Автор: Балахнин Александр Сергеевич
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: ГОУ СПО "НЭОК"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здравоведческой культуры, как составной части общей культуры личности"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование здравоведческой культуры, как составной части общей
культуры личности
Балахнин Александр Сергеевич
руководитель физического воспитания ГОУ СПО «НЭОК»
Введение
Спорт
и
физическое
воспитание
пропагандируют
фундаментальные
ценности
и
жизненные
навыки,
в
том
числе
уверенность
в
себе,
взаимодействие,
общение,
терпимость
к
«другим»
и
интеграцию,
дисциплину, уважение и честную игру. Спорт и физическое воспитание несут
также
в
себе
важную
психологическую
пользу,
включая
профилактику
депрессии
и
повышение
концентрации
внимания.
Спорт,
физическое
воспитание, игры и активный отдых оказывают позитивное воздействие на
образование
детей.
Физическое
воспитание
как
правило
улучшает
способности к учебе, повышает концентрацию внимания. Молодые люди
учатся лучше, когда им весело и они заняты активной деятельностью.
Среди учащихся (студентов) мужского пола объектом подражания и
обожания
при
прочих
равных
условиях
является
тот,
кто
преуспевает
в
спорте.
Школьники
обычно
с
презрением
относятся
к
тем,
кто
своим
усердием добивается успехов в учебе, а вот усердие и самоотверженность в
спорте
вызывают
у
них
восхищение.
Многие
объясняют
это
странное
противоречие
тем,
что
академические
успехи
одного
ученика
как
бы
осложняют
положение
остальных
в
группе,
делая
их
неуспехи
более
заметными, в то время как спортивные достижения являются гордостью и
славой всего образовательного учреждения.
Навыки и ценности, которые могут быть усвоены посредством занятий
спортом имеют особенно важное значение для девочек, поскольку они имеют
меньшие
(по
сравнению
с
мальчиками)
возможности
для
социального
взаимодействия вне домашней среды и семейного круга. Посредством спорта
девочки получают шанс ощутить себя в роли лидеров, а также добиться
большей уверенности в себе и укрепить чувство собственного достоинства.
По
мере
того,
как
девочки
начинают
участвовать
в
спортивных
мероприятиях,
они
также
приобретают
новые
межличностные
связи
и
получают доступ к новым возможностям, что позволяет им принимать более
широкое участие в общественной жизни.
Хотя спорт является неотъемлемой частью почти любого учебного
учреждения, нет единого мнения по поводу его вклада в учебный процесс.
Спорт
оказывает
положительное
влияние
на
ход
учебного
процесса,
на
физическое,
умственное,
эмоциональное,
социальное
и
нравственное
развитие
личности.
Другое
мнение,
что
спорт
отвлекает
от
выполнения
учебных задач, стоящих перед образовательным учреждением.
Последние исследования не подтвердили того, что спорт отвлекает
учащихся от учебного процесса. Но за последние годы отношение к спорту
изменилось:
Лидерство в учебных заведениях перешло от "спортивных звезд"
к общественным активистам, "музыкальным звездам". Хотя во многих малых
городах (Мыски, Осинники, Калтан) спортивная деятельность остается по-
прежнему популярной среди юношей, поскольку достижения в спорте высоко
оцениваются как учебными учреждениями, так и обществом.
Мальчики
младшего
возраста
в
спортивном
отношении
более
активны
чем
подростки
и
юноши,
поступающие
в
учебные
заведения
профессионального образования.
Чем
строже,
жестче
руководящая
структура
учебного
учреждения, тем популярнее спорт.
Учащиеся занимаются спортом в силу различных причин. Некоторые
хотят с помощью спорта завоевать высокий рейтинг и одобрение со стороны
друзей,
родителей,
сверстников,
учителей.
Другим
просто
нравится
заниматься
спортом
и
чувствовать
себя
физически
подготовленными.
А
может,
причиной
является
стремление
участвовать
в
общем
деле,
стать
частью целого, добиваясь общей цели.
Спорт в ГОУ СПО «Новокузнецкий экономико-отраслевой
колледж»
Спортивная
работа
в
ГОУ
СПО
«НЭОК»
ведется
по
нескольким
направлениям:
1.
Формирование
здравоведческой
культуры,
как
составной
части
общей культуры личности.
2.
П р о ф и л а кт и ка
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
за б ол е ва н и й
ч е р е з
профессиональную направленность занятий физической культурой.
Реализация спортивной работы в колледже осуществляется через:
Уроки физической культуры, являющиеся составной частью
общей культуры и профессиональной подготовки на весь период обучения.
«Физическая
культура»
входит
обязательным
разделом
в
гуманитарный
компонент
образования. Формирование
физической
культуры
личности,
обеспечивающей готовность к социально-профессиональной деятельности,
систематическое
физическое
самосовершенствование
и
включение
в
здоровый
образ
жизни
–
является
целью
программы
по
физическому
воспитанию учащихся (студентов).
Программа включает следующие разделы:
Физическая
культура
человека
и
общества. Теоретический
материал
ориентирует на формирование научного мировоззрения, единство научно-
практических знаний, позитивное, ценное отношение к физической культуре.
Физическая
культура
и
спорт
как
социальные
феномены
общества.
Физическая культура личности. Ценности физической культуры. Физическая
культура,
как
учебная
дисциплина
(предмет)
профессионального
образования. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической
культуре и спорту.
Легкая
атлетика. Проводится
работа
по
совершенствованию
техники
беговых упражнений, прыжков, метаний. Усиливается акцент на развитие
общей
выно сливо сти,
быстроты,
скоро стно-силовых
к ач е с т в ,
координационных способностей учащихся. Уроки в силу своей специфики
проводятся на открытом воздухе.
Гимнастика. Особое внимание уделяется разминке и растяжке. Эта тема
трудно дается тем, у кого плохо развита координация движений, поэтому
комплекс упражнений на растяжку повторяется на протяжении всего курса
обучения.
Лыжная
подготовка. Проводится
на
открытом
воздухе
и
полностью
основывается на знаниях, полученных в школе, а на 2-ом году обучения на
знаниях, полученных и в школе, и на первом году обучения в лицее.
Спортивные игры Содержание раздела раскрывается через игры: баскетбол
на первом году обучения и волейбол на 2-ом году обучения. В баскетболе
делается упор на техничное исполнение приемов, а также на тактическую
подготовку игры в нападении и в защите. В волейболе на тактику игры в
нападении, защите, правильную постановку блоков и розыгрыш мяча.
Прикладная профессиональная физическая подготовка. Учащиеся (студенты)
разучивают
комплексы
упражнений,
помогающих
восстановить
организм
после воздействия стрессоров выбранной ими профессии (специальности) -
на
1-ом
году
обучения.
На
2-ом
году
обучения
учащиеся
(студенты)
разрабатывают
индивидуальный
комплекс
упражнений.
Например,
профессия секретарь – референт:
составление документов, машинописные работы при напряженном труде
сопровождаются рядом опасностей для здоровья. Это не редко нервные
напряжения, «писчий» спазм, остеохондроз шейно – грудного отдела,
нагрузки на органы зрения, иногда аллергия на бумажную пыль.
Нагрузки
на
глаза
могут
сопровождаться
головными
болями,
головокружениями.
Напряженная,
малоподвижная
работа,
эмоциональные
напряжения,
курение,
недостаточное
или
чрезмерное
освещение,
способствуют
повышенной нагрузке не только на органы зрения, а также в первую очередь
на
нервную,
сердечно
–
сосудистую
системы.
Повышается
общая
утомляемость, появляется раздражительность, снижается качество работы.
Существует много методик для отдыха глаз, представляем одну из них.
Гимнастика для глаз
Рекомендуется сделать по 4 раза:
1.
Повороты глаз влево, вправо.
2.
Повороты глаз вверх, вниз.
3.
Повороты глаз по диагонали.
4.
Повороты глаз круговые по часовой и против часовой стрелки.
5.
Поморгать лазами около сорока раз.
6.
Поглядеть вдаль, затем на кончик носа.
7.
Легкие
массирующие
движения
на
закрытых
глазах
или
окологлазничной области.
Также
мы
предлагаем
специальную
гимнастику
для
секретарей
–
референтов,
основанную
на
использовании
универсального
тренажера
«жимфлекстор».
Спортивно-массовую
работу.
Согласна
плана
областных
спортивных
мероприятий
по
физической
культуре
(утвержденного
Департаментом
науки
и
профессионального
образования
Кемеровской
области, составлен план спортивных мероприятий г. Новокузнецка который
является основанием плана спортивных мероприятии ГОУ СПО «НЭОК».
см.прил. №4) в ГОУ СПО «НЭОК» ведется активная спортивно массовая
работа. С каждым годом в спортивную жизнь вовлекается все больше и
больше студентов. Если в спортивном празднике «День здоровья» (см. прил.
1), который ежегодно проходит в начале учебного года в парке отдыха -
«Водный» в 2013-14 учебном году участвовали 10 человек от группы, что
составило в общем 180 человек, то в 2014-15 году 15 человек что составило в
общем 240. И эта цифра будет возрастать. Привлекать студентов к участию в
этом
мероприятии
удается
за
счет
четкой
организации,
введению
новых
этапов, например вращение тренажера «Жимфлекстор» (см. прил. 1. фото 6.),
а также за счет стремления студентов показать себя с лучшей стороны,
самоутвердиться, ведь большинство из них первокурсники. В соревнованиях
участвуют
не
только
физически
здоровые
студенты,
но
и
студенты
с
подготовительной
группой
по
физкультуре
и
освобожденные
от
занятий
физкультурой.
Они
являются
помощниками
судей
на
этапах
дистанции.
Остальные студенты являются болельщиками или находятся в запасе, то есть
участвуют
все
учащиеся
учебного
заведения.
Победители
награждаются
грамотами и сладкими призами на торжественной линейке.
В этом году проводится также волейбольный турнир на приз Деда
Мороза. В котором участвую желающие из всех групп. Турнир проводится
после окончания учебных занятий в течение месяца согласно расписанию
игр. То есть после занятий студенты заняты спортом, а не просиживанием в
подъездах,
употреблением
алкогольных
напитков
или
наркотических
препаратов,
что
имеет
большое
спортивно-воспитательное
значение.
Запланированы также соревнования по плаванию, зимняя (эстафета) День
здоровья. Преподаватели не отстают от студентов так же запланированы Дни
здоровья для преподавателей. По краеведению планируются зимние лыжные
многодневные походы в Карлык, Калтан, Таштагол.
Преподаватели физической культуры на общественных началах ведут
дополнительные занятия по баскетболу, волейболу, теннису, атлетизму.
Привлечение
студентов
к
спортивно
массовой
работе
не
ограничивается внутри лицейскими мероприятиями. На ГОУ СПО «НЭОК»
возложена
организация
и
проведение
городских
соревнований
среди
учреждений СПО - Легкоатлетического кросса. Учащиеся играют важную
роль в организации и проведении этих соревнований. Из спортивного актива
создается судейская коллегия: секретари, контролеры, хронометристы, судьи
на дистанции, команда технического обеспечения и участники соревнований
(всего около 40 человек) см. прил. №2. На них возлагается ответственная
задача за проведение мероприятия, с которым они уже два года успешно
справляются. Надо особенно отметить наших участников соревнований в
«Легкоатлетическом кроссе» 2013-14 учебного года. Учащийся группы 29-30
«Помощник машиниста локомотива» Черных Сергей (см. прил. №2 фото 2
справа
2-ой
и
фото
7
финиширующий)
выиграл
не
только
городские
соревнования,
но
занял
1
место
в
личном
и
командном
первенстве
по
Легкоатлетическому кроссу в г. Кемерово.
Учащиеся ГОУ СПО «НЭОК» активно участвуют в областном слете,
туристов который проходит на Поднебесных Зубьях в районе станции Лужба
(см.
прил.
№3).
Программа
слета
самая
разнообразная:
спортивные
соревнования (футбол, волейбол, теннис), туристская эстафета (фото №5),
горный
этап
(фото
№6,7),
конкурсы
(поваров,
рыболовов,
поэтов,
музыкантов, на лучший лагерь, геологов, газет, на знание лекарственных
растений).
Условия
проживания
-
походные.
Традиционно
после
слета
туристов команда ГОУ СПО «НЭОК» направляется в многодневный учебно-
тренировочный поход (см. прил № 3 фото 8-14).
Заключение
Учебное учреждение - особый организм. Дети часто должны посещать
учебное учреждение в силу обязательности обучения, однако учебные цели
не являются объединяющим началом. Получая профессию (специальность)
учащиеся
преследуют
индивидуальные
цели,
спортивные
состязания
преследую коллективные цели. Учащиеся (студенты) определенной команды
отождествляют
себя
со
своим
учебным
заведением
и
защищают
его
интересы.
Спортивные
состязания
вызывают
энтузиазм
и
единство
коллектива
перед
лицом
соперника,
представленного
другим
учебным
заведением.
Кроме
объединяющей
роли
спорт
в
образовательном
учреждении
выполняет функцию социального контроля. Он занимает свободное время
учащихся и требует от них отдачи энергии, отвлекая от ненужных мыслей и
сомнений.