Авторы: Солодовникова Виктория Дмитриевна, Потапова Илона Ильмаровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин, преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства, ГБПОУ Техникум сервиса и туризма №29
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ СПО ГОРОДА МОСКВЫ
Раздел: среднее профессиональное
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ СПО ГОРОДА
МОСКВЫ
Авторы: Потапова Илона Ильмаровна
ГБПОУ «Техникум сервиса и туризма № 29»
Солодовникова Виктория Дмитриевна
ГБПОУ «Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства»
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное
обучение, инклюзия, качество образования.
Аннотация. Проблема обучения и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями
здоровья
стала
еще
более
актуальной.
Имеющиеся
программы
и
технически
подготовленные
образовательные
организации
предлагают
инвалидам
узко
очерченный круг специальностей и профессий.
Многие специальности, которым обучают в
СКИСИГ
вполне
могут
быть
освоены
инвалидами
и
лицами
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Образование
может
быть
дистанционным,
с
частичным
самостоятельным изучением предметов и сдачей текущего и рубежного контроля через
интернет,
но,
непременно
предусматривающим
консультации
и
проведение
занятий
в
режиме групповой видеоконференции.
Key words: persons with disabilities, distance learning, inclusion, quality of education.
Annotation. The problem of training and employment of handicapped and people with
disabilities has become even more urgent. Existing programs and technically prepared educational
organizations offer disabled people a narrowly defined range of specialties and professions. Many
specialties, which are taught in College of small business No. 48, can be fully mastered by disabled
people and persons with disabilities. Education can be remote, with a partial independent study of
subjects and assignments of current and boundary control through the Internet, but, of course, it
will be provided with consultations and conducting classes in the mode of group videoconference.
Развитие современной медицины способствует тому, что все большее
количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья сегодня
не просто существуют, но и могут вести активную жизнь: заниматься спортом,
получать
профессиональное
образование,
реализовывать
творческие
идеи.
Объективно это привело к тому, что их больше не устаивает затворническое
существование.
Таким
образом,
проблема
обучения
и
трудоустройства
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья стала еще более
актуальной.
Во многих учебных заведениях созданы специальные условия обучения
(воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения,
учебники,
учебные
пособия,
дидактические
и
наглядные
материалы,
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
1
(включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при
реализации
образовательных
программ,
адаптация
образовательных
учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех
категорий
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
а
также
педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные
услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду
жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с
ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено). [1]
При
этом,
имеющиеся
программы
и
технически
подготовленные
образовательные
организации
предлагают
инвалидам
узко
очерченный
круг
специальностей и профессий. В то время как получение инвалидами среднего
специального
образования
в
практически
каждом
колледже
имеет
свои
привлекательные стороны. С одной стороны, это возможность социализации и
адаптации к окружающему миру, а с другой, относительно быстрый способ
получения профессии, которая не только поможет инвалиду заработать на более
достойную
жизнь,
но
и
позволит
реализовать
себя
согласно
внутренним
потребностям.
ГБПОУ «Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства» по
направлениям, реализуемых в нем специальностей относится к сфере услуг.
Многие
специальности,
которым
обучают
в
СКИСиГ
вполне
могут
быть
освоены инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Основная проблема заключается в том, что по-своему территориальному
расположению СКИСиГ не полностью соответствует нормам доступной среды.
Хотя вход в колледж оборудован пандусом и есть возможность организовать
обучение лиц с ОВЗ на первом этаже здания, колледж недостаточно удобно
расположен относительно станций метрополитена и МЦК. Поэтому можно
говорить об обучении либо дистанционном, либо для лиц, чьи ОВЗ позволяют
им более мобильно передвигаться по городу.
Что
касается
дистанционного
образования,
мы
считаем,
необходимо
предусмотреть личное общение студента-инвалида с преподавателем. Дело в
том,
что
даже
для
полностью
здорового
человека
исключительно
самостоятельное
изучение
предметов
представляет
сложность,
а
студент-
инвалид тем более нуждается в прямом контакте и моральной поддержке.
Таким образом, напрашивается вывод, о том, что образование может быть
дистанционным, с частичным самостоятельным изучением предметов и сдачей
текущего
и
рубежного
контроля
через
интернет,
но,
непременно
предусматривающим консультации и проведение занятий в режиме групповой
видеоконференции.
Студенты
смогут
видеть
и
слышать
друг
друга
и
преподавателя,
обмениваться
репликами
и
впечатлениями,
выступать
с
сообщениями, выполнять задания в составе малой группы в режиме on-line,
формируя не только профессиональные компетенции, но и навыки работы в
коллективе.
2
Дело в том, что для студента-инвалида исключительно важно видеть и /
или слышать, что он не одинок, что вместе с ним обучаются другие студенты с
ограничениями
здоровья.
При
этом,
обучающийся
может
находиться
в
привычной обстановке и комфортной для него позе. Образовательный процесс
не
будет
прерываться
в
случае
плановой
госпитализации,
реализации
реабилитационных
программ
и
санаторно-курортного
лечения,
временной
смены места жительства.
При
освоении
основных
и
дополнительных
профессиональных
образовательных программ с использованием дистанционных образовательных
технологий
инвалидам,
в
том
числе
детям-инвалидам,
обучающимся
по
основным
профессиональным
образовательным
программам
начального
п р о ф е с с и о н а л ь н о го ,
с р ед н е го
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
и
в ы с ш е го
профессионального
образования,
на
период
получения
образования
предоставляются
компьютерная
техника,
средства
связи
и
программное
обеспечение за счет средств бюджета города Москвы. [1]
Использование
специализированных
компьютерных
технологий
дает
возможность
выявления
и
корректировки
индивидуальных
трудностей
и
проблем в учебной деятельности, формирования коммуникативных навыков,
умения
приобретать
знания
самостоятельно.
Например,
студент
сможет
самостоятельно
увеличить
громкость
динамиков
компьютера,
изменить
масштаб,
яркость
изображения,
прочитать
предлагаемый
параллельно
с
объяснением текст, сохранить запись занятия для повторного изучения.
Педагогические
работники,
осуществляющие
обучение
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
использованием
дистанционных
образовательных
технологий,
обеспечиваются
средствами
компьютерной
техники, связи и программным обеспечением. [1]
Использование дистанционных форм в организации обучения детей с
ограниченными возможностями позволяет дать качественное образование, а
также адаптацию в обществе. [3]
Такая форма обучения позволяет сэкономить значительные финансовые
ресурсы Департаменту образования города Москвы, так как единовременное
качественное
профессиональное
обучение
в
одном
классе
более
десяти
инвалидов-колясочников
практически
невозможно.
Современные
образовательные стандарты предъявляют высокие требования к компетентности
выпускников с перспективой сдачи демонстрационного экзамена по стандартам
WorldSkills,
в
случае
инвалида
–
Амбиликс.
Используя
дистанционное
образование
возможно
увеличить
количество
студентов
в
такой
группе
до
двадцати человек.
Альтернативный
вариант
дистанционному
обучению
-
инклюзивное
образование
-
совместное
обучение
(воспитание),
включая
организацию
совместных
учебных
занятий,
досуга,
различных
видов
дополнительного
образования,
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
лиц,
не
имеющих таких ограничений. [1]
3
Социализирующие
и
реабилитирующие
возможности
инклюзивного
обучения инвалидов, имеющих физические ограничения несомненны. [4]. Во-
первых, происходит социализация всех студентов группы. Во-вторых, студенты
с ОВЗ получают мощное психологическое подкрепление в виде одобрения их
успехов
не
только
со
стороны
преподавателя.
В-третьих,
они
получают
возможность
демонстрации
учебных
достижений,
а
в
некоторых
случаях
оказания
помощи
своим
здоровым
сверстникам
при
выполнении
производственных
заданий.
В-четвертых,
инвалиды
смогут
перенимать
основные технологические приемы отработки профессиональных навыков у
сокурсников.
Как
бы
радужно
не
выглядели
перспективы,
невозможно
не
уделить
внимание возникающим при организации такого обучения проблемам. [2]
Если переходить на подобную и дистанционную, и инклюзивную систему
обучения, то возникают вопросы с подготовкой преподавателей и оплатой их
труда. Штатные преподаватели должны быть в полной мере подготовлены к
психологическим особенностям лиц с ограничениями возможностей здоровья и
проблемным ситуациям, которые присущи обучению инвалидов. К обучению в
инклюзивных группах должны быть подготовлены студенты и их родители. Для
сопровождения
образовательного
процесса
дополнительно
требуются
специалисты-психологи.
Образовательные
программы
должны
быть
адаптированы
отдельно
для
дистанционного
и
инклюзивного
образования.
Необходимы совместные усилия всего педагогического коллектива колледжа,
решившего реализовать подобные программы обучения.
Набор
специальностей,
которые
лицензированы
в
ГБПОУ
СКИСИГ
позволяет обучать студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
зрения и слуха.
Так, студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата различной
тяжести, могли бы обучаться по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис, с
последующим
трудоустройством
в
службу
бронирования
гостиницы
или
телефонным
оператором.
Но
для
этого
необходимо
изменить
рабочую
программу подготовки специалистов среднего звена по данному направлению.
Сегодня
студенты,
обучающиеся
по
специальности
43.02.11
Гостиничный
сервис
получают
рабочую
специальность
Горничная,
Портье
или
Администратор
санатория,
что
не
подходит
для
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья.
По специальности 43.02.10 Туризм, получая квалификацию Специалист
по туризму с последующим трудоустройством в туристические компании на
должности оператора call-центра, специалиста по бронированию и разработке
туров.
Также, студенты с ограниченными возможностями здоровья могли бы
совершенно беспрепятственно обучаться по специальности 38.02.01 Экономика
и бухгалтерский учет (по отраслям) с получением квалификации бухгалтер и в
дальнейшем работать удаленным способом.
4
Многие профессии, связанные с оказанием персональных услуг в сфере
сервиса доступны для освоения инвалидами и дальнейшей профессиональной
деятельности в организациях и на дому в качестве частных предпринимателей.
Например, мастер по маникюру и педикюру, nail-дизайну.
Органы
государственной
власти
города
Москвы
принимают
меры
по
трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья по окончании
обучения
в
соответствии
с
полученным
образованием
и
( и л и )
профессиональной
подготовкой
в
порядке,
установленном
федеральным
законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы,
путем
предоставления
услуг
по
профессиональной
ориентации
и
адаптации,
создания
дополнительных
рабочих
мест
для
инвалидов
и
специализированных
организаций,
применяющих
труд
инвалидов,
резервирования
и
квотирования
рабочих
мест
для
инвалидов
с
учетом
вариантов трудового прогноза лиц с ограниченными возможностями здоровья,
предоставления субсидий предприятиям и организациям, применяющим труд
инвалидов. [1]
Считаем,
не
смотря
на
вышеперечисленные
трудности,
внедрение
в
ГБПОУ
СКИСиГ
программ
по
обучению
инвалидов
перспективным.
Это
позволит
не
только
найти
свое
место
в
современном
мире
лицам
с
ограниченными возможностями здоровья, но и реализовать педагогам высокую
миссию воспитания и образования подрастающего поколения.
Список литературы
1.
Закон города Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья в городе Москве»
2.
Брызгалова
Светлана
Олеговна,
Кубасов
Александр
Васильевич
Роль
СМИ
в
формировании
инклюзивной культуры в социуме (на материале интернет-публикаций) // Педагогическое образование в России.
2015. №5.
3.
Канищева Т. В. Проблемы обучения инвалидов // Современные наукоемкие технологии. 2014. №5-2.
4.
Мартынова Елена Александровна Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования
студентов-инвалидов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. №1.
5