Напоминание

Формирование стрессоустойчивости у студентов как средство укрепления психического здоровья.


Авторы: Юшкова Алла Олеговна, Старцева Светлана Владимировна
Должность: Студент, преподаватель
Учебное заведение: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский медицинский колледж им. И.П. Морозова»
Населённый пункт: Г. Сыктывкар
Наименование материала: Сохранение и укрепление здоровья детей и молодёжи в условиях образовательного пространства.
Тема: Формирование стрессоустойчивости у студентов как средство укрепления психического здоровья.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование стрессоустойчивости у студентов как средство укрепления

психического здоровья.

Выпускники

образовательных

организаций

профнаправленности

испытывают множество проблем, итогом которых вполне вероятно может

стать

полная

неудовлетворенность

жизнью,

ведущая

к

невротическим

отклонениям,

развитию

соматических

и

психических

заболеваний,

в

том

числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во

многих

случаях

курением,

употреблением

алкоголя

и

наркотиков.

К

соматическим

заболеваниям

относятся:

заболевания

сердца

и

сосудов,

заболевания

дыхательной

системы,

поражения

печени

и

почек,

ряд

поражений

желудочно-кишечного

тракта,

травмы,

ожоги

и

ранения,

наследственные генетические заболевания, органические поражения нервной

системы,

инфекции

и

спровоцированные

ими

поражения

внутренних

органов, паразитарные заражения, эндокринные нарушения.

Стрессоустойчивость - совокупность качеств, позволяющих организму

спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций,

влияющих на деятельность и на окружающих, а также способность вызывать

психические

расстройства.

Высокая

стрессоустойчивость

характеризуется

низкой эмоциональностью.

Уровень стрессоустойчивости зависит от:

1.

Наследственных особенностей нервной системы и характеристик

личности;

2.

Становления личности человека в детские годы;

3.

Собственных усилий по тренировке личностных качеств.

Группы стрессоустойчивости:

1.

Стрессонеустойчивые,

когда

человек

тяжело

приспосабливается

к

новой

обстановке

и

очень

подвержены

негативному

действию

стрессогенных факторов. Им нужна спокойная работа, устоявшиеся

отношения

в

семье,

с

друзьями.

Они

всё

должны

делать

по

накатанному, т.к. любое отступление от правил, от распорядка надолго

выводят их из строя.

2.

Стрессотренируемые, такой человек не любит кардинальных перемен.

Он

готов

принять

изменения,

но

они

должны

быть

постепенные,

плановые.

3.

Стрессотормозные.

В

данном

случае

особенностью

является

их

готовность к серьезным переменам при непереносимости мелких, но

регулярных изменений. Они любят стабильность и готовы перевернуть

свою жизнь для получения утраченного постоянства.

4.

Стрессоустойчивые.

Максимальная

защита

психики

от

стрессовых

факторов: они адаптируются и к резким переменам и к небольшим

изменениям. Они прекрасно переносят стресс, но и к окружающим

стараются предъявлять такие же требования [].

Проблема стрессоустойчивости с каждым годом становится все более

актуальна в связи с тем, что невозможно избежать стрессовых ситуаций.

Стрессоустойчивость

является

совокупностью

качеств,

которые

позволяют организму спокойным образом переносить действие стрессоров

без вредных всплесков эмоций, которые влияют на деятельность и на других

и

в

том

числе

способны

вызывать

нарушения

психики.

Высокая

стрессоустойчивость отличается низким уровнем эмоциональности.

Каждый

человек

отличается

от

других

огромным,

поистине

неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, т.е. особенностей,

присущих

именно

ему

как

индивидууму.

Индивидуальные

особенности

складываются из темперамента, характера и личностных качеств.

Наиболее известны представления о темпераменте, которые основаны

на понятии типа: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик. Считается,

что свойства темперамента обладают конституциональной основой, которая

определяется

присущими

индивиду

особенностями

функционирования

физиологических систем, регулирующих его поведенческий стиль.

Гиппократ выделял следующие типы темперамента, которые до сих пор

используются в общей и дифференциальной психологии:

1. Холерик – это человек, чья нервная система определяется во многом

преобладанием возбуждения над торможением, в результате чего холерик

имеет быструю реакцию и поэтому часто необдуманно, не успевает себя

затормозить,

сдержать,

нетерпелив,

порывистость,

резок

в

движениях,

вспыльчив, необуздан и несдержан.

2.

Сангвиник

это

такой

человек,

который

обладает

сильной,

уравновешенной подвижной нервной системой, а также высокой и быстрой

реакцией.

Поступки

сангвиника

отличаются

обдуманностью,

он

жизнерадостен, что помогает ему сопротивляться трудностям, возникающим

в жизни.

3.

Флегматик

это

такой

человек,

который

обладает

сильной,

уравновешенной, но в тоже время инертной нервной системой, в результате

чего у него медленная реакция. Как правило, флегматик неразговорчив, а

эмоции

у

него

проявляются

очень

замедленно.

Зато

он

имеет

высокую

работоспособность,

может

успешно

сопротивляться

сильным

и

продолжительным раздражителям и сложностям.

4. Меланхолик – это человек, который обладает слабой нервной системой

и повышенной чувствительностью к любым раздражителям[1].

Таким

образом,

индивидуально-личностные

особенности

это

особенности психических феноменов, среди которых, процессы, состояния и

свойства, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные

различия

(их

природной

предпосылкой

выступают

особенности

нервной

системы, мозга), создаются и развиваются в течение жизни, в деятельности и

общении, под воздействием воспитания и обучения, в ходе взаимодействия

личности с окружающим миром.

В исследовании принимали участие студенты ГПОУ «СМК» в количестве

20 человек.

Нами был выявлен тип личности с помощью личностного опросника Г.

Айзенка, результаты которого представлены на рисунке 1.

20

15

55

10

Холерик

Флегматик

Сангвиник

Меланхолик

Рисунок 1. – Результаты по тесту личностный опросник Айзенка.

Таким образом, полученные результаты анализа, позволяют сделать

выводы, что в данной выборке преобладают студенты с типом темперамента

«сангвиник». Они обладают сильной, уравновешенной подвижной нервной

системой,

а

также

высокой

и

быстрой

реакцией.

Поступки

сангвиника

отличаются

обдуманностью,

они

жизнерадостны,

что

помогает

им

сопротивляться трудностям, возникающим в жизни.

Далее

мы

изучили

уровень

стрессоустойчивости

в

зависимости

от

уровня

темперамент а,

которые

предст авлены

на

рисунке

2 .

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

10

20

30

40

50

60

70

25

25

50

64

27

9

0

67

33

0

50

50

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Рисунок

2.

Уровень

стрессоустойчивости

у

разных

типов

темперамента.

Методика

«Прогноз»

позволила

нам

установить

у р о в н и

стрессоустойчивости

испытуемых.

Анализ

полученных

данных

свидетельствует

о

том,

что

высокий

уровень

стрессоустойчивост

и

свойственный испытуемым –сангвиникам (64%). В целом, люди с сильным

типом

высшей

нервной

деятельности

легче

переносят

воздействие

стрессовой

ситуации,

чаще

используют

активные

способы

преодоления,

совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны

к

избеганию,

уходу

от

стрессового

воздействия,

перекладыванию

ответственности на других людей или внешние обстоятельства.

Максимально

бурная,

стеническая

(раздражение,

гнев,

ярость)

эмоциональная

реакция

на

стресс

свойственна

людям

с

холерическим

темпераментом

50%,

особенно

остро

они

реагируют

на

возникновение

внезапного препятствия на пути к достижению поставленной цели. Тем не

менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так

как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельности. У

сангвиников

эмоциональный

фон

немного

более

спокойный:

их

эмоции

быстро

возникают,

имеют

среднюю

силу

и

малую

продолжительность.

Источником

стресса

для

обоих

типов

скорее

будет

однообразие,

монотонность,

скука,

чем

события,

требующие

активных

действий

и

вызывающие сильные эмоции.

Флегматиком чувства овладевают медленно. Он даже приторможен в

эмоциях.

Ему

не

нужно

делать

над

собой

усилий,

чтобы

сохранить

хладнокровие, поэтому ему легко удержаться от поспешного решения. В

ситуации

стресса

флегматик

хорошо

справится

с

отработанными,

стереотипными

действиями,

в

то

же

время

не

стоит

ожидать

от

него

эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки.

Наиболее

тяжело

стресс

переносят

меланхолики.

Они

изначально

склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер,

страдания

кажутся

невыносимыми

и

выше

всяких

утешений.

При

необходимости

действовать

в

стрессовой

ситуации

меланхолики

будут

демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом

может стать высокий самоконтроль.

Таким образом, в данной таблице мы видим, что сангвиники лучше

всего

справляются

со

стрессом,

что

обусловлено

индивидуально-

типологическими

особенностями

их

личности.

Они

легче

переживают

неудачи, сохраняя самообладание.

Флегматики менее стрессоустойчивы.

Низкие адаптационные возможности проявляются у меланхоликов.

Исходя

из

полученных

данных,

мы

предлагаем

рекомендации

для

повышения уровня стрессоустойчивости

1. Оценка происходящего

Для этого необходимо задать несколько вопросов: "это так важно для

меня?", "как это изменит мою жизнь?", "могу я что-то изменить?" Таким

образом при анализе ситуации выяснится, что их можно поделить на два

вида:

а)

которые

можно

изменить;

б)

не

подлежащие

изменению.

Для

устранения стресса:

В первом случае понимаем и принимаем ситуацию;

Во втором действуем и меняем ситуацию.

2. Даём выход эмоциям

Всем негативным эмоциям нужен выход.

Давно известны и излюбленный японцами метод: боксирование

груши;

Можно

пойти

в

парк,

найти

безлюдное

место

и

просто

прокричать громко всё, что накопилось;

Можно завести записную книжку и писать всё, что хотелось

сказать обидчику;

Можно пойти поплавать в бассейн или на пробежку.

3. Делаем упражнения

Хороший способ для снятия стресса игры в "Брейн-ринг", "Что?

Где? Когда?". Которые создают нестандартную ситуацию, где быстро и чётко

нужно принимать правильное решение;

Игры в шашки, шахматы, футбол, теннис, хоккей;

Всё,

что

связано

с

принятием

правильного

и

моментального

решения в нестандартной для обыденной жизни обстановке, способствует

снятию нервного напряжения.

4. Сохраняем своё здоровье

Нездоровый

человек

наиболее

подвержен

раздражительности.

Здоровый, наоборот, меньше подвержен стрессовым ситуациям. Поэтому:

Под

рукой

всегда

должны

находиться

препараты

для

снятия

головной, зубной и других внезапных болей;

Питание должно быть полноценным и правильным;

Занимаемся

любыми

физическими

упражнениями

(пешие

прогулки, бег, йога и т.д.);

Закрыть глаза и 5 минут размеренно подышать;

Умыться прохладной водой, а если есть возможность - принять

бодрящий душ;

Выпить чашечку тёплого напитка или обычной воды в тишине;

Покинуть помещение и пройтись (пробежаться);

Поговорить с кем-то из близких (хотя бы по телефону);

Посчитать мысленно;

Порисовать (даже если кажется, что не умеешь);

Поплакать (или посмеяться), найдя укромный уголок;

Вслух

проговорить

(или

даже

записать)

причины

своего

раздражения;

Просто сменить вид деятельности;

Помолиться.

Таким

образом,

психологический

тренинг

открывает

широкие

возможности для овладения студентами вышеперечисленными методами и

приёмами

психической

саморегуляции,

что,

в

свою

очередь,

может

способствовать эффективному предупреждению и успешному преодолению

стрессовых

состояний

у

студентов

на

начальном

этапе

обучения

и

формирования у них стрессоустойчивости.

Список использованных источников

1.

Аверин В.А. Психология личности: Учеб. Пособие. 2-е изд. -

СПб.: Изд. Михайлова В.Л., 2015 г. - 191 с.

2.

Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и

групповые различия в поведении. - М.: Апрель Пресс, 2017. -752 с.

3.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. –

М.: Когито-центр, 2016. – 457 с.



В раздел образования