Напоминание

"Патриотическое воспитание на основе семейного воспитания"


Автор: Солдаткина Светлана Алексеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ВПК
Населённый пункт: город Выборг
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание на основе семейного воспитания"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИИ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Любовь к родному краю не приходит сама по

себе. С самого детства каждый ребенок созерцает окружающий мир. Родители понимают,

что, научив ребенка любить природу и родную землю, они обеспечат свою старость заботой

и вниманием со стороны взрослых детей, которые, в свою очередь, передадут эти качества,

как эстафету, следующим поколениям. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту,

где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, шагнул во взрослую жизнь.

Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется

возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к

которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства — патриотизм, гордость,

восхищение. Патриотические чувства взращиваются первым делом в семье. И это не

удивительно. Ведь именно семья закладывает в ребёнке зерно любви к своей Отчизне в

процессе воспитания.

«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена

благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего

нашей родины» [1, с. 4]. Именно таким красноречивым высказыванием К.Д. Ушинский хочет

подчеркнуть значимость воспитания в формировании патриотических чувств у подрастающего

поколения. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но

и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без

любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную

опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3,

с. 1]. Многие учёные определяют патриотизм как нравственное качество человека, которое

выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании

своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и

достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

«Родина… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный

смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил

когда-то отец. За что мы любим её? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что

родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной

природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую

культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к

соотечественникам и миру... Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое

чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в

естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении

близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее

созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. А если этого нет?

Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо! Воспитание любви к большой

Родине — России начинается с любви к малой Родине» [1, с. 4].

Исследованием проблемы патриотического воспитания занимались учёные, педагоги и психологи:

В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, П.В. Конаныхина, Ф.Ф.

Королев, И.С. Марьенко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкина, Ф.С. Савченко, Л.Ф. Спирин, В.И.

Шахненко, Д.Н. Щербаков, Г.И. Щукина, А.В. Янковская и другие. Различные аспекты проблемы в 90

— е годы указанного века активно исследовали: Е.П. Белозерцев, З.Т. Гасанов, А.Д. Солдатенков,

Т.М. Суходолова, М.А. Терентий, Ш.Ш. Хайрулин, Н.Ф.Харламов, Н.Е Щуркова и другие; вопросы

патриотического воспитания детей школьного возраста И.И. Валиев, М.А. Горбатов и многие другие.

Главная задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на

военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при

необходимости стать с оружием в руках на ее защиту. Для этого надо с детских лет воспитывать в

детях коллективизм, чувство товарищества, физически развивать подростков [2]. На основании этого

факта мы можем рассмотреть несколько примеров организации воспитательной работы в

образовательных учреждениях.

Результатом педагогического взаимодействия в патриотическом воспитании ребенка становятся

приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые: знанием

отношением, поведением. Педагогическое взаимодействие в патриотическом воспитании

подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного

подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение следующих условий:

- взаимное доверие между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического

воспитания;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- системность в работе с родителями;

- учет особенностей социокультурного окружения школы;

- использование культурного наследия народа и традиций семьи.

- совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции

саморегулируемого (в семье);

- активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных

форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;

- интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования

(экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.).

Алгоритм организации взаимодействия в рамках патриотического воспитания обучающихся может

быть таким (описание опыта организации воспитательной работы с привлечением семьи):

1) определение потенциала семьи в воспитании ;

2) постановка конкретных воспитательных задач;

3) выбор способов их реализации;

4) разработка программы совместных действий;

5) практическое осуществление этой программы;

6) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности учебного заведения и

семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.

Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в

патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представляется совершенно бесспорным,

что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего

народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ней, постижение

общих корней в национальной культуре разных народов. Базой педагогического взаимодействия в

патриотическом воспитании детей может стать потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской

литературы, в частности. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника,

понимание назначения человека и смысла его жизни. Необходимым моментом в работе по

патриотическому воспитанию школьника является привлечение к ней руководителей кружков и

секций, членов общественных организаций, педагогов дополнительного образования, всех

заинтересованных лиц. Привлечение к работе с детьми различных людей способствует

формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия,

разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Педагогическое взаимодействие

школы и семьи в патриотическом воспитании детей может и должно базироваться на семейных

традициях. Так, можно выделить следующие формы семейного досуга: музейные экскурсии,

поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают

непосредственное участие родителей, также обладает большими возможностями в патриотическом

воспитании детей. Результатом совместной деятельности семьи и школы станут выпуски газет,

содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, радиопередачи,

видеофильмы» [2, с. 1].

Данный пример организации воспитательной работы применяют достаточно многие современные

учебные заведения. Но хотелось бы обратить внимание на особый подход формирования

патриотических чувств у подрастающего поколения.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: семья и

школа играют неоценимо огромную роль в формировании патриотических чувств у подрастающего

поколения. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь

укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и

независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и

достоинство личности.

Список использованной литературы

1.

Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е.

Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.



В раздел образования