Фонематический слух-основа грамотного письма и чтения
Автор: Шкунова Любовь Леонидовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 46 Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край Наименование материала: презентация Тема: Фонематический слух-основа грамотного письма и чтения Раздел: среднее профессиональное
ЦРР «Детский сад № 46»
учитель-логопед
Шкунова Л.Л
.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком
буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у
школьников при обучении грамоте.
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха,
т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать
правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из
слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в
определенной последовательности.
Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте
фонематический слух!
\
Давайте же приступим к занятиям по развитию
Цель первого этапа - развитие слухового
внимания и слуховой памяти, что особенно
важно для успешного развития фонематического
восприятия вообще. Неумение вслушиваться в
речь окружающих часто является одной из
причин неправильного произношения, поэтому
нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их
сравнивать.
Предложите ребенку послушать звуки за окном: закрой
глаза и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто
кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
"Кто что услышит"
Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в
звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А
ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.
"Угадай, чей голосок"
Играющие сидят. Один ребенок становится в центре
круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут
стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет
ритмический рисунок хлопков.
Например, два хлопка, пауза, один хлопок,
пауза, два хлопка. В усложненном
варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми
глазами .
Игра "Шумящие мешочки". Вместе с ребенком
насыпьте в мешочки или коробочки крупу,
пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен
угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что
у него внутри.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и
самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные
оттенки речи.
Игра “Далеко - близко“
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно
послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко),
и как - когда далеко (тихо). Затем произносит “Мяу“, меняя силу голоса, а
ребенок отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход (“у-у-у“) - далеко
(тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая (“у-у-у“
произносит низким голосом) или маленькая (“у-у-у“ произносит высоким
голосом); кто плачет - мальчик (“а-а-а“ низким голосом) или девочка (“а-а-
а“ высоким голосом).
Игра “Не ошибись“
Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания.
В любом языке существует определенное количество
звуков, которые создают звуковой облик слова.
Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его
лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово
от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук -
называется фонемой (отсюда и “фонематический
слух“).
Каждый помнит такую характеристику звука, как -
согласные и гласные звуки. Начинать нужно с
различения гласных звуков.
Игра «Шутки – минутки». Прочитайте
ребенку строчки из стихов, намеренно
заменяя буквы в словах ребенку
понравится находить ошибки в
стихотворении и исправлять их.
Например:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану
.
Взрослый дает ребенку картинки с
изображением поезда, девочки, птички
и объясняет: “Поезд гудит у-у-у-у;
девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-
и-и.“
Далее он произносит каждый звук
длительно, а ребенок поднимает
соответствующую картинку.
Игра “Прогулка на велосипедах“.
- Взрослый говорит: “Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины.
Подкачаем еще насосом: ссс... (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…“
- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс..., а если с
изображением шины - шшш...
Подобным образом проводится игра “Жук и комар“ со звуками ссс и жжж.
Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и
мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием.
Игра “Угадай, кто поет“
- Поехал поезд в далекий путь: “т-т-т“. Птичка песенку поет: “ть-ть-ть“.
Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где звуки т и ть сочетаются с разными гласными
«Дразнилки»(ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю; та-та-та; тя-тя-тя), а дети показывают
соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
Термином “фонематический (звуковой) анализ“ определяют как
элементарные, так и сложные формы звукового анализа.
Элементарные – это выделение звука на фоне слова.
Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его
места (начало, середина или конец слова) относится сложной
формы.
Самым сложным звуковым анализом является определение
последовательности звуков в слове, их количества, места по
отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким).
Способность к элементарному анализу появляется у детей
дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают
лишь в процессе специального обучения.
На первом этапе ребёнок использует вспомогательные средства и
символы звука.
1.
Выдели звук
"Наковальня" ( "Кузница", "Ложкари", "Барабанщики")
Для выделения
звонких звуков используется металлический молоток (палочка,
ложка, другой предмет), а для глухих согласных - деревянный.
Дети стучат соответствующим молотком по ходу проговаривания
звуков, слогов слов, фраз, показа картинок, чтения текста,
стихотворения.
"Следопыт"
Найти на сюжетной картинке предметы на заданный звук, назвать их
и отметить фишкой.
"Поприветствуй звук"
Подними флажок и помаши им, если услышишь заданный звук.
"Сломанный телевизор "
У телевизора пропал звук. По
губам нужно определить произнесённый звук и показать
символ звука.
"Хлопочки»
Детям предлагается отхлопывать каждый
услышанный заданный звук.
"Топотушки»
Топнуть
каждый раз. когда услышишь заданный звук.
"
Шифровальщик» Дети рисуют рядом с картинкой символ
заданного звука, который есть в слове.
"Сигнальщи»
Дети показывают соответствующий
заданному звуку сигнал ("звуковые сигналы").
"Комарики»
Дети "становятся" комарами и произносят
звук 3, если услышат его в слове .
"Паутина»
Соедини
линиями все картинки, в названии которых есть заданный
звук.
"Вертолина "
На нескольких кругах, соединённых в центре, наклеены картинки на разные звуки. Поворачивая круги, совмещают их по
радиусу так, чтобы картинки, в названиях которых есть заданный звук, оказались в ряд от центра.
"Подарки "
Нужно выбрать в подарок картинку (игрушку, натуральный предмет), в названии которой есть заданный звук.
"Что лишнее?"
Среди картинок (предметов, игрушек, рисунков) нужно выбрать те, в названии которых нет заданного звука и назвать
(убрать, зачеркнуть, прикрыть) их.
"Карнавал насекомых "
На карнавал приходят те насекомые, в названии которых есть заданные звуки. Первыми на танец приглашаются
насекомые со звуком [К] в названии (дети манипулируют с игрушками - насекомыми).
"Звуковые кружочки "
а) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает произносимый логопедом звук;
б) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает беззвучно артикулируемый логопедом звук;
в) произнести гласный звук, соответствующий данному графическому символу звука;
г) составить из графических символов гласных звуков схему звукокомплекса типа:
- как кричат заблудившиеся в лесу: АУ;
- как звали ослика в сказке про Вини - Пуха: Иа;
- как плачет ребёнок: УА.
"Песенки звуков"
Дети слушают сказку о том, как звуки «ходили» друг к другу в гости и пели песенки,
здороваясь друг с другом. Первым здоровался звук - гость, затем - хозяин (положить
рядом с одним графическим символом гласного звука второй).
Например: звук [А] пришёл в гости к звуку [И] , Получилась песенка: - АИ.
"Нарисуй звук"
Рядом с картинкой, изображающей лицо при произнесении гласного звука, нужно
нарисовать соответствующий графический символ гласного звука.
"Найди предмет (картинку) "
По определённому количеству открытых окошечек на раздвижной звуковой линейке,
подбираются предметы (картинки), в названии которых соответствующее количество
звуков.
«Рыболов»
Магнитной удочкой нужно поймать рыбок, на которых наклеены картинки, имеющие в
названии заданное количество звуков.
"Покупки"
В магазине покупают предметы, в названии которых заданное количество звуков.
"Звуковой кубик"
На гранях кубика написаны цифры от 3 до 8 (нарисовано от 3 до 8 кружков). Ребёнок
бросает кубик. В соответствии с выпавшей цифрой (количеством кружков) нужно
подобрать предмет (картинку) с таким же количеством звуков в названии.
"Парочки "
К данной картинке (предмету) нужно подобрать другую, с таким же количеством звуков
в названии.
"Звуки на ладошке"
Согнуть (разогнуть) столько пальцев; надеть на пальцы столько колпачков
(напалечников, игрушек из пальчикового театра); коснуться большим
пальцем указательного столько раз, сколько звуков в слове услышал.
"Звуковые дорожки "
Нарисовать столько символов звука (точек, значков, геометрических
фигур); положить столько предметов, сколько звуков в слове услышал.
"Раскрась "
Раскрасить столько предметов (мячей, шаров, геометрических фигур и
т.п.), сколько звуков было услышано в слове.
"Звуковая линейка"
На раздвижной звуковой линейке открой столько окошечек, сколько звуков
услышал вслове.
Исключается опора на материализацию действия. Слово называется,
определяются первый, второй, третий и так далее звуки, уточняется их
количество. Все задания выполняются в речевом плане.
"Звуки - непоседы "
Какой звук убежал? Например: крот - кот; коты - кот.
"Цепочка слов"
Логопед начинает, а дети продолжают подбирать и называть слова на
последний звук предыдущего слова.
"Добавь звук"
Дети добавляют звук в начало или конец слова, чтобы получилось новое
слово.
Например: шар - шарф; уха - муха.
"Подбери словечко "
Дети подбирают слова на заданный звук.
Все задания по отбору картинок или игрушек на заданный звук выполняются молча.
"Молчанка« Отбери картинки на заданный звук. Отбери картинки, в названии которых 3 ,
4 звука.
"Сосчитай « Подними цифру, соответствующую количеству звуков в названии предмета.
Определи
место звука в слове и обозначь его на звуковой линейке фишкой.
"Фантазёры "
Закрой глаза и представь себе предмет, название которого начинается с заданного
звука.
"Перфокарты "
Листы с отверстиями - перфокарты. На них расположены предметные картинки, часть
из
которых содержит в названии один и тот же звук. Под каждой картинкой проделано
отверстие. Предлагается найти все картинки с заданным звуком и закрасить отверстия
под
ними соответствующим символу звука цветным карандашом.