Напоминание

Развитие техники правой руки хомысиста


Автор: Идимешева Лариса Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Музыкального колледжа Института Искусств Хакасского Государственного Университета им. Н.Ф. Катанова
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие техники правой руки хомысиста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ПРАВОЙ РУКИ ХОМЫСИСТА.

ОСНОВНЫЕ ПРЕМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

1.1. Пиццикато

Пиццикато - музыкальный щипковый прием; извлечение звука щипком. На хомысе

существуют разные способы исполнения пиццикато. К щипковым приемам относятся:

щипок большим пальцем, пиццикато с опорой на мизинец, пиццикато указательным

пальцем с опорой у основания большого пальца (pizz.), сиртып.

Самый простой щипковый прием - пиццикато большим пальцем правой руки.

Большой палец располагается на струне, слегка опираясь на неё подушечкой и захватывая

струну, примерно

одной третью фаланги. Остальные пальцы правой руки опираются

подушечками на край корпуса хомыса. Звук извлекается скользящим движением на струне

по направлению к панцирю. Коснувшись его, палец возвращается в исходное положение.

Нужно следить, чтобы во время извлечения звука большой палец не сгибался и не

прогибался, а находился в упругом состоянии, необходимом для преодоления натяжения

струны.

В

качестве

упражнений

извлекайте

звуки

на

открытой

струне соль

пиццикато

большим

пальцем.

Следите

за

тем,

чтобы

движения

пальца

были

спокойными

и

уверенными,

чтобы

звук

не

был

ни

резким,

ни

тусклым.

При

извлечении

звука

на

открытой струне левая рука должна находиться на грифе в районе первого лада. С самого

начала нужно следить за правильным положением обеих рук играющего.

Прием

игры пиццикато указательным пальцем с

опорой

на

мизинец. При таком

пиццикато большой палец иногда слегка касается деки. Звук извлекается ударами вниз и

вверх. Указательный палец касается струны краем пальца и ногтя по направлению вперед

по

инерции

движения

пальца,

кисть

полукруглая

над

струнами,

Такое

пиццикато

используется часто, особенно при исполнении аккомпанемента в песнях. Звук получается

особенно мягким и певучим, легко контролируются динамические оттенки. В зависимости

от характера произведения можно менять силу звука, выделять акценты с подключением

кисти, кисти и предплечья. Обозначается: pizz.ук.п.

СААСХАНЫН СЫЫДЫ

Н. Катаева

Пиццикато указательным пальцем с опорой у основания большого пальца на хомысе

исполняется следующим образом. При пиццикато ударами вверх и вниз задействован

указательный палец, при этом опора приходится у основания большого пальца, ладонь

развернута вниз, остальные пальца собраны, но не прижаты к ладони. Звуки, извлеченные

при этом, должны быть певучими, четкими и насыщенными. Удары должны быть с

равномерным распределением давления пальца на струну, так, чтобы палец не цеплялся

глубоко

за

струну.

Такой

прием

игры

пиццикато

часто

используется

при

игре

с

использованием мелкой техники, например: вариации, т.е. когда необходимо быстрое

движение

мелодии.

Так

же

этот

способ

игры

пиццикато

является

подготовительным

этапом для овладения приемом игры тремоло на одной струне.

Сокращенно

пиццикато

обозначается: pizz.(пv),

с

обозначением

направления

ударов.

ПОЛЁТ ШМЕЛЯ

(отрывок)

Н. Римский-Корсаков

Сиртып - один из способов исполнения пиццикато, относящийся к щипковым

приемам. При приеме игры сиртып – звук извлекается вытянутым указательным пальцем

на одной из струн, попеременно или на обеих струнах с развернутой к лицу ладошкой,

обозначается: п, v. Указательный палец располагается на струне, слегка опираясь на неё

боковой частью подушечки и захватывая струну, примерно одной третью фаланги.

Остальные пальцы правой руки в вытянутом положении опираются подушечками на

корпус хомыса. Звук извлекается скользящим движением на струне по направлению к

панцирю с участием пальцев и кисти (при замахе предплечья) как одно целое . Коснувшись

его,

палец

возвращается

в

исходное

положение.

Нужно

следить,

чтобы

во

время

извлечения звука указательный палец и кисть не сгибались, и находились в упругом

состоянии, необходимом для преодоления натяжения струны (струн). Движения руки

плавные,

напоминающие

взмахи

крыла

птицы.

Удары

указательным

пальцем

без

прикосновения ногтя и добавление вибрато в левой руке - достигается очень мягкий,

нежный, но насыщенный звук.

В качестве упражнений извлекайте звуки на открытой струне соль указательным

пальцем.

Следите

за

тем,

чтобы

движения

пальца

и

кисти

были

спокойными

и

уверенными, чтобы звук не был резким и тусклым.

Сиртып хорошо звучит в произведениях с квинтовым строем. Прием игры сиртып

преимущественно

взят

из

казахских

инструментальных

произведений

для

домбры .

Например: С.Момбетов «Салтанат», «Бес жорга». В репертуаре хакасских пьес это музыка

Т. Шалгиновой, обработка Л. Конышевой «Ӧрiнiс».

Ӧрiнiс

(отрывок)

Т.Шалгинова

Пиццикато

можно

исполнять

не

только

пальцами

правой

руки,

но

и

левой.

Пиццикато

пальцами

левой

руки

относится

к

специфическим

приемам

игры.

Характерная

особенность

извлечения

звука

данного

приёма

заключается

в

том,

что

возбуждение

струны

и

изменение

высоты

звука

производится

пальцами

левой

руки.

Различают два вида пиццикато пальцами левой руки: нисходящее пиццикато (сдёргивание)

и восходящее пиццикато (восходящее легато).

Нисходящее пиццикато. Извлечение звука может быть любым пальцем левой руки

путем захвата струны подушечкой пальца и последующего сдергивания пальца со струны

с одновременным её защипыванием. Сдергивание большим пальцем левой руки возможно

на

второй

свободной

струне.

Сдергивание

нужно

производить

быстрым

энергичным

движением

пальца

со

струны

в

сторону

и

одновременно

вниз.

Звук,

извлекаемый

сдергиванием, отмечается при записи крестиком над нотой и лигой, связывающей её с

предыдущей

нотой.

Первый

звук

извлекается

щипком

или

ударом

правой

руки,

а

следующий звук – поочередным сдергиванием пальцев левой руки со струны. В момент

сдергивания пальца со струны последующий (берущий более низкую ноту) палец должен

плотно прижимать струну к грифу. При исполнении такого извлечения звуков возможны

нисходящие мелодические ходы. То есть, получается, что при двух движениях (звуках)

пиццикато пальцами левой руки правая рука делает одно движение (щипок или удар); под

нотой с крестиком при звукоизвлечении, участвует только левая рука.

УПРАЖНЕНИЕ

П.Нечепоренко

Восходящее

пиццикато. При

нисходящем

пиццикато

возбуждение

струны

происходит при помощи энергичного удара пальца левой руки на струну. Удар должен

производиться

подушечкой

пальца

возле

ладового

порожка.

Типичным

для

данного

приема

является

сочетание

двух

звуков,

следующих

один

за

другим

в

восходящем

движении. Пальцем правой руки извлекается первый звук, а второй звук образуется от

удара пальцем левой руки по ещё колеблющейся струне. Таким образом переход от

сильного звука к более слабому создает звуковой эффект легато и обозначается лигой,

соединяющей две (и более) ноты, и крестиком над второй нотой.

УПРАЖНЕНИЕ

П.Нечепоренко

Менуэт

(Фрагмент)

Ф.Сперантес

В

игре

на

хомысе

используются два

вида

флажолетов:

натуральный

и

искусственный,

которые

отличаются

способом

извлечения

и

характером

звучания.

Флажолетами принято называть извлекаемые определённым образом звуки. Они нежны,

прозрачны и напоминают звучание колокольчика.

Извлекается натуральный флажолет одновременным легким прикосновением к

открытой струне пальца левой руки и щипком по струне большим пальцем правой руки,

после

чего

палец

левой

руки

быстро

снимается

со

струны.

На VII,

XII,

XIX ладах

извлекаются так называемые натуральные флажолеты. Извлекаемые на VII ладу, звучат на

октаву выше открытых струн; флажолет на ноте соль второй октавы, извлекаемые не на

ладу, а на панцире (условно 24 лад) звучат на две октавы выше открытой струны. При

исполнении флажолетов палец левой руки должен касаться струны не в промежутке

между порожками, а над порожком лада. Наиболее удобными и часто используемыми для

этой цели являются все пальцы, кроме мизинца. Для достижения высокого качества

флажолетного звука большое значение имеют момент касания и своевременный отрыв от

струны пальца левой руки. Палец своей подушечкой должен слегка касаться струны, а

отрыв

его

должен

происходить

сразу

после

прикосновения

к

струне,

когда

пальцу

передается первоначальный толчок колеблющейся струны. При правильно найденной

точке касания флажолет извлекается легко и звучит ярко.

Натуральные

флажолеты

обозначаются

кружочками

над

нотами

и

звучат

соответственно нотному обозначению.

УПРАЖНЕНИЕ

Кроме натуральных флажолетов, существуют флажолеты искусственные.

Извлекается искусственный флажолет на прижатой струне. Струна пальцем левой

руки прижимается к грифу, согласно обозначенной ноте, а прикосновением серединой

ногтевой

фаланги

слегка

прикасается

в

месте,

указанном

ромбиком,

не

снимая

указательного пальца, сделать щипок большим пальцем. Причем указательный и большой

пальцы после щипка немедленно снимаются со струны.

Для того, чтобы получить искусственный флажолет какого-нибудь лада, например,

второго (ноты ля), нужно прижать пальцем левой руки струну на этом ладу, а правой рукой

извлечь флажолет над XIV ладом (нота ля октавой выше).

УПРАЖНЕНИЕ

1.2. Гитарные приёмы

Название гитарные

приемы

для

исполнителей

на

хомысе

носит

условный

характер. Заимствованные из технического арсенала гитаристов, в исполнительстве на

хомысе они подверглись значительному видоизменению. Наиболее активная роль

в

извлечении звука принадлежит здесь пальцам правой руки: все пальцы, за исключением

большого, извлекают звук снизу вверх.

Гитарное пиццикато - извлечение звука на одной струне с использованием всех

пальцев правой руки поочередно.

Положение руки должно обеспечивать необходимый

замах пальцев, чтобы они не были прижаты друг к другу. Изучать гитарное пиццикато

надо последовательно: сначала осваиваются движения первым и вторым пальцами. Затем

подключаются большой палец, и осваивается комбинация пальцев: 2-1-б и её варианты: 1-

2-б;

б-1-2;

б-2-1.

Следующий

этап

новые

комбинации:

3-2-1-б;

4-3-2-1-б

и

соответственно их варианты. Аппликатура правой руки при игре гитарным приемом

выписывается под нотной строкой (варианты в скобках).

УПРАЖНЕНИЕ

В этом упражнении можно комбинировать пальцы с использованием 3-го пальца.

Гитарное

тремоло

извлечение

звука

частыми,

равномерными

ударами

по

струнам поочередно большим, безымянным, средним и указательным пальцами правой

руки, причем большой палец извлекает звук на II струне или на I струне сверху вниз, а

остальные пальцы извлекают звук на I струне. Движением снизу вверх.

Методы работы над гитарным тремоло такие же, как и над гитарным пиццикато.

Звуки, извлекаемые большим пальцем, играют роль мелодического голоса, звучат громче,

чем остальные. Движения остальных пальцев играют роль сопровождения, а значит,

звучат тише.

ЭТЮД

(Фрагмент)

Г. Камалдинов

Гитарный

перебор

извлечение

звука

пальцами

правой

руки

поочередно

на

первой и второй струне. Кисть правой руки располагается таким образом, чтобы пальцы

оказались

над

нужными

струнами.

Гитарный

перебор

схож

с

приемом

пиццикато,

извлечение звука равномерными ударами указательным пальцем по первой струне вверх,

большим пальцем по второй струне вниз.

УПРАЖНЕНИЕ

1.3. ХАХТЫП или ПЕРЕМЕННЫЕ УДАРЫ

Основной прием игры на хомысе – хахтып. Слово «хахтып» в переводе с хакасского

языка на русский означает - ударять. Хахтып – это удары правой руки по двум струнам.

Звук извлекается прикосновением указательного пальца при ударе вниз и большого пальца

при ударе вверх с участием кисти. При извлечении звука хахтып правая рука должна

находиться

в

отвесном

положении

по

отношению

к

струнам,

предплечье

на

уровне

звукового отверстия. Направление удара вниз кистью правой руки должно быть от плеча, а

вверх - к плечу. Таким образом, кисть как бы рисует полукруг. Расстояние удара до струны

по размаху кисти должно быть больше, чем после, удар заканчивается у края панциря (а не

в стороне от деки). Во время игры большой палец и указательный слегка согнуты и не

отрываются друг от друга, а постоянно соприкасаются.

При

извлечении

звука

ударом

вниз

указательный

палец

вытягивается,

но

не

отрывается от большого пальца. Палец соприкасается со струной боковой частью ногтя.

При извлечении звука ударом вверх струна захватывается боковой частью ногтя

большого пальца, указательный палец как бы прячется под него. Во время игры кисть

круглая, не напряжённая. Кисть движется за пальцами, а не наоборот − пальцы не должны

болтаться

на

кисти,

они

должны

работать.

Хахтып

основывается

на

быстрых

колебательных движениях кисти, являющегося следствием вращательного её движения.

Предплечье

правой

руки

не

поднимается,

а

держится

на

уровне

звукового

резонатора, тогда ладонь слегка будет развернута к лицу, и при ударах будет двигаться в

правильном направлении. Плечо должно удобно располагаться на верхней части деки

хомыса.

Локтевой

сустав

при

этом

отстает

от

бедра

примерно

на

ширину

ладони.

Предплечье располагается таким образом, чтобы кисть в естественно согнутом положении

находилась над струнами. В начальный период изучения приема требуется отработка

ударов вниз и вверх в медленном темпе. Затем надо добиваться более рациональных

движений при ускорении темпа. Внимание ученика должно быть направлено на то, чтобы

освоение приема начиналось с развития вращательного движения кисти.

Работа над звуком − кропотливая работа. Во время упражнений вслушивайтесь в

звучание инструмента, играйте медленно, почувствуйте тяжесть кисти. Сила звука при

ударах вниз и вверх должна быть одинаковой, равномерной, не долбите по инструменту,

добивайтесь ровного, насыщенного звука по обеим струнам.

УПРАЖНЕНИЕ

В

пьесах

для

хомыса

встречаются

переменные

размеры,

и

связанные

с

ними

переменные штрихи, в которых постоянно перемещается акцент. Например:

КӦК ТАСХЫЛЛАР

Обр. В. Албычакова

ААЛӋЫЛАРЫМ

А. Саможиков

1.4. Тремоло

Прием тремоло заключается в быстром и многократном повторении одного и того

же звука на одной или двух струнах.

Тремоло

на

одной

струне

является

разновидностью

приема

игры

пиццикато.

Отличается от них лишь сокращением амплитудой колебания пальца и большей скоростью

движения.

Исполняется тремоло на I струне соль быстрыми ударами указательным пальцем

правой руки с опорой на тыльную сторону большого пальца. Подготовительным этапом

для овладения приемом игры тремоло на одной струне является пиццикато указательным

пальцем.

В

начальный

период

изучения

приема

требуется

отработка

ударов,

можно

выполнять

следующие

упражнения:

играть

на

одной

ноте

шестнадцатыми

длительностями, затем тридцать вторыми, при этом следить, чтобы сила звука была

равномерно распределена на удары вниз, вверх. Затем необходимо увеличить скорость

движения указательным пальцем быстрыми колебательными движениями, т.е. короткими

переменными ударами, похожими на штрих маркато. Продолжительная игра маркато,

постепенно переходит в более длительное звучание, и затем в тремоло. Тремоло на II

струне ре исполняется так же как на I струне, только разворот кисти находится так, чтобы

не задевать I струну.

УПРАЖНЕНИЯ

КАРАА СУУ

Э.Теркишев

Тремоло

на

двух

струнах

является

разновидностью

приема

игры

хахтып

(переменных

ударов).

При

исполнении

двойного

тремоло

(на

двух

струнах),

чтобы

достичь

хорошего

звучания,

нужно

отработать

равномерные

удары

по

двум

струнам

пальцами правой руки (указательным – вниз, большим - вверх). В начале освоения приёма

тремоло необходимо выполнять следующее упражнение: поднимать кисть как можно

выше и опускать её сильно на струны (маркато). Труднее всего добиться при исполнении

тремоло частое, ровное звучание. Поэтому в первое время следует акцентировать каждый

звук, извлекаемый указательным и большим пальцами. В дальнейшем играйте пальцами с

одинаковой силой. Работу над тремоло начинайте в медленном темпе, постепенно доводя

его до быстрого темпа.

УПРАЖНЕНИЕ

Дробь

это

многозвучный

форшлаг.

Дробь

воспроизводится

быстрыми,

последовательными ударами четырех пальцев правой руки по струнам, отчего образуется

звучание,

несколько

напоминающее

дробь

малого

барабана.

Выполняется

дробь

при

движении пальцев правой руки, кисти и предплечья как единого рычага. Применять дробь

следует там, где нужно подчеркнуть сильную долю такта, синкопу, начало или конец

фразы. В практике существует несколько разновидностей дроби, но хомысе используют

только малую дробь.

Малая дробь осуществляется быстрой веерообразной последовательностью ударов

четырьмя пальцами по струнам сверху вниз. Перед началом дроби пальцы полусогнуты,

во время соприкосновения со струнами они поочередно распрямляются. Начинается малая

дробь с удара мизинцем и заканчивается фиксирующим ударом указательного пальца.

Последний удар выделяет основную метроритмическую точку дроби.

ӦӦРIНIС

(Отрывок)

Т. Шалгинова



В раздел образования