Автор: Сотникова Нина Сергеевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: СПб ГБПОУ колледж Метростроя
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы решения показательных уравнений и неравенств
Раздел: среднее профессиональное
Разработка урока математики
по теме:
Методы решения показательных уравнений и
неравенств
(урок с использованием технологии КСО,
методики сменных пар)
урок разработал
преподаватель математики
ГБПОУ СПб колледж Метростроя
Сотникова Нина Сергеевна
г.Санкт-Петербург, 2019г
Тема урока: Показательные уравнения и неравенства
Цели урока:
Образовательная: отработать навыки решения показательных уравнений и
неравенств, используя
методику сменных пар.
Развивающая:развивать познавательный интерес к математике, развивать
математическую речь учащихся, умение доступно излагать
материал товарищу, развивать самостоятельность.
Воспитательная:
воспитывать умение работать в группе, паре; умение слушать товарища и
доказывать свою точку зрения; воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь при
работе в группе.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.
Организаци-
онный момент
II.
Актуализация
опорных знаний
III.
Отработка
навыков
Учитель приветствует учащихся
Объявляет тему и цели урока.
Учитель предлагает учащимся
устно выполнить упражнения:
1)Вычислить а)
; б)
;
в)
; г)
.
2)Найти область значений
функции:
а)
б)
3)Сравнить:
а)
и 1
б)
и 1
4)Решить уравнения:
Учащиеся
приветствуют учителя,
записывают тему урока
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя, если
возникают затруднения,
то устное упражнение
разбирает ученик у
доски.
Учащиеся внимательно
решения
показательных
уравнений и
неравенств
IV.
Домашнее
а)
б)
в)
г)
5)Решить неравенства:
а)
б)
-Ребята, у меня имеется 6 видов
карточек с заданиями, которые вам
нужно решить, в этих карточках
сразу пишутся задания, но если вы
сомневаетесь, у меня есть
карточки-инструкции, которые
помогут вам выполнить задание.
Так же вы можете воспользоваться
моей помощью и дополнительной
литературой. Затем, когда вы
решите задание, и будете уверены в
правильности выполнения,
просигнальте и выберите себе
товарища с другим номером
карточки. Вам нужно сесть вместе,
дать друг другу задания своих
карточек; если товарищ
затрудняется, подсказать ему;
затем проверить задания друг
друга и отметить в листке учета
выполнение своей карточки и
карточки товарища
№1
№2
№3
№4
№5
№6
слушают учителя;
внимательно читают и
выполняют свое
задание. Если
возникает
необходимость, берут
карточки-инструкции
либо зовут на помощь
учителя.
(См. приложение)
(См. приложение)
задание
V.
Итог урока
+
*
(листки учета розданы заранее всем
ученикам)
Если вы раньше других справились
со всеми карточкам, то для вас
написано задание на доске.
На доске в левом углу:
Задача дня:
Решить уравнение :
Шаг вперед!
Решить неравенство:
Если учащиеся очень быстро
справляются с карточками, то
можно им предложить выйти на
контроль и предложить
контрольною работу, содержащую
задания, подобные тем, что
учащиеся проработали.
Стр. 88
выполнить карточку. Проверить
себя
Дополнительное задание:
№261(2),262(2)
Учитель перечисляет учащихся,
которыесправились со всеми
заданиями, отмечает на экране
успеваемости результат
Ребята смотрят в
учебнике задания,
заданные на дом,
задают вопросы.
проделанной работы и поощряет их
отметками.
Отдельно отмечает ребят, которые
консультировали учащихся.
А учащихся, не справившихся со
всеми карточками, учитель
приглашает на консультацию.
Приложение
№1
Решите уравнения:
1)
2)
№4
Решите уравнения:
1)
2)
№2
Решите уравнения:
1)
2)
№5
Решите неравенства:
1)
2)
№3
Решите уравнения:
1)
2)
№6
Решите неравенства:
1)
2)
№1
Карточка –инструкция
Решите уравнение:
1)
Воспользуйтесь тождествами
a)
b)
2)
Сведите к виду:
Ответ :
№4
Карточка –инструкция
Решите уравнение:
1)
Приведите
к основанию 3.
2)
Введите новую переменную :
обозначьте
,
где
и решите квадратное
уравнение.
3)
Выполните обратную
подставку.
Ответ :
№2
Карточка –инструкция
Решите уравнение:
1)
Перейдите к основанию 2:
№5
Карточка –инструкция
Решите неравенство:
2)
В силу монотонности
показательной функции :
Ответ :
№3
Карточка –инструкция
Решите уравнение:
1)
В левой части вынести
множитель 32x+1:
Ответ :
1)
Приведите
к основанию 2:
2)
Обозначьте
,
где
.
3)
Решите квадратичное
неравенство.
Предпоследний шаг:
или :
Ответ :
№6
Карточка –инструкция
Решите неравенство:
1)
Представьте
2)
Введите новую переменную.
3)
Решите квадратичное
неравенство.
4)
Найдите x.
Ответ :
Контрольная работа
Решите уравнения и неравенства:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
1.
Найдите корень показательного уравнения:
1)2
-х
= 16
2)9
х
– 4
.
3
х
+ 3 =0
3)3
х
+4
.
3
х+1
=13
4)(
5
4
)
3х-7
=(
4
5
)
2х +2
5)
2
2х+1
– 5
.
2
х
- 88 = 0
1. 3
-х
= 27
2. 25
х
– 6
.
5
х
+ 5 =0
3. 2
х
+ 2
х-3
=18
4. (
3
2
)
2х-6
=(
2
3
)
3х +1
5. 5
2х+1
– 26
.
5
х
+5
= 0
1. 3
х
= 81
2. 4
х
– 6
.
2
х
+ 8 =0
3. 3
х
- 3
х+3
= -78
4. (
5
4
)
х
=
16
25
5. 2
2х+1
– 5
.
2
х
+2
= 0
1. 6
х
= 216
2. 9
х
– 6
.
3
х
- 27 =0
3. 5
2х-1
- 5
2х-3
= 4,8
4. 0,7
х
=
343
1000
5. 3
2х+1
– 10
.
3
х
+3
= 0
2.
Решите показательное неравенство:
6. (0,1)
х
1000
7. 2
2х -9
1
8. 3
2х
- 4
3
х
+ 3
0
9. 2
2х+1
- 5
2
х
+ 2
0
8. 5
4х -7
1
9. (0,5)
х
25
10. 5
2х
+ 4
5
х
- 5 > 0
11. 3
2х+1
- 10
3
х
+ 3 < 0
8. 10
5х -1
1
9. (0,3)
х
0,09
10. 2
2
2х
- 5
2
х
+ 2 > 0
11. 2
х
+ 2
х+2
< 20
8. 7
х +5
1
9. (0,2)
-х
0,008
10. 3
3
2х
-10
3
х
+3 < 0
11. 3
2х-1
– 3
2x-3
<
3
8
3.
Задания повышенной сложности:
10. 2
3
3х-1
+27
х-2/3
=9
х-1
+2
3
2х-1
11.2
х+4
+2
х+2
=5
х+1
+3
5
х
12.
1
19
2
3
2
х
х
13.
4
,
8
4
,
8
1
3
2
х
х
6.
1
1
2
2
12
2
2
х
х
х
7. 5
2х
-7
х
-5
2х
17+7
х
17=0
12.
1
37
6
9
5
х
х
13.
49
7
1
2
8
х
х
6.
4
3
3
1
3
3
1
9
22
2
3
1
х
х
х
7.
2
1
1
2
2
2
2
2
3
3
2
х
х
х
х
12.
1
36
,
0
2
1
7
х
х
13.
25
5
6
3
4
х
х
6. 5
4
х-1
-16
х
+0,25
2
2х+2
+7=0
7.
1
1
2
9
2
1
4
6
9
3
1
4
3
х
х
х
х
12.
1
30
29
6
18
9
х
х
13.
76
76
6
8
4
х
х
Список литературы
1.
Авербух
Б.Г.,
Рубинштейн
А.И.
Об
определении
степени
и
решении
уравнений
и
неравенств
,
содержащих
показательно
степенную
функцию.//Математика в школе. - 1996.-№2.-с.29-33.
2. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений:
Колмагоров
А.Н.,
Абрамов
А.М.,
Дудинцын
Ю.П.
и
др.;
Под
редакцией Колмагорова А.Н. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
3.
Белоненко
Т.В.,
Васильев
А.Е.,
Васильева
Н.И.,
Крымская
.Д.
Сборник
конкурсных задач по математике. - СПб.: Спецлитература, 1997.