Автор: Ложкина Лидия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУСО
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ДЕТЬМИ
«ГРУППЫ РИСКА» ОГКУСО» ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» г. БРАТСКА.
Большинство воспитанников входит в «группу риска», имеют отклонения нервно -
психической сферы, дезодаптированы, с девиантным поведением.
Отсюда,
главная
цель:
индивидуальный
подход
к
личности,
через
коррекцию
обучения и воспитания.
Задачи:1. Создание для воспитанников условий жизни, максимально приближенных к
домашним,
способствующих
полноценной,
психологической
реабилитации
и
социальной адаптации.
2. Организация жизнедеятельности центра направлена на овладение трудовыми ,
гражданско-
правовыми,
нравственно-эстетическими
навыками,
формирование
экологического сознания.
Систематизирующим элементом стала интеграция в жизни воспитанников: учебно-трудовая,
познавательно-досуговая деятельность.
А У ДЕТЕЙ СЕЙЧАС ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?
- Потребительская психология – «все мне, все для меня».
-Недостаточная социальная адаптация. В конечном итоге складывается человек, не
способный жить самостоятельно, решать простейшие жизненные вопросы.
Поэтому, формирование ребенка как личность включает в себя такие человеческие качества,
как
порядочность,
честность,
уравновешенность,
ответственность,
сострадание,
что
изначально не заложено в детях, так как контингент родителей желает быть лучшим.
По различным причинам в стране все больше детей, заботу о которых берет государство, а
процесс их социального становления происходит вне семьи.
Воспитанник должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной
жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном
пути. Организация жизнедеятельности детей в центре строится по принципу «Сделай себя
сам». Воспитательная деятельность имеет свою специфику, обусловленную особенностями
развития детей.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТРА:
1.Условия организации жизнедеятельности.
2.Особенности психического развития.
3.Обедненение и изменение влияния источников социализации.
Для этих ребят характерны отставания в сфере общения со взрослыми, сверстниками, в
эмоционально-волевой сфере.
Трудности социализации детей связаны с редукцией, обеднением основных источников
социализации:
-у детей отсутствует возможность усвоения социального опыта родителей, либо
этот опыт носит негативный характер.
-жесткая регламентация и ограничение социальных контактов. свойственных
режиму, проживающих в центре.
-ранний детский опыт несет на себе утрату базового доверия к миру
которое проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности восприятия жизни.
-Затруднен процесс само регуляции и внутренний самоконтроль .Это
связано
со
спецификой
центра,
где
функция
контроля
полностью
удерживается
воспитателем.
Основной целью работы центра является формирование самостоятельной, зрелой
личности, отсюда вытекает главная задача- формирование социальной грамотности, то
есть
комплекс
политических,
экономических,
психологических
знаний
и
умений,
обеспечивающих адекватность включения в систему социальных отношений и реализацию
функций социальной самозащиты:
-воспитание семьянина.
-воспитание готовности к трудовой деятельности
- формирование конкурентной личности
-формирование нравственных ценностей и гуманистических позиций во
взаимодействии с людьми.
-гражданское воспитание
-воспитание к ЗОЖ.
Полноценные
межличностные
отношения
между
воспитанниками
залог
гармоничного
развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. На формирование
таких отношений влияют возраст, родственные связи детей, время пребывания в центре,
личностные качества, структура центра, формирование групп(семей).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К АДЕКВАТНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ И МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЩИЕ:
1.Социальное обучение (педагогическое воздействие), направленное на развитие
эмоциональной, волевой, мотивационной сферы (личный пример, беседы, тренинги, сказки,
игры,
мозговой
штурм-
материал
для
подражания).
В
центре
создана
четкая
система
поощрения одних типов полоролевого поведения и наказания других:
-воспитания женственности у девочек
-воспитания мужественности у мальчиков
-программа романтических отношений юношей и девушек.
2.» Социальная прививка» - социальное закаливание) - педагогическое
воздействие в основном на развитие предметно- практической сферы, с целью развития
иммунитета
к
социальному
давлению.
Это
организация
позитивного
взаимодействия
воспитанников друг на друга, и их развитие по линии от игры к делу.
Ведущий
метод:
метод
воспитывающей
ситуации
и
социальных
проб
в
процессе
деятельности детских и юношеских организаций и прежде всего детского самоуправления.
Дети
должны
получить
навыки
противостояния
давления
сверстников
(социальная
прививка), выработать уважение товарищеского типа взаимоотношений без насилия.
3.Познавательно – поведенческое предотвращение нежелательного поведения.
Основное воздействие на развитие интеллектуальной сферы и заключается в
применении
методов
убеждения,
научению
анализу
деятельности
и
общения
(анализ
проблем и ситуаций), сознательному принятию решений и коррекции поведения. Формами
этой воспитательной работы являются семинары, диспуты, ситуативные, деловые игры.
4.Индивидуальная и групповая, психологическая коррекция и реабилитация.
5. Формы организации труда: поручения, дежурства. Коллективный труд.
-формирование культурно-гигиенических навыков, выполнения зарядки.
-поддержание чистоты и порядка ежедневно, плюс генеральная уборка по субботам
(старшие дети помогают младшим).
-стирка мелких вещей, подготовка школьной, спортивной формы, глажение
(пятница, суббота, воскресение).
-каждый воспитанник имеет поручение.
-по пятницам семейное собрание, где обсуждаются итоги недели, отчет по
поручениям.
-ежедневно проводится ручной труд (у каждого воспитателя свое направление),
отмечается экран настроения детьми.
- в течении дня систематически формируется, корректируется, контролируется
общение со сверстниками (будь внимателен к товарищу, уступай, отвечай за свои поступки;
совершенствуются знания правил поведения в школе, столовой, во время дежурств по
столовой). Умение оценивать свое поведение, поступки, культура речи.
Во время трудовой деятельности (выполнение поручений, часы труда на прогулке)
учим без помощи других объединяться для труда, работать в коллективе, видеть результат
труда.
-формируем ответственность за порученное дело, доводить до конца.
-воспитываем уважение к людям труда.
-приучаем соблюдать правила поведения в семье в отсутствие воспитателя.
-заботиться о малышах
- побуждаем интерес к различным видам полезной деятельности.
Все дети заняты по интересам:
-занятия с психологом, посещения ОВЗ, спортзал, хореографию, участие в
массовых
мероприятиях,
изготовление
сувениров
и
поделок
своими
руками
(проект
«подарим людям радость).
Ведется работа клубов» Берегоши, Непоседы, Хозяюшка».
Дети имеют много благодарностей, дипломов, которые хранятся в личных портфолио, а
также памятные, личные подарки.
Планомерно ведется работа по восстановлению, утраченных контактов и связей с семьей.
В
центре
прослеживается
положительная
динамика.
Большинство
детей
возвращены
в
биологические семьи и отданы под опеку.
Таким образом видно, что работа по предоставлению центром социально-
педагогических
услуг,
установлению
утраченных
контактов
и
связей
с
семьей,
формированию навыкам общения, здоровому образу жизни ведется в правильном и нужном
направлении.
-
-
-