Автор: Доржиева Очирма Федоровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Закаменский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: Закаменск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Доржиева О.Ф., преподаватель спец.дисциплин
ГБПОУ «Закаменский агропромышленный техникум»
Организация
проектной
и
исследовательской
деятельности
студентов
в
образовательных
учреждениях
требует
грамотного
научно-обоснованного
подхода
и
решения
комплекса
задач
организационно-управленческих,
учебно-методических,
кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических
и
психолого-педагогических.
Эти
задачи
могут
решаться
в
любом
образовательном
учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников.
Этим
педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение
технологией проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская
деятельность
студентов
-
это
деятельность,
связанная
с
решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в
отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:
постановку проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала;
анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных
наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой
принадлежностью
исследовательской
деятельности,
нормой
ее
проведения.
Проектная деятельность студента- совместная учебно-познавательная, творческая
или
игровая
деятельность,
имеющая
общую
цель,
согласованные
методы,
способы
деятельности,
направленная
на
достижение
общего
результата
деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений
о
конечном
продукте
деятельностиэтапов
проектирования
(выработка
концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов
деятельности,
создание
плана,
программ
и
организация
деятельности
по
реализации
проекта) и реализации
Организация
проектной
и
исследовательской
деятельности
студентов
в
образовательных
учреждениях
требует
грамотного
научно-обоснованного
подхода
и
решения
комплекса
задач
организационно-управленческих,
учебно-методических,
кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических
и
психолого-педагогических.
Эти
задачи
могут
решаться
в
любом
образовательном
учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников.
Этим
педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение
т е х н о л о г и е й
п р о е к т и р о в а н и я
и
и с с л е д о в а т е л ь с к и м
м е т о д о м .
Исследовательская деятельность студентов - это деятельность, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от
практикума,
служащего
для
иллюстрации
тех
или
иных
законов
природы)
и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:
постановку проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала;
анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных
наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой
принадлежностью
исследовательской
деятельности,
нормой
ее
проведения.
Проектная деятельность студента - совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка
концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов
деятельности,
создание
плана,
программ
и
организация
деятельности
по
реализации
проекта)
и
реализации
проекта,
включая
его
осмысление
и
рефлексию
результатов
деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию
собственного
исследования,
предполагающая
выделение
целей
и
задач,
выделение
принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых
результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Является организационной рамкой исследования.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является
учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение
объективно
нового
результата,
как
в
"большой"
науке.
Если
в
науке
главной
целью
является
производство
новых
знаний,
то
в
образовании
цель
исследовательской
деятельности - в приобретении студентами функционального навыка исследования как
универсального
способа
освоения
действительности,
развитии
способности
к
исследовательскому
типу
мышления,
активизации
личностной
позиции
студента
в
образовательном
процессе
на
основе
приобретения
субъективно
новых
знаний
(т.
е.
самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для
конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе
исследовательской
деятельности
на
первое
место
встает задача
проектирования
исследования. При проектировании исследовательской деятельности студентов в качестве
основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере
науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких
стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той
предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской
деятельности студентов нормируется выработанными научным сообществом традициями
с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе,
используется через задание системы норм деятельности.
Педагог
может
как
сам
вести
определенную
проектную
деятельность,
так
и
использовать данный метод в обучении своих студентов.
Метод
же
проектов,
используемый
педагогом
в
обучающей
его
деятельности,
ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную,
групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.
Существуют основные требования к использованию метода проектов: наличие
значимой
в
исследовательском,
творческом
плане
проблемы/задачи,
требующей
интегрированного
знания,
исследовательского
поиска
для
ее
решения.
Практическая,
теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад
в соответствующие службы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места
событий; план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)
деятельность студентов. Структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных
результатов).
Использование
исследовательских
методов
предусматривает
также определенную последовательность действий:
определение
проблемы
и
вытекающих
из
нее
задач
исследования
(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого
стола»);
выдвижение
гипотез
их
решения;
обсуждение
методов
исследования
(статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение
способов
оформление
конечных
результатов
(презентаций,
защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Реализация
метода
проектов
(исследовательского
метода)
на
практике
ведет
к
изменению
позиции
преподавателя.
Из
носителя
готовых
знаний
он
превращается
в
организатора
познавательной,
исследовательской
деятельности
своих
студентов.
Изменяется
и
психологический
климат
в
группе,
так
как
преподавателю
приходится
переориентировать
свою
учебно-воспитательную
работу
и
работу
студентов
на
разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности
исследовательского, поискового, творческого характера.
В
своей
практике
использую
проектную
деятельность
по
двум
направлениям:
проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.
Проектные уроки провожу на тех темах, где преобладает теоретический материал,
где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников. На
этих
уроках
я
кратко
по
структурно-логической
схеме
или
по
опорному
конспекту
предлагаю студентам увидеть весь материал в целом, показываю причинно-следственные
связи между событиями и явлениями, разнообразные зависимости между объектами,
процессами. На последующих уроках ребята разбивают тему на части, делятся на группы,
знакомятся с критериями презентаций, совершенствуют навыки свертывания и анализа
информации, составляют вопросы по теме, дополняют материал, продумывают наглядный
материал: рисунки, плакаты, опыты, анимации, раздаточный материал, составляют план
защиты своего проекта, продумывают формы и методы подачи материала в презентации.
Далее осуществляется публичная презентация своего учебного продукта.
Внеурочные
проекты
ребята
готовят
дома,
выбрав
интересующие
их
темы.
Представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект-инсценировка,
организационный
проект,
проект-выставка,
проект-видеофильм,
проект
-
рекламный
ролик, мультимедийный проект.
Заключение.
Приобщение
студентов
к
научно-исследовательской,
поисковой
деятельности
является
одной
из
форм
обучения
в
современной
школе.
Проект
рассматривается
как
эффективный
способ
развивающего
и
проблемного
обучения.
Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного,
индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов.
Предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский
компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ- компетентности
студентов,
т.е.
предусматривает
общественно
значимую
деятельность.
В
результате
реализации проекта собирается и систематизируется материал, резко возрастает уровень
использования
наглядности,
изменилось
отношение
к
предмету
у
ребят
далеких
от
учебных предметов по профессии, но увлеченных ПК, изменяется отношение к ПК как к
дорогой,
увлекательной
игрушке.
В
результате
реализации
проекта
создается
такие
пособия, материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное
время, для проведения содержательного досуга. В заключении хочу заметить: применение
проектных технологий позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей
студентов – ощущение полезности своей деятельности.