Автор: Железняк Альбина Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Хотьковская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: Московской области
Наименование материала: подгрупповое коррекционно- развивающее логопедическое занятие
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "РЕПКА" АВТОМАТИЗАЦИЯ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Раздел: среднее профессиональное
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «РЕПКА» АВТОМАТИЗАЦИЯ ШИПЯЩИХ И
СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Железняк Альбина Евгеньевна, Хотьковская школа-интернат 5 вида, учитель-логопед,
Московская область
Подгрупповое логопедическое занятие
1 класс 7-8 лет
Место проведения: класс
Коррекционно-образовательные цели: совершенствование звукового анализа;
грамматического строя речи
( употребление предлогов). Развитие навыка пересказа.
Коррекционно-развивающая цель:развитие общих речевых навыков, диалогической речи,
фонематических представлений, речевого слуха, зрительного восприятия, внимания,
мышления, артикуляционной, тонкой моторики.
Воспитательная цель: Воспитание чувства сотрудничества, активности, инициативности,
самостоятельности.
Оборудование: Презентация по теме( использование компьютера); карточки-картинки по
числу детей; мультимедийные задания по сказке «Репка».
Предварительная работа. Чтение сказки «Репка»
Ход занятия:
1.
Организационный момент. Создание эмоционального фона.
Сегодня я приглашаю вас в удивительную страну сказок.
1)
Эмоциональный настрой: «Мыльные пузыри»
Сказка – это всегда волшебство и фантазия!
В сказку мы отправимся с красивой улыбкой и хорошим настроением :
«Мыльные пузыри» ( усиление воздушной струи)
Откройте баночки:
Широко улыбнуться.
Показать зубы.
Про себя сказать звук «И».
[Введите текст]
подуем в колечко . Вот как много волшебных шаров!
Настроение отличное!
2. Сообщение темы занятия
А вот в какую сказку мы отправимся, вы догадаетесь сами.
Но для этого вам нужно быть очень внимательными, сообразительными, говорить
красиво, выразительно, правильно произносить звуки.
А поможет нам наш волшебное окошко-
У. Зеркало
2.
Артикуляционная гимнастика
Для губ :
Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня ( ЛЯГУШКА. ХОБОТОК.)
Для языка :
1.Язык лопаткой положи.
И под счет его держи.
Раз, два,три, четыре, пять
Язык надо наказать... 1 2 3 4 5 (ЛОПАТКА. НАКАЗАНИЕ
2.
Артикуляционная гимнастика
Для губ :
Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня ( ЛЯГУШКА. ХОБОТОК.)
Для языка :
1.Язык лопаткой положи.
И под счет его держи.
Раз, два,три, четыре, пять
Язык надо наказать... 1 2 3 4 5 (ЛОПАТКА. НАКАЗАНИЕ
2.На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка ротик открывает,
[Введите текст]
Кошка спинку выгибает. ( КОШКА) 1-2-3-4-5
3. На гармошке я играю.
Рот пошире открываю
К небу язычок прижму.
Ниже челюсть опущу
2.
Артикуляционная гимнастика
Для губ :
Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня ( ЛЯГУШКА. ХОБОТОК.)
Для языка :
1.Язык лопаткой положи.
И под счет его держи.
Раз, два,три, четыре, пять
Язык надо наказать... 1 2 3 4 5 (ЛОПАТКА. НАКАЗАНИЕ
2.На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка ротик открывает,
Кошка спинку выгибает. ( КОШКА) 1-2-3-4-5
3. На гармошке я играю.
Рот пошире открываю
К небу язычок прижму.
Ниже челюсть опущу
2.На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка ротик открывает,
Кошка спинку выгибает. ( КОШКА) 1-2-3-4-5
3. На гармошке я играю.
Рот пошире открываю
К небу язычок прижму.
[Введите текст]
Ниже челюсть опущу
3.Артикуляционная гимнастика
Для губ :
Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня ( ЛЯГУШКА. ХОБОТОК.)
Для языка :
1.Язык лопаткой положи.
И под счет его держи.
Раз, два,три, четыре, пять
Язык надо наказать... 1 2 3 4 5 (ЛОПАТКА. НАКАЗАНИЕ)
У. Салфетка…
3. Хоботок - Бублик
5 Грибок - Лошадка
6. На гармошке я играю.
Рот пошире открываю
К небу язычок прижму.
Ниже челюсть опущу.
У. Салфетка…
3.
Лексико-грамматическая работа:
« Кто лишний» ( развитие зрительного внимания и восприятия)
Слайд№ 2
У. Внимание на экран: кого вы видите ?
Д. Деда, бабку, девочку, кошку, мышку, собаку, лягушку
У. На какие две группы можно их можно разделить?
Д. Люди- дед, баба, девочка; кошка, мышка, собака, лягушка – животные
У. Кто лишний по звучанию? Слушаем. Кошка, мышка, собака, лягушка
Д. Собака
[Введите текст]
У. Почему? Докажите
Д. В слове «собака» нет звука «ш»
У. Дайте характеристику звуку «ш»
Д. Звук «Ш» - согл., всегда твердый, парный, глухой, шипящий
У. Внимание на экран: на нем есть подсказка . Кто лишний на экране и почему?
Д. Лишняя лягушка, остальные - герои сказки «Репка»
Слайд № 3
У. Молодцы! Вы сами догадались, это герои сказки «Репка».
Назовите их.
Д. Дед, баба, внучка, собака Жучка, кошка, мышка, репка
У. Собачка Жучка, а внучка - Маша.
У. У кого имя, а у кого кличка?
Д. У внучки имя, у собаки- кличка
У. Назовите ласково деда и бабу.
Д. дед-дедушка, баба-бабушка
У. Кем приходится дедушке и бабушке Маша?
Д. внучкой
У. Дедушка, бабушка, внучка- они родня, назови одним словом.
Д. Семья
У. А кто их друзья?
Д. Собака, кошка и мышка
4.Психо-речевая пауза: ( прищепка)
Кусается больно котенок-малыш.
Он думает это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою глупыш.
А будешь кусаться, скажу тебе:»Кыш!»
[Введите текст]
Развитие тонкой моторики, зрительного внимания
(Карточки-картинки)
У. Маша очень любила своих друзей и нарисовала портреты.
Внимание: все ли в рисунках правильно?. Что забыла нарисовать Маша? Исправь ошибки.
Д. Дополняют рисунок нужным предметом
У. Как исправили ошибки? Начните ответ со слов « Я нарисовал….»
У. Первый портрет:
Артем - Я нарисовал собаке ухо.
У. Второй портрет:
Ксюша – Я нарисовала кошке усы.
У. Третий портрет:
Женя - Я нарисовал мышке хвост.
У. Молодцы! Помогли Маше и ее друзьям.
У. В сказке наши герои должно быть красивыми, нарядными . Давайте им поможем:
5. Речевая разминка:
Слайды №
У. Внимание, экран:
У.Маше сшили
Д. Сарафан.
У. Сшили дедушке
Д. Кафтан.
У. Сшили бабушке
Д. Жакет.
У. Сшили кошечке
Д. Жилет.
Д. (хором)А Жучке и мышке сшили штанишки!
Слайд №6
У. Называем четко и правильно:
[Введите текст]
Д.. Сарафан, кафтан, жакет, жилет, штанишки
У. Назовите одним словом?
Д. Сарафан, кафтан, жилет, штанишки - одежда
У. Внимание:
Объедини слова по звучанию:
Одинаковый первый звук –
Д. Жакет, жилет
У. Одинаковый последний звук
Д. Сарафан, кафтан;
У. Назови слово, в котором первый звук - согл., тверд., парный, глухой, свистящий
Д. Сарафан
У. Слово, в котором первый звук – согл, всегда твердый, парный, глухой, шипящий
Д. Штанишки
У. Молодцы. Справились с заданием.
Продолжаем сказку
У. Нарядные и довольные все вместе живут наши герои в большой деревенской доме:
Диалог:
Артем: Где была сегодня кошка?
Ксюша: У деда с бабой на окошке.
Артем: Что видала во дворе?
Ксюша: Видала мышку на горе.
У. Жили наши герои дружно и счастливо. Но вот однажды….
-Продолжите сказку, выполните задание:
-Артем, расположи картинки в правильной последовательности.
Женя , расположи под картинками нужное предложение
А Ксюша , расположи героев сказки в правильной последовательности.
Закончили, Артем начинает рассказывать:
Артем: Посадил дед репку.
[Введите текст]
Выросла репка большая-пребольшая.
Женя: Стал дед тянуть репку.
Тянет- потянет вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
ВСЕ: бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут- потянут, вытянуть не могут.
Ксюша: позвала бабка внучку.
Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку.
Все: Тянут- потянут, вытянуть не могут.
Ксюша: Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку.
Тянут- потянут, вытянуть не могут.
Артем: Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, Бабка за дедку, дедка за репку.
Все: Тянут- потянут, вытянуть не могут.
Женя: Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка
за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Все: Тянут- потянут, вытянули репку.
6. Итог занятия:
Вот и сказки конец, а кто слушал и работал – большой молодец!
Спасибо за занятие!
[Введите текст]
[Введите текст]