Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»


Автор: Ложкина Лидия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУСО
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ДЕТЬМИ

«ГРУППЫ РИСКА» ОГКУСО» ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ

ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» г. БРАТСКА.

Большинство воспитанников входит в «группу риска», имеют отклонения нервно -

психической сферы, дезодаптированы, с девиантным поведением.

Отсюда,

главная

цель:

индивидуальный

подход

к

личности,

через

коррекцию

обучения и воспитания.

Задачи:1. Создание для воспитанников условий жизни, максимально приближенных к

домашним,

способствующих

полноценной,

психологической

реабилитации

и

социальной адаптации.

2. Организация жизнедеятельности центра направлена на овладение трудовыми ,

гражданско-

правовыми,

нравственно-эстетическими

навыками,

формирование

экологического сознания.

Систематизирующим элементом стала интеграция в жизни воспитанников: учебно-трудовая,

познавательно-досуговая деятельность.

А У ДЕТЕЙ СЕЙЧАС ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

- Потребительская психология – «все мне, все для меня».

-Недостаточная социальная адаптация. В конечном итоге складывается человек, не

способный жить самостоятельно, решать простейшие жизненные вопросы.

Поэтому, формирование ребенка как личность включает в себя такие человеческие качества,

как

порядочность,

честность,

уравновешенность,

ответственность,

сострадание,

что

изначально не заложено в детях, так как контингент родителей желает быть лучшим.

По различным причинам в стране все больше детей, заботу о которых берет государство, а

процесс их социального становления происходит вне семьи.

Воспитанник должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной

жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном

пути. Организация жизнедеятельности детей в центре строится по принципу «Сделай себя

сам». Воспитательная деятельность имеет свою специфику, обусловленную особенностями

развития детей.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТРА:

1.Условия организации жизнедеятельности.

2.Особенности психического развития.

3.Обедненение и изменение влияния источников социализации.

Для этих ребят характерны отставания в сфере общения со взрослыми, сверстниками, в

эмоционально-волевой сфере.

Трудности социализации детей связаны с редукцией, обеднением основных источников

социализации:

-у детей отсутствует возможность усвоения социального опыта родителей, либо

этот опыт носит негативный характер.

-жесткая регламентация и ограничение социальных контактов. свойственных

режиму, проживающих в центре.

-ранний детский опыт несет на себе утрату базового доверия к миру

которое проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности восприятия жизни.

-Затруднен процесс само регуляции и внутренний самоконтроль .Это

связано

со

спецификой

центра,

где

функция

контроля

полностью

удерживается

воспитателем.

Основной целью работы центра является формирование самостоятельной, зрелой

личности, отсюда вытекает главная задача- формирование социальной грамотности, то

есть

комплекс

политических,

экономических,

психологических

знаний

и

умений,

обеспечивающих адекватность включения в систему социальных отношений и реализацию

функций социальной самозащиты:

-воспитание семьянина.

-воспитание готовности к трудовой деятельности

- формирование конкурентной личности

-формирование нравственных ценностей и гуманистических позиций во

взаимодействии с людьми.

-гражданское воспитание

-воспитание к ЗОЖ.

Полноценные

межличностные

отношения

между

воспитанниками

залог

гармоничного

развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. На формирование

таких отношений влияют возраст, родственные связи детей, время пребывания в центре,

личностные качества, структура центра, формирование групп(семей).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К АДЕКВАТНЫМ

СОЦИАЛЬНЫМ И МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЩИЕ:

1.Социальное обучение (педагогическое воздействие), направленное на развитие

эмоциональной, волевой, мотивационной сферы (личный пример, беседы, тренинги, сказки,

игры,

мозговой

штурм-

материал

для

подражания).

В

центре

создана

четкая

система

поощрения одних типов полоролевого поведения и наказания других:

-воспитания женственности у девочек

-воспитания мужественности у мальчиков

-программа романтических отношений юношей и девушек.

2.» Социальная прививка» - социальное закаливание) - педагогическое

воздействие в основном на развитие предметно- практической сферы, с целью развития

иммунитета

к

социальному

давлению.

Это

организация

позитивного

взаимодействия

воспитанников друг на друга, и их развитие по линии от игры к делу.

Ведущий

метод:

метод

воспитывающей

ситуации

и

социальных

проб

в

процессе

деятельности детских и юношеских организаций и прежде всего детского самоуправления.

Дети

должны

получить

навыки

противостояния

давления

сверстников

(социальная

прививка), выработать уважение товарищеского типа взаимоотношений без насилия.

3.Познавательно – поведенческое предотвращение нежелательного поведения.

Основное воздействие на развитие интеллектуальной сферы и заключается в

применении

методов

убеждения,

научению

анализу

деятельности

и

общения

(анализ

проблем и ситуаций), сознательному принятию решений и коррекции поведения. Формами

этой воспитательной работы являются семинары, диспуты, ситуативные, деловые игры.

4.Индивидуальная и групповая, психологическая коррекция и реабилитация.

5. Формы организации труда: поручения, дежурства. Коллективный труд.

-формирование культурно-гигиенических навыков, выполнения зарядки.

-поддержание чистоты и порядка ежедневно, плюс генеральная уборка по субботам

(старшие дети помогают младшим).

-стирка мелких вещей, подготовка школьной, спортивной формы, глажение

(пятница, суббота, воскресение).

-каждый воспитанник имеет поручение.

-по пятницам семейное собрание, где обсуждаются итоги недели, отчет по

поручениям.

-ежедневно проводится ручной труд (у каждого воспитателя свое направление),

отмечается экран настроения детьми.

- в течении дня систематически формируется, корректируется, контролируется

общение со сверстниками (будь внимателен к товарищу, уступай, отвечай за свои поступки;

совершенствуются знания правил поведения в школе, столовой, во время дежурств по

столовой). Умение оценивать свое поведение, поступки, культура речи.

Во время трудовой деятельности (выполнение поручений, часы труда на прогулке)

учим без помощи других объединяться для труда, работать в коллективе, видеть результат

труда.

-формируем ответственность за порученное дело, доводить до конца.

-воспитываем уважение к людям труда.

-приучаем соблюдать правила поведения в семье в отсутствие воспитателя.

-заботиться о малышах

- побуждаем интерес к различным видам полезной деятельности.

Все дети заняты по интересам:

-занятия с психологом, посещения ОВЗ, спортзал, хореографию, участие в

массовых

мероприятиях,

изготовление

сувениров

и

поделок

своими

руками

(проект

«подарим людям радость).

Ведется работа клубов» Берегоши, Непоседы, Хозяюшка».

Дети имеют много благодарностей, дипломов, которые хранятся в личных портфолио, а

также памятные, личные подарки.

Планомерно ведется работа по восстановлению, утраченных контактов и связей с семьей.

В

центре

прослеживается

положительная

динамика.

Большинство

детей

возвращены

в

биологические семьи и отданы под опеку.

Таким образом видно, что работа по предоставлению центром социально-

педагогических

услуг,

установлению

утраченных

контактов

и

связей

с

семьей,

формированию навыкам общения, здоровому образу жизни ведется в правильном и нужном

направлении.

-

-

-



В раздел образования