Напоминание

"Нравственное воспитание на уроках математики"


Автор: Лемба Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)"
Населённый пункт: Константиновск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание на уроках математики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Нравственное воспитание на уроках математики»

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в

нём

воспитание

идёт

впереди

обучения,

ибо

вызванные

им

к

действию

духовные

силы

будут

впитывать

знания

как

пищу,

необходимую

для

дальнейшего

роста

и

становления

личности

школьника».

Ш.А.Амонашвили.

«Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости,

ибо без первой трудно научиться последней».

Древнегреческий философ Сенеку.

Во

все

века

люди

высоко

ценили

духовно-нравственную

воспитанность.

Глубокие

социально-экономические

преобразования,

происходящие

в

современном

обществе,

заставляют

нас

размышлять

о

будущем страны, о ее молодежи. Сегодня в обществе наблюдается низкий

уровень

общественной

морали,

постепенно

утрачиваются

семейные

традиции и ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает

алкоголизм, курение, наркомания. Поэтому проблема духовно-нравственного

воспитания яляется актуальной. Данная проблемы рассматривается детально

в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев,

С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров и др.

На

сегодняшний

день

общество

нуждается

в

добрых,

гуманных,

честных

и

справедливых

гражданах.

И

задача

духовно-нравственного

воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача

преподавателя

сверхсложная:

он

должен

раскрыть

внутренний

мир

обучающего

и

заложить

основы

нравственных

отношений,

тем

самым,

формируя нравственную воспитанность.

Реализация

задачи

духовно-нравственного

воспитания

на

порядок

сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при

особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного

зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего педагога и его воспитанников

роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой

являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность,

открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт,

главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного

развития личности. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом

ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя

важной

общественной

функции

воспитания,

духовно

развитого

ответственного

гражданина

демократического

общества.

Преподавая

математику

как

в

школе,

так

и

в

образовательных

учреждениях

СПО,

преподаватели стараются быть для своих воспитанников

авторитетом, и в

чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.

На мой взгляд, наряду с другими предметами, математика обладает

большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик

Хуго

Штейнгаус

заметил,

что

«между

духом

и

материей

посредничает

математика».

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего

существенным

элементом

общей

культуры,

языком

научного

восприятия

мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд

черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать

важнейшими моментами в его нравственном облике.

Ни одна общеобразовательная дисциплина не может конкурировать с

возможностями

математики

в

воспитании

мыслящей

личности.

Даже

выполнение

рутинных

преобразований

опосредованно

способствует

выработке таких качеств, как собранность и систематичность.

Математика

учит

строить

и

оптимизировать

деятельно сть,

вырабатывать

и

принимать

решения,

проверять

действия,

исправлять

ошибки,

различать

аргументированные

и

бездоказательные

утверждения.

Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над

приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому

напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей.

При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие,

усидчивость,

упорство

в

преследовании

намеченной

цели,

умение

не

останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Вообще, владение математикой - это тяжелый труд, и далеко не все

готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. Часто на уроке можно

услышать от студентов слова: «Зачем мне учить эти функции, формулы,

теоремы, ведь в жизни мне это не пригодится». И чтобы предотвратить этот

вопрос первый вводный урок математики я посвящаю теме «Почему нельзя

жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий студентов

на сознательное отношение к изучению математики. Цель урока – показать

учащимся

значимость

математики

для

дальнейшего

образования

и

в

практической жизни и в профессиональной деятельности, познакомить с

учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного

изучения

этого

предмета.

На

уроке

в

ходе

беседы

перед

учащимися

раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без

математики, показывается, что математика - это не только "нужно", но ещё и

интересно

и

увлекательно!

Развитие

интереса

к

математике

является

важнейшей целью преподавателя.

Дискуссия о развитии математики приводит ребят к выводу о том, что

математика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует

того же от тех, кто ею занимается. На уроках я стараюсь привить своим

ученикам такие

качества, как честность и правдивость. Ведь не редко

бывают случаи, когда студент приносит домашнее задание не полностью

выполненное или списанное у одногруппников, с решебников, из Интернета,

при этом, не потрудившись разобраться в том, что переписали, надеясь, что

преподаватель не заметит или предполагая халатность педагога. Важно в

такие моменты проявить педагогическое мастерство и разъяснить моральный

аспект

такого

поведения

и

возможные

последствия

в

будущей

трудовой

деятельности учащегося. А также проявить твердость и требовательность,

предложив переделать домашнюю работу и затем четко проконтролировать

данный вопрос.

Обучение математике требует от обучающихся умственных и волевых

усилий, развитого внимания и логического мышления, воспитание таких

качеств,

как

активность,

творческая

инициатива,

умений

коллективного

учебно- познавательного труда.

Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи,

а

также

исторический

и

иллюстративный

материал.

Т.к.

логика

математического мышления развивается в прямой связи с математикой, то

сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и

развитие математических понятий.

Эмоциональность

подачи

материала

преподавателем

способствует

лучшему

его

усвоению

учащимися.

Если

студент

глубоко

переживает

события,

изложенные

в

тексте

нового

материала,

то

изучение

такого

материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал

лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь

достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как

наши современники, так и предшественники, способные своей творческой

биографией вызвать отклик и переживания у обучающихся.

В

последние

годы

вопросы

нравственности

особенно

актуальны.

Приходится констатировать, что нравственность в обществе снизилась, что в

первую

очередь

отразилось

на

подростках.

Поэтому

считаю,

что

преподаватель

любой

дисциплины

должен

стараться

уделять

внимание

нравственным вопросам на каждом уроке.

На своих уроках, я тоже касаюсь вопросов нравственности. Взять хотя

бы примеры из истории математики: общеизвестно кто такой Пифагор, но не

всем известен факт, что спустя два с половиной тысячелетия с момента его

смерти,

заповеди

Пифагора

живут

и

поражают

сердца

людей

своей

мудростью и современностью:

Статую красит вид, а человека – деяние его.

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим

вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне.

Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.

Жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность

науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным

примером

для

молодого

поколения.

А

какой

поучительной

в

плане

формирования

волевых

качеств

является

полная

трудностей

жизнь

М.В.

Ломоносова!

Жизнь

и

творческая

биография,

Н.И.Лобачевского,

М.В.

Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером

истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку,

и их имена навсегда вошли в историю математики.

Проведение

подобных

бесед

сопровождаю

показом

компьютерных

презентаций, преследуя цель не только повышение качества знаний, привитие

интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его

культуры.

Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд,

имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из

истории России, родного края.

Нравственные моменты есть практически везде. Взять хотя бы строгие

правила умножения положительных и отрицательных чисел и истолковать их

новым образом:

«Друг моего друга – мой друг»:( + · += +)

«Враг моего врага – мой друг»: ( - · - = +)

«Друг моего врага – мой враг»: (+ · - = - )

«Враг моего друга – мой враг»: (- · + = - );

Надо сказать, что математики бывают не только тонкими ценителями

изящной словесности, но и порой - писатели и поэты. Велимир Хлебников,

Валерий Брюсов, Федор Сологуб, написавший учебник геометрии, Андрей

Белый, впервые использовавший математические методы в стихосложении, и

школьный

учитель

математики

Александр

Солженицын

классик

современной русской литературы. Его жизнь полна трудностей и лишений.

После того, как он отбыл срок в лагере, его направили работать в поселок во

Владимирской

области

учителем

математики.

Очень

часто

уроки

проводились на воздухе или в лесу. Дети стремились к любимому учителю,

потому что он умел их заинтересовать.

И в заключении, соглашусь со словами А.Я.Хинчина «Я считаю, что

составление

сколько-нибудь

детальных

методических

указаний

по

рассматриваемому вопросу действительно совершенно излишне. Сколько-

нибудь заметный воспитательный эффект уроки математики (как и всякой

другой науки) могут дать только при том условии, что учитель:

- достаточно хорошо знает свою науку, ее методологию и ее историю,

- имеет достаточный педагогический такт и опыт,

- сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он

собирается воспитывать в своих учениках.

Ведь, как сказал, Д.С.Лихачёв: «Учительство – это искусство, труд не

менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и

ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку

как

композитор,

не

как

художник

с

помощью

красок,

а

впрямую.

Воспитывает

личностью

своей,

своими

знаниями

и

любовью,

своим

отношением к миру….»

Список использованной литературы

1. Архангел Н.В. Нравственное воспитание \ Ценности и образование. - М:

2013. - 534с .

2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Лекции. Бабанский Ю.К. - М:.

Образование, 2011- 354с .

3. А. Бабаян О морали и нравственного воспитания - 2013 - №2 - С. 67-68

4. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности / - . М: . Образование,

2011.- 376с.

5.

Жарковской

T.О.

Возможные

способы

организации

духовно-

нравственного воспитания в современных условиях // Стандарты и

мониторинг в образовании - 2013 - №3 - С. 9-12



В раздел образования