Напоминание

«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе»


Автор: Гончарова Оксана Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: проект урока
Тема: «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проект урока

Педагог (ФИО): Гончарова Оксана Анатольевна

Город: Барнаул

Образовательное учреждение: КГБПОУ «Алтайский государственный колледж»

Предмет (или должность): преподаватель русского языка и литературы

Тема урока: «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе»

Группы 1 курса

Тип урока: комбинированное занятие

Цели: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведе-

ния;

выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они по-

могают раскрыть характер главного героя;

подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольни-

ковым и миром, им отрицаемым;

расширить представление учащихся о героях романа;

добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир “погиб-

ших и погибающих”;

воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к “уни-

женным и оскорбленным”, милосердие;

развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.

Задачи:

1.

Проанализировать теории, представленные в романе.

2.

Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхче-

ловека, сильной личности.

3.

Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие

таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

Планируемые результаты:

Личностные:

усвоение гуманистических ценностей, формирование целостного мировоззрения,

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и форму-

лировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и ин-

тересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достиже-

ния

целей, умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, строить логическое рассуждение

и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совмест-

ную деятельность с преподавателем и одногруппниками.

Предметные:

овладение процедурами смыслового анализа текста; формирование умений вос-

принимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать ху-

дожественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только

эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Методы обучения: деятельностный подход

Оборудование: компьютер, телевизор, компьютерная презентация, графические изображе-

ния, раздаточный материл, опорные конспекты.

1. Организационный момент, включающий:

Цель учащихся (предполагаемая): понять, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Рас-

кольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя; в чем заключается главный

конфликт романа.

Цель учащихся (что должно быть сделано учащимися на данном этапе, чтобы их дальнейшая

работа на уроке была эффективной):

1. Подготовить рабочее место для дальнейшей работы.

2. Эмоционально и интеллектуально настроиться на урок (осознать личностную, метапредметную и

предметную значимость материала, который предстоит изучить).

3. Мотивировать учащихся на решение задач в пределах сформулированной темы урока.

Цель учителя:

создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Методы

организации

работы

учащихся:

создание

проблемной

ситуации

через

постановку

проблемных вопросов.

Проблемные вопросы:

1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?

2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к

этой идее.

2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы на проблемный вопрос.

Определение

цели

урока

и

учебных

д е й с т в и й

д л я

д о с т и ж е н и я

поставленных целей.

Постановка

проблемных

вопросов.

Рефлексивный

ана лиз

ответов учащихся.

Организация

целеполагания:

Используется

принцип

психологической

комфортности.

Результат

данного

э т а п а

заключается

в

Какой вопрос вас больше

всего

заинтересовал

и

почему?

К а к

б ы

в ы

сформулировали

цель

с в о е й

у ч е б н о й

деятельности

на

уроке,

исходя

из

ответ а

н а

предыдущие вопросы?

Что

необходимо

сделать

д л я

т о г о ,

ч т о б ы

достигнуть

поставленной

вами цели?

мотивированной

постановке

учащимися

цели

и

в ы б о р е

учебных

д е й с т в и й

д л я

достижения

этой

цели:

проанализироват

ь текст романа с

целью выявления

нравственно-

этической

позиции автора.

На данном этапе

урока

предполагается

достижение

следующих

образовательных

результатов:

метапредметны

х

(умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

планировать пути

достижения

целей,

соотносить свои

д е й с т в и я

с

планируемыми

результатами,

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений;

1. Вступительное слово учителя (Слайды 1–4):

– Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально философские принципы, на которые

опирался Раскольников, создавая свою теорию.

Версии преступления:

Ваши версии по поводу главных причин преступления Раскольникова?

- Бедность? (Нет, т.к. герой так и не воспользовался украденными деньгами, вещами, а сам герой

говорит: «Знаешь, Соня…, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был…,

то я бы теперь…счастлив был! Знай ты это.»

-Мечты о счастье ближних? (Нет. «Не для того, чтобы матери помочь я убил-вздор! Не для того я

убил, чтобы получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!)

Что же привело героя к убийству? (Идея, отвечающая всей истории человечества)

Беседа по Сократу:

- К какому выводу пришел герой, размышляя над историей? (исторический прогресс осуще-

ствляется на чьих- то страданиях)

- В чем суть теории героя, в какую он верит? (суть в том, что одним дано право вершить про-

гресс, творить историю. История оправдывает жертвы законами прогресса во всех эпохах.)

Ницше говорил: «Цель оправдывает средства!» теория Раскольникова антигуманна и роднит ее с

теорией фашизма.

- Какое желание породила мысль о праве сильной личности?

- Кто, по мнению Раскольникова, относится к разряду гениев? Совместимы ли, с точки зрения

Раскольникова, гений и злодейство?

- К какому разряду людей принадлежит сам герой?

- Что такое преступление героя? (Протест против мира, который он не хочет принимать, и этот

проект отравлен ядом эгоистического утверждения.)

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли

главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “де-

моны» и положительные «ангелы».

– Кого же можно отнести к первой группе?

– Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов. – До-

кажите это.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Цель учащихся: с помощью анализа текста найти ответы на поставленные проблемные вопросы.

Цель

учителя:

создать

условия

для

достижения

предметных

результатов

(овладение

процедурами

смыслового анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать

и

интерпретировать

прочитанное,

осознавать

художественную

картину

жизни,

отражённую

в

литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального

осмысления).

Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой:

учащиеся работают в группах (группы создаются на основе проблемных вопросов, которые

были выбраны учащимся, т.е. 1 группа – раскрывает образ Лужина, 2 группа – раскрывает

причину самоубийства Свидригайлова, 3 группа - исследует образ Лебезятникова.

Описание

критериев определения

уровня

внимания и

интереса,

учащихся

к

тексту,

с

которым работают, и к проблеме, по которой работают:

Активность работы учащихся в группе, объём найденной информации по проблемному вопросу.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа с текстом.

Поиск и систематизация

информации.

Представление результатов работы.

Участие в обсуждении.

О р г а н и з а ц и я

УД

в

малых группах;

Организация

рефлексивного

восприятия

сообщений

учащихся от групп.

Результат данного

этапа

заключается

в

осмыслении

учащимися, Лужин –

п о д л е ц

« п о

убеждению»,

маленький

«Наполеон».

Лужина

и

С в и д р и г а й л о в а

ч а с т о

н а з ы в а ю т

«двойниками»

Родиона

Раскольникова.

Н а

д а н н о м

э т а п е

у р о к а

предполагается

достижение

предметных

результатов:

(овладение

процедурами

смыслового

анализа

текста,

формирование

умений

воспринимать,

анализировать,

критически

о ц е н и в а т ь

и

интерпретирова

ть прочитанное,

осознавать

художественну

ю

к а р т и н у

жизни,

отражённую

в

литературном

про

изведении,

на

уровне

не

только

эмоциональног

о

восприятия,

н о

и

интеллектуальн

ого

осмысления)

Исследование “демонов»:

– Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (Слайд 5)

– Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите до последствий,

что вы давеча проповедовали, и выйдет,, что людей можно резать ... ,”. Согласны ли вы с ним?

(1. 2, гл. 5)

– Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова?

Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

– Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(“Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно

такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан

своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать мужичка

подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст ... ”, усиливают

складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчет-

ливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

– Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены. “объяснения” между ним и Дуней.

Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это

сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсут-

ствие искренности, истинной любви u уважения к своей невесте, готовность оскорбить и уни-

зить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благо-

родство, 'желание рассудить беспристрастно: “ ... если брат виноват, то он должен и будет про-

сить у вас прощения”, уважение к человеку, которому дано “великое обещание”, гордость и чув-

ство собственного достоинства).

Что превыше всего ценил Лужин в жизни? И почему его раздражал разрыв с Дуней?

(“Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги:

они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это

разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то бу-

дет безгранично ... владычествовать” …)

– Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению,

вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармела-

довых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, “для себя одного”, готов “преступить все

препятствия”, живет по принципу “все позволено”. В этом его теория близка с теорией Расколь-

никова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человече-

ских чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского

о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.)

В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

– Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе “арифметиче-

ских” построений Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической правды”, этот буржу-

азный дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает беспо-

лезность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и

о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольнико-

ва, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом

помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения

своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как пола-

гает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или

поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к

топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фун-

даменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали,

и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в

идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он

оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифме-

тику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направ-

ленности.

В чем совпадают Раскольников и Лужин?

– Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому

очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни

его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос

социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Расколь-

ников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но

гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интел-

лектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух

разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории.

Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того поло-

жения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми.

Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку

они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые

становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее,

чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым

и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем

другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – то-

гда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что

Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но

поведение Лужина, да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но

и антиподом Раскольникова.

– Лебезятников…..Что о нем можете сказать? (Слайд 6)

-Следующий двойник, “прогрессист” Лебезятников, в своей жизненной установке варьирует ни-

гилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и соци-

альным устоям. С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и жен-

ская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников

выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл кото-

рого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих

убеждениях. Мы больше отрицаем!” Восстающая против несправедливого устройства мира,

бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмыс-

ленных и пошлых отрицаний. Карикатурной тенью этот двойник пристраивается к главному ге-

рою, желающему “взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, при-

нимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Рас-

кольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность само-

утверждения.

Самовозвеличивание и потребность в проверке себя убийством – эти тайные устремления лич-

ности главного героя развенчиваются в соприкосновении извне с жизненными установками жал-

ких “наследников” его мысли и в его мучительной констатации. собственной несостоятельности

(“вошь”, “тварь дрожащая”).

– Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в

отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не расшатали тем не менее мощные

стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от

нее. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в

руины, благодаря мрачной тени третьего двойника.

– Свидригайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения миров после

двух своих предшественников, которые, растащив отдельные части самодовлеющей идеи смог-

ли, в силу своей ничтожности, расщепить ее ядро. Для этого нужна была незаурядная личность,

“выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных”, устанавливающая за собой право вседозво-

ленности (“Свидригайлов – загадка”,– думает о нем Раскольников).

Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе? (Слайды 7,

8)

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Гово-

рят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа,

что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шулер, что нет такого

порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он со-

вершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь

Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладо-

вых.)

– От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и

без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Сви-

дригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою' последнюю цель – добиться расположения

Дуни). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через соб-

ственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных лич-

ностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидри-

гайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну

“вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается

“опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других ге-

роев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать

преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. За-

гнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознатель-

ного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически про-

должаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов –

это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных му-

чений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Сви-

дригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая

чудовищный самообман главного героя.

Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что

между ними есть “точка общая”?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не призна-

ющего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”. Раскольников, раз-

решая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека

за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории

людей – “тварей дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих раз-

мышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайло-

вым? Ваши версии.

– Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-

то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с “сильными мира сего”, не может принять их

жизнь, хотя и старается причислить себя к “сильным мира сего”; ему неприятны люди, живущие

по его “теории”. Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретика и возвышает в нем че-

ловека.

– У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгои-

стическое самоугверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию

Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Рас-

кольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к “сильным

мира сего, не может принять мир людей, которые не живуг по его теории. В этом сила Расколь-

никова и то, что возвышает его над “сильными мира сего”.

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель учащихся: определить, какие нравственные уроки вынесли для себя из текста, какие

жизненные вопросы пробудило чтение и осмысление характеров героев, и выяснить, что дает

изучение этого романа именно в их возрасте?

Цель

учителя:

создать

условия

для

достижения

личностных

результатов:

усвоение

гуманистических

ценностей, формирование целостного мировоззрения, освоение социальных норм,

правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, развитие морального

сознания

и

компетентности

в

решении

моральных

проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Формы:

дискуссионное обсуждение вопросов и проблем в группах;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Рефлексивные вопросы

и ответы

групп.

О ц е н и в а н и е

о т в е т о в

представителей групп в оценочных

листах.

Организация групповой

и

и н д и в и д у а л ь н о й

рефлексии

5. Задание на дом, включающее:

Цель учителя: создать условия для совершенствования достигнутых на уроке целей через организацию

самостоятельной работы учащихся.

Домашнее задание (по группам).

1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.

2. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Перечитать:

часть III, глава 5,

часть VI, главы 5–6,

часть VI, глава 2.

3. Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова?

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Вопросы,

связанные

с

уточнением

домашнего задания

Объяснения

задания

на

дом

Результат

урока:

достижение

поставленных

целей.



В раздел образования