Автор: Унжакова Людмила Владимировна
Должность: преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО
Населённый пункт: г. Жуков
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные приемы формирования информационной компетенции на уроках социально-общественного цикла
Раздел: среднее профессиональное
Эффективные приемы формирования информационной
компетенции на уроках социально-общественного цикла
В настоящее время система российского среднего профессионального
образования находится на этапе реформирования, заключающемся в
постепенном переходе к новым образовательным стандартам. В основу
федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения положен системно-деятельностный подход, определяющий цели
обучения как формирование универсальных учебных действий. Обновление
структуры и содержания образовательных стандартов представляет основные
образовательные результаты в компетентностном ключе, что в свою очередь
актуализирует прежде всего проблему формирования ключевых
компетентностей обучающихся.
Компетентностный подход определяется как ведущий
методологический ориентир развития современного образования на всех
его уровнях. Компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и
навыков обучаемого, в содержание образования входят знания, умения, опыт
творческой деятельности, опыт ценностного отношения и т.д.
Компетенции включают совокупность взаимосвязанных качеств
личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, смыслов и
опыта), заданных по отношению к определенному кругу предметов и
процессов и необходимых для эффективной деятельности,
компетентность - владение, обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету
деятельности («проявленная» в практике компетенция, способность к
актуальному выполнению деятельности).
Профессиональное образование направлено на формирование
компетенций общекультурных (ключевых, по терминологии многих
исследователей), профессиональных (общие для профессиональной
области) и специальных (узкопрофессиональные). Ключевые компетенции
- универсальные, надпрофессиональные, надпредметные знания и умения,
в разных их классификациях обязательно есть информационная или
информационно-технологическая, одна из ведущих в современном мире.
Анализ научных публикаций выявил многообразие видов компетентностей.
На сегодняшний день в современной педагогической литературе не
существует единой общепризнанной классификации. В ряду ключевых
1
компетентностей, независимо от авторов и способов классификации,
наиболее важной считается информационная компетентность. Одной из
причин актуальности данной компетентности является тот факт, что от
уровня овладения ею зависит уровень сформированности остальных
ключевых компетентностей профессионала.
В современных условиях повсеместной информатизации общества и
доминирования информационных технологий во всех областях
профессиональной деятельности современного человека особенно важным
и актуальным становится исследование методов формирования
информационной компетенции будущего специалиста. Сейчас
приоритетной целью образования становится развитие способности
обучающегося определять сначала учебные, а затем и профессиональные
цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои
достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и
на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку – то
есть именно формирование информационной компетентности.
Понятие "информационная компетентность" исследовалось широким
кругом учёных. Традиционно данная категория определяется как сложное
индивидуально-психологическое образование на основе интеграции
теоретических знаний, практических умений в области инновационных
технологий и определённого набора
личностных качеств; а также как
новая грамотность, в состав которой входят умения активной
самостоятельной обработки информации человеком, принятие
принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием
технологических
средств. Уточнение категории "информационная
компетентность" позволяет разработать технологию развития
информационной компетентности студента.
Сформированность информационной компетентности у студентов
предполагает наличие у них следующих качеств и способностей:
- понятий, связанных с информацией, особенностей соответствующих
процессов и информационно-коммуникационных средств ее обработки;
- навыки применения ИКТ при реализации учебной, профессиональной
деятельности и в повседневной жизни;
- способность выбирать оптимальные пути решения задач (и их
непосредственное решение), объектом в которых возникает информация;
- владение методами и способами, которые позволят осуществлять поиск,
сбор, оценку, преобразование, обработку, анализ, представление, хранение,
распространение информации и повышение качества реализации этих
действий за счет приобретенного опыта;
- умение самостоятельно организовывать собственную информационную
деятельность и реализовывать самоконтроль при ее осуществлении;
2
- способность оценить важность информации на современном этапе развития
общества и личного взноса при осуществлении информационной
деятельности и в соответствии эффективно и ответственно ее реализовывать.
Сегодня задачами преподавателя среднего профессионального
образовательного учреждения на занятиях в соответствии с требованиями
ФГОС являются следующие:
-отбор необходимых для формирования информационной компетенции
средств;
-проектирование учебного занятия с отражением задачи формирования
информационной компетенции в целеполагании, применение в процессе
обучения эффективных методов реализации поставленной цели;
-планирование самостоятельной внеаудиторной работы студентов в
рамках решения задачи формирования информационной компетенции;
-получение реальных результатов формирования информационной
компетенции, соответствующих запланированным.
При формировании информационной компетентности студентов учебные
занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали
приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные
вопросы, умению анализировать факты, обобщать и делать логические
выводы, самостоятельно решать проблемные ситуации. Самостоятельно
найденный ответ, правильный вариант выхода из предложенной
общественно-политической ситуации – очередной шаг в познании сложного
мира современных реалий, что придаёт будущему выпускнику
уверенность в своих возможностях, создаёт положительные эмоции и
усиливает мотивацию активного участия в процессе обучения.
Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к
выводу, что для развития информационной компетенции студентов
целесообразно использование проблемно-поисковой (исследовательской)
технологии, что способствует росту познавательной активности и
самостоятельности студентов в процессе освоения профессиональных
приёмов и навыков работы.
Проблемно - поисковый подход в обучении - это создание особого
пространства учебной деятельности, в которой студент совершает
субъективное открытие некоего знания, явления, закономерности; осваивает
способ познания и механизм приобретения новых знаний о
действительности. Средством управления мышлением становятся
проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и
на область поиска неизвестного знания.
Чтобы перейти непосредственно к процессу обучения, необходимо продумать
методы формирования информационной компетенции, применимые к
специфике дисциплины или конкретного занятия.
3
Методы формирования информационной компетенции могут быть
сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с
информацией :
I. Поиск и сбор информации:
-задания на поиск информации в справочной литературе, учебной и
дополнительной, с привлечением сети Интернет, путем опросов,
интервьюирования, работы с первоисточниками, в библиотеках и т.д.
Например, к уроку по теме Местное самоуправление учащиеся были
поделены на 4 группы и получили задания 1.- Посетить городскую
администрацию и выяснить структуру и руководителей, 2. – подобное
задание, но уже для районной администрации, 3.- по материалам местной
газеты собрать сведения о вопросах, решаемых городской администрацией,
4.- то же, только районной администрацией, а затем - семинар;
-задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию
от второстепенной и ненужной);
- с недостатком информации,
Например,
схема Форма государства дается не в полном объеме, которую учащиеся
завершают самостоятельно по тексу учебника;
по философии дается базовый уровень по теме, а затем расширение и
углубление информации идет через презентации учащихся, а затем проверка
ЗУН через тест, составление теста или кроссворда, написание эссе.
II. Обработка информации:
-задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-
следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование).
Например, в курсе обществознания в разделе Политика на уроке
О государстве ставятся проблемные вопросы, требующие интеграции
знаний из истории и обществознания: Когда появляется государство? А что
это такое? Где раньше всего появляется государство? Какие изменения в
жизни людей произошли к этому времени? И в ходе совместного обсуждения
выстраивается логическая цепочка: государство существовало не всегда, оно
возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит
переход к производящим занятиям, переход от родовой общины к соседской,
появляется прибавочный продукт, неравенство, частная собственность,
эксплуатация и государство;
-составление планов к учебному материалу сначала вместе, затем
самостоятельно;
-подготовка кроссвордов, составление
тестов по строго заданным темам;
4
-составление схем, таблиц по тексту (сравнительных, обобщенных,
хронологических, классификационных);
-задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации,
полученной из первоисточников или из учебных материалов,
Например, ответить на вопрос Почему распался СССР и каковы последствия
этого для страны и мира,
Почему Э. Неизвестный создал надгробный памятник Хрущеву черно-
белым?;
-задания по обобщению материала,
Например, семинар по теме Особенности государственного устройства по
плану
III. Передача информации может включать следующие виды работ:
-подготовка докладов, сообщений, презентаций по теме,
Например, подготовка презентаций - по историческим событиям
предлагается по алгоритму: Что, Когда, Где, Почему, Кто, Как, Итоги;
- о личностях – краткие биографические сведения, семья, личные качества,
роль в истории.
Так, количество презентаций за текущий учебный год составило - , при
этом учащиеся нередко сами предлагают темы, по которым им хотелось бы
расширить знания, девочкам интереснее вопросы семьи, воспитания, одежды
в разные исторические времена, в разных странах, мальчикам – техника,
наука, военные события;
Поскольку исследуемая компетенция формируется непосредственно по
отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, в ходе
учебного процесса целесообразно строить работу студентов на основе
разнообразных (текстовых, графических, картографических,
изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и
цифровых носителях.
Большое значение при этом приобретает состояние и совершенствование
материально-технической базы учебных кабинетов. К примеру, для
формирования информационной компетентности в ходе выполнения
аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студент может
воспользоваться электронными конспектами лекций, схемами, таблицами.
По обществознанию имеется комплект учебников из расчета 1 на парту, вот
по всем остальным курсам – удручающая картина. Учебники по истории
более 10- летней старости и не соответствующие программе СПО, по
философии, политологии социологии – нет ни в кабинете, ни в библиотеке в
количестве, достаточном для всех.
5
Необходимо упомянуть и о формировании информационной компетентности
преподавателя; трудно формировать то, чем не владеешь сам.
Для решения данной проблемы я использую различные формы, методы и
средства, также проектную деятельность как способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна
завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем
или иным образом. Технология проектного обучения является комплексным
инструментом обучения, базирующимся на умении обучающегося выполнять
различные виды учебной работы самостоятельно.
Под методом проектов понимают систему обучения, при которой учащиеся
приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения
постепенно усложняющихся практических заданий.
Метод проектов предполагает самостоятельное решение поставленной
проблемы, начиная с ее формулировки, планирования, сбора и обработки
информации, анализа полученных результатов.
Например, урок деловая ролевая игра на 1 курсе по обществознанию по
теме Молодежные проблемы на заседании молодежного парламента, когда
вначале путем краткого «мозгового штурма» обозначаются проблемы, затем
делятся на группы в ролях депутатов, работают в комиссиях и обсуждают
одну проблему (причины и предложения), а затем на пленарном заседании –
выступление от комиссий и обсуждение
Или, усложненная схема - урок-практикум по социологии на 2 курсе в
форме деловой ролевой игры по теме Молодежные проблемы. Студенты
делятся на 4 группы социологов, выбирают социальную проблему,
разрабатывают закрытую краткую анкету, проводят блиц-анкетирование в
группе, анализируют результаты и выводы оглашают перед остальными.
Использование метода проектов позволяет сформировать следующие
компетенции:
организовывать собственную деятельность, выбирать методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество [ОК 2];
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность [ОК 3];
6
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития [ОК 4];
использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности [ОК 5];
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководителями [ОК 6];
брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат
выполнения заданий [ОК 7];
заниматься самообразованием [ОК 8].
В педагогической литературе существует несколько классификаций методов
проектов:
Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры,
обозначенных целей, обоснования актуальности данного исследования для
всех участников, обозначения источников информации, продуманных
методов, результатов
Творческие проекты. Предполагают соответствующее творческое
оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной
деятельности студентов, каждый из них предлагает свои элементы проекта,
варианты использования средств ИКТ в достижении результата, а затем они
объединяются в единое целое.
Ролево-игровые проекты. Студенты принимают на себя определенные роли,
обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой
проблемы. После обсуждения проблемы студенты принимают на себя
определенные роли, обусловленные возможностями использования новых
средств ИКТ.
Информационные проекты. Требуют от студентов изначальной
направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении;
ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и
обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории. Акцентируют
внимание на ресурсах сети Интернет.
Практико-ориентированные проекты. Отличаются четко обозначенным с
самого начала результатом деятельности участников проекта. Являются
развитием информационных проектов и связаны с темами, изучаемыми в
7
данный момент на профессиональных дисциплинах. При выполнении этих
проектов преподаватель информатики работает совместно с преподавателями
профессиональных дисциплин.
Таким образом, информационная компетенция - способность добывать,
преобразовывать и передавать информацию. Она имеет как минимум два
уровня развития в учреждениях профессионального образования - уровень
овладения способами получения из разных источников, переработки,
передачи, представления информации вообще (надпрофессиональный) и
уровень овладения способами работы с профессиональной информацией (с
учетом специфики деятельности специалиста), что позволяет формировать
эту компетенцию в колледже как на общеобразовательных, так и на
специальных предметах. Профессиональная компетентность в широком
смысле предполагает постоянное обновление знаний, информации для
успешного решения профессиональных задач, позволяющее решать их
эффективно в данное время и в данных условиях, таким образом,
подчеркивая значимость информационной компетенции. Необычность
ситуации заключается в том, что, переходя от информационно-сообщающего
обучения к проблемно-деятельностному, необходимо существенное внимание
уделять работе с информацией. Механизм формирования компетенций
должен быть ориентирован на проектирование и решение учебно-
практических ситуаций в сложных разнообразных условиях, условиях с
неполной информацией и т.п.
Такой механизм для профессиональной подготовки будущих специалистов
можно описать следующим образом:
- направленность всего процесса обучения на профессию,
мотивированность каждого его этапа с профессиональной точки
зрения;
- использование в качестве основы деятельности практических,
профессионально-ориентированных ситуаций;
- возможно более быстрый переход от деятельности по образцу к
самостоятельному решению проблем;
- преимущественное использование активных методов - проективных,
исследовательских, проблемных;
- обязательность рефлексии своих действий обучаемыми.
8
Механизм развития информационной компетенции характеризует
совместную деятельность преподавателя и студентов, основанную на
идеях организующе-консультативной роли первого и самореализации
вторых. Выделяется в механизме формирования информационной
компетенции технологическую и смысловую составляющие .
При использовании активных методов студент не получает готовых
знаний, а добывает их сам, причем знания не являются целью
образования, они становятся средствами решения возникающих
проблем. В этом случае приобретается незаменимый опыт
самостоятельной (или почти самостоятельной) деятельности, что
немаловажно.
Когда формируются способы деятельности, для информационной
компетенции - деятельности по поиску, анализу, сбору, трансформации,
представлению, передаче и сохранению информации, использованию ее
для решения проблем, существенное значение приобретают смыслы -
как сделать работу с информацией осмысленной потребностью,
базовым началом любой деятельности, навыком, схожим с навыком
письменной речи, - человек пишет, не задумываясь, почти
автоматически.
Реализация смысловой составляющей осуществляется через
специально подобранные профессионально ориентированные задания
на «смыслы» (например, объясните, почему поиск нововведений или
изменений в местном самоуправлении целесообразно искать в
Интернете), либо на включение в содержание проектов смысловой
составляющей (обоснуйте подбор источников информации для
проекта). Технологическая составляющая предполагает использование
заданий на работу с различными источниками, поиск, анализ и
систематизацию информации, составление краткой аннотации
содержания источника (обзора), составление критических замечаний по
статье или учебному пособию, подготовку докладов, рефератов и т.д.
Важно, чтобы был запланирован рост самостоятельности студента.
Подготовила преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
Л. В. Унжакова
24.04 2019 г.
9
10