Автор: Солдаткина Светлана Алексеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ВПК
Населённый пункт: город Выборг
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание на основе семейного воспитания"
Раздел: среднее профессиональное
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИИ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Любовь к родному краю не приходит сама по
себе. С самого детства каждый ребенок созерцает окружающий мир. Родители понимают,
что, научив ребенка любить природу и родную землю, они обеспечат свою старость заботой
и вниманием со стороны взрослых детей, которые, в свою очередь, передадут эти качества,
как эстафету, следующим поколениям. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту,
где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, шагнул во взрослую жизнь.
Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется
возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к
которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства — патриотизм, гордость,
восхищение. Патриотические чувства взращиваются первым делом в семье. И это не
удивительно. Ведь именно семья закладывает в ребёнке зерно любви к своей Отчизне в
процессе воспитания.
«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена
благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего
нашей родины» [1, с. 4]. Именно таким красноречивым высказыванием К.Д. Ушинский хочет
подчеркнуть значимость воспитания в формировании патриотических чувств у подрастающего
поколения. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но
и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без
любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную
опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3,
с. 1]. Многие учёные определяют патриотизм как нравственное качество человека, которое
выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании
своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и
достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
«Родина… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный
смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил
когда-то отец. За что мы любим её? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что
родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной
природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую
культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к
соотечественникам и миру... Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое
чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в
естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении
близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее
созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. А если этого нет?
Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо! Воспитание любви к большой
Родине — России начинается с любви к малой Родине» [1, с. 4].
Исследованием проблемы патриотического воспитания занимались учёные, педагоги и психологи:
В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, П.В. Конаныхина, Ф.Ф.
Королев, И.С. Марьенко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкина, Ф.С. Савченко, Л.Ф. Спирин, В.И.
Шахненко, Д.Н. Щербаков, Г.И. Щукина, А.В. Янковская и другие. Различные аспекты проблемы в 90
— е годы указанного века активно исследовали: Е.П. Белозерцев, З.Т. Гасанов, А.Д. Солдатенков,
Т.М. Суходолова, М.А. Терентий, Ш.Ш. Хайрулин, Н.Ф.Харламов, Н.Е Щуркова и другие; вопросы
патриотического воспитания детей школьного возраста И.И. Валиев, М.А. Горбатов и многие другие.
Главная задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на
военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при
необходимости стать с оружием в руках на ее защиту. Для этого надо с детских лет воспитывать в
детях коллективизм, чувство товарищества, физически развивать подростков [2]. На основании этого
факта мы можем рассмотреть несколько примеров организации воспитательной работы в
образовательных учреждениях.
Результатом педагогического взаимодействия в патриотическом воспитании ребенка становятся
приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые: знанием
отношением, поведением. Педагогическое взаимодействие в патриотическом воспитании
подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного
подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение следующих условий:
- взаимное доверие между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического
воспитания;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- системность в работе с родителями;
- учет особенностей социокультурного окружения школы;
- использование культурного наследия народа и традиций семьи.
- совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции
саморегулируемого (в семье);
- активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных
форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;
- интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования
(экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.).
Алгоритм организации взаимодействия в рамках патриотического воспитания обучающихся может
быть таким (описание опыта организации воспитательной работы с привлечением семьи):
1) определение потенциала семьи в воспитании ;
2) постановка конкретных воспитательных задач;
3) выбор способов их реализации;
4) разработка программы совместных действий;
5) практическое осуществление этой программы;
6) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности учебного заведения и
семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.
Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в
патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представляется совершенно бесспорным,
что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего
народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ней, постижение
общих корней в национальной культуре разных народов. Базой педагогического взаимодействия в
патриотическом воспитании детей может стать потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской
литературы, в частности. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника,
понимание назначения человека и смысла его жизни. Необходимым моментом в работе по
патриотическому воспитанию школьника является привлечение к ней руководителей кружков и
секций, членов общественных организаций, педагогов дополнительного образования, всех
заинтересованных лиц. Привлечение к работе с детьми различных людей способствует
формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия,
разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Педагогическое взаимодействие
школы и семьи в патриотическом воспитании детей может и должно базироваться на семейных
традициях. Так, можно выделить следующие формы семейного досуга: музейные экскурсии,
поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают
непосредственное участие родителей, также обладает большими возможностями в патриотическом
воспитании детей. Результатом совместной деятельности семьи и школы станут выпуски газет,
содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, радиопередачи,
видеофильмы» [2, с. 1].
Данный пример организации воспитательной работы применяют достаточно многие современные
учебные заведения. Но хотелось бы обратить внимание на особый подход формирования
патриотических чувств у подрастающего поколения.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: семья и
школа играют неоценимо огромную роль в формировании патриотических чувств у подрастающего
поколения. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь
укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и
независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и
достоинство личности.
Список использованной литературы
1.
Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е.
Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.