Автор: Смоляков Геннадий Григорьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГАПОУ НСО
Населённый пункт: город Татарск
Наименование материала: Доклад
Тема: «Образовательный ресурс метода CASE-STUDY»
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Татарский политехнический техникум»
Доклад
на тему «Образовательный ресурс
метода CASE-STUDY»
(Педагогический совет
«
Использование новых образовательных технологий
в деятельности преподавателя и мастера п/о в рамках реализации ФГОС»)
Мастер производственного обучения
Г.Г. Смоляков
Татарск
2019
П р о б л е м а
в н е д р е н и я
м е т о д а CASE-STUDY
в
п р а к т и к е
профессионального
образования
в
настоящее
время
является
весьма
актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его
ориентации
не
столько
на
получение
конкретных
знаний,
сколько
на
формирование
профессиональной
компетентности,
умений
и
навыков
мыслительной
деятельности,
развитие
способностей
личности,
среди
которых
особое
внимание
уделяется
способности
к
обучению,
смене
парадигмы
мышления,
умению
перерабатывать
огромные
массивы
информации.
-
втора я
в ы т е ка е т
из
ра зв ит ия
т ре б ова ний
к
к ач е с т ву
специалиста,
который,
помимо
удовлетворения
требованиям
первой
тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в
различных
ситуациях,
его
действия
должны
отличаться
системностью
и
эффективностью в условиях кризиса.
Кейс-Методы в профессиональном образовании
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - метод активного
проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения
конкретных задач-ситуаций.
Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным
активным методам обучения.
Непосредственная цель
метода case study - совместными усилиями
группы
обучающихся
проанализировать
ситуацию,
возникающую
при
конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Окончание
процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте
поставленной проблемы.
М е т о д
с и т у а ц и о н н о г о
а н а л и з а
и м е е т
т р и
о с н о в н ы е
характеристики:
1) использование фактических организационных проблем;
2)
возможное
участие
максимального
количества
людей
в
их
изучении,
выяснение иных точек зрения, сравнении различных взглядов на принятые
решения;
3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга.
«Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки
зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать обучающихся в
изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков
сбора,
обработки
и
анализа
информации,
характеризующей
различные
ситуации».
Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических
навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение
проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения».
Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:
1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от
информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную
информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски
информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно
это важно, когда информация не высокого качества.
2. Практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией
уровень
сложности
проблемы,
представленной
в
кейсе
способствует
формированию на практике навыков использования экономической теории,
методов и принципов.
3.
Творческие
навыки.
Одной
логикой,
как
правило,
CASE
ситуацию
не
решить.
Очень
важны
творческие
навыки
в
генерации
альтернативных
решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение
вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал
и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную
точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5.Социальные
навыки.
В
ходе
обсуждения
CASE
вырабатываются
определенные
социальные
навыки:
оценка
поведения
людей,
умение
слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное
мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу
мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические
проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».
Технология конструирования CASE STUDY
Выделяют следующие основные этапы создания CASEов:
-определение целей,
- критериальный подбор ситуации,
-подбор необходимых источников информации,
-подготовка первичного материала в CASE,
-экспертиза,
-подготовка методических материалов по его использованию.
Отличительной особенностью метода CASE STUDY является создание
проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
«Метод
CASE
STUDY
иллюстрирует
реальную
жизнь…
Для
того
чтобы
учебный
процесс
на
основе
CASE
был
эффективным
важны
два
момента:
хороший
CASE
и
определенная
методика
его
использования
в
учебном
процессе…CASE
–
не
просто
правдивое
описание
событий,
а
единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме
того,
он
должен
включать
набор
вопросов,
подталкивающих
к
решению
поставленной проблемы.
Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:
– соответствовать четко поставленной цели создания;
– иметь соответствующий уровень трудности;
–
иллюстрировать
несколько
аспектов
экономической
жизни;
– не устаревать слишком быстро;
– иметь национальную окраску;
– быть актуальным на сегодняшний день;
– иллюстрировать типичные ситуации в производстве;
– развивать аналитическое мышление;
– провоцировать дискуссию;
– иметь несколько решений.
Технология
работы
с
кейсом
в
учебном
процессе
включает
в
себя
следующие этапы:
1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса
(идентификация
проблемы,
формулирование
ключевых
альтернатив,
предложение решения или рекомендуемого действия);
2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее
решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии ( в
рамках учебной группы).
Возможности использования метода CASE- STUDY
на занятиях учебной практики
Возможности
использования
данного
метода
на
уроках
у/п
на
сегодняшний день достаточно обширны.
Рассмотрим
для
примера
один
из
возможных
вариантов.
Сегодня
появилась возможность применять на уроках производственного обучения
мультимедийное оборудование. При завершении выполнения практического
задания обучающиеся фотографируют выполненные задания и переносят их
на экран. И тут начинает работать КЕЙС метод. Совместными усилиями
группы мы подводим итоги, разбираем ошибки и отклонения, допущенные в
процессе кладки.
При
разборе
ошибок
мастер
может
занять
«активную»
или
«пассивную» роль. Иногда целесообразнее управлять разбором, а иногда
ограничиться
подведением
итогов
дискуссии.
Увидев
интересную
линию
доказательств, можно ее поддержать, выведя из поля обсуждения другие.
При обсуждении обычно говорю, какое решение считаю правильным,
и прошу обучающимся найти в моей точке зрения слабую сторону. Это
конечно
помогает
им
выработать
собственный
взгляд
на
проблему.
Обучающимся такое подведение итогов нравится, и они с удовольствием это
делают.
При этом повышается
качество образования, возрастает интерес к
выбранной профессии. Повышаются навыки самоконтроля и самооценки при
выполнении практического задания.