Напоминание

Использование методов обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы, учитывающих особенности обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений


Автор: Нефедова Юлия Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОАПОУ Старорусский агротехнический колледж
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы, учитывающих особенности обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование методов обучения и воспитания на уроках русского

языка

и

литературы,

учитывающих

особенности

обучающихся

средних профессиональных образовательных учреждений

преподаватель русского языка и литературы

Нефедова Юлия Владимировна

ОАПОУ«Старорусский агротехнический колледж»

г. Старая Русса Новгородская область

Использование

информационных

технологий

является

одной

из актуа льных

проблем

современной

методики

п р е п од а в а н и я

филологических

дисциплин.

Я считаю

применение

информационных

технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую

это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений

и навыков,

позволяют

эффективно

организовать

самостоятельную

работу

и индивидуализировать

процесс

обучения,

повышают

интерес

к урокам

русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность

учащихся, осовременивают урок.

Учитывая

особенности

преподавания

русского

языка

и

литературы

применяю

компьютерные

технологии

в

обучении

этих

предметов

как

в

урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала,

как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной

наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее

исследовательской

работе

обучающихся.

Компьютерные

технологии

способствуют

научной

организации

труда

ученика

и

учит е ля,

самостоятельной исследовательской работе обучающихся для подготовки к

уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

1

Я применяю

ИКТ

на уроках,

во-первых,

для

того,

чтобы

решать

специальные

практические

задачи,

имеющиеся

в программе

по русскому

я з ы к у

и литературе:

формирование

прочных

орфографиче ских

и пунктуационных

умений

и навыков,

обогащение

словарного

запаса,

овладение

нормами

литературного

языка,

знание

лингвистических

и литературоведческих

терминов,

формирование

общеучебных

умений

и навыков. Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся

по формированию

основополагающих

знаний

по

предмету,

по коррекции

и учету

знаний

обучающихся

используется

обучение

и тестирование

с помощью

компьютера.

Тестовый

контроль

и формирование

умений

и навыков

с помощью

компьютера

предполагает

возможность

быстрее

и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание

обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост

для оценивания в современной системе обработки информации. В-третьих,

применение информационных технологий позволяет формировать ключевые

компетенции

обучающихся.

Помогают

решить

эти

проблемы

учебные

компьютерные

программы

по русскому

языку

и литературе,

которых

в настоящее

время

создано

достаточно

много.

Они

позволяют

повысить

интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний обучающихся,

сэкономить время на опрос, дают возможность обучающимся самостоятельно

заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают мне

повысить уровень своих знаний. На уроке русского языка по теме «Слитное

и раздельное написание НЕ с разными частями речи» обучающимся даётся

опережающее

домашнее

задание:

повторить

правила

написания

НЕ

с

разными частями речи. На уроке обучающиеся, используя программу Word,

составляют

и

оформляют

блок-схемы

на

данное

правило,

подбирают

доказывающие примеры, защищают свои работы.

Данную практику работы на компьютерах использую также на занятиях

по

темам

раздела

«Орфография»,

при

составлении

схем

к

сложным

2

предложениям

на

занятиях

по

теме

«Сложные

предложения»

из

раздела

«Пунктуация».

В

практике

своей

работы

я

эффективно

применяю

технологию

проблемного

обучения. Элементы

проблемного

обучения

применяю

на

каждом занятии на всех его этапах. На уроках с применением технологии

проблемного

обучения

весь

учебный

материал

обучающиеся

усваивают

путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение

темы,

и

решения

поставленных

задач,

и

выполнение

упражнений

по

обработке изделия.

В

практике

своей

работы

выделяю

четыре

уровня

проблемного

обучения.

Первый уровень – я формулирую проблему, ввожу обучающихся в

проблему, создаю проблемные ситуации, решаю их, анализирую полученные

результаты. Обучающиеся следят за ходом его мыслей, усваивают учебный

материал

и

приемы

умственной

деятельности.

В

условиях

обучения

наиболее

эффективно

является

диалогическое

преподавание.

Это

обусловлено

тем,

что

большинство

обучающихся имеют

некоторые

начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут принимать

участие в решении учебных проблем.

Второй

уровень

я

создаю проблемные

ситуации,

вместе

с

обучающимися формулирую проблему и при их участии решаю ее.

Третий уровень – я помогаю обучающимся сформулировать проблему и

решить

ее.

Обучающиеся

самостоятельно

выбирают из

предложений

гипотезу,

обосновывают

ее,

находят

метод

доказательства

гипотезы,

формулируют выводы.

Четвертый

уровень

творческая

активность.

Обучающиеся

самостоятельно находят проблему и решают ее. Моя роль при этом сводиться

к опосредованному руководству.

3

Организуя деятельность обучающихся я осуществляю индивидуальный

подход

и

определяю

на

каком

уровне

проблемности

способен

работать

обучающийся,

какие

компоненты

творческой

деятельности

им

усвоены

недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подбираю ему

соответствующие

проблемные

задания,

которые

будут

способствовать

устранению выявленных недостатков.

Применение технологии проблемного обучения на занятии по теме

«Стили речи». Создаётся проблемная ситуация: необходимо написать письмо,

продемонстрировав знание культуры речи и правил оформления. В процессе

решения данной проблемы обучающиеся, используя различные источники,

усваивают правила оформления письма, выполняют творческое задание.

Так при проведении заключительного урока по творчеству Валентина

Распутина я одновременно применяю компьютерные технологии и элементы

технологии проблемного обучения

Каждый элемент урока зафиксирован в слайдах презентации, которая

сопровождает весь ход занятия. Также на уроке используются презентации

самих обучающихся, которые они готовили, выполняя дома самостоятельную

работу по данной теме.

Во время анализа центральных эпизодов повести В.Распутина «Живи и

помни» перед обучающимися ставится ряд проблемных вопросов:

Почему Гуськов оказался дезертиром?

Можно ли назвать это преступлением?

Могла ли Настёна оставить мужа в трудную минуту?

Почему она не может быть счастлива, несмотря на то, что рядом

муж и ожидается появление ребёнка?

К

чему

привело

преступление

Гуськова,

его

предательство,

индивидуализм?

Почему Настёна предпочитает погибнуть?

Как может сложиться дальнейшая жизнь Андрея Гуськова?

4

Как понимаете смысл названия повести?

В

процессе

ответов

на

данные

вопросы

используются

различные

приёмы обучения:

Индивидуальные задания (презентации)

Обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения

Самостоятельная работа студентов с текстом

Выразительное чтение отдельных эпизодов

Художественный пересказ эпизодов

Просмотр отрывков экранизации повести

Поиск

ответов

на

поставленные

вопросы

помогает

развивать

у

обучающихся необходимые навыки:

Логического мышления

Навыка устной связной речи и культуры речи

Литературного познавательного интереса

Мировоззренческих (нравственных) представлений

Адаптивная система обучения (А.С. Границкой) возникла на основе анализа

тенденций совершенствования учебного процесса под влиянием воздействия

на формирование творческого мышления учителя новейших психологических

теорий.

Особенно

плодотворными

из

них

являются

теория

поэтапного

формирования

умственных

действий

П.Я. Галперина

и

деятельностный

подход к обучению А.А. Леонтьева.

Организационную сущность АСО можно представить в виде модели:

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально Учащиеся работают самостоятельно

Это

принципиально

новая

модель

организации

обучения,

которая

может облегчить оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям

5

учащихся и активизировать их мыслительную деятельность в течение всего

урока.

На каждом уроке я обучаю всех, затем работаю в индивидуальном

режиме

(управляю

самостоятельной

работой

обучающихся,

помогаю,

советую), а дальше работаю индивидуально (один на один с учеником) по

дифференцированным

материалам

для

индивидуальной

работы.

Мои

студенты могут работать в трёх режимах: совместно со мною, со мною

индивидуально и самостоятельно под моим руководством.

Ориентировочная конкретная модель урока:

Преподаватель

Обучающиеся

обучение

одновременная

работ а

в с е х

учащихся

10 минут

индивидуальная

работа

(включенный

контроль,

отключенный

контроль,

один

на

один с учеником)

самостоятельная

работа

35 минут

в

п а р а х

(устно)

самостоятельная работа учащихся

Учение

в

условиях

АСО

становится

преимущественно

активной

самостоятельной деятельностью. На уроках все обучающиеся работают в

разном темпе и требуют разную степень помощи. Поэтому в АСО применяю

многоуровневые задания с адаптацией:

I уровень

действия

на

узнавание,

распознавание

понятия,

различие

и

установление подобия;

6

II уровень – действия на воспроизведение учебного материала на уровне

памяти;

III уровень – действия по воспроизведению учебного материала на уровне

понимания, описание и анализ действия с объектом изучения;

IV уровень

действия

по

применению

знаний

в

знакомой

ситуации

по

образцу,

выполнение

действий

с

четко

обозначенными

правилами,

применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой

учебной задачи.

V уровень

применение

знаний

(умений)

в

незнакомой

ситуации

для

решения

нового

круга

задач,

творческий

перенос

знаний,

умений

(самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации

для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения).

Время

для

выполнения

заданий

у

всех

одинаковое,

но

каждый

обучающийся

продвигается

от

уровня

к

уровню

со

своей

скоростью.

Обучающиеся начинают с первого уровня, а затем сами решают переходить к

заданиям следующего уровня. Главным достоинством заданий с адаптацией

является полная занятость всех обучающихся, самостоятельно переходящих

от уровня к уровню. Задания с адаптацией гарантируют каждому ребенку

положительную

отметку.

В

то

же

время

любой

обучающийся

получает

возможность двигаться к более высокой отметке, а не просто получать ее за

выполнение одинакового задания. Работа завершается по моему сигналу до

звонка, чтобы обучающиеся успели выставить себе отметки за достигнутый

7

уровень и качество выполнения заданий. На этом этапе не только доверяется

ребятам взаимоконтроль по чётко указанным критериям, но и обучаются ему.

Тема урока «Чередование гласных в корне слова: чередование, зависящее от

ударения». Схематично урок можно представить следующим образом:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Преподаватель знакомит с

планом урока, определяет

цель для обучающихся, на

отдельных этапах урока.

I

0

3

1

О р г а н и з а ц и о н н ы й

э т а п .

Обучающие ся

с л у ш а ют

учителя,

определяют ся

в

выборе работы индивидуально

или по парам.

Преподаватель садится к

ученику, слушает ответы

учащегося

или

задает

в о п р о с ы

и

с л у ш а е т

ответы

,

контролирует

работу учащегося.

II

9

1

ИР

Индивидуальная

работа

по

вопросам.

Взаимоконтроль.

Преподаватель

подводит

итог

по

второму

этапу

урока, проводит краткую

вступительную

беседу

с

группой.

III

10

1

ВК

Учащиеся

группы

слушают

результаты

выполнения

ИР,

в ы с к а з ы в а ю т

о т в е т ы

(предложения) на поставленные

в о п р о с ы ,

о б с у ж д а ю т

высказанные мнения.

Преподаватель

предлагает

учащимся

записать

тему

урока

в

т е т р а д ь .

И с п о л ь з у я

м а т е р и а л

у ч е б н и к а ,

таблиц. Составить схему.

IV

18

1

О

Изучение

нового

материала.

У ч а щ и е с я

р а б о т а ю т

самостоятельно.

Оформляют

схему.

Советуются

друг

с

другом в паре. Обращаются за

помощью к преподавателю.

Преподаватель

в

ходе

краткой

фронтальной

бе с ед ы

з а с л у ш и в а е т

результаты

составления

с х е м ы ,

н а ц е л и в а е т

учащихся

на

выделение

гл а в н о го

м а т е р и а л а ,

подведение

и т о го вIV

V 5

1

ВК

У ч е н и к и

у ч а с т в у ю

в о

фронтальной беседе, выделяют

г л а в н ы й

м а т е р и а л ,

ф о р м у л и р у е т

« К В »

-

к о н т р о л ь н ы е

в о п р о с ы ,

отвечают

ответы

на

«УВ»

-

универсальные вопросы.

8

этапа

урока,

ответа

на

вопрос «Что они узнали

на уроке ?»

С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и

познавательного

интереса

при

введении

в

тему

использую

различные

приемы:

эвристическую беседу;

проблемное изложение;

мозговой штурм и др.

Данная система соединяет в себе элементы технологий других авторов:

составление опорных конспектов по методике В.Ф. Шаталова, что

позволяет

сократить

время

на

изучение

нового

материала,

планировать

индивидуальную работу с учащимися, на фоне самостоятельно работающего

класса;

использование

методов

С.Н.

Лысенковой

по

опережению,

обучению приемам самоконтроля и взаимоконтроля;

коллективный способ обучения, предложенный В.К. Дьяченко,

обе спечивающий

устную,

само стоятельную

работу

в

режиме

“взаимоконтроль” и “взаимообучение”.

9



В раздел образования