Авторы: Благочиннова Наталья Николаевна, Лукина Галина Варфоломеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Белебеевский колледж механизации и электрификации
Населённый пункт: г. Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по проведению промежуточной аттестации
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ГБПОУ
БЕЛЕБЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
Методические рекомендации
г. Белебей, 2019
Методические рекомендации на тему «Организация и проведение промежуточной атте-
стации в ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации» предназначены для
всех профессий и специальностей, реализуемых в колледже; рассмотрены и одобрены на за-
седании Педагогического совета в ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрифи-
кации, протокол № 1 от 30.09.2019г.
Разработчики:
Лукина Г.В. – методист дневного отделения колледжа, преподаватель высшей квалификационной
категории;
Благочиннова
Н.Н.
–
заведующая
отделением
«Электрификация
и
автоматизация
сельского
хозяйства», преподаватель высшей квалификационной категории.
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реали-
зуемых в ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации.
Разработаны в соответствии с:
-
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании
в Российской Федерации»;
-
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профес-
сионального образования по профессиям, специальностям;
-
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образова-
тельным программам среднего профессионального образования, утвержденном при-
казом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464;
-
Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные об-
разовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291;
-
Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013
года № 185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучаю-
щихся мер дисциплинарного взыскания» (в действующей редакции);
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2017
г. №124 «Об утверждении порядка перевода обучающихся в другую организацию,
осуществляющую
образовательную
деятельность
по
образовательным
программам
среднего профессионального и (или) высшего образования» (в действующей редакции);
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2013 г.
№455 «Об утверждении Порядка и основания предоставления академического отпуска
обучающимся» (в действующей редакции);
-
Уставом ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации.
Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том
числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) об-
разовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточ-
ной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего кон-
троля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной
организацией самостоятельно.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает систему оценок при проме-
жуточной аттестации. Уровень знаний в ходе текущего контроля оценивается по пятибалльной
системе оценки согласно критериям (Приложение 2)
Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся ус-
танавливается согласно рабочим учебным планам.
Освоение образовательных программ среднего профессионального образования заверша-
ется государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.
Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнив-
шие учебный или индивидуальный учебный план, проходят государственную итоговую атте-
стацию.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью
обучающегося и ее корректировку и проводится с целью определения:
-
соответствия уровня и качества подготовки специалиста (рабочего) федеральным госу-
дарственным образовательным стандартам среднего профессионального образования;
-
полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине, ряду дисциплин или меж-
дисциплинарному курсу;
-
сформированности компетенций;
-
наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация считаются основными механиз-
мами оценки соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС СПО, фор-
мой измерения и контроля результатов освоения основной профессиональной образовательной
программы. Текущему контролю знаний, промежуточной аттестации подлежат все обучаю-
щиеся колледжа.
Предметом оценивания при проведении процедуры текущего контроля являются знания,
умения, практический опыт, как элементы общих и профессиональных компетенций обу-
чающихся, формируемых в процессе образовательной деятельности.
Текущий контроль знаний (успеваемости) студентов проводится преподавателем на любом
из видов учебных занятий, используемых в колледже, периодичность проведения устанав-
ливается преподавателем (мастером производственного) самостоятельно, но не реже од-
ного раза за каждую изучаемую тему в соответствии с рабочей программой.
Учебные дисциплины, междисциплинарные курсы, учебная и производственная практика,
профессиональные модули, в том числе элементы учебного плана, введенные за счет часов
вариативной части образовательной программы, завершаются одной из возможных форм
промежуточной аттестации, предусмотренной учебным планом профессии или специаль-
ности:
-
зачет;
-
дифференцированный зачет:
-
экзамен;
-
экзамен (квалификационный);
-
комплексные формы промежуточной аттестации: комплексный дифференцированный
зачет, комплексный экзамен.
По составным элементам программы профессионального модуля (МДК, учебная и произ-
водственная практики) зачет или дифференцированный зачет проводятся по усмотрению
колледжа при соблюдении ограничений на количество зачетов и дифференцированных
зачетов. Для учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, учебной и производственной
практики, профессиональных модулей наличие мероприятий промежуточной аттестации
является обязательным.
Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно
превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не
входят зачеты и (или) дифференцированные зачеты по Физической культуре.
Оценка
качества
подготовки
обучающихся
осуществляется
в
двух
направлениях:
-
оценка уровня освоения дисциплин,
-
оценка сформированности компетенций.
Конкретные
формы
текущего
контроля
знаний
и
промежуточной
аттестации разрабатываются колледжем самостоятельно.
Образовательные
результаты,
подвергаемые
оценке,
в
соответствии
с
ФГОС
СПО
по
профессиям
и
специальностям,
реализуемым
в
колледже,
приведены
в
приложении №1.
Для
проведения
текущего
контроля
знаний
и
промежуточной
аттестации
обучающихся создаются фонды оценочных средств, обеспечивающие:
-
измерение - определение числового значения измеряемой величины в принятых еди-
ницах измерения, характеризующей уровень результатов освоения ОПОП;
-
контроль - сопоставление уровня достигнутых результатов освоения ОПОП с задан-
ным;
-
оценку - определение соответствия индивидуальных образовательных достижений
обучающихся требованиям ФГОС.
Фонды
оценочных
средств
для
промежуточной
аттестации
разрабатываются
пре-
подавателями, рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями и утверждаются за-
местителем директора по учебной работе.
Э
кзамен (квалификационный) является обязательной формой промежуточной аттестации
по профессиональному модулю.
Программы текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и меж-
дисциплинарным курсам профессионального цикла должны быть максимально приближены
к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей
конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов при-
влекаются представители от работодателей, которые входят в состав предметно-цикловых
комиссий .
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОПОП СПО
Освоение образовательной программы среднего (полного) общего образования заверша-
ется обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который прово-
дится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной федеральными государствен-
ными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
Итоговый контроль учебных достижений обучающихся при реализации образовательной про-
граммы среднего общего образования в пределах ППССЗ / ППКРС проводится в форме экза-
менов и дифференцированных зачетов (зачет с оценкой).
Экзамены проводятся за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную атте-
стацию, дифференцированные зачеты - за счет учебного времени, выделяемого на изучение
соответствующей учебной дисциплины.
Экзамены и дифференцированные зачеты проводятся на русском языке.
Конкретные формы проведения дифференцированных зачетов определяются преподава-
телем, согласовываются с председателем предметно-цикловой комиссией и фиксируются в
рабочей программе соответствующей учебной дисциплины.
Обязательные экзамены проводятся по русскому языку, математике и по одной из про-
фильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла.
Экзамены по русскому языку и математике проводятся письменно:
-
по русскому языку - с использованием экзаменационных материалов в виде набора
контрольных заданий либо текста (художественного или публицистического) для изложения с
заданиями творческого характера;
- по математике - с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных
заданий, требующих краткого ответа и / или полного решения.
Экзамен по профильной учебной дисциплине проводится устно или письменно. Форма
проведения экзамена и вид экзаменационных материалов определяются преподавателем соот-
ветствующей учебной дисциплины и согласовываются в установленном порядке с заместите-
лем директора по учебной работе.
Результаты экзаменов признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по
русскому языку, математике и одной из профильных учебных дисциплин при сдаче экзаменов
получил оценки не ниже удовлетворительных (трех баллов).
Оценки, полученные на экзамене по русскому языку, математике, профильной учебной
дисциплине (по которой сдавался экзамен) и остальным учебным дисциплинам общеобразо-
вательного цикла ППССЗ / ППКРС, по которым проводились дифференцированные зачеты,
определяются как итоговые оценки и выставляются в зачетной книжке обучающегося и в
приложении к диплому.
По завершению освоения обучающимися всех остальных дисциплин общеобразовательного
цикла ППССЗ / ППКРС проводятся дифференцированные зачеты.
Дифференцированные зачеты с учетом специфики учебной дисциплины общеобразова-
тельного цикла учебного плана ППССЗ / ППКРС могут проводиться в форме письменной
контрольной работы, изложения, изложения с творческим заданием, защиты индивидуального
проекта, сочинения, тестирования, опроса обучающихся в устной форме, а также с привлече-
нием компьютерных технологий, как подведение итогов рейтинговой формы контроля и в
других формах.
Вид и содержание контрольных материалов определяется преподавателем соответствую-
щей учебной дисциплины.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний предусматривается по каждой учебной дисциплине, междис-
циплинарному курсу. Проведение текущего контроля отражается в рабочей программе. До
сведения обучающихся в начале изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса
доводятся примеры текущего контроля знаний. Текущий контроль знаний проводится в пре-
делах учебного времени, отведенного на изучение соответствующего элемента учебного плана.
Результаты текущего контроля знаний оцениваются в баллах: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3
«удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно». Результаты текущего контроля знаний, за-
планированные в рабочих программах, должны своевременно проставляться преподавателями
в учебных журналах учебных занятий.
Текущий контроль знаний может реализовываться с применением как традиционных, так и
инновационных методов, включая компьютерные технологии и организуется в соответствии с
запланированными в рабочих программах уровнями освоения для конкретной темы.
Данные текущего контроля используются преподавателями, предметно-цикловыми ко-
миссиями для обеспечения эффективной учебной работы обучающихся, выявления отстающих
и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики пре-
подавания учебных дисциплин, профессиональных модулей, а также организации работы с
одаренными обучающимися.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Общие требования
Основными формами промежуточной аттестации являются формы, указанные в следующей
таблице:
Элементы учебного плана
Основная форма промежуточной аттестации
учебная дисциплина
зачет, дифференцированный зачет, экзамен
междисциплинарный курс
дифференцированный зачет, экзамен
учебная практика
дифференцированный зачет
производственная практика
дифференцированный зачет
профессиональный модуль
экзамен (квалификационный) /квалификационный экзамен
Курсовая работа/курсовой проект (при их наличии) оцениваются в процессе защиты кур-
совой работы/курсового проекта.
К основным также относятся включаемые в учебный план комплексные формы промежу-
точной аттестации по двум или нескольким дисциплинам, междисциплинарным курсам:
-
комплексный дифференцированный зачет;
-
комплексный экзамен;
-
комплексный экзамен (квалификационный).
При
выборе
дисциплин,
курсов
для
комплексных
форм
промежуточной
аттестации
руководствуются
наличием
между
выбранными
дисциплинами,
курсами
междисциплинарных связей.
Промежуточная
аттестация
по
дисциплинам
общеобразовательного
цикла
проводится с учетом требований:
-
по русскому языку, математике и по одной из профильных учебных дисциплин про-
водится экзамен в соответствии с требованиями федеральных государственных обра-
зовательных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО);
-
по остальным учебным дисциплинам общеобразовательного цикла проводится зачет,
дифференцированный зачет.
Планирование
мероприятий
промежуточной
аттестации
осуществляется
с
учетом ограничений их количества в учебном году:
-
не более 10 мероприятий в форме зачета, дифференцированного зачета без
учета
аттестации по физической культуре, включая комплексные дифференцированные за-
четы;
-
не
более
8
мероприятий
в
форме
экзамена,
включая
экзамены
(квалификационные) и комплексные экзамены.
Формы,
сроки,
процедуры
промежуточной
аттестации
определяются
учебным
планом,
графиком учебного процесса и доводятся до сведения обучающихся в течение первого ме-
сяца от начала обучения.
Промежуточная аттестация осуществляется педагогическими работниками, которые про-
водили учебные занятия по элементам учебного плана, охватываемым промежуточной ат-
тестацией. В исключительных случаях (болезни, увольнения, командировки педагогических
работников) приказом директора по колледжу для проведения промежуточной аттестации
назначаются иные преподаватели, мастера, компетентные в содержательных областях, ох-
ватываемых промежуточной аттестацией.
В особых случаях (на процедуре экзамена (квалификационного), повторной аттестации)
промежуточная аттестация проводится специально создаваемой комиссией. С целью кон-
троля при проведении промежуточной аттестации допускается присутствие на процедуре
промежуточной
аттестации
членов
администрации
колледжа,
председателя
предмет-
но-цикловой комиссии.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в ведомости, выдаваемой педагоги-
ческим работникам, проводящим аттестацию, в день ее проведения. Заполненная ведомость
возвращается в учебную часть колледжа не позднее, чем на следующий день после прове-
дения аттестации. Удовлетворительные результаты промежуточной аттестации также фик-
сируются в зачетной книжке обучающегося.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации, непрохождение промежу-
точной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической за-
долженностью.
Обучающиеся
обязаны
ликвидировать
академическую
задолженность
в
установленные
сроки.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти соответствующую
промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, определяемые колледжем, в пределах
одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не
включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или
отпуске по беременности и родам.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в колледже создается комиссия из
трех человек, председателем которой назначается представитель администрации колледжа,
членами комиссии - педагогические работники, имеющие образование, соответствующее
требованиям ФГОС СПО (ФГОС СОО) к данному элементу учебного плана.
В случае выставления ошибочного результата в ведомость исправления осуществляются
следующим образом: неверный результат зачеркивается, прописывается верный результат, а
также слова «исправленному верить», заверенные подписью преподавателя, проводившего
аттестацию или заведующего отделением. Исправления в зачетную книжку вносятся путем
выставления правильной записи, при этом засчитывается последняя внесенная запись.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или
имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс с установлением
сроков ликвидации образовавшейся задолженности.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликви-
дировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из кол-
леджа как не выполнившие обязательства по освоению образовательной программы и вы-
полнению учебного плана.
Пересдачи всех форм промежуточной аттестации (за исключением защиты курсовой работы
(проекта),
индивидуального
проекта) производятся
на
основании
приказа
директора
колледжа, основанием к которому являются заявление обучающегося и направление заве-
дующего отделением профессионального образования в следующих случаях:
-
пересдача не более двух дисциплин за учебный год с оценки 3 (удовлетворительно) на
оценку 4 (хорошо) или с оценки 4 (хорошо) на оценку 5 (отлично) не позднее, чем за 3
дня до окончания сессии;
-
пересдача не более двух дисциплин с оценки 4 (хорошо) на оценку 5 (отлично) не
позднее, чем за 20 дней до начала государственной итоговой аттестации на последнем
курсе обучения, студентам, не имеющим оценки 3 (удовлетворительно) ни в одной
предыдущей промежуточной аттестаций.
-
пересдача не более двух дисциплин с оценки 3 (удовлетворительно) на оценку 4 (хо-
рошо) или 5 (отлично) не позднее, чем за 20 дней до начала государственной итоговой
аттестации на последнем курсе обучения.
Во всех иных случаях пересдача не допускается.
Взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации не допускается.
Промежуточная аттестация в форме зачета, дифференцированного зачета
Подготовка к зачету, дифференцированному зачету не предусматривает обязательной ор-
ганизации консультаций для обучающихся. Зачет, дифференцированный зачет принимаются в
рамках часов, отведенных на изучение элементов учебного плана, охватываемых данной фор-
мой промежуточной аттестации.
Перечень вопросов, практических заданий по темам, разделам, выносимых на промежу-
точную аттестацию в форме зачета, дифференцированного зачета, включается в состав
контрольно-оценочных средств, составляющих ФОС промежуточной аттестации основной
профессиональной образовательной программы.
По результатам проведения дифференцированного зачета ставится оценка, которая фик-
сируется в зачетной ведомости, зачетной книжке соответствующей отметкой: «5 (отлично)»,
«4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)».
Неудовлетворительный результат промежуточной аттестации обучающегося в форме диф-
ференцированного зачета фиксируется только в зачетную ведомость следующей отметкой: «2
(неудовлетворительно)».
По результатам проведения промежуточной аттестации в форме зачета - в зачетной ведо-
мости, зачетной книжке выставляется «зачтено», при неудовлетворительном результате в ве-
домость выставляется «незачет».
Неудовлетворительные результаты зачетов и дифференцированных зачетов в зачетные
книжки не заносятся.
Зачет проводится с учетом следующих требований:
-
местом проведения зачета является помещение, подготовленное в соответствии с
указаниями экзаменационных материалов, в сроки, установленные расписанием;
-
при явке на зачет/дифференцированный зачет, обучающийся должен иметь при себе
зачетную книжку, которую он предъявляет преподавателю в начале процедуры. За-
чет/дифференцированный зачет у студента не принимается при отсутствии зачетной
ведомости или зачетной книжки. Удовлетворительная оценка, не указанная в одном
из документов, считается недействительной.
-
в случае неявки обучающегося на зачет/дифференцированный зачет в зачетной ве-
домости напротив его фамилии экзаменатором делается запись «не явился»;
-
во время зачета/дифференцированного зачета обучающиеся могут пользоваться, с
разрешения экзаменатора, с учетом указаний ФОС, справочной литературой, посо-
биями, материалами, документами, образцами;
-
письменная часть зачета может проводиться со всем составом группы, а также по
подгруппам;
-
письменные работы во время зачета/дифференцированного зачета выполняются на
бланке со штампом колледжа;
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Экзамен проводится преподавателем или экзаменационной комиссией во главе с пред-
седателем на основе соответствующих контрольно-оценочных средств - составляющих ФОС
промежуточной аттестации основной профессиональной образовательной программы. Подго-
товка к экзамену предусматривает организацию консультаций для обучающихся. Минималь-
ный объем консультаций при подготовке к экзамену составляет 2 академических часа.
По результатам проведения экзамена ставится оценка, которая фиксируется в экзаменаци-
онной ведомости, зачетной книжке соответствующей отметкой: «5 (отлично)», «4 (хорошо)»,
«3 (удовлетворительно)». Неудовлетворительные результаты экзаменов фиксируется только
в экзаменационную ведомость следующей отметкой: «2 (неудовлетворительно)», в зачетные
книжки не заносятся.
Экзамен проводится за счет объема времени, отведенного учебным планом на промежу-
точную аттестацию. К началу экзамена преподаватель (председатель экзаменационной ко-
миссии) должен иметь:
-
программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей,
содержание которых охватывается экзаменом;
-
экзаменационные материалы, для экзамена, проводимого в устной, смешанной формах,
экзаменационные билеты;
-
наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы, образцы
техники, разрешенные к использованию на экзамене;
-
журнал успеваемости обучающихся;
-
экзаменационную ведомость.
Экзамен проводится с учетом следующих требований:
-
местом
проведения
экзамена
является
помещение,
подготовленное
в
соответствии
с
указаниями
экзаменационных
материалов,
в
сроки,
установленные
расписанием проведения экзаменов;
-
при
явке
на
экзамен,
обучающийся
должен
иметь
при
себе
зачетную
книжку,
которую
он
предъявляет
преподавателю
в
начале
экзамена.
Экзамен
у
студента
не
принимается
при
отсутствии
экзаменационной
ведомости
или
зачетной
книжки.
Удовлетворительная оценка за экзамен, не указанная в одном из документов, считается
недействительной;
-
в
случае
неявки
обучающегося
на
экзамен
в
экзаменационной
ведомости
напротив его фамилии экзаменатором делается запись «не явился»;
-
во время экзамена обучающиеся могут пользоваться, с разрешения экзаменатора, с учетом
указаний экзаменационных материалов, справочной литературой, пособиями, материала-
ми, документами, образцами;
-
во время сдачи устной части экзамена в аудитории должно находиться не более 6 обу-
чающихся;
-
если обучающийся при сдаче устной части экзамена не может ответить по экзаменаци-
онному билету, ему предоставляется право взять второй билет, при этом экзаменационная
оценка снижается на один балл;
-
письменная часть экзамена может проводиться со всем составом группы, а также по
подгруппам;
-
письменные
экзаменационные
работы
выполняются
на
бланке
со
штампом
колледжа.
Изменение сроков проведения промежуточной аттестации для отдельных обучающихся
проводится с учетом следующего:
-
обучающемуся,
имеющему
оценку
«отлично»
по
результатам
текущего
контроля
знаний, может быть разрешена сдача соответствующего экзамена досрочно с согласия
экзаменатора без освобождения обучающегося от текущих учебных занятий. Досрочная
сдача
осуществляется
на
основе заявления
обучающегося
при
наличии
согласования
заместителя директора по учебной работе.
-
обучающемуся,
не
явившемуся
на
экзамен
по
уважительной
причине
(подтвержденной
документально),
по
его
заявлению
приказом
по
колледжу
устанавливается индивидуальный график промежуточной аттестации. Продленный срок
экзаменационной сессии в этом случае не должен превышать числа дней временной
нетрудоспособности обучающегося.
Экзаменационная сессия может быть продлена при наличии уважительных причин:
-
болезнь, подтвержденная справкой лечебного учреждения;
-
иные непредвиденные и установленные обстоятельства, не позволившие обучающемуся
прибыть на экзамен.
Документы, дающие право на продление экзаменационной сессии, должны быть представ-
лены до или в первые дни экзаменационной сессии. Документы, предоставленные после не-
удовлетворительной сдачи зачета, экзамена, учету не подлежат, основанием для продления
сроков экзаменационной сессии не являются.
В срок продления экзаменационной сессии не включаются периоды учебной, производст-
венной практики. После окончания срока действия индивидуального графика промежуточной
аттестации на обучающегося распространяются общие правила учета успеваемости.
Промежуточная аттестация в форме экзамена (квалификационного)
Экзамен (квалификационный) - форма промежуточной аттестации, проводимая по завер-
шении освоения профессионального модуля, с целью оценки готовности обучающегося к вы-
полнению вида профессиональной деятельности, сформированности компетенций, опреде-
ленных в разделе требований к результатам освоения основной профессиональной образова-
тельной программы документов ФГОС (приложение №1).
Экзамен (квалификационный) проводится как процедура внешнего, независимого оце-
нивания с участием представителей работодателей. Экзамен (квалификационный) состоит из
одного или нескольких аттестационных испытаний, виды которых и процедура оценки которых
указаны в соответствующих оценочных средствах. Удовлетворительная оценка по результатам
сдачи экзамена (квалификационного) ставится при наличии положительного результата про-
хождения каждого предусмотренного аттестационного испытания.
По результатам проведения экзамена (квалификационного) ставится оценка, отражающая
итог освоения вида профессиональной деятельности:
-
удовлетворительный
результат
фиксируется
в
экзаменационной
ведомости,
зачетной
книжке словами: «освоен»; выставляется оценка, которая фиксируется в экзаменационной ве-
домости, зачетной книжке соответствующей отметкой: «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удов-
летворительно)».
-
неудовлетворительный результат фиксируется только в экзаменационной ведомости
словом «не освоен» со следующей отметкой: «2 (неудовлетворительно)», в зачетные книжки
не заносятся.
По итогам промежуточной аттестации в форме экзамена (квалификационного) обучаю-
щемуся может быть присвоена квалификация по одной или нескольким профессиям.
Подготовка к экзамену (квалификационному) предусматривает организацию консуль-
таций для обучающихся в соответствии с часами, отведенными учебным планом на теорети-
ческую часть профессионального модуля.
Материалы для проведения экзамена (квалификационного) формируются с учетом сле-
дующих требований:
1)
могут предусматриваться задания трех типов:
-
задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;
-
задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определен-
ному разделу модуля;
-
задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля;
2)
материалы экзамена (квалификационного) могут содержать руководство по проведению
экзамена, критерии оценивания заданий (экспертный лист), перечень справочной литературы,
пособий, материалов, документов, образцов, разрешенных, рекомендуемых к использованию
на экзамене;
3)
задания должны носить практикоориентированный комплексный характер, содержание
задания должно быть максимально приближено к ситуации профессиональной деятельности;
4)
материалы экзамена (квалификационного) рассматривается на заседании цикловых ме-
тодических комиссий, утверждаются заместителем директора по учебно-производственной
работе, согласовывается с представителем работодателя;
5)
материалы экзамена (квалификационного) включаются в состав контрольно-оценочных
средств - составляющих ФОС промежуточной аттестации основной профессиональной обра-
зовательной программы.
Для
проведения
экзамена
(квалификационного)
создается
экзаменационная
комиссия в составе председателя экзаменационной комиссии и ее членов: представителей
колледжа
(администрация,
преподаватели,
мастера
производственного
обучения
соответствующего
профиля
подготовки),
представителей
работодателя
профильного
предприятия. Председателем экзаменационной комиссии является представитель работодателя.
Экзамен (квалификационный) проводится за счет объема времени, отведенного учебным
планом на промежуточную аттестацию.
В случае неявки обучающегося на экзамен (квалификационный) изменение сроков про-
ведения промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с требованиями анало-
гичными экзамену.
Промежуточная аттестация в форме квалификационного экзамена
Квалификационный экзамен - форма промежуточной аттестации, проводимая по завер-
шению освоения профессионального модуля, с целью оценки готовности обучающегося к
выполнению работ по профессии рабочего, должности служащего, сформированности компе-
тенций, определенных в разделе требований к результатам освоения основной профессио-
нальной образовательной программы по специальностям, реализуемым в колледже. Квалифи-
кационный экзамен проводится как процедура внешнего, независимого оценивания с участием
представителей работодателей. Квалификационный экзамен состоит из одного или нескольких
аттестационных испытаний, виды которых и процедура оценки которых указаны в соответст-
вующих оценочных средствах. Удовлетворительная оценка по результатам сдачи квалифика-
ционного экзамена ставится при наличии положительного результата прохождения каждого
предусмотренного аттестационного испытания.
По результатам проведения квалификационного экзамена ставится оценка, отражающая
итого освоения вида профессиональной деятельности:
-
удовлетворительный
результат
фиксируется
в
экзаменационной
ведомости,
зачетной
книжке словами: «освоен»; выставляется оценка, которая фиксируется в экзаменационной ве-
домости, зачетной книжке соответствующей отметкой: «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удов-
летворительно)».
-
неудовлетворительный
результат
фиксируется
только
в
экзаменационной
ведомости
словом «не освоен» и следующей отметкой: «2 (неудовлетворительно)», в зачетные книжки не
заносятся.
По итогам промежуточной аттестации в форме квалификационного экзамена обучаю-
щемуся присваивается квалификация по одной или нескольким профессиям и выдается сви-
детельство установленного образца.
К квалификационному экзамену допускаются обучающиеся, успешно освоившие все
элементы программы профессионального модуля, включая теоретическую часть, предусмот-
ренные практики. Подготовка к квалификационному экзамену предусматривает организацию
консультаций для обучающихся в соответствии с часами, отведенными учебным планом на
теоретическую часть профессионального модуля.
Материалы для проведения квалификационного экзамена формируются с учетом сле-
дующих требований:
1) могут предусматриваться задания трех типов:
-
задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;
-
задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определен-
ному разделу модуля;
-
задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля;
2)
материалы квалификационного экзамена могут содержать руководство по проведению
экзамена, критерии оценивания заданий (экспертный лист), перечень справочной литературы,
пособий, материалов, документов, образцов, разрешенных, рекомендуемых к использованию
на экзамене;
3)
задания должны носить практикоориентированный комплексный характер, содержание
задания должно быть максимально приближено к ситуации профессиональной деятельности;
4)
материалы
квалификационного
экзамена
рассматривается
на
заседании
предмет-
но-цикловых комиссий, утверждаются заместителем директора по учебной работе, согласо-
вывается с представителем работодателя;
5)
материалы
квалификационного
экзамена
включаются
в
состав
контрольно-
оценочных
средств
-
составляющих
ФОС
промежуточной
аттестации
основной
профессиональной образовательной программы.
Для проведения квалификационного экзамена создается экзаменационная комиссия в
составе председателя экзаменационной комиссии и ее членов: представителей колледжа (ад-
министрация, преподаватели, мастера производственного обучения соответствующего про-
филя подготовки), представителей работодателя профильного предприятия. Председателем
экзаменационной комиссии является представитель работодателя.
Квалификационный экзамен проводится за счет объема времени, отведенного учебным
планом на промежуточную аттестацию.
В случае неявки обучающегося на квалификационный экзамен изменение сроков прове-
дения промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с требованиями, предъяв-
ляемыми к экзамену.
Курсовой проект ( курсовая работа)
Курсовой проект (курсовая работа) выполняются обучающимися в соответствии с «По-
ложение по организации выполнения и защите курсового проекта (работы) в ГБПОУ Белебе-
евский колледж механизации и электрификации». Защита курсового проекта (курсовой рабо-
ты), проводимого вне рамок экзамена (квалификационного), осуществляются за счет времени,
отводимого на изучение охватываемых дисциплин, междисциплинарных курсов.
Темы курсовых проектов (работ) разрабатываются преподавателями, рассматриваются на
заседаниях предметно-цикловых комиссий, утверждаются заместителем директора по учебной
работе. Они должны соответствовать рекомендуемой тематике курсовых проектов (работ) в
рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей (при их наличии).
Тема курсового проекта ( работы) может быть предложена студентом при условии обос-
нования им ее целесообразности. В отдельных случаях допускается выполнение курсового
проекта ( работы) по одной теме группой студентов.
Курсовой проект (курсовая работа) могут стать составной частью (разделом, главой) выпу-
скной квалификационной работы, если видом государственной итоговой аттестации, опреде-
ляемым в соответствии с требованиями по специальности, является выпускная квалификаци-
онная работа. Выполнение курсового проекта (работы) предусматривает организацию кон-
сультаций для обучающихся. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсового
проекта (работы) осуществляет руководитель - преподаватель дисциплины, междисципли-
нарного курса, содержание которых охватывается данной формой промежуточной аттестации.
По завершении студентом курсового проекта (работы) руководитель проверяет, подписывает
ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
По результатам выполнения курсового проекта (работы) ставится оценка. Удовлетвори-
тельный результат курсового проекта (работы) фиксируется в ведомости, зачетной книжке
словами: «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)».
Неудовлетворительный результат курсового проекта (работы) фиксируется только в ве-
домость как «2 (неудовлетворительно)». Обучающимся, получившим неудовлетворительную
оценку по курсовому проекту (работе) предоставляется право выбора новой темы курсового
проекта (работы) или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется
новый срок для ее выполнения.
Комплексные формы контроля
Комплексные формы контроля (комплексный дифференцированный зачет, комплексный эк-
замен,) планируются согласно утвержденному графику учебного процесса на данный учебный
год в соответствии с рабочим учебным планом профессии/специальности и предусматриваются
по дисциплинам, имеющим межпредметные связи или междисциплинарным курсам одного
профессионального модуля и при подсчете общего количества экзаменов, дифференцирован-
ных зачетов по циклу дисциплин, профессиональному модулю, учитываются как одна единица.
Комплексный
дифференцированный
зачет
проводится
за
счет
часов,
отведенных
на
освоение соответствующей учебной дисциплины/МДК. При этом учитываются:
-
сроки изучения дисциплин или МДК;
-
параллельное изучение дисциплин (МДК) в семестре (семестрах);
-
одинаковая форма отчетности по дисциплинам или МДК;
-
завершенность их изучения в одном семестре.
Комплексный дифференцированный зачет планируется:
-
на курсе, где количество предполагаемых форм промежуточного контроля в форме за-
четов и дифференцированных зачетов, проводимых в учебном году, превышает верхний
предел (10 зачетов и дифференцированных зачетов суммарно);
-
при освоении МДК с минимальным количеством часов, предусмотренных в рабочих
учебных планах по специальности (профессии);
-
при освоении МДК, предусмотренных в рабочих учебных планах по специальности
(профессии), где проведение данной формы контроля логически обосновано и/или не-
возможно раздельное проведение дифференцированных зачетов по объективным при-
чинам, связанным с особенностями организации учебного процесса;
-
рекомендуется
включение
в
комплексный
дифференцированный
зачет
не
более
двух-трех дисциплин и междисциплинарных курсов.
Комплексный
экзамен
проводится
за
счет
часов,
отведенных
на
промежуточную
аттестацию. При этом учитываются:
-
сроки изучения дисциплин, МДК, профессиональных модулей;
-
параллельное изучение дисциплин, МДК, профессиональных модулей в семестре (се-
местрах);
-
одинаковая форма отчетности по дисциплинам, МДК, профессиональным модулям;
-
завершенность изучения дисциплин, МДК, профессиональных модулей в одном семе-
стре.
Комплексный экзамен планируется:
-
на курсе, где не представляется возможным вместить все планируемые формы контроля
в количество дней, определенных ФГОС специальности (профессии) для проведения
промежуточной аттестации;
-
на курсе, где количество предполагаемых форм промежуточного контроля в форме эк-
заменов, проводимых в учебном году, превышает верхний предел (8 экзаменов);
-
при освоении МДК с минимальным количеством часов, предусмотренных в рабочих
учебных планах по специальности (профессии);
-
при освоении МДК, предусмотренных в рабочих учебных планах по специальности
(профессии), где проведение данной формы контроля логически обосновано и/или не-
возможно раздельное проведение дифференцированных зачетов по объективным при-
чинам, связанным с особенностями организации учебного процесса.
-
рекомендуется включение в комплексный экзамен не более двух-трех дисциплин и
междисциплинарных курсов и не более двух профессиональных модулей в экзамен
(квалификационный).
Наличие комплексных дифференцированных зачетов и экзаменов расшифровывается в
специальном разделе учебного плана, где указывается их состав (наименования дисциплин,
МДК, модулей, входящих в него), подробные разъяснения приводятся в пояснительной записке
к учебному плану. При подсчете общего количества экзаменов, дифференцированных зачетов
по циклу дисциплин или профессиональному модулю, комплексный дифференцированный
зачет или экзамен учитываются как одна единица.
Формы, порядок проведения комплексного дифференцированного зачета, экзамена и экза-
мена (квалификационного) описывается в соответствующих оценочных средствах, в которых
указывается, в том числе, процедура оценивания результатов каждого составляющего ком-
плексного дифференцированного зачета, экзамена и экзамена (квалификационного).В период
подготовки к комплексному дифференцированному зачету, экзамену, экзамену (квалифика-
ционному) проводятся консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на кон-
сультации. Требования к организации и порядку проведения комплексных форм аттестации
аналогичны требованиям, указанным для зачета, дифференцированного зачета, экзамена, эк-
замена (квалификационного).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДВЕРГАЕМЫЕ ПРОЦЕДУРАМ ОЦЕНИВАНИЯ, в соответствии с ФГОС
СПО по профессиям и специальностям, реализуемым в ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации
Элемент
образова-
тельной программы
Оцениваемые образовательные результаты
знания
умения
практический опыт
общие компетенции (ОК)
профессиональные компе-
тенции (ПК)
Учебная дисциплина
+
+
—
формируются, не подлежат
оцениванию, в исключи-
тельных случаях возможно
оценивание некоторых эле-
ментов формируемых ОК
формируются, не подлежат
оцениванию, в исключи-
тельных случаях возможно
оценивание некоторых эле-
ментов формируемых ПК
Междисциплинар-
ный курс
+
+
—
формируются, возможно
оценивание некоторых эле-
ментов формируемых
ОК
формируются, возможно
оценивание некоторых эле-
ментов формируемых
ПК
Учебная практика
—
+
первоначальный
практический опыт
формируются, возможно
оценивание некоторых эле-
ментов формируемых
ОК
формируются, возможно
оценивание некоторых эле-
ментов формируемых
ПК
Производственна я
практика (для про-
фессий)
—
—
+
формируются, возможно
оценивание некоторых эле-
ментов формируемых
ОК
оценка уровня освоения ПК,
возможно оценивание ПК, не
выносимых на экзамен (ква-
лификационный)
Производственная
практика
(для
спе-
циальностей):
по
профилю
специаль-
ности
—
—
+
формируются,
возможно
оценивание
некоторых
эле-
ментов формируемых
ОК
оценка уровня освоения ПК,
возможно оценивание ПК, не
выносимых на экзамен (ква-
лификационный)
Производственная
практика
(для
спе-
циальностей):
пред-
дипломная
—
—
оценка результатов
углубления первона-
чального практиче-
ского опыта
оценка уровня освоения об-
щих компетенций,
возможно оценивание неко-
торых ОК
—
Профессиональный
модуль,
экзамен
(квалификационный)
/квалификационный
экзамен
—
—
—
оценивание элементов ОК
оценка освоения ПК
Государственная
итоговая аттестация
—
—
—
оценка освоения ОК
подтверждение
освоения
демонстрация освоенных ПК
Приложение 2
Критерии выставления текущих отметок успеваемости
1.
Общая характеристика оценочной шкалы
Отметки по результатам проверки и оценки выполненных обучающимися работ выстав-
ляются по пятизначной порядковой шкале.
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
-
уверенное знание и понимание учебного материала;
-
умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические
примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
-
умение применять полученные знания в новой ситуации;
-
отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала (само-
стоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов
преподавателя);
-
соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
-
знание основного учебного материала;
-
умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические
примеры, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
-
недочёты при воспроизведении изученного материала;
-
соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформле-
ния письменных работ.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся демонстри-
рует:
-
знание учебного материала на уровне минимальных требований;
-
умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе на вопросы в из-
мененной формулировке;
-
наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изу-
ченного материала;
-
несоблюдение
отдельных
правил
культуры
письменной
и
устной
речи,
правил
оформления письменных работ.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся демонст-
рирует:
-
знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований, фрагментарные
представления об изученном материале;
-
отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы;
-
наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала;
-
несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформ-
ления письменных работ.
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
-
полное незнание изученного материала;
-
отсутствие элементарных умений и навыков.
2. Критерии выставления отметок за устные ответы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающися:
-
последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный мате-
риал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой тер-
минологии;
-
показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерно-
стей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами;
-
самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты прове-
денных наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на основе
ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;
-
уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не
встречавшихся задач;
-
излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает
на дополнительные вопросы учителя;
-
рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, до-
полнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему ус-
ловных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходи-
мые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими
ответу;
-
допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию преподавателя.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
-
показывает знание всего изученного учебного материала;
-
дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логи-
ческой последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает
одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии
учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи препода-
вателя;
-
анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюде-
ний и опытов с помощью преподавателя;
-
соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную сис-
тему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
-
демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы,
не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
-
применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций
по образцу;
-
допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
-
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
-
затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных
наблюдений и опытов;
-
дает неполные ответы на вопросы или воспроизводит содержание ранее прочитанного
учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
-
использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
-
не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных во-
просов;
-
не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по
образцу;
-
допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при
помощи преподавателя.
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не может ответить ни на
один из поставленных вопросов.
3.Критерии выставления отметок за письменные работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся выполнил работу без
ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся выполнил работу полно-
стью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более
двух недочетов.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся выполнил не
менее половины работы, допустив при этом:
-
не более двух грубых ошибок;
-
либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;
-
либо три негрубые ошибки;
-
либо одну негрубую ошибку и три недочета;
-
либо четыре-пять недочетов.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
-
выполнил менее половины работы;
-
либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для от-
метки «удовлетворительно».
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не приступал к выполнению
работы, либо выполнил менее 10 % объема работы.
Примечание:
За оригинальное выполнение работы преподаватель вправе повысить обучающемуся от-
метку на один балл.
4. Критерии выставления отметок за практические (лабораторные) работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
-
самостоятельно определил цель работы;
-
самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
-
выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным
соблюдением правил личной и общественной безопасности;
-
получил результаты с заданной точностью;
-
оценил погрешность измерения;
-
грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из ре-
зультатов опыта (наблюдения);
-
экономно использовал расходные материалы;
-
обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
-
самостоятельно определил цель работы;
-
самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
-
выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и об-
щественной безопасности, но не в рациональной последовательности;
-
выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
-
самостоятельно определил цель работы;
-
выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью преподава-
теля;
-
выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил лич-
ной и общественной безопасности;
-
выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке
«отлично».
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
-
не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоя-
тельно;
-
выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение
правил безопасности.
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не смог определить цель
работы и подготовить необходимое оборудование, либо допустил неоднократные нарушения
правил безопасности и был отстранен от выполнения работы.
Альтернативные критерии оценивания практических (лабораторных) работ
Зачет выставляется, если обучающийся:
-
самостоятельно определил цель работы;
-
самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование или с
помощью преподавателя;
-
выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и об-
щественной безопасности;
Не зачет выставляется, если обучающийся:
-
не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоя-
тельно;
-
выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение
правил безопасности;
-
если обучающийся не смог определить цель работы и подготовить необходимое обо-
рудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и был от-
странен от выполнения работы.
5. Методика оценки успеваемости по Физической культуре
О
т
м
ет
ка
Теоретические зна-
ния
Умения и навыки двигательных действий
По основам знаний
По технике владения дви-
гательными действиями
По способам осуществ-
лять физкультур-
но-оздоровительную
деятельность
«5»
Выставляется за от-
вет,
в
котором
обу-
чающийся
демонст-
рирует
глубокое
понимание
сущности
материала,
логично
его излагает, исполь-
зуя
примеры
из
практики и сво-
его опыта.
Двигательное дей-
ствие выполнено правильно
(заданным способом), точно
в надлежащем темпе, легко и
чётко.
Обучающийся демонст-
рирует полный и раз-
нообразный комплекс уп-
ражнений, направленный
на развитие кон-
кретной физической спо-
собности, комплекс уп-
ражнений утренней,
атлетической (ритмиче-
ской) гимнастики. Может
самостоятельно организо-
вать место занятий, по-
добрать инвентарь и при-
менять его в конкретных
условиях, контролировать
ход выполнения заданий
и оценить его.
«4»
Ставится за ответ, в
котором
содержатся
небольшие
неточно-
сти и незначительные
ошибки.
Двигательное дейст-
вие выполнено правильно,
но
недостаточно
легко
и
чётко,
наблюдается
некоторая скованность.
Имеются
незначительные
ошибки,
неточности
в
осуществлении
самостоя-
тельной
физкультур-
но-оздоровительной
дея-
тельности.
«3»
Получают за ответ, в
котором отсутствует
логическая
последо-
вательность, имеются
пробелы в материале.
Двигательное
действие
выполнено
в
основном
правильно, но допуще-
на
одна
грубая
или
не-
сколько
мелких
ошибок,
приведших к неуверенному
или
напряжённому
выпол-
нению.
Обучающиеся допус-
кает грубые ошибки в под-
боре
и
демонстрации
уп-
ражнений, направленных на
развитие
конкретной
физической
способности,
утренней,
атлетической,
ритмической
гимнастики.
Испытывает затруднения в
организации мест заня-
тий, подборе инвента-
ря.
Удовлетворительно
контролирует ход и итоги
занятия.
«2»
Выставляется
за
плохое
понимание
и
знание
теоретиче-
Двигательное
действие
выполнено неправильно, с
грубыми
ошибками,
не-
Обучающийся
не
вла-
деет
умениями
осуществ-
лять различные виды физ-
ского
и
методиче-
ского материала.
уверенно, нечётко.
культуро-оздоровительной
деятельности.
«1»
Выставляется
если обучающийся не
знает материал.
Двигательное
действие
не выполнено.
Обучающийся
не
вла-
деет элементарными вида-
ми деятельности..
6.Нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по Иностранному языку
Аудирование
Отметка «отлично» (5 баллов) ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей про-
граммным требованиям.
Отметка «хорошо» (4 балла) ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при
этом
обучающиеся
полностью
поняли
содержание
иноязычной
речи,
соответствующей
про-
граммным требованиям, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание
содержания услышанного в целом.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) ставится в том случае, если коммуникативная задача
решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи, со-
ответствующей программным требованиям.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) ставится в том случае, если обучающиеся не поняли
смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям.
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не приступал к выполнению работы.
Говорение
Отметка «отлично» (5 баллов) ставится в том случае, если общение осуществилось, высказы-
вания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная
речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований.
Отметка «хорошо» (4 балла) ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания
обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся
выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а
в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных
требований.
Отметка «удовлетворительно» (3балла) ставится в том случае, если общение осуществилось,
высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом
обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не
мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) ставится в том случае, если высказывания обучаю-
щихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили
пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от
языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если общение не осуществилось.
Чтение
Отметка «отлично» (5 баллов) ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного
текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным
требованиям.
Отметка «хорошо» (4 балла) ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного
иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста,
в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным тре-
бованиям.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) ставится в том случае, если коммуникативная задача
решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного
текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует про-
граммным требованиям.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) ставится в том случае, если обучающиеся не поняли
прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся со-
ответствовало программным требованиям.
Отметка «плохо» (1 балл) ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена,
обучающиеся не приступали к выполнению задания.
Виды ошибок и недочетов при выполнении работ
Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обуслов-
ленные:
-
незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения
величин;
-
незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;
-
неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе выполнения
работы;
-
некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и
выводимых из них заключением);
-
нарушением правил безопасности при выполнении работ;
-
небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход из строя)
приборов, инструментов и другого оборудования.
К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обу-
словленные:
-
невнимательностью при производстве вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в вычислениях);
-
недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;
-
нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с определе-
нием цены деления шкалы;
-
некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям), получае-
мой от других участников образовательного процесса и иных источников;
-
нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических норм
русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).
Недочетами при выполнении работ считаются:
-
несвоевременное
представление
результатов
выполнения
работы
(превышение
лимита
времени, отведенного на ее выполнение);
-
непоследовательностью изложения текста (информации, данных);
-
описки (опечатки), оговорки, очитки (более трех в одной работе);
-
нарушение установленных правил оформления работ;
-
использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения вычислений,
преобразований и т.д.;
-
небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;
-
использование необщепринятых условных обозначений, символов;
-
отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации.