Автор: Балясникова Марина Владимировна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: «ЧБОУ №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: город Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее профессиональное
Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в школе для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
М.
В.
Балясникова,
учитель-дефектолог
первой
квалификационной
категории
ГБОУ
«Чистопольская
школа
№10
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья» город Чистополь РТ.
В данной статье говорится о том, что профессионально - трудовое
обучение строится с учетом умственных и физических возможностей
учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к
самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и
воспитание личности.
Formation of educational motivation in sewing lessons at school for children
with disabilities.
M. V. Balyasnikova, teacher-defectologist of the highest qualification category
GBOU "Chistopol school №10 for children with the limited possibilities of
health" the city of Chistopol of Tatarstan.
This article says that vocational training is built taking into account the
intellectual and physical capabilities of students, the ultimate goal of which is
to prepare schoolchildren for independent work, independent living in society,
development and education of the individual.
Решая важнейшие задачи личностно становления учащегося, их
социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных
мест в общей системе учебно-воспитательной работы в школах для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Эффективность
трудовой
подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного
процесса.
Уроки
швейного
дела
создают
наиболее
хорошие
условия
для
исправления
(коррекции)
недостатков,
присущих
для
больных
детей
в
трудовой и познавательной деятельности. Уроки швейного дела строятся с
учетом умственных и физических возможностей учащихся, целью которого
является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной
жизни в обществе.
Эта цель достигается решением целого ряда задач:
- коррекция недостатков в трудовой деятельности;
- повышение уровня развития учащихся;
- трудовое, физическое, эстетическое и нравственное воспитание учащихся;
-
формирование
доступных
школьникам
технических
и
технологических
знаний (технологические карты, зарисовки, видеоролики, презентации).
Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями
при выполнении задания на уроках швейного дела. Они не могут достигнуть
цели,
поставленной
педагогом,
а
главное
не
всегда
проявляют
к
работе
интерес, т.е. у них отсутствует мотив.
Чтобы добиться хороших успехов в изучении швейного дела,
необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Под
мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка,
т.е. направленность активности на изучение предмета. Если у учащихся не
будет
необходимой
мотивации,
то
невозможно
будет
добиться
хороших
результатов
в
его
обучении.
Отсюда
и
вытекает
необходимость
первостепенного
внимания
к
формированию
положительной
мотивации
учебной деятельности учащихся на уроках швейного дела.
В своей работе
применяю различные приёмы и методы формирования мотивации на уроках:
интеллектуальные, эмоциональные, социальные и прагматический.
Интеллектуальные- ситуация выбора заданий, уровневая дифференциация,
проблемные вопросы и задачи.
Эмоциональные- высокий эстетический уровень материала. Использование
исторического
материала
(презентации,
видеоролики,
зарисовки),
нестандартных заданий (тестирование).
Социальные-использование личного опыта, работа в бригадах, соревнования
между
бригадами,
игровой
метод
(игра
«Ателье»),
активизация
чувства
собственного достоинства, связь с жизнью (показ мод), создание ситуации
выбора.
П р а г м а т и ч е с к и й
п р и ё м
- своевременное
поощрение,
похвала,
благодарность.
Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из проявлений
незрелости
мотивационной
сферы
учеников.
Создание
устойчивой
мотивации, которая была бы адекватно поставленной задаче, является одним
из
условий,
которые
обеспечивают
успешность
обучения
и
воспитания
учащегося, реализацию его умственных и физических возможностей.
Одним из путей, способствующих, повышению мотивации учебной
деятельности у учащихся является создание условий, которые позволяют
детям с ограниченными возможностями здоровья получать удовлетворение от
работы
которую
они
выполняют.
Придуманное
оформление
мастерской
(стенды
с
поделками,
методическая
литература,
журналы
по
рукоделию,
образцы
одежды),
обеспеченные
всем
необходимым
рабочие
места
(инструменты
и
материалы),
наличие
наглядных
пособий,
раздаточного
материала Карточки-задания, тесты) – все это имеет колоссальное значение
для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную
атмосферу, подготавливает учащегося к работе, чистота и порядок мастерской
служат
воспитанию
аккуратности,
дисциплинированности,
формирует
хороший
вкус,
а
главное
вызывает
огромное
желание
учиться,
делать
интересные вещи своими руками. Основой швейного дела является развитие
творческих способностей у детей. Неталантливых детей нет. Самое главное
вовремя научить их, раскрыть свои способности и возможности, поверить в
себя. Очень важно, чтобы у детей было желание узнавать много нового и
интересного. Но необходимо чтобы дети с ограниченными возможностями
здоровья имели желание выполнять ту или иную работу, стремление узнавать
новое и интересное. Учащихся необходимо подвести их к такому этапу «хочу
сделать», «могу сделать». Учащиеся должны довести работу до конца и
получить желаемый успех. Успех окрыляет, вызывает желание узнавать новое
и интересное, выполнять более сложную и трудоемкую работу. При этом
всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке,
награде, поощрении, благодарности, особенно это важно по отношению к
слабому ученику. Следует хвалить его за каждый успех.
Программный материал швейного дела требует усидчивости, терпения,
однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых
учащихся. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят
к равнодушному и безразличному отношению к урокам швейного дела. В
этом огромную роль играет рациональное сочетание наглядных (карточки,
образцы), словесных (рассказ, беседа) и практических (раскрой и пошив
изделий),
методов
обучения,
учитывающих
индивидуальное
и
речевое
развитие
каждого
учащегося.
Постановка
цели
урока,
обозначение
значимости
работы,
которую
дети
выполняют
на
уроке
–
повышает
деятельность учения.
Для создания ситуации успеха, побуждения к деятельности,
формирования школьника как личности, формирования учебной мотивации
на уроках, можно осуществлять через обучение новым видам декоративно –
прикладного
искусства
(вышивание,
лоскутная
техника,
мягкая
игрушка,
пошив кухонных принадлежностей). Обучение детей новому для них виду
творчества,
обладает
хорошим
воздействием
на
формирование
личности
детей с ограниченными возможностями здоровья, это повышает интерес к
урокам швейного дела, улучшает внимание, повышает желание трудиться.
Участие
в
муниципальных
и
республиканских
выставках,
изготовление
подарков
своим
друзьям
и
близким,
проведение
экскурсий
на
швейную
фабрику
способствуют
правильной
оценке
учащихся
выполнения
своей
работы, исправлению дефектов, развитию желания выполнять работу как
можно
качественней,
приобщает
детей
к
декоративно-прикладному
творчеству.