Автор: Галина Леонидовна Петрова
Должность: Преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ Самарской области
Населённый пункт: Самарская область, Алексеевский район, п. Авангард
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тригонометрические уравнения
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской
области «Алексеевское профессиональное училище»
Разработка урока
по математике
(алгебра и начала математического анализа)
разработка предназначена для изучения в учреждениях
СПО 1 курс
Тема: РЕШЕНИЕ
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Преподаватель математики
Петрова Галина Леонидовна
2019-2020 учебный год
Тема: РЕШЕНИЕ
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Цели урока: усилить практическую направленность данной темы для качественной
подготовки к ЕГЭ; способствовать прочному усвоению материала; повторить, обобщить и
систематизировать материал по теме «Тригонометрические уравнения».
Задачи урока:
Образовательная: проверка умений применять тригонометрические формулы при
решении уравнений, формулы корней простейших тригонометрических уравнений;
Развивающая: развитие навыков самоконтроля, навыков самостоятельной работы;
Воспитательная: воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных
результатов, уважительного отношения друг к другу.
Тип урока: урок-практикум.
1-я часть: обобщение и систематизация теоретических основ.
2-я часть: тренировочные упражнения.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование и источники информации: рисунки, таблицы; схема; динамичные блоки
тригонометрических уравнений.
Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), тестовая проверка уровня знаний,
работа по опорным схемам, работа по обобщающей схеме, решение познавательных обоб-
щающих задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Ход у р о к а
У учащихся па партах листы учета знаний, системно-обобщающая схема, по 4 чистых
подписанных листа и копирка.
I. Организационный момент.
- Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) однажды заметил: «Учиться можно
только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны,
внимательны, будем поглощать знания с большим желанием. И данное высказывание будет
эпиграфом- девизом нашего учебного занятия.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение тригонометрических уравнений».
Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения
тригонометрических уравнений, а также проверяем умения использовать свойства
тригонометрических функций.
Перед вами стоит задача - показать свои знания и умения по решению тригонометрических
уравнений.
I I. Устно:
1)Найдите область значений функции:
а) у= 5cos2x.
Е(у)=[-5;5].
б) y=3 + cosx.
Е(у) = [2;4].
в)у = 2-sin
2
х
E(
у
) = [l
;2].
Докажите, что следующие функции не являются периодическими:
а) у=1/х-1; б)у = √ х ; в) у = sin√ x -1 .
(Область определения не симметрична относительно 0)
Имеет ли смысл выражение? ответы
а) arcsin √2; -
б) arcsin а
2
/ а
2
+1
; +
в) arсcos а
2
+1/ а
2
; -
г) arсcos(-π/3). -
III. Тест (математический диктант) (через копирку с самопроверкой) «Решение про-
стейших тригонометрических уравнений».
(чтение в размеренном темпе, дважды повторяя каждый вопрос)
Цель (на данном этапе урока): контроль (самоконтроль) знаний и приведение в систему
знания по простейшим тригонометрическим уравнениям.
I
в а р и а н т .
1. Каково будет решение уравнения cos х = а при |a| > 1 ?
1. При каком значении а уравнение cosx = a имеет решение?
2. Какой формулой выражается это решение?
4.
Н а
к а к о й
о с и
о т к л а д ы в а е т с я
з н а ч е н и е а
п р и
р е ш е н и и
уравнения cos х = а ?
5. В каком промежутке находится arccosa?
6. В каком промежутке находится значение а?
7. Каким будет решение уравнения cos х = 1 ?
8. Каким будет решение уравнения cosx = -1 ?
9. Каким будет решение уравнения cosx = 0 ?
10.Чему равняется arccos(-a) ?
11. В каком промежутке находится arctga ?
12.Какой формулой выражается решение уравнения tgx = а ?
13.Чему равняется arctg(-a) ?
II в а р и а н т .
1. Каково будет решение уравнения sin х - а при |a| > 1 ?
2. При каком значении а уравнение sinx = а имеет решение?
3. Какой формулой выражается это решение?
4.
На какой оси откладывается значение а при решении уравнения sin х = а ?
5. В каком промежутке находится arcsina?
6. В каком промежутке находится значение а?
7. Каким будет решение уравнения sin х = 1?
8. Каким будет решение уравнения sin х = -1?
9. Каким будет решение уравнения sinx = 0?
10.Чему равняется arcsin(-a)?
11. В каком промежутке находится arcctga ?
12.Какой формулой выражается решение уравнения ctgx = а ?
13.
Чему равняется arcctg(-a) ?
Ответы ( Приложение 1.)
IV. Валеологическая пауза. Перед повторением теоретического материала немного отдохнём –
(комплекс упражнений, направленных на восстановление утомленных глаз).
Комплекс 1.
1. И.п. - сидя или стоя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд.
Повторить 5-6 раз.
2. И.п. - сидя или стоя. Быстро поморгать 20-30секунд.
3. И.п. - сидя или стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на
расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд.
Опустить руку. Повторить 5-7 раз.
Комплекс 2.
1. И.п. - сидя или стоя, выставить палец руки вперед. 1- двигать палец вправо, глазами следить
за пальцем; 2- двигать палец влево; 3-вверх, 4- вниз. Повторить 3 раза. Палец двигается по
широкой амплитуде. Глаза неотрывно следят за пальцем.
2. И.п. - сидя. На счет 1,2 - не поворачивая головы, быстро перевести взгляд из правого верхнего
угла в левый нижний; 3-4 - из левого верхнего угла в правый нижний.
3. И.п. - сидя или стоя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в
течение 20-30секунд.
V. Систематизация теоретического материала.
Устно. Определение вида простейших тригонометрических уравнений. ( Приложение 2.)
Схемы № 1 и № 2 решений тригонометрических уравнений.
-
Как вы думаете, какая из схем этой группы является лишней?
-
Что объединяет остальные схемы?
Отвечающие учащиеся правильные шаги решения заносят в лист учета знаний.
О г в е т ы .
С № 1. 3-я схема лишняя, так как эта схема изображает решение уравнения: sinx
= а ; 1, 2, 4-
6- cosx = а .
С № 2. 4-я схема лишняя, так как эта схема изображает решение уравнения ctgx = а; 1 - 3, 5 -
6 - tgx = а.
«Классификация тригонометрических уравнений».
На доске написаны уравнения данной серии и таблица системно-обобщающая.
(Приложение 3.
(У каждого учащегося имеется такая же схема. Определяя тип и методы решения
уравнений, учащиеся заполняют свою схему. Открываются правильные ответы, учащиеся
меняются схемами, проверяют, объясняют друг другу ошибки, количество верных шагов
решения заносят в лист учета знаний соседа.
1) 3sin
2
х-sinх cos х-2 cos
2
х = 0.
2) cos
2
x-9cosx + 8 = 0.
3) sin6x-cos3x = 0.
4) 2 cos
2
х + 3 sin х = 0.
5) 2sinxcosx = cos2x-2sin
2
x.
6) 2cos
2
x-11sin(π/2-x) + 5 = 0.
7) tgx + 3ctgx = 4.
8) cos 2x + cos(π - x) = 0.
9) √3cos x + sin x = 1.
10) 3cosx + sinx = 5 .
11) сosx +√3 sinх = 2 .
12) 4cosx + sinx = 5.
13) sinx + cosx = 1.
Д и н а м и ч н ы е б л о к и. (
Приложение 4.)
В-1.
-
О чем идет речь?
О т в е т :1, 2, 4 - простейшие тригонометрические уравнения; 3 - уравнение с параметром
(решение только при а = 0).
В-2.
-
О чем говорит этот блок уравнений?
О т в е т :1, 3, 4 - одноименные тригонометрические уравнения, решаются методом
подстановки; 2 - однородное уравнение.
1 = sin x + cos x (: cos x - получим одноименное тригонометрическое уравнение.
В-3.
- Что бы это значило?
О т в е т : 1 - однородное 1-й степени: cosx(sinx); 2 - однородное 2-й степени : cos х;
3 - делить на cos
2
х нельзя, приведет к потере корней: sin
2
х или разложить на множители.
В-4.
- Найдите лишнее уравнение: а) раскройте идею решения.
О т в е т : 1; 3 -разложить на множители; 2 - образовать тригонометрическое уравнение π/6 из
(-π/2; π/2).
sin(arcsinа)=a, то х+1=sin π/6; х=1/2 .
б) О т в е т :2, 3 - метод введения вспомогательного аргумента;
1 - оценка левой части.
В-5.
-Назовите главный ключевой блок уравнений.
О т в е т : блок простейших тригонометрических уравнений – главный, так как решение всех
остальных уравнений сводится к решению простейших.
VI. Дифференцированная самостоятельная работа.
А:
Б:
В:
1. 2 cos х + 3 sin х = 0.
2. sin2x + sinx = 0 .
1.2sin
2
x + cos2x = sin2x
2. sin 7x +cos 4x = sinx.
1. cos 2 cos x = cos3x
2. √3 cosx + sinx =2.
Дополнительно: cos
2
x + cos
2
2x + cos
2
3x + cos
2
4x = 2 .
VII. Проверка самостоятельной работы.
VIII.Подведение итогов урока.
Вот уже несколько уроков мы решаем тригонометрические уравнения.
Вопросы:
-
Что это за уравнения?
-
Какие типы и методы решения тригонометрических уравнений мы знаем?
cosx = -1
sinx = -1
sinx = 1
sinx = 0
cosx = 1
cosx = 0
IХ. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе6 п.23,
№23.1(г); 23.6(а); 23.11(в); 23.26(а).
Творческое задание: -Тригонометрические преобразования во многих случаях
подчиняются трем «законам», которые сформулируем в шутливой форме. Какие известные
вам тригонометрические формулы можно соотнести следующим «законам»:
П е р в ы й : «Увидел сумму - делай произведение».
В т о р о й : «Увидел произведение - делай сумму».
Т р е т и й: «Увидел квадрат - понижай степень».
Урок окончен, спасибо всем за работу. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Приложение I
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
№
п/п
I в а р и а н т
II в а р и а н т
1
Нет решения
Нет решения
2
а <1
а <1
3
х = ±arccosa + 2πn, n € Z х = (-1)
k
arcsina + πn, n € Z
4
На оси ОХ
На оси ОУ
5
[0;
π
]
[-π/2; π/2]
6
[-1;1]
[-1;1]
7
х = 2πn, n € Z
х = π/2 + 2πn, n €Z
8
х = π+πn, n € Z
х = -π/2 + 2πn, n € Z
9
х = π/2 + πn, n €Z
х = πn, n € Z
10
π - arccos а
- arcsin а
11
(-π/2; π/2)
(0; π )
12
х = arctg a+ πn, n € Z
х = arctga + πn, n € Z
13
-arctga
π - arctga
Приложение 2
СИСТЕМНО-ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА
Приложение 3
Приложение 4
ДИНАМИЧЕСКИЕ БЛОКИ
В-1
?ОСОБЕННОЕ!
1
sinx = √3/2
3
tg(2x-π/4) = √3/3
2
cos x/2 = a
2
+1
4
ctg3x = -√3
B-2
?ЛИШНЕЕ, НО!
1
2sin
2
2x + 5sin2x – 3 = 0
2
6sin
2
x + 4sinxcosx = 1
3
3tgx + 5ctgx = 8
4
2sin
2
x/3 + 4cosx/3 + 1 = 0
B-3
?НЕЛЬЗЯ!
1
sinx + cosx = 0
2
sin
2
x - 5sinxcosx + 4cos
2
x = 0
3
3sinxcosx – cos
2
x = 0
?МОЖНО!
В-4
А:
1.
sin4x – sin2x = 0.
2.
arcsin(x+1) = π/6.
3.
5cos3x + 4cosx = 0
B:
1.
2cos3x + 4sinx/2 = 7.
2.
√3cosx + sinx = 2
3.
cosx + √3sinx = 1.
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
Решение уравнений по
известным алгоритмам
Решение уравнений путём
разбиения на подзадачи
Уравнение вида a cosx + b sinx = c, где a, b, c ≠ 0 , решаемые методом
вспомогательного аргумента
Одноимённые
уравнения и
сводящиеся к ним
№
Уравнения,
решаемые
разложением на
множители
№
Уравнения, решаемые
оценкой значений левой
и правой частей
№