Напоминание

Фонематический слух-основа грамотного письма и чтения


Автор: Шкунова Любовь Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 46
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: презентация
Тема: Фонематический слух-основа грамотного письма и чтения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЦРР «Детский сад № 46» учитель-логопед Шкунова Л.Л .
 Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!  Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте.  Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух!
\ Давайте же приступим к занятиям по развитию
Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
 Предложите ребенку послушать звуки за окном: закрой глаза и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?  "Кто что услышит" Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.  "Угадай, чей голосок" Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами . Игра "Шумящие мешочки". Вместе с ребенком насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи. Игра “Далеко - близко“ Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит “Мяу“, меняя силу голоса, а ребенок отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход (“у-у-у“) - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая (“у-у-у“ произносит низким голосом) или маленькая (“у-у-у“ произносит высоким голосом); кто плачет - мальчик (“а-а-а“ низким голосом) или девочка (“а-а- а“ высоким голосом).
Игра “Не ошибись“
Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания.
 В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова.  Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук - называется фонемой (отсюда и “фонематический слух“).  Каждый помнит такую характеристику звука, как - согласные и гласные звуки. Начинать нужно с различения гласных звуков.
Игра «Шутки – минутки». Прочитайте ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах ребенку понравится находить ошибки в стихотворении и исправлять их. Например: Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану .
 Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: “Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и- и-и.“  Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
 Игра “Прогулка на велосипедах“. - Взрослый говорит: “Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс... (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…“ - Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс..., а если с изображением шины - шшш... Подобным образом проводится игра “Жук и комар“ со звуками ссс и жжж. Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием. Игра “Угадай, кто поет“ - Поехал поезд в далекий путь: “т-т-т“. Птичка песенку поет: “ть-ть-ть“. Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где звуки т и ть сочетаются с разными гласными «Дразнилки»(ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю; та-та-та; тя-тя-тя), а дети показывают соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
Термином “фонематический (звуковой) анализ“ определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.  Элементарные – это выделение звука на фоне слова.  Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы.  Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким).  Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения.
На первом этапе ребёнок использует вспомогательные средства и символы звука. 1. Выдели звук "Наковальня" ( "Кузница", "Ложкари", "Барабанщики") Для выделения звонких звуков используется металлический молоток (палочка, ложка, другой предмет), а для глухих согласных - деревянный. Дети стучат соответствующим молотком по ходу проговаривания звуков, слогов слов, фраз, показа картинок, чтения текста, стихотворения. "Следопыт" Найти на сюжетной картинке предметы на заданный звук, назвать их и отметить фишкой. "Поприветствуй звук" Подними флажок и помаши им, если услышишь заданный звук.
 "Сломанный телевизор " У телевизора пропал звук. По губам нужно определить произнесённый звук и показать символ звука.  "Хлопочки» Детям предлагается отхлопывать каждый услышанный заданный звук. "Топотушки» Топнуть каждый раз. когда услышишь заданный звук.  " Шифровальщик» Дети рисуют рядом с картинкой символ заданного звука, который есть в слове.  "Сигнальщи» Дети показывают соответствующий заданному звуку сигнал ("звуковые сигналы").  "Комарики» Дети "становятся" комарами и произносят звук 3, если услышат его в слове . "Паутина» Соедини линиями все картинки, в названии которых есть заданный звук.
"Вертолина " На нескольких кругах, соединённых в центре, наклеены картинки на разные звуки. Поворачивая круги, совмещают их по радиусу так, чтобы картинки, в названиях которых есть заданный звук, оказались в ряд от центра. "Подарки " Нужно выбрать в подарок картинку (игрушку, натуральный предмет), в названии которой есть заданный звук. "Что лишнее?" Среди картинок (предметов, игрушек, рисунков) нужно выбрать те, в названии которых нет заданного звука и назвать (убрать, зачеркнуть, прикрыть) их. "Карнавал насекомых " На карнавал приходят те насекомые, в названии которых есть заданные звуки. Первыми на танец приглашаются насекомые со звуком [К] в названии (дети манипулируют с игрушками - насекомыми). "Звуковые кружочки " а) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает произносимый логопедом звук; б) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает беззвучно артикулируемый логопедом звук; в) произнести гласный звук, соответствующий данному графическому символу звука; г) составить из графических символов гласных звуков схему звукокомплекса типа: - как кричат заблудившиеся в лесу: АУ; - как звали ослика в сказке про Вини - Пуха: Иа; - как плачет ребёнок: УА. "Песенки звуков" Дети слушают сказку о том, как звуки «ходили» друг к другу в гости и пели песенки, здороваясь друг с другом. Первым здоровался звук - гость, затем - хозяин (положить рядом с одним графическим символом гласного звука второй). Например: звук [А] пришёл в гости к звуку [И] , Получилась песенка: - АИ. "Нарисуй звук" Рядом с картинкой, изображающей лицо при произнесении гласного звука, нужно нарисовать соответствующий графический символ гласного звука.

"Найди предмет (картинку) " По определённому количеству открытых окошечек на раздвижной звуковой линейке, подбираются предметы (картинки), в названии которых соответствующее количество звуков. «Рыболов» Магнитной удочкой нужно поймать рыбок, на которых наклеены картинки, имеющие в названии заданное количество звуков. "Покупки" В магазине покупают предметы, в названии которых заданное количество звуков. "Звуковой кубик" На гранях кубика написаны цифры от 3 до 8 (нарисовано от 3 до 8 кружков). Ребёнок бросает кубик. В соответствии с выпавшей цифрой (количеством кружков) нужно подобрать предмет (картинку) с таким же количеством звуков в названии. "Парочки " К данной картинке (предмету) нужно подобрать другую, с таким же количеством звуков в названии.
"Звуки на ладошке" Согнуть (разогнуть) столько пальцев; надеть на пальцы столько колпачков (напалечников, игрушек из пальчикового театра); коснуться большим пальцем указательного столько раз, сколько звуков в слове услышал. "Звуковые дорожки " Нарисовать столько символов звука (точек, значков, геометрических фигур); положить столько предметов, сколько звуков в слове услышал. "Раскрась " Раскрасить столько предметов (мячей, шаров, геометрических фигур и т.п.), сколько звуков было услышано в слове. "Звуковая линейка" На раздвижной звуковой линейке открой столько окошечек, сколько звуков услышал вслове.
Исключается опора на материализацию действия. Слово называется, определяются первый, второй, третий и так далее звуки, уточняется их количество. Все задания выполняются в речевом плане. "Звуки - непоседы " Какой звук убежал? Например: крот - кот; коты - кот. "Цепочка слов" Логопед начинает, а дети продолжают подбирать и называть слова на последний звук предыдущего слова. "Добавь звук" Дети добавляют звук в начало или конец слова, чтобы получилось новое слово. Например: шар - шарф; уха - муха. "Подбери словечко " Дети подбирают слова на заданный звук.
Все задания по отбору картинок или игрушек на заданный звук выполняются молча. "Молчанка« Отбери картинки на заданный звук. Отбери картинки, в названии которых 3 , 4 звука. "Сосчитай « Подними цифру, соответствующую количеству звуков в названии предмета. Определи место звука в слове и обозначь его на звуковой линейке фишкой. "Фантазёры " Закрой глаза и представь себе предмет, название которого начинается с заданного звука. "Перфокарты " Листы с отверстиями - перфокарты. На них расположены предметные картинки, часть из которых содержит в названии один и тот же звук. Под каждой картинкой проделано отверстие. Предлагается найти все картинки с заданным звуком и закрасить отверстия под ними соответствующим символу звука цветным карандашом.


В раздел образования