Автор: Висконти Наталья-Виктория Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Колледж Петербургской моды"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Освоение приёмов и операций при выполнении изменений модели и размера жакета
Раздел: среднее профессиональное
Правительство Санкт - Петербурга
Комитет по образованию
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж Петербургской моды»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по предмету
Учебная практика
ПМ.03 Ремонт и обновление швейных изделий
Тема: «Освоение приёмов и операций при выполнении изменений
модели и размера жакета»
образовательной программы СПО по подготовке
квалифицированных рабочих по профессии 29.01.07 ПОРТНОЙ
Подпись
Дата
Разработал
Мастер п/о
Висконти Н-В.В.
Рассмотрено на заседании МК
Протокол № ___
от « 30 » августа 2019г.
Председатель
МК проф. цикла
по профессии
29.01.07
Заглядова А.Н.
Утверждено на заседании МС
Протокол № ___
от « 30 » августа 2019г.
Заместитель
директора
по УМР
Сереброва Ю.И.
Санкт-Петербург
2019
Содержание
Пояснительная записка................................................................................................................. 3
ПЛАН УРОКА № 1........................................................................................................................4
Комплексно-методическое обеспечение занятия........................................................................5
Обновление одежды. Изменение модели изделия......................................................................9
Примеры перекроя изделий........................................................................................................ 10
Изменение размера выкройки.....................................................................................................11
Инструкционно-технологическая карта «Изменение размера жакета».................................12
Технологическая последовательность к уроку № 1................................................................. 16
Тестовое задание..........................................................................................................................17
Оценка качества работы..............................................................................................................18
ПЛАН УРОКА № 2......................................................................................................................19
Комплексно-методическое обеспечение занятия......................................................................20
Проведение примерки жакета.....................................................................................................24
Инструкционно-технологическая карта «Проведение примерки»......................................... 29
Технологическая последовательность «Пошив жакета»......................................................... 30
Тестовое задание..........................................................................................................................32
Оценка качества работы..............................................................................................................33
2
Пояснительная записка
Цель данной методической разработки – овладение обучающимися следующими видами
профессиональной деятельности:
- перекрой при ремонте и обновлении изделий;
- пошив изделий по индивидуальным заказам;
- выполнение ремонта тканей и швейных изделий;
в том числе, овладение профессиональными компетенциями и общими компетенциями:
ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.
ПК 3.1. Выявлять область и вид ремонта.
ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.
ПК 3.3. Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на
оборудовании и вручную (мелкий и средний).
ПК 3.4. Соблюдать правила безопасности труда.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
3
ПЛАН УРОКА № 1
Мастер п/о Висконти Наталья - Виктория Викторовна
Курс__2__ Группа №__25-2__
Учебная практика по ПМ 03. Ремонт и обновление швейных изделий.
Тема программы: Тема № 19. Выполнение крупного ремонта одежды.
Тема урока: Освоение приёмов и операций при выполнении изменений модели и размера
жакета.
Базовый учебник: Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: Учебник
для нач. проф. образования -2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия» 2009 -528 с.
Место урока в изучаемой теме: 1
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать профессиональные и общие компетенции при выполнении
работ.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать профессиональные и общие компетенции
ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.
ПК 3.1. Выявлять область и вид ремонта.
ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.
ПК 3.3. Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на
оборудовании и вручную (мелкий и средний).
ПК 3.4. Соблюдать правила безопасности труда.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающие:
Развивать воображение, творчески подходить к работе
Развивать внимание, точность и аккуратность в работе.
Развивать навыки объективной оценки при анализе выполненной работы.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность за результаты своей работы.
Воспитывать коммуникативную культуру.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к оборудованию и
материалам.
Межпредметные связи:
ОП.03. Материаловедение и МДК 05.01. Основы технологии изготовления швейных
изделий.
4
Комплексно-методическое обеспечение занятия
Оборудование:
Столы для моделирования лекал, раскроя изделий, выполнения ручных работ, стол для
выполнения влажно-тепловых работ, парогенератор Lilit.
Инструменты и приспособления:
Линейка, мел портновский, нитки швейные, иглы для выполнения ручных работ,
портновские булавки, бумага для лекал, ножницы для раскроя ткани, ножницы для бумаги,
ножницы для обрезки ниток.
Дидактический и наглядный материалы:
Конспекты:
«Обновление одежды. Изменение модели изделия.»
«Примеры перекроя изделий»
«Изменение размера выкройки»
Инструкционно-технологические карты:
«Изменение размера жакета».
«Технологическая последовательность к уроку №1».
Раздаточные материалы:
Образцы деталей для изменения размера.
Используемые методы обучения
Рассказ: рассказать о значимости и видах крупного ремонта одежды.
Мозговой штурм: предложить обучающимся выдвинуть свои идеи по изменению модели
жакета, совместное обсуждение предложенных идей.
Демонстрация: продемонстрировать образцы или пример готового жакета.
Наглядно – действенный: продемонстрировать приёмы работы.
Опрос: задать вопросы обучающимся по теме с целью выявления степени усвоения
нового материала, задать вопросы на повторение ранее пройденного материала, задать
вопросы по безопасным условиям труда.
Пояснение: разъяснение отдельных моментов по ходу урока, индивидуальные пояснения
во время самостоятельной работы обучающихся.
Используемые методы учения
Слушание: обучающиеся слушают рассказ мастера по теме урока.
Наблюдение: обучающиеся наблюдают за демонстрацией и показом приёмов работы
мастером.
Практический метод: обучающиеся, в процессе самостоятельной работы, выполняют
задание.
Запоминание: обучающиеся запоминают материал урока в ходе слушания, выполнения
5
практического упражнения, в ходе опроса в заключительной части занятия.
ХОД УРОКА № 1
1) Организационная часть (5 мин.)
1.1. Приветствие.
1.2. Выявление отсутствующих студентов.
1.3. Проверка внешнего рабочего вида (соответствие требованиям БУТ и внутреннего
распорядка).
1.4. Организация внимания и готовности студентов к уроку (устранение отвлекающих
факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте, итп.)
2) Вводный инструктаж (40 мин.)
2.1. Сообщение темы урока: «Освоение приёмов и операций при выполнении изменений
модели и размера жакета».
2.2. Сообщение цели и задач урока.
2.3. Мотивация деятельности обучающихся:
Портные занимаются пошивом новой одежды, а также ремонтом одежды. От
профессиональных умений и вкуса портного, от его аккуратности в работе, зависит
результат работы. Мастерство портных накапливалось веками и передавалось из
поколения в поколение. Современные портные также развивают свое мастерство
благодаря новым современным технологиям.
2.4. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся (межпредметных и
внутрипредметных):
- какие виды ремонта вы уже выполняли на предыдущих занятиях?
- какие виды оборудования вы использования при работе?
- как правильно убрать рабочее место по окончании работы?
2.5. Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов
(разбор вопросов, вызвавших затруднения), организация взаимопомощи.
2.6. Закрепление опорных знаний.
2.7. Объяснение нового материала (поэтапный показ практических приемов и навыков)
- Рассказать о значении данной работы для освоения профессии, показать готовое изделие.
- Объяснить значимость соблюдения терминологии при выполнении ручных работ.
- Объяснить значимость правильного выбора материалов для ремонта: отделочной ткани,
тесьмы, подкладки, ниток и игл.
- Рассказать о различных вариантах изменения модели изделия. Мозговой штурм.
- Продемонстрировать приемы изменения размера изделия. Инструкционно-
технологическая карта «Изменение размера жакета». Технологическая
последовательность.
- Рассказать о самоконтроле, показать его приемы.
- Рассказать о рациональной организации рабочего места, передовых приемах и способах
работы.
- Повторить требования БУТ:
* работать нужно в переднике, волосы убрать под косынку
* соблюдаем правильную осанку
* внимательность при работе с инструментами и на оборудовании
* не отвлекать от работы других обучающихся
* не касаться горячей части утюга
- Проверить степень усвоения изучаемого материала.
6
2.8. Задать обучающимся задания для самостоятельной работы:
- Подготовить жакет для выполнения ремонта:
* отпороть подкладку от верхней части жакета;
* распороть все швы на жакете и на подкладке;
* произвести влажно-тепловую обработку деталей.
- Осуществить перекрой жакета:
* подготовить выкройку на нужный размер и модель;
* перекроить изделие;
- Собрать изделие на примерку:
* проложить контрольные линии:
* сметать жакет на примерку.
2.9. Определить норму времени и критерии оценки:
№
задание
время
критерий выполнения - оценка
1
Подготовка жакета к
ремонту
150 мин.
полное – 5, среднее – 4, малая часть - 3
2
Перекрой жакета
120 мин.
полное – 5, среднее – 4, малая часть - 3
3
Сборка жакета на
примерку
30 мин.
полное – 5, среднее – 4, малая часть - 3
4
Соблюдение БУТ
соблюдение – 5, частично – 4,
несоблюдение - 2
3) Основной этап (300 мин.)
Самостоятельная работа обучающихся по теме урока.
Текущий инструктаж обучающихся по ходу работы.
Целевые обходы:
1 обход: проверить организацию рабочих мест, соблюдение правил БУТ, правильности
использования инструментов и материалов.
2 обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов: при проведении ВТО,
при перекрое жакета.
3 обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов по сборке жакета на
примерку.
4 обход: проверить правильность ведения самоконтроля.
5 обход: проверить правильность соблюдения технических и технологических условий в
работе, принять, оценить и выдать дополнительное задание наиболее успевающим
обучающимся.
Коллективное текущее инструктирование:
проверка и оценивание правильности практической работы обучающихся.
7
4) Заключительный этап (15 мин.)
- Подвести итоги за день. Анализ работы каждого студента.
- Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их
устранению.
- Отметить студентов, добившихся отличного качества и высокой скорости работы.
- Формирование у студентов ориентации на успех.
- Сообщить оценку качества работы каждого студента:
№
Фамилия И.О.
оценка
замечания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
- Сообщить домашнее задание: найти в интернете интересные примеры изменения
модели жакета, брюк, блуз, юбок .
- Объявление темы следующего урока: продолжение темы «Освоение приёмов и операций
при выполнении изменений модели и размера жакета».
- сборка изделия;
- обработка деталей;
- соединение подкладки с изделием
- окончательная чистка и ВТО изделия.
- Уборка помещения.
Мастер п/о / Висконти Н-В. В.
8
Обновление одежды. Изменение модели изделия.
Обновление одежды – это создание одежды из разнообразного ассортимента изделий, уже
морально устаревших либо имеющих сильный износ.
Обновить – это значит изготовить полноценное, отвечающее всем требованиям моды
изделие, полученное новое изделие должно быть не хуже, чем изделие, сшитое из новой
ткани. Оно должно быть современным по конструкции, оригинальным по комбинации
тканей и материалов, интересным по отделке. Варианты обновления могут быть самыми
разнообразными. В каждом конкретном случае необходимо подойти к работе творчески,
учитывая индивидуальные особенности заказчика.
Современная мода демократична и разнообразна, её тенденции постоянно меняются.
Изделия быстро становятся морально устаревшими. Но их можно спасти, выполнив
мелкий, средний или крупный ремонт.
Крупный ремонт одежды включает в себя работу, связанную с изменением модели и
размера изделия. В основном это работы, связанные с перекроем изделия.
Частичный перекрой изделия бывает:
* замена крупных деталей изделия: спинки или полочек, или рукавов;
* изменение размера или роста изделия: из плаща можно раскроить куртку, жакет или
жилет; из брюк можно раскроить бриджи или шорты;
Полный перекрой изделия бывает:
* из одежды для взрослых раскроить детскую одежду;
* полностью изменить размер и рост изделия;
* изменить морально устаревший фасон изделия;
* полная перелицовка изделия: при перелицовке изделия места прорезов карманов и
петель соштуковывают (если позволяют свойства ткани) или закрывают отделочными или
функциональными деталями.
При крупном ремонте широко используют отделочные материалы. Это позволяет получать
изделия новых форм, пропорций и силуэтов. С помощью отделочных материалов
скрывают или полностью удаляют изношенные участки. Различные виды отделки
придают изделию более приятный и современный вид.
Используют конструктивные средства обновления одежды: складки, подрезы, замена
деталей полностью или их частей.
В качестве дополнительных отделочных материалов можно использовать:
натуральную или искусственную кожу, замшу и мех, бархат, вельвет, гобелен, трикотаж.
При подборе отделочных материалов для ремонта важно учитывать совместимость
материала основного изделия и дополнительного по цветовой гамме, фактуре и свойствам.
Для декорирования применяют: тесьму, кружево, бейки, шнуры, фурнитуру, аппликации,
декоративные вставки.
Композиционное решение обновлённой модели должно отвечать требованиям заказчика и
быть эстетически привлекательным.
Когда невозможно подобрать новый подходящий материал, используют части самого
изделия (надставки подбортов, пояса, хлястики, жилеты мужских костюмов итп.).
Если износ изделия слишком велик, то ремонтировать его не рекомендуется, так как
стоимость ремонта не окупится сроком носки изделия после ремонта.
9
Примеры перекроя изделий.
При обновлении одежды с перекроем можно использовать всё: старые пальто, полупальто,
плащи, костюмы, платья, юбки, брюки, мужски костюмы и сорочки, трикотажные изделия
- свитера, платья и другие.
Пальто можно перекроить в жакет, жилет, тунику, сарафан, блузон, юбку.
Из плаща можно выкроить куртку, жакет, жилет, длинную юбку.
Платье из шерсти можно переделать в сарафан, юбку, жилет, блузон.
Из шёлкового платья можно сделать блузу или юбку.
Из трикотажного платья можно сделать тунику, свитшот, купальник.
Из мужского пиджака можно выкроить женский жакет или жилет, из брюк можно
выкроить юбку; из костюма можно сделать комбинезон.
Мужскую сорочку можно перекроить в блузку.
Из женских и мужских изделий можно выкроить различную детскую одежду.
Примеры готовых изделий.
10
Изменение размера выкройки.
В первую очередь надо максимально точно снять мерки с фигуры, в том числе необходимо
знать рост человека. Выкройки деталей изделия могут сильно различаться в зависимости
от роста и от размера. В выкройки можно вносить изменения как по росту, так и по
размеру, а также одновременно по размеру и по росту. Можно как уменьшать выкройку по
росту и размеру, так и увеличивать.
Для изменения выкройки по размеру и по росту:
* Нужно на деталях наметить вертикальные и горизонтальные линии. При сложных
конструкциях изделия вносятся изменения в конструктивные линии, которые могут иметь
также наклонное направление. Вертикальные линии располагают по середине деталей -
для изменения размера. Горизонтальные линии для изменения роста располагают по
середине между проймой и линией талии и по середине высоты проймы или оката рукава.
* Разрезать детали изделия по намеченным линиям.
* Для увеличения размера и роста нужно раздвинуть детали по вертикали и горизонтали
на необходимую величину. Для изменения на 1 размер = 1см.
* Для уменьшения размера и роста нужно наложить детали друг на друга по вертикали и
горизонтали на необходимую величину. Для изменения на 1 размер = 1см.
* Для точности изменения выкройки сверяются с мерками.
* Для удобства, детали выкройки скрепляют скотчем.
* Подкорректировать стыки полученных линий по линейке.
* Не забывать о прибавках на облегание.
* Не забывать о припусках на швы.
11
Такой способ изменения размера считается упрощенным и используется в тех случаях,
когда необходимо уменьшить или увеличить изделия на 1-2 размера или роста.
В других случаях лучше использовать для перекроя полноценно построенную выкройку
по меркам фигуры человека. Выкройки можно строить вручную или использовать
программы: AutoCAD, Grafis, Грация, RedCafe, Julivi, авторские программы.
Инструкционно-технологическая карта «Изменение размера жакета»
Тема программы: Тема № 19. Выполнение крупного ремонта одежды.
Тема урока: Освоение приёмов и операций при выполнении изменений модели и размера
жакета.
№
название операции и изображение
1
увеличить выкройку спинки, полочки и рукава на один размер :
- нарисовать вертикальные направляющие линии
- разрезать по линиям
- раздвинуть части выкройки на 1 см.
12
2
увеличить выкройку спинки, полочки и рукава на один рост:
- нарисовать горизонтальные направляющие линии
- разрезать по линиям
- раздвинуть части выкройки на 1 см.
3
подложить полоску бумаги и прикрепить детали скотчем или клеем
4
проконтролировать полученный результат
5
выкроить детали по полученной выкройке
6
проложить контрольные линии по центру, проставить контрольные точки
7
сметать изделие на примерку
13
14
15
16
Технологическая последовательность к уроку № 1
Тема программы: Тема № 19. Выполнение крупного ремонта одежды.
Тема урока: Освоение приёмов и операций при выполнении изменений модели и размера
жакета.
№
операция
оборудование, инструменты
1
отпороть подкладку от верхней части жакета
распарыватель
2
распороть все швы на жакете и на подкладке,
удалить нити распарывания швов, удалить
пыль и пятна
распарыватель,
щетка
3
произвести влажно-тепловую обработку
деталей жакета и подкладки
парогенератор
4
подготовить лекало на нужный размер и
модель жакета и подкладки:
- использовать готовую выкройку или
- внести изменения сразу на изнаночной
стороне ткани
бумага, ножницы, линейка, карандаш,
портновский мел
5
раскроить по обмеленным линиям
ножницы для раскроя ткани
6
перенести меловые линии на симметричные
детали жакета и подкладки
булавки, портновский мел
7
проложить контрольные линии по центрам
изделия, отметить контрольные точки
соединения деталей между собой
белые нитки, ножницы для обрезки
ниток
8
сложить детали жакета лицевой стороной
внутрь, сколоть булавками по намеченным
линиям и соединить сметочными ручными
стежками длиной 1 – 1,5 см. по:
- вытачкам и фасонным линиям
- плечевым срезам
- боковым срезам
- срезам рукавов
- приметать подборт
- заметать подгиб низ жакета
- заметать подгиб низа рукавов
- выметать (при необходимости) подборт
- разметать (при необходимости) швы
- вметать правый рукав
булавки, белые нитки, ножницы для
обрезки ниток
9
сложить детали подкладки лицевой стороной
внутрь, сколоть булавками по намеченным
линиям и соединить сметочными ручными
стежками длиной 1 – 1,5 см. по:
- боковым срезам
- плечевым срезам
- фасонным линиям
- срезам рукавов
булавки, белые нитки, ножницы для
обрезки ниток
10
подготовить жакет к примерке:
- проутюжить
- прикрепить квитанцию к изделию с левой
стороны внизу (при работе с клиентом)
17
Тестовое задание
на проверку степени усвоения материала занятия
Прочитайте вопрос и выберете правильный ответ.
Для изменения размера используют вертикальные линии?
да
нет
не знаю
Можно ли использовать разные ткани для ремонта изделия?
да
нет
не знаю
Перелицовка изделия относится к крупному ремонту?
да
нет
не знаю
Смётывание изделия начинают с боковых швов?
да
нет
не знаю
Можно ли перекроить изделие только по росту?
да
нет
не знаю
Фамилия, И. О. обучающегося:
Дата тестирования:
18
Оценка качества работы
№
проверяемый узел
самооценка
оценка
одногруппника
оценка
мастера п/о
1
качество распарывания швов жакета
и подкладки
2
качество выполнения ВТО деталей
жакета и подкладки после
распарывания
3
качество выполнения раскроя
жакета и подкладки
4
правильность смётки изделия:
- прокладывания контрольных
линий
- смётывания деталей
- замётывания низа изделия и низа
рукава
- вметывание рукава
5
выполнение требований безопасных
условий труда
19
ПЛАН УРОКА № 2
Мастер п/о Висконти Наталья - Виктория Викторовна
Курс__2__ Группа №__25-2__
Учебная практика по ПМ 03. Ремонт и обновление швейных изделий.
Тема программы: Тема № 19. Выполнение крупного ремонта одежды.
Тема урока: Освоение приёмов и операций при выполнении изменений модели и размера
жакета.
Базовый учебник: Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: Учебник
для нач. проф. образования -2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия» 2009 -528 с.
Место урока в изучаемой теме: 6
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать профессиональные и общие компетенции при выполнении
работ.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать профессиональные и общие компетенции
ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.
ПК 3.1. Выявлять область и вид ремонта.
ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.
ПК 3.3. Выполнять технологические операции по ремонту швейных изделий на
оборудовании и вручную (мелкий и средний).
ПК 3.4. Соблюдать правила безопасности труда.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающие:
Развивать воображение, творчески подходить к работе
Развивать внимание, точность и аккуратность в работе.
Развивать навыки объективной оценки при анализе выполненной работы.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность за результаты своей работы.
Воспитывать коммуникативную культуру.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к оборудованию и
материалам.
Межпредметные связи:
ОП.03. Материаловедение и МДК 05.01. Основы технологии изготовления швейных
20
изделий.
Комплексно-методическое обеспечение занятия
Оборудование:
Примерочная комната, манекен для проведения примерки, стачивающая машина VISTA
SM mode V-8500 или стачивающая машина AURORA, стол для выполнения влажно-
тепловых работ, парогенератор Lilit.
Инструменты и приспособления:
Сантиметр, мел портновский, нитки швейные, иглы для выполнения ручных и машинных
работ, портновские булавки, ножницы для раскроя ткани, ножницы для обрезки ниток.
Дидактический и наглядный материалы:
Конспект «Проведение примерки жакета»
Инструкционно-технологические карты:
«Проведение примерки».
«Технологическая последовательность «Пошив жакета».
Пример выполненного ремонта жакета.
Раздаточные материалы:
нет
Используемые методы обучения
Рассказ: рассказать о значимости проведения примерки изделия, рассказать о
последовательности сборки изделия после примерки.
Демонстрация: продемонстрировать готовый жакет после выполнения крупного ремонта.
Наглядно – действенный: продемонстрировать приёмы работы.
Опрос: задать вопросы обучающимся на повторение ранее пройденного материала, задать
вопросы по безопасным условиям труда.
Пояснение: разъяснение отдельных моментов по ходу урока, индивидуальные пояснения
во время самостоятельной работы обучающихся.
Используемые методы учения
Слушание: обучающиеся слушают рассказ мастера по теме урока.
Наблюдение: обучающиеся наблюдают за демонстрацией и показом приёмов работы
мастером.
Практический метод: обучающиеся, в процессе самостоятельной работы, выполняют
задание.
Запоминание: обучающиеся запоминают материал урока в ходе слушания, выполнения
практического упражнения, в ходе опроса в заключительной части занятия.
21
ХОД УРОКА № 2
1) Организационная часть (5 мин.)
1.1. Приветствие.
1.2. Выявление отсутствующих студентов.
1.3. Проверка внешнего рабочего вида (соответствие требованиям БУТ и внутреннего
распорядка).
1.4. Организация внимания и готовности студентов к уроку (устранение отвлекающих
факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте, итп.)
2) Вводный инструктаж (40 мин.)
2.1. Сообщение темы урока: «Освоение приёмов и операций при выполнении изменений
модели и размера жакета».
2.2. Сообщение цели и задач урока:
Вчера мы начали работу по изменению размера и модели жакета. Сегодня мы проведём
примерку жакета. Затем нам нужно сшить жакет.
2.3. Мотивация деятельности обучающихся:
Всем известна сказка про Золушку, которая за 1 ночь сшила 3 платья для бала. Нам
сегодня тоже предстоит очень большой объём работы, чтобы полностью завершить ремонт
жакета. Давайте постараемся успеть справиться с этой работой на высоком
профессиональном уровне.
2.4. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся (межпредметных и
внутрипредметных):
- с чего начинается примерка?
- где должны храниться булавки и иголки во время работы?
- какой должна быть ширина запаса бокового шва?
2.5. Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов
(разбор вопросов, вызвавших затруднения), организация взаимопомощи.
2.6. Закрепление опорных знаний.
2.7. Объяснение нового материала (поэтапный показ практических приемов и навыков)
- Продемонстрировать готовое изделие.
- Объяснить значимость соблюдения терминологии при выполнении ручных, машинных и
ВТО работ.
- Объяснить значимость правильного проведения примерки.
- Рассказать о способах внесения изменений в изделие после проведения примерки.
- Продемонстрировать приемы внесения изменений.
- Рассказать о возможных дефектах и методах их устранения. Инструкционная карта.
- Рассказать о последовательности сборки жакета и подкладки. Технологическая
последовательность.
- Рассказать о рациональной организации рабочего места, передовых приемах и способах
работы.
- Повторить требования БУТ:
* работать нужно в переднике, волосы убрать под косынку
* соблюдаем правильную осанку
* внимательность при работе с инструментами и на оборудовании
* не отвлекать от работы других обучающихся
* не наклоняться низко к нитепритягивателю
22
* не касаться горячей части утюга
- Проверить степень усвоения изучаемого материала.
2.8. Задать обучающимся задания для самостоятельной работы:
- Провести примерку жакета на манекене:
* проверить баланс изделия;
* отметить дефекты посадки, устранить дефекты с помощью переколок булавками;
* после примерки внести изменения в конструкцию жакета и подкладки;
- Пошив жакета и подкладки:
* стачать вытачки или фасонные линии, плечевые и боковые швы, швы рукавов на верхней
части жакета и на подкладке;
* притачать подборт к подкладке;
* выполнить ВТО верха и подкладки жакета;
* втачать рукава в верхнюю часть жакета, втачать рукава на подкладке;
- Собрать верх жакета и подкладку:
* стачать подкладку и верх жакета по краю подбортов и горловины (или воротника)
* стачать подкладку по низу рукава с низом рукава верхней части жакета;
* соединить подкладку и верх на плечах и проймах, по линии втачивания воротника
ручными стежками;
* стачать подкладку и верх жакета по линии низа, оставив отверстие для выворачивания
жакета на лицевую сторону, вывернуть жакет на лицо, зашить потайными стежками
отверстие;
* выполнить ВТО готового жакета;
* пришить фурнитуру на готовый жакет.
2.9. Определить норму времени и критерии оценки:
№
задание
время
критерий выполнения - оценка
1
Проведение примерки
30 мин.
полное – 5, среднее – 4, малая часть - 3
2
Пошив жакета и
подкладки
170 мин.
полное – 5, среднее – 4, малая часть - 3
3
Сборка верха и
подкладки жакета
100 мин.
полное – 5, среднее – 4, малая часть - 3
4
Соблюдение БУТ
соблюдение – 5, частично – 4,
несоблюдение - 2
3) Основной этап (300 мин.)
Самостоятельная работа обучающихся по теме урока.
Текущий инструктаж обучающихся по ходу работы.
Целевые обходы:
1 обход: проверить организацию рабочих мест, соблюдение правил БУТ, правильности
использования инструментов и материалов.
2 обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов: при примерке, пошиве
верха жакета и подкладки жакета.
3 обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов при проведении ВТО.
4 обход: проверить правильность ведения самоконтроля.
5 обход: проверить правильность соблюдения технических и технологических условий в
работе, принять, оценить и выдать дополнительное задание наиболее успевающим.
23
Коллективное текущее инструктирование:
проверка и оценивание правильности практической работы обучающихся.
4) Заключительный этап (15 мин.)
- Подвести итоги за день. Анализ работы каждого студента.
- Разобрать наиболее характерные ошибки или недочеты в работе обучающихся и
рекомендации по их устранению.
- Отметить студентов, добившихся отличного качества и высокой скорости работы.
- Формирование у студентов ориентации на успех.
- Сообщить оценку качества работы каждого студента:
№
Фамилия И.О.
оценка
замечания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
- Сообщить домашнее задание: придумать свои варианты изменения модели жакета,
брюк, блуз, юбок.
- Объявление темы следующего урока: «Дифференцированный зачёт».
- Уборка помещения.
Мастер п/о / Висконти Н-В. В.
24
Проведение примерки жакета
Проведение примерки – это ответственный момент, который требует очень
внимательного подхода и профессиональных навыков. От качества проведённой примерки
зависит весь дальнейший результат работы и качество посадки изготовленного изделия.
Для проведения примерки вам потребуются инструменты: булавки, портновский
мел, сантиметр, линейка, ножницы, ручка и блокнот для записей. Примерку проводят в
специально оборудованном месте, где должны быть: зеркало, стойка-вешало для одежды,
полочка для инструментов. Примерку выполняют по правой стороне фигуры человека.
Примерка начинается с проверки баланса изделия.
Баланс изделия - это основной признак хорошей посадки изделия на фигуре человека.
Правильный баланс изделия:
* это равновесное положение полочек (переда) и спинки;
* отсутствие заломов, перекосов, морщин;
* горизонтальное положение линии низа;
* свободные участки деталей изделия, находящиеся ниже линии бёдер, ниспадают
свободно;
* декоративные линии, идущие вдоль деталей, должны располагаться вертикально.
Во время примерки могут быть обнаружены недостатки в посадке изделия, они
называются дефектами посадки. Несоответствие размеров спинки и полочек размерам
фигуры человека на опорных поверхностях приводят к нарушению баланса изделия
(равновесия деталей).
Причины их возникновения могут быть различными.
Причина
дефекта
Дефекты посадки
Как устранить
1. укороченные
полочки
- полочки вздёрнуты вверх
- полочки заходят одна на другую
- воротник сзади отстает от шеи
- от горловины к боковому шву
идут косые заломы
- удлинить верхнюю часть полочки
или переметить её вверх вдоль
бокового шва
- скорректировать линию проймы и
горловины
2. излишне
длинная спинка
- изделие повёрнуто в сторону
полочки
- низ изделия прилегает к ногам
боковые швы смещены в сторону
- укоротить спинку в верхней части
или сместить её вниз вдоль
бокового шва
- скорректировать линию проймы и
25
полочек
горловины
3. излишне
длинные
полочки
- полочки расходятся внизу
- боковые швы повёрнуты в
сторону спинки
- от проймы к уровню нижней
петли идут косые заломы
- воротник отстаёт от шеи спереди
- укоротить полочку в верхней части
или сместить её вниз вдоль
бокового шва
- скорректировать линию проймы и
горловины
4. укороченная
спинка
- спинка вздёрнута
- воротник отстаёт от шеи
- боковые швы смещены назад
- удлинить спинку в верхней части
или переместить её вверх вдоль
бокового шва
- скорректировать линию проймы и
горловины
5. раствор
вытачки
недостаточен
- увеличить раствор вытачки
6. изделие
заужено по
линии бёдер
- расширить боковые швы и
рельефы
7. нарушение
равновесия
рукава
- по линии переднего переката
образуются заломы, если головка
рукава смещена вперёд (рис. а)
- по линии локтевого переката
будут заломы, если головка рукава
перемещена назад и низ рукава
сильно отклоняется вперёд
(рис. б)
- сместить надсечки головки рукава
по часовой стрелке
- сместить надсечки головки рукава
против часовой стрелки
8. вершины
срезов рукава
- передний шов рукава
вывёртывается вперёд
- нижнюю часть рукава переместить
по локтевому срезу вверх
26
поставлены
неверно
- передний шов рукава
вывёртывается назад
- переместить локтевой срез вниз
9. увеличенная
высота оката
или зауженный
окат рукава
- горизонтальные свободные
складки в верхней части рукава
- уменьшить высоту оката
- или расширить окат рукава
10. высота
оката
недостаточна
- косые заломы от вершины оката
- увеличить высоту оката
11. неверно
построена
горловина
- воротник отстаёт от шеи кругом
- воротник отстаёт от шеи по
горловине спинки при излишней
её глубине
- воротник отстаёт от шеи сбоку
при излишней ширине горловины
- воротник давит на шею по
спинке при длинной спинке в
верхней части
- уменьшить размер горловины по
ширине и глубине
- уменьшить глубину горловины по
спинке
- уменьшить ширину горловины
- укоротить спинку по линии
горловины и плечевым срезам
12. средняя
часть спинки
от горловины
до проймы
слишком
удлинённая
- горизонтальные складки под
воротником
- увеличить глубину горловины
27
13. слишком
большой
наклон
плечевых
срезов спинки
- складки от линии плеч по спинке
- уменьшить скос плечевых срезов
спинки
14. наклон
плечевых
срезов
недостаточный
- косые заломы на спинке под
проймой, направленные к
лопаткам
- увеличить наклон плечевых срезов
спинки
- при необходимости углубить
проймы
15. излишняя
длина бокового
среза полочки
- наклонные заломы у проймы
полочек, идущие к горловине
- увеличить наклон плечевого среза
полочки
- углубить пройму
- сократить боковой шов
- увеличить раствор нагрудной
вытачки
16. излишний
прогиб срезов
по талии
- заломы по линии талии у
среднего шва спинки, боковых и
рельефных швов
- уменьшить прогиб по линии
талии, если необходимо сохранить
малый объём по талии, следует
распределить раствор вытачек на
дополнительные вытачки или швы
17. спинка
заужена в
плечах
- трудность в отведении рук
вперёд (тянет рукав)
- увеличить ширину спинки в
плечах
28
18. спинка
заужена по
низу проймы
- трудность в отведении рук
вперёд (тянет рукав)
- переоформить пройму полочки
19. увеличена
глубина
проймы и
заужен окат
рукава
- трудность при подъёме рук
- расширить окат рукава
- уменьшить глубину проймы
После проведения примерки необходимо внести все изменения в изделие:
* отметить по правой стороне изделия все изменённые линии конструкции
* перенести новые линии на симметричную сторону
* сметать изделие по новым конструктивным линиям
* при необходимости провести повторную контрольную примерку
29
Инструкционно-технологическая карта «Проведение примерки»
Тема программы: Тема № 19. Выполнение крупного ремонта одежды.
Тема урока: Освоение приёмов и операций при выполнении изменений модели и размера
жакета.
№
операция
текст / изображение
1
подготовить инструменты
необходимые для проведения
примерки
булавки, портновский мел, сантиметр,
линейка, ручка и блокнот для записей
2
пригласить клиента в примерочную
или одеть изделие на манекен
3
проверить баланс изделия
- равновесное положение полочек и спинки
- расположение боковых и плечевых швов
- горизонтальное положение линии низа
4
отметить дефекты посадки при
помощи портновского мела, сделать
необходимые записи в блокнот
5
устранить дефекты с помощью
переколок булавками
при необходимости использовать конспект по
устранению дефектов
6
после примерки внести изменения в
конструкцию жакета
- внести изменения конструкции по правой
части жакета
- перенести новые конструктивные линии на
симметричную сторону
7
внести изменения в конструкцию
подкладки
- таким же способом, как вносились изменения
в верхнюю часть жакета
8
сметать жакет по новым
конструктивным линиям
9
провести повторную контрольную
примерку
30
Технологическая последовательность «Пошив жакета»
Тема программы: Тема № 19. Выполнение крупного ремонта одежды.
Тема урока: Освоение приёмов и операций при выполнении изменений модели и размера
жакета.
№
операция
оборудование, инструкции, швы
1
проклеить клеевыми материалами:
- подборта и задник горловины спинки
- нижний воротник (если его наличие
предусмотрено по модели)
- подгибы низа рукавов
- подгибы низа жакета
- кромка по плечевым срезам
- шлицы (если их наличие предусмотрено по
модели)
использовать парогенератор Lilit
2
стачать вытачки или фасонные линии на
верхней части жакета и на подкладке
использовать стачивающую машину
VISTA SM или AURORA
3
стачать плечевые и боковые швы, швы
рукавов на верхней части жакета и на
подкладке
4
притачать задник горловины спинки по
плечевым срезам к подбортам
5
притачать подборт с задником к подкладке
стачивать со стороны подборта
6
выполнить межоперационную ВТО верха и
подкладки жакета
соблюдать температурные режимы для
каждого вида ткани
7
если в модели предусмотрен воротник:
- нижний воротник втачать в горловину
верхней части жакета
- верхний воротник втачать в горловину
подборта с задником
- сложить лицевыми сторонами внутрь,
сметать и стачать воротник
- сложить лицевыми сторонами внутрь и
стачать верх жакета с подбортами
- вывернуть воротник и подборта, выправить
углы
- выметать и приутюжить воротник со
стороны нижнего воротника
- выметать и приутюжить подборта
- выполнить небольшую посадку по
верхнему воротнику
- стачивать со стороны нижнего
воротника
- для выворачивания углов
использовать колышек
8
если в модели нет воротника:
- стачать подкладку и верх жакета по краю
подбортов и горловины
стачивать со стороны подборта
31
9
вметать и втачать рукава:
- в проймы верхней части жакета
- в проймы подкладки
- проложить двойную строчку
10
- изготовить плечики и подокатники
- пришить их ручными стежками к верхней
части жакета
- использовать синтепон и флизелин
11
стачать подкладку по низу рукава с низом
рукава верхней части жакета
стачивать со стороны верхней части
жакета
12
подшить подгиб низа рукавов верхней части
жакета потайными стежками
13
соединить подкладку и верхнюю часть
жакета ручными стежками:
- на 5 см. ниже уровня локтя
- по окату на уровне плечевого шва
- на боковых швах на уровне проймы
- по линии втачивания воротника в
горловину
14
стачать подкладку и верх жакета по линии
низа, оставив отверстие для выворачивания
жакета на лицевую сторону
15
- вывернуть жакет на лицевую сторону
- зашить потайными стежками отверстие
16
выполнить ВТО готового жакета
использовать парогенератор Lilit
17
наметить и выполнить петли
использовать петельную машину
18
пришить фурнитуру на готовый жакет
19
- выполнить окончательную ВТО жакета
- повесить изделие на вешалку
20
выполнить контроль качества пошива жакета
32
Тестовое задание
на проверку степени усвоения материала занятия
Прочитайте вопрос и выберете правильный ответ.
1. Проведение примерки является обязательным?
да
нет
не знаю
2. Является ли необходимым обмётывать срезы в изделии с подкладкой?
да
нет
не знаю
3. Вытачки стачивают в последнюю очередь?
да
нет
не знаю
4. Подборт сначала соединяют с подкладкой?
да
нет
не знаю
5. Межоперационная ВТО является обязательной операцией?
да
нет
не знаю
33
Фамилия, И. О. обучающегося:
Дата тестирования:
Оценка качества работы
№
проверяемый узел
самооценка
оценка
одногруппника
оценка
мастера п/о
1
качество проведения примерки
2
точность переноса изменений после
примерки на симметричную
сторону
3
правильность пошива верха жакета
и подкладки:
- правильность подбора ниток и игл
- ровность строчек
4
правильность выполнения
межоперационной ВТО
5
правильность сборки изделия:
- соединение верха с подкладкий по
подбортам и горловине
- скрепление верха и подкладки
внутри изделия ручными стежками
- соединение низа изделия и низа
рукава
- зашивание отверстия
6
правильность выполнения ВТО
7
выполнение требований безопасных
условий труда
34