
останется с отцом. В обоих случаях долг будет
считаться погашенным. Если же девушка
откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в
долговую тюрьму, а сама она станет нищей и
умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его
дочь на такое предложение. Этот разговор
происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке.
Когда ростовщик наклонился, чтобы найти
камешки для жребия, дочь купца заметила, что он
положил в сумку два чёрных камня.
В этой сложной ситуации девушку осенила
принципиально новая мысль. Она нашла
уникальное решение:
опустила руку в сумку, вытащила камешек и,
не взглянув на него, выронила прямо на
дорожку, усыпанную гравием, где камешек
мгновенно затерялся.
«Эка досада!» — воскликнула она. — Но дело
поправимо. Ведь по цвету оставшегося мы
тотчас узнаем, какого цвета камешек
достался мне…»
И ВЫИГРАЛА ДЕЛО!
ТРИ МУДРЕЦА
(на дом)
Три неких древних мудреца вступили в спор: кто из
троих более мудр? Спор помог решить случайных
прохожий, предложивший им испытание на
сообразительность.
- Вы видите у меня, - сказал он, - пять колпаков: три
черных и два белых.
Закройте глаза!
С этими словами он надел каждому по черному
колпаку, а два белых спрятал в мешки.
- Можете открыть глаза, - сказал прохожий.
- Кто отгадает, какого цвета колпак украшает его
голову, тот вправе считать себя самым мудрым.
Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга…
Наконец один из них воскликнул:
- На мне черный!
Как он догадался?
Как-то раз Менделеев,
измученный
многодневным мозговым
штурмом, задремал… И
вдруг: «Ясно вижу во
сне таблицу, где
элементы расставлены,
как нужно. Проснулся,
тотчас записал на
клочке бумаги и заснул
опять». Вот как бывает:
уснул создателем
сорокаградусной водки,
а проснулся автором
легендарной
Периодической таблицы.
Химик Кекуле никак не мог разгадать молекулярную структуру бензола. Однажды во сне ему привиделась змея с хвостом во рту — образ из античных мифов. Проснувшись, ученый уже знал разгадку: молекула бензола — кольцо. В благодарность за идею химик велел сделать змею королевой аптекарских витрин. Шутка :).
4. Похожая история случилась с творцом новой физики Нильсом Бором. Ему снилось, что он сидит на солнце из горящего газа, вокруг которого вращаются связанные с ним тонкими нитями планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты резко уменьшились в размерах. Проснувшись, Бор уже знал, как устроен атом.
Химик Кекуле никак не мог разгадать молекулярную структуру бензола. Однажды во сне ему привиделась змея с хвостом во рту — образ из античных мифов. Проснувшись, ученый уже знал разгадку: молекула бензола — кольцо. В благодарность за идею химик велел сделать змею королевой аптекарских витрин. Шутка :).
4. Похожая история случилась с творцом новой физики Нильсом Бором. Ему снилось, что он сидит на солнце из горящего газа, вокруг которого вращаются связанные с ним тонкими нитями планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты резко уменьшились в размерах. Проснувшись, Бор уже знал, как устроен атом.
Химик Кекуле никак не мог разгадать
молекулярную структуру бензола.
Однажды во сне ему привиделась змея с
хвостом во рту — образ из античных
мифов. Проснувшись, ученый уже знал
разгадку: молекула бензола — кольцо.
Похожая история случилась с
творцом новой физики Нильсом
Бором. Ему снилось, что он сидит
на солнце из горящего газа, вокруг
которого вращаются связанные с
ним тонкими нитями планеты.
Внезапно газ затвердел, а солнце
и планеты резко уменьшились в
размерах. Проснувшись, Бор уже
знал, как устроен атом.
Создатель швейной машинки
Элиас Хоуву долго гадал, как
расположить игольное ушко,
чтобы нить цеплялась с
противоположной стороны.
Как-то раз ему приснилось,
что он окружен хороводом
дикарей: люди плясали,
потрясая копьями, и — о чудо!
— ушко у копий
располагалось под острием.
Проснувшись, Элиас
последовал примеру дикарей:
перенес игольное ушко к
острию. В 1845 году
появилась первая швейная
машинка.
Истина и ее критерии.
Цель познания – в
достижении истины, в
правильном, достоверном
знании об окружающей
действительности.
СВОЙСТВА ИСТИНЫ
Философы
о истине
Философы
о истине
Аристо
тель
Аристо
тель
Р.Декарт
Р.Декарт
Платон
и
Гегель
Платон
и
Гегель
Истина – это
соответствие знания
объекту,
действительности
Истина – это
соответствие знания
объекту,
действительности
Истина выступает
как согласие
разума с самим
собой, поскольку
познание
является
раскрытием
духовной
первоосновы
мира
Истина выступает
как согласие
разума с самим
собой, поскольку
познание
является
раскрытием
духовной
первоосновы
мира
Важнейший
признак
истинного знания
-ясность.
Важнейший
признак
истинного знания
-ясность.
Понятие истины
Проблема истины - это проблема
соответствия (адекватности) знаний
человека внешнему миру.
Истина есть совпадение человеческой
мысли с окружающей
действительностью.
Истина - это адекватное отражение
предметов и явлений действительности,
познающееся субъектом, воспроизводящее
их так, как они существуют: вне и
независимо от сознания человека.
Проблема истины - это проблема
соответствия (адекватности) знаний
человека внешнему миру.
Истина есть совпадение человеческой
мысли с окружающей
действительностью.
Истина - это адекватное отражение
предметов и явлений действительности,
познающееся субъектом, воспроизводящее
их так, как они существуют: вне и
независимо от сознания человека.
Заблуждение - это форма иллюзорного
отражения окружающего мира в
сознании человека (незнание,
выдаваемое за знание).
Ложь – несоответствие наших мыслей
действительности.
Знание – мысль, соответствующая
объективной реальности, адекватно
отображающая ее.
Заблуждение - это форма иллюзорного
отражения окружающего мира в
сознании человека (незнание,
выдаваемое за знание).
Ложь – несоответствие наших мыслей
действительности.
Знание – мысль, соответствующая
объективной реальности, адекватно
отображающая ее.
Истина
Истина - соответствие знания о реальности
самой этой реальности (так называемая
«объективная истина»).
В науке В морали
Истина = правда
?
Правда – это истина в отношениях между
людьми
Истина
Объективный
характер, т.е.
конечным
источником всех
наших знаний и
представлений
является
окружающий мир
Субъективный
характер, т.е.
истина обретена
мыслящим
субъектом,
принадлежит ему и
несет на себе печать
его индивидуальных
качеств
Характеристики (измерения)
истины
Свойства объективной истины
Истина
Абсолютная истина
– исчерпывающее,
полное, достоверное
знание об
объективном мире
Относительная
истина
- это неполное,
приблизительное и
незавершенное
отражение человеком
окружающего мира и
его предметов
Критерий истины – оценочные
характеристики степени соответствия
человеческих знаний
действительности и «совпадения»
содержания мысли с ее объектом.
Основной критерии истины –
практика.
Другие критерии истины в
познавательной деятельности:
- выступают опытные данные,
- логика мыслительной деятельности,
- результаты научных экспериментов.
Критерий истины – оценочные
характеристики степени соответствия
человеческих знаний
действительности и «совпадения»
содержания мысли с ее объектом.
Основной критерии истины –
практика.
Другие критерии истины в
познавательной деятельности:
- выступают опытные данные,
- логика мыслительной деятельности,
- результаты научных экспериментов.
Истина
Истина
Объективна –
существует
независимо от
человека
(людей)
Абсолютная–
полное, точное,
исчерпывающее
знание
Относительная–
приблизительное,
ограниченное
знание
Субъективна –
носителем
истины является
субъект
41
Свойства истины
Конкретность-
зависимость истины
от места, времени и
др. условий её получения
Объективность –
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от человека,
ни от человечества
Формы
истины
Научная
истина
Обыденная или
житейская истина
Нравственная
истина
Художественная
истина
Критерии истины
•
Источник
всех знаний
–
чувственный
опыт
Эмпирики
•
Критерий
истины –
разум
Рационалисты
Сенсуализм - философское
течение, согласно которому
ощущения являются
единственным источником и
обоснованием знания
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
44
ИСТИНА
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА-
-
ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ
ЗНАНИЕ О ЧЕМ- ЛИБО
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА
–
ЭТО
ПОЛНОЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ
ЗНАНИЕ О СЛОЖНОМ
ОБЪЕКТЕ
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ
ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА
ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО
ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
КРИТЕРИЙ
ИСТИНЫ
ПРАКТИКА
Критерии истины
Конвенционалистские
теории: истина является
результатом соглашения
Прагматические теории:
практика является
универсальным критерием
истины
Критерии истины
Ощущения
Разум
Результат соглашения
Практика, опыт - главный критерий
__________________________
Пока положение, высказанное в виде
теории, концепции, умозаключения,
не проверят на опыте, не претворят в
практике, в жизни – это лишь
гипотеза (предположение).
Подведем итог
47
Каково классическое определение истины как
философского понятия?
В чем выражается объективность истины?
Дайте определение понятию «абсолютная
истина»
В чем выражается относительность добываемых
нами истин?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать п.22, выполнить задания, поработайте с
источником.