Автор: Винограденко Юлия Дмитриевна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "БГУ" ЧИ (филиал) Колледж
Населённый пункт: г.Чита
Наименование материала: доклад
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ
Раздел: среднее профессиональное
Ю.Д. Винограденко,
Преподаватель ЧИ (филиала) ФГБОУ ВО
«БГУ» ЧИ (филиал)
Колледж, г. Чита
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИЕМЫ
И МЕТОДЫ
Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных
проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с мо-
дернизацией содержания образования оптимизацией способов и технологий ор-
ганизации образовательного процесса. В статье авторы анализируют основные
педагогические технологии, приводят примеры методов обучения, и современ-
ные приемы.
Модернизация российского образования предусматривает масштабные из-
менения в образовательных системах различного уровня: федеральных, регио-
нальных, муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предпо-
лагают последовательный переход к компетентностной модели образования, об-
новление структуры и содержания образования, преобразование дидактических
и программно-методических материалов, необходимых для построения новой
образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образова-
ния.
В процессе образовательной деятельности главенствующую роль приоб-
ретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно
облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить
ее конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько
в том, чтобы научить обучающегося что-то делать, но и в том, чтобы дать ему
возможность успешно справляться с различными жизненными и профессио-
нальными ситуациями.
Поэтому главная задача каждого преподавателя – сформировать у обучаю-
щихся способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершен-
ствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситу-
ации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению,
активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:
1 – учиться;
2 - знать;
3 - познавать;
4 - делать;
5 - жить;
6 - быть Человеком.
Проблема образования: на основе изучения личности учащихся, их ин-
тересов, стремлений и желаний, создать необходимые условия для интеллекту-
ального и физического, нравственного и духовного развития; условия для фор-
мирования личностно-значимых компетенций.
Педагогические
технологии
–
качественно
новая
ступень
в
развитии
«производственного аппарата» педагогики. Понятие технология имеет множе-
ство трактовок.
Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим про-
грессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность
знаний о методах, способах и средствах обработки материалов, направленных
на получение конкретной продукции. С развитием науки и техники значительно
расширились возможности человека, появились новые технологии (промыш-
ленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресур-
сами и интерактивными средствами; новыми методиками, которые становятся
неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него опреде-
ленную специфику.
«Педагогическая
технология»
–
совокупность
психолого-педагогиче-
ских установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм и ме-
тодов, способов и приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм,
карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достиже-
ния эффективного результата в усвоении обучающимися знаний, умений и на-
выков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или
нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть
организационно-методический
инструментарий
педагогического
процесса»
(Б.Т.Лихачев)
Сегодня необходимо делать упор на личностно-ориентированные техно-
логии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз-
нообразные формы и методы в организации учебной деятельности, решая сле-
дующие задачи:
- создать атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в своей
деятельности;
- стимулировать учащихся к использованию различных способов выпол-
нения задания без боязни допустить ошибку в работе;
- использовать дидактический материал, дающий возможность выбора оп-
тимального
решения,
поощрять
стремления
обучающегося
находить
свой
способ деятельности, инициативу, самостоятельность, избирательность;
- оценивать деятельность обучающегося не только по конечному результа-
ту, но и процессу его достижения:
Способствовать решению поставленных задач могут следующие техноло-
гии рассматриваемые в таблице №1
Таблица 1
Классификация педагогических технологий
Тенденция
Задача
Технологии
Переход от обучения
к учению
Поиск
организационных
форм
освоения
содержания
образования
модульного обучения;
организации
самостоя-
тельной работы
Реализация
компе-
тентностного
подхо-
Расширение спектра
видов продуктивной
проектного обучения;
анализа
конкретной
си-
2
да
образовательной
дея-
тельности обучающихся
туации
Возрастание
роли
информации в совре-
менном мире
Организация
работы
с
ин-
формацией
развития
критического
мышления;
проблемного обучения
Возрастание роли
командной работы
в современном мире
Организация
группового
взаимодействия в
образовательном
процессе
организации группово-
го взаимодействия;
организации
дискус-
сии
Опираясь на данные таблиц №1, более подробно рассмотрим предложенные
технологии:
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на осно-
ве блочно-модульного представления учебной информации.
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения
структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули,
содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактиче-
ских целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний
обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному
курсу. Модули могут быть обязательными и элективными.
Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости
и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материа-
ла для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обуча-
ющихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллек-
тивная
учебная
деятельность,
осуществляемая
без
непосредственного
руко-
водства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организа-
ции самостоятельная работа может быть:
фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пи-
шут сочинение;
групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются
на группы (по 3-6 человек);
парной, например, при проведении наблюдений под микроскопом;;
индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание,
например, пишет реферат на заданную тему.
Самостоятельная работа может проходить в аудитории (лаборатории, ка-
бинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных мероприятий, дома.
Проектное обучение. В переводе с латинского «проект» означает «бро-
шенный вперед». В методе проектов студенты объединяются в небольшие груп-
пы и разрабатывают, например, программу социологического исследования на
любую интересующую их проблематику или схему проведения эксперимента
при лабораторном занятии. Эта аналитическая работа включает в себя несколь-
ко этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, макси-
мально раскрывают творческие возможности студентов и стимулируют их к
научно-исследовательской работе. Такая проектная деятельность, организован-
3
ная подобным образом, имеет множество преимуществ. Результаты выполнен-
ных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоре-
тическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный
результат, готовый к использованию.
Развитие
критиче ского
мышления. Критическое
мышле-
ние (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для ана-
лиза вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет
выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять
полученные результаты к ситуациям и проблемам. Основные методики крити-
ческого мышления включают три стадии: вызов, осмысление, размышление.
На стадии вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся
знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определя-
ются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать
педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств пред-
мета, рассказом об увиденном; в тесте – на стадии вызова работают «введение,
аннотации, мотивирующие примеры».
На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в
контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Студент получа-
ет возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулиро-
вать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит
формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с по-
мощью ряда приемов тьютор помогает обучающимся самостоятельно отслежи-
вать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии ) характеризуется тем, что учащиеся за-
крепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные пред-
ставления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, проис-
ходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного
аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мысли-
тельных операций составляет сердцевину данного этапа.
Технология проблемного обучения. Проблемная ситуация – основной
элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, по-
знавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
-преподаватель подводит учащихся к противоречию и предлагает им са-
мим найти способ его разрешения;
-сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предлагает рассмотреть явление с различных позиций (например, юри-
ста, бухгалтера);
-побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуа-
ции, сопоставлять факты;
-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретиза-
цию, логику рассуждения);
4
-определяет проблемные теоретические и практические задания (напри-
мер: исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточ-
ными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с про-
тиворечивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным
временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Организация группового взаимодействия предполагает включение чле-
нов коллектива и (или) отдельных микрогрупп в процессы выдвижения целей,
достижение которых необходимо для решения задач, планирования необходи-
мой для этого работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы.
Выдвижение целей происходит на собрании в ходе групповой дискуссии.
В идеале групповая дискуссия включает в себя следующие этапы: постановка
проблемы
(«о
чем
говорим?»),
прояснение
вопроса
(«что
необходимо
решить?»), обсуждение вариантов решения («каковы все имеющиеся предложе-
ния?»), выбор варианта решения («что предпримет группа?»), обсуждение (дис-
куссия по предложенному варианту, прояснение вопросов, выявление сильных
сторон обсуждаемого варианта, сомнения в его правильности и пр.), внесение
изменений, дополнений в обсуждаемый вариант, принятие или снятие варианта,
обсуждение шагов по реализации найденного решения, планирование процесса
реализации принятого решения.
Эффективность групповой дискуссии зависит от умения педагога вести
дискуссию, а именно: умения вызвать студентов на дискуссию, т.е. ставить во-
просы, стимулирующие ее возникновение; обеспечивать
своевременную под-
держку тем участникам, которые вступили в дискуссию; оптимально участво-
вать в дискуссии, т. е. своевременно и тактично вносить свои идеи; помогать
формулировать промежуточные и итоговые выводы.
Планирование взаимодействия в процессе реализации принятого в ре-
зультате
групповой
дискуссии
решения
предполагает
определение
того, что
нужно сделать и как распределить обязанности между членами коллектива. То
есть поиск ответов на ряд вопросов: из каких элементов состоит работа по реа-
лизации принятого решения; кому лучше, целесообразнее реализовывать ту или
иную часть работы (всему коллективу, отдельным его членам или микрогруп-
пам); кому лучше быть организаторами той или иной части работы; в какое вре-
мя, в какой последовательности и к какому сроку должны быть сделаны те или
иные части работы.
Реализация
спланированной
работы
осуществляется
в
соответствии
с
определенными нормами взаимодействия.
Организация дискуссии.
Под дискуссией подразумеваться публичное
обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в
беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но на-
личие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым,
например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований,
что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия ча-
5
сто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения
сложной темы, теоретической проблемы.
1.Обозначение проблемы. В ходе анкетирования выясняются затруднения,
которые испытывают учащиеся в различных сферах жизнедеятельности (отно-
шения с родителями, выбор профессии, способы самореализации личности и
др.). Группа ребят-аналитиков выявляет типичные проблемы и фиксирует их.
2.Формулирование
вопросов,
представляющих
различные
аспекты
проблемы. Проводится в форме «мозгового штурма».
3. Выявление полярных точек зрения. Проводится в форме опроса обще-
ственного мнения среди учащихся класса, школы.
4. Определение ведущих и работа с ними по подготовке дискуссии.
Ведущим может быть сам педагог, либо ведущие выбираются из числа
студентов на конкурсной основе.
5. Поиск аргументов. За несколько дней до проведения дискуссионной
трибуны учащиеся получают задание подобрать материал (факты из жизненно-
го опыта, литературы, средств массовой информации), подтверждающий пози-
цию.
Этапы проведения дискуссии:
1. Зачин. Знакомство участников с темой ток-шоу. Обращение к правилам
ведения дискуссии.
Ведущему необходимо побудить участников к разговору, «завести» их,
«накалить страсти». Для этого используется вступительное слово, постановка
проблемных актуальных вопросов, предложение ситуации и др.
2. Собственно дискуссия. Постановка и обсуждение проблемы.
· Публичное обсуждение проблемы происходит по заранее составленным
организаторами вопросам, рассматриваются предложения по решению пробле-
мы, свободное высказывание мнений, контроль ведущего за соблюдением пра-
вил общения.
3. Завершение. Подведение итогов дискуссии.
Дискуссия заканчивается общими выводами, решением и рекомендация-
ми. Ведущий произносит заключительное слово, выделяя ведущие идеи разго-
вора и расставляя при этом акценты, благодарит участников. Решение проблемы
не всегда может быть найдено, но дискуссия натолкнёт подростков на размыш-
ления, на поиск истины.
4. Проведение рефлексии (общие впечатления, анализ выступлений).
В результате применения различных технологий формируются:
-умения разрешать задачи-ситуации;
-коммуникативные навыки социализации;
-умения и навыки мировоззренческой ориентировки;
-навыки адаптации к условиям среды;
-знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-
трудовой сферах;
-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост обучаю-
щихся.
6
Реализация современных образовательных технологий осуществляется
за счет активного внедрения методов обучения.
Система педагогических методов – это единство методов обучения и
воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
Методы обучения – это способы руководства педагогом познавательной
деятельностью учащихся.
Педагогические методы:
Мозговой штурм;
Мини-лекция;
Презентация с использованием различных вспомогательных средств с
обсуждением;
Просмотр и обсуждение видеофильмов;
Интервью;
Лекция с заранее объявленными ошибками;
Кейс-метод;
Коллективное решение творческих задач;
Деловая игра;
Работа в малых группах;
Моделирование производственных ситуаций;
Ролевая игра;
Тренинг;
Интерактивная лекция;
Метод обучения в парах;
Коллоквиум:
Многие из перечисленных методов активно используются, и не являются
новинками, однако каждый из этих методов ежегодно меняется, дополняется и
адаптируется под требования современной системы образования.
Методы обучения неразрывно связаны с приемами обучения, которые вы-
ступают одним из способов получения запланированных результатов.
Шесть
шляп.
Методика
организации совместной
деятельности,
когда
участники обсуждения используют различные режимы рассмотрения предло-
женной ситуации или предложенной проблемы. В методе шести шляп мышле-
ние делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен
шляпой своего цвета.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не тре-
буется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу
возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы
преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это?
Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложе-
ния. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы
7
альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информаци-
ей? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего
мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на
стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления обла-
стей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксиро-
вать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируют-
ся и между ними устанавливаются логические связи.
Суть приема:
выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в
определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
выделить главную смысловую единицу (тема);
выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (катего-
рии информации);
конкретизировать фактами и мнениями.
В настоящее время педагогическая технология фактически является кан-
вой всего педагогического процесса. Представляя собой систему взаимосвязан-
ных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
8