Автор: Цыганок Юлия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ "Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина"
Населённый пункт: г. Сураж, Брянская область
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: Психология
Раздел: среднее профессиональное
1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. А.С. ПУШКИНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
44.02.01 Дошкольное образование
Психология
2019 г.
2
Рабочая программа учебной дисциплины « Психология» разработана на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Организация-разработчик:
Суражский педагогический колледж
им. А.С.
Пушкина
Разработчик:
Махлаева Юлия Сергеевна, педагог-психолог
Рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию
Брянского института повышения квалификации работников образования
« БИПКРО»
Рассмотрена
Цикловой методической комиссией общественных и
психолого- педагогических дисциплин от 27.04.12г протокол № 4
Заключение
методического
совета
№____________
от
«____»__________20___ г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ __________________________________________ 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ___________________________________________ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______25
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ __________________________________28
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальностям СПО, входящим в состав группы специальностей ,
по направлению:
44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной
подготовке
по специальностям:
Дошкольное
образование,
44.02.02
Преподавание в начальных классах, 44.02.03 Педагогика дополнительного
образования и др.
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
о с н ов н о й
профессиональной образовательной
программы:
дисциплина
относится к циклу профессиональных дисциплин. 34ч из вариативной части
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Содержание учебной дисциплины ориентировано на формирование у
обучающегося следующих компетенций:
OК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК
3.
Оценивать
риски
и
принимать
решения
в
нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
5
ОК
6.
Работать
в
коллективе
и
команде,
взаимодействовать
с
руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК
7.
Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
воспитанников,
организовывать
и
контролировать
их
работу
с
принятием
на
себя
ответственности за качество образовательного процесса.
ОК
8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК
9.
Осуществлять
профессиональную
деятельность
в
условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
ОК
11.
Строить
профессиональную
деятельность
с
соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
ПК
1.1.
Планировать
мероприятия,
направленные
на
укрепление
здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК
1.3.
Проводить
мероприятия
по
физическому
воспитанию
в
процессе выполнения двигательного режима.
ПК
1.4.
Осуществлять
педагогическое
наблюдение
за
состоянием
здоровья
каждого
ребенка,
своевременно
информировать
медицинского
работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в
течение дня.
ПК
2.2.
Организовывать
различные
игры
с
детьми
раннего
и
дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК
2.5.
Организовывать
продуктивную
деятельность
дошкольников
(рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для
детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных
видов деятельности и общения детей.
.
ПК
3.1.
Определять
цели
и
задачи,
планировать
занятия
с
детьми
дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
6
ПК
4.2.
Проводить
индивидуальные
консультации
по
вопросам
семейного воспитания, социального, психического и физического развития
ребенка.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями,
корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК
5.3.
Систематизировать
и
оценивать
педагогический
опыт
и
образовательные технологии в области дошкольного образования на основе
изучения
профессиональной
литературы,
самоанализа
и
анализа
деятельности других педагогов.
ПК
5.4.
Оформлять
педагогические
разработки
в
виде
отчетов,
рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дошкольного образования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, её связь с педагогической наукой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта
образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
-
возрастные,
половые,
типологические
и
индивидуальные
особенности
обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
-
особенности
общения
и
группового
поведения
в
школьном
и
дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
-
понятия,
причины,
психологические
основы
предупреждения
и
коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
171
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
114
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
22
контрольные работы
Курсовая работа ( проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
57
в том числе:
индивидуальное проектное задание
внеаудиторная самостоятельная работа
исследовательская работа
Итоговая аттестация в форме экзамена
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»
Наименование
разделов и
тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
Раздел 1.Общие
основы
психологии
42
Введение
Основные этапы развития психологии. Возникновение научной
психологии.
Выделение психологии в самостоятельную науку.
5
1
Тема 1.1. Психология
как наука
Объект, предмет современной психологии. Задачи и принципы
психологии. Место психологии в системе наук. Структура
психологии. Связь психологии с педагогической наукой и
практикой
Возникновение и развитие психики животных и сознания
человека.
Методы психологии: наблюдение, беседа, анкетирование,
тестирование, анализ продуктов деятельности
Понятие деятельности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
Структура
индивидуальной
деятельности:
потребности,
мотивы,
цели,
действия,
контроль,
оценка.
Внешняя
и
внутренняя
деятельность.
Основные
виды
деятельности:
общение, игра, труд, учение. Освоение деятельности: умения,
навыки, привычки. Условия формирования навыка.
2
9
Практическое занятие
Методы психологии
Самостоятельная работа
Основные направления западной психологии.
Развитие отечественной и зарубежной психологии.
1
1
Тема 1.2. Человек как
индивид
П о н я т и я
« и н д и в и д » ,
« л и ч н о с т ь » ,
« с у б ъ е к т » ,
«индивидуальность», их соотношение. Человек как индивид.
Темперамент
как
характеристика
индивидных
свойств
человека.
Теории
темперамента:
гуморальные,
конституционные,
физиологические.
Свойства
темперамента.
Психологическая
характеристика людей разных типов темперамента.
Практическое занятие
Методы
исследования
темперамента
.Самодиагностика
формулы темперамента по методике А. Белова.
Самостоятельная работа:
проработка
конспектов
занятий
и
учебных
пособий
по
вопросам темы 1.2. Составление психологического словарика.
Составление кроссворда по теме «Индивид».
6
1
2
2
10
Тема 1.3. Человек как
субъект,
личность
и
индивидуальность
Личность
как
способ
существования
человека
в
системе
взаимоотношений.
Структура
личности
(К.К.Платонов,
С.Л.Рубинштейн).
Факторы
развития
личности.
Понятие
о
характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование
характера. Акцентуация характера (К. Леонгард, А.И. Личко).
Понятие мотива и мотивации. Общее строение мотивационной
сферы
человека.
Виды
мотивации.Понятие
о
способностях.
Задатки.
Структура
способностей.
Уровни
способностей.
Общие
и
специальные
способности.
Условия
развития
способностей.
Практические занятия
Методы исследования характера. Самооценка воли. Приемы
формирования волевых качеств личности. Самоанализ уровня
развития организаторских и коммуникативных способностей по
методике В.Синявского и Б. Федоришина КОС.
Самостоятельная работа:
Составление кроссворда по теме «Личность». Волевое
регулирование
поведения
в
профессиональной
деятельности педагога.Самовоспитание
характера.
5
1
1
2
Тема 1.4.
Эмоционально-
волевая организация
деятельности
Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие,
значение. Функции эмоций. Внешнее выражение эмоций. Виды
эмоциональных
состояний.
Формы
и
виды
чувств,
высшие
чувства. Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции
воли. Структура волевого акта. Волевые качества человека.
5
2
11
Практические занятия
Самопознание мотивационной сферы. Самооценка воли.
Волевое регулирование поведения в профессиональной
деятельности педагога. Самовоспитание характера.
Самостоятельная работа:
Анализ
проявления
эмоций
в
современных
художественных
произведениях.
1
1
Тема 1.5.
Познавательная сфера
личности
Познавательная деятельность
Общая характеристика познавательных процессов. Основные
формы познания, их психологические механизмы. Психические
процессы
и
состояния
как
индивидуально-психологические
параметры субъекта.
Внимание. Понятие о внимании. Функции внимания. Виды и
свойства внимания. Типы внимания.
Ощущение и восприятие как основа чувственного познания.
Понятие
об
ощущении
и
восприятии.
Классификация
ощущений и восприятия по различным основаниям (ощущения:
по модальности, по контакту с раздражителем, по месту
8
2
12
расположения
рецепторов;
восприятие:
по
действию
анализаторов,
по
форме
существования
материи,
по
целенаправленности личности). Основные свойства ощущения
и восприятия.
Память
как
мнемический
процесс.
Понятие
о
памяти.
Классификация
видов
памяти
(по
модальности,
по
целенаправленности
личности,
длительности
сохранения
информации, по способу сохранения информации, по времени
о б р а зо ва ния ).
О с но в ны е
за ко номе р но с т и
п а м я т и .
Индивидуальные особенности памяти и рациональные приемы
запоминания.
Мышление
и
речь.
Понятие
о
мышлении:
мышление
как
форма отражения, мышление как деятельность. Классификация
видов мышления по различным основаниям (генетическая, по
2
13
продуктивности,
по
степени
развернутости,
по
уровню).
Операции
мышления.
Формы
мышления.
Индивидуальные
особенности мышления. Творчество.Мышление и речь. Язык и
речь. Функции речи. Виды речи, их характеристика. Свойства
речи.
Воображение. Понятие о воображении. Воображение и
творчество. Функции воображения. Виды воображения.
Способы создания образов.
Практические занятия
Внимание, память их значение в учебной деятельности.
Определение свойств внимания.
Изучение индивидуальных особенностей памяти студентов.
Изучение рациональных приемов запоминания.
Решение мыслительных задач.
Самостоятельная работа:
Подбор
игр
и
упражнений
на
развитие
познавательных
процессов школьников.
Подбор
примеров
из
художественной
литературы,
описывающих познавательные процессы и их свойства.
Составление кроссвордов по изученным темам.
Подбор
иллюстраций
и
примеров
из
литературы,
показывающих приемы создания образов воображения.
1
3
Раздел 2. Возрастная
психология
60
14
Тема 2.1. Предмет,
задачи и методы
психологии
Предмет и задачи возрастной психологии в отечественных и
зарубежных
теориях.
Структура
возрастной
психологии.
Специфика методов исследования в возрастной психологии.
Самостоятельная работа
Составление
библиографии
современной
литературы
по
вопросам возрастной психологии.
3
2
2
Тема 2.2. Основные
закономерности
психического
развития
Сущность психического развития в онтогенезе. Условия и
движущие силы психического развития.
Самостоятельная работа
Культурно-историческая
теория
развития
высших
психических
функций
Л.С.
Выготского.
Составление
психологического словаря терминов по возрастной психологии.
2
2
Тема 2.3. Возрастная
периодизация:
понятие, сущность,
подходы
Понятие
возраста.
Социальная
ситуация
развития.
Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сензитивные
периоды.
Возрастные
периодизации
развития
в
трудах
зарубежных и отечественных психологов (З. Фрейд, Э. Эриксон,
Л.С.
Выготский,
Д.Б.
Эльконин,
А.В.
Пет ровский).
Деятельность
и
развитие.
Понятие
о
ведущей
деятельности
(А.Н. Леонтьев).
Практическая
работа:
составление
схемы
условия
4
1
2
15
психического развития
Самостоятельная работа
Понятие о ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).
Составление сводной таблицы и сопоставление подходов к
периодизации
развития
в
отечественной
и
зарубежной
психологии.
2
Тема 2.4. Психическое
развитие ребенка
младенческого
возраста
Социальная
ситуация
развития.
Кризис
новорожденности.
Период
новорожденности.
Рефлексы
новорожденного.
Комплекс
оживления.
Эмоционально-экспрессивная
функция
общения. Психическая депривация.
В о з н и к н о в е н и е
п р ед п о с ы л о к
о вл а д е н и я
р е ч ь ю .
Сенсомоторное развитие младенца. Кризис первого года.
Практическая
работа:
составление
опорной
блок-схемы
развитие в младенческом возрасте
Самостоятельная работа
Предпосылки
развития
речи
и
произвольных
движений
в
младенческом возрасте.
4
1
1
Тема 2.5. Психическое
развитие ребенка
раннего возраста
Социальная
ситуация
развития.
Основные
достижения
возраста:
прямохождение,
предметная
деятельность,
речевое
общение.
Символизм.
Возникновение
и
развитие
речевого
общения.
Зарождение
самосознания.
Предпосылки
развития
3
2
16
игровой деятельности. Кризис трех лет.
Практическое
занятие:
Предметная
деятельность
и
предпосылки развития игровой деятельности.
Самостоятельная работа
Развитие речи в раннем возрасте.
Развитие двигательных качеств в раннем возрасте.
1
2
2
Тема 2.6. Психическое
развитие ребенка
дошкольного возраста
Социальная
ситуация
развития.
Психологиче ские
новообразования, связанные с периодом кризиса. Психология
игры: зарождение и развитие игры, роль сюжетно-ролевой игры
в психическом развитии дошкольника. Общение в дошкольном
возрасте.Другие
виды
деятельно сти
д о ш кол ь н и ка :
продуктивная,
учебная,
трудовая.
Познавательное
развитие
дошкольника.
Личностное
развитие
дошкольника.
Развитие
самосознания и возникновение элементов самооценки. Кризис
семи лет.Виды готовности к школе, структурный компонент:
физическая, личностно-социальная, эмоционально-волевая,
интеллектуальная готовность. Диагностика готовности ребенка
к школе.
5
2
17
Практические занятия: 1) Игра как ведущая деятельность в
дошкольном
возрасте,
развернутые
формы
игровой
деятельности. Взаимоотношение детей в игре.
2) Психологическая готовность ребенка к школе.
Самостоятельная работа
Развитие
двигательных
навыков
у
детей
дошкольного
возраста.Подбор
примеров
из
художественной
литературы,
описывающих виды деятельности дошкольника.
1
2
18
Тема 2.7. Особенности
психического
развития младшего
школьника
Учебная
деятельность
как
ведущая
в
младшем
школьном
возрасте.
Социальная ситуация развития. Адаптация к школе. Учебная
деятельность,
ее
структура
(Д.Б.
Эльконин,
В.В.Давыдов).
Другие виды деятельности младшего школьника: труд, игра,
общение.
Психические
познавательные
процессы
младшего
школьника.
Развитие психических функций младшего школьника. Начало
развития произвольности и опосредованности познавательных
процессов. Развитие внимания и внимательности. Сенсорное
развитие
младшего
школьника.
Особенности
восприятия.
Приемы
развития
наблюдательности.
Память
младшего
школьника.
Развитие
приемов
логического
запоминания
и
воспроизведения.
Развитие
мышления
и
формирование
умственных
действий
в
младшем
школьном
возрасте.
Внутренний
план
действий
как
новообразование
возраста.
Динамика
и
этапы
речевого
развития.
Развитие
устной
и
письменной речи в младшем школьном возрасте. Возрастная
динамика воображения.
Личностное развитие младшего школьника.
Формирование
самосознания
и
самооценки,
чувства
компетентности. Влияние школьной оценки на самооценку и
статус ребенка в группе. Зарождение рефлексии. Возрастные
особенности:
открытость,
доверительность,
послушание,
реактивность,
исполнительность
и
т.д.
Мотивационно-
потребностная сфера младшего школьника.
Развитие мотивов поведения, общения и учения. Значение
6
2
2
19
мотивации
достижения
успеха.
Усвоение
правил
и
норм
общения
в
младшем
школьном
возрасте.
Динамика
межличностных отношений и общения в младшем школьном
возрасте.
Эмоционально-волевое развитие младшего школьника.
Практические занятия: 1) Решение психологических задач.
2) Анализ фрагментов уроков в начальной школе.
3) Анализ причин и последствий дезадаптации ребенка к
школьному обучению.
Самостоятельная работа
Анализ видеозаписи реального педагогического процесса в
начальных классах.
Кризис адаптации и дезадаптация.
Развитие
речи
в
процессе
обучения
в
младшем
школьном
возрасте.
Развитие мелких и крупных движений на уроках физической
культуры в младших классах.
1
3
Тема 2.8.
Психические
особенности развития
подростка
Социальная ситуация развития. Особенности подросткового
кризиса.
Интимно-личностное
общение
как
ведущая
деятельность. Специфика общения со взрослыми. Становление
личности
подростка.
Чувство
взрослости.
Ценностные
ориентации.
Типы
акцентуаций
характера
подростков.
Эмоционально-волевое
развитие
подростка.
Качественные
изменения
в
познавательной
сфере
подростков.
Повышение
интеллектуальной
активности.
Избирательность
в
учении.
Развитие познавательных интересов.
3
2
20
Практические занятия: 1) Решение психологических задач.
2)
Специфика
общения
подростков
со
сверстниками
и
взрослыми.
Самостоятельная работа
Чувство взрослости как психическое новообразование.
Подростковый кризис.
Особенности речи подростка.
Конспектирование
статьи
Д.И.
Фельдштейна
Особенности
ведущей деятельности детей подросткового возраста.
1
3
Тема 2.9. Психическое
развитие в
юношеском возрасте
Социальная
ситуация
развития.
Учебно-профессиональная
деятельно сть.
Каче ственные
изменения
в
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Л и ч н о с т н о е
и
п р о ф е с с и о н а л ь н о е
самоопределение. Самопознание и становление мировоззрения.
Любовь и дружба в юношеском возрасте.
3
2
21
Практическое
занятие:
1 )
П р о ф е с с и о н а л ь н о е
самоопределение в подростковом и юношеском возрасте.
Самостоятельная работа
Психологическое
развитие
взаимоотношений
юношей
и
девушек.
Изучение
и
конспектирование
7
главы
из
книги
И.
Кона
Психология юношеского возраста.
Конспектирование
статьи
А.В.
Мудрика
Современный
старшеклассник.
1
3
Раздел 3. Психология
общения
29
Тема
3.1
Общая
характеристика
общения
Понятие общения. Многоплановый характер общения.
Структура общения: коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения. Барьеры в общении. Виды и
уровни общения. Социально-психологическая компетентность в
общении.
Самостоятельная работа
1.Составить таблицу «Типология коммуникаций».
2. Составление схемы «Виды и уровни общения»
2
5
2
22
Тема 3.2 Группа как
социально-
психологический
феномен
Общение
в
малых
группах.
Классификация
групп
по
характеру межличностных отношений. Характеристики группы.
Позиция,
статус,
роль.
Динамические
процессы
в
группе:
образование, сплочение, развитие межличностных отношений.
Феномены группового влияния.
Личность и группа: проблема лидерства и руководства. Стили
лидерства. Типы лидеров, их функции.
Практические
занятия:
у ч а с т и е
в
т р е н и н г е
п о
формированию лидерских качеств
Самостоятельная работа
С о с т а в л е н и е
р е ко м е н д а ц и й
п о
о п т и м и з а ц и и
функционирования групп.
Описание способов изучения структуры малой группы.
Изучение динамических процессов в группе детей
6
1
6
2
23
Тема 3.3 Особенности
общения взрослого с
детьми разного
возраста, особенности
общения детей со
сверстниками
Изменение
характера
общения
взрослого
с
ребенком
на
разных
возрастных
этапах.
Динамика
общения
педагога
с
детьми
разного
возраста.
Организация
детской
групповой
деятельности. Межличностные отношения в детской группе.
Особенности
общения
детей
со
сверстниками.
Проблемы
сплоченности в детской группе. Дифференциация в группах
разного
уровня
развития.
Динамика
вхождения
в
группу:
адаптация, индивидуализация, интеграция.
Практические
занятия:
методы
изучения
коллективных
явлений. Подбор методик по изучению общения детей разного
возраста и пола со сверстниками.
Самостоятельная работа
5
1
3
2
24
С о ц и а л ь н о - п с и хо л о г и ч е с к а я
с о в м е с т и м о с т ь
и
взаимоотношение в группе.
Психологический климат в группе детского сада.
Раздел 4.
Профилактика и
коррекция
девиантного
поведения
40
Тема 4.1
Теоретические основы
психокоррекции
отклоняющегося
поведения
Девиантное поведение: понятие, причины, следствие.
Роль биологических и социальных факторов в возникновении
нарушений
развития
детей.
Особенности
психокоррекции
поведения детей с проявлениями дисгармоничного развития.
Практические
занятия:
Составление
рекомендаций
для
во спит ателей
и
родителей
детей
с
п р оя вл е н и я м и
дисгармоничного развития.
Составление каталога игр, направленных на профилактику
девиантного поведения.
Самостоятельная работа
Освоение
алгоритма
проведения
игр
направленных
на
профилактику
социальной
дезадаптации
детей
дошкольного
возраста
3
2
3
2
25
Тема 4.2
Психокоррекция
отклоняющегося
поведения
Понятие
гиперактивности.
Гиперактивные
д е т и .
Психологическая помощь детям с гиперактивным поведением.
Основные
направления
психокоррекционной
работы
в
дошкольном возрасте.
Практические
занятия:
составление
рекомендаций
для
воспитателей и родителей гиперактивных детей.
Самостоятельная работа
Составление
каталога
занятий
и
игр,
направленых
на
профилактику и коррекцию гиперактивного поведения детей
дошкольного возраста.
4
2
4
2
Раздел 5. Психология
творчества
Тема 5.1 Специфика и
пути формирования
детского творчества
Понятие творчества. Психологическая сущность творчества.
Признаки творческого процесса. Детское творчество, принципы
и закономерности его развития. Развитие воображения у детей
как путь формирования творческой личности.
Практические
занятия:
самодиагностика
креативных
4
2
3
26
способностей и творческого мышления.
Самостоятельная работа: составление тезисного плана «Пути
формирования творческой личности»
Подбор упражнений по развитию воображения и творческой
фантазии у детей в различных видах деятельности:
художественной, игровой, конструктивной.
4
Тема 5.2 Развитие
творческих
способностей у детей
Что такое творческие способности. Что способствует развитию
творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Методы развития творческих способностей.
Идеи для творческого развития ребенка. Виды творческой
деятельности.
Одаренность, талант, гениальность как яркие, индивидуально-
неповторимые черты творческой личности.
Практические занятия: самодиагностика одаренности
Самостоятельная работа: определение условий для развития
одаренности. Составление рекомендаций для воспитателя и
родителей творческих детей.
6
2
4
Всего
171
27
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Педагогики и психологии»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Психология».
Технические средства обучения:
- телевизор,видеокамера, компьютер,проектор, магнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература
1.
Андреева Г.М. Социальная психология, М., Издат.Аспект Пресс, 2015
2.
Андриенко Е.В. Социальная психология, М. Издат. центр «Академия»,
2012
3.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и
подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Г .В.
Бурменская, Е.И. Захарова и др. М.: Издат. центр "Академия"
,
2012
4.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность
.
Хрестоматия:
Учеб.пособие для студ.пед.вузов. Сост. и науч.ред. Мухина В.С., Хвостов А.А.,
М.: Издат. центр «Академия», 2010
5.
Детская практическая психология. Учебник. Под ред.проф.
Марцинковской Т.Д. Издат. М.: Издат. «Гардарики», 2014
6.
Змановская Е.В. Девиантология, М., Академия, 2013
7.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий, СПб, Издат.
«Питер», 2014
8.
Мухина В.С. Возрастная психология, М., Издат. центр «Академия»,
2006
9.
Обухова Л.Ф., Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.:
Педагогическое Общество России, 2014.
10.
Осипова А.А. Общая психокоррекция, М., ТЦ Сфера, 2015
11.
Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник. М.: Издат. центр
28
Дополнительные источники:
1.
Гиппенрейтер Ю.Б. "Общаться с ребенком. Как?", М, Издат. «ЧеРо»
2011
2.
Горянина В.А. "Психология общения". Учеб.пособие для
студ.высш.учеб.заведений, М.: Издат. центр «Академия», 2012
3.
Евтихов О.В. "Практика психологического тренинга", СПб, Издат.
«Питер», 2014.
4.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010 г.
5.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология», М, Издат.
«Сфера», 2011
6.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. "Межличностное
общение", Санкт – Петербург, издательство "Питер", 2012.
7.
Лобанов А.А. "Основы профессионально-педагогического общения",
М. 2012.
8.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми (комплексная программа). СПб., 2010.
9.
Марцинковская Т.Д. Психология развития. М., Издат. центр
«Академия», 2011.
10.
Мудрик А.В. "Общение в процессе воспитания", Москва, издательство
"Педагогическое общество России", 2011.
11.
Радугин А.А. Психология М, 2011
12.
Станкин М.И. "Психология общения" (курс лекций), Москва –
Воронеж, 2010.
13.
Хрящева Н.Ю. "Психодиагностика в тренингах", СПб, Издат. «Речь»,
2011.
Список первоисточников
1.
Давыдов
В.В.
Психологическая
теория
учебной
деятельности
и
методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. –
Томск «Пеленг», 1992.
2.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в
детском саду.
3.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
4.
Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие. // Эльконин Д.Б.
Психология игры. – 2-е изд. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
5.
Эльконин Д.Б. Историческое происхождение развернутой формы
игровой деятельности. // Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.,
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
29
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
«Психология»
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий
и
лабораторных
работ,
тестирования,
а
также
выполнения
индивидуальных заданий , проектов, исследований.
Итоговым
контролем
освоения
обучающимися
дисциплины
«
Психология» является
экзамен
Результаты обучения(освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
Применять знания по психологии при
решении педагогических задач
Практические занятия,
домашние работы
Выявлять индивидуальные и
типологические особенности обучающихся
Практические
занятия,выполнение
индивидуального проектного
задания
Знания:
Особенности психологии как науки, её
связь с педагогической наукой
Практические занятия,
контрольная работа
Основы психологии личности
Практические занятия,
контрольная работа,
тестирование
Закономерности психического развития
человека как субъекта образовательного
процесса, личности, индивидуальности
Практические занятия
Возрастную периодизацию
контрольная работа
Возрастные, половые, типологические и
индивидуальные особенности
обучающихся, их учет в обучении и
воспитании
Практические занятия
Особенности общения и группового
поведения в школьном и дошкольном
возрасте
Практические занятия
,контрольная работа
Групповую динамику
Практические занятия
Понятия , причины, психологические
основы предупреждения и коррекции
Практические занятия
,выполнение индивидуального
30
школьной дезадаптации, девиантного
поведения
проектного задания
Основы психологии творчества
Практические занятия,
контрольная работа,
выполнение исследовательской
работы