Напоминание

Методическая разработка по проблеме «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроке».


Автор: Аксенова Антонина Васильевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка по проблеме «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроке».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –

Чебоксарский электромеханический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Методическая разработка

по проблеме

«Активизации познавательной деятельности учащихся на уроке».

Разработала: преподаватель ГАПОУ МЦК-ЧЭМК

Аксёнова А. В.

г. Чебоксары 2019 г.

Содержание.

Введение

1. Дидактические основы активизации учения учащихся

1.1.Активизация познавательной деятельности учащихся

1.2.Уровни познавательной активности учащихся

1.3.Принципы активизации

1.3.1.Проблемности

1.3.2.Обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности,

характеру практических задач

1.3.3Взаимообучения

1.3.4.Исследования изучаемых проблем и явлений

1.3.5.Индивидуализации

1.3.6.Самообучения

1.3.7.Мотивации

1.4.Факторы побуждающие учащихся к активности

2. Способы активизации познавательной деятельности, при преподавании естественно –

математических дисциплин.

2.1 Методы активизации познавательной деятельности

2.2 Приемы активизации познавательной деятельности учащихся

3. Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся при помощи кейс –

метода при изучении темы «Неметаллы. Аллотропия» и « Экология атмосферы».

3.1Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием метода проектов.

Выводы

Список литературы

Приложения

2

Введение.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность

явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и

настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень

активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что

учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем

реализации любого принципа обучения.

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем

современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении

имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от

качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного

процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение,

являясь

отражательно

преобразующей

деятельностью,

направлено

не

только

на

воспр+иятие

учебного

материала,

но

и

на

формирование

отношения

учащегося

к

самой

познавательной

деятельности.

Преобразующий

характер

деятельности

всегда

связан

с

активностью

субъекта.

Знания,

полученные

в

готовом

виде,

как

правило,

вызывают

затруднения

учащихся

в

их

применении

к

объяснению

наблюдаемых

явлений

и

решению

конкретных

задач.

Одним

из

существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве

заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Долгое

время

одними

из

важнейших

проблем

дидактики

являются:

каким

образом

активизировать

учащихся

на

уроке?

какие

методы

обучения

необходимо

применять

чтобы

повысить активность учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного

процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации

учащихся.

В

условиях

гуманизации

образования

существующая

теория

и

технология

массового

обучения

должна

быть

направлена

на

Формирование

сильной

личности,

способной

жить

и

работать

в

непрерывно

меняющемся

мире,

способной

смело

разрабатывать

собственную

стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е.

личности само развивающейся и само реализующейся.

3

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают

активное участие на уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную

ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через

технологию применения активных форм обучения.

Актуальность данной

темы

курсовой работы состоит в том, что активные методы

обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности

через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая

деятельность

оказывается

более

эффективной,

если

ей

предшествует

воспроизводящая

и

преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов

можно

достаточно

эффективно

решать

целый

ряд

задач,

которые

трудно

достигаются

в

традиционном обучении:

Формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы,

воспитывать системное мышление специалиста;

Учить

коллективной

мыслительной

и

практической

работе,

формировать

социальные

умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,

воспитывать

ответственное

отношение

к

делу,

социальным

ценностям

и

установкам

как

коллектива, так и общества в целом.

4

1. Дидактические основы активизации учения учащихся.

1.1.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования.

Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность

на

всестороннее

развитие

личности,

единство

содержательной

и

процессуальной

сторон),

обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в

сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический

процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает

полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и

творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического

мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех

видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно

полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение),

а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе

(экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в

процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку

учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном

подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого

явления,

орудием

коммуникации

и

организации

практической

познавательной

деятельности

учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный

педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе

обучения

идет

от

решения

одной

учебной

задачей

к

другой,

продвигая

учащегося

по

пути

познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не

сводится

к

механической

«передаче»

знаний,

умений

и

навыков,

т.к.

обучение

является

двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и

учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.

Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность)

«соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания;

стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность выполнения заданий;

систематичность обучения;

стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения

учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности,

её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность

и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более

самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от

других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию

можно

определить

как

постоянно

текущий

процесс

побуждения

учащихся

к

энергичному,

целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и

застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся,

повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной

деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких

их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и

самостоятельность

учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся

сами должны:

5

отстаивать свое мнение;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

рецензировать ответы товарищей;

оценивать ответы и письменные работы товарищей;

заниматься обучением отстающих;

объяснять более слабым учащимся непонятные места;

самостоятельно выбирать посильное задание;

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и

практических действий;

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов

решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду,

прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения

усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда

можно

сделать

вывод,

что

успех

обучения

в

конечном

итоге

определяется

отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным

приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

1.2 Уровни познавательной активности

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется

стремлением

учащегося

понять,

запомнить

и

воспроизвести

знания,

овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых

усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов

типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания,

стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения

знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в

том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от

выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.

1.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

При

выборе

тех

или

иных

методов

обучения

необходимо

прежде

всего

стремится

к

продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и

воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической

деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня

активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то

естественно,

что

познавательная

деятельность

учащегося

не

может

не

сводится

только

к

слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут

же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый

образ

профессиональной

деятельности.

И

чем

активнее

протекает

этот

мыслительный

и

практический

учебно-познавательный

процесс,

тем

продуктивнее

его

результат.

У

учащегося

начинают

более

устойчиво

формироваться

новые

убеждения

и

конечно

же

пополняется

профессиональный

багаж

учащегося.

Вот

почему

активизация

учебно-познавательной

деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

1.3.1. Принцип проблемности.

Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип

проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении

учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся

знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с

участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом,

учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате

собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в

том,

что

оно

должно

быть

направлено

на

решение

соответствующих

специфических

6

дидактических

задач:

разрушение

неверных

стереотипов,

формирование

прогрессивных

убеждений, экономического мышления.

Особенности применения данного принципа в процессе

преподавания экономических

дисциплин

требуют

и

специфических

форм

проведения

занятий,

педагогических

приемов

и

методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом

интересов учащихся.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и

навыков, в том числе умения применять новые знания.

1.3.2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной

деятельности характеру практических задач.

Следующим

принципом

является

обеспечение

максимально

возможной

адекватности

учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда

являлся

составной

частью

профессиональной

подготовки

учащихся.

Суть

данного

принципа

заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему

характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в

сочетании с принципом

проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых

знаний к их практическому осмыслению.

1.3.3. Принцип взаимообучения.

Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является

принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать

друг друга,

обмениваясь

знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только

теоретическая

база,

но

и

умение

анализировать

и

обобщать

изучаемые

явления,

факты,

информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать

выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

1.3.4. Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий,

поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс

изучения

того

или

иного

явления

или

проблемы

должны

по

всем

признакам

носить

исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-

познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

1.3.5.Принцип индивидуализации.

Для

любого

учебного

процесса

важным

является

принцип

индивидуализации

это

организация

учебно-познавательной

деятельности

с

учетом

индивидуальных

особенностей

и

возможностей

учащегося.

Для

обучения

этот

принцип

имеет

исключительное

значение,

т.к.

существует очень много психофизических особенностей:

состав аудитории (комплектование групп),

адаптация к учебному процессу,

способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по

возможности

учитывали

бы

индивидуальные

особенности

каждого

учащегося,

т.е.

реализовать

принцип

индивидуализации учебного процесса.

1.3.6.Принцип самообучения.

Не

менее

важным

в

учебном

процессе

является

механизм

самоконтроля

и

саморегулирования,

т.е.

реализация

принципа

самообучения.

Данный

принцип

позволяет

индивидуализировать

учебно-познавательную

деятельность

каждого

учащегося

на

основе

их

личного

активного

стремления

к

пополнению

и

совершенствованию

собственных

знаний

и

умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

1.3.7.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна

лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится

мотивации

учебно-познавательной

деятельности.

Главным

в

начале

активной

деятельности

должна

быть

не

вынужденность,

а

желание

учащегося

решить

проблему,

познать

что-либо,

доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор

методов

обучения,

должны

определятся

с

учетом

особенностей

учебного

процесса.

Помимо

принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности,

их

можно

назвать

еще

и

как

мотивы

или

стимулы

преподавателя,

что

бы

активизировать

деятельность учащихся.

7

1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно

назвать

следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный

фактор

преподавателю

необходимо

учитывать

уже

при

формировании

учебного

материала.

Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает

реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет

никакого

отношения.

И

наоборот,

интерес

его

резко

возрастает,

если

материал

содержит

характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной

жизни.

Тут

его

познавательная

активность

будет

обусловлена

заинтересованностью

в

исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным

стимулом

к

познанию.

Исследовательский

характер

учебно-познавательной

деятельности

позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к

активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности

учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие

оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом»

перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-

то

стоит),

продемонстрировать

глубину

своих

знаний

и

умений.

Состязательность

особенно

проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой

характер

проведения

занятий

включает

в

себя

и

фактор

профессионального

интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный

мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое

занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к

действию.

Учитывая

перечисленные

факторы,

преподаватель

может

безошибочно

активизировать

деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это

прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия,

так как предугадать преподавателя не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и

состязательность,

и

творческий

характер,

и

профессиональный

интерес.

Эмоциональное

воздействие

также

существует,

как

самостоятельный

фактор

и

является

методом,

который

пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность,

приводящая в движение.

Особое

значение

для

успешной

реализации

принципа

активности

в

обучении

имеют

самостоятельные

работы

творческого

характера.

Разновидности:

программированные

задания,

тесты.

Активация

учения

учащихся

не

как

усиление

деятельности,

а

как

мобилизация

преподавателем

с

помощью

специальных

средств

интеллектуальных,

нравственно-волевых

и

физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование

между

наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в

активную

познавательную

деятельность

имеет

ориентировочно-исследовательский

рефлекс,

представляющий

собой

реакцию

организма

на

необычные

изменения

во

внешней

среде.

Исследовательский

рефлекс

приводит

кору

больших

полушарий

в

деятельное

состояние.

Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

2.

8

3.

Способы активизации познавательной деятельности, при преподавании естественно

– математических дисциплин.

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

1.

опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения,

среди

которых

на

первом

месте

выступают

познавательные

интере сы,

профессиональные склонности;

2.

включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в

процессе поиска и решения научного и практических проблем;

3.

использовать дидактические игры и дискуссии;

4.

использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;

5.

стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

большую

роль

играет

умение

учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении

учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в

младших

классах

полезно

приучать

ребят

самостоятельно

выделять

самое

существенное

в

объяснении

учителя

и

формулировать

важнейшие

вопросы,

которые

объяснены

на

уроке.

В

средних

же

и

старших

классах

этот

прием

служит

действенным

стимулом

познавательной

активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные

вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в

сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью

методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально

повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

2.1 Методы активизации познавательной деятельности учащегося

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя

являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают

уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить

методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные

(демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические

(лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее

активным, пассивным.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на

своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать

мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической

структуры

нового

материала

дается

задание

самостоятельно

составить

план

рассказа

преподавателя

или

план-конспект

с

выполнением

установки:

минимум

текста

максимум

информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы

при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа,

комментированное

чтение

литературы,

отыскивание

в

нем

главной

мысли,

работа

со

справочниками,

научно-популярной

литературой

помогают

формированию

у

учащихся

теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей

природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные

задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При

таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается

устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и

суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

9

Организую

самостоятельную

работу

следующим

образом:

дается

классу

конкретное

учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

-текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали

быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

-нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для

учащихся.

Многие

преподаватели,

пользуются

самодельными

раздаточными

дидактическими

материалами.

Их условно делят на три типа:

1.Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и

осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

Карточка

с

заданием

для

самонаблюдения,

наблюдения

демонстрационных

наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и

применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

3) Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля

знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Использую

в

нескольких

вариантах.

Для

всего

класса

2-4

варианта.

И

как

индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть

свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода

является

создание

на

уроке

проблемной

ситуации.

Учащиеся

не

обладают

знаниями

или

способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения

данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов

умственной

деятельности,

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

установления

причинно-

следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора

целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного вопроса,

-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по

одному и тому же вопросу,

-демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации;

решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода

сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью

учащихся.

Метод

самостоятельного

решения

расчетных

и

логических

задач.

Все

учащиеся

по

заданиям

самостоятельно

решают

расчетные

или

логические

(требующие

вычислений,

размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую – более сложные, творческого характера –

сильным учащимся.

А аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание.

Каждый

учащийся

получает

задание

по

своим

возможностям

и

способностям.

При

этом

не

снижается интерес к обучению.

10

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется

работа

учащихся

таким

образом,

чтобы

часть

новых

заданий

они

добыли

сами.

Для

этого

демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем

наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся

решают

проблемный

вопрос

и

добывают

часть

новых

знаний

путем

самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы

учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.

При

подготовке

лекций

планируется

последовательность

изложения

материала,

подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных

деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1)

Активизирующие

деятельность

учащихся

на

этапе

восприятия

и

сопутствующие

пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений,

фактов, исторических данных;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию

смыслового значения слов;

в)

прием

динамичности

создание

установки

на

изучение

процессов

и

явлений

в

динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с

его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов

приводят к ответу.

б)

эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у

учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов,

анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3)

Приемы

активизации

познавательной

деятельности

на

этапе

воспроизведения

полученных знаний.

прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов,

коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того,

чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других

групп).

2) задания

распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам

будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять

себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию

познавательной

деятельности

можно

проводить

также

на

внеклассных

мероприятиях.

2.2 Приемы активизации познавательной деятельности.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их

познавательная

активность,

умение

преподавателя

активно

руководить

ею.

Со

стороны

преподавателя

учебный

процесс

может

быть

управляемым

пассивно

и

активно.

Пассивно

управляемым

процессом

считается

такой

его

способ

организации,

где

основное

внимание

уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся

остается

стихийным.

В

этом

случае

на

первое

место

выступает

репродуктивный

путь

приобретения

знаний.

Активно

управляемый

процесс

направлен

на

обеспечение

глубоких

и

прочных

знаний

всех

учащихся,

на

усиление

обратной

связи.

Здесь

предполагается

учет

11

индивидуальных

особенностей

учащихся,

моделирование

учебного

процесса,

его

прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого

учащегося.

В

процессе

обучения

учащийся

также

может

проявить

пассивную

и

активную

познавательную деятельность.

Существуют

разные

подходы

к

понятию

познавательной

активности

учащихся.

Б.

П.

Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное

выполнение

умственной

или

физической

работы,

необходимой

для

овладения

знаниями,

умениями,

навыками.

Г.

М.

Лебедев

указывает,

что

"познавательная

активность

-

это

инициативное,

действенное

отношение

учащихся

к

усвоению

знаний,

а

также

проявление

интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о

самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся.

Во

втором

случае

в

понятие

познавательной

активности

автор

включает

интерес,

самостоятельность и волевые усилия учащихся.

В

обучении

активную

роль

играют

учебные

проблемы,

сущность

которых

состоит

в

преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе

учебной

деятельности,

которые

приводят

учащихся

к

индивидуальной

поисково-

исследовательской деятельности.

Метод

проблемного

обучения

составляет

органическую

часть

системы

проблемного

обучения.

Основой

метода

проблемного

обучения

является

создание

ситуаций,

формировка

проблем,

подведение

учащихся

к

проблеме.

Проблемная

ситуация

включает

эмоциональную,

поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное

овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать

интерес к ней.

Метод

алгоритмизированного

обучения.

Деятельность

человека

всегда

можно

рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может

быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для

построения

алгоритма

решений

той

или

иной

проблемы

нужно

знать

наиболее

рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные

учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения

этими

учащимися.

Для

остальных

учащихся

такой

алгоритм

будет

служить

образцом

деятельности.

Метод

эвристического

обучения.

Основной

целью

эвристики

является

поиск

и

сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных

законов, закономерностей решения проблем.

Метод

исследовательского

обучения.

Если

эвристическое

обучение

рассматривает

способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных

истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим

методом

исследования

познавательного

интереса

учащихся

является

наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена

задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов,

процессов,

связанных

именно

с

этой

поставленной

задачей.

Наблюдение

за

протекающим

процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных

условиях

дает

убедительный

материал

о

становлении

и

характерных

особенностях

познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить

проявление познавательного интереса.

3.

Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся при помощи

кейс – метода при изучении темы «Неметаллы. Аллотропия» и « Экология атмосферы».

Урок химии и экологии с использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций

по теме « Неметаллы. Аллотропия» и «Экология атмосферы».

Введение в ситуацию. Действие разворачивается на заводе ЧЗПТ. Действующие лица: инженер по

технике безопасности; мастер участка и сварщики.

Описание ситуации. На заводе «Промтрактор» в цеху МСР несколько дней проводились срочные

сварочные ремонтные работы. В этом цеху две недели назад вышла из строя вентиляционная

система. Мастер участка Петров Г.В. об этом доложил

инженеру по технике безопасности

Иванову Д.А., но он, зная об этом, дал разрешение на сварочные работы. Сварщики инструктаж по

12

технике безопасности не прошли. Они не знали об условиях работы. В цеху работали несколько

сварщиков. На третий день работы одному из сварщиков, который выполнял основную работу,

стало плохо. Его отправили в больницу. Создали экспертную группу для выяснения причины.

Комиссия установила причину плохого состояния сварщика. Виновником недомогания стал озон,

который образовался при сварке и накопился в помещении.

Проанализируйте описанную ситуацию. Выявите моменты, когда действующие лица преступают

закон и моральные принципы. Аргументируйте свои ответы. Как бы вы поступили на месте

инженера

по

технике

безопасности

и

мастера

участка?

Как

мог

образоваться

озон

при

электросварке? Почему он стал опасным для жизни людей? Можно ли обнаружить накопление

озона в закрытом помещении? Что собой представляет озон? Где озон скапливается в природе?

Какие свойства проявляет озон? Какое значение имеет озон для живых организмов на земле.

Предложите способы защиты озонового слоя. В каких концентрациях озон безопасен и даже

полезен?

Дополнительная информация

Атмосфера — океан воздуха и бесценный природный ресурс для поддержания жизни на земле. К

сожалению, человеческая деятельность, основанная

на национальных и личных интересах,

наносит вред этому общему ресурсу, что проявляется в истощении тонкого озонового слоя,

который действует как защитный экран для жизни на Земле. Молекулы озона чрезвычайно редкие:

их

меньше

чем

десять

на

каждый

миллион

молекул

воздуха.

Однако

на

протяжении

почти

миллиарда лет их присутствие в атмосфере играло решающую роль в сохранении жизни на Земле.

В зависимости от того, где он находится, озон может или защищать, или наносить вред жизни на

Земле. Озон.в тропосфере (на высоте до 10км над земной поверхностью) - это «плохой» озон,

который

может

причинить

вред

тканям

легких

и

растениям.

Но

более

90

процентов

озона,

находящегося в стратосфере (на высоте от 10 до 40км над земной поверхностью), является

«хорошим» озоном, который, поглощая опасное ультрафиолетовое излучение Солнца, выполняет

полезную работу.

Без этого полезного озонового слоя люди чаще подвергались бы заболеваниям, возникающим

вследствие облучения ультрафиолетовыми лучами Солнца. В последние десятилетия количество

озона уменьшилось. Сейчас стало понятно, что не существует такой малой дозы ионизирующего

излучения,

которая

была

бы

безопасна.

В

1974

году

была

высказанбыть

фреон.

Научные

исследования причинно-следственных связей не давали убедительных результатов причастности

фреонов к разрушению озона. Тем не менее, в сентябре 1987 года официальные представители

разных стран встретились в Монреале (Канада) и договорились ввести строгие ограничения на

использование фреонов. Серьезные отрицательные последствия для человека и других живых

организмов влечет за собой загрязнение воздуха фреонами. Утечка фреонов приводит к появлению

их у тонкого озонового слоя в стратосфере, расположенного на высоте 20-25км. Толщина этого

слоя очень небольшая: 2мм. на экваторе и 4мм. у полюсов при нормальных условиях.

Максимальная концентрация озона здесь 8 частей на миллион частей других газов. Озоновый

экран поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение с длиной волны 290нм и менее, поэтому до

поверхности Земли доходят ультрафиолетовые лучи, полезные для человека и других высших

животных

и

губительные

для

микроорганизмов.

При

разложении

фреонов

под

действием

ультрафиолетовых лучей выделяются хлор и фтор, которые взаимодействуют с озоном. Есть

опасность, что слой озонового экрана резко уменьшится, и это приведет к росту числа заболеваний

раком кожи из-за проникновения на землю жесткого ультрафиолетового излучения. Утончение

озонового экрана, появление озоновых дыр отмечено над территориями Антарктиды, Австралии,

Южной Америки, некоторых районов Евразии.

Сейчас объемы и скорость выбросов превосходят возможности природы к их разбавлению и

нейтрализации. Поэтому необходимы специальные меры для устранения опасного загрязнения

атмосферы.

Под воздействием солнечного излучения (его ультрафиолетовой части) или электрического разряда

могут происходить процессы, в результате которых V" образуется озон. Это простое вещество, так

как состоит из атомов одного > элемента - кислорода. Но озон отличается от обычного кислорода

составом

молекулы:

02

-

обычный

кислород

(его

иногда

называют

дикислород),

Оз

-озон

(трикислород).

Таким образом, кислород и озон - два разных вещества, хотя имеют одинаковый качественный

химический состав. Такие вещества называются аллотропными модификациями, а само явление

существования химического элемента в виде двух или нескольких простых веществ с различными

свойствами носит название «аллотропия».

13

Еще один общеизвестный пример аллотропии - алмаз и графит (аллотропные модификации

углерода).

Озон (от греч. qzqn - пахнущий), газ синего цвета с резким запахом, температура кипения 119 °С,

сильный окислитель, в воде растворяется в 10 раз лучше кислорода.

При больших концентрациях разлагается со взрывом. Образуется из 02 при электрическом разряде

(например, во время грозы) и под действием ультрафиолетового излучения Солнца. Основная

масса озона в атмосфере расположена в виде слоя - озоносферы - на высоте 20-25 км. Особенно

много озона образуется в верхних слоях атмосферы (в стратосфере), где под действием солнечного

излучения происходит реакция его образования. летом - до 7 .10 -9 % ( по объему), зимой - до 2.10

-10 % . В атмосфере максимальная концентрация на высоте 20-25км., где озон образует слой,

защищающий землю от УФ- излучения., В ходе этой реакции поглощается та часть солнечного

излучения, которая является губительной для всего живого на Земле. Даже небольшая доля,

ультрафиолета,

достигающая

поверхности

Земли,

напоминает

нам

об

этом

ожогами

при

неосторожном загаре.

Этот

слой

предохраняет

живые

организмы

на

Земле

от

вредного

влияния

коротковолновой

ультрафиолетовой радиации Солнца. В промышленности озон получают действием на воздух

электрического разряда.

Озон обладает запахом, который мы явственно ощущаем после грозы. Нам нравится запах озона.

Мы ощущаем приятную свежесть, но только потому, что содержание его в воздухе ничтожно мало

(около одной миллионной доли процента). Содержание в одну стотысячную процента - предельно

допустимая норма в производственных помещениях, а при одной десятитысячной процента запах

становится невыносимым. Все знают запах сероводорода - тухлых яиц. Озон пахнет в 50 раз

сильнее!

Р а з н ы й

с о с т а в

м о л е к ул

о п р е д е л я е т

р а з н ы е

с в о й с т в а

в е щ е с т в .

М о л е к у л а

озона

очень

непрочная

и

поэтому

легко

вступает

в

химические

реакции.

При

э т о м

о т

м о л е к у л ы

о т щ е п л я е т с я

о д и н

а т о м

к и с л о р о д а ,

к о т о р ы й

в з а и м о д е й с т в у е т

с

о к и с л я е м ы м

в е щ е с т в о м ,

и

о б р а з у е т с я

м о л е к у л а

кислорода: Оз„= О _+ О2.

Кислород в атомарном состоянии является чрезвычайно реакционноспособным, поэтому озон

химически активнее кислорода.

Задерживает ультрафиолетовые лучи. Сильно раздражает глаза и дыхательные пути. Ядовит в

больших концентрациях. Бактериоциден. Ещё более сильный окислитель, чем кислород, поэтому

реакции с участием озона протекают с большими скоростями. Более энергично окисляет почти все

простые вещества (в том числе Аu и Pt) и многие сложные вещества.

Действительно, он быстро разрушает резину, очень медленно изменяющуюся в среде воздуха; он

взаимодействует

при

комнатной

температуре

с

серебром,

а

кислород

с

серебром

вообще

не

реагирует.

Озон

обладает

бактерицидным

действием.

Он

образуется

в

некоторых

реакциях

окисления

сосновой смолы или морских водорослей, поэтому так целительна атмосфера соснового леса или

морского побережья.

На сильной окислительной способности озона основан метод обеззараживания питьевой воды под

действием

озона

-

озонирование.

Начинает

находить

применение

озон

и

в

практике

обеззараживания сточных вод и воздуха.

Глоссарий.

Аллотропия - существования химического элемента в виде двух или нескольких простых

веществ с различными свойствами.

Атмосфера- нижний слой воздушной оболочки Земли.

Озон- аллотропное видоизменение кислорода, имеющее формулу 03.

Озоновый экран - слой атмосферы, расположенный на высоте от 7 до 18км. (на экваторе до 50км.),

отличающийся

повышенной

концентрацией

молекул

озона

и

защищающий

биосферу

от

ультрафиолетового излучения солнца.

3.1Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся с использованием

метода

проектов,

при

изучении

темы:

«Антропогенные

факторы

и

их

воздействие

на

окружающую среду»

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными

методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество

подготовки

к

занятиям.

Готовясь

к

занятиям,

преподаватель

проектирует,

«моделирует»

деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно

14

ближе к реальности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса

требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической

работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.

«АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ

СРЕДУ».

Исследовательский проект

Среди

различных

инновационных

технологий

проектное

обучение

обладает

рядом

преимуществ,

а

именно:

позволяет

ученику

самостоятельно

(при

консультативной

поддержке

учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и

лабораторным оборудованием, и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать ком-

муникативные умения и навыки. Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы

над

проектом,

тогда

как

реализация

индивидуальных

проектов

целесообразнее

во

внеурочной

работе.

Структура

учебного

исследовательского

проекта

включает

три

основных

этапа:

под -

готовительный,

основной

и

завершающий.

На подготовительном

этапе

обсуждается

тема

исследования

и

возможности

осуществления

проекта,

формулируются

задачи,

выдвигаются

гипотезы

и

пути

их

решения. Основной

этап

предполагает

реализацию

исследовательской

деятельности по проекту, которая включает: работу с дополнительной литературой и материалами

средств

массовой

информации,

выполнение

практических

и

лабораторных

работ

по

заданиям,

подготовленным учителем, изучение карт, таблиц, видеоматериалов, проведение экскурсий по темам.

После проведенной работы каждая группа обобщает и оформляет полученные результаты (пишет

рефераты, оформляет журналы исследований в виде стендов), готовит коллективное выступление

перед классом по определенному плану (сообщение причин возникновения проблемы, возможных

последствий и способов их предотвращения). На завершающем этапе заслушивается отчет групп в

форме защиты проектов, конференций, осуществляются анализ, обсуждение и оценка результатов

работы.

Предлагаемый учебный исследовательский проект «Антропогенные факторы и их воздействие

на окружающую среду» можно реализовать при изучении темы «Основы экологии», в разделе

«Общая

биология».

Цель

проекта:

формирование

у

школьников

системы

знаний

о

природе,

обществе,

процессе

их

взаимодействия,

осуществление

межпредметных

связей,

реа лизацию

деятельностного подхода по изучению и охране окружающей среды. Проект рассчитан на 4 урока

(табл. 1).

На первом уроке осуществляется фронтальная работа с классом. Она начинается с сообщения

общей темы исследования и постановки проблемы учителем. Затем школьникам демонстрируются

фото- и видеоматериалы из городской видеотеки экологических фильмов, отражающие некоторые

экологические проблемы (загрязнение атмосферы, водоемов, почвы, уменьшение биоразнообразия и

др.). В ходе просмотра и дальнейшей дискуссии определяется значимость предстоящей работы,

каждый ученик формулирует тему, над изучением которой ему хотелось бы работать. В процессе

беседы обсудить следующие вопросы: какое влияние оказывает человек на окружающую среду? Как

человек

использует

природные

ресурсы?

Какое

воздействие

оказывает

человек

на

водные

экосистемы? Что такое биоразнообразие и почему оно находится под угрозой? Что можно сделать,

чтобы сократить воздействие антропогенных факторов на окружающую среду?

Затем определить основные направления предстоящего исследования и формулировать темы:

• «Антропогенные факторы и загрязнение атмосферы»;

• «Роль антропогенных факторов в загрязнении вод Мирового океана»;

• «Роль антропогенных факторов в загрязнении почвы»;

• «Влияние антропогенных факторов на сокращение биоразнообразия»;

• «Пути сокращения воздействия антропогенных факторов на окружающую среду и стратегия

устойчивого развития».

Следующий

этап

первого

урока:

деление

учащихся

на

максимально

разнородные

по

успеваемости группы по 5-7 человек и распределение заданий внутри групп.

Групповые задания составляются учителем так, чтобы их можно было разделить на части, для

выполнения

несколькими

участниками

или

индивидуально.

Объем

предлагаемых

частей

для

выполнения несколькими участниками или индивидуально. Объем предлагаемых заданий должен

быть достаточно большим, ведь часть из них может оказаться не выполненной.

15

Каждая группа получает папку с заданиями в виде инструкций по выполнению проекта, список

литературы,

видеоматериалы,

таблицы,

экологические

карты,

коллекции,

гербарии

и

списки

лабораторного оборудования.

Например, для группы, изучающей проблему «Роль антропогенных факторов в загрязнении

вод Мирового океана», инструкция может включить следующие материалы.

Вопросы по работе с литературой: какими особенностями обладает водная среда обитания и

как человек воздействует на нее? Какие основные источники загрязнения воды вам известны? В чем

заключается рациональное использование воды?

Содержание этапов учебного исследовательского проекта

Форма организации

обучения

Этап проекта

Вид деятельности

1.Урок1

2. Экскурсии

3.Урок 2

4 4.Самостоятельная

работа д дома

5.Урок 3

6 6.Самостоятельная

работа р дома

7.Урок 4

Подготовительный

Основной

Основной

Заключительный

Постановка целей и задач, разделение

учащихся на группы, распределение

заданий в группах

Работа в группах по выбранной теме

Робота в группах по выбранной теме

Индивидуальная работа по

выполнению заданий

Работа в группах по выбранной теме

Индивидуальная работа по

выполнению заданий

Защита проекта

Задания к экскурсии:

1. Определите, какие изменения береговой зоны Волги произошли в последние несколько лет в

связи с появлением новых городских построек.

2. Определите, какие виды мусора (бумага, стекло, металл, полиэтилен и т. д.) чаще всего

встречаются вдоль береговой зоны.

Темы докладов для выступления на заключительном уроке:

1. Вода как необходимое условие существования живых существ.

2. Способы очистки воды.

3. Биоиндикация пресных водоемов. Рекомендации для работы с наглядными пособиями

(таблицами с изображениями животных и растений — обитателей водоемов и прибрежных зон,

пищевых

цепей

водоемов,

коллекциями

насекомых,

обитающих

в

воде)

и

по

наблюдению

за

натуральными объектами (обитателями аквариума).

1. Рассмотрите на таблицах (или других иллюстрациях) изображения животных — обитателей

водоемов. Определите черты их приспособленности к жизни в воде, выясните, какое отрицательное

воздействие на их организм могут оказать антропогенные загрязнения водоемов.

2. Используя таблицу с изображением пищевых связей обитателей пресноводного водоема,

определите организмы, в которых накопление вредных веществ (загрязнителей водоема) будет

наибольшим,

3.

Понаблюдайте

за

улитками

ампуляриями,

обитающими

в

аквариуме,

их

реакцией

на

внесение корма. Соберите информацию об их биологических особенностях и сделайте вывод о

причине их высокой чувствительности к загрязнению воды.

Инструкции и список оборудования для выполнения лабораторных опытов: «Экспресс-анализ

воды с помощью тестов»; «Моделирование химических загрязнителей воды».

Задания для работы с картой «Экологического атласа» города, например:

1. Найдите на экологической карте города водные объекты, которые наиболее загрязнены.

2. Выявите источники загрязнения водоемов, находящихся в черте города; в пригородной зоне.

Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные проблемам загрязнения

водных объектов, проанализируйте их и скопируйте для размещения на стенде.

Указания по просмотру и отбору видеоматериалов: среди имеющихся видеофильмов найдите

фрагмент (на 1— 2 мин), который вы сможете показать в ходе своего выступления на защите

проекта.

Домашние задания (к трем урокам):

16

1. Составьте список различных видов деятельности, направленной на сохранение водных

экосистем от разрушения и загрязнения.

2.

Подсчитайте

примерное

количество

израсходованной

воды

вашей

семьей

за

неделю,

месяц,год.

Роль

учителя

на

первом

уроке

заключается

в

организации

всех

этапов

деятельности,

формировании групп и консультировании по поводу предстоящей работы, распределения заданий в

группе.

Проведение

экскурсии

в

ходе

реализации

проектной

деятельности

направлено

на

ознакомление

школьников

с

проблемой,

которую

они

изучают,

поэтому

для

каждой

группы

предусматривалась своя экскурсия. Так, во время работы над данным проектом можно организоватьт

следующие экскурсии;

1. На станцию по забору и контролю воздуха, в ближайший парк для ознакомления с методами

биоиндикации

атмосферного

воздуха

по

лишайникам

и

хвое

сосны

(для

группы,

изучающей

проблему загрязнения атмосферы над влиянием антропогенного фактора);

2. На водозаборные сооружения и вдоль побережья реки (для группы, изучающей проблему

загрязнения вод Мирового океана);

3. В живой уголок Дворца творчества детей и молодежи для ознакомления с коллекцией птиц

области (для группы, изучающей проблему сокращения биоразнообразия);

4. В районный экологический центр (для групп, изучающих проблему загрязнения почвы и

пути сокращения воздействия антропогенных факторов на окружающую среду).

Хотя место проведения экскурсии для двух последних групп одно, но задания, которые они

выполнят, различные. Так, первая группа может ознакомиться с местонахождением городских и

промышленных свалок, мусороперерабатывающих заводов, мерами по предупреждению загрязнения

почв отходами. Вторая группа изучает меры по охране окружающей среды, осуществляемые в

районе.

Второй

урок

посвящен

выполнению

заданий,

над

которыми

можно

работать

как

индивидуально, так и в небольшой подгруппе (2—3 человека). В работе могут быть использованы

исследовательские методы (наблюдение, эксперимент, статистическая обработка данных и т.д.),

готовятся доклады и рефераты. Промежуточные результаты обсуждаются всей группой: учащиеся

ознакомятся

с

различными

точками

зрения

на

изучаемую

проблему

и

оценивают

полученные

результаты.

Деятельность учителя на этом уроке включает контроль за выполнением заданий группами,

способов общения учащихся между собой, а также индивидуальную работу с отдельными группами

или учениками, нуждающимися в консультации (см. табл. 2).

На третьем уроке работа в группах будет продолжена, большее внимание здесь необходимо

уделять

обобщению

собранной

информации,

подведению

итогов

проведенных

исследований,

формулированию выводов, оформлению результатов и подготовке выступлений на этапе защиты

проектов. Одни участники групп могут работать над оставшимися заданиями, другие уже могут

оформлять материалы для стенда, писать доклады для выступления, отбирать видеофрагменты для

сопровождения докладов.

Таблица 2

Основные виды деятельности групп на втором уроке

группы

Виды деятельности на уроке

Группе №1,

работающая над

Выполнение практического задания по проведению экспресс-анализа и

учебному моделированию химических загрязнений воздуха;

17

проблемой

«Антропогенные

факторы и

загрязнение

атмосферы»

ответы но вопросы и выполнение заданий с использованием литературы,

СМИ,

экологической

карты

по

состоянию

атмосферного

воздуха

в

Чебоксарах, Интернета;

составление схемы интенсивности транспортных потоков близлежащих

улиц

(по

готовым

цифровым

показателям,

подготовленным

участниками

экоклубов)

Группа №2,

работающая над

проблемой «Роль

антропогенных

факторов в

загрязнении вод

Мирового океана»

Выполнение практического задания по проведению экспресс-анализа

воды с помощью тестов;

ответы на вопросы и выполнение заданий с использованием

литературы, СМИ, экологической карты по состоянию водных объектов г

Чебоксары, Интернета.

Группа №3,

работающая над

проблемой «Роль

антропогенных

факторов в

загрязнении почвы»

Выполнение

практического

задания

по

экспресс-анализу

загрязнений

почвенных образцов по их водным вытяжкам с помощью тестов;

ответы на вопросы и выполнение заданий с использованием литературы,

СМИ,

Интернета,

экологической

карты

по

загрязнению

почв

Чебоксар,

фотоматериалов о несанкционированных свалках

Группа №4,

работающая над

проблемой

«Влияние антропо-

генных факторов но

сокращение

биоразнооброзия»

Выполнение практического задания по видеоматериалам, снятым во время

экспедиции в заповедник и различным видеофрагментам;

ответы но вопросы и выполнение заданий с использованием литературы,

СМИ, Интернета, экологической карты по состоянию зеленых насаждений

Чебоксар, материалов по экологической тропе ботанического сада

Группа № 5,

работающая над

проблемой «Пути

сокращения

воздействия

антропогенных

факторов на

окружающую среду

и стратегия

устойчивого

развития»

Ответы но вопросы и выполнение заданий с использованием литературы,

СМИ, Интернета, комплексной экологической карты Чебоксар;

выполнение практического задания по видеоматериалам, обсуждение экс-

курсии и составление отчета по ее результатам

Таблица 3

Проблема

Причины возникновения

проблемы

Возможные пути решения

проблемы

Загрязнение атмосферы

Загрязнение водоемов

Загрязнение почвы

Сокращение биоразнообразия

18

Подготовка к заключительному этапу (защите проекта) потребует выполнения домашних

заданий (изготовление плакатов, рисунков на выставку для оформления кабинета). Так, ученики,

работающие

над

проблемой

«Роль

антропогенных

факторов

в

загрязнении

почвы»,

могут

подготовить

выставку

поделок

из

бумажных

и

пластиковых

бытовых

отходов,

показав

возможность

вторичного

использования

материалов

для

уменьшения

количества

мусора

и

сокращения загрязнения почвы. Члены группы, изучающей проблему загрязнения вод Мирового

океана, могут организовать выставку рисунков на тему «Чистая вода».

Четвертый урок посвящен защите проектов. Выступление каждой группы 7—8 мин. Одни

группы-

должны

представить

2—3

доклада,

а

остальные

ученики

могут

только

отвечать

на

вопросы

класса,

в

других

все

члены

группы

должны

подготовить

сообщения.

По

ходу

выступлений групп учащиеся заполняют итоговую таблицу, заранее подготовленную учителем и

выданную каждому в начале урока (см. табл. 3).

Обязательная часть этого этапа — оценка работы школьников. Она осуществляется по

следующим

критериям:

активное

участие

всех

членов

группы

в

реализации

проекта;

объем

изученного материала и качество анализа собранной информации;

соответствие

оформления

результатов

работы

стандартным

требованиям;

качество

сообщения о результатах проекта; убедительность ответов на вопросы по докладу;

полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы; достижение поставленных

целей.( Приложение )

Работа каждого ученика по проекту

можно отразить на оценочных листах, где простав-

лялись оценки за групповую работу, индивидуальные доклады, реферат, за участие в обсуждении

других

работ.

После

чего

выводится

средний

балл,

который

и

является

итоговой

оценкой.

(Приложение)

На

дом

школьникам

можно

предложить

в

письменной

форме

ответить

на

следующие

вопросы: что дала вам работа над учебным проектом? Что у вас не получилось и почему? Что бы

вам хотелось изменить при проведении следующего проекта? (Приложение)

Таким образом, каждому ученику представится возможность обдумать результаты своей

работы

и

сделать

выводы,

которые

могут

пригодиться

как

ему

лично,

так

и

учителю

при

планировании очередного проекта

Приложение

Оценочный лист каждого участника проекта

Таблица 4.

Критерии

Ф.И.О.

Баллы

За групповую работу

Индивидуальные

доклады

Реферат

За участие в обсуждении других работ

Средний

балл

Итоговая

оценка

19

Оценочный лист группы

Таблица 5.

Критерии

Ф.И.О.

Баллы

Активное

участие

всех членов

группы

Объем

изученного ма-

т е р и а л а

и

качество

анализа

собранной

информации

Соответствие

оформления

результатов

работы

стандартным

требованиям

Качество

сообщени

я

о

результат

ах

проекта

Убедительн

ость

ответов

на

воп-

р о с ы

п о

докладу

Качество

выполнени

я

исследоват

ельской

работы

Достиж

ение

цели

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Анкета

Вопросы

Ответы

1.Что

дала

вам

работа

над

учебным

проектом?

2.Что у вас не получилось и почему?

3.Что

бы

вам

хотелось

изменить

при

проведении следующего проекта?

Выводы и предложения.

В

своей

работе

я

выполнила

поставленные

цели,

а

именно

рассмотрела

проблему

активизации познавательной деятельности учащихся колледжа , какие методы активного обучения

необходимо применять преподавателю в своей деятельности.

На мой взгляд, характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном

этапе является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе

изучения

определенного

раздела

или

темы.

При

чем

у

наиболее

опытных

учителей

больше

возможностей,

т.к.

у

них

складывается

свой

методический

почерк,

который

позволяет

им

максимально

раскрыть

сильные

стороны

своего

мастерства

и

за

счет

разнообразия

форм

активизировать познавательную деятельность учеников.

Таким образом, правильный выбор места и времени применения того или иного метода

активного обучения позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется,

нельзя получить при использовании простых методов обучения.

20

Список литературы.

1.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 1991

2.Ильина Т. А.

Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.ин-

тов.– М.:

Просвещение, 1984

3.Педагогика.

Учебное

пособие

для

студентов

педагогических

вузов

и

педагогических

колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

4.Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.:

Просвещение, 1988.

5.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “ Педагогика и методика нач.

классов”/С.П.

Баранов,

Л.Р.

Болотина,

В.А.

Сластенин

и

др.;

Под

ред.

С.П.

Баранова,

В.А.

Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с.

6.Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2

кн. – М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.

7.Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991

8. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. – Минск, 1979.

9.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М:1982

10.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др.Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. — М.: Академия, 2001. 11.Пономарева И.Н. Общая

экология: Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1996. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т. А.

Экология России: Книга для учителя, 2-е изд. - М.: АО МДС, 1996.

12.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М.Как учить экологии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение,

1995.

21

13.Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие /Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: АГАР, 2000.



В раздел образования