Авторы: Сосновская Анна Карловна, Панжинская Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ККБМК
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Неизвестное об известном в мире медицины"
Раздел: среднее профессиональное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
министерства здравоохранения Краснодарского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБЩЕКОЛЛЕДЖИЙНОГО
КОНКУРСА ПРЕЗЕНТАЦИЙ
«НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ В МИРЕ МЕДИЦИНЫ»
В РАМКАХ ПРОЕКТА
«ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ ВЧЕРА,
СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…»
Авторы- преподаватели:
Сосновская Анна Карловна
Панжинская Наталья Николаевна
Осетрова Любовь Сергеевна
Волкова Ольга Ивановна
Предметная неделя цикловой комиссии «Акушерское дело»
2017
Участники: студенты специальности
«Акушерское дело»,
«Лечебное дело»,
«Сестринское дело».
Рецензенты:
И. В. Борискова – заведующий многопрофильным отделением №2 ККБМК,
преподаватель
высшей
квалификационной
категории,
кандидат
педагогических наук;
С.
Ю.
Петрова
–
методист
отдела
по
методической
работе
ККБМК,
преподаватель первой квалификационной категории.
Методическая
разработка внеаудиторного
занятия
–
студенческой
научно-практической
конференции
«Сестра,
не
выгорайте!»
является
продолжением проекта «Паллиативная помощь вчера, сегодня, завтра…».
Она
посвящена
актуальным
вопросам профессиональных
личностных
деформаций медицинских работников, а именно, синдрому эмоционального
выгорания (СЭВ).
В работе показаны теоретические основы СЭВ, анализ исследования
наличия и фаз СЭВ по методике В. В. Бойко среди работников лечебно-
профилактических организаций города Краснодара.
Предложены меры по профилактике профессиональной деформации.
Согласовано: Утверждаю:
Начальник отдела Заместитель директора
2
по методической работе по учебной работе
________Н. Н. Панжинская ____________И.В.Ротаренко
«___» ________________20____г. «___» _________ 20___ г.
Рассмотрено, одобрено
и рекомендовано к показу
на заседании ЦК «Акушерское дело»
Протокол№ ________
Председатель __________ Т.Н.Абушкевич
«____» _______________ 20 ____ г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. 6
2. Цели, задачи конференции 6
3. Неизвестные факты из истории медицины 7
4. Доклад Краткая история медицинской одежды
5. Доклад История создания термометров 13
6. Доклад Внутривенная инъекция: от истоков до наших дней 16
7. Доклад Гимн клистеру
8. Интеллектуальная разминка
9.Заключение. Заключительное слово – начальник отдела по методической работе
Н.Н. Панжинская 17
10. Приложение .................................................................................................... 21
10.1 Положение о общеколледжийном конкурсе презентаций
10.2 Презентация к докладу Краткая история медицинской одежды
10.3 Презентация к докладу История создания термометров
10.4 Презентация к докладу Внутривенная инъекция: от истоков до наших дней
10.5 Презентация к докладу: Гимн клистеру
10.6
Презентация
проведения
общеколледжийного
конкурса
презентаций
Неизвестное об известном в мире медицины
10.6 Приглашение на конкурс
ВВЕДЕНИЕ
Вступительное
слово
–
преподаватель
высшей
квалификационной
категории, Заслуженный работник здравоохранения Кубани А. К. Сосновская
Уважаемые гости, коллеги и будущие медицинские работники!
Работу над проектом «Паллиативная помощь: вчера, сегодня, завтра…» мы
начали три года назад и этот конкурс презентаций является продолжением.
Совсем
недавно
вы
перешагнули
порог
нашего
училища.
Теперь
вы
являетесь не просто студентами, а будущими медицинскими работниками. Вы
выбрали
одну
из
самых
прекрасных
профессий.
Многие
из
вас,
наверно,
представляют
себя
в
качестве
медицинских
работников.
Вы
уже
носите
медицинский халат, начали изучать некоторые специальные модули, прониклись
духом своей будущей профессии.
Медицинский работник должен быть не только грамотным специалистом,
но и обладать высокой культурой, иметь прочные знания не только в области
своей узкой специальности, но и обладать широким кругом знаний о профессии.
Без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Давайте окунемся в атмосферу
прошлого и настоящего медицины, вспомним историю ее развития.
ЦЕЛИ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО КОНКУРСА ПРЕЗЕНТАЦИЙ
«НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ В МИРЕ МЕДИЦИНЫ»
-
развитие
креативного
мышления,
творческих
способностей
студентов
в
использовании мультимедийных возможностей компьютера;
- стимулирование продуктивной деятельности студентов, ориентированной
на личностную и творческую самореализацию;
- активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности
студентов;
- формирование независимости мышления, т.е. умение самостоятельно находить
собственное оригинальное решение поставленной задачи (выбор темы, сценария
и дизайнерского оформления работы);
-
приобретение
навыков
самостоятельной
работы
с
большим
объемом
информации
(сравнение,
анализ,
систематизация
и
выбор
главного),
планирования и организации работы.
ЗАДАЧИ:
- выявление и поддержка творчески одаренных студентов, использующих ИКТ
для создания презентаций;
- поощрение активности и самостоятельности студентов;
-
приобретение
навыков
защиты
своей
работы,
умения
выделить
лучшие
стороны своей работы и показать свою личную заинтересованность в данной
работе.
Сложно перечислить самые интересные и необычные факты о медицине в
одном конкурсе, так как медицина – весьма сложное и всеобъемлющее понятие.
(Слайд №4) Название термина происходит от латинского словосочетания
ars
medicina
–
«искусство
исцеления»,
«лечебное
искусство»,
«искусство
врачевания».
Медицина
–
система
научных
знаний
и
практических
мер,
направленных, в том числе, на выявление, диагностику, лечение и профилактику
болезней. Существует огромное количество интересных фактов, связанных с
историей медицины, основы которой были заложены давным-давно, в древние
века.
(Слайд
№5)
Интересный
факт
из
медицины
№1.
В
первоначальном
варианте клятвы, записанном Гиппократом, запрещалось врачу содействовать
аборту,
формулировалось
понятие
врачебной
тайны.
Полная
версия
клятвы
появилась значительно позже его смерти.
В
СССР
аналог
клятвы
Гиппократа
именовался
«Присягой
врача
Советского
Союза»
и
был
утвержден
в
1971
году.
После
распада
СССР
название сменилось на «Клятву российского врача».
В 1999 году был принят новый текст «Клятвы врача России», которую врач
торжественно зачитывает при получении диплома о высшем образовании.
(Слайд №6)
Интересный факт из медицины №2. До середины XIX века в
Е в р о п е
п р а к т и ч е с к и
н е
с у щ е с т в о в а л о
в р а ч е й - с т о м а т о л о г о в ,
специализировавшихся
исключительно
на
лечении
зубов
и
зубной
боли.
Функции
стоматологов
выполняли
врачи
общего
профиля
и
парикмахеры
(практиковавшие исключительно удаление зубов).
В России стоматология появилась благодаря Петру I, привезшему из Европы
соответствующие инструменты и приспособления. Император систематически
практиковался в лечении зубов, постоянно имея при себе набор инструментов,
при зубной боли практиковал метод ее лечения вырыванием больного зуба.
В XVII-XIX веках стоматологи в качестве зубных протезов использовали зубы
павших в бою воинов.
(Слайд №7 - 8)
Интересный факт из медицины №3. Прибор стетоскоп был
изобретен
французским
врачом
Рене
Лаэннеком
(Rene-Theophile-Hyacinthe
Laennec)
в
1816
году.
Врачу
было
затруднительно
прижимать
ухо
к
груди
пациенток со слишком большим размером бюста. В переводе с греческого языка
«стетоскоп» означает «осмотрщик груди».
(Слайд
№9)
Интересный факт из медицины №4. Как-то раз Луи Пастер
чуть было не стал участником дуэли. Знаменитый врач исследовал культуру
бактерии
оспы.
Неожиданно
к
нему
явился
незнакомец
и
представился
секундантом
вельможи,
которому
показалось,
будто
ученый
оскорбил
его.
Вельможа требовал удовлетворения. Пастер выслушал посланца и сказал: «Раз
меня вызывают, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы: в одной бактерии
оспы, в другой – чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить
одну из них на выбор, я выпью другую». Дуэль не состоялась.
(Слайд
№10)
Интересный
факт
из
медицины
№5.
Происхождение
непонятного и неразборчивого почерка врачей имеет объяснение с точки зрения
психологии. Врачи, сталкиваясь со сложностями, иногда и страданием больных,
становятся
менее
восприимчивыми
к
окружающим,
ставя
эмоциональный
барьер между собой и пациентом.
Красивый и разборчивый почерк обычно встречается у сочувствующих людей,
готовых принять и понять чувства другого человека. Однако основной задачей
врача
является
не
внутреннее
сострадание
и
проявление
психологического
понимания,
а
объективная
оценка
состояния
пациента.
Поэтому
степень
неразборчивость почерка врача напрямую связана с продолжительностью его
трудового стажа, специализацией.
Например, почерк врача-хирурга может быть хуже почерка врача-терапевта –
хирург
чаще
встречается
с
горем
пациента,
его
чувство
сострадания
более
притуплено.
Сегодня
мы
с
вами
узнаем
еще
много
таких
интересных
фактов
о
профессии, которую Вы выбрали делом своей жизни.
Самый прекрасный на свете наряд —
Белая шапочка, белый халат.
Держат медсестры и держат врачи
Самые ценные в мире ключи.
Эти ключи от здоровья людей
Разве отыщешь работу важней?
Разве найти вам надёжнее друга
В час, когда давит вас бремя недуга?
Вот почему так прекрасен наряд —
Белая шапочка, белый халат.
Доклад №1. Краткая история медицинской одежды.
(Слайд №2) Белый халат – это неотъемлемая часть профессионального
костюма представителя самой гуманной профессии – врача. Но когда и кто
предложил именно белый халат, шапочку, а позже другие виды медицинского
костюма?
(Слайд №3) Когда-то давно одежда врачей выглядела совсем иначе…
В средневековой и ренессансной Европе во время эпидемий чумы врачи
носили характерный защитный костюм.
Счит ало сь,
что
маска
с
клювом,
придающая
доктору
в и д
древнеегипетского божества, отпугивает болезнь
(Слайд
№4)
легендарный
эпидемиологический
костюм
римского
и
средневекового доктора, используемый во время губительных эпидемий чумы,
холеры,
оспы.
Длинные
черные
одежды.
Лица
закрыты,
ко
рту
приделан
длинный, костяной, кожаный или деревянный клюв – для того, что бы создать
зону безопасности между врачом и пациентом, и чтобы не вдыхать зараженный
воздух. Полость клюва была заполнена благовонными и\или лекарственными
травами. В руках у эпидемиолога была длинная палка, с помощью которой он
давал практические советы – то есть указывал больному, какой предмет взять и
какое лекарство принять. Позднее, в Средневековье, в дополнение ко всему
перечисленному, врачи надевали кожаное облачение и носили с собой жезлы с
ладаном. Нет в истории более страшного костюма, чем этот.
(Слайд
№5)
В
средневековой
Европе
существовала
с т р о га я
профессиональная
и
социально-правовая
градация
между
врачами,
которые
получали
медицинское
образование
в
университетах
и
занимались
только
лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не
имели,
врачами
не
считались
и
в
сословие
врачей
не
допускались.
Между
врачами и хирургами шла неустанная война.
(Слайд
№6)
Соответственно,
костюмы
врача,
представлявшего
официальную
медицину
того
времени,
и
ремесленника-хирурга
значительно
отличались.
Первые были облачены в дорогие мантии, украшенные драгоценными
камнями.
(Слайд №7) И все же в Средние века одежда врача или аптекаря ничем
особо
не
отличалась
от
одежды
ученого,
богослова
или
простого,
но
зажиточного горожанина. Главное при ее выборе было стремление подчеркнуть
свою значительность и состоятельность. Постепенно на смену впечатляющим
мантиям и драгоценностям, как непременным атрибутам ученого-врачевателя
пришел обычный сюртук.
(Слайд №8 - 9) Сестринская форма ассоциируется в первую очередь с
монашеским
одеянием,
ведь
в
старину
уделом
«невест
Христовых»
было
радение за больных, раненых, увечных. Больниц и госпиталей как таковых во
времена Средневековья не было, поэтому нуждающиеся во врачебной помощи
стационарно
лечились
при
монастырях.
Традиционный
наряд
сестры
милосердия монастырских больниц был таким: темное длинное платье с белым
передником и белый платок-косынка. В середине XIX века в одежде сестер
преобладал черный цвет, а платки уступили место чепчикам. На рубеже столетия
сестры Красного Креста носили платья с белыми манжетами или нарукавниками
и белые шапочки.
(Слайд №10) Взгляды на профессиональную одежду для врачей в 19 веке
претерпели существенные изменения. Пышные мантии и заляпанные кровью
сюртуки
сменила
одежда,
выполняющая
принципиально
другие
функции.
Главными критериями ее пригодности стали гигиеничность и удобство.
(Слайд №12) Во второй половине XIX века докторский халат вошел в
повседневную практику врачей. Слово «халат» заимствовано из арабского (hil at
–
почетное
платье)
Впервые
в
мире
для
врачей
и
среднего
медицинского
персонала белый докторский халатпредложил Карл Андреевич Раухфус педиатр.
(Слайд
№13)
Первыми
в
постоянную
практику
белые
халаты
ввели,
вероятно, немцы в период франко-прусской войны 1870 года. Принято считать,
что первый русский врач надел белый халат во время Русско-турецкой кампании
1877 — 1878 годов. По другой версии, первыми их в 1880-е годы надели врачи
столичного госпиталя имени Бурденко. В любом случае, это были единичные
случаи.
(Слайд №14) К началу XX века применение белого халата, шапочки и
маски
при
хирургических
процедурах
было
делом
уже
довольно
распространенным.
Но только после убийственной мировой эпидемии испанки в 1918 году,
унесшей жизни десятков миллионов человек, ношение халата и шапочки стало
явлением
повсеместным
среди
не
только
хирургов,
но
и
врачей
других
специальностей.
(Слайд №15) Настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря
игуменья Ксения: «Белые одежды – символ Спасителя, белый халат врача –
символ помогающего
в беде».
(Слайд №16) Первоначально, использовался только белый цвет. Белый
цвет
одежды
символизировал
в
те
времена
чистоту.
Однако,
с
1950
года
больницы стали отказываться от применения только белой медицинской одежды
в операционных. Дело в том, что в условиях яркого освещения в операционных,
белый цвет халатов вызывал зрительное напряжение у врачей и медперсонала.
Процесс проведения операций от этого сильно терял в качестве.
(Слайд №17) С этого времени в медицинских учреждениях стала вводится
медицинская одежда зеленого и голубого цвета. Использовалась она, в первую
очередь, хирургами. Эти цвета уменьшили зрительную нагрузку и положительно
сказались на процессе проведения операций.
(Слайд №18) С этого времени в медицинских учреждениях стала вводится
медицинская одежда зеленого и голубого цвета. Использовалась она, в первую
очередь, хирургами. Эти цвета уменьшили зрительную нагрузку и положительно
сказались на процессе проведения операций.
Заключительная
фраза
бирмингемских
исследователей
звучит
как
насмешка над пионерами антисептики, 200 лет назад которые бились над тем,
чтобы белый халат ввести в обиход вместо фартуков: «…целесообразнее всего
перед осмотром ран снимать белый халат и вместо него надевать фартук из
пластика».
(Слайд №19) Спасибо за внимание. ( слайд №2) Сказать сегодня, кто
именно
создал
термометр-
довольно
сложно.
Изобретение
термометра
приписывают
сразу
многим
учёным
—
Галилею,
Санторио,
лорду
Бэкону,
Роберту Фладду, Скарпи, Корнелию Дреббелю, Порте и Саломону де Каус. Это
обусловлено тем, что многие учёные одновременно работали над созданием
аппарата,
который
бы
помог
измерить
температуру
воздуха,
почвы,
воды,
человека.
Я его под мышкой спрятал.
Приголубил. Обогрел.
А потом он мне, ребята,
Вдруг сказал: - ты заболел!
Доклад. №2. История создания термометров.
(Слайд №2) История термодинамики началась, когда в 1592 году Галилео
Галилей создал первый прибор для наблюдений за изменениями температуры,
назвав его термоскопом.
(Слайд №3) Термоскоп представлял собой небольшой стеклянный шарик с
припаянной стеклянной трубкой. Шарик нагревали, а конец трубки опускали в
воду. Когда шарик охлаждался, давление в нем уменьшалось, и вода в трубке под
действием атмосферного давления поднималась на определенную высоту вверх.
При потеплении уровень воды в трубки опускался вниз. Недостатком прибора
было то, что по нему можно было судить только об относительной степени
нагрева или охлаждения тела, так как шкалы у него еще не было.
Разница между термоскопом и современным термометром в том, что в
изобретении Галилея вместо ртути расширялся воздух.
(Слайд
№4)
Санторио
из
Падуанского
университета
создал
своё
устройство,
при
помощи
которого
можно
было
измерять
температуру
человеческого тела, но прибор являлся столь громоздким, что его устанавливали
во дворе дома. Изобретение Санторио имело форму шара и продолговатую
извилистую трубку, на которой были нарисованы деления, свободный конец
трубки заполняли подкрашенной жидкостью. Его изобретение датировано 1626
годом.
В
1657
году
флорентийские
учёные
усовершенствовали
термоскоп
Галилео, в частности снабдив прибор шкалой из бусин.
Позже учёные пытались усовершенствовать прибор, но все термометры
были воздушные, и их показания зависели не только от изменения температуры
тела, но и от атмосферного давления.
(Слайд №5) Первые термометры с жидкостью были описаны в 1667 году,
но
они
лопались,
если
вода
замерзала,
поэтому
для
их
создания
начали
использовать
винный
спирт.
Изобретение
термометра,
данные
которого
не
обусловливались бы перепадами атмосферного давления, произошло благодаря
экспериментам
физика
Эванджелиста
Торричелли,
ученика
Галилея.
В
результате
термометр
наполнили
ртутью,
перевернули,
добавили
в
шар
подкрашенный спирт и запаяли верхний конец трубки.
(Слайд
№6)
Исходные
точки
для
равномерного
деления
шкалы
термометров
различных
конструкций
выбирали
долго.
Один
из
первых
вариантов был предложен в 1694 году итальянским физиком Карло Ренальдини.
Он принял за крайние точки на термометре точку таяния льда и точку кипения
воды.
Два
десятилетия
спустя,
в
1714
году,
Габриэль
Фаренгейт
выбрал
несколько базовых точек.
(Слайд
№7)
Шкала
Фаренгейта
базировалась
на
трёх
установленных
точках:
- первая точка равнялась нулю градусов — это температура состава воды,
льда и нашатыря;
- вторая, обозначенная как 32 градуса, — это температура смеси воды и
льда;
- третья — температура кипения воды, равнялась 212 градусам.
Французский физик Рене Реомюр в 1730 году предложил спиртовую шкалу
с 0 до 80.
(Слайд №8) Михаилом Ломоносовым была предложена шкала, разбитая
между точками замерзания и кипения воды на 150 делений.
(Слайд №9) Но самой популярной стала шкала, предложенная в 1742 году
Андерсом
Цельсием.
Граничными
точками
шкалы
Цельсия
стали
точка
замерзания
воды
и
точка
ее
кипения.
Сама
шкала
была
разделена
на
100
интервалов. Изначально за 0 была принята точка кипения, а за 100оС точка
замерзания. «Перевернута» шкала была несколько позже, предположительно
после
смерти
Цельсия,
его
современниками
ботаником
Карлом
Линнеем
и
Мортеном Штремером, астрономом.
Только в 1848 году лорд Кельвин, физик Вильям Томсон рассчитал и
доказал существование абсолютного нуля при температуре -273,15оС. К этому
времени конструкция термометров изменилась настолько, что стало возможным
их производить в промышленных масштабах и продавать для нужд лабораторий
и производств. В медицину термометры пришли веком позже, в середине XIX
века.
(Слайд №10) Если в XVIII веке был «бум» открытий в области систем
измерения температуры, то сегодня всё активнее ведутся работы по созданию
способов измерения температуры.
Область применения термометров крайне широка и имеет особое значение
для современной жизни человека. Термометр за окном сообщает о температуре
на
улице,
термометр
в
холодильнике
помогает
контролировать
качество
хранения продуктов, термометр в духовке позволяет поддерживать температуру
при выпекании, а градусник — измеряет температуру тела и помогает оценить
причины плохого самочувствия.
(Слайд №11) Градусник — самый распространённый вид термометра, и
именно его можно найти в каждом доме. Однако ртутные градусники, бывшие
когда-то ярким открытием учёных, сегодня постепенно уходят в прошлое как
небезопасные. Ртутные градусники содержат 2 грамма ртути и обладают самой
высокой точностью определения температуры, но нужно не только правильно с
ними обращаться, но и знать, что делать, если градусник вдруг разобьётся.
(Слайд №12) На замену ртутным градусникам приходят электронные или
цифровые
термометры,
которые
работают
на
основе
встроенного
металлического
датчика.
Также
есть
специальные
термополоски
и
инфракрасные градусники.
(Слайд №13) Всем пациентам в стационаре температура тела измеряется 2
раза в сутки: утром после сна с 7.00 до 9.00, вечером после тихого часа с 16.00
до 17.00. Здоровым людям измеряют температуру при плохом самочувствии с
целью выявления заболевания.
(Слайд №13) Спасибо за внимание!
.
.
Капля за каплей стекает раствор…
Холодно, страшно и руки дрожат.
В вену иголка – вот весь разговор.
Мысли о жизни и смерти кружат.
Доклад Внутривенная инъекция: от истоков до наших дней.
(Слайд
№2)
Инъекция
–
это
парентеральное
введение
лекарственного
средства.
(Слайд №3) В 1628 году английский ученый У. Гарвей впервые заявил о
возможности введения в организм лекарственных веществ через кожу.
Он опубликовал фундаментальный труд, в котором рассказал о работе
системы
кровообращения
у
человека.
Гарвей
высказал
предположение,
что
благодаря циркуляции крови можно осуществлять распространение лекарств по
всему организму. Там же Гарвей заметил, что легче всего вводить лекарства
непосредственно в кровеносные сосуды – вены.
(Слайд
№4)
После
того
как
в
ходе
проведения
многочисленных
экспериментов удалось подтвердить справедливость теории Гарвея, в 1670 году
впервые в истории медицины немецкий врач М. Пурман ввел лекарство в вену
больного.
(Слайд №5) Он сконструировал специальное приспособление, состоявшее
из тонкой стальной иглы, соединенной со стеклянной ампулой, по которой
двигался
кожаный
поршень.
Пурман
назвал
свое
изобретение
шприцем
(от
немецкого глагола «шприцен» – впрыскивать).
(Слайд №6) Первой пациенткой Пурмана стала больная проказой. После
переливания телячьей крови ее физическое состояние улучшилось.
(Слайд №7) Второй опыт Пурман поставил на самом себе. Во время войны
он заразился чесоткой.
(Слайд
№8)
Чтобы
избавиться
от
болезни,
Пурман
попросил
своего
ассистента ввести ему лекарство в вену. Однако во время манипуляции Пурман
неожиданно упал в обморок.
(Слайд №9) Оказалось, что ассистент ввел лекарство слишком быстро,
поэтому нарушилось нормальное кровообращение.
(Слайд №10) Эксперимент завершился удачно, через 3 дня у Пурмана
исчезли симптомы болезни. Процедура заживления произошла намного быстрее,
чем при обычном приеме лекарств через рот.
Пурман
понял,
что
новый
способ
является
эффективным
средством
лечения больных. Но в то же время он требовал соблюдения определенной
методики: постепенного введения лекарства в вену.
(Слайд
№11)
Врач
усовершенствовал
сконструированный
шприц:
он
нарезал резьбу на штоки, по которым двигался поршень. Поворачивая шток,
можно было медленно и постепенно вводить лекарство в вену.
Предложенная
Пурманом
конструкция
шприца
оказалась
настолько
удачной, что она вошла в обиход во всех медицинских учреждениях мира.
Постепенно совершенствовалась и методика введения лекарств.
(Слайд №12) Самым практичным оказался способ, предложенный в 1910
году немецким врачом П. Эрлихом. Он занимался лечением сифилиса и открыл
сальварсан – эффективное лекарство против этой болезни. Препарат требовалось
постепенно вводить в вену, чтобы он равномерно смешивался с кровью.
(Слайд
№13)
Проведя
серию
испытаний,
Эрлих
сконструировал
капельницу
–
аппарат,
обеспечивающий
равномерное
введение
лекарства
в
кровеносный сосуд больного.
(Слайд №14) Капельница представляла собой стеклянную ампулу, внутри
которой находилась пипетка.
(Слайд №15) Лекарство по каплям поступало в нижнюю часть ампулы.
Оттуда оно переходило в кровь больного.
Приспособление
Эрлиха
оказалось
настолько
удобным,
что
его
стали
использовать для внутривенного введения практически всех лекарств.
(Слайд №16) В настоящее время внутривенная инъекция является одной из
самых распространённых манипуляций, выполняемых медсестрами.
Спустя более чем 300 лет после первого введения в вену лекарственного
средства, эта манипуляция сильно модернизировалась, что сделало её безопаснее
и доступнее.
(Слайд №17) Наиболее важным правилом при выполнении внутривенной
инъекции является строжайшее соблюдение правил асептики и антисептики, что
защищает пациента и медсестру от заражения патогенными микроорганизмами.
Оборудование для инъекций также претерпело значительные изменения.
(Слайд
№18
-
19)
Несмотря
на
то,
что
внутривенные
инъекции
проводились с середины XVII века, шприц, в том виде, в котором мы знаем его
сейчас,
был
изобретён
лишь
в
1853
году
ветеринарным
врачом
Чарльзом
Габриэлем Правазом и Александром Вудом независимо друг от друга.
(Слайд №20 -21) Таким образом, внутривенные инъекции прошли долгий
путь модернизации и интерпретации.
(Слайд
№22)
Современная
медицина
находится
на
высоком
уровне
развития и непрерывно развивается. С каждым годом появляется множество
инноваций, включая новые стандарты, новое оборудование для инъекций.
(Слайд №23) Возможно, в скором будущем ученые найдут способ снизить
количество осложнений, увеличив пользу этой процедуры.
(Слайд №24) Спасибо за внимание.
Если худо организму –
Применяй товарищ клизму.
Убедись товарищ лично –
Клизма действует отлично!
Доклад ГИМН КЛИСТЕРУ
(Слайд
№2)
Кли́
зма
(устар.
кли́
стир)—медицинский
инструмент,
приспособление, предназначенное для постановки одноимённой процедуры, для
очищения и промывания прямой кишки и толстой кишки либ для введения в
прямую или толстую кишку растворов лекарственных веществ.
(Слайд
№3)
Клизма
—
древнее
изобретение.
Существует
древняя
индийская
легенда,
в
которой
рассказывается
об
истории
возникновения
очистительных клизм. Древние индусы наблюдали за перелетными птицами
ибисами.
После
возвращения
домой,
устав
от
долгих
и
изнурительных
перелетов, ибисы находились в состоянии крайнего измождения и мучились от
жажды. Птицы прилетели к водоему, но не стали сразу пить воду, а принялись
проводить странную процедуру: набирать в клювы воду и вводить ее в задний
проход.
Они
повторяли
эти
действия
до
полного
очищения,
и
лишь
после
получения нужного результата, позволили себе пить и есть.
Люди
решили
следовать
примеру
«мудрых»
птиц
и
придумали
приспособление для очищения толстого кишечника.
(Слайд №4) В Европе клизму вовсю использовали средневековые врачи,
ибо арсенал лечебных средств был весьма убог: кровопускание, сомнительные
эликсиры и мази, ну и очистительная клизма — возможно, самое полезное из
всего перечисленного.
(Слайд №5) В период 1550 по 1584 три четверти населения Руси крепко
подсело на клизму. Искусные мастера на Руси творили с клизмами, поистине,
чудеса! Широкоизвестная сказка «Как Левша блоху подковал», в оригинале
имела нескольку иную трактовку.
С
незапяматных
времен
клизма
считалась
грозным
оружием.
Умелый
воин-клизмовик с помощю клизмы мог отбиться от десятка врагов без клизм.
А во времена Великой Отечественной Войны сотни вражеских танков
были подорваны с помощью клизм, начиненных порохом.
Клизма не потеряла свою привлекательность и в наши дни. Так, в районаx
крайнего севера крайне популярна клизма с меxом наружу.
(Слайд
№6)
Дымная
клизма
была
одним
из
самых
ходовых
приспособлений
в
медицине
XVII–XIX
веков.
Устройство
ее
было
крайне
простым: дымная клизма была похожа на обычную, но вместо груши у нее были
меха из свиного желудка, которые подавали табачный дым в задний проход
больного. Табак считался неплохим средством от сонливости и простуды, и его
даже прописывали больным. Однако методикам нестандартного введения его в
организм европейские врачи научились у североамериканских индейцев. Такая
процедура, как считалось, должна была помогать при болях в желудке, а также
оживляла утопленников. Считалось, что дым высушивает всю лишнюю влагу в
теле.
В
1780-х
годах
британским
Королевским
обществом
спасения
было
постановлено установить дымные клизмы на всех спасательных станциях на
Темзе — на случай, если придется оживлять утопленника. Они были чем-то
вроде современных дефибрилляторов.
(Слайд №7) Но настоящего пика популярности клизма достигла к XVI веку
и продержалась в фаворитах у врачей до начала ХХ века.
(Слайд
№7)
В
XVIII
веке
клизма
была
настолько
распространенным
явлением, что к ней относились не как к чему-то медицински-интимному и даже
неприятному, как сейчас, а, скорее, считали некой пикантной частью парадного
макияжа.
Существует
множество
эротических
рисунков
и
рассказов
того
времени,
сюжетом
которых
является
кавалер,
подглядывающий
за
тем,
как
горничная ставит красавице клизму...
А иногда кавалер даже подкупал горничную, чтобы та отдала клизму ему и
он бы сам поставил ее красавице. Это считалось весьма забавным.
(Слайд №8) Главным средством в арсенале любой кокетки как XVIII, так и
XIX столетий был клистир, то есть клизма.
(Слайд №9) А слышали Вы имя маркизы де Помпадур, одной из самых
знаменитых женщин в мировой истории? Всемогущая фаворитка Людовика XV,
вершительница
судеб
и
законодательница
мод.
Но
мало
кто
знает,
что
некоронованную
королеву
Франции
погубила
страсть
к...
обыкновенным
клизмам!
(Слайд №10) Клизмы для красоты также начали использовать в эпоху
Ренессанса.
С
помощью
особого
изогнутого
стеклянного
сосуда
вводилась
теплая вода, иногда смешанная с отварами трав или лимонным соком.
Клизму
обязательно
ставили
накануне
бала
—
чтобы
кожа
выглядела
свежее, а стан обретал девичью хрупкость.
(Слайд №11) В наше время среди красавиц и красавцев Голливуда — да и
не
только
среди
них
—
пользуется
огромной
популярностью
процедура
гидроколонотерапии: та же клизма, но более глубокая и сильнодействующая.
После нее так же кожа становится менее проблемной, а фигура кажется
стройнее.
Американские
специалисты
сделали
процедуру
максимально
комфортной и удобной. В число «последователей мадам де Помпадур» пресса
записывает Опру Уинфри, Синди Кроуфорд, Дэвида Духовны, Эшли Джадда,
Кристи Терлингтон, модель Софи Дал, покойную принцессу Диану.
(Слайд
№12)
Саморегулирующийся
шприц
для
клизм
с
поршнем
и
резервуаром для воды. Япония, XIX век. Музей науки, Лондон, Великобритания.
(Слайд №13) Актуальна клизма и в современной медицине.
(Слайд №14) Классификация клизм:
- по цели применения
- по количеству вводимой жидкости
- по составу вводимых растворов
- по температуре вводимых жидкостей.
(Слайд №15) В зависимости от цели различают два типа лечебных клизм:
- очистительные и послабляющие клизмы
- лекарственные и питательные.
(Слайд №16) Технологический прогресс не обошел и эту область. Теперь
это
серьезная
очень
не
дешевая
техника.
Процедура
переносится
легче,
эффективность намного выше. Процедура стала намного эстетичней.
(Слайд №17) Памятник клизме в Железноводске. Она наконец-то обрела
своё достойное место!
(Слайд №18) Спасибо за внимание!
Заключение.
Задача
№1
Медицина
обязана
ему
несколькими
изобретениями,
так,
например,
наблюдая
за
работой
знакомого
художника,
макающего
полотно
холста
в
гипсовый
раствор,
изобрел
приспособление,
спасшие
миллионы
больных. Рассказывают, что именно он спас знаменитого Джузеппе Гарибальди
от ампутации ноги в 1862 году. Кто он?
Ответ.
Именно
Николай
Пирогов,
великий
русский
хирург,
впервые
применил гипсовую повязку и эфирный наркоз, спасшие жизни миллионам
пациентов.
Задача №2. За это открытие его назвали "врачом века"(речь, конечно, идет
о минувшем, ХХ - веке).По результатам опроса, который проводился в 1999 году,
около 40 % британских врачей назвали его наиболее значительной фигурой в
медицине 20-вука.А открытие...Считают, что он сделал его случайно : занимаясь
проблемами гриппа он заметил, что рост бактерий внезапно прекратился, т.к. в
сосуд не был стерильно чист, кроме микробов там была еще и "грязь", убившая
эти микробы..."Грязь" эту мы наблюдали довольно часто, но до героя загадки
никто не додумался использовать ее в борьбе с бактериями.
Открытое ученым вещество спасло, и спасает по сей день, миллионы
жизней. Что за вещество и кто его открыл?
Ответ. Это плесень, отсюда - пенициллин?
Задача №3. Знаменитый врачеватель Ибн Сина(Авиценна) для лечения
этой болезни использовал соль, овес, веревку и ... лошадь. Что за болезнь и
каким именно способом лечил ее знаменитый доктор?
Ответ. Ибн Сина так лечил вывих бедра: сначала лошадь кормили овсом
вперемежку с солью, затем больной садился на нее и его ноги связывались
веревкой в районе ступней. Лошади давали выпить пару ведер воды, бока ее
раздувались (постепеннно) и вывихнутое бедро выравнивалось
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключительное
слово
–
начальник
отдела
по
методической
работе,
преподаватель высшей квалификационной категории Н. Н. Панжинская
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Положение о общеколледжийном конкурсе презентаций
ПОЛОЖЕНИЕ
общеколледжийного конкурса презентаций
«Неизвестное об известном в мире медицины»
среди студентов ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский
колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края.
1.Общие положения.
Настоящее положение определяет цели, порядок и условия проведения
общеколледжийного конкурса презентаций: «Неизвестное об известном в мире
медицины»,
организуемого
ЦК
«Акушерское
дело»
в
рамках
проведения
открытой недели.
Цели:
- развитие креативного мышления, творческих способностей студентов в
использовании мультимедийных возможностей компьютера;
-
стимулирование
продуктивной
деятельности
студентов,
ориентированной на личностную и творческую самореализацию;
-
активизация
познавательной,
поисковой
и
исследовательской
деятельности студентов;
- формирование независимости мышления, т.е. умение самостоятельно
находить собственное оригинальное решение поставленной задачи (выбор
темы, сценария и дизайнерского оформления работы);
- приобретение навыков самостоятельной работы с большим объемом
информации
(сравнение,
анализ,
систематизация
и
выбор
главного),
планирования и организации работы.
Задачи:
- выявление и поддержка творчески одаренных студентов, использующих
ИКТ для создания презентаций;
- поощрение активности и самостоятельности студентов;
- приобретение навыков защиты своей работы, умения выделить лучшие
стороны своей работы и показать свою личную заинтересованность в
данной работе.
2.Организаторы:
- методический отдел ГБПОУ ККБМК;
- Цикловая комиссия «Акушерское дело».
3.Номинации конкурса:
- компьютерные презентации, выполненные в MS PowerPoint 2007, 2010
студенты специальности «Акушерское дело»;
- компьютерные презентации, выполненные в MS PowerPoint 2007, 2010
студенты специальности «Сестринское дело»;
- компьютерные презентации, выполненные в MS PowerPoint 2007, 2010
студенты специальности «Лечебное дело».
4.Участники:
- студенты специальностей: «Акушерское дело», «Сестринское дело»,
«Лечебное
дело»
с
презентациями,
подготовленными
специально
к
данному конкурсу.
5.Сроки проведения конкурса:
- презентации подаются до 05.03.2017 г. в кабинет № 315 в электронном
виде на флеш-картах (указать специальность, группу, ФИО участника);
- заявки на участие в конкурсе оформляются в произвольной форме в
Word 2003, 2007 с обязательным указанием:
-ФИО участника, контактный телефон (городской, сотовый),
-специальность,
-группа,
-дата рождения участника (день, месяц, год),
-ФИО педагога - руководителя, контактный телефон (сотовый), e-
mail,
-название работы.
6.Требования к конкурсным работам:
- конкурсная работа должна быть выполнена участником или творческой
группой
самостоятельно
без
помощи
профессиональных
дизайнеров
и
программистов.
- содержание и название творческой работы должно соответствовать теме
конкурса;
- презентация должна содержать не более 20 слайдов;
- на первом слайде презентации должны быть указаны: название работы,
фамилия
и
имя
автора
и
руководителя
полностью,
наименование
образовательного учреждения, специальности и группы;
- заимствования из чужих проектов (плагиат) не допустимы.
7. Критерии оценки работ:
- содержание и название творческой работы должно соответствовать
теме конкурса;
- знание и умение использования возможностей средств разработки;
- творческий подход к оформлению работы, гармоничность дизайнерского
решения и его соответствие тематике;
- использование оригинальных, авторских элементов в проекте (фоны,
кнопки, линии, GIF-анимация, звуки, видео и др.). Отдается предпочтение
собственному
наполнению
проектов,
нежели
копированию
текстов
и
иллюстраций из чужих источников;
- полнота и последовательность раскрытия темы;
-
знание
материала
и
умение
представить
работу
с
соблюдением
регламента.
8.Определение победителей и призеров.
Все
работы,
участвующие
в
конкурс,
оцениваются
независимыми
и
профессиональными
членами
жюри
конкурса.
Решения
жюри
оформляются
итоговым протоколом и пересмотру не подлежат.
В
каждой
специальности
по
наибольшей
сумме
итоговых
баллов
определяют победителя (I место) и двух призеров (II
и III места). В случае
совпадения суммы итоговых баллов жюри оставляет за собой право выбрать
наилучшую работу.
9.Награждение.
Все участники конкурса получают сертификаты участника, а победители и
призёры
конкурса
в
каждой
специальности
награждаются
Дипломами
соответствующей
степени 23 марта 2017 г. при проведении открытого этапа
конкурса.
10.Оргкомитет конкурса:
г. Краснодар, ул. Таманская, дом 137, кабинет 315.
Координаторы конкурса: Сосновская А.К., тел. 8-918-14-34-289.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ