Напоминание

«Обобщение опыта методики проведения и организации волейбольных тренировок для девушек»


Автор: Бабашова Татьяна Викторовна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: пгт. Шушенское
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: «Обобщение опыта методики проведения и организации волейбольных тренировок для девушек»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж»

Методические рекомендации

на тему: «Обобщение опыта методики проведения и организации волейбольных

тренировок для девушек»

Руководитель физического воспитания Бабашова Татьяна Викторовна

2019 г.

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………………..5

1. Внеклассная работа по волейболу ……………………………………………………6

2. Цели и задачи спортивной подготовленности волейболу в условиях ССУЗа……..7

3. Основные пути достижения необходимой технической и физической

подготовленности волейболистов………………………………………………………9

3.1. Подачи……………………………………………………………………………….10

3.2. Передачи…………………………………………………………………………….12

3.3. Нападающие удары………………………………………………………………....15

3.4. Блокирование …….…………………………………………………………………16

4. Примерные упражнения для технической подготовки волейболистов

(девушек)…………………………………………………………………………………17

5. Тактика игры и методика обучения………………………………………………….18

6. Ведение игры………………………………………………………………………….26

7. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

волейболом………………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………………...30

Литература……………………………………………………………………………….31

Приложение ………………………………………………………………………….32-37

Рецензия

На методическую рекомендацию внеклассной работы «Методика проведения и

организации волейбольных тренировок для девушек», выполненную руководителем

физического воспитания Бабашовой Т.В.

В рекомендации прослеживается методические указания для проведения секционных

занятий по волейболу с девушками, которые направлены на развитие и совершенствование

технических и тактических умений и навыков.

Содержание методической рекомендации соответствует названию.

Выдержана последовательность изложения материала.

Преподаватель использует активные формы и методы: групповые, индивидуальные,

игровые, соревновательные.

Рекомендация оформлена в соответствии с требованиями.

Методическая рекомендация может быть рекомендована преподавателям физической

культуры и тренерам для проведения секционных занятий по волейболу с девушками.

Председатель цикловой комиссии

преподавателей физической культуры и ОБЖ

_______________________ /А.С. Бабашова Т.В./

3

Аннотация

Методическая

рекомендация

раскрывает

последовательность

обучения

студентов

техническим умениям и навыкам, а так же тактическим действиям в игре на секциях по

волейболу с девушками.

Данная работа направлена на методическую помощь преподавателям физической

культуры

и

тренерам

по

волейболу

для

проведения

и

правильной

организации

секционных занятий по волейболу с девушками.

Объём страниц – 37.

4

Введение

Волейбол является одной из самых популярных спортивных игр в России и как

средство физического воспитания он очень эффективен и по праву занимает одно из

ведущих мест в системе физического воспитания. При правильной организации занятий

волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию

всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений,

ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.

Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол

начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры

колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую

развлекательную

игру,

основная

идея

которой

заключалась

в

том,

чтобы

играющие

ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол»,

что в переводе с английского означает летающий мяч.

В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно

изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования,

очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.

В

нашей

стране

волейбол

стал

развиваться

после

Великого

Октября.

Получив

большую

популярность

в

Москве,

он

распространяется

в

РСФСР,

на

Украине,

в

Белоруссии, Закавказье.

Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу.

Современный

уровень

развития

волейбола

предъявляет

высокие

требования

к

техническому мастерству волейболистов. Высокий уровень технической подготовленности

волейболистов характеризуют следующие критерии:

1.

Надежность

-

стабильное

выполнение

технических

приемов,

несмотря

на

различные факторы, мешающие их выполнению.

2. Разносторонность - владение всеми техническими приемами и умение выполнять

их наиболее рациональными и совершенными способами.

3.

Приспособляемость

-

умение

применять

технические

приемы

и

способы

в

различных

игровых

ситуациях

и

при

активном

сопротивлении

игроков

команды

противника.

4. Специализация - совершенное владение комплексом технических действий при

выполнении определенных функциональных обязанностей в команде.

5

1. Внеклассная работа по волейболу.

Занятия в кружках и секциях по волейболу во внеучебное время служат важным

дополнением к урокам физической культуры. Внеклассные занятия могут быть и основной

формой изучения

и совершенствования этой игры в учебном заведении. Главными

задачами

внеклассной

работы

по

волейболу

являются:

привлечение

студентов

к

систематическим занятиям волейболом, укрепление их здоровья, содействие правильному

физическому развитию и закаливанию организма, воспитание у занимающихся высоких

морально-волевых

качеств,

спортивно-техническое

совершенствование

студентов

на

основе разносторонней двигательной подготовки и овладения ими техникой и тактикой

волейбола, подготовка инструкторов и судей по волейболу.

Внеклассная

работа

по

волейболу

начинается

с

организации

секции.

В

первой

половине сентября производят запись студентов в секцию. Составляется план работы и

расписание занятий. В секцию принимают студентов разных курсов и групп прошедших

предварительный

медицинский

осмотр.

В

дальнейшем

медицинские

осмотры

занимающихся

проводят

один

раз

в

год,

а

также

перед

соревнованиями

или

после

перенесенного заболевания.

Численность комплектуемой группы составляет до 15 человек.

Количество занятий в неделю три и их продолжительность составляет 90 минут.

При организации секции преподаватель может столкнуться с большим количеством

студентов, желающих заниматься волейболом, потому что интерес к волейболу у детей

появляется рано. В этом случае возможно проведение конкурсного отбора по нормативам,

позволяющим проверить не столько двигательную подготовленность студенток, сколько

способности новичка в дальнейшем осваивать волейбол. Однако даже после конкурсного

отбора в секцию преподаватель может столкнуться с отсевом занимающихся. В каждом

отдельном случае преподавателю необходимо выяснить истинные причины, побудившие

студента оставить секцию. Этому помогут изучение занимающихся и наблюдения за их

поведением в процессе занятий. Если у студента

не хватает способностей заниматься

волейболом, ему можно посоветовать заниматься другим видом спорта или в секции

общей физической подготовки.

Работу

секции

волейбола

проводят

на

основе

программы,

содержащей

теоретический

и

практический

материал,

судейскую

практику.

Основной

формой

секционных занятий является урок.

Теоретические занятия проводят в виде 15—20-минутных бесед, обычно до начала

урока. Их примерная тематика такова:

история развития волейбола в нашей стране;

краткие сведения о строении и функциях организма; влияние физических упражнений на

организм

человека;

гигиена,

врачебный

контроль,

предупреждение

травм

и

оказание

первой помощи; основы техники и тактики игры; правила игры, организация и проведение

занятий, оборудование и инвентарь; разбор проведенных игр.

На практических занятиях изучают технику и тактику игры, а также совершенствуют

физическую

подготовку

студенток.

В

содержание

практических

занятий

входят:

упражнения

для

различных

мышечных

групп,

с

предметами

и

сопротивлением,

на

гимнастических снарядах и акробатические упражнения; специальные упражнения для

развития быстроты, прыгучести и ориентировки; элементы легкой атлетики, спортивных и

подвижных игр.

6

Технико-тактическая подготовка включает: стойки и перемещения; передачи мяча

двумя руками (верхняя и нижняя); передача мяча одной рукой с выпадом и в падении;

передача мяча, отскочившего от сетки; подача мяча (нижние прямые и боковые, верхние

прямые и боковые); прямой нападающий удар; блокирование (одиночное и групповое),

страховка, расстановка игроков при своей подаче и подаче противника; тактика подач и

нападающих ударов; тактика игры в защите; знакомство с тактикой игры лучших команд

страны.

На физическую, техническую и тактическую подготовку в занятиях отводят разное

количество времени. Если в течение первых двух лет обучения на физическую подготовку

планируют больше времени (слабая физическая подготовка детей этого возраста является

тормозом при обучении технике), то на последующих этапах обучения больше времени

отводят на техническую подготовку, а в период, предшествующий соревнованиям, на

тактическую подготовку.

Необходимо

отметить,

что

волейбол,

органично

сочетая

в

себе

бег,

прыжки

и

метания, является хорошим средством физической подготовки, поэтому надо стараться

строить занятия так, чтобы изучение техники и тактики игры обеспечило необходимую

для игры физическую подготовку занимающихся и вместе с занятиями по другим видам

спорта. На занятиях секции и внутриколледжных соревнованиях студенты приобретают

навыки судьи. Каждый студент, занимающийся в секции, должен научиться правильно

выполнять

упражнения,

уметь

рассказать

о

них

и

знать

последовательность

их

применения, а также проводить соревнования в группе и по месту жительства.

Спортивные

соревнования

занимают

существенное

место

в

подготовке

волейболистов и значительно повышают эффективность тренировочных занятий. Помимо

соревнований

по

волейболу,

необходимо

ввести

в

практику

работы

со

студентами

соревнования по физической подготовке и технике игры, которые нужны для контроля за

уровнем физической и технической подготовки, для повышения интереса студентов

к

занятиям

и

приближения

тренировочных

занятий

к

игре.

Особое

значение

имеют

соревнования по технике игры. Соревнования по волейболу, как и всю внеклассную

работу, преподаватель планирует на весь учебный год.

Самостоятельная работа студентов — это чаще всего выполнение домашних заданий.

Они носят чаще всего индивидуальный характер и направлены на устранение недостатков

физической подготовки, на совершенствование техники и тактики игровых приемов, на

изучение

необходимого

материала

по

рекомендуемой

литературе,

на

участие

в

организации и проведении соревнований.

Помимо улучшения физической и технической подготовки учащихся, такие задания

развивают активность и самостоятельность учащихся.

2. Цели и задачи спортивной подготовленности волейболу в Шушенском

сельскохозяйственном колледже.

Основой учебного процесса всегда являлось отдельное занятие. Типичная схема

отдельного занятия включает подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть состоит из разминки. В разминку входят упражнения для

отдельных групп мышц и для отдельных физических качеств, специальные физические

упражнения волейболистов. Обычно разминка проводится всей группой в движении. Опыт

свидетельствует о важности этой части занятия именно для студентов. Эта важность

связана с необходимостью переключения от преимущественной умственной работы к

активной физической нагрузке в волейболе. Важное значение имеет и постепенное

7

сосредоточение

внимания

занимающихся

на

волейбольной

технике

и

тактике,

на

"волейбольных" внимании и наблюдательности.

В

основной

части

используются

упражнения

с

мячами,

упражнения

на

совершенствование игры в защите, нападающих ударов, подачи и приема мяча, а также

учебно-тренировочные игры.

Среди упражнений с мячами преимущество отдается:

- многочисленные виды передач мяча;

- комбинированные передачи мяча на месте, с поворотами, в прыжке, в движении.

Упражнения на совершенствование игры в защите выполняются в парах или в

тройках.

Нападающие

удары

предлагаются

в

самых

простых

вариантах

с

учетом

возможностей студентов и создания моторной плотности занятия.

В заключительной части применяются дыхательные упражнения, упражнения на

расслабление мышц, специальные физические упражнения (для пресса, мышц рук, ног и

др.). Проводится разбор занятия в беседе со студентами.

С учетом учебной программы по физическому воспитанию студентов проводятся

отдельные

занятия

по

выполнению

тестовых

заданий

по

отдельным

физическим

качествам.

Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их

большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в

большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу,

их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации

служит соревновательная деятельность волейболисток. В связи с этим все упражнения

делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или

тренировочные.

Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то

специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические

действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях.

Тренировочные

упражнения

призваны

облегчить

и

ускорить

овладение

основными

навыками

и

содействовать

повышению

их

эффективности

и

надежности.

Они

складываются

из

специальных

и

общеразвивающих.

Специальные,

делят

на

подготовительные,

главная

задача

которых

заключается

в

развитии

специальных

физических

качеств,

необходимых

в

волейболе,

и

подводящие,

направленные

непосредственно

на

овладение

структурой

конкретных

технических

приемов.

К

подводящим

также

относят

и

имитационные

упражнения,

выполняемые

без

мяча.

Общеразвивающие упражнения используют для развития основных физических качеств и

совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.

Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные

части тренировки: общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая,

интегральная. В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью

которых

решают

соответствующие

задачи.

В

то

же

время

упражнения

одного

вида

подготовки

тесно

связаны

с

упражнениями

других

видов.

Эффективность

средств

в

обучении волейболу во многом зависит от методов их применения.

Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся

и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же

средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого,

следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и

8

последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в

одном

виде

подготовки

качественно

меняется,

создавая

основу

для

другого

вида

подготовки.

Так,

подготовительные

упражнения

заканчивают

упражнениями,

отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие

упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической

подготовки к технической. Упражнения по технике, построенные в определенном порядке

усложнения,

способствуют

формированию

тактических

умений.

На

этой

основе

в

дальнейшем изучают индивидуальные тактические действия и т. д. В конечном счете одна

составная

часть

подготовки,

качественно

преобразуясь,

как

бы

переходит

в

другую,

следующую в методическом ряду.

3. Основные пути достижения необходимой технической и физической

подготовленности волейболистов (девушки).

Волейбол

предъявляет

высокие

требования

к

функциональным

возможностям

занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки,

падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной

реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц,

прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое

развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры

и

тактическими

взаимодействиями.

В

детском

и

подростковом

возрасте

физическая

подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых

качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в

технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для

повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое

внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости.

Физическая

подготовка

слагается

из

общей

и

специальной,

между

которыми

существует тесная взаимосвязь.

Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии совершенного

владения их техникой. Специфической особенностью волейбола является то, что ни один

прием

нельзя

выполнять

изолированно,

так

как

он

связан

с

другими

приемами,

выполняемыми партнерами по команде, либо соперником.

Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и

техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий

удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование. Передвижения в волейболе, как в

нападении, так и в защите, идентичны, но с некоторой спецификой, заключающейся в

более низком или высоком положений стойки игрока.

Техника передвижений. Передвижения выполняются в виде ходьбы, бега, скачков,

выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, волейболист должен

принять

определенную

стойку

или

положение,

обеспечивающее

возможность

своевременного выполнения необходимого движения.

По степени сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах различают три вида

стоек: высокую, среднюю и низкую. Находясь в определенной стойке, волейболист иногда

стоит неподвижно или же незначительно передвигается переступанием из стороны в

сторону, перенося массу тела с одной ноги на другую. Исходя из предшествующего

движения, стойки имеют некоторые особенности. Например, стойка игрока, готовящегося

к выполнению подачи, отличается от стойки игрока, готовящегося к блокированию.

9

Ходьба выполняется обычным, двойным, пригибным и приставным шагом. Для бега

характерны

стартовые

ускорения

и

резкие

изменения

направления

с

последующими

остановками. Последний шаг при этом выполняется стопорящим движением. При приеме

мяча, летящего несколько в стороне, волейболист может сделать выпад. Более быстрым

способом передвижения на небольшое расстояние является скачок, который применяется в

большей степени при защитных действиях.

3.1. Подачи.

В волейболе применяются такие подачи: нижняя прямая и боковая, верхняя прямая и

боковая, верхняя прямая в прыжке.

Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к

сетке,

ноги

в

коленных

суставах

согнуты,

левая

выставлена

вперед,

масса

тела

переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе

руки

поддерживают

мяч

снизу.

Правая

рука

отводится

назад

для

замаха,

мяч

подбрасывается

вверх

-

вперед

на

расстояние

вытянутой

руки.

Удар

выполняется

встречным движением правой руки снизу - вперед примерно на уровне пояса. Игрок

одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара

выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище

выпрямляются.

Идентично

нижней

прямой

подаче

выполняется

нижняя

боковая,

с

той

лишь

разницей, что игрок располагается боком к сетке и удар выполняет сбоку. Подача с

высокой траекторией полета мяча отличается тем, что замах выполняется в плоскости,

перпендикулярной опоре, ударная рука отводится вниз - назад, а удар по мячу наносится

резким и быстрым движением снизу, по дальней от сетки половине мяча ребром ладони

так, чтобы после удара он получил переднее - заднее вращение. Подача эта выполняется

на открытых площадках или в спортивных залах с высоким потолком.

Верхняя

прямая

подача.

В

исходном

положении

игрок

находится

лицом

или

вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет

массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч

подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча

бьющей рукой выполняется замах вверх - назад, прямая рука отводится назад. Во время

удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы

придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность

мяча

так,

чтобы

направление

силы

удара

не

проходило

через

центр

тяжести

мяча,

то

есть

смещать

кисть

руки

в

сторону

или

вверх

от

середины. Во всех случаях при подаче с большой

начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг

горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах

площадки,

хотя

и

имеет

пе р во нача л ь но е

направление

полета

вперед-вверх.

Чтобы

выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его

колебания,

подбрасывание

мяча

производится

без

его

вращения.

Удар

по

мячу

выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать.

В

последнее

время

все

чаще

применяется

подача

в

прыжке.

Отличительными

особенностями

ее

являются:

использование

разбега

(подобно

нападающему

удару),

подбрасывание мяча на 1,5--2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в

пределы площадки.

10

Существует также несколько способов верхней боковой подачи.

Удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя

подачу с вращением мяча с места, игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до

1,5

м.

Бьющей

рукой

делает

замах

вниз

-

назад,

масса

тела

переносится

на

соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение руки сзади - вперед, удар

по

мячу

производится

впереди

-

сзади,

туловище

поворачивается

в

сторону

сетки.

Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких шагов, что

дает возможность увеличить силу удара.

Нижняя прямая подача

Нижняя боковая подача

Верхняя прямая подача

11

3.2. Передачи.

В

игре

применяются

передачи

мяча

сверху

двумя

руками,

находясь

в

опорном

положений, в прыжке и с падениями.

Передача

сверху

двумя

руками.

В

исходном

положений

туловище

игрока

расположено вертикально, ноги на ширине плеч или одна нога несколько впереди. Степень

сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча. Руки выносятся перед лицом,

кисти

рук

оптимально

напряжены.

С

приближением

мяча

игрок

начинает

встречное

движение выпрямлением ног, туловища и рук. При выполнении ударного движения в

момент соприкосновения с мячом пальцы рук сначала амортизируют встречный полет

мяча, затем кисти и пальцы рук упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое

поступательное движение. Указательные и средние пальцы являются основной ударной

частью, безымянные и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу

нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий,

что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук. При передаче назад игрок

поднимает руки, располагая их тыльной стороной кистей над головой, разгибает ноги,

отклоняет

туловище

вверх

-

назад.

Передача

выполняется

за

счет

разгибания

рук

в

локтевых суставах и движения туловища назад - вверх, с одновременным прогибанием в

грудной и поясничной частях позвоночного столба.

12

В том случае, когда мяч летит высоко и направлен за игрока, выполняется передача

сверху двумя руками или одной в прыжке. Во время прыжка руки выносятся над головой

несколько выше, чем при передаче в опоре. Отталкиваясь от опоры, игрок поворачивает

руки вверх и выполняет передачу в высшей точке прыжка. При передачах мяча в прыжке

назад за голову техника движении остается такой же, как и при передачах из опорного

положения. Передачи мяча сверху двумя руками в падении с перекатом на спину, с

падением на бедро _ спину применяются тогда, когда мяч летит прямо на игрока или в

стороне от него.

Нижняя передача выполняется из исходного положения, когда руки согнуты в локтях,

ладони вложены одна в другую или сведены вместе. При этом положение ладоней должно быть

свободным с тем, чтобы не затруднять подвижности рук. С приближением мяча предплечья

поднимают и одновременно разворачивают, сближая локти. В результате движения в плечевом

суставе и разгибания в локтевом предплечья относительно друг друга остаются в постоянном

положении. Постепенно, с подниманием рук все ближе сводятся локти, чему не препятствует

свободное движение кистей.

В технике нижней передачи движения ног и туловища имеют такое же первостепенное

значение,

как

и

в

верхней

передаче.

Для

прямолинейного

движения

предплечий

(которыми

осуществляется передача) руки в локтевых суставах сгибают по мере их движения вверх навстречу

мячу и разгибают с таким расчетом, чтобы каждое последующее положение предплечий было

параллельно предыдущему.

Если

мяч

к

моменту

выполнения

передачи

окажется

слишком

высоко,

игроку

надо

уклониться

от

него

в

сторону

и

выполнить

все

движения

снизу

сбоку.

Длительность

прямолинейного

положения

предплечья

обеспечивают

не

только

движением

в

плечевом

и

локтевым суставах рук, но и энергичным разгибанием ног, причем это разгибание должно быть

согласовано с работой рук. Согласованная работа ног и рук является вторым по значимости (после

точности положения рук) обстоятельством, обеспечивающим успех передачи.

При

сильных

нападающих

ударах

и

подачах

целесообразнее

принимать

мяч

способом

нижней передачи. Это безопасней и уменьшает риск совершить техническую ошибку. Прием

мячей, летящих с большой скоростью, имеет свою особенность. Дело в том, что встречное

движение

предплечий

дает

такой

отскок,

после

которого

мяч

может

вылететь

за

пределы

площадки. Поэтому вместо встречного движения игрок или оставляет руки на месте (подставляя

их под мяч), или при очень сильно пробитых мячах смягчает удар, отводя предплечья назад. Как

это не покажется странным, но ноги работают, как обычно, т. е. разгибаются и в этом случае.

Такая, на первый взгляд, странность взаимодействия рук и ног объясняется следующим. Для

правильного подставления предплечий под мяч, и особенно отведения их назад, требуется большая

подвижность туловища, а эта подвижность наиболее эффективна только при работе ног. Здесь

сочетается движение вверх с движением назад. Не разгибают ноги только при приеме мячей,

летящих близко к поверхности площадки.

13

Во всех же других положениях, в том числе и при вынесении рук в стороны, подвижность

ног должна быть активной.

При

вынесении

рук

в

сторону

для

приема

мяча

игрок

поворачивает

руки

так,

чтобы

воображаемая плоскость, созданная двумя предплечьями, была перпендикулярна направлению

полета мяча, с некоторым отклонением для отскока его вверх-вперед .

Для этого сам игрок

поворачивается в полоборота в сторону рук. Во всех приемах мяча активно действует плечевой

сустав, поднимая и опуская плечи для возможно более точного положения предплечий под мячом.

При изучении техники нижней передачи и ее совершенствовании надо в одинаковой мере

серьезно относиться как к точности нижней передачи (вплоть до отличного паса для нападающего

удара), так и к безошибочному приему этим способом мячей, летящих с большой скоростью.

Как

и

в

любом

другом

игровом

приеме,

в

нижней,

передаче

нужно

стремиться

к

автоматизации движений. Напряжение и положение рук при взаимодействии с мячом должно

строго

соответствовать

скорости

полета

мяча.

С

увеличением

этой

скорости

уменьшается

требование к точности передачи, чем упрощается задача принимающего мяч. Здесь игрок может не

поворачивать предплечья внутренней стороной навстречу мячу и не сводить с этой целью локти, а

оставить руки так, чтобы удар мяча пришелся на переднюю часть предплечий. Это положение рук

обусловливается анатомическими особенностями строения локтевой и лучевой кости предплечья,

которые неустойчивы к ударам по внутренней и особенно наружной их стороне. Резкий удар по

внешней стороне предплечья может вызвать даже перелом обеих костей. Очень прочно и надежно

положение рук, повернутых боковой поверхностью предплечья вперед (большой палец вперед).

Если, принимая мяч, не ставить перед собой задачу точной его передачи, а ограничиваться

только приемом его, то здесь тоже нет необходимости поворачивать предплечья для увеличения

площади

соприкосновения

с

мячом.

Достаточно

сохранить

положение

сведенных

ладоней

и

подставлять под мяч предплечья: мяч как бы подбивают вверх.

Нижняя передача, как и верхняя, требует длительных упражнений и постоянного состояния

тренированности.

Особое

значение

при

этом

нужно

придавать

умению

как

можно

дольше

наблюдать за полетом мяча, видеть его до момента касания предплечьями.

Прием

мяча снизу одной рукой. Одной рукой принимаются мячи, летящие далеко от

игрока, после предварительного передвижения игрока. Ударное движение выполняется

напряженной кистью. Большое значение для успешной игры в защите имеет прием мяча

снизу одной рукой в падении вперед или в сторону с последующим скольжением на груди

и животе. Выполняя выпад вперед, а затем толчок ногой игрок посылает туловище вниз _

вперед,

руки

для

предстоящего

махового

движения

несколько

отведены

назад.

Одновременно с толчком нога, расположенная сзади, маховым движением выносится

вверх, туловище игрока перемещается вперед _ вверх, угол его наклона к горизонтали

увеличивается. Удар по мячу осуществляется в полете тыльной стороной ладони или

кулаком.

14

После удара по мячу игрок вытягивает руки

вперед и разводит в стороны несколько шире плеч.

При

приземлении

на

руки

амортизация

осуществляется

главным

образом

уступающим

движением пояса верхних конечностей. Туловище

прогибается в пояснице, опускаясь вниз _ вперед

до соприкосновения груди и живота с площадкой.

Приземление

сопровождается

скольжением

туловища

по

площадке,

подбородок

при

этом

отклоняется несколько назад.

Очень эффективен прием мяча снизу одной рукой в падении с выполнением кувырка

через плечо после удара по мячу.

3.3. Нападающие удары.

В игре в волейбол используются прямой, боковой нападающие удары и удары с

поворотом кисти и туловища.

Прямой нападающий удар характеризуется сочетанием сложных по координации

движений. Подготовка к выполнению прямого нападающего удара осуществляется за счет

ускоренной ходьбы, переходящей в бег. Ритм разбега существенно зависит от скорости и

траектории передачи мяча для выполнения нападающего удара.

Длина разбега составляет 2_3 шага и скачок. В скачке стопа вынесенной вперед ноги

ставится на пятку (стопорящий шаг), вторая нога приставляется к первой, выпрямленные

руки отводятся назад. Отталкивание от опоры начинают с махового движения руками по

дуге сзади - вперед _ вверх еще до активного разгибания ног. В волейболе прыжок вверх,

как

правило,

максимально

высокий,

поэтому

игрок

должен

оттолкнуться

как

можно

сильнее. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах бьющей рукой вверх _ назад,

прогибается в груди и пояснице, ноги слегка сгибает в коленных суставах, правое плечо

(если правая рука ударная) отводит назад, левую руку, незначительно сгибая в локтевом

суставе, отводит вверх _ в сторону. В момент удара по мячу бьющая рука выпрямляется в

локтевом

суставе,

растянутые

при

замахе

мышцы

живота,

груди

и

руки

резко

сокращаются.

Рука

выпрямляется,

кисть

накладывается

на

мяч

в

расслабленном

состоянии, удар выполняется в определенном направлений. После удара по мячу игрок

приземляется на согнутые в коленных суставах ноги и на переднюю часть стоп.

15

П р и

в ы п о л н е н и и

бокового нападающего

удара движения почти

аналогичны

прямому

нападающему

удару.

Различие

в

том,

что

при

замахе

и

ударе

происходит

движение,

как в верхней боковой подаче.

При выполнении нападающих ударов с переводом руки и туловища, движения почти

аналогичны прямому нападающему удару, с разницей в ударном движении, при котором

игрок в момент удара по мячу поворачивает кисть руки и туловище в нужном ему

направлений.

3.4. Блокирование.

Определив направление и высоту передачи мяча

для

нападающего

удара,

игрок

передвигается

к

предполагаемому

ме сту

вст речи

с

м я ч ом

приставными шагами, скачком или медленным бегом.

При

этом

ноги

его

незначительно

согнуты

в

коленных,

а

руки

-

в

локтевых

суставах,

кисти

находятся на уровне головы. Перед блокированием игрок сильнее сгибает ноги в коленных

и голеностопных суставах, ноги на ширине плеч, а предплечья согнутых рук, поднимаются

несколько выше головы. При блокировании нападающих ударов, выполняемых после

о б ы ч н ы х

п е р е д а ч ,

и г р о к

отталкивается

от

опоры

в

тот

м о м е н т,

ко гд а

н а п а д а ю щ и й

находится в безопорном положений.

Определив

действия

нападающего,

блокирующий

отталкивается

от

о п о р ы ,

п р и

э т о м

д в и ж е н и е

начинается руками, а затем ногами.

Р е з к и м

р а з г и б а н и е м

н о г ,

в ы п р я м л е н и е м

т ул о в и щ а

и

энергичным

махом

руками

игрок

принимает вертикальное положение.

16

Руки

в ы н о с я т с я

н а д

с е т ко й

т а к ,

чтобы

предплечья

имели

небольшой

наклон

по

отношению

к сетке, пальцы рук

разведены

несколько

меньше

диаметра мяча и оптимально напряжены. При приближении мяча руки перемещаются

вперед _ вверх в сторону соперника. Одновременно кисти сгибаются в лучезапястных

суставах и пальцами выполняется движение вперед _ вниз. После блокирования игрок

приземляется на согнутые ноги.

Описанные

выше

движения

касаются

техники

выполнения

неподвижного

блокирования.

Подвижное

блокирование

аналогично

неподвижному.

Если

для

неподвижного

блокирования

руки

выставляют

над

сеткой

с

целью

прикрытия

определенной зоны площадки, то при подвижном игрок перемещает руки вправо или

влево, в зависимости от направления нападающего удара. Если удары блокируются с краев

сетки, ладонь руки, ближней к краю, разворачивается внутрь так, чтобы при ударе в блок

мяч отскочил на площадку соперника.

Техника блокирования нападающих ударов, выполняемых после различных передач,

почти

аналогична

описанной

выше.

Исключение

составляет

момент

отталкивания

от

опоры, который соотносится с началом безопорной фазы нападающего.

Техническая

подготовка

направлена

на

обучение

техники

движений

и

ее

совершенствование, служащей средством ведения соревновательной борьбы. Для создания

наиболее благоприятных условий с целью изучения приемов игры, обучение следует

строить по такому плану:

1. Общее ознакомление с приемом игры.

2. Выполнение приема в упрощенных условиях.

3. Выполнение приема в условиях, приближенных к игровым.

4. Совершенствование приема в игровой ситуации.

4. Примерные упражнения для технической подготовки

волейболистов (девушек).

Передвижения

1.

Занимающиеся

располагаются

за

лицевой

линией

площадки

и

принимают

положение обусловленной стойки игрока. По определенному сигналу (зрительному или

слуховому)

передвигаются

двойным

или

приставным

шагом,

скачком

или

выпадом

(вправо, влево, в стороны).

2. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному

сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же,

но с имитацией определенного приема игры.

17

3. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6,

останавливаются и имитируют определенный прием игры.

4. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных

положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на

животе головой и ногами в том же направлении.

5. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1

выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в

зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где

выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец

колонны.

6. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в зону 6,

имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где имитирует

нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в

зону 4 к сетке, выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и

уходит в конец колонны.

Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется

использовать различные подвижные игры. Предлагаем несколько из них.

«Зоркий глаз». Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся

выполняют заранее обусловленные действия. Например, поднятая рука вверх означает, что

учащиеся должны выполнить выпад вперед и принять обусловленную стойку

волейболиста. Вариант: поднятые вверх обе руки означают, что надо выполнить два _ три

приставных шага, принять низкую стойку волейболиста и проимитировать передачу двумя

руками сверху.

«Падающая палка». Занимающиеся строятся в круг диаметром 6--7 м, рассчитываются по

порядку. В центре круга - водящий, который придерживает за верхний конец палку,

находящуюся в вертикальном положении. Водящий вызывает номер кого-либо из игроков

и отпускает верхний конец палки. Тот, кого вызвали, должен сделать выпад и, не дав палке

упасть, подхватить ее. Если он успел выполнить задание, то возвращается на свое место, а

если не успел, - заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние к палке

увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим прыжком и остановкой.

Вариант: с освоением навыка передвижения к палке ее можно заменить мячом и

проводить игру «Падающий мяч».

«День и ночь». Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на

расстоянии 1,5 - 2 м. Одна команда -- «день», другая -- «ночь». У каждой команды на своей

стороне площадки «дом». После слов водящего «день», «день» быстро убегает в свой

«дом», а «ночь» догоняет. Затем все становятся на прежние места; подсчитывают

пойманных. Игра повторяется. Выигрывает команда, которая больше поймает соперников.

Варианты: команды называются «вороны» и «воробьи»; играющие стоят не спиной друг к

Другу, а боком, лицом, сидя.

5. Тактика игры и методика обучения.

По мере овладения техническими приемами занимающиеся изучают тактику игры.

Как и в любом другом командном виде спорта, в волейболе различают индивидуальные,

групповые и командные тактические

действия. В этой же последовательности их и

изучают. В процессе изучения индивидуальных тактических действий занимающиеся

18

приучаются мыслить в игре, избирая

наилучший путь для решения стоящей перед ним

задачи. Наиболее отчетливо индивидуальная тактика выражена в подачах. Здесь игрок

независимо от действий партнеров избирает наилучший путь для затруднения приема

мяча противником.

Рис 28

рис 29

Рассмотрим

основные

тактические

действия

игрока,

выполняющего

подачу.

/.

П о д а ч а

н а

« с л а б ы х » . Зная

различную

подготовку игроков

команды

противника,

игрок

выполняет

подачу так, чтобы принимающим был игрок, слабее других владеющий приемом мяча.

2.

Затруднение

или

срыв

готовящейся

противником

комбинации. Видя

расстановку

игроков

противника,

игрок

старается

предугадать

возможный,

наиболее

вероятный

дальнейший ход его действий и подает мяч с таким расчетом, чтобы помешать противнику

осуществить свой тактический замысел.

Если, например, игроки противника расположены с расчетом на первую передачу игроку

зоны 3 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны 4, то мяч подают в

направлении между зонами 1 и 2, с тем чтобы игрок зоны 3 был вынужден передать мяч

для нападающего удара, стоя спиной к игроку зоны 4 (рис. 28).

рис 30

рис 31

рис.32 рис. 33

19

При

таком

же

расположении

игроков

противника,

но,

предвидя

передачу

для

нападающего удара игроку зоны 2, мяч лучше подать в направлении между зонами 4 и 5

(рис. 29).

Когда у сетки стоит игрок противника, хорошо владеющий нападающим ударом с

первой подачи, то подавать, мяч следует с таким расчетом, чтобы передача шла со стороны

его спины; игрок в зоне 4 — подача на игрока в зону 5 (рис. 30); игрок в зоне 2—подача на

игрока в зону 1 (рис. 31); игрок в зоне 3 владеет нападающим ударом только правой рукой

— подача на игрока в зону 5 (рис. 32); игрок в зоне 3 владеет ударом левой рукой —

подача на игрока в зону 1 (рис. 33).

Если игроки команды противника неуверенно выполняют смену мест, в результате

чего на его площадке образуются незащищенные места, то подавать нужно именно в эту

часть площадки (рис. 34). В случае, если игрок при подготовке к нападающему удару

отходит от сетки слишком далеко, то подавать нужно в его зону как можно ближе к сетке

(рис. 35). В случае, когда игрок задней линии заранее вышел для выполнения второй

передачи, то подачу производят на то место, которое он оставил.

3.

Применение

разнообразных

подач. Противник,

учитывая

характер

подачи,

соответственно располагает на площадке своих игроков. Подающий, чередуя подачи с

различной скоростью и длиной траектории полета мяча, затрудняет действия противника.

Групповая

тактика предусматривает

участие

в

игровом

эпизоде

двух

и

более

волейболистов, т. е. группы игроков. Сюда, прежде всего, относится тактика передач для

нападающего удара или обмана.

Главной

задачей

при

выполнении

передач

является

создание

наиболее

благоприятных условий для выполнения завершающего удара. Слабо подготовленному

игроку для удара требуются хорошие условия: вертикальная передача, достаточная высота

мяча и на определенном месте, возможность разбега для прыжка.

Более сложным является выведение игрока для выполнения удара в такое место, в

котором противник сможет оказать наименьшее противодействие. С этой целью передачу

производит игрок, который для выполнения этой функции старается занять ключевую

позицию,

позволяющую

разнообразить

передачи.

Применяют

следующие

передачи;

простые, со сменой мест; для удара с первой передачи; а

также передачи в прыжке с

отвлекающими действиями.

Примерные простые передачи

1. Первая передача в зону 3 с последующей передачей для нападающего удара игроку

зоны 4 (рис. 36),

20

2. То же, что с передачей для нападающего удара игроку зоны

2 (рис. 37).

3. Первая передача игроку зоны 2 с последующей передачей для нападающего удара

игроку зоны 3

(рис. 38).

4. То же, но с передачей для нападающего удара игроку зоны 4 (рис. 39).

Рис

40

Примерные передачи со сменой мест

1 .

П е р е д а ч а

и г р о к у

з о н ы

4 ,

переместившемуся в зону 3 (рис. 40), вторая

передача

—игроку

зоны

3,

переместившемуся

в

зону

4.

Последний

выполняет

нападающий удар из положения, обычного для игрока зоны 4.

2. То же, при смене между игроками зон 2 и 3.

3. При смене игроков передней и задней линии игрок задней линии выходит вперед

заранее. В момент подачи игрок передней линии отступает назад. Таким образом, игрок

задней линии оказывается впереди.

Такой вариант смены мест требует от остальных игроков, не участвующих в смене,

особого внимания, техничного приема мяча после подачи, так как для этого их остается

практически четверо.

При

выполнении

нападающего

удара

целесообразна

смена

мест

только

между

игроками соседних зон.

При

всех

сменах

мест

игрок,

передвигающийся

к

мячу

для

передачи

или

нападающего удара, должен иметь свободную зону для прохода, так как ему необходимо

наблюдать за мячом и действиями противника.

В командных тактических действиях принимают участие все игроки команды. В

нападении это или выход (предположение) для выполнения нападающего удара, или

страховка игрока; выполняющего удар, или последовательные действия в том и другом

плане. Чем больше игроков участвует в нападении, тем труднее противнику заранее

организовать

защиту.

Чем

активнее

действуют

игроки

при

страховке,

тем

большая

вероятность в продолжении борьбы в случае неудачных действий бьющего. В наибольшей

степени командная тактика проявляется в защитных действиях, где без согласованных

действий всех игроков команды трудно рассчитывать на успех.

Первым действием, которым команда начинает защищаться от нападающего удара

противника, является блокирование. Блокирование может быть одиночным или групповым

(двойным, тройным).

21

Одиночный

блок

в

тактическом

отношении

представляет

собой

наибольшую

трудность.

Расположение

нападающего

игрока

по

отношению

к

мячу

и

сетке

дает

возможность определить наиболее вероятное направление полета мяча после удара (рис.

41).

рис. 41

рис. 42

рис. 43

Если блок выполняет один

игрок, а

противник нападает с двух номеров,

то

блокирующий

занимает

среднее

положение между ними. При выполнении одиночных блоков двумя игроками каждый из

них располагается в середине своей половины сетки, а при трех блокирующих — против

своей

зоны.

Кроме

такого

зонального

распределения

мест

игроков,

ставящих

блок,

применяют распределение в зависимости от нападающих игроков, для чего блокирующие

распределяются в соответствии с положением игроков, производящих нападающие удары.

В этих случаях появляется необходимость в смене мест между блокирующими, при

осуществлении которой игрок, идущий на блок» пользуется правом прохода около сетки, с

тем, чтобы быть в лучшем положении для наблюдения и постановки блока.

При постановке двойного блока игроки тем больше выносят руки на блок в сторону

боковой линии (своей стороны), чем дальше находятся от нее, так как в этом направлении

возможность попадания мяча на площадку наибольшая (рис. 42). В случаях, когда есть

необходимость постановки блока двумя игроками на нападающий удар с очень далекой

передачи, блокирующие закрывают, возможно, большее пространство над сеткой в месте

вероятного полета мяча. Боковые линии следует открывать, позволяя мячу свободно

приземлиться после нападающего удара за пределами площадки (рис. 43). Против игрока

команды противника, неуверенно выполняющего нападающий удар, применять двойной

блок не рекомендуется. В этом случае двойной блок будет только облегчать действия

нападающего, так как мячи, направленные им за пределы площадки, будут касаться блока.

Рассмотрим

действия

игроков

при страховке. Надобность

в

страховке

может

появиться

во

многих

случаях:

при

плохой

подвижности

отдельных

игроков,

несовершенном

владении

ими

передачей

и

т.

д.

Их

подстраховывают

товарищи

по

команде. Постоянная же необходимость в страховке возникает при нападающем ударе и

блоке. Находясь в прыжке, ни нападающий, выполняющий удар, ни блокирующий игрок

не могут передвинуться, реагируя на действия противника.

При выполнении нападающего удара страховку осуществляют все остальные игроки,

смещаясь для этого вперед, в зону наиболее вероятного направления отскока мяча от

блока. При блокировании же страховка может осуществляться несколькими способами.

Первый

способ

со специально страхующим игроком, который выходит в зону 6, а

отсюда к игрокам, выполняющим блокирование. Этот выход нужно выполнять как можно

раньше, с тем, чтобы не мешать защитным действиям игроков в зонах 1 и 5.

22

Второй способ — страховка всеми игроками задней линии в зависимости от зоны, в

которую направлен мяч после нападающего удара противника. Так, блокирующих в зоне 4

страхует игрок зоны 5, блокирующих в зоне 2 страхует игрок зоны 1. В связи с тем, что

при этом способе игрок зоны 6 оттягивается назад (к лицевой линии) для передач мяча,

летящего от блока или выше блока, его функции может выполнить игрок передней линии,

не участвующий в блоке. Например, если блок ставят игроки зон 2 и 3, то середину

площадки прикрывает игрок зоны 4, не забывая, однако, и свою зону.

Второй способ значительно усиливает защитные возможности команды, так как в

защитных действиях принимают участие три игрока, а не два. Однако смещение игрока

передней

линии,

не

участвующего

в

блоке,

к

центру

затрудняет

его

действия

при

доигровках, когда действия в нападении начинаются после успешной игры команды в

защите.

Более эффективной формой страховки является свободная страховка постоянным

игроком. Этот способ возможен лишь при наличии опытных игроков, которые могут

успешно определять наиболее вероятное дальнейшее развитие событий на площадке.

Игрок, осуществляющий страховку, находясь на задней линии, остается там или переходит

в

зону

6

и

по

своему

усмотрению

избирает

способ

действий:

выходит

вперед

для

страховки или остается у лицевой линии, смещаясь в случае необходимости в стороны для

прикрытия зоны 1 или 5, оставленной игроками при страховке блокирующих. В этом

способе наиболее уязвимым становится центр площадки, так как игроки не знают, кому

его прикрывать.

Прикрытие центра площадки осуществляется или свободно страхующим игроком

(при его выходе вперед) или поручается другому игроку в зависимости от направления

полета мяча. Так, если при обмане в центр площадки мяч направляется из зоны 4, то для

прикрытия центра выходит игрок из зоны 5, т. е. игрок идет навстречу мячу, а не вдогонку

за ним.

При свободном страхующем, если он оказался на передней линии, в его обязанности

входит и передача для нападающего удара. Вот почему обязанности страхующего лучше

поручать

игрокам,

выполняющим

в

команде

функции

пасующих.

Такой

страхующий

должен

всегда

видеть

и

знать,

где,

в

каком

направлении

от

него

в

данный

момент

находятся игроки передней линии, имеющие возможность выполнить нападающий удар, а

также видеть, как расположены игроки команды противника, готовящиеся к постановке

блока.

Наиболее совершенной формой является страховка в сочетании с самостраховкой.

Самостраховка — это действие игрока после выполнения игрового приема в воздухе

(нападающий удар, блокирование), направленное на то, чтобы после приземления поднять

мяч, оказавшийся в зоне его действия (рис. 48).

Сложность самостраховки состоит в переходе от одного игрового приема к другому,

например, от блокирования или нападающего удара к нижней или даже верхней передаче.

Ключевыми

моментами

этого

перехода

являются

правильное

приземление

и

своевременность прыжка.

Для

самостраховки

игрок

еще

в

воздухе

после

выполнения

блокирования

или

нападающего удара старается не потерять мяч из поля зрения, но ни в коем случае не

трогает его, даже если мяч находится в непосредственной близости от него.

23

Только после приземления игрок получает право выбора действий в перемещениях и

передачах. Тактический успех страховки, как и других защитных действий, в первую

очередь зависит от предвидения действий игроков команды противника.

Как

указывалось

выше,

обучение

тактике

осуществляется

в

т а ко й

последовательности:

вначале

изучается

тактика

индивидуальных

действий,

затем

групповых и командных.

Рис. 48

24

В индивидуальных действиях в процессе обучения у занимающихся необходимо

воспитать следующие умения и навыки:

1.

Умение

ориентироваться

в

игровой

обстановке,

внимательно

наблюдать

и

запоминать

игровые

ситуации.

Эти

способности

воспитываются

в

период

изучения

техники

путем

применения

упражнений

в

перемещениях

в

сочетании

с

другими

действиями.

2. Умение применять отдельные технические приемы, правильно выбирать способ их

выполнения,

наиболее

целесообразный

в

данных

условиях

игры.

Этой

цели

служат

специальные

упражнения

при

изучении

каждого

приема

в

сочетании

с

решением

тактических задач.

3. Навыки взаимодействия с партнерами. Особое значение приобретают навыки

ведения

игры:

ритм

игры,

взаимозамены,

перевод

нападения

и

защиты

на

наиболее

эффективно играющего игрока и т. п.

Изучение тактики отдельных приемов ведется параллельно с изучением техники.

Полезно сочетать, например, тактику подачи одновременно с техникой передачи и т. п.

Первой

тактической

задачей,

которую

предстоит

освоить

занимающимся,

является

тактика подачи.

Заниматься ее изучением нужно после овладения не только техникой самой подачи,

но и передач. В парных упражнениях игрок, принимающий подачу, вначале располагается

в зоне 6, затем последовательно в зоне 1, 2, 5, 4 и, наконец, в зоне 3. Подающий направляет

подачу так, чтобы для приема ее требовался минимум перемещений. В последующих

упражнениях принимающий подачу занимает место самостоятельно, не придерживаясь

какой-либо последовательности, а перед подающим ставят задачу— затруднить прием

подачи. С этой целью принимающему дают задание— выполнить передачи в двух зонах: 4

и 5, 3 и 6, 2 и 1, а подающий находит наиболее эффективную для затруднения приема

подачу.

На

этапе

совершенствования

в

это

упражнение

можно

вводить

элементы

соревнования, например из 10 подач партнер должен набрать максимальное количество

очков за успешно выполненную попытку (когда подача не принята партнером или принята

неудачно).

По такому же принципу—от облегчения действий партнера к максимальному их

затруднению— изучают тактику всех индивидуальных действий волейболиста:

при

нападающем

ударе,

блокировании

и

страховке

Исключение

составляют

передачи.

Здесь

всегда

индивидуальные

усилия

игроков

направляются

на

создание

наилучших условий для дальнейших действий партнера.

Групповые

действия.

В

основе

изучения

тактики

групповых

действий

лежит

изучение комбинаций. Однако в овладении комбинациями главный смысл заключается в

умении комбинировать, а не в выполнении самих комбинаций. Изучение тактических

комбинаций нужно использовать для развития тактического мышления занимающихся.

Они

учатся

не

только

своевременно

и

правильно

действовать

с

мячом,

но

и

взаимодействовать с партнерами.

Вначале изучают наиболее распространенные взаимодействия двух-трех игроков,

затем комбинации с привлечением максимального количества игроков. Комбинации в

нападении и защите изучают параллельно. Необходимо иметь в виду, что изученные

комбинации не всегда приводят к успеху, так как в процессе игры они довольно редко

встречаются в «чистом виде».

25

Поэтому

необходимо

учиться

искусству

комбинировать,

создавать

игровые

комбинации в соответствии с конкретным ходом игры.

Командные

действия.

Изучение

командных

действий

начинают

уже

с

момента

комплектования

команды

и

определения

основных

функций

играющих.

Избрав

тактический

рисунок

игры

в

соответствии

с

возможностями

обучаемых,

принимают

систему расстановки их и определяют задачи каждого игрока в нападении и защите. Затем

начинают основные взаимодействия игроков и комбинации розыгрыша мяча, тактические

варианты в случае вынужденного изменения замысла игры. Вначале игроку подсказывают

один-два варианта решения, а затем, сообразуясь с игровой обстановкой, он принимает

тактические решения самостоятельно.

Основным

методом

овладения

командными

тактическими

действиями

являются

игры: учебные, контрольные, товарищеские и официальные. В учебных играх перед

занимающимися ставят конкретную тактическую задачу. Игру останавливают каждый раз,

когда необходимо внести соответствующие поправки в решение этой задачи. Контрольные

игры обычно проводят с целью определения степени подготовленности игроков, владения

ими

тактическими

приемами,

совместимости

партнеров.

В

товарищеских

встречах

совершенствуют разученные ранее комбинации.

При обучении тактике не следует спешить со специализацией игроков. Только после

того как довольно определенно проявятся наклонности игроков к выполнению тех или

иных функций в команде, можно совершенствовать эти наклонности. Здесь дело не только

в том, что прежде, чем специализироваться, надо научиться выполнять все игровые

приемы и в защите и в нападении. Значительно важнее не сделать ошибки, приступив к

совершенствованию тактических функций игрока, еще не раскрывшего способности.

6. Ведение игры.

В ходе подготовки команды к соревнованиям нужно учитывать, что в детском и

юношеском возрасте процессы возбуждения и торможения крайне неустойчивы, поэтому

предстартовое напряжение, отсутствие игрового опыта, неуверенность в своих силах

могут

предопределить

исход

борьбы.

Большую

роль

здесь

играет

так

называемая

установка

на

игру,

к

которой

нужно

приучить

членов

команды

с

первых

шагов

ее

подготовки.

Установка — это беседа, в которой перед командой ставят общие и частные задачи на

предстоящую игру и намечают пути их решения. Установка является и составной частью

психологического настроя команды. Она позволяет подготовить игроков ко всевозможным

неожиданностям

в

ходе

игры,

приучает

к

выполнению

заранее

намеченного

плана,

намечает

самостоятельные

действия

каждого

игрока,

вырабатывает

способность

осмысленно, творчески вести игру.

Установка — ответственный момент и для тренера команды. Он должен тщательно

готовиться к тому, чтобы дать игрокам четкий, реально обоснованный план встречи,

выработать конкретную тактическую схему ведения игры. Развернутую установку дают

накануне

проведения

встречи,

а

перед

выходом

на

игру

спортсменам

напоминают

основные ее моменты или вносят отдельные коррективы. Установку надо начинать с

действий команды в защите. Без организованной защиты все усилия команды в нападении

не будут иметь успеха.

Общий тактический план взаимодействия всех звеньев команды проговаривается

26

отдельно. Каждый игрок должен точно знать свои обязанности на любом месте площадки.

Основу установки составляет реальная оценка подготовленности и возможностей

своей команды и команды противника. Не рекомендуется ставить перед игроками задачи,

не учитывая степень их подготовки. Только посильные задачи вырабатывают в спортсмене

чувство

уверенности

в

своих

силах,

воспитывают

инициативу,

способность

самостоятельно

принимать

решения

и

выполнять

их.

Здесь

уместно

напомнить,

что

детская смелость и решительность зачастую мотивируются повышенными эмоциями.

Иногда даже те игровые приемы, которые игрок выполнял на тренировке неуверенно, в

соревнованиях он может выполнить с успехом. Однако следует учесть, что у отдельных

юных спортсменов эмоциональное возбуждение может вызывать и снижение игровых

возможностей. Поэтому очень важно при проведении установки сосредоточить внимание

ребят на преимуществах своей команды и отдельных ее игроков.

Намечая план ведения игры, указывают на сильные и слабые стороны команды

противника.

Во время установки нет необходимости разбирать все возможные варианты ведения

игры и давать советы каждому игроку, как действовать в том или ином отдельном случае.

Такие советы можно давать в виде замечаний в процессе игры. В установке не должно

быть общих фраз. Все должно носить конкретный, убедительный, образный характер.

Роль тренера в процессе встречи состоит в следующем. Он производит замены

игроков в тех случаях, когда игроку требуется отдых или он не справляется со своими

обязанностями, делает ошибки в элементарных игровых ситуациях, когда необходима

замена игрока нападения на игрока защитного плана, а также если нужно сбить темп игры,

дать указания игроку. Тренер берет перерыв в тех случаях, когда необходимо дать указания

всей команде или отдельным ее игрокам, нужно дать отдых команде и провести с ней

короткую

беседу,

когда

чувствуется

растерянность

игроков,

потеря

ими

игровой

инициативы.

В

команде

школьников

замены

должны

быть

особо

продуманы

с

учетом

индивидуальных характеров игроков. Преждевременная замена, когда игрок не успел еще

себя проявить, или слишком долгая игра волейболиста, совершающего одну ошибку за

другой, отрицательно влияют на формирование волевых качеств юных спортсменов. Не

следует злоупотреблять заменами и перерывами. Например, перерывы целесообразно

приберечь для более острых ситуаций, возникающих в конце партии. В паузах между

партиями тренер намечает план дальнейших действий и уточняет расстановку игроков,

если в этом возникает необходимость, дает советы и указания отдельным игрокам. В

остальном его действия идентичны действиям в момент перерывов в игре.

В перерыве перед решающей партией тренер дает возможность отдохнуть команде и

уточняет плац дальнейших действий. Указания во время перерывов не должны быть

пространными. Следует отметить, что при успешных действиях команды роль тренера

мало заметна, а его вмешательство в игру происходит в крайних случаях. Необходимость в

его активных действиях возникает во время упорных или неудач складывающихся встреч.

Умелое

руководство

тренера

игрой

в

значительной

мере

оказывает

влияние

на

успешные действия всей команды. Ни в коем случае под «умелым руководством» не

следует понимать тотальное воздействие на игроков, лишающее их инициативы.

Настрой команды на борьбу тренер поддерживает на протяжении всего

27

соревнования независимо от складывающейся ситуации. Даже проигрывая в решающей

партии, команда не должна отказываться от борьбы, а, наоборот, проявлять наибольшее

упорство. Именно борьба, казалось бы в безнадежном положении, и приводит к перелому

в игровой обстановке.

История

волейбола

знает

немало

примеров.

Так,

в

первенстве

СССР

1974

г.

в

решающей игре, которая выводила победительницу на 1-е место, а побежденную па 3-е,

между женскими командами ЦСКА и «Искра» команда «Искра» вела в счете 14:0. Однако

команда ЦСКА, проявив волю к победе, завершила борьбу в свою пользу.

После игры проводят ее обсуждение (разбор). Это рекомендуется делать после

отдыха или на другой день, когда пройдет эмоциональное возбуждение и спортсмены

смогут

по-деловому,

критически

оценить

свои

действия

и

воспринять

анализ

и

индивидуальные замечания, высказанные тренером.

В разборе игры принимают участие все спортсмены. Если кто-либо из игроков

отсутствует, то лучше избежать критических замечаний в его адрес. Общее направление

обсуждения игры дает тренер, который отмечает положительные стороны в выполнении

установки всей командой и каждым игроком. После этого анализируют допущенные

ошибки и просчеты. Особое внимание уделяют анализу действий своей команды в защите,

в нападении, а затем обсуждают ошибки команды противника, воспользоваться которыми

не удалось. Далее, каждому игроку (начиная с капитана) предоставляется возможность

оценить

свои

действия

и

взаимосвязь

с

партнерами.

Индивидуальные

высказывания

игроков должны носить доброжелательный характер. Следует поощрять самокритику и не

допускать резких замечаний в адрес товарищей. В допущенной ошибке игрок должен

находить часть своей вины, а не относить ее полностью за счет партнеров по команде.

Разбор должен способствовать сплочению коллектива. Обсуждение заканчивается общими

выводами тренера и определением задач на следующие игры.

7. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

волейболом.

Функция контроля охватывает процесс, направленный на обеспечение совпадения

отдельных событий (показателей) с плановыми заданиями, то есть координация действий

всех элементов данной системы по достижению цели.

В процессе управления подготовкой волейболистов контроль рассматривается в трех

аспектах:

первый

-

как

элемент

общего

руководства

процессом;

второй

-

как

набор

специальных мер контрольной службы; третий - как обеспечение обратной связи с целью

наблюдения за состоянием системы тренировки. Контроль должен быть полезен тем, для

кого он предназначен; быть тесно связан с организацией процесса, уметь предвидеть

отклонения;

указывать

характер

корректирующих

действий;

быть

гибким.

Выходные

данные должны быть лаконичны и понятны.

Система контроля служит для получения информации о текущем состоянии процесса

подготовки волейболистов, всех его составных частей, а от информационного обеспечения

зависит

эффективность

управления.

Основные

виды

контроля

-

этапный,

текущий,

оперативный.

Основные

формы

контроля

-

педагогический,

медико-биологический

и

психологический. В ходе педагогического контроля получают информацию, на основании

которой оценивается эффективность системы педагогических

28

воздействий.

В его задачи входит осуществление тренировочных планов и их корректировка,

оценка

эффективности

применяемых

средств

и

методов,

тренировочных

заданий,

тренировочных

занятий,

микроциклов,

средних

циклов

и

т.

д.;

выбор

показателей

и

обоснование контрольных нормативов для оценки подготовленности волейболистов по

основным

параметрам;

выявление

динамики

спортивных

достижений

(показатели

соревновательной деятельности); выявление и отбор перспективных волейболистов.

В процессе контроля соревновательной и тренировочной деятельности применяются

следующие методы:

наблюдение за технико-тактическими действиями волейболистов

в

процессе

соревнований

и

тренировки,

сравнительный

количественно-

качественный анализ;

тестирование

технической

подготовленности

(основные

приемы

игры,

сочетание приемов игры);

тестирование тактической подготовленности (индивидуальные, групповые и

командные действия в нападении и защите);

тестирование физической подготовленности.

Таким

образом,

комплексный

контроль

должен

обеспечивать

получение

информации, охватывающей следующие основные звенья: тренировочная деятельность -

соревновательная деятельность - спортивные достижения (результат), как применительно

к каждому звену в отдельности, так и в их взаимосвязи, в интегративном выражении. При

этом информация должна давать возможность оценивать параметры как в данный момент,

так и обладать прогностической значимостью на тот или иной промежуток времени.

29

Заключение.

Волейбол - одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно

народный характер волейбола объясняет его высокой эмоциональностью и доступностью,

основанной

на

простоте

правил

игры

и

не

сложности

оборудования.

Особым

достоинством

волейбола

как

средство

физического

воспитания

является

его

специфическое

качество

-

возможность

самодозирования

нагрузки,

т.е.

соответствие

между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол

игрой, доступной для людей всех возрастов.

Поначалу волейбольная игра во многом строилась на индивидуальном мастерстве

отдельных спортсменов. Но уже вначале 20 в. закладываются основы командной игры,

наигрываются некоторые комбинации и игровые связи.

Во второй половине 1920-х годов формируются основные технические элементы

игры

(подача,

пас,

атакующий

удар

и

блок),

на

основе

которых

постепенно

разрабатывается

тактика

командных

действий,

требующая

взаимопонимания

и

сыгранности партнеров. (Например, «погасить» мяч в площадку соперника невозможно

без точного и своевременного паса.) В 1930-е годы появляются групповой (с участием

двух и даже трех игроков обороняющейся команды) блок и страховка, новые атакующие -

в

том

числе

обманные

-

удары.

Немало

новых

технических

приемов

появилось

в

волейболе после Второй мировой войны. Так, в 1960-е годы волейболисты освоили, среди

прочего, прием мяча в падении и с перекатом и блок с переносом рук на сторону

соперника, а в 1980-е - подачу мяча в прыжке.

Современный волейбол - это игра высоких скоростей и больших высот. Атакующий

удар

нередко

производится

с

высоты,

заметно

превышающей

высоту

баскетбольного

кольца (порядка 3,5 и более метров), и достигает «цели» за считанные доли секунды.

Результатом моей секционной работы в колледже являются достижения сборной

колледжа девушек по волейболу на различных соревнованиях (см. приложения стр. 31 -

36).

30

Литература

1. Андреева Л.М. Уроки волейбола. Физкультура и спорт. №11-12, 1999 г.

2. Дихтярёв В.Я. Обучение волейболу. Физкультура и спорт, №2 1999 г.

3. Железняк Ю.Д., Ивайлов А.В. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры.

М: Физкультура и спорт, 1991 г.

4. Железняк Ю.Д. Петров П.К.Основы научно-методической деятельности в физической

культуре и спорте,-М; Академия.2002г.

5. Кирилова О.В. Обучение технике передачи мяча. Спорт в школе. 2001 №8.

6. Кобцов С.Н. О технологии обучения волейболу. Физическая культура в школе №3, 2001

г.

7. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории.

М; Просвещение, 1991 г.

8. Матвеев Е. М. Волейбол. Школа движений. Физическая культура в школе. №4, 2001 г.

9. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт,

2001 г.

3

7



В раздел образования