Автор: Повод Наталья Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Ишимский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: город Ишим, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества
Раздел: среднее профессиональное
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА
Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества
Цели урока:
Обучающие:
-выявить причины обращения писателя к такому жанру как сказка;
-выделить антикоррупционную и политическую направленность сказок;
-повторить значение литературных терминов «гротеск/эзопов язык», «сарказм», «ирония», «гипербола и другие».
Развивающие:
- продолжить формирование умений структурировать материал выбирая главное, обобщать, делать выводы;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
Воспитательные:
- формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и одногруппниками.
Тип урока: Урок развивающего контроля.
Используемые технологии обучения: технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, творческая.
Осваиваемые компетенции
:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК
4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
№п/п
Этап урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1.
Организационный
этап
(1-2)
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые студенты.
Староста представьте группу, присутствующую на
уроке.
Приветствие преподавателя.
Староста представляет группу.
2.
Мотивация учебной
деятельности
обучающихся
Определение темы и
постановка целей урока.
(5 минут)
2 слайд
3 слайд
4 слайд
Преподаватель: Ребята,
у
каждого
из
вас
есть
рабочий лист. На протяжении всего урока вы будете
работать
с
этим
листом.
На
каждом
этапе
своей
работы, вам необходимо оценить свою деятельность.
Поэтому познакомьтесь с инструкцией самооценки.
-Я думаю, что вам интересно узнать, что мы будем
изучать сегодня на уроке. Для этого нам необходимо
вывести тему урока.
Задание: Вам даны слова, из которых надо составить
предложения, указывающих на тему урока.
СЛОВА: СМЕХ, ИРОНИЯ, КОРРУПЦИЯ, СИНТЕЗ,
СКАЗКА, М.Е. Салтыков-Щедрин, КАК,
ТВОРЧЕСТВО,
ЕГО, САТИРА, ПОЛИТИКА,
ОБМАН, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Преподаватель: Все построенные вами предложения
верные.
Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как
синтез его творчества.
Чтобы определить цель урока, давайте обратимся к
эпиграфу урока. Эпиграфом послужат слова
Александра Луначарского: Сказки могучи по своей
мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему
ехидству, очаровывают своим языковым
совершенством.
В чем смысл слов эпиграфа?
Цель: выяснить причины обращения писателя к
такому жанру как сказка.
Обучающиеся составляют тему урока.
Обучающиеся
записывают
тему
урока
в
тетрадь,
формулируют цель урока.
Обучающиеся формулируют цель урока.
3.
Актуализация знаний
и осуществление
пробного действия.
(3 минуты)
Проблемный вопрос
Видео-лекция
Преподаватель: Ребята, мы с вами уже много знаем
о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Но есть то,
чего
мы
не
знаем.
Поэтому
я
предлагаю
вам
посмотреть
видео-лекцию
о
сказках
автора.
Ваша
задача – слушать, заполняя схему, отвечая на вопрос:
что нового вы узнали о сказках, какие особенности
для них характерны?
Видео-лекция:
Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина
чрезвычайно
многообразно.
Но
среди
огромного
наследия
сатирика
едва
ли
не
наибольшей
популярностью
пользуются его сказки. Сказки написаны в стихах и
прозе.
Каждая
сказка
содержит
сатирические
элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя,
потому
что
она
была
доступна,
близка
простому
народу, и поэтому в каждой сказке есть злая ирония.
Сатирик обратился к этому жанру из-за цензурных
преследований. Герои сказок Салтыкова-Щедрина –
птицы,
рыбы,
животные,
глупые
люди,
народ
могучий и талантливый, но покладистый, покорный.
За каждым героем показана целая эпоха.
В
сказках
сплетается
комическое
и
трагическое,
сочетаются
фантастика
с
реальностью,
широко
используется гипербола, гротеск, эзопов язык.
М.Е.
Салтыков-Щедрин
вводит
в
мир
сказки
злободневные
политические
мотивы,
темы
коррупции.
Можно
сказать,
что
и
идейное
содержание
и
художественные
о собенно сти
сатирических
сказок
направлены
на
воспитание
уважения к народу и гражданских чувств в русских
людях.
На доске появляется видео-запись с мини-лекцией
(преподаватель выделяет главное).
Литературные термины:
САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с
откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Сарказм – разновидность иронии.
ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или
явления через его осмеяние. Комический эффект
достигается тем, что истинный смысл события
замаскирован.
ГРОТЕСК (ЭЗОПОВ ЯЗЫК)– изображение
действительности в преувеличенном, уродливо-
комическом виде, переплетение реального и
фантастического.
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
4.
Фиксирование
услышанных новых
знаний
(6 мин)
Возвращаемся к поставленному вопросу: Что нового
вы узнали о сказках автора, какие особенности для
них характерны?
Ребята слушают и заполняют схему.
Зачитывают,
что
они
во
время
лекции
успели
выделить о сказках Салтыкова-Щедрина.
5 слайд
5.
Повторение и
обобщение видов
затруднений.
(4 минуты)
6 слайд
Работа с литературными терминами.
Когда мы слушали видео-лекцию, то услышали такие
термины: Ирония, гипербола, гротеск, сарказм.
На рабочих листах даны термины и определения.
Соедините термин с тем определением, который его
характеризует.
Как вы считаете, зачем автор в своих произведениях
использует ИРОНИЮ, САРКАЗМ, ГИПЕРБОЛУ
6.
Проверка
самостоятельной
работы с
использованием
опросника.
20 мин
7 слайд
Преподаватель: У вас была большая самостоятельная
работа. Вам, надо была прочитать 3 сказки:
“Вяленая вобла”, “Дикий помещик”, “Премудрый
пескарь” и подготовиться к обсуждению.
-Каждый ряд будет работать, над какой-то одной
сказкой. Чтобы было не обидно, староста группы
выберет каждому ряду сказку (на столе три конверта,
староста раздает конверты по рядам).
Преподаватель озвучивает, какому ряду, какая сказка
досталась.
1 ряд сказка – “Вяленая вобла”,
2 ряд – “Дикий помещик”,
3 ряд – “Премудрый пескарь”.
План:
1. История создания сказок.
2.
Краткий пересказ сказок (по плану).
1 ряд
– Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум?
Староста раздает конверты с названиями сказок.
На доске появляется план работы со сказками.
Обучающиеся работают по плану.
Она лишилась ума и теперь всех призывает жить ни о
чем не думая. Предлагает лишиться гражданского
достоинства. Пошлые речи и призывы воблы
помогали людям, утратившим гражданское
-
Какие пороки современности высмеивает сатирик в
этой сказке? Что постоянно повторяет вобла?
2 ряд
– Что сближает сказку «Дикий помещик» с
народными сказками?
– Где в сказке появляются коррупционные элементы?
3 ряд
– Как вы понимаете смысл заглавия сказки
“Премудрый пескарь”? Подберите синонимы и
антонимы
-
Что советовал родитель пескарю? Назовите
моменты, где у пескаря прослеживаются
человеческие качества?
3. Найдите в сказках иронию, гиперболу, гротеск и
сарказм. Приведите примеры из текстов.
достоинство, «жить», ни о чем не думая, не
заглядывая в будущее. Многие думают только о себе.
Уши выше лба не прыгнут.
Начало сказки, главный герой ленив, жаден, ничего не
умеет делать. Помещик превращается в человека-
животного.
Предлагают заплатить взятку за мужиков.
Премудрый - синонимы-умный, рассудительный,
антонимы- глупый, бестолковый.
«глядеть в оба», «всего бояться», «не вмешиваться в
чужие дела»
Думает только о себе, не интересует жизнь общества,
нет друзей, умирает в одиночестве. Трусость лишает
человека смысла жизни.
7.
Итог по работе с
учебным материалом.
2 мин
В начале урока мы поставили с вами цель: выяснить
причины обращения писателя к такому жанру как
сказка.
Как вы считаете, мы достигли поставленной цели
или нет? Свой ответ аргументируйте.
Уточнение преподавателя:
Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный
жанр сказки. В сказках Салтыкова-Щедрина
соединились три плана повествования: сказочный,
реально-исторический, бытовой. Сатирик использует
традиционные сказочные формулы, но за типично
сказочным началом следует неожиданно уточнение,
Для того, чтобы скрыть от цензуры глубокий подтекст
жизни людей того времени. В то время нельзя было
говорить на политические темы. А в подтексте сказок
они звучать.
содержащее конкретно-исторический намек.
Писатель искусно использует в своих сказках
сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм,
соединение разных стилевых планов в одном
произведении. В сказках практически нет
положительных героев; даже народ изображен
смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не
развлекает читателя, а преподносит ему
нравственный урок.
8.
Информация о
домашнем задании
1 мин
На выбор: выписать из текстов сказок примеры
фантастического и реального; охарактеризовать
общество того времени через примеры из текста.
9.
Рефлексия
деятельности,
подведение итогов
занятия
2 мин
8 слайд
Перед вами «лестница знаний». На какой ступени вы
видите себя, оцените себя за работу на уроке.
Спасибо. Урок окончен.