Автор: Недбайло Наталья Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №24 "Космос"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Характеристика речевого развития детей в норме и при патологии".
Раздел: среднее профессиональное
Характеристика
речевого развития детей
в норме и при патологии
Характеристика речевого развития детей пя-
того года жизни ( в норме ).
Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освое-
ние связной монологической речи.
Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразо-
вания: начинается как бы взрыв словотворчества.
Активный словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими ка-
чества предметов, действия, которые с ними производятся. Дети могут
определять назначение предмета, функциональные признаки («Мяч – это
игрушка, в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противопо-
ложным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обоб-
щающие слова ( существительные с собирательным значением).
Увеличивается речевая активность ребёнка. На пятом году начинается
возраст «почемучек». Запас слов довольно внушителен, дети употребля-
ют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях,
выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложения-
ми, используют в своей речи вводные конструкции. Дошкольники осваи-
вают умение строить высказывания разных типов – описательные и по-
вествовательные.
Речь детей становится более связной и последовательной; совершен-
ствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура
предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необхо-
димы для развития связной речи.
У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение
к рифме. Ребёнок охотно подбирает и рифмует слова, порою лишая их
при этом всякого смысла. Само же это занятие оказывается далеко не бес-
смысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует уме-
ние подбирать слова, близкие по звучанию.
В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребён-
ка начинает формироваться представление о том, что слово имеет смыс-
ловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой – то предмет, яв-
ление, качество и состоит из звуков, звучит.
Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов
«слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова,
находить слова, сходные и различные по звучанию, выделять в них опре-
деленные звуки.
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни ещё встречаются наруше-
ния. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у не-
которых недостаточно развита интонационная выразительность.
Дошкольники практически осваивают правила грамматики, морфоло-
гические средства языка ( согласование слов в роде, числе, падеже; чере-
дование согласных в основах глаголов и существительных), словообразо-
вание существительных, обозначающих детёнышей животных, с помо-
щью
суффиксов,
которые
придают
слову
эмоциональные
оттенки
(Лисёнок, лисёночек); некоторые способы образования глаголов.
Однако ещё имеются недостатки и в освоении грамматических правил
речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе,
употребление
родительного
падежа
множественного
числа).
Часто
в
предложении отсутствуют слова, содержащие основной смысл, имена су-
ществительные заменяются местоимениями. Нарушения относятся и к
порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения
слов ( не вполне усвоены типы склонений и спряжений).
Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью
и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону
слова, однако объяснение значения слова вызывает у многих детей за-
труднение.
Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умени-
ем строить описание и повествование: нарушают структуру, последова-
тельность, не могут связывать предложения и отдельные части высказы-
вания.
В течение года речь детей постепенно становится более связной и по-
следовательной.
Это
даёт
возможность
учить
ребёнка
составлять
не-
большие повествования, в которых он может использовать свой словарь,
строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и
другие части речи. Затем дети отходят от простого подражания и учатся
рассказывать, излагать свои мысли более самостоятельно.
Характеристика речевого развития детей
шестого года жизни ( в норме ).
Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень раз-
вития речи.
Звукопроизношение. Большинство детей правильно произносят все зву-
ки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использо-
вать интонацию вопроса, радости, удивления. Речь в целом чистая и от-
чётливая. Возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску
рифм.
Понимание речи. Дети осознают смысловое содержание обращенной к
ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они
способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых,
понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически от-
носится к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки
и неточности в речи товарищей и своей, уже нет затруднений в понима-
нии изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов, в
понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, осо-
бенностей
логико-грамматических
структур,
отражающих
причинно
следственные, временные, пространственные и другие связи и отноше-
ния.
Словарный запас. К этому времени у ребёнка накапливается значитель-
ный запас слов. Объём активного словаря в речи детей возрастает до 3000
слов. В речи детей появляются синонимы, сравнения и антонимы; появ-
ляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, элек-
троприборы, и.т.д). Чаще используются прилагательные для обозначе-
ния признаков и качеств предметов, для отражения временных и про-
странственных отношений, начинают появляться притяжательные прила-
гательные (лисий хвост, заячья избушка, и т.д.), шире используются на-
речия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и
др.). Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют су-
ществительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (звёздочка,
медвежонок, и т. д.), однокоренные слова различных категорий (плавать,
пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существи-
тельных (дерево – деревянный, снег – снежный, глина – глиняный, и т.д.)
В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.
Грамматический строй речи. В старшем дошкольном возрасте заверша-
ется важнейший этап речевого развития ребёнка – этап усвоения грамма-
тической системы языка. Возрастает количество простых распространён-
ных предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложе-
ний. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим
ошибкам, умение контролировать свою речь. К пяти годам дети усваива-
ют основные формы согласования слов: прилагательных с существитель-
ными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; пости-
гают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладева-
ют функцией словоизменения: имён существительных по числам и родам,
глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют
предлоги в речи.
Фонематическое восприятие. У детей пятилетнего возраста достаточно
хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отли-
чающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса;
твёрдым – мягким: поток – потёк); могут установить наличие заданного
звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать
слова на заданный звук; дети могут точно воспроизводить различные ин-
тонации, выдерживать паузы, различать повышение и понижение громко-
сти голоса, ускорение и замедление темпа речи.
Связная речь. В диалогической речи дети пользуются в зависимости от
контекста краткой или развёрнутой формой высказывания. Они уже не
ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как пра-
вило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно раз-
вёрнутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное со-
держание и находить целесообразную форму его выражения в связном
повествовании. Дети более активно участвуют в беседе или разговоре:
спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают своё мнение,
убеждают товарищей.
Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является ак-
тивное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассу-
ждение). К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, вырази-
тельно читать стихотворение, пересказывают только что прочитанные
дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или
услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить
причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от
рассказа.
Характеристика речевого развития детей
седьмого года жизни ( в норме ).
Фразовая речь. Активная речь детей достаточно развита: высказывания
точны, логически последовательны, завершены; фразы развёрнуты; объём
предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.
Звукопроизношение. Дети седьмого года жизни правильно произносят
все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при раз-
личной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом
количестве слогов в слове).
В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать
голос до шёпота; умеют изменять темп речи с учётом содержания выска-
зывания; пользуются интонационными средствами.
Понимание речи. Дети различают изменения значений слов, вносимых
морфемами – окончаниями, приставками, суффиксами. Адекватно пони-
мают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фра-
зеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суф-
фиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.
Готовы действовать по словесной инструкции: правильно её понима-
ют, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является
важнейшим условием успешного школьного обучения.
Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысли-
вают условия и средства её достижения. Более обострённо реагируют на
эмоциональный тон речи, чем на смысловое содержание.
Словарный запас. В количественном и качественном отношении словарь
детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со
взрослыми и сверстниками, могут поддерживать разговор на любую тему,
доступную их возрасту.
Объём активного словаря достигает 4000-4200слов. Он обогащается
за счёт названий качеств, свойств предметов и названий отдельных ча-
стей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные
существительные, активно пользуются существительными, прилагатель-
ными, глаголами и деепричастиями; умеют подбирать антонимы, синони-
мы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пы-
таются объяснять значения слов.
Слоговая структура слов. Дети чётко и ясно произносят слова с 1,2,3,4,5
слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, се-
редине и конце слова. Чётко и внятно произносят фразы и предложения,
соблюдая нормы литературного произношения.
Грамматический строй речи. У детей наблюдается в основном грамма-
тически правильная речь: они правильно строя различные по конструк-
ции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно
спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются
различными грамматическими формами и категориями, редкими оборота-
ми речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родитель-
ного и творительного падежей в единственном и множественном числе,
чередовании ударения, использовании числительных.
Фонематическое восприятие. Дети имеют достаточно развитое фонема-
тическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют
выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой
дифференциации (звонкие – глухие, твёрдые – мягкие пары звуков, сви-
стящие – шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в
словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.
Связная речь. На седьмом году жизни связная речь детей становится всё
более развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описа-
ниях предметов отмечаются чёткость изложения, завершённость выска-
зываний.
В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игру-
шек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содер-
жание небольших художественных произведений, просмотренных филь-
мов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и
чувствах.
Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать
не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы
произойти до и после увиденного.
Что такое общее недоразвитие речи ?
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при
котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом
отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмма-
тизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в со-
вокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой
деятельности.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных
формах
детской
речевой
патологии:
алалии,
афазии,
ринолалии,
ди-
зартрии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются
типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой дея-
тельности.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от пол-
ного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элемента-
ми
фонетического
и
лексико-грамматического
недоразвития.
Выделяют
три уровня речевого развития.
Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным от-
сутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их раз-
витием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказы-
вается уже полностью сформированной.
У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный
словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиход-
ных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители
употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий,
причём они используются в самых разных значениях. Дети широко пользу-
ются жестами, мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы
для передачи грамматических отношений. Речь ребёнка понятна лишь в
конкретной ситуации.
Второй уровень речевого развития. Возрастает речевая активность де-
тей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся ис-
кажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более
разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лек-
сико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилага-
тельные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут
ответить на вопросы по картине, связанные с семьёй, знакомыми явления-
ми окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих жи-
вотных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д. Ха-
рактерным остаётся резко выраженный аграмматизм. Понимание обращён-
ной речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы раз-
личаются детьми недостаточно.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением раз-
вёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетиче-
ских отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребле-
ние многих слов и недостаточная полная сформированность ряда грамма-
тических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают суще-
ствительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, при-
знаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруд-
нён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны
ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и
т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не
различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую
структуру и звуконаполняемость слов.
Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости,
последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явле-
ний и не учитываются их существенные признаки, причинно- следствен-
ные отношения.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально раз-
вивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них
характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и про-
дуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического
мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя вклю-
читься в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объек-
та на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью,
повышенной
истощаемостью,
что
ведёт
к
появлению
различного
рода
ошибок при выполнении заданий.
Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики
артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой му-
скулатуре,
затруднения
в
тонких
артикуляционных
дифференцировках,
ограниченная возможность произвольных движений.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:
недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движе-
ний, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми
аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально
организованной работы по их коррекции.