Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе


Автор: Доржиева Очирма Федоровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Закаменский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: Закаменск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Доржиева О.Ф., преподаватель спец.дисциплин

ГБПОУ «Закаменский агропромышленный техникум»

Организация

проектной

и

исследовательской

деятельности

студентов

в

образовательных

учреждениях

требует

грамотного

научно-обоснованного

подхода

и

решения

комплекса

задач

организационно-управленческих,

учебно-методических,

кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических

и

психолого-педагогических.

Эти

задачи

могут

решаться

в

любом

образовательном

учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников.

Этим

педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение

технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская

деятельность

студентов

-

это

деятельность,

связанная

с

решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в

отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной

сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

постановку проблемы;

изучение теории, посвященной данной проблематике;

подбор методик исследования и практическое овладение ими;

сбор собственного материала;

анализ и обобщение;

научный комментарий;

собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных

наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой

принадлежностью

исследовательской

деятельности,

нормой

ее

проведения.

Проектная деятельность студента- совместная учебно-познавательная, творческая

или

игровая

деятельность,

имеющая

общую

цель,

согласованные

методы,

способы

деятельности,

направленная

на

достижение

общего

результата

деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных

представлений

о

конечном

продукте

деятельностиэтапов

проектирования

(выработка

концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов

деятельности,

создание

плана,

программ

и

организация

деятельности

по

реализации

проекта) и реализации

Организация

проектной

и

исследовательской

деятельности

студентов

в

образовательных

учреждениях

требует

грамотного

научно-обоснованного

подхода

и

решения

комплекса

задач

организационно-управленческих,

учебно-методических,

кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических

и

психолого-педагогических.

Эти

задачи

могут

решаться

в

любом

образовательном

учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников.

Этим

педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение

т е х н о л о г и е й

п р о е к т и р о в а н и я

и

и с с л е д о в а т е л ь с к и м

м е т о д о м .

Исследовательская деятельность студентов - это деятельность, связанная с решением

творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от

практикума,

служащего

для

иллюстрации

тех

или

иных

законов

природы)

и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной

сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

постановку проблемы;

изучение теории, посвященной данной проблематике;

подбор методик исследования и практическое овладение ими;

сбор собственного материала;

анализ и обобщение;

научный комментарий;

собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных

наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой

принадлежностью

исследовательской

деятельности,

нормой

ее

проведения.

Проектная деятельность студента - совместная учебно-познавательная,

творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,

способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка

концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов

деятельности,

создание

плана,

программ

и

организация

деятельности

по

реализации

проекта)

и

реализации

проекта,

включая

его

осмысление

и

рефлексию

результатов

деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию

собственного

исследования,

предполагающая

выделение

целей

и

задач,

выделение

принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых

результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Является организационной рамкой исследования.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является

учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение

объективно

нового

результата,

как

в

"большой"

науке.

Если

в

науке

главной

целью

является

производство

новых

знаний,

то

в

образовании

цель

исследовательской

деятельности - в приобретении студентами функционального навыка исследования как

универсального

способа

освоения

действительности,

развитии

способности

к

исследовательскому

типу

мышления,

активизации

личностной

позиции

студента

в

образовательном

процессе

на

основе

приобретения

субъективно

новых

знаний

(т.

е.

самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для

конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе

исследовательской

деятельности

на

первое

место

встает задача

проектирования

исследования. При проектировании исследовательской деятельности студентов в качестве

основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере

науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких

стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той

предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской

деятельности студентов нормируется выработанными научным сообществом традициями

с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе,

используется через задание системы норм деятельности.

Педагог

может

как

сам

вести

определенную

проектную

деятельность,

так

и

использовать данный метод в обучении своих студентов.

Метод

же

проектов,

используемый

педагогом

в

обучающей

его

деятельности,

ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную,

групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.

Существуют основные требования к использованию метода проектов: наличие

значимой

в

исследовательском,

творческом

плане

проблемы/задачи,

требующей

интегрированного

знания,

исследовательского

поиска

для

ее

решения.

Практическая,

теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад

в соответствующие службы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места

событий; план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)

деятельность студентов. Структурирование содержательной части проекта (с указанием

поэтапных

результатов).

Использование

исследовательских

методов

предусматривает

также определенную последовательность действий:

определение

проблемы

и

вытекающих

из

нее

задач

исследования

(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого

стола»);

выдвижение

гипотез

их

решения;

обсуждение

методов

исследования

(статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

обсуждение

способов

оформление

конечных

результатов

(презентаций,

защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация

метода

проектов

(исследовательского

метода)

на

практике

ведет

к

изменению

позиции

преподавателя.

Из

носителя

готовых

знаний

он

превращается

в

организатора

познавательной,

исследовательской

деятельности

своих

студентов.

Изменяется

и

психологический

климат

в

группе,

так

как

преподавателю

приходится

переориентировать

свою

учебно-воспитательную

работу

и

работу

студентов

на

разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности

исследовательского, поискового, творческого характера.

В

своей

практике

использую

проектную

деятельность

по

двум

направлениям:

проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.

Проектные уроки провожу на тех темах, где преобладает теоретический материал,

где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников. На

этих

уроках

я

кратко

по

структурно-логической

схеме

или

по

опорному

конспекту

предлагаю студентам увидеть весь материал в целом, показываю причинно-следственные

связи между событиями и явлениями, разнообразные зависимости между объектами,

процессами. На последующих уроках ребята разбивают тему на части, делятся на группы,

знакомятся с критериями презентаций, совершенствуют навыки свертывания и анализа

информации, составляют вопросы по теме, дополняют материал, продумывают наглядный

материал: рисунки, плакаты, опыты, анимации, раздаточный материал, составляют план

защиты своего проекта, продумывают формы и методы подачи материала в презентации.

Далее осуществляется публичная презентация своего учебного продукта.

Внеурочные

проекты

ребята

готовят

дома,

выбрав

интересующие

их

темы.

Представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект-инсценировка,

организационный

проект,

проект-выставка,

проект-видеофильм,

проект

-

рекламный

ролик, мультимедийный проект.

Заключение.

Приобщение

студентов

к

научно-исследовательской,

поисковой

деятельности

является

одной

из

форм

обучения

в

современной

школе.

Проект

рассматривается

как

эффективный

способ

развивающего

и

проблемного

обучения.

Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного,

индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов.

Предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский

компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ- компетентности

студентов,

т.е.

предусматривает

общественно

значимую

деятельность.

В

результате

реализации проекта собирается и систематизируется материал, резко возрастает уровень

использования

наглядности,

изменилось

отношение

к

предмету

у

ребят

далеких

от

учебных предметов по профессии, но увлеченных ПК, изменяется отношение к ПК как к

дорогой,

увлекательной

игрушке.

В

результате

реализации

проекта

создается

такие

пособия, материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное

время, для проведения содержательного досуга. В заключении хочу заметить: применение

проектных технологий позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей

студентов – ощущение полезности своей деятельности.



В раздел образования