Автор: Потехина Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель экологии и природопользования
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Туапсинский гидрометеорологический техникум"
Населённый пункт: г.Туапсе, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ КК «Туапсинский гидрометеорологический техникум»
Преподаватель Потехина И.А.
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Модульное
обучение,
его
общая
характеристика
и
структура
должны
быть
направлены не только на профессиональную подготовку специалиста, но и затрагивать его
личностное развитие, формирование социальных компетентностей.
Знания о ценностях
переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей
присваиваются
обучающимися
и
становятся
их
личностными
смыслами,
духовно-
нравственное
развитие
достигает
относительной
полноты.
Переход
от
одного
уровня
воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Это
формирует
у
студентов
коммуникативные,
этические,
социальные,
гражданские
компетентности и социокультурную идентичность в ее национально-государственном,
этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Методическое обеспечение профессиональных модулей программами воспитания
имеет огромное практическое значение на современном этапе развития образования в
контексте формирования личности специалиста, адекватной требованиям сегодняшнего
времени.
Воспитание в педагогическом процессе
Воспитывающее
обучение
(введено
в
педагогику
немецким
философом,
психологом и педагогом И.Ф. Гербартом) − обучение при котором достигается органичная
связь
между
приобретением
студентом
знаний,
умений
и
навыков,
усвоением
опыта
творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру,
друг другу, к усваиваемой содержательной учебной информации.
Сложная
задача
единства
воспитания
и
обучения
студентов
реализуется
всей
системой
работы
коллектива
образовательного
учреждения
на
занятиях,
в
процессе
внеучебного времени, в ходе деятельности студенческих организаций и др.
Все
изучаемые
учебные
дисциплины
предусматривают
решение
определенных
воспитательных
задач.
Отсюда
первым
условием
усиления
воспитательного
влияния
обучения надо считать тщательный анализ педагогами воспитательных возможностей
каждой учебной дисциплины, специальное осознание требований учебных программ,
формирование
воспитательных
задач
каждого
занятия.
Вторым
условием
является
проектирование конкретной «примерной программы воспитания студента», в которой
должны быть определены следующие взаимосвязанные задачи:
- формирование основ мировоззрения и расширение кругозора;
- воспитание сознательного отношения к учению;
- развитие познавательной активности;
- привитие культуры умственного труда;
- формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности, эстетической
культуры;
- физическое совершенствование, укрепление здоровья.
Модульная система планирования и организации учебного процесса
В современной системе образования, «стремительно происходящие изменения в
промышленности,
экономике,
производстве,
влекут
быстрое
изменение
номенклатуры
востребуемых
профессий,
появление
нового
поколения
концепций
гибкого
профессионального
образования,
основанных
на модульном
подходе»
и
модульном
обучении.
Как одно из значимых, понятие «модуль» наряду с достаточно многоплановым
использованием этого понятия в разных областях знаний используется и в современной
педагогической теории и, в частности, в плане определения места модуля в системе
обучения, в общей системе обеспечения качества и управления качеством современного
образования.
Современные исследователи подчеркивают, что “модульное обучение (модульная
технология) преобразует образовательный процесс так, что обучащийся самостоятельно
(полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.
Воспитательная цель учебного занятия при освоении профессионального
модуля
Воспитательная цель учебного занятия связана с содействием формированию или
развитию социально-психологических и нравственных качества личности и отношений.
Воспитательная цель занятия может быть сформулирована для нескольких уроков
при освоении тем профессионального модуля, а иногда и для уроков целой темы и
связана с формированием отношений обучающихся к различным явлениям окружающей
жизни: к себе, к другим людям, к труду, к будущей профессии. На разных уроках имея
одну воспитательную цель, педагог может ставить различные воспитательные задачи и
указать, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности.
Для
формулирования
воспитательных
целей
урока
по
формированию
компетенций
необходимо
конкретизировать,
какие
личностные
качества,
какие
отношения
к
себе,
окружающему
миру,
труду,
профессии,
к
людям,
к
обществу
необходимо воспитывать у обучающихся, чтобы обеспечить владение данной компетен-
цией в жизни и профессиональной деятельности.
Образовательная программа по специальности 20.02.01 Рациональное
использование природохозяйственный комплексов
В ГБПОУ КК «Туапсинский гидрометеорологический техникум» реализуется
основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального
образования, по программе подготовки специалистов среднего звена, разработанная на
основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего
профессионального
образования 20.02.01
Рациональное
использование
природохозяйственный комплексов.
В
результате
освоения
ОПОП
СПО
ППССЗ
обучающиеся
должны
овладеть
основными
видами
профессиональной
деятельности
(ВПД),
общими
(ОК)
и
профессиональными (ПК) компетенциями.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин
и
профессиональных
модулей
в
соответствии
с
видами
деятельности.
В
состав
профессионального модуля ПМ.01 Проведение мероприятий по защите ОС от вредных
воздействий,
входит
два
междисциплинарных
курса:
МДК.01.01
Мониторинг
загрязнения окружающей природной среды, МДК.01.02 Природопользование и охрана
окружающей среды
При освоении обучающимися профессионального модуля проводятся учебная,
производственная и преддипломная практики, выполняется курсовая работа.
Воспитательные задачи при освоении модуля ПМ.01 Проведение мероприятий по
защите ОС от вредных воздействий
Сложные
и
многообразные
задачи
воспитания
при
освоении
модуля
ПМ.01
Проведение мероприятий по защите ОС от вредных воздействий можно решать только
путем
комплексного
использования
различных
форм
организации
педагогического
процесса.
Чем
разнообразнее
и
богаче
по
содержанию
формы
организации
воспитательного процесса, тем он эффективнее.
Форма воспитательной
работы -
это
устанавливаемый
порядок
организации
конкретных
актов,
ситуации,
процедур
взаимодействия
участников
воспитательного
проце сса,
направленных
на р е ш е н и е определенных
педагогических
задач
(воспитательных
и
организационно-практических);
совокупность
организаторских
приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания
воспитательной работы.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-
своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические
воспитательные
возможности,
и
они
должны
быть
полностью
реализованы.
Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому
эффективная
воспитательная
деятельность
может
быть
организована
только
путем
комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.
Планируемые результаты воспитывающего обучения
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся
должно
обеспечивать
присвоение
ими
соответствующих
ценностей,
формирование
знаний,
начальных
представлений,
опыта
эмоционально-ценностного
постижения
действительности
и
общественного
действия
в
контексте
становления
идентичности (самосознания) гражданина России:
1. Гражданско-патриотическое.
2. Нравственное и духовное воспитание.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
4. Интеллектуальное воспитание.
5. Здоровьесберегающее воспитание.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание.
8. Правовое воспитание и культура безопасности.
9. Воспитание семейных ценностей.
10. Формирование коммуникативной культуры.
11. Экологическое воспитание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1.
Воспитание
представляет
собой
формирование
важнейших
социальных
качеств
человека как личности, гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей,
таких как духовные, мировоззренческие, патриотические, гуманные, демократические,
нравственные,
правовые,
культурные,
эстетические,
трудовые
и
т. д.,
и
общности,
группы как социальной ячейки общества. Воспитанием достигается подготовка человека
к
жизни
и
самореализации,
самоосуществлению
в
социуме,
к
цивилизованному
поведению и удовлетворению своих потребностей, формируются гражданственность,
любовь к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбие, гуманизм, уважение к
закону. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека.
2.
Профессиональный модуль
–
организационно-методическая
междисциплинарная
структура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий
в
соответствии
со
структурой
научного
знания,
структурирование
информации
с
позиции логики познавательной деятельности будущего специалиста. Изучение модуля
направлено
на
овладение
конкретными
знаниями,
умениями
и
навыками
для
применения их в конкретной профессиональной деятельности и совершенствовании
этой деятельности.
3. На учебном занятии должны ставиться воспитательные цели. Воспитательная цель
занятия
может
быть
сформулирована
для
нескольких
уроков
при
освоении
тем
профессионального
модуля,
а
иногда
и
для
уроков
целой
темы
и
связана
с
формированием отношений обучающихся к различным явлениям окружающей жизни: к
себе, к другим людям, к труду, к будущей профессии.
4. Через реализацию воспитывающей функции обучения профессиональному модулю
ПМ.01 Проведение мероприятий по защите ОС от вредных воздействий у студентов
формируется ценностное отношение
к
профессионально-нравственной
культуре,
влияющее
на
мотивы
учебной
деятельности
студентов.
Мотивация
на
развитие
профессионально-нравственной
культуры
определила
активное
участие
студентов
в
воспитательных мероприятиях.