Автор: Крыгина Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Невинномысский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Невинномысск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Совместная работа профильных учебных заведений и предприятий работодателей – ключ к решению проблемы кадрового обеспечения предприятий питания
Раздел: среднее профессиональное
Совместная работа профильных учебных заведений и предприятий
работодателей – ключ к решению проблемы кадрового обеспечения
предприятий питания
ГБПОУ НИК, преподаватель Крыгина Е.Н.
Проблема
обеспечения
предприятий
питания
квалифицированными
кадрами
становится
все
более
острой,
не
хватает рабочих
кадров
и
специалистов среднего звена для работы в сфере общественного питания,
хлебозаводах, мини пекарнях, кондитерских предприятиях. На общем уровне
повышения
требований
к
молодым
специалистам,
как
к
теоретической
подготовке, так и к практической, в оценке личностных и деловых качеств
обучающихся фигурируют способность к обучению, умение организовывать
свою
работу
и
принимать
решения
в
различных
с и т у а ц и я х ,
дисциплинированность,
ответственность,
коммуникабельность,
включая
умение
не
только
позиционировать
себя,
но
и
работать
в
коллективе.
Стандарты
профессионального
образования
не
всегда
успевают
за
изменениями
передовых
технологий,
а
именно
учебным
заведениям
необходимо учитывать в своих программах новые требования к знаниям,
умениям и профессиональным компетенциям. В настоящее время во многих
учебных заведениях проблемой стала нехватка современного оборудования в
технических лабораториях и кабинетах, обучающиеся изучают специальные
дисциплины больше теоретически, недостаточно финансируются средства
для проведения лабораторно-практических занятий и учебных практик. Эту
проблему можно решать, тесно сотрудничая с базовыми предприятиями и
организациями. Прежде качество образования интересовало работодателей
только
как
конечный
результат
обучения,
а
не
как
уровень
подготовки
работников, поэтому они не стремились глубоко вникать в работу учебных
заведений,
не
обеспечивали
будущему
специалисту
хорошую
практику,
ссылаясь при этом на недостаток времени и средств. В связи с этим у
студента
зачастую
отсутствовала
заинтересованность
в
получении
дополнительных знаний, он пассивно принимал то, что дают. Практика в
период учёбы имела часто формальный характер и с производством была
связана слабо: не рассматривались возникающие в процессе производства
проблемы,
отсутствовала
ответственность
за
проделанную
работу.
В
последствии
на
доучивание
работодателям
приходится
тратить
больше
средств и времени, чем, если бы молодой специалист пришёл на работу
полностью подготовленным.
В
связи
с
вышесказанным
напрашивается
вывод,
что
проблемы
кадрового
обе спечения
предприятий
питания,
формирование
профессиональных компетенций выпускников с учетом требований рынка
труда, достижения нового качества профессионального образования будут
активно
решаться
совершенствованием
форм
взаимодействия
работы
учебных
заведений
и
предприятий
работодателей.
Дефицит
работников
высокой квалификации в условиях широкого использования в производстве
инноваций,
передовых
знаний
и
технологий,
формирования
и
развития
глобальных рынков труда, быстрого роста мобильности трудовых ресурсов
заставляет
работодателей
активно
взаимодействовать
с
учебными
заведениями, участвовать в формировании профессиональных компетенций
выпускников
и
вникать
в
вопросы
обеспечения профессиональной
подготовки
с
ориентацией
ее
на
международные
стандарты
качеств
(WorldSkills
и
др.),
интенсифицировать
деятельность
по
укрупнению,
интеграции
профессий,
решительно
повернуть
учреждения
среднего
образования к потребностям местного рынка труда. Для современного рынка
труда взаимодействие учебных заведений с профильными предприятиями и
организациями становится актуальным.
В
настоящее
время
согласно
Федеральному
закону
«О
внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях
предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке
и
реализации
государственной
политики
в
области
профессионального
образования» объединения работодателей теперь не только могут участвовать
в
кадровом
мониторинге,
но
и
помогают
государству
в
разработке
федеральных стандартов и требований к образовательным программам и
формировании
перечня
направлений
подготовки
профессионального
образования.
Дальнейшая
совместная
работа
учебных
заведений
и
предприятий
работодателей должна продолжаться в следующих направлениях:
- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации
сети профессиональных образовательных учреждений;
-
увеличение
финансирования учебных
заведений
для
укрепления
материально-технической базы, создания современной учебно-методической
и информационной базы обучения;
-
формирование
дополнительных
компетенций
по
запросу
работодателей с возможностью формирования вариативной части рабочих
программ профессиональных модулей согласно заказу предприятия;
-
реализация
программ
дополнительного
профессионального
образования, повышения профессиональной квалификации специалистов по
наукоемким
технологиям,
переподготовки
кадров
для
предприятий
при
профильных институтах, ресурсных центрах и на регулярно проводимых в
ходе профильных выставок мастер-классов;
-
заключение
и
реализация
долгосрочных
договоров
с
различными
предприятиями
и
организациями
на
прохождение
обучающимися
производственных и преддипломной практик, участие их в согласовании и
разработке
программ
практик,
а
также
подбор
специалистов
из
числа
студентов и выпускников на вакантные должности, оказание информационно-
консультационных услуг;
- закрепление за студентами специалистов профильного предприятия во
время
прохождения
всех
видов
практик
и
стажировок,
это
особенно
актуально в связи с тем, что в учебных заведениях упразднена должность
мастера производственного обучения;
- организацию в учебном процессе практического обучения студентов
н а
с о в р е м е н н о й материально-технической
и технологической
базе
предприятий;
-
выполнение
учебным
заведением
в
интересах
предприятий
договорных
работ
и
оказание
консалтинговых
услуг,
привлечение
обучающихся на выполнение определённых работ на неполный рабочий день
в
период
массовых
мероприятий
(например,
пасхальных,
новогодних,
предпраздничных), с возможным последующим трудоустройством;
-
организация и проведение для повышения интереса к профессии
ярмарок
вакансий,
презентаций
компаний,
экскурсий
на
предприятия
с
дегустацией
продукции,
дней
открытых
дверей,
круглых
столов
с
привлечением
работодателей,
центров
занятости
населения;
проведение
целенаправленных
экскурсий
на
предприятия
с
целью
ознакомления
с
будущей профессией, специальностью, закрепления знаний технологического
процесса и производственного оборудования;
- участие представителей предприятий-партнеров непосредственно в
образовательном процессе с целью получения обучающимися практических
знаний, максимально ориентированных на производственную деятельность в
современных
условиях (чтение
лекций,
проведение
научно-практических
конференций,
семинаров),
в
научных
разработках,
осуществление
руководства дипломными работами;
-
участие
представителей
предприятий
в аттестационных комиссиях
при
приёме
квалификационных
экзаменов,
процедуре
государственной
(итоговой)
аттестации
выпускников,
давать
возможность
проводить
некоторые квалификационные экзамены непосредственно на базах практик с
участием работодателей;
- поддержка талантливых студентов и преподавателей;
-
организация
стажировок
на
базах
предприятий
-
работодателей
преподавателей по новым производственным технологиям.
Чем теснее будет взаимодействие учебных заведений с предприятиями,
тем в большей мере подготовка специалистов будет отвечать требованиям
современного
рынка
труда,
позволит
устранить
разрыв
между
учёбой
и
практикой, позволит молодому специалисту быстрее адаптироваться к работе
на производстве.