Автор: Буша Элеонора Александровна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса
Населённый пункт: г.Зеленогорск Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Применение активных методов на уроках
Раздел: среднее профессиональное
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ
(из опыта работы)
Зачем учить? Как учить? Чему учить? Эти вопросы задает себе каждый педагог. И каждый
отвечает на них в силу своего жизненного опыта, профессиональных знаний, исходя из
своих
убеждений
и
склада
своего
характера.
Мне,
как
мастеру
производственного
обучения, часто приходится задавать эти вопросы при подготовке к учебной практике, в
том числе, и во время ведения учебной практики.
Особенность
ведения
уроков
учебной
практики
по
профессии
слесарь
мною
отмечено, что в техникуме недостаточно дать обучающемуся просто объем знаний, а
важно их приучить к трудовым приемам. Эти навыки должны стать базой, основой,
первой ступенькой в освоении профессии слесарь. Профессия-слесарь неоднозначна, это
может
быть
«слесарь-ремонтник»,
«слесарь-наладчик»,
«слесарь-инструментальщик»,
«слесарь механосборочных работ» и т.д. Это говорит о том, что слесарю очень важно
научиться мыслить, пробудить интерес к профессии, сделать так, чтобы обучающемуся
самому захотелось продолжать изучение предметов междисциплинарного курса. Поэтому
передача
сведений
в
ясной
и
понятной
форме,
передача
знаний,
рассчитанная
на
механическое запоминание, явно недостаточна. Поэтому, я как мастер производственного
обучения,
дополняю
эти
знания,
механически
отработанными
приемами
слесарных
операций.
Задача
–
научить
творчески
подходить
к
каждому
явлению,
выяснять
его
причины
и
следствия,
сравнивать,
сопоставлять,
наблюдать,
практически
применять
полученные знания, с помощью отработки слесарных операций; постоянно их обобщать.
В
настоящее
время
одна
из
важных
тенденций
развития
профессионального
образования
состоит
в
пересмотре
концепции
организации
учебно-познавательной
деятельности,
педагогического
руководства
ею,
переходя
к
системе
организации,
поддержки
и
стимулирования
познавательной
самостоятельности
обучающегося,
созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества.
На это направлена идеология активного обучения, в котором «школа памяти» уступает
место
«школе
мышления»,
исследовательскому
подходу
к
усвоению
теории,
профессиональной и социальной практики.
При выборе средств обучения я стремлюсь к продуктивному результату. По-моему,
мнению продуктивный результат заключается в:
- игровые виды;
- решение практико-ориентированного задания.
При этом от обучаемого требуется не только понять, запомнить и воспроизвести
полученные знания (репродуктивный результат), но и умение ими оперировать, применять
в практической деятельности, развивать, а также творчески подходить к решению. Ведь
давно известно, что в памяти человека запечатлевается до 90 % того, что он делает, до 50%
того, что он видит, и 10% того, что он пишет.
Что представляет собой игровой метод, который я применяю на уроке! Так как
учебная практика имеет формальные рамки, то игровой метод я применяю во время
текущего
инструктажа.
Мой
опыт
подсказывает,
что
лучше
всего
не
углубляться
в
заигрывание, а лучше в этом случае, разобрать рабочую ситуацию. Например, разбить
группу на бригады и каждой бригаде выдать одинаковое производственное задание. Это и
есть игра в «производство». Лично мне подобная форма нравится тем, что у обучающихся
появляется
дух
здорового
соперничества
или,
как
раньше
говорили,
молодежное
соревнование. Подобная работа на уроке учебной практики вполне сходит за активное
обучение.
Отличительной особенностью активного обучения является следующее:
обучение
проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным,
производственным, позволяя усвоению профессиональных слесарных операций.
осуществляя переосмысление полученных теоретических знаний в практическое
использование, при этом формируются определенные психологические качества
рабочего-слесаря из обучающегося.
организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в
эмоционально повышенном процессе коллективного творческого труда.
К методам активного обучения относят методы показательного решения проблем:
сообщающее
изложение
с
элементами
проблемности,
показательное
проблемное
изложение,
диалогическое
проблемное
изложение,
а
также
методы
организации
самостоятельного решения: эвристический и исследовательский. В настоящее время я
задалась
исследовательской
темой
«Трение
узлов
и
механизмов
внутри
сборочной
единицы». В мою исследовательскую группу вошли, кроме меня, обучающиеся группы,
преподаватель физики и преподаватель технической механики. И на сегодняшний день,
можно предположить на сколько интересна работа по данному проекту.
Как
результат
активного
обучения,
у
обучающихся
при
решении
исследовательского проекта формируются следующие положительные качества:
способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей задачи;
умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией;
готовность принять на себя ответственность за деятельность группы;
способность ясно и кратко излагать свои мысли;
способность предвидеть последствия предпринимаемых действий.
Психолог
С.А.Рубинштейн
утверждал:
«Начальным
моментом
мыслительного
процесса,
является
проблемная
ситуация.
Мыслить
человек
начинает,
когда
у
него
возникает потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, с
удивления или недоумения, с противоречия». Конечная цель проблемного обучения –
овладение способами приобретения знаний и методами поиска новых.
В своей работе я часто применяю проблемное изложение учебного материала во
время вводного и заключительного инструктажей; постановку же проблемных вопросов я
ставлю во время вводного инструктажа, чтобы во время текущего, обучающиеся решили
эти проблемные вопросы. Это позволяет возбудить активность, зафиксировать внимание.
Например, каким способом изготовлена деталь? можно ли заменить материал, из которого
изготовлена деталь либо сборочный узел? шкив ременной передачи будет изнашиваться
быстрее при тугой или слабой натяжке ремня? Почему до сих пор применяют клепку, если
быстрее и дешевле сварка? И так далее… Часто на уроке учебной практики, обучающиеся
задают вопросы мне вопросы: серьезные, смешные, глупые: «А что, если двигатель от
иномарки поставить на трактор?». Стараюсь не торопиться с ответом, говорю: «Давайте
подумаем
вместе».
При
этом
ребята
рассуждают,
спорят
и
сами
не
замечают,
что
обучаются и обучают друг друга, закрепляют свои знания, применяя их в новой ситуации.
Здесь моя задача – удержать разговор в нужном направлении, дополнить, объяснить
непонятное, помочь сделать вывод. При решении подобной игровой ситуации бывает
шумно, но нет равнодушных, в глазах ребят есть интерес.
Еще
хочу
привести
пример
применения
проблемно-поискового
метода
в
виде
«мозгового штурма». Эта методика пришла к нам из высшего образования, применять ее
можно только с рядом упрощений. Основная трудность – подобрать тему, с которой могли
бы справиться наши обучающиеся. Например, один из вопросов, рассматриваемых в
течении урока «Износ и меры его предупреждения. Квалитеты». На столах лежат детали и
узлы
с
признаками
износа,
таблица
квалитетов.
Ребята
работают
группами.
Вначале
выдвигаются любые версии, затем идет обсуждение, постепенно заполняется таблица на
доске – признаки износа, причины износа, меры предупреждения. В конце урока я делаю
обобщение, еще раз повторяю выводы, которые, по сути, сделали обучающиеся. Проблема
решена на основе ранее полученных знаний и жизненного опыта.
Активизация учебного процесса, развитию познавательной деятельности способствует
урок-игра, урок-соревнование. Игра, как считают психологи, лучший метод обучения.
Игра-это
вид
непродуктивной
деятельности,
мотив
которой
заключается
не
в
ее
результатах, а в самом процессе. И мною, действительно, отмечено, что юноши, «играя» в
производство,
лучше
усваивают
учебно-производственный
материал.
Так
применение
игровых
элементов
эффективно
на
уроках
контроля
знаний
и
умений,
приобретение
практических навыков: «Своя игра», «Брейн-ринг», кроссворды, лото, домино и т.д. Уроки
проходят быстро и интересно.
Активным можно сделать и обычный урок учебной практики, если провести его в
форме деловой игры. Например, распределить роли для разработки новой сборочной
единицы или узла. Создать конструкторское отдел, состоящий из нескольких бюро, отсюда
и роли: начальник конструкторского отдела, начальник бюро, главный инженер проекта,
конструкторы,
нормировщик.
Ребята,
сталкиваются
с
задачами,
например,
создают
современную
деталь,
не
требующую
больших
экономических
вложений,
при
этом
материалы должны быть доступны для этой детали, энергомалорасходны, экономичны при
раскрое материалы или литья. Разыгрываются производственные ситуации с отсутствием
материала, отключением электроэнергии, болезни людей, материального стимулирования.
В
период
текущего
инструктажа,
ребята
обыгрывают
данную
жизненную
ситуацию,
протекающую в реальных условиях достаточно длительное время.
Конечно, применение активных методов обучения требует большой подготовки, но
эффект от таких занятий выше. В моей, мастера производственного обучения, наряду с
традиционными уроками с их общепринятыми элементами – объяснение, закрепление,
показ, опрос, есть уроки нестандартные, активные, развивающие. Это требование не
только
настоящего
времени,
но
и
профессиональных
стандартов,
квалификационных
характеристик и, конечно же, Федеральных государственных образовательных стандартов.
Считаю, что с этим своим опытом, я имею право поделиться с другими коллегами.
Список
1.
Кудрявцев
Т.В.
психологические
основы
профессионального
обучения,
М.,
«Просвещение», 1983 г.
2.
Подласый И,П. Педагогика, М.,«Владос», 1999 г.
3.
Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается, Д., «Сталкер», 1998 г.