Напоминание

Применение активных форм и методов обучения на уроках математики как средство развития познавательной деятельности обучающихся


Автор: Нистеренко Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Норильский техникум промышленных технологий и сервиса
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных форм и методов обучения на уроках математики как средство развития познавательной деятельности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение активных форм и методов обучения на уроках математики

как средство развития познавательной деятельности обучающихся.

Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои

знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.

Как говорил Л. Н. Толстой: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью».

Условия

современной

жизни

предъявляют

высокие

требования

к

выпускнику

независимо от ступени образования. В связи с этим возрастает и усложняется роль

преподавателя, повышаются требования к его профессиональным компетенциям.

Для

того

чтобы

способствовать

развитию

познавательной

деятельности,

необходимо обучающегося вовлечь в процесс обучения, заинтересовать его. Довольно

трудно это сделать. Математика является одним из самых сложных учебных дисциплин.

Сам

урок

математики

обладает

целым

рядом

специфических

особенностей,

он

не

автономен, а разворачивается с опорой на раннее изученное, требует

определённого

уровня логического мышления.

Не

секрет,

что

в

последние

годы

все

заметнее

происходит

спад

интереса

обучающихся

к

обучению.

Это

и

понятно,

ведь

преподаватель

перестал

быть

единственным источником знаний.

У многих обучающихся

отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться,

низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому, считаю, что главная задача

педагога

в

этих

условиях

заключается

в

поиске

более

эффективных

форм,

моделей,

способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема развития

познавательной

деятельности

обучающихся

в

процессе

обучения.

Проблема

развития

личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития

личности, её профессиональной подготовки. Постоянно растущий объём информации, её

многопрофильность

привели

к

тому,

что

ни

у

кого

не

вызывает

сомнения

тезис

о

невозможности знать и уметь всё. Наиболее ценным стало умение добиться цели через

смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности

обучающегося

становится

его

готовность

к

самостоятельной

деятельности

по

сбору,

обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их

до исполнения. Соответственно, меняются и задачи педагога. Теперь он должен быть не

только источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования

обучающихся, побуждающим к творческому поиску.

Стратегическим

направлением

активизации

обучения

является

не

увеличение

объёма

передаваемой

информации,

не

усиление

и

увеличение

числа

контрольных

мероприятий,

а

создание

дидактических

и

психологических

условий

осмысленности

учения,

включения

в

него

обучающегося

на

уровне

не

только

интеллектуальной,

но

личностной и социальной активности.

Чтобы заинтересовать обучающихся, вовлечь их в работу на уроке использую

различные активные методы и приёмы обучения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают обучающихся к

активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным

материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов,

которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их

запоминание

и

воспроизведение,

а

на

самостоятельное

овладение

обучающимися

знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто

знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки

ситуации и принятия правильного решения

.

Учитывая то, что в группе у всех обучающихся разные способности и темп работы

у

всех

разный,

для

повышения

эффективности

обучения

и

развития

познавательной

деятельности

применяю

как

групповую,

так

и

индивидуально-дифференцированную

форму работы.

Групповая работа состоит из следующих этапов:

подготовка преподавателем групповых заданий;

инструктирование обучающихся о работе;

обсуждение и составление плана выполнения задания;

распределение заданий, определение способов решений;

выполнение заданий.

Групповую работу применяю на разных этапах урока.

Но целесообразнее её применять на этапе освоения нового материала, а также на

уроках первичного закрепления.

При

этом

лучше

сформировать

группы

из

обучающихся

с

разными

способностями.

При работе группой наиболее подготовленный обучающийся выступает в роли

преподавателя,

он

обязательно

должен

добиться,

чтобы

каждый

из

группы

усвоил

материал. Результаты или выводы сделанные группой лучше чтобы представил слабый

обучающийся, таким образом, у него повышается интерес к предмету, появляется вера в

свои силы, повышается мотивация.

Так, например, при изучении темы «Исследование функций» были сформированы

4 группы.

Первый этап урока – ребята должны были самостоятельно изучить материал из

учебника и записать общую схему исследования функций.

Далее каждой группе были даны ватманы, на которых были изображены графики

функций. Необходимо

провести исследование

функции по общей схеме. Выбрать из

данных ответов верные. Второе задание по данному графику исследовать функцию по

схеме, но уже вариантов ответов нет. Это задание уже белее сложное, даёт возможность

применить полученные знания. Таким образом, каждый обучающийся, работая в группе,

мог задать вопрос своему консультанту или же посоветоваться спреподавателем. Порой

объяснение товарища понятнее обучающемуся и он начинает понимать материал, а значит

обязательно будет работать на уроке.

Третье задание усложняется, обучающиеся выполняют задание в тетрадях. Дана

функция, они должны её исследовать и самостоятельно построить график функции.

Данная форма работы позволяет задействовать и не оставить равнодушным никого

так как они

работают в команде и от работоспособности каждого зависит результат

работы всей группы.

Например, при изучении темы «Правила вычисления производных» каждой группе

даётся

10

функций.

Необходимо

вычислить

производную

и

отгадать

зашифрованное

слово.

Выполнив задание и заполнив пустые ячейки разгадывают слово, значение которого

необходимо пояснить.

Однако групповая форма работы имеет и свои слабые стороны. При такой форме

трудно

определить

долю

работы

каждого

обучающегося,

насколько

он

понял

новый

материал, понятно ли ему как применять новое правило или формулу при решении

практических заданий.

И

тут,

приходит

на

помощь

дифференцированный

метод

в

обучении.

Индивидуально - дифференцированную работу целесообразно проводить на всех этапах

урока. При умелой организации, дифференцированная работа обучающихся формирует у

них потребность и навыки самообразования. Только при индивидуальной работе можно

отследить

уровень

знаний

каждого,

у

кого

какие

пробелы.

На

этапе

закрепления

материала необходимо подбирать задания простые и средней сложности, чтобы каждый

смог применить полученные знания при выполнении практических упражнений. Уже при

формировании

навыков

по

изучаемой

теме

составляются

разноуровневые

задания.

Обозначаю

их

часть

А;

В;

С

(минимальный,

общий,

продвинутый).

Уровневая

дифференциация представляет собой три уровня предполагаемых результатов:

1)

минимальный – решение задач образовательного стандарта;

2)

общий – решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального

уровня, связанных ассоциативными связями;

3)

продвинутый – решение задач, являющихся комбинациям подзадач, связанных

как явными, так и не явными ассоциативными связями.

Составляя

дифференцированные

задания,

необходимо

придерживаться

двух

принципов – принцип посильности и принцип обучения на высоком уровне. Задачи

уровня С должны быть развивающими, нешаблонными, которые требуют специального

процесса решения. В ходе решения таких задач не только развивается мышление, но и

возрастает

уверенность

в

своих

силах,

развивается

самостоятельность,

активность,

целеустремлённость. Навыки решения предметных задач будут перенесены человеком в

жизненные ситуации.

Для обучащихся, которые трудно понимают изучаемый материал или им требуются

некоторые подсказки, составляю эталоны, на которых расписан алгоритм выполнения

задания с подробным описанием. Такие эталоны также применяю при самостоятельном

изучении нового материала. Используя такой приём, придерживаюсь принципа “Лучше

один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Например, при изучении темы «Вычисление

определителей»,

«Обратная

матрица»

использование

таких

эталонов

позволило

разобраться в данном материале и слабым обучающимся,

и

даже

тем, которые при

объяснении данной темы отсутствовали. Каждый обучающийся осваивает материал по-

разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Имея пример решения, он работает в меру

своих способностей.

Технология

дифференцированного

обучения

предполагает,

что

если

каждому

отводить

время,

соответствующее

его

личным

способностям,

то

можно

обеспечить

усвоение базового уровня основных учебных дисциплин.

Сочетание различных форм и методов работы на уроке, дают положительный

результат. Обучающиеся проявляют заинтересованность, любознательность, активность.

Таким

образом

повышается

как

уровень

успеваемости,

так

и

качества,

помогает

самостоятельно разобраться в изучаемом материале.

Незаинтересованность

обучающихся

на

уроках

связана,

прежде

всего

с

непониманием материала. Когда обучающийся начинает понимать, что он делает у него

появляется

стремление

повысить

свой

уровень

знаний,

желание

развить

своё

мировоззрение.

Считаю,

что

без

индивидуализации

и

дифференциации

не

может

быть

развивающего обучения.

Литература:

1.

Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии: Волгоград: Учитель,

2008.

2.

Пичурин,

Л.

Ф.

Воспитание

учащихся

при

обучении

математике:

Москва:

Просвещение, 1987.

3.

Быков, А. В. О технологии проведения зачётного урока// Математика в школе.-1998.

- №6.



В раздел образования