Напоминание

"Характеристика речевого развития детей в норме и при патологии".


Автор: Недбайло Наталья Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №24 "Космос"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Характеристика речевого развития детей в норме и при патологии".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Характеристика

речевого развития детей

в норме и при патологии

Характеристика речевого развития детей пя-

того года жизни ( в норме ).

Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освое-

ние связной монологической речи.

Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразо-

вания: начинается как бы взрыв словотворчества.

Активный словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими ка-

чества предметов, действия, которые с ними производятся. Дети могут

определять назначение предмета, функциональные признаки («Мяч – это

игрушка, в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противопо-

ложным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обоб-

щающие слова ( существительные с собирательным значением).

Увеличивается речевая активность ребёнка. На пятом году начинается

возраст «почемучек». Запас слов довольно внушителен, дети употребля-

ют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях,

выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложения-

ми, используют в своей речи вводные конструкции. Дошкольники осваи-

вают умение строить высказывания разных типов – описательные и по-

вествовательные.

Речь детей становится более связной и последовательной; совершен-

ствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура

предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необхо-

димы для развития связной речи.

У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение

к рифме. Ребёнок охотно подбирает и рифмует слова, порою лишая их

при этом всякого смысла. Само же это занятие оказывается далеко не бес-

смысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует уме-

ние подбирать слова, близкие по звучанию.

В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребён-

ка начинает формироваться представление о том, что слово имеет смыс-

ловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой – то предмет, яв-

ление, качество и состоит из звуков, звучит.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов

«слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова,

находить слова, сходные и различные по звучанию, выделять в них опре-

деленные звуки.

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни ещё встречаются наруше-

ния. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у не-

которых недостаточно развита интонационная выразительность.

Дошкольники практически осваивают правила грамматики, морфоло-

гические средства языка ( согласование слов в роде, числе, падеже; чере-

дование согласных в основах глаголов и существительных), словообразо-

вание существительных, обозначающих детёнышей животных, с помо-

щью

суффиксов,

которые

придают

слову

эмоциональные

оттенки

(Лисёнок, лисёночек); некоторые способы образования глаголов.

Однако ещё имеются недостатки и в освоении грамматических правил

речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе,

употребление

родительного

падежа

множественного

числа).

Часто

в

предложении отсутствуют слова, содержащие основной смысл, имена су-

ществительные заменяются местоимениями. Нарушения относятся и к

порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения

слов ( не вполне усвоены типы склонений и спряжений).

Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью

и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону

слова, однако объяснение значения слова вызывает у многих детей за-

труднение.

Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умени-

ем строить описание и повествование: нарушают структуру, последова-

тельность, не могут связывать предложения и отдельные части высказы-

вания.

В течение года речь детей постепенно становится более связной и по-

следовательной.

Это

даёт

возможность

учить

ребёнка

составлять

не-

большие повествования, в которых он может использовать свой словарь,

строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и

другие части речи. Затем дети отходят от простого подражания и учатся

рассказывать, излагать свои мысли более самостоятельно.

Характеристика речевого развития детей

шестого года жизни ( в норме ).

Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень раз-

вития речи.

Звукопроизношение. Большинство детей правильно произносят все зву-

ки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использо-

вать интонацию вопроса, радости, удивления. Речь в целом чистая и от-

чётливая. Возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску

рифм.

Понимание речи. Дети осознают смысловое содержание обращенной к

ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они

способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых,

понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически от-

носится к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки

и неточности в речи товарищей и своей, уже нет затруднений в понима-

нии изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов, в

понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, осо-

бенностей

логико-грамматических

структур,

отражающих

причинно

следственные, временные, пространственные и другие связи и отноше-

ния.

Словарный запас. К этому времени у ребёнка накапливается значитель-

ный запас слов. Объём активного словаря в речи детей возрастает до 3000

слов. В речи детей появляются синонимы, сравнения и антонимы; появ-

ляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, элек-

троприборы, и.т.д). Чаще используются прилагательные для обозначе-

ния признаков и качеств предметов, для отражения временных и про-

странственных отношений, начинают появляться притяжательные прила-

гательные (лисий хвост, заячья избушка, и т.д.), шире используются на-

речия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и

др.). Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют су-

ществительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (звёздочка,

медвежонок, и т. д.), однокоренные слова различных категорий (плавать,

пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существи-

тельных (дерево – деревянный, снег – снежный, глина – глиняный, и т.д.)

В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.

Грамматический строй речи. В старшем дошкольном возрасте заверша-

ется важнейший этап речевого развития ребёнка – этап усвоения грамма-

тической системы языка. Возрастает количество простых распространён-

ных предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложе-

ний. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим

ошибкам, умение контролировать свою речь. К пяти годам дети усваива-

ют основные формы согласования слов: прилагательных с существитель-

ными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; пости-

гают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладева-

ют функцией словоизменения: имён существительных по числам и родам,

глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют

предлоги в речи.

Фонематическое восприятие. У детей пятилетнего возраста достаточно

хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отли-

чающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса;

твёрдым – мягким: поток – потёк); могут установить наличие заданного

звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать

слова на заданный звук; дети могут точно воспроизводить различные ин-

тонации, выдерживать паузы, различать повышение и понижение громко-

сти голоса, ускорение и замедление темпа речи.

Связная речь. В диалогической речи дети пользуются в зависимости от

контекста краткой или развёрнутой формой высказывания. Они уже не

ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как пра-

вило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно раз-

вёрнутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное со-

держание и находить целесообразную форму его выражения в связном

повествовании. Дети более активно участвуют в беседе или разговоре:

спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают своё мнение,

убеждают товарищей.

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является ак-

тивное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассу-

ждение). К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, вырази-

тельно читать стихотворение, пересказывают только что прочитанные

дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или

услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить

причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от

рассказа.

Характеристика речевого развития детей

седьмого года жизни ( в норме ).

Фразовая речь. Активная речь детей достаточно развита: высказывания

точны, логически последовательны, завершены; фразы развёрнуты; объём

предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

Звукопроизношение. Дети седьмого года жизни правильно произносят

все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при раз-

личной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом

количестве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать

голос до шёпота; умеют изменять темп речи с учётом содержания выска-

зывания; пользуются интонационными средствами.

Понимание речи. Дети различают изменения значений слов, вносимых

морфемами – окончаниями, приставками, суффиксами. Адекватно пони-

мают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фра-

зеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суф-

фиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.

Готовы действовать по словесной инструкции: правильно её понима-

ют, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является

важнейшим условием успешного школьного обучения.

Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысли-

вают условия и средства её достижения. Более обострённо реагируют на

эмоциональный тон речи, чем на смысловое содержание.

Словарный запас. В количественном и качественном отношении словарь

детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со

взрослыми и сверстниками, могут поддерживать разговор на любую тему,

доступную их возрасту.

Объём активного словаря достигает 4000-4200слов. Он обогащается

за счёт названий качеств, свойств предметов и названий отдельных ча-

стей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные

существительные, активно пользуются существительными, прилагатель-

ными, глаголами и деепричастиями; умеют подбирать антонимы, синони-

мы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пы-

таются объяснять значения слов.

Слоговая структура слов. Дети чётко и ясно произносят слова с 1,2,3,4,5

слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, се-

редине и конце слова. Чётко и внятно произносят фразы и предложения,

соблюдая нормы литературного произношения.

Грамматический строй речи. У детей наблюдается в основном грамма-

тически правильная речь: они правильно строя различные по конструк-

ции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно

спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются

различными грамматическими формами и категориями, редкими оборота-

ми речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родитель-

ного и творительного падежей в единственном и множественном числе,

чередовании ударения, использовании числительных.

Фонематическое восприятие. Дети имеют достаточно развитое фонема-

тическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют

выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой

дифференциации (звонкие – глухие, твёрдые – мягкие пары звуков, сви-

стящие – шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в

словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

Связная речь. На седьмом году жизни связная речь детей становится всё

более развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описа-

ниях предметов отмечаются чёткость изложения, завершённость выска-

зываний.

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игру-

шек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содер-

жание небольших художественных произведений, просмотренных филь-

мов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и

чувствах.

Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать

не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы

произойти до и после увиденного.

Что такое общее недоразвитие речи ?

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при

котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом

отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмма-

тизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в со-

вокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой

деятельности.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных

формах

детской

речевой

патологии:

алалии,

афазии,

ринолалии,

ди-

зартрии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются

типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой дея-

тельности.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от пол-

ного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элемента-

ми

фонетического

и

лексико-грамматического

недоразвития.

Выделяют

три уровня речевого развития.

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным от-

сутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их раз-

витием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказы-

вается уже полностью сформированной.

У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный

словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиход-

ных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители

употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий,

причём они используются в самых разных значениях. Дети широко пользу-

ются жестами, мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы

для передачи грамматических отношений. Речь ребёнка понятна лишь в

конкретной ситуации.

Второй уровень речевого развития. Возрастает речевая активность де-

тей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся ис-

кажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более

разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лек-

сико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилага-

тельные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут

ответить на вопросы по картине, связанные с семьёй, знакомыми явления-

ми окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих жи-

вотных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д. Ха-

рактерным остаётся резко выраженный аграмматизм. Понимание обращён-

ной речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы раз-

личаются детьми недостаточно.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением раз-

вёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетиче-

ских отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребле-

ние многих слов и недостаточная полная сформированность ряда грамма-

тических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают суще-

ствительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, при-

знаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруд-

нён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны

ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и

т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не

различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую

структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости,

последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явле-

ний и не учитываются их существенные признаки, причинно- следствен-

ные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально раз-

вивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них

характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и про-

дуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического

мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя вклю-

читься в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объек-

та на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью,

повышенной

истощаемостью,

что

ведёт

к

появлению

различного

рода

ошибок при выполнении заданий.

Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики

артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой му-

скулатуре,

затруднения

в

тонких

артикуляционных

дифференцировках,

ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:

недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движе-

ний, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми

аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально

организованной работы по их коррекции.



В раздел образования