Напоминание

Организация научно-технического творчества и исследовательской деятельности обучающихся в кружке дополнительного профессионального образования «Полигон»


Автор: Жаббарова Марина Владимировна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация научно-технического творчества и исследовательской деятельности обучающихся в кружке дополнительного профессионального образования «Полигон»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация

научно-технического

творчества

и

исследовательской

деятельности

обучающихся

в

кружке

дополнительного профессионального образования «Полигон»

Жаббарова М.В.

Преподаватель профессиональных дисциплин

ГБПОУ «ДХТ им. Красной Армии»

Научно-исследовательская

работа

студентов

(НИРС)

является

обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в

ГБПОУ

«ДХТ

им.

Красной

Армии»

и

входит

в

число

основных

задач

техникума, решаемых на базе единства учебного и научного процессов.

Реализация

экономических

и

социальных

преобразований

в

России

нуждается

в

хорошо

образованных,

творчески

мыслящих

специалистах,

которые

могут

активно

воздействовать

на

уровень

производственного

и

общественного

развития

государства,

условия

жизнедеятельности

его

граждан.

Современное общество предъявляет всё новые требования к каждой

личности в связи с прогрессом техники, науки, усложнения социальных

отношений.

Это

вызывает

необходимость

постоянно

развивать

и

совершенствовать подготовку каждого нового специалиста, в том числе и в

образовании.

Сущность

процесса

профессиональной

подготовки

в

условиях

учреждения

среднего

профессионального

образования

заключается

в

постепенном

накоплении

и

обобщении

студентами

специальных

знаний,

представлений,

практических

умений

и

навыков,

особых

личностных

качеств, необходимых для успешной работы по выбранной специальности,

т.е.

формирование

компетентного

специалиста.

Время

обучения

-

это

важнейший

этап

профессионального

самоопределения

будущего

специалиста.

Профессиональное

самоопределение

-

это

процесс

формирования

отношения

личности

к

себе,

как

субъекту

будущей

профессиональной

деятельности, что в перспективе поможет адаптироваться к жизни в быстро

меняющихся

социально-экономических

условиях.

В

этой

связи

особенно

важно, чтобы студенты активно включались в процесс овладения знаниями и

способами их освоения. В своей работе я стараюсь использовать различные

методы работы:

- пассивные, где студенты выступают в роли “объекта” обучения, усваивая и

воспроизводя

материал,

который

передается

им

преподавателем

(лекция,

чтение, опрос);

- активные, где обучающиеся выполняют творческие задания, вступают в

диалог с преподавателем (различного рода творческие задания, вопросы от

студента к преподавателю и от преподавателя к студенту);

- интерактивные,

позволяющие

учиться взаимодействовать

между собой

студентов и преподавателя на основе не только учебного, но и жизненного

опыта (творческие задания, работа в группах, конференции, дискуссии,

дебаты).

Для

внеаудиторного

изучения

предлагаются

вопросы

по

темам,

основной

материал

которых

рассмотрен

на

аудиторных

занятиях,

индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить

их

знания,

развить

умения

исследовательской

деятельности,

проявить

элементы творчества. Современный поток информации требует от студентов

новых

видов

умений

и

навыков

работы

с

ней,

которые

необходимо

сформировать к началу профессиональной деятельности.

Говоря

о

значении

самообразования

в

формировании

профессиональной

компетентности

будущих

специалистов,

необходимо

подчеркнуть,

что

никакое

воздействие

извне,

никакие

инструкции,

наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по

эффективности с самостоятельной деятельностью. Можно с уверенностью

утверждать,

что

какие

бы

квалифицированные

преподаватели

ни

осуществляли

образовательный

процесс,

основную

работу,

связанную

с

овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. В более

полном

и

точном

смысле

внеаудиторная

самостоятельная

работа

это

деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без

непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.

Научно-исследовательская работа студентов служит формированию их

как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать

возникающие теоретические и прикладные проблемы. Учебный процесс в

техникуме

представляет

собой

синтез

обучения,

воспитания,

производственной практики и научно-исследовательской работы.

Выпускник

профессионального

учебного

заведения,

кроме

профессиональных

знаний,

умений

и

навыков,

предусмотренных

требованиями

Государственного

стандарта

по

специальности,

должен

обладать

и

такими, как

компетентность,

профессиональная мобильность,

владение

навыками

самообразования

и

повышения

квалификации,

инициативность, самодисциплина, способность к самоанализу и принятию

ответственных решений. Но наряду с этим набором качеств немаловажную

роль

играет

и

профессиональное

творческое

мышление.

Оно

позволяет

находить нестандартные решения, казалось бы, в обычных ситуациях. И эти

решения,

как

правило,

расширяют

известные

границы,

принося

в

производство что-то новое. Именно благодаря хорошей профессиональной

подготовке и творческому подходу возможно развитие производственной

сферы как в экономическом, так и в техническом плане.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни

требуют развития новых способов образования, педагогических технологий,

имеющих

дело

с

индивидуальным

развитием

личности,

творческой

инициативой,

навыка

самостоятельного

продвижения

в

информационных

полях,

формирования

у

обучающихся

универсального

умения

ставить

и

решать задачи для разрешения возникающих проблем – профессиональной

деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Выпускник

среднего

профессионального

образовательного

учреждения должен обладать определенными качествами личности:

-

гибко

адаптироваться

в

меняющихся

жизненных

ситуациях,

уметь

самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на

практике;

-

грамотно

работать

с

информацией,

делать

необходимые

обобщения,

выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

-

самостоятельно

критически

и

творчески

мыслить,

уметь

видеть

возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи;

-

самостоятельно

работать

над

развитием

собственной

нравственности,

интеллекта, культурного уровня;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,

уметь

работать

сообща

в

разных

областях,

легко

выходить

из

любых

конфликтных ситуаций.

Таким образом, главное направление развития системы образования

находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования,

такого

образования,

в

котором

личность

студента,

его

познавательная,

творческая деятельность была бы ведущей.

В связи с этим возникает возможность вовлечения каждого студента в

активный

познавательный

процесс,

причем

не

в

процесс

пассивного

овладения

знаниями,

а

активной

познавательной

деятельности

каждого

студента, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где,

каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это

возможность

работать

совместно,

в

сотрудничестве

при

решении

разнообразных

проблем.

Это

возможность

свободного

доступа

к

необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Главная

задача

среднего

профессионального

образовательного

учреждения – обеспечить развитие личности будущего специалиста. Здесь

главным

выступает

то,

что

будущий

специалист

в

процессе

профессиональной

подготовки

должен

самостоятельно

реализовать

свои

возможности благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной,

творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она

способствует

проявлению

у

будущего

специалиста

самодеятельности,

самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на

создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с

целью развить способности студента. Поэтому, если в процессе учебной

деятельности

формируется

умение

учиться,

то

в

рамках

творческой

деятельности формируется

общая

способность искать

и

находить

новые

решения,

необычные

способы достижения

требуемого

результата,

новые

подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная

цель

развития

творческих

способностей

воспитание

подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели мной

определены следующие задачи:

- формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать

и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

В основе процесса развития творческих способностей лежат:

- формирование академических успехов студентов, их интеллектуального и

нравственного

развития

с

использованием

нестандартных

уроков,

форм,

методов и приемов работы;

- внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов

ведения образовательной деятельности;

-

создание

условий

для

проявления

творчества

на

занятии

студентов

независимо от их личностных качеств;

-

постоянное

поддержание

стремления

студента

к

самостоятельной

творческой деятельности.

Работа

над

развитием

творческих

способностей

студентов

дает

возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на

них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и

развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его

работоспособность.

Система

профессиональной

подготовки

по

развитию

творческих способностей студентов ориентирует их на проявление интереса

к

самостоятельной

интеллектуальной

деятельности,

потребности

в

собственных

исследованиях

процессов

и

явлений,

стремление

к

доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных

умений, потребность в активной творческой деятельности.

Огромное значение для развития творческих способностей студентов

имеет

хорошо

организованная

и

систематизированная

исследовательская

работа. Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность

решения исследовательских задач, которые личностно значимы для студента

и при этом способствует формированию новых знаний.

Для

того,

чтобы

студент

хотел

активно

развивать

свои

творческие

способности,

ему

непременно

нужна

помощь

преподавателя,

который

заметит

творческую

индивидуальность

своего

студента

и

позволит

ей

раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательскую

деятельность

студентов

я

развиваю

как

в

аудиторной,

так

и

во

внеаудиторной

деятельности. Основой

аудиторной

исследовательской

деятельности

является

самостоятельная

деятельность

студентов по решению проблемных задач, поставленных им самим. Помимо

занятия,

студенты

могут

проводить

исследовательскую

работу,

которая

заключается в самостоятельных заданиях исследовательского характера по

различным предметам. Исследовательские самостоятельные задания должны

быть

снабжены

четкими,

понятными

и

логическими

инструкциями

по

выполнению

заданий

следующими

словами:

Исследуй….,

определи…,

понаблюдай…,

изучи

и

сравни…,

сделай

вывод…,

опиши

увиденное…,

сопоставь и проанализируй...

Накопление

каждым

студентом

опыта

самостоятельной

творческой

деятельности предполагает

активное использование

на различных

этапах

выполнения

творческих

заданий

коллективных,

индивидуальных

и

групповых форм работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать

личный

опыт

студента,

развивает

умение

самостоятельно

выделить

конкретную

задачу

для

решения.

Групповая

форма

развивает

умение

согласовывать

свою

точку

зрения

с

мнением

товарищей,

умение

выслушивать

и

анализировать

предлагаемые

участниками

группы

направления

поиска.

Коллективная

форма

позволяет

студенту

выяснить

различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким

образом,

эффективность

проводимой

работы

во

многом

определяется характером взаимоотношений как между студентами, так и

между студентами и преподавателем.

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для

него видах деятельности при выполнении следующих условий:

- наличие сформированного интереса к выполнению творческих заданий;

-

реализация

творческих

заданий

как

важнейший

компонент

не

только

аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;

- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов

друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в

интересных игровых и событийных ситуациях.

Ведущую

роль

в

повышении

качества

подготовки

специалистов

в

сторону

решительного

поворота

к

развитию

творческих

способностей

будущих специалистов призвана сыграть научно-исследовательская работа

студентов, так как учебный процесс, сливаясь с научным трудом студентов,

все

более

превращается

в

реальную

профессиональную

деятельность,

которая

в

настоящее

время

составляет

основу

процесса

становления

будущего специалиста. Система научно-исследовательской работы студентов

представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение

студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов,

приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие

способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и

инициативы.

Научно-исследовательская

работа

студентов

(НИРС)

-

это

эффективный

способ

и

средство

формирования

и

развития

у

студентов

мотивации

к

творчеству,

ответственности

и

самостоятельности, а

также

способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и

воспитании

студентов.

Такая

форма

организации

обучения

в

техникуме

неразрывно связана с проблемой активизации познавательной деятельности

студентов, с формированием их творческого мышления, исследовательских

умений

и

навыков,

а

также

с

вопросами

использования

проблемного

обучения

как

средства

развития

познавательной

активности

и

самостоятельности студентов. Научно-исследовательская работа студентов

является

одним

из

важнейших

средств

повышения

качества

подготовки

специалистов

со

специальным

образованием,

способных

творчески

применять в практической деятельности достижения научно-технического

прогресса, а, следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям

развития

экономики.

Основной

целью

НИРС

является

формирование

и

усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование

форм привлечения молодежи к научной, конструкторской, технологической,

творческой

и

внедренческой

деятельности,

обеспечивающих

единство

учебного,

научного,

воспитательного

процессов

для

повышения

профессионально-технического уровня подготовки специалистов со средним

специальным образованием. ДХТ им. Красной Армии накопил большой

опыт в организации научно-исследовательской работы со студентами.

Ряд

преподавателей

занимается

исследовательской

работой

со

студентами, начиная с 3-го курса. Студенты включаются в данную работу

при условии успешного выполнения учебного плана. Руководитель проекта

тесно работает

в

контакте

с

производством

и

знает

проблемы,

которые

необходимо решить в том или ином технологическом процессе в настоящее

время. Причем, какой-то серьезный вопрос или проблема решается не одним

студентом, а целой группой под началом руководителя. При этом студенты

уже подходят по-иному и к изучению плановых дисциплин, и к выполнению

курсовых и дипломных проектов. Очень часто курсовой или дипломный

проект являются заключительным этапом практической, теоретической и, в

основном,

научно-исследовательской

работы

студентов.

Так,

выпускник

нашего техникума Солодухин Андрей в настоящее время работает ведущим

инженером научно-технического центра базового предприятия ФКП «з-д им.

Я. М. Свердлова» и является аспирантом кафедры ХТОСА ФГБОУ ВПО

«КНИТУ». Выпускник Чеканов Павел свою трудовую деятельность начал с

должности старшего аппаратчика, поступив при этом в политехнический

университет; учась на пятом курсе был назначен на должность начальника

участка приготовления сырья, а в настоящее время работает начальником

участка переработки отработанной кислоты. В свое время, проходя обучение

в стенах техникума, и Андрей, и Павел были активными участниками кружка

дополнительного

образования,

взяв

в

разработку

очень

сложные

технологические процессы.

Более

половины

выпускников

техникума

продолжили

обучение

по

профилю

специальности

на

кафедрах

политехнического

университета

и,

закончив его, работают на инженерно-технических должностях.

Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов к научной

работе

будет

результативным,

если

студенты

будут

вовлечены

в

разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. Поэтому на

протяжении

всего

периода

обучения

студентов

необходимо

системно

и

целенаправленно

осуществлять

подготовку

будущих

специалистов

к

выполнению научной деятельности, создавать творческие группы с учетом

научных интересов, способностей, возможностей и опыта научной работы

студентов;

обеспечить

научно-исследовательскую

базу;

вооружать

их

методикой научной работы; создавать ситуации успеха при внедрении в

практику

научных

результатов;

поощрять

творческую

деятельность

и

самостоятельность исследователей при решении научных проблем.

В

моем

исследовании

понятие

«научно-исследовательская

работа

студентов» включает в себя следующие элементы:

обучение

студентов

основам

исследовательского

труда,

привитие

им

определённых навыков;

– выполнение научных исследований под руководством преподавателя.

Правильно

организованная

и

спланированная

научно-

исследовательская

работа

студентов

в

процессе

обучения

в

техникуме

выполняет ряд функций:

-образовательную:

овладение

теоретическими

(научные

факты)

и

практическими

(научные

методы

исследования;

методики

проведения

экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;

-

организационно-ориентационную:

формирование

умения

ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать

и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;

-аналитико-корректирующую:

связана

с

рефлексией

студента,

его

самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей

деятельности;

коррекцией

и

самокоррекцией

учебно-познавательной

деятельности;

- мотивационную: развитие и усиление интереса к рационализации в

процессе

осуществления

научно-исследовательской

деятельности,

познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической

значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже

познакомиться

с

проблематикой

изучаемой

области

научного

знания,

разнообразием

точек

зрения;

стимулирование

самообразования,

саморазвития;

- развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения

действовать

в

стандартных

и

нестандартных

ситуациях,

умения

обосновывать, отстаивать свою точку зрения;

-

воспитывающую:

становление

нравственного

и

правового

самосознания;

воспитание

способности

к

адаптации

в

изменяющейся

социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности,

целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении

трудностей

и

других

способностей

и

черт

характера.

Воспитывающая

функция

включает

также

воспитание

профессионального

призвания,

профессиональной этики.

В

системе

среднего

специального

профессионального

образования

можно выделить несколько направлений по применению и внедрению видов

и форм научно-исследовательской деятельности студентов:

-

обогащение

традиционных академических форм

организации

учебного

процесса (лекций, практических и лабораторных занятий) выполнением задач

исследовательского типа;

- развитие внеучебных форм вовлечения студентов в научную деятельность

(например,

написание

докладов,

рефератов,

подготовка

сообщений;

проведение

олимпиад

и

научных

конференций; разработка

проектов

для

участия в различных конкурсах, выставках);

-

внедрение

менее

распространенных

специфических

для

среднего

профессионального образования коллективных форм научно-практической

деятельности студентов (исследовательские кружки, коллективы молодых

рационализаторов и др.).

В

рамках

учебного

времени

при

обогащении

традиционных

форм

организации

учебного

процесса

развитие

исследовательских

умений

и

способностей

студентов

возможно

в

случае

использования

средств

развивающего

обучения:

проблемного,

исследовательского,

проектного,

эвристического,

главная

задача

которых

постановка

познавательных

противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины.

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному

творчеству

можно

разделить

на

научно-исследовательскую

работу,

включенную в учебный процесс и, следовательно, проводимую в учебное

время

в

соответствии

с

учебными

планами

и

рабочими

программами

(специальные

лекционные

курсы

по

основам

научных

исследований,

различного

вида

учебные

занятия

с

элементами

научных

исследований,

учебно-исследовательская

работа

студентов),

а

также

на

научно-

исследовательскую работу, выполняемую студентами во вне-учебное время.

Важной

формой

научно-исследовательской

работы

студентов,

выполняемой

в

учебное

время,

является

внедрение

элементов

научных

исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент

самостоятельно

составляет

план

выполнения

работы,

подбирает

необходимую

литературу,

проводит

математическую

обработку

и

анализ

результатов, оформляет отчёт.

Основной формой НИРС, выполняемой во вне-учебное время, является

привлечение студентов для выполнения научных исследований. Обычно в

группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи,

включается

несколько

студентов,

как

правило,

3-го

и

4-го

курсов.

Это

позволяет

обеспечить

преемственность,

непрерывность

и

четкую

организацию

их

работы.

Работа

проводится

по

плану-графику,

утверждаемому

руководителем.

Руководство

работой

студентов

осуществляет преподаватель, а консультантами могут быть представители

базового

предприятия

ФКП

«з-д

им.

Я.

М.

Свердлова»

и

АО

«ГосНИИ»Кристалл».

В

качестве

эффективных

методов

и

форм,

активизирующих

исследовательские

умения

и

творческий

потенциал

студентов,

можно

выделить следующие:

- использование эвристических методов, организация и проведение со

студентами дискуссий, привлечение к участию в дискуссиях специалистов;

- привлечение студентов к разработке исследовательских проектов;

- привлечение студентов к работе в кружках в рамках проектного

обучения.

Кружковая форма НИРС используется при работе как со студентами

младших курсов, так и для старшекурсников. Руководителями выступают

преподаватели

техникума

и

заведующие

кабинетами.

Кружок

может

объединять как членов группы, курса, так и специальности. Кружок является

самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся

несложные.

Чаще

всего,

это

подготовка

докладов

и

рефератов,

которые

потом заслушиваются на заседаниях кружка, семинарах. Лучшие работы

студентов

рекомендуются

на

студенческие

научно-практические

конференции, конкурсы, выставки.

На ежегодных научно-практических конференциях исследовательских

работ

студентов

техникуме

и

областных)

молодые

исследователи

получают

возможность

выступить

со

своей

работой

перед

широкой

аудиторией.

Это

заставляет

студентов

более

тщательно

прорабатывать

будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того,

каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать

соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом, так как

на

раннем

этапе

многие

студенты

считают

собственные

суждения

непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном

плане. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить

недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя

свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый

докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в

рамках

выбранной

им

темы

он

даже

не

задумывался.

Включается

своеобразный

механизм,

когда

одна

мысль

порождает

несколько

новых.

Научно-практические

конференции,

уже

исходя

из

самого

названия,

включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады,

сколько обсуждение путей решения практических задач.

Таким образом, НИРС является одной из форм учебного процесса, в

которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной

работы

студент

сначала

приобретает

первые

навыки

исследовательской

работы, затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в

исследованиях, так или иначе связанных с практикой. Многообразие форм

НИРС даёт возможность каждому студенту техникума найти занятие по

душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного и глубокого

образования.

Научно-исследовательская,

учебно-исследовательская

и

творческая

деятельность

студентов,

это

комплекс

мероприятий

учебного,

методического и организационного характера, обеспечивающих обязательное

сквозное обучение студентов навыкам научных и учебных исследований

применительно к избранной специальности в рамках учебного процесса и вне

его,

и

их

практическое

воплощение

в

мероприятиях

организационно-

массового

характера.

В

условиях

инновационной

образовательной

среды

техникума,

обусловленной

реализацией

ФГОС

СПО/НПО,

научно-

исследовательская работа студентов, выходящая за рамки образовательного

процесса,

стала

эффективным

инструментом

формирования

общих

и

профессиональных компетенций, обеспечивая в целом повышение качества

профессиональной

подготовки

выпускников.

Научная

и

учебная

исследовательская работа позволяет педагогам эффективно использовать все

виды

самостоятельной

деятельности

студентов,

обеспечивает

информативную

емкость

и

системность

учебного

материала,

индивидуализирует

обучение,

воспитывает

у

студентов

потребность

в

непрерывном

самообразовании. Способность студентов

интегрировать

в

содержании выполняемых учебно- и научно-исследовательских работ знания

по общеобразовательным, естественнонаучным дисциплинам, дисциплинам

профессионального

цикла

является

одним

из

важнейших

показателей

эффективности

работы

педагогического

коллектива

по

формированию

профессиональной

компетентности

будущего

высококвалифицированного

специалиста, рабочего. Тематика НИРС обширна, особое внимание уделяется

профильности

подготовки

специалистов

и

рабочих

и

региональному

компоненту:

современная

техника,

информационные

технологии,

новые

направления в технологии производства основных бризантных взрывчатых

веществ,

маркетинговые

исследования

рынка

взрывчатых

веществ,

автоматизация,

экономика

и

экология

Нижегородского

региона.

Для

решения

поставленных

и

исследуемых

задач

студентами

используется

комплекс

методов.

Теоретические:

анализ

специальной

литературы

по

изучаемой

проблеме,

изучение

нормативно-технической

документации,

публицистической

литературы.

Эмпирические

методы:

наблюдение,

анкетирование, тестирование, самооценка. Экспериментальные методы, с

использованием

учебно-производственного,

лабораторного

и

компьютерного

оборудования,

которым

располагает

техникум.

Особую

ценность

для

формирования

исследовательской

компетенции

имеют

исследования

в

условиях

реального

производства,

которое

организуется

преподавателями

специальных

дисциплин

в

рамках

социального

партнерства

с

базовым

предприятиям.

Исследовательские

работы

прикладного характера имеют положительные отзывы (рецензии) ведущих

специалистов

предприятий.

Результаты

учебно-научно-исследовательской

деятельности

студентов

техникума

были

представлены

на

следующих

студенческих форумах:

-областной конкурс молодежных инновационных работ РОСТ;

-областной конкурс студенческих работ «Лики творчества»;

-всероссийский конкурс студенческих работ «Молодой исследователь ХХI

века»;

-

областной

конкурс

научно-технического

творчества

студентов

профессиональных образовательных организаций;

- межрегиональные музруковские чтения «От студенческого проекта – к

профессиональной карьере»;

- областной конкурс научно-технического творчества молодежи.



В раздел образования