Напоминание

" Касимовский край с древнейших времен до середины XV века"


Автор: Владимир Петрович Потапов
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: Касимовский филиал ОГБПОУ
Населённый пункт: город Касимов Рязанская область
Наименование материала: Лекция
Тема: " Касимовский край с древнейших времен до середины XV века"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Лекции по истории касимовского края

Тема1. Древняя история касимовского края

1.Археологическое

наследие

края.

Древняя

касимовская

земля

свидетельница многих событий в истории России, пережившая вместе со

страной периоды взлётов и падений, страшные войны, годы возрождения и

расцвета.

На

территории

Касимовского

района

находится

129

объектов

археологического

наследия.

Из

них

9

объектов

являются

памятниками

археологии федерального значения. Это - городище «Старое Мещерское»,

расположенное

в

устье

реки

Бабенка,

городище

«Земляной

струг»,

расположенный в 2.5 км к востоку от города Касимов на правом берегу реки

Бабенки, стоянки Ибердус I, Ибердус II, Ибердус III, расположенные между

селом

Ибердус

и

деревней

Чаруши,

Ватренницкая

курганная

группа,

расположенная

к

северу

от

деревни

Ватренницы,

Баишевское

городище,

располоденное на расстоянии 0,4 км к северо-западу от деревни Баишево и

Ждановское городище, расположенное на расстоянии 2 км. К югу от деревни

Жданово.

Археологические исследования касимовского края начались в первой

половине 19 века. В 1877 году Ф.Д.Нефедов произвел раскоп Поповских

курганов, Бабенского городища и старого татарского кладбища. В 1886 году

были

проведены

раскопки

татарских

текие,

а

в

1888

году

Курманского

могильника.

Данные исследований показали, что поселения древних людей здесь

существовали еще до начала нашей эры.

В 1925-1926г.г. был произведен раскоп погребальных памятников эпохи

бронзы - Земских курганов, относящиеся ко второй половине II тысячелетия

до нашей эры. Их всего четыре. Последний был раскопан в 1937 году. В

кургане, раскопанном в 1926 году, погребение сопровождалось украшениями

из бронзы. Среди них - привеска в виде розетки с десятью рельефными

лопастями

и

двумя

сквозными

отверстиями,

привеска

из

бронзовой

проволоки

в

виде

двух

спиралей,

бронзовая

пронизка

в

виде

трубочки,

бляшка в виде двух соединенных полушарий, а также узел из кожаного

ремешка со следами меха, костяной гребень с девятью зубьями. На правой

руке был размешен бронзовый браслет. На левой ноге обнаружены куски

смолы

с

отпечатками

ткани.

У

ступней

находилось

бронзовое

четырехугольное шильце.

В 1926 году была открыта неолитическая стоянка Ибердус - II. Здесь

были обнаружены остатки трех больших полуземляночных жилищ. На полу

одного из них было открыто человеческое погребение. Были также найдены

наконечники дротиков и стрел, шилья, скребки, ножи, каменные грузила для

сетей и другие изделия.

В 1959 году было открыто Ибердусское погребение. Рядом со скелетом,

лежавшем

на

спине

в

вытянутом

положении

и

на

нем

самом

были

обнаружены украшения из продольно распиленных крупных клыков кабана.

Большую

роль

в

исследовании

археологических

памятников

в

Ибердусе

сыграл

Иван

Александрович

Китайцев

местный

краевед.

Родом

он

из

Ярославской губернии. Окончив в 1909 году Строгановское училище, он

получил назначение в Касимовское высшее начальное училище в качестве

преподавателя

рисования.

Но

стремление

познать

глубины

истории

касимовского края определили его дальнейшую судьбу. Ему принадлежит

открытие Подборновской стоянки, которая датируется третьей четвертью II

тысячелетия до нашей эры. Площадь поселения составляла 12 тыс. кв.м.

Помимо кремневого инвентаря, здесь обнаружены изделия из глины: посуда,

пряслица, грузики. Вскрыты остатки двух больших жилищ четырехугольной

формы, площадь самого большого из них составляла 135 кв.м. Внутри жилищ

обнаружены следы очагов. Им была также открыта Бабенская неолитическая

стоянка напротив села Бабенки.

Много в крае городищ. В большинстве своем они относятся к ранней

эпохе железа. Интерес представляют Бабенское городище, первое описание

которому дал И.С.Гагин. Он также впервые описал Баишевское городище;

Сынтульское городище раннего железного века, расположенное недалеко от

Сынтула;

Лощининское

городище;

Баженовский

курганный

могильник,

расположенный между деревней Баженовым и селом Митиным. Курганов

несколько, некоторые из них разрыты любителями, а часть сохранилась в

неприкосновенности. У села Сабурово открыто городище железного века.

Близ деревни Квасьево открыты две неолитические стоянки.

Около деревни Клетино расположены славянские курганы . В районе

Елатьмы отмечены славянские курганы и могильник раннего железного века,

Инкинская неолитическая стоянка. В районе деревень Алферьево и Марьино

расположено городище раннего железного века.

2. Древнейшие жители мещерского края.

Самые древние следы человека

на территории современного Касимовского района археология относит ко II

тысячелетию до нашей эры.

Климат был тогда мягче и теплее, землю покрывала богатая южная

растительность. Небольшие стада первобытных людей бродили в поисках

пищи - собирали плоды, выкапывали съедобные корни, охотились за мелкими

животными.

Жизнь

людей

была

нелегка

и

полна

опасностей.

Питание

зависело от случайности. Часто люди голодали. Враги из звериного царства

подстерегали человека, угрожали ему и его детям.

Но в борьбе за жизнь люди глубоко отличались от животных: они умели

делать орудия. Они могли приспособить палку и камень, чтобы охотиться,

сбить плод, выкопать съедобные корни, защититься от зверей. Грубо оббив

кусок кремня и, сделав каменный нож, человек шел с ним на охоту, потрошил

добычу, резал мясо и шкуру. Постепенно человек научился добывать огонь.

Человек в те времена жил не в одиночку, а вместе с другими людьми:

один он бы погиб. Он не смог бы защититься от диких зверей, обеспечить

себя пищей. Коллектив людей был тогда еще первобытным человеческим

стадом. Но было очень важно, что люди трудились сообща: это умножало их

силу, увеличивало результаты труда, развивало их способности и улучшало

жизнь.

Развивалась и речь людей – она также отличала человека от животных:

люди

могли

объясниться

друг

с

другом

словами,

договориться,

как

действовать, передать друг другу свои мысли. Речь помогала труду человека

и развивалась вместе с трудом.

Медленно, но развивались орудия труда и умение человека работать.

Умножались

и

разрастались

человеческие

коллективы.

Постепенно

небольшие

первобытные

стада

людей

стали

перерастать

в

более

многочисленный и устроенный коллектив – род, а на более поздних стадиях

развития – племена.

Русские

летописи

сообщают,

что

берега

Оки

и

её

притоков обжили племена финно-угорской языковой группы, среди которых

заметное место занимало длительно проживавшее на территории Мещерской

низменности древнее племя мещера. Самое раннее письменное упоминание о

мещёре

относится

к

первой

половине XIII

века.

К

сожалению,

история

мещеры изучена мало и до сих пор остается загадкой для исследователей.

Одни из них считают, что такой народности не было вообще. Другие говорят,

что мещерские племена ассимилировались частично с русскими и татарами.

Третьи утверждают, что мещера слилась с другим угро-финским племенем

черемисами.

Существует

также

мнение,

что

заселение

мещерского

края

происходило

с

территории

Саяно-Алтайского

региона,

где

находилась

прародина этого древнего племени. По мнению же Л.Н. Гумилева предки

мещеры, равно как и мадьяр, и мишарей некогда составляли этническую

общность,

располагавшуюся

на

территории

современной

Башкирии,

а

позднее переселились на среднее течение Оки. П.П. Семенов Тян-Шанский

отмечал, что мещеряки являются потомками отатарившегося и, в некоторой

степени, обрусевшего финского племени. Сама Мещера, по его мнению, была

разделена на две части – восточную, находившуюся по влиянием татар и

западную, находившуюся под властью русских, сохранив от своих далеких

предков одно лишь цоканье.

Безусловно, все эти гипотезы имеют право на существование.

Затерянные в непроходимых и неприступных дебрях и болотах мещеряки

долгое время оставались неизвестным племенем, занимаясь охотой, сбором

питательных дикорастущих растений и примитивным земледелием.

Они не вырубали леса, не прокладывали дорог, не строили города и не

имели

границ.

Им

были

знакомы

и

особенности

металлургического

производства. Применение железных орудий труда позволило им заниматься

подсечно-огневым

земледелием,

которое

не

всегда

давало

устойчивые

урожаи. Значительная часть хозяйственных работ лежала на женщине, хотя

мужчина являлся главой семьи. Ремесло у них практически отсутствовало.

Они

также

занимались

скотоводством,

рыболовством

и

птицеводством,

разводили лошадей, свиней, гусей, уток и кур. Предпочитали мясную и

молочную пищу, употребляли конину. Заметную роль в их жизни играло

бортничество– сбор меда диких лесных пчел. Не исключено, что этот вид

занятия и лег в основу названия этого племени, ибо мед означает «мес», а

люди – «чера», т.е.«месчера» – медовые люди, пчеловоды. Жили они чаще

отдельными

поселениями,

и

лишь

изредка

-

небольшими

посёлками.

Вероятно, это обстоятельство и явилось причиной умалчивания в ранних

летописях названия этого племени.

Так как жизнь мещеряков целиком зависела от воли природы, скорее

всего, это было выносливое и терпеливое племя. По своему физическому

развитию они были крепкого телосложения, темноволосые с карими глазами.

Племя оставило заметный след в запутанной истории мещерского края, где

встречается много загадочных, порой таинственных и совсем непонятных для

современного человека названий населенных пунктов, рек и озер. Ибердус,

Лався, Самышка, Чарус, Чаруши, Чаур, Чинур, Лашма, Колпь, Ксегжа, Нарма,

Унжа, Цна, Пра и другие певучие названия заставляют задуматься: откуда они

произошли? И вполне можно предположить, что именно мещеряки основали

на месте современного города и своё первое поселение.

С

X

века

в

приокские

земли

началось

массовое

вторжение

предприимчивых и активных славянских племён – вятичей и кривичей. Они

мирно контактировали с мещеряками. Постепенно славянские пришельцы

оттеснили коренных жителей края с плодородных прибрежных земель в

глубину

лесов

и

болот.

Мещеряки,

не

имея

к

тому

времени

ни

гражданственности, ни письменности, подпали под влияние более сильного и

одарённого племени. Утратив свои индивидуальные черты, забыв свой язык,

веру и быт они постепенно растворились в славянской (русской) народности.

Остатки мещёры еще долго проживали в глухих местах левобережной Оки и

Цны на западе и Гуся на востоке.

Летописи

не

сохранили

сведений

о

насильственном

вытеснении

и

покорении

насельников

славянами.

Не

дала

таких

подтверждений

и

археология.

Вероятно,

в

планы

славян

не

входило

их

порабощение.

Их

вторжение

в

мещерские

земли,

скорее,

носило

характер

колонизации,

заключавшейся, главным образом, в замене кочевого образа жизни осёдлым,

распространением земледелия и введением некоторых начал русского быта.

Так, в потоке медленно двигающейся русской колонизации, мирное соседство

славян и мещеры привело к обмену опытом в хозяйстве, культуре и быте,

заключению смешанных браков и их слиянию.

К востоку от мещеры расселились племена мордвы, на севере и северо-

западе - племена мери, а к северо-востоку - племя мурома.

Процесс ассимиляции мещеры и других угро-финских племён: муромы,

мери, мордвы и др. завершился в XIII- XIV веках, а к XVI веку, когда всё

население

мещерского

края

стало

славянским,

племя

мещера

исчезло.

Последнее упоминание о мещере историки относят к началуXVII века.

Обрусевши,

мещера

сохранила

свои

племенные

особенности,

а

позднее,

как

и

другие

племена,

проживающие

на

Руси,

она

приняла

христианство.

По

преданию

в

христианскую

веру

обратил

мещеряков

великий князь Глеб Владимирович Муромский.

Мещеряки

жили

среди

непрерывных

опасностей.

Чёрным

вихрем

налетали вражеские отряды на их поселения. Звенело оружие, лилась кровь.

Приходилось всегда быть готовыми к внезапному нападению и укреплять

свои поселения.

В эти дремучие места потянулся народ, основывая здесь починки и

деревни. Мало – помалу вырастали города, одним из которых стал Городец

Мещерский. И как тут не вспомнить рассказ Петра Шарганова « Мещёра», в

котором говорится, что мещёрские леса, непроходимые чащобы, извилистые

бурливые речки, зловещие топи – в них сокрыта душа нашего рода, его

давнее прошлое…

3.

Научные

исследования

края.

История

касимовского

края

уникальна, поучительна и своеобразна. Поэтому интерес к ней не угасает на

протяжении

веков.

В

дореволюционной

России

большое

внимание

исследователей привлекал феномен функционирования в мещерской области

татарского

ханства.

Начало

научному

исследованию

мещерского

края

положил известный российский историк В.Н. Татищев. Он не только раскрыл

древнейшую историю края, но и проанализировал процесс заселения его

татарами в конце XIII века. В изучении исторических процессов края XIII-

XVI

вв.

также

важны

работы

историков-классиков

XVIII-XIX

вв.

Н.М.

Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова и других.

Вопросы образования ханства, его роли и места в истории татарского народа,

нашли

отражение

в

фундаментальной

четырехтомной

монографии

В.В.

Вельяминова-Зернова

«Исследование

о

касимовских

царях

и

царевичах»,

изданной в 1863 году. В работе большое внимание уделено истории Мещеры

докасимовского

периода,

исследованы

размеры

владений

мещерских

служилых татар. История ханства рассматривалась им в тесной взаимосвязи с

другими государственными образованиями.

Сведения по истории древнего Мещерского городка представлены в

труде Н. И. Шишкина «История города Касимова с древнейших времен»,

вышедшем в свет в 1896 году. Автор представил единство разрозненным и

отрывочным

фактам,

дал

указание

на

самые

важные

эпохи,

пережитые

Касимовым, проник во внутренний быт древнего Касимова и Касимовского

царства. В книге даются краткие сведения о племенах мещёры и мордвы,

проживавших в пределах края.

Историческая

литература

1920-х

годов

представлена

трудами

М.Г.

Худякова, П.И. Черменского, Г.С. Губайдуллина. В них дана сравнительная

характеристика системы управления

в Мещере, Касимовском ханстве и

других татарских ханствах, что позволило получить общее представление о

развитии края с начала XV века.

Вопросам

взаимоотношений

Касимовского

и

казанского

ханств

посвящена книга М.Г. Худякова «Очерки по истории казанского ханства»,

изданная в 1923 году. Социально-экономической жизни Касимова посвятила

свой труд Н.И. Привалова. Ее исследование « Торги Касимова в XVII веке»

опубликованное

в

1947

году

в

«Исторических

записках»

т.21.

позволяет

понять сложную и запутанную историю формирования делового мира, когда

власть

ускользала

из

рук

касимовского

хана,

который

утрачивал

свое

значение и права.

В конце 1950-х начале 1960 - х годов в трудах Ш.Ф. Мухамедьярова,

М.Г. Сафаргалиева, А.Х. Халикова, М.А. Усманова, Р.Г. Мухамедовой, Г.А.

Федорова-Давыдова,

С.Х.

Алишева,

и

других

исследователей

была

проанализирована история рода Ширин до прихода в Мещерские земли. В

них также нашли свое отражение мещерская государственность в XIV в.,

расселение служилых татар в крае, хозяйственные отношения и особенности

русской колонизации Мещеры.

Качественно новый этап в историографии края

начался с 1990-х

годов, когда появился ряд исследований, посвященных истории касимовских

татар и татарских княжеств в Мещере. В разработке данной проблематики

прослеживается наличие двух основных научных школ - нижегородской и

казанской. Представители нижегородской научной школы Ю.В. Сочнев, Р.Ж.

Баязитов

и

В.П.

Макарихин,

А.И.

Тарасов,

С.Б.

Сенюткина

и

О.Н.

Сенюткина., главный акцент в исследовании Мещеры и татар делают на

историю развития Российской государственности. Большое внимание они

уделяют вопросам колонизации края, особенностям русского заселения в

Мещере и причинам присоединения края к Русскому государству.

Исследователи казанской научной школы С.Х. Алишев, Р.Н. Степанов,

М.И.

Ахметзянов,

Ф.Л.

Шарифуллина,

Д.М.

Исхаков,

Б.Р.

Рахимзянов

и

другие

акцентируют

внимание

на

роли

татар

в

истории

становления

государств Восточной Европы и России.

Большую

ценность

в

изучении

истории

края

представляют

труды

рязанских

исследователей

А.В.

Белякова

и

М.В.

Моисеева,

в

которых

рассматриваются различные вопросы формирования этносословной группы и

положению служилых татар в Касимовском ханстве.

Полный обзор русско-татарских отношений дан в книге известного

военного

историка

А.Б.

Широкорада.

«Русь

и

Орда»

М.:

Вече,

2004.,

в

которой раскрывается татарский вектор в российской внутренней и внешней

политике, связанной с « восточным вопросом», в котором заметное место

отводилось касимовскому ханству.

Значительный

вклад

в

отечественную

историографию

по

изучению

касимовского края внес Б.Р.Рахимзянов. Фундаментальным исследованием по

истории касимовского ханства являются его очерки «Касимовское ханство

(1445-1552гг). Очерки истории.- Казань 2008. В них нашли отражение такие

проблемы,

как

политическая

ситуация,

способствовавшая

возникновению

ханства,

статус

этого

мещерского

юрта,

административно-политическое

устройство, экономика, этносоциальный состав населения и другие.

Ряд исследований по истории касимовского ханства посвятила Ф.Л.

Шарифуллина. В 1991 году вышла ее книга«Касимовские татары», а в 2011

году « Роль касимовских татар в истории России».

Историк, философ, психолог и публицист Л.И.Кузнецов в своей книге

«Из века в век переходя: Исторические хроники Касимова». Рязань.: 2002

впервые

сделал

попытку

собрать

воедино

и

осмыслить

основные

факты

касимовской истории с древнейших времен до наших дней.

Систематические сведения по истории касимовского края с древнейших

времен

до

середины

1990-х

годов

представлены

в

учебном

пособии

«

История родного края. Касимовская земля», авторы Горбунов Б.В., Потапов

В.П.

Настольной

книгой

каждого

касимовца

стала

книга

Н.А.

Родина

«Касимов-городец Мещерский», выдержавшая несколько изданий. В ней автор

подробно раскрывает особенности истории касимовской земли с древнейших

времен до наших дней.

О Касимове написано много книг. И если вас заинтересует какой-либо

вопрос об этом городе, то всегда можно найти ответ в той, которую возьмете

в руки.

Тема 2. Мещерское княжество

Тема 2. Мещерское княжество

1. Мещерский городец. Старинные русские города ведут свое летосчисление

обычно с той исторической даты, которая впервые была упомянута в каком-

нибудь, дошедшем до нас, письменном документе.

История

Городца

Мещерского

напрямую

связана

с

именем

предприимчивого князя Юрия Долгорукого – основателя Москвы. В истории

России он знаменит укреплением северо-восточных рубежей Древней Руси,

где провёл лучшие годы своей жизни. Потерпев неудачу в 1151 году в борьбе

за

киевский

престол,

он

начал

активно

укреплять

границы

Ростово

-

Суздальского княжества и за короткое время основал ряд городов-крепостей.

По

преданию

князь

часто

охотился

на

берегах

Оки

и,

обнаружив

стратегическое назначение местности, расположенной среди лесов и болот

мещерского края, решил заложить на высоком холме, возвышавшемся при

слиянии рек Бабенки и Оки, небольшую сторожевую крепость или крепостцу,

как тогда говорили русские люди. Она служила дополнительным оборонным

укреплением в случае нападения врагов. Название крепость получила от

имени

племени

мещеры

Городец

Мещерский.

По

утверждениям

исследователей

это

событие

произошло

в

1152

году.

Как

и

другие

приграничные города Северо-Восточной Руси, древний Городец Мещерский,

стоявший на самом краю Московского государства, постепенно превратился в

опорный военный пункт и стал форпостом в борьбе с набегами кочевников.

Его окружали глубокие рвы и высокие насыпные валы. Деревянные стены и

башни, срубленные из толстых вековых сосен, служили довольно мощным

укреплением того времени.

Возникновение

и

развитие

города

явилось

результатом

отделения

ремесла

от

сельского

хозяйства

и

расширения

обмена.

По

мере

сосредоточения

в

городе

торгово-ремесленного

населения

он

постепенно

превращался в политический и культурный центр края.

Не раз Городцу Мещерскому приходилось отстаивать свои рубежи,

воскресать

из

небытия.

Он

рос,

постепенно

расширяя

свои

границы,

оставаясь

одним

из

крупных

центров

Мещеры.

В

период

феодальной

раздробленности мещерская область находилась по соседству с Рязанским

княжеством.

Рязанцы

до

монголо-татарского

нашествия

безраздельно

властвовали

над

Мещерой,

присоединяя

её

земли,

богатые

лесами,

пушниной,

рыбой,

мёдом

и

другими

природными

ресурсами.

Подобная

колонизация первоначально не встречала никакого сопротивления, как со

стороны соседей, так и со стороны самих мещеряков.

В

1237

году

Рязань

была

уничтожена

ханом

Батыем.

В

связи

с

батыевым

нашествием

процесс

колонизации

приостановился,

мещерская

область

постепенно

приобрела

значительную

долю

самостоятельности

и

выделилась в отдельное Мещерское княжество.

Основателем

княжества

некоторые

исследователи

считают

Бахмета

Усейновича

Ширинского

-

представителя

крупной

татарской

феодальной

знати. В 1298 году, воспользовавшись раздорами и ослаблением Орды, он со

своими

людьми

переправился

через

Волгу,

завоевал

восточную

часть

Мещёры и, отказавшись от кочевого образа жизни, объявил себя местным

князем. Привыкшая к спокойному образу жизни мещёра, расселенная среди

лесов и болот, не могла оказать ему серьезного сопротивления. С другой

стороны он оказался под сильным влиянием русских князей. Сын Бахмета -

Беклемиш,

родившийся

уже

в

Мещере,

был

хорошо

знаком

с

русской

культурой и обычаями и в совершенстве владел русским языком. Его решение

принять православие с именем Михаила, женитьба на княжне Стародубской

из рода рюриковичей, привели к серьезным переменам в истории княжества.

Он крестил свою дружину и слуг, сроднив тем самым своё потомство с

Русью. Михаил Ширинский считается родоначальником князей Мещерских.

Городец Мещерский приобрел статус столицы самостоятельного удельного

княжества.

Есть

версии,

что

Мещерское

княжество

существовало

еще

в

период раннего средневековья, а его территория называлась мещерой.

Наряду с Бахметовым родом в Мещере правили и князья аборигены,

т.е. представители коренного населения. Наиболее известный среди них -

Александр

Укович,

живший

в

30-е

годы XIV века. При нём Мещерское

княжество заметно окрепло и попыталось освободиться от зависимости со

стороны соседей. Это потребовало заключения в середине XIV века между

Александром Уковичем и Рязанским князем Иваном Ярославичем особого

соглашения, касающегося разграничения спорных земель между Мещерой и

Рязанью,

что

в

значительной

степени

укрепило

позиции

Мещерского

княжества.

Однако

к

мещерской

земле

проявляли

свой

интерес

и

московские

князья, стратегическими замыслами которых было усиление своего влияния в

этом регионе и установление контроля над ним.

Так или иначе, но мещерская земля оказалась предметом спора между

московскими и рязанскими князьями. Однако обстоятельства, связанные с

усилением

Золотой

Орды,

потребовали

на

какое-то

время

отказаться

от

междоусобиц. Между тем летом 1371 года Мещерское княжество подверглось

нападению

со

стороны

хана

Мамая.

Оно

было

разграблено.

Городец

Мещерский

был

предан

огню

и

уничтожен,

разделив

судьбу

многих

покоренных городов Руси. Жестоко был убит Александр Укович. Поруганная

татарами мещерская земля стала добычей для соседей - рязанского князя

Олега, московского князя Дмитрия, князя Бориса Городецкого и его потомков

из суздальской земли.

Однако, вопреки невзгодам вскоре был отстроен новый город на 1,5 км.

выше

прежнего

местоположения.

По

отношению

к

Москве

он

стал

называться Новым Низовым городом, оставаясь ещё долгое время городом-

щитом в борьбе с врагами.

В 1376 году значительной частью мещерских земель овладел князь

Юрий – внук Михаила Ширинского.

Борьба

Руси

с

монголо-татарами

потребовала

объединения

сил.

Центром объединения русских земель стала Москва. Её могущество крепло,

Золотая Орда между тем начала слабеть. Границы Московского княжества

расширялись за счёт присоединения земель соседних княжеств. Не стала

исключением и Мещера, где московский князь Дмитрий Иванович приобрёл

значительную часть земель. Примечательно, что в 1380 году под знамёнами

Дмитрия

Донского

на

Куликовом

поле

со

своим

войском

сражался

и

мещерский князь Юрий. Его дружина была включена в состав легендарного

Засадного полка. Дружинники сражались мужественно и полегли на поле

брани. Отличился в битве и князь Юрий.

После

Куликовской

битвы

заметно

осложнились

отношения

между

Дмитрием

Донским

и

рязанским

князем

Олегом,

занявшим

позицию

нейтралитета в борьбе московского князя с монголо-татарами.

Положение

дел исправил заключенный между ними договор, по которому московский

князь

приобрёл

несколько

пограничных

территорий.

В

договоре

перечислялись земли, передаваемые Дмитрию Донскому или оставшиеся в

составе Рязанского княжества. Началась распродажа мещерских земель. В

новом соглашении отмечалось, что «купля князя Великого Мещера, как было

при Александре Уковиче, то князю Великому Дмитрию, а князю великому

Олегу не вступаться в тот разъезд».

Мещерские князья разделили судьбу многих княжеских родов России.

Праправнук

Михаила

Мещерского

князь

Юрий

Семенович

-

последний

владелец

Мещеры,

разделил

земли

на

волости

с

братом

и

ближайшими

родственниками. Так, постепенно владения мещерских князей теряли свою

автономность. С 1392 года Мещерская область перешла под протекторат

московского княжества, навсегда утратив свою самостоятельность. Она была

вынуждена

полностью

подчиниться

московскому

князю,

поставляя

в

его

войско свою дружину.

Мещерские

князья

фигурировали

в

истории

России

до XV

века.

Последние сведения о них как владельцах Мещёры относятся к 1483 году. В

XVI веке уже упоминается Мещерский уезд и Мещерская сторона Рязанского

уезда. Последнее упоминание о мещёре относится к 1609 году, видимо в XVII

веке исчез и мещерский язык, а в начале XVIII века было упразднено и

название административной единицы Мещерский уезд и название Мещера

перестало употребляться.

2. Александр Невский. В 2020 году исполняется 800 лет со дня рождения

великого князя Александра Ярославовича Невского.

Каждый из нас со школьной скамьи помнит о его полководческом

таланте, подвигах и заслугах в победе русского оружия на Неве в 1240 году и

Чудском

озере

в

1242

году.

Вся

его

жизнь

была

посвящена

служению

Отечеству.

Седая глубь веков и сегодня интересует каждого из нас. Перелистывая

страницу за страницей историю нашего города, мы постоянно ощущаем, что

еще далеко не все мы о нем знаем и не все нами понято. Пытаясь выйти из

когорты

«иванов»,

не

помнящих

родства,

мы

постоянно

испытываем

необходимость

узнать, понять и осмыслить то, что происходило в нашем

крае 500, 800 и 1000 лет назад. И проникновение в глубины истории края

предоставляет нам возможность узнать много нового. Казалось бы, как может

быть связано имя Александра Невского с Касимовским краем, с нашей малой

родиной? Оказывается - самое непосредственное.

Сегодня, когда мы стремимся сделать все зависящее от нас, чтобы наш

родной город стал более привлекательным, чтобы в нем действительно было

комфортно жить и чувствовать себя не только горожанам, но и гостям, нам

приходится искать « изюминки» прошлого. Каждая из них – пласт нашей

истории. Одним из этих пластов является период XIII века, когда русская

земля вела борьбу с монголо-татарскими завоевателями.

Личность

Александра

Невского

заслуживает

особого

уважения

касимовцев. Он является правнуком Юрия Долгорукого - основателя Городца

Мещерского. Здесь он, как полагают многие, закончил свой жизненный путь.

Древнейшие летописи указывают на то, что князь Александр Невский,

возвращался из Орды осенью 1263 года, где задержался по воле хана Берке

почти на целый год. По дороге в свой стольный град Владимир в крайне

болезненном состоянии

он прибыл в Городец, где принял

монашество и

скончался. Однако упоминание Городца не конкретизировано. На Руси, в ее

северо-восточной части, в это время насчитывалось порядка десяти городов

с таким одноименным названием. В поздних летописях появились данные о

том, что князь, добравшись до Городца Волжского, скончался 14 ноября 1263

года. Об этом сказано в Софийской первой летописи.

В XIX

веке

эта

версия

получила

свое

дальнейшее

развитие.

Аргументы того, что Александр Невский скончался в Городце Волжском

предложил известный русский писатель Павел Мельников, родившийся и

выросший

в Нижнем Новгороде. Его утверждения основаны на дорожно-

путеводных предпочтениях, будто дороги в то далекое время простирались

вдоль Волги. К чести нижегородцев следует отнести

их память, бережно

хранившуюся

столетиями,

их

умение убедить и объединить историков-

скептиков, осторожно относившихся к этому вопросу, чтобы не нанести вреда

« устоям» своего времени.

Одновременно появилась и другая версия, повествующая о том, что

последним местом пребывания при жизни Александра Невского был Городец

Мещерский.

Каждая

версия

подкрепляется

своими

толкованиями.

В

частности,

представители нижегородской школы утверждают, что Александр Невский

умер в Городце на Волге, где перед смертью принял схиму в Федоровском

монастыре.

В то же время, если следовать исследованиям, то нетрудно

заметить, что о Федоровской обители в XII-XIII веках упоминаний нигде в

документах

нет.

На

этот

же

факт

указывают

и

археологические

исследования территории Федоровского монастыря, в результате которых был

сделан вывод об отсутствии там культурного слоя, относящегося к XII-XIII

векам. Первый документ, в котором обнаружено упоминание о Федоровском

монастыре датируется началом XV века. В XIV же веке в Городце Волжском

существовал монастырь Святого Лазаря, о котором

имеются

летописные

сведения. К тому же утверждения о том, что Александр Невский скончался

именно в Федоровском монастыре, не соответствуют летописным сведениям,

в которых монастырь, где он принял постриг не назван. Отсутствует

его

название

и

в

Житиях,

основанных

на

рассказах

очевидцев

событий

и

составленных

вскоре после смерти князя в 80-х годах XIII века одним из

иноков.

Лишь

в

конце XV века Московский летописный свод внес свои

«коррективы»

Таким образом, исторические источники версию о смерти Александра

Невского в Федоровском монастыре Городца Волжского не подкрепляют. Что

касается

второй

версии,

то

следует

заметить,

что

ореол

таинственности

смерти

Князя

Александра

Невского

начинает

проясняться

с

последней

четверти XVIII

века.

В

1776

году

Федор

Полунин

и

Герард

Миллер

в

изданном ими « Географическом лексиконе» указывают, что событие 1263

года

произошло

в

Городце

Мещерском.

Подобный

пространственно-

временной подход прослеживается и в исследовании касимовского ученого-

самоучки И.С. Гагина, подтвердившего эти сведения, но и представившего

доказательную базу. По его версии расстояние от Городца Мещерского до

Владимира составляет 155 верст, в то время, как от Городца Волжского 369

верст.

Для

того,

чтобы

перенести

тело

князя

из

Городца

Мещерского

потребовалось 8 дней, а из Городца Волжского за столько дней до места

погребения

было

невозможно.

Кроме

того,

Гагин

И.С.

подкрепил

свои

доказательства картой « Путь Александра Невского из Орды во Владимир».

В

то

время

двойственное

отношение

к

существу

проблемы

можно

объяснить, с одной стороны, стремлением части исследователей поддержать

традиции самодержавия, догмы официальной идеологии. С другой стороны,

идейно-политическая

ситуация

не

позволяла

им

критически

подходить

к

разному роду легендам, существовавшим по этой проблеме.

Несомненно, оба эти направления на сегодняшний день имеют право на

существование, но научная точка в этом вопросе пока еще не поставлена.

Можно только надеяться на то, что пытливый ум исследователя даст научное

объяснение этому историческому факту.



В раздел образования