Напоминание

Совместная работа профильных учебных заведений и предприятий работодателей – ключ к решению проблемы кадрового обеспечения предприятий питания


Автор: Крыгина Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Невинномысский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Невинномысск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Совместная работа профильных учебных заведений и предприятий работодателей – ключ к решению проблемы кадрового обеспечения предприятий питания
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Совместная работа профильных учебных заведений и предприятий

работодателей – ключ к решению проблемы кадрового обеспечения

предприятий питания

ГБПОУ НИК, преподаватель Крыгина Е.Н.

Проблема

обеспечения

предприятий

питания

квалифицированными

кадрами

становится

все

более

острой,

не

хватает рабочих

кадров

и

специалистов среднего звена для работы в сфере общественного питания,

хлебозаводах, мини пекарнях, кондитерских предприятиях. На общем уровне

повышения

требований

к

молодым

специалистам,

как

к

теоретической

подготовке, так и к практической, в оценке личностных и деловых качеств

обучающихся фигурируют способность к обучению, умение организовывать

свою

работу

и

принимать

решения

в

различных

с и т у а ц и я х ,

дисциплинированность,

ответственность,

коммуникабельность,

включая

умение

не

только

позиционировать

себя,

но

и

работать

в

коллективе.

Стандарты

профессионального

образования

не

всегда

успевают

за

изменениями

передовых

технологий,

а

именно

учебным

заведениям

необходимо учитывать в своих программах новые требования к знаниям,

умениям и профессиональным компетенциям. В настоящее время во многих

учебных заведениях проблемой стала нехватка современного оборудования в

технических лабораториях и кабинетах, обучающиеся изучают специальные

дисциплины больше теоретически, недостаточно финансируются средства

для проведения лабораторно-практических занятий и учебных практик. Эту

проблему можно решать, тесно сотрудничая с базовыми предприятиями и

организациями. Прежде качество образования интересовало работодателей

только

как

конечный

результат

обучения,

а

не

как

уровень

подготовки

работников, поэтому они не стремились глубоко вникать в работу учебных

заведений,

не

обеспечивали

будущему

специалисту

хорошую

практику,

ссылаясь при этом на недостаток времени и средств. В связи с этим у

студента

зачастую

отсутствовала

заинтересованность

в

получении

дополнительных знаний, он пассивно принимал то, что дают. Практика в

период учёбы имела часто формальный характер и с производством была

связана слабо: не рассматривались возникающие в процессе производства

проблемы,

отсутствовала

ответственность

за

проделанную

работу.

В

последствии

на

доучивание

работодателям

приходится

тратить

больше

средств и времени, чем, если бы молодой специалист пришёл на работу

полностью подготовленным.

В

связи

с

вышесказанным

напрашивается

вывод,

что

проблемы

кадрового

обе спечения

предприятий

питания,

формирование

профессиональных компетенций выпускников с учетом требований рынка

труда, достижения нового качества профессионального образования будут

активно

решаться

совершенствованием

форм

взаимодействия

работы

учебных

заведений

и

предприятий

работодателей.

Дефицит

работников

высокой квалификации в условиях широкого использования в производстве

инноваций,

передовых

знаний

и

технологий,

формирования

и

развития

глобальных рынков труда, быстрого роста мобильности трудовых ресурсов

заставляет

работодателей

активно

взаимодействовать

с

учебными

заведениями, участвовать в формировании профессиональных компетенций

выпускников

и

вникать

в

вопросы

обеспечения профессиональной

подготовки

с

ориентацией

ее

на

международные

стандарты

качеств

(WorldSkills

и

др.),

интенсифицировать

деятельность

по

укрупнению,

интеграции

профессий,

решительно

повернуть

учреждения

среднего

образования к потребностям местного рынка труда. Для современного рынка

труда взаимодействие учебных заведений с профильными предприятиями и

организациями становится актуальным.

В

настоящее

время

согласно

Федеральному

закону

«О

внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях

предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке

и

реализации

государственной

политики

в

области

профессионального

образования» объединения работодателей теперь не только могут участвовать

в

кадровом

мониторинге,

но

и

помогают

государству

в

разработке

федеральных стандартов и требований к образовательным программам и

формировании

перечня

направлений

подготовки

профессионального

образования.

Дальнейшая

совместная

работа

учебных

заведений

и

предприятий

работодателей должна продолжаться в следующих направлениях:

- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации

сети профессиональных образовательных учреждений;

-

увеличение

финансирования учебных

заведений

для

укрепления

материально-технической базы, создания современной учебно-методической

и информационной базы обучения;

-

формирование

дополнительных

компетенций

по

запросу

работодателей с возможностью формирования вариативной части рабочих

программ профессиональных модулей согласно заказу предприятия;

-

реализация

программ

дополнительного

профессионального

образования, повышения профессиональной квалификации специалистов по

наукоемким

технологиям,

переподготовки

кадров

для

предприятий

при

профильных институтах, ресурсных центрах и на регулярно проводимых в

ходе профильных выставок мастер-классов;

-

заключение

и

реализация

долгосрочных

договоров

с

различными

предприятиями

и

организациями

на

прохождение

обучающимися

производственных и преддипломной практик, участие их в согласовании и

разработке

программ

практик,

а

также

подбор

специалистов

из

числа

студентов и выпускников на вакантные должности, оказание информационно-

консультационных услуг;

- закрепление за студентами специалистов профильного предприятия во

время

прохождения

всех

видов

практик

и

стажировок,

это

особенно

актуально в связи с тем, что в учебных заведениях упразднена должность

мастера производственного обучения;

- организацию в учебном процессе практического обучения студентов

н а

с о в р е м е н н о й материально-технической

и технологической

базе

предприятий;

-

выполнение

учебным

заведением

в

интересах

предприятий

договорных

работ

и

оказание

консалтинговых

услуг,

привлечение

обучающихся на выполнение определённых работ на неполный рабочий день

в

период

массовых

мероприятий

(например,

пасхальных,

новогодних,

предпраздничных), с возможным последующим трудоустройством;

-

организация и проведение для повышения интереса к профессии

ярмарок

вакансий,

презентаций

компаний,

экскурсий

на

предприятия

с

дегустацией

продукции,

дней

открытых

дверей,

круглых

столов

с

привлечением

работодателей,

центров

занятости

населения;

проведение

целенаправленных

экскурсий

на

предприятия

с

целью

ознакомления

с

будущей профессией, специальностью, закрепления знаний технологического

процесса и производственного оборудования;

- участие представителей предприятий-партнеров непосредственно в

образовательном процессе с целью получения обучающимися практических

знаний, максимально ориентированных на производственную деятельность в

современных

условиях (чтение

лекций,

проведение

научно-практических

конференций,

семинаров),

в

научных

разработках,

осуществление

руководства дипломными работами;

-

участие

представителей

предприятий

в аттестационных комиссиях

при

приёме

квалификационных

экзаменов,

процедуре

государственной

(итоговой)

аттестации

выпускников,

давать

возможность

проводить

некоторые квалификационные экзамены непосредственно на базах практик с

участием работодателей;

- поддержка талантливых студентов и преподавателей;

-

организация

стажировок

на

базах

предприятий

-

работодателей

преподавателей по новым производственным технологиям.

Чем теснее будет взаимодействие учебных заведений с предприятиями,

тем в большей мере подготовка специалистов будет отвечать требованиям

современного

рынка

труда,

позволит

устранить

разрыв

между

учёбой

и

практикой, позволит молодому специалисту быстрее адаптироваться к работе

на производстве.



В раздел образования