Напоминание

Классный час "Я - личность"


Автор: Галина Михайловна Осокина
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»
Населённый пункт: Город Бийск
Наименование материала: Внеклассное мероприятие.
Тема: Классный час "Я - личность"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бийский промышленно – технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Я - личность!»

Автор: мастер производственного обучения

Г.М. Осокина

Бийск, 2019

Классный час "Я – личность"

Цели:

1.

Сформировать понятие «человек личность».

2.

Формировать у учащихся потребность в самопознании и саморазвитии;

представлений о себе, определению важных сторон своей личности.

Задачи:

1.

Познакомить обучающихся с понятием «личность».

2.

Развивать навыки самоанализа и самопознания.

3.

Создать атмосферу доверия и взаимопонимания как основу для открытого

общения

с

собой

и другими,

осознание

подростками

значимости

определения ценностных приоритетов, жизненных целей.

Ход классного часа:

1. Психологический настрой

Педагог. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор о том, что волнует,

на мой взгляд, всех.

Мы

поговорим

о

человеке. Ещё древние говорили, что

человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают,

что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого

себя? На этот вопрос у каждого из вас будет свой ответ. И каждый из вас по-

своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны.

И вы

подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ», «ПО-МОЕМУ», «Я». А

что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?

Когда

появился

человек,

он

был

награждён

разумом,

способностью

к

мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи,

строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой

человек, какова его миссия на планете Земля.

Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина? что же

такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?» (обучающиеся по очереди дают

ответы)

Я – человек (реальное представление о себе самом: самоуважение; себялюбие,

завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим).

Я – человек-индивид (единичное, природное существо, принадлежность к роду

человеческому).

Я – человек-организм (голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения,

система пищеварения).

Я – человек-индивидуальность (рост, вес, голос, почерк, походка, внешность).

и т.д.

Педагог (после ответов

обучающихся).

Согласны

ли

вы,

что

именно

эти

характеристики

человека

присущи

цельной,

гармоничной

личности?

Особым

авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради

общества,

других

людей,

проявляют

целеустремлённость

и

силу

духа.

Таких

людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им

происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми

известными.

Например,

в

сталинские

времена

были

личности,

которых

не

сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих

товарищей,

оставались

верными

своим

идеалам,

ценностям,

принципам,

не

открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и

если

бы

каждый

смог

применить

их

в

полной

мере,

то

наше

общество

усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда

оставаться интересной личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад

расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно,

ведь

улицы

древней

столицы

были,

как

и

сегодня,

многолюдны:

стариками,

юношами, богатыми и бедными. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то,

что

скрыто

по

ту

сторону

одежды,

половых,

возрастных

особенностей,

профессиональных

различий.

Он

искал человеческую

личность. Попробуем

отыскать ее и мы. «Я – личность», – так и будет звучать тема нашего классного

часа.

2. Работа с понятиями

Педагог.

Стремление

быть

личностью

проявляется

впервые

у

малыша,

который,

отталкивая

руку

мамы,

поддерживающей

его,

говорит:

«Я

сам!».

Стремление стать личностью заявляет и подросток, когда он начинает делать

выбор

между

добром

и

злом,

когда,

преодолевая

себя,

противится

дешевым

соблазнам.

Личностью

остается

и

старик,

которому

много

лет

и

к

которому

тянутся маленькие и большие, а он, наперекор зимней стуже, щедро раздаривает

всем последние искры своей души.

Но что же такое личность?

«Личность» это индивидуальное лицо человека.

это понятие, включающее темперамент человека, его характер и отношение к

миру, к людям, к самому себе.

«Личность» – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе

хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.

Конечно, все вы уже личности, и у каждого из вас свой характер, свои привычки.

Назовите слова – характеристики личности.

Обучающиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение.

Педагог. Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной

стороны,

обладающий

определённым

набором

качеств,

с

другой

стороны,

неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии

долгий путь.

Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой

работы.

В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?»,

«Какой я?», «Где моё место в обществе?». Сейчас каждый из вас подумает и

назовет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

Обучающиеся думают, после чего делятся со своими одногруппниками.

3. Дискуссия

Педагог. Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему

уникален, обладает определённым набором качеств. На столе разложены листочки

с положительными и отрицательными качествами личности человека. Выберите

по2-3 листика и попробуйте дать определение каждому из этих понятий.

Обучающиеся

выбирают,

думают,

после

чего

дают

свои

определения

качествами личности человека.

А. Положительные качества личности человека

1.

Доброта. Добрые люди по природе своей бескорыстны. Они с радостью помогают

всем, кому могут помочь, жалеют и поддерживают других. По-настоящему добрые

личности достаточно редки, и к ним с радостью тянутся окружающие.

2.

Смирение. Эта черта характера считается чем-то из области религии, и вызывает на

некоторых

лицах

ироничные

усмешки.

Хотя

многим

людям,

которые

вечно

всем

недовольны, не мешало бы поучиться смирению.

3.

Сострадание и щедрость. Такие особенности личности хороши не только для самого

человека, но и для окружающих - готовность отдать ближнему последнюю рубаху и

последний кусок хлеба может однажды спасти чью-то жизнь.

4.

Бескорыстие.

Хорошая

сторона

человека,

обозначающая

отсутствие

стремлений

получать выгоду от своих поступков. Искренней личности не так

важна «нажива». Она помогает другим и не требует ничего взамен.

5.

Вежливость.

Уважение

к

окружающим,

проявляемое

даже

в

ситуациях,

не

предполагающих

учтивости.

К

слову,

такое

качество

сильно

раздражает

плохих

индивидов. Ведь они хотят вывести на конфликт, а вежливый собеседник выстраивает

барьер, отсекающий возможность ссоры.

6.

Доверие и доброжелательность. Человек с открытой душой, искренне радующийся за

других,

желающий

им

добра

и

благополучия,

по

определению

не

вызывает

отрицательных эмоций.

7.

Верность. Свойство, означающее преданность не только близким, но и своим взглядам и

принципам. Это важный пункт в связи мужчины и женщины, ведь между ними нередко

возникает такое отрицательного чувство, как ревность. Характеристика указывает на

постоянство и надежность, а значит повышает доверие к избраннику.

8.

Воспитанность. Правильное поведение в обществе, хорошие манеры. Такой человек

вежлив со всеми, независимо от их социального положения. Он уважает природу, чужое

имущество, социум. За него не будет стыдно.

9.

Дисциплинированность. Такой индивид умеет соблюдать требования и придерживаться

определенного

распорядка.

Он

знает,

как

грамотно

распорядиться

собственным

временем, чтобы успевать сделать все дела.

10.

Дружелюбие.

Такая

личность

стремится

к

приятному

общению,

в

ее

поведении

проявляется открытость и участливость. Благодаря доброжелательности можно легко

завести огромное количество новых знакомств.

11.

Коммуникабельность. Умение устанавливать контакт и входить в любую компанию и

коллектив. Это полезная черта в жизненной области, будь то работа или различные

мероприятия. Такой человек вряд ли останется один, ведь он может найти общий язык с

любым.

12.

Ответственность.

Те,

кто

не

боится

брать

на

себя

обязательства,

проявляют

самостоятельность и зрелость. Это отсутствие страха перед серьезными решениями и

оценкой их последствий, а также умение отвечать за то, что поручено совершить. Так,

муж ответственен за семью, мама – за ребенка, работники – за поставленные задачи.

13.

Отзывчивость. Готовность

прийти

на

выручку

в

трудной

жизненной

ситуации,

откликнуться

на

просьбу

без

корысти.

Преимущество

черты

в

том,

что

личность

проявляет свою доброту, улучшает собственное самоощущение и заслуживает одобрение

окружающих.

14.

Самокритичность. Человек не считает свои взгляды и мнения единственно верными,

адекватно оценивает собственные возможности и способности, а также трезво относится

к чужому мировоззрению. Однако следует придерживаться «золотой середины». Ведь

чрезмерное чувство указывает на пониженную самооценку.

15.

Смелость. Есть поговорка, что смелый ничего не боится. Это не совсем так. Полнейшее

отсутствие

страха

это

безрассудство

либо

признак

психического

расстройства.

Примером

описываемого

качества

человека

является

способность

действовать,

не

поддаваясь волнению и опасениям. Ведь пожарные тоже могут пугаться огня, однако

выполняют свой профессиональный долг.

16.

Справедливость. Чувство

беспристрастности.

В

основании

характеристики

лежит

четкое

понимание

добра

и

зла.

Справедливые

люди

придерживаются

законов

вознаграждения за хорошие поступки и наказания за плохие. Исключая субъективность,

они оценивают события согласно развитым внутри принципам морали и нравственности.

Ведь обладать этим свойством можно только при наличии объективности.

17.

Толерантность. Есть те, кто приписывает этот пункт к группе отрицательных исходя из

личных предубеждений. Однако терпимость к окружающим исключает возможность

делить их по этносам, вероисповеданию, нациям или ориентации. Такая личность не

ставит под сомнение чужую точку зрения и не позволяет себе грубо относиться к

другим. В нашем мире это очень ценное умение.

18.

Трудолюбие.

Отсутствие

лени

и

позитивное

отношение

к

работе.

Это

не

только

готовность отдать свое время и энергию для труда, но и делать это, получая удовольствие

от процесса. Ведь тот, кто пытается избежать обязанностей или выполняет задачи плохо

и без интереса – головная боль целого коллектива.

19.

Уважение к другим Это признание чужого мнения и взглядов. Проявление почтения

указывает на то, что человек принимает личность во всех. На службе это свойство

обязательно, так как оно обеспечивает дисциплину и развивает субординацию.

20.

Честность. Исключение обмана к себе и окружающим. Она говорит о надежности,

воспитанности и порядочности. С таким другом не стоит опасаться предательства, ведь

он всегда уважает всех и считает, что лучше сказать правду, даже если она не будет

приятна собеседнику.

21.

Терпеливость. Способность оставаться спокойным в конфликтной ситуации, храбро

переносить несчастья и другие страдания, воздержание от агрессии. Настоящее терпение

предполагает тактичность и внутреннюю стойкость. Это проявление разума, так как

сохраняя хладнокровие, легко можно справиться с проблемой.

22.

Искренность. Недаром считается, что доверие - это очень дорогой и скоропортящийся

товар. Тот, кто поступает честно, всегда будет пользоваться любовью и уважением.

23.

Оптимизм. Оптимистичные люди - настоящее спасение во множестве ситуаций. Они

не только никогда не унывают сами, но поднимают настроение и окружающим. На

оптимиста хочется равняться, рядом с ним появляется желание жить.

24.

Мужественность. Мужественная личность - это человек волевой, стойкий, уверенный

в своих силах, всегда готовый помочь нуждающемуся и защитить слабого.

25.

Порядочность. Увы, эта черта характера не передается по наследству - ее могут

привить только родители, подавая надлежащий пример.

26.

Коммуникабельность.

Умение

общаться

с

людьми

всегда

ценится

высоко,

и

в

особенности оно полезно в нынешнее время, когда благодаря обилию электронных

гаджетов люди практически утратили живой контакт друг с другом.

27.

Миролюбие. Человек с этой чертой характера не любит ссор и конфликтов, и зачастую

стремится примирить между собой и окружающих.

28.

Обаятельность. Обаятельный человек, умеющий правильно себя подать, останется

привлекательным

для

других,

даже

если

его

внешность

не

вполне

соответствует

параметрам красоты.

29.

Открытость. Такой человек не держит камня за пазухой, не действует исподтишка и

никогда не ударит в спину. За это его и любят окружающие люди.

30.

Педантичность. Весьма двоякая черта, как и хитрость. У педантичного человека все

разложено по полочкам, вся жизнь должна идти по четкому плану. Таких людей очень

любят

руководители,

ставя

их

в

пример

другим

работникам.

Однако

чрезмерная

педантичность обычно ничего хорошего не приносит. И др.

Б. Отрицательные качества личности человека

1.

Авторитарность. Лидерство, желание оставаться главным во всем, при этом игнорируя

потребности

остальных.

Такой

индивид

скрыто

или

явно

требует

подчинения

и

дисциплины, не учитывая чужое мнение. Любой отказ воспринимается вспыльчиво, а

компромиссы не ставятся во внимание.

2.

Агрессивность. Конфликтность, стремление вызвать у собеседника эмоции с помощью

повышенного

тона,

провокаций

и

оскорблений.

В

детстве

такая

черта

считается

обязательной, так как вырабатывает у ребенка умение защищать собственные интересы.

Однако

у

взрослых

она

приписывается

к

отрицательным,

мешает

благотворному

взаимодействию в обществе.

3.

Азартность. В отличие от целеустремленного человека, азартный старается добиться

цели, невзирая на уровень риска, игнорируя чужие взгляды и аргументы. На своем пути

он тратит гораздо больше усилий и средств, нежели обретет, получив желаемое. Часто

такая

черта

приводит

к

неприятным

ситуациям,

в

том

числе

потере

здоровья

или

финансов.

4.

Алчность. Болезненное влечение к выгоде при различных ситуациях. Только лишь

приобретение благ любой ценой дарит позитивные ощущения такой личности. При этом

длительность радости довольно кратковременна.

5.

Апатичность. Эмоциональное безразличие ко всем проявлениям жизни, раздражителям.

Причина этого – особенности характера или защитная функция относительно стрессовых

ситуаций. Однако это качество становится преградой к осуществлению даже простейших

планов.

6.

Безалаберность.

Небрежность

при

выполнении

обязанностей

из-за

нежелания

соответствовать

установленному

алгоритму

или

непонимания,

как

сделать

это

с

наименьшими затратами. В большей степени присуща девушкам, недавно вырвавшимся

из-под крыла родителей.

7.

Безразличие. Состояние незаинтересованности к происходящему, людям или событиям.

Это может быть реакция на стрессовые ситуации или результат плохого воспитания.

8.

Безответственность. Отказ от восприятия последствий, отсутствие желания делать

серьезные

шаги

и

принимать

решения.

Такой

индивид

не

будет

решать

проблему,

надеясь, что она исчезнет сама.

9.

Безликость. Такая личность не имеет персональных качеств, поэтому не выделяется из

толпы. Она не вызывает заинтересованности в компании, разговаривает на скучные темы

и всячески сопротивляется любым изменениям.

10.

Безжалостность.

Еще

одна

негативная

характеристика

человека,

означающая

безразличие

к

неприятностям

других.

Такой

собеседник

не

станет

поддерживать

близкого, сочувствовать или соболезновать. Это относится не только к другим людям, но

и всему живому.

11.

Бесцеремонность. Отклонение от установленных норм, развязность и нетактичность в

конкретных ситуациях. Сознательное проявление указывает на попытки привлечь к себе

внимание, а неосознанное – на плохое воспитание или незрелость.

12.

Болтливость.

Быть

общительным

это

хорошо,

но

необходимо

знать

меру.

Патологическое стремление в любой беседе вставить свое слово, не задумываясь об

уместности, содержании дискуссии – это плохо. Основная цель болтуна – вступить в

контакт, а не получить новую информацию.

13.

Ветреность.

Проявление

безответственности.

Такой

человек

не

сдерживает

своих

обещаний, не учитывает интересы других и не умеет достигать целей. Он постоянно

сменяет

компании,

не

ограничивается

установленными

в

обществе

правилами

поведения, быстро угасает к новым занятиям.

14.

Властолюбие. Любовь к контролю над всем, требование беспрекословного подчинения

и

желание

иметь

в

руках

безграничную

власть.

Властолюбивый

индивидуум

наслаждается своим возвышенным положением над другими, особенно когда к нему

обращаются за помощью.

15.

Вульгарность.

Отсутствие

чувства

сбалансированности

между

неординарностью

и

пошлостью во взаимодействии и поступках. Это может касаться таких аспектов, как

выбор одежды или жизненных ориентиров.

16.

Глупость. Неумение делать логичные выводы из явлений. Такая отрицательная черта

личности проявляется в склонность принимать популистские заявления и псевдонаучные

фразочки, как истину последней инстанции, не подвергая их критическому анализу.

17.

Гордыня. Гордый индивид уверен в своей исключительности и убежден в ничтожности

остальных. Он не прощает чужие ошибки, отрицает достойные качества окружающих.

Причиной является деградация ввиду заболеваний, незрелость в комплексе с высоким

положением.

18.

Грубость. Отклонение вежливости и деликатности в беседе и поступках. Это нежелание

придерживаться

допустимого

формата

общения,

проявляющееся

в

нецензурных

выражениях, оскорблениях и повышенном голосе.

19.

Жестокость. Это один из самых больших недостатков характера человека в

нашем списке. Он означает желание причинять дискомфорт и несчастья другим ради

удовлетворения. Такое воздействие может быть физическим либо нематериальным.

20.

Зависть. Неумение удовлетворяться своими благами и способностями. Такой человек

постоянно смотрит на окружающих, сравнивает свои ценности с их, живет по принципу

«у других лучше и вкуснее».

21.

Злость.

Еще

одно

отрицательное

качество

характера

человека

в

нашем

списке,

указывающее на неудовлетворенность и жизнь в некомфортных условиях. За появлением

этого

чувство

надо

внимательно

следить,

так

как

оно

нередко

подталкивает

на

нарушение закона.

22.

Лживость. Выдача заведомо ложной информации с целью клеветничества. Присуще

людям с низкой самооценкой, которые стараются возвысить себя благодаря унижению

других с помощью обмана.

23.

Мелочность. Придание колоссального значения самым мелким своим высказываниям и

поступкам. Выпячивание своих малозначимых черт против важных действий других.

24.

Мстительность.

Сознательное

запоминание

всех

незначительных

конфликтов,

оскорбительных слов или выдуманных унижений, чтобы впоследствии возместить это

обидчику сполна. При этом временной фактор здесь не учитывается.

25.

Наглость. Нетактичное поведение в обществе. Наглый пытается получить желаемое,

«прыгая

по

головам»

остальных.

Характеристика

развивается

из-за

дефектов

в

воспитании, избалованности.

26.

Пошлость.

Выбор

слишком

открытых

нарядов,

демонстрация

финансовой

обеспеченности посредством покупки ненужных дорогих предметов. Другое определение

«сальные»

шуточки

и

анекдоты,

рассказываемые

с

целью

вызвать

в

компании

неловкость.

27.

Самоуверенность.

Безосновательное

превозношение

своих

умений

и

навыков.

Это

становится причиной рискованных действий с отвержением требований безопасности и

логики. Обосновывается неопытностью или болезненным желанием ходить по «краю

лезвия».

28.

Трусость. Тесно связана с предыдущим пунктом. Выражается в бегстве с места событий

из-за опасения за собственную жизнь, избегании важных разговоров и поступков. Такой

индивидуум не умеет оказать сопротивление оппоненту в споре.

29.

Упрямство. Совершение действий только ввиду своих убеждений, отказ от авторитетов и

общественных

правил

из-за

привычки

поступать

так,

как

было

решено.

Также

это

исключение компромиссов при схватке интересов, неспособность брать во внимание

мнение других.

30.

Эгоизм.

Потребность

жить

в

достатке

и

комфорте,

не

считаясь

возможными

неудобствами окружающих. Эгоисты ставят на первое место себя, свои интересы, нужды

и действуют согласно выгоде. И др.

П ед а г о г. Как

бороться

с

отрицательными

качествами

и

плохими

характеристиками человека

1. Основным критерием к этому является осознание личностью своих негативных

свойств.

2. Важную роль в работе над собой играет самоконтроль. Простые советы, что

делать:

Научитесь держать себя в руках. Если чувствуете прилив ярости, глубоко

вдохните и подумайте о последствиях.

Склонность

к

критике

можно

преодолеть,

заставив

себя

по-другому

взглянуть на вещи или окружающих. Ведь у каждого есть достоинства.

Застенчивость и низкая самооценка вряд ли испарятся сами. Стать более

коммуникабельным можно только практикой: пересильте себя и вступайте в

диалог. Впоследствии делать это станет легче.

Таким образом, мы определили, какие бывают положительные и отрицательные

черты

характера

личности

человека.

Помните,

что

это

тоже

часть

индивидуальности.

Ни

один

индивид

не

может

быть

идеальным,

поэтому

стремиться к совершенству и требовать этого от остальных не имеет смысла.

Главное, избавиться от недостатков, мешающих благоприятно взаимодействовать

в обществе.

Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе

и

другим

людям,

получает

возможность

открыто

высказать

своё

мнение,

почувствовать

поддержку

со

стороны

окружающих

его

людей,

оценить

свои

положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того,

чтобы назвать вас зрелой личностью?

4.

Как остаться личностью в коллективе?

Тест-опрос

Педагог. Я предлагаю вам продолжите следующие фразы, исходя из привычного

вам поведения:

1.

Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

2.

Когда от меня требуют послушания, я …

3.

Когда меня просят не грубить, я …

4.

Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

5.

Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое

настроение!», то ты …

6.

В комнату вошла девочка с заплаканными глазами, Вы …

7.

При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

8.

Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты

будешь делать?

9.

Ты дежурный (ая) по кабинету. Подметая пол, ты нашел (а) деньги. Что ты

сделаешь?

10.

Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как

ты поступишь в этом случае?

11.

Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты

поступишь в этом случае?

5. Подведение итогов классного часа

Педагог: Конечно, все вы уже личности, и у каждого из вас свой характер,

свои привычки. Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой

трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и

покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем

стать личностями с большой буквы.

Закончить наш разговор я хочу обращением к вам, дорогие ребята. Чтобы сказать

самому

себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это

признание сделали люди, которые тебя окружают.



В раздел образования