Напоминание

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества


Автор: Повод Наталья Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Ишимский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: город Ишим, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества

Цели урока:

Обучающие:

-выявить причины обращения писателя к такому жанру как сказка;

-выделить антикоррупционную и политическую направленность сказок;

-повторить значение литературных терминов «гротеск/эзопов язык», «сарказм», «ирония», «гипербола и другие».

Развивающие:

- продолжить формирование умений структурировать материал выбирая главное, обобщать, делать выводы;

- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;

Воспитательные:

- формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и одногруппниками.

Тип урока: Урок развивающего контроля.

Используемые технологии обучения: технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, творческая.

Осваиваемые компетенции

:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать

их эффективность и качество.

ОК

4.

Осуществлять

поиск

и

использование

информации,

необходимой

для

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

профессионального и личностного развития.

№п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный

этап

(1-2)

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые студенты.

Староста представьте группу, присутствующую на

уроке.

Приветствие преподавателя.

Староста представляет группу.

2.

Мотивация учебной

деятельности

обучающихся

Определение темы и

постановка целей урока.

(5 минут)

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Преподаватель: Ребята,

у

каждого

из

вас

есть

рабочий лист. На протяжении всего урока вы будете

работать

с

этим

листом.

На

каждом

этапе

своей

работы, вам необходимо оценить свою деятельность.

Поэтому познакомьтесь с инструкцией самооценки.

-Я думаю, что вам интересно узнать, что мы будем

изучать сегодня на уроке. Для этого нам необходимо

вывести тему урока.

Задание: Вам даны слова, из которых надо составить

предложения, указывающих на тему урока.

СЛОВА: СМЕХ, ИРОНИЯ, КОРРУПЦИЯ, СИНТЕЗ,

СКАЗКА, М.Е. Салтыков-Щедрин, КАК,

ТВОРЧЕСТВО,

ЕГО, САТИРА, ПОЛИТИКА,

ОБМАН, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Преподаватель: Все построенные вами предложения

верные.

Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как

синтез его творчества.

Чтобы определить цель урока, давайте обратимся к

эпиграфу урока. Эпиграфом послужат слова

Александра Луначарского: Сказки могучи по своей

мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему

ехидству, очаровывают своим языковым

совершенством.

В чем смысл слов эпиграфа?

Цель: выяснить причины обращения писателя к

такому жанру как сказка.

Обучающиеся составляют тему урока.

Обучающиеся

записывают

тему

урока

в

тетрадь,

формулируют цель урока.

Обучающиеся формулируют цель урока.

3.

Актуализация знаний

и осуществление

пробного действия.

(3 минуты)

Проблемный вопрос

Видео-лекция

Преподаватель: Ребята, мы с вами уже много знаем

о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Но есть то,

чего

мы

не

знаем.

Поэтому

я

предлагаю

вам

посмотреть

видео-лекцию

о

сказках

автора.

Ваша

задача – слушать, заполняя схему, отвечая на вопрос:

что нового вы узнали о сказках, какие особенности

для них характерны?

Видео-лекция:

Творчество

М.Е. Салтыкова-Щедрина

чрезвычайно

многообразно.

Но

среди

огромного

наследия

сатирика

едва

ли

не

наибольшей

популярностью

пользуются его сказки. Сказки написаны в стихах и

прозе.

Каждая

сказка

содержит

сатирические

элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя,

потому

что

она

была

доступна,

близка

простому

народу, и поэтому в каждой сказке есть злая ирония.

Сатирик обратился к этому жанру из-за цензурных

преследований. Герои сказок Салтыкова-Щедрина –

птицы,

рыбы,

животные,

глупые

люди,

народ

могучий и талантливый, но покладистый, покорный.

За каждым героем показана целая эпоха.

В

сказках

сплетается

комическое

и

трагическое,

сочетаются

фантастика

с

реальностью,

широко

используется гипербола, гротеск, эзопов язык.

М.Е.

Салтыков-Щедрин

вводит

в

мир

сказки

злободневные

политические

мотивы,

темы

коррупции.

Можно

сказать,

что

и

идейное

содержание

и

художественные

о собенно сти

сатирических

сказок

направлены

на

воспитание

уважения к народу и гражданских чувств в русских

людях.

На доске появляется видео-запись с мини-лекцией

(преподаватель выделяет главное).

Литературные термины:

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с

откровенно обличительным, сатирическим смыслом.

Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или

явления через его осмеяние. Комический эффект

достигается тем, что истинный смысл события

замаскирован.

ГРОТЕСК (ЭЗОПОВ ЯЗЫК)– изображение

действительности в преувеличенном, уродливо-

комическом виде, переплетение реального и

фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

4.

Фиксирование

услышанных новых

знаний

(6 мин)

Возвращаемся к поставленному вопросу: Что нового

вы узнали о сказках автора, какие особенности для

них характерны?

Ребята слушают и заполняют схему.

Зачитывают,

что

они

во

время

лекции

успели

выделить о сказках Салтыкова-Щедрина.

5 слайд

5.

Повторение и

обобщение видов

затруднений.

(4 минуты)

6 слайд

Работа с литературными терминами.

Когда мы слушали видео-лекцию, то услышали такие

термины: Ирония, гипербола, гротеск, сарказм.

На рабочих листах даны термины и определения.

Соедините термин с тем определением, который его

характеризует.

Как вы считаете, зачем автор в своих произведениях

использует ИРОНИЮ, САРКАЗМ, ГИПЕРБОЛУ

6.

Проверка

самостоятельной

работы с

использованием

опросника.

20 мин

7 слайд

Преподаватель: У вас была большая самостоятельная

работа. Вам, надо была прочитать 3 сказки:

“Вяленая вобла”, “Дикий помещик”, “Премудрый

пескарь” и подготовиться к обсуждению.

-Каждый ряд будет работать, над какой-то одной

сказкой. Чтобы было не обидно, староста группы

выберет каждому ряду сказку (на столе три конверта,

староста раздает конверты по рядам).

Преподаватель озвучивает, какому ряду, какая сказка

досталась.

1 ряд сказка – “Вяленая вобла”,

2 ряд – “Дикий помещик”,

3 ряд – “Премудрый пескарь”.

План:

1. История создания сказок.

2.

Краткий пересказ сказок (по плану).

1 ряд

– Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум?

Староста раздает конверты с названиями сказок.

На доске появляется план работы со сказками.

Обучающиеся работают по плану.

Она лишилась ума и теперь всех призывает жить ни о

чем не думая. Предлагает лишиться гражданского

достоинства. Пошлые речи и призывы воблы

помогали людям, утратившим гражданское

-

Какие пороки современности высмеивает сатирик в

этой сказке? Что постоянно повторяет вобла?

2 ряд

– Что сближает сказку «Дикий помещик» с

народными сказками?

– Где в сказке появляются коррупционные элементы?

3 ряд

– Как вы понимаете смысл заглавия сказки

“Премудрый пескарь”? Подберите синонимы и

антонимы

-

Что советовал родитель пескарю? Назовите

моменты, где у пескаря прослеживаются

человеческие качества?

3. Найдите в сказках иронию, гиперболу, гротеск и

сарказм. Приведите примеры из текстов.

достоинство, «жить», ни о чем не думая, не

заглядывая в будущее. Многие думают только о себе.

Уши выше лба не прыгнут.

Начало сказки, главный герой ленив, жаден, ничего не

умеет делать. Помещик превращается в человека-

животного.

Предлагают заплатить взятку за мужиков.

Премудрый - синонимы-умный, рассудительный,

антонимы- глупый, бестолковый.

«глядеть в оба», «всего бояться», «не вмешиваться в

чужие дела»

Думает только о себе, не интересует жизнь общества,

нет друзей, умирает в одиночестве. Трусость лишает

человека смысла жизни.

7.

Итог по работе с

учебным материалом.

2 мин

В начале урока мы поставили с вами цель: выяснить

причины обращения писателя к такому жанру как

сказка.

Как вы считаете, мы достигли поставленной цели

или нет? Свой ответ аргументируйте.

Уточнение преподавателя:

Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный

жанр сказки. В сказках Салтыкова-Щедрина

соединились три плана повествования: сказочный,

реально-исторический, бытовой. Сатирик использует

традиционные сказочные формулы, но за типично

сказочным началом следует неожиданно уточнение,

Для того, чтобы скрыть от цензуры глубокий подтекст

жизни людей того времени. В то время нельзя было

говорить на политические темы. А в подтексте сказок

они звучать.

содержащее конкретно-исторический намек.

Писатель искусно использует в своих сказках

сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм,

соединение разных стилевых планов в одном

произведении. В сказках практически нет

положительных героев; даже народ изображен

смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не

развлекает читателя, а преподносит ему

нравственный урок.

8.

Информация о

домашнем задании

1 мин

На выбор: выписать из текстов сказок примеры

фантастического и реального; охарактеризовать

общество того времени через примеры из текста.

9.

Рефлексия

деятельности,

подведение итогов

занятия

2 мин

8 слайд

Перед вами «лестница знаний». На какой ступени вы

видите себя, оцените себя за работу на уроке.

Спасибо. Урок окончен.



В раздел образования