Автор: Любарская Ольга Александровна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский Многопрофильный Профессиональный Колледж
Населённый пункт: г.Сибай Республика Башкортостан
Наименование материала: методические указания
Тема: ФИЗИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Сибайский многопрофильный профессиональный колледж
ФИЗИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:
21.02.17 Подземная
разработка
месторождений
полезных
ископаемых
08.02.1
Строительство
и
эксплуатации
зданий
и
сооружений
21.02.18Обогащение полезных ископаемых
13.02.11
Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического и электромеханического оборудования
23.02.3
Те х н и ч е с ко е
о б с л у ж и в а н и е
и
р е м о н т
автомобильного транспорта
21.02.14Маркшейдерское дело
09.02.3 Программирование в компьютерных системах
21.02.5 Земельно-имущественные отношения
СИБАЙ
2017
2
Методические
указания
выполнения
практических
работ
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта по специальностям
21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
08.02.1
Строительство и эксплуатации зданий и сооружений
21.02.18Обогащение полезных ископаемых
13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования
23.02.3
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
21.02.14Маркшейдерское дело
09.02.3 Программирование в компьютерных системах
21.02.5 Земельно-имущественные отношения
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Сибайский многопрофильный профессиональный колледж
Составитель: Любарская О.А.
Рекомендована заседанием цикловой методической комиссии математических и
естественных дисциплин
Протокол № 2 от «12» января 2017 года
Содержание
1.
Общие положения ........................................................... 4
2.
Виды самостоятельных работ...................................... 6
3.
Характеристика заданий..................................................7
4.
Перечень самостоятельных работ по физике..............30
5.
Приложения.................................................................... 41
6.Литература...................................................................57
1.
Общие положения
В
связи
с
введением
в
образовательный
процесс
нового
Государственного
образовательного
стандарта
все
более
актуальной
становится
задача
организации
самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная
или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства
педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является
одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.
По дисциплине физика практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы
студентов:
•
Лабораторные и практические работы;
•
индивидуальные
задания
(решение
задач,
подготовка
сообщений,
докладов,
исследовательские работы и др.);
•
тестирование по материалам, разработанным преподавателем;
•
деловая игра;
•
подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.
•
отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам
лекций;
•
Изучение
лекционного
материала
по
конспекту
с
использованием
рекомендованной
литературы;
•
подготовка к практическим, лабораторным занятиям;
•
выполнение контрольных, самостоятельных работ;
•
выполнение семестровых индивидуальных заданий;
•
подготовка
кратких
сообщений,
докладов,
рефератов,
исследовательских
работ,
самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);
•
работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.), проектов;
Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, лаборатории
физики, во время внеклассных мероприятий, дома
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными
знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом
творческой, исследовательской деятельности,
Самостоятельная
работа
студентов
способствует
развитию
самостоятельности,
ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и
профессионального
уровня.
Студент
в
процессе
обучения
должен
не
только
освоить
учебную
программу,
но
и
приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать
во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь
планировать и выполнять свою работу.
В
связи
с
этим
напоминаем
правила
по
планированию
и
реализации
самостоятельной
учебной деятельности:
1.
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей
деятельности.
2.
Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
3.
Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все
варианты.
4.
Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
5.
Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время
выполнения каждого этапа.
6.
Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность.
Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и
используйте обратную связь.
Оценивание самостоятельных работ происходит по бальнорейтинговой системе. Максимальное
количество баллов за каждый вид самостоятельной работы указывается в критериях оценки
работы. В течение семестра все баллы за выполненные самостоятельные работы суммируются
и оказывают влияние на итоговую оценку по предмету.
2.
Виды самостоятельных работ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
-
аудиторная;
4
-
внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях
под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная
самостоятельная
работа
выполняется
студентом
по
заданию
преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание
внеаудиторной
самостоятельной
определяется
в
соответствии
с
рекомендуемыми
видами
заданий
согласно
примерной
и
рабочей
программ
учебной
дисциплины.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной
литературы),
составление
плана
текста,
графическое
изображение
структуры
текста,
конспектирование
текста,
выписки
из
текста,
работа
со
словарями
и
справочниками,
ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование
аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка
текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной
литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации
учебного
материала,
ответ
на
контрольные
вопросы,
заполнение
рабочей
тетради,
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-
анализ
и
др),
подготовка
мультимедиа
сообщений/докладов
к
выступлению
на
семинаре
(конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов,
тестирование и др.
для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение
вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ),
решение
ситуационных
(профессиональных)
задач,
подготовка
к
деловым
играм,
проектирование
и
моделирование
разных
видов
и
компонентов
профессиональной
деятельности, опытно экспериментальная работа,
рефлексивный анализ
профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов
в
зависимости
от
цели,
объема,
конкретной
тематики
самостоятельной
работы,
уровня
сложности, уровня умений студентов.
Контроль
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
студентов
может
осуществляться
в
пределах
времени,
отведенного
на
обязательные
учебные
занятия
по
дисциплине
и
внеаудиторную
самостоятельную
работу
студентов
по
дисциплине,
может
проходить в письменной, устной или смешанной форме.
3.
Характеристика заданий
1.
Подготовка информационного сообщения - это вид
внеаудиторной
самостоятельной
работы
по
подготовке
небольшого
по
объему
устного
сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация
носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по
определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее
характером - сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими
материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности
(иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации,
сложности материала по теме, инди-
30
Перечень самостоятельных работ по физике
Наименов
ан ие
разделов
и тем
Содержание учебного материала,
Объе м
ча с ов
Ур ове
нь
1
у с вое
Введение
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа
с
таблицей
множителей
и
приставок
СИ.
Реферат по теме «Естественнонаучный метод
познания,
его
возможности
и
границы
1
3
РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА
Тема 1.1.
Кинематик
а
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач по теме «Кинематика» №. 2, 3,
10, 11, 13, 15, 21, 22, 48,49, 51-58, 64, 66, 67, 69,
77, 89, 93, 103, 108*
4
2
Тема 1.2.
Динамика
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач по теме «Динамика» № 139-143,
169-172, 160, 161, 181, 184,188, 190, 191,261-
263,267-269, 297, 298*
5
2
Темы 1.3.
Законы
сохранения
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат
по
теме
«Успехи
в
о своении
космического пространства».
Решение
задач
по
теме
«Законы
сохранения
механики» № 314, 318, 317, 323-325, 331-333,
340, 342, 344, 345, 358,
359, 361, 364, 370, 373, 380, 383, 390*
3
3
Тема 1.4.
Механичес
к ие
колебания
и волны
Самостоятельная работа обучающихся:
Ре ф е р ат
п о
т е м е
« Ул ьт р а з ву к
и
е г о
использование в технике».
Решение
задач
по
теме
«Механические
колебания и волны» № 438,439,440, 442,443*
4
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач по теме «Механика» № 139-147;
169-171; 184-188; 51-58; 64-69; 103-108; 252;
314-317;
373-375;
331-
333*.
Подготовка
к
2
2
РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.
ТЕРМОДИНАМИКА
Тема 2.1.
Основы
МКТ
Самостоятельная работа обучающихся:
Рефераты по темам: «История атомистических
учений» «Различные температурные шкалы».
Решение задач по теме: МКТ №454-456,
460,461,472-476,
5
3
31
478-486, 493-498, 510, 511, 516, 527, 529, 536*
Тема
2 . 2 .
Основы
Термодина
МИКИ
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат: «Виды тепловых двигателей. Охрана
природы»
2
3
Тема 2.3.
Агрегатны
е
состояние
веществ,
фазовые
переходы
Самостоятельная работа обучающихся:
Конспекты «Объяснение агрегатных
состояния веществ на основе МКТ»,
«Свойства твердых тел»
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач по теме: «Молекулярная
физика и термодинамика» №620-624, 631,
632, 676-678* Подготовка к контрольной
работе.
3
2
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Тема 3.1.
Электриче
с кое поле
Самостоятельная работа обучающихся:
Конспект по теме: «Проводники и
диэлектрики в электрическом поле».
Решение задач по теме: «Электрическое поле»
№ 682-684, 686, 688, 689, 698-701, 732-738,
718,728,754-758, 766, 769*
5
2
Тема 3.2.
Законы
постоянног
о тока
Самостоятельная работа обучающихся:
Конспект
«Соединения
источников
тока»
«Сверхпроводимость»
Практическая
работа
« Р а с ч е т
ш у н т о в
и
д о б а в о ч н ы х
сопротивлений».
Анализ вольтамперной характеристики тока в
металлических проводниках.
Решение задач по теме: «Законы постоянного
тока» № 775, 776, 779, 780, 798, 802, 804, 808,
11
3
Тема 3.3.
Электрич
ес кий
ток в
различны
Самостоятельная работа обучающихся:
Конспект по темам «Электрический ток в
жидкостях» «Виды газовых разрядов».
«Заполнение таблицы «электрический ток в
различных средах».
2
2
Тема 3.4.
Магнитн
ое поле
Электро
маг
нитная
индукци
я
Самостоятельная работа обучающихся:
Рефераты
«Ускорители
заряженных
частиц»
«Выявление
роли
магнитных
полей
в
явлениях,
происходящих
на
с о л н ц е »
«Магнитные свойства веществ».
Решение задач по темам: «Магнитное поле»,
«ЭМИ» № 833-835, 837, 848, 840, 841, 847-849,
921-923, 925, 927, 931-934, 937-939*
4
2
32
Тема 3.5.
Электром
аг
нитные
колебани
я и волны
Самостоятельная работа обучающихся:
Р е ф е р а т
« П р о и з в о д с т в а ,
п е р е д а ч а ,
распределение
электроэнергий
в
народном
хозяйстве»
«Современная
мобильная
связь»
Решение задач по теме: «ЭМК» № 956- 958,
975, 976, 978, 983, 986, 996-998, 1003
1
3
3
•Тема 3.6.
Волновая
оптика
Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат
«Использование
интерференций
и
дифракций в науке и технике».
Конспект «Шкала электромагнитных волн».
Решение задач по теме «Волновая оптика» №
1031,1037,1039,1040,1043,1099,1100,1102,1078,
1079
5
3
РАЗДЕЛ 4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Тема
4 . 1 .
Квантовая
оптика
Самостоятельная работа обучающихся:
Ко н с п е к т
« Те х н и ч е с к и е
у с т р о й с т в а ,
основанные на использование фотоэффекта».
Решение
задач
по
теме
«Квантовая
оптика»
№1134, 1135, 1148, 1149, 1152, 1136, 1140, 1141
*
2
2
Тема
4 . 2 .
Физика
а т о м а
и
атомного
ядра
Самостоятельная работа обучающихся:
Конспект
«Экспериментальные
методы
регистраций заряженных частиц».
Реферат «Получение радиоактивных изотопов
и их применение».
Решение
задач
по
теме:
«Физика
атома
и
атомного ядра» № 1204, 1205, 1208,1220*
3
2
Тема
4 . 3 .
Эволюция
вселенной
Самостоятельная работа обучающихся:
Практическая
работа:
«Изучение
звездного
неба с помощью «ПКЗН».
1
2
РАЗДЕЛ 5. ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение
задач
по
изученному
к у р с у
дисциплины «Физика»**
6
2
Всего:
75
**Перечень задач по практикуму:
1Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. М.:Дрофа, 2001.
33
Тема «Механика»
1. Велосипедист,
имея
начальную
скорость
18
км/ч,
спускается
с горы с ускорением 0,1 м/с
-
. Вычислите скорость и путь,
пройденный
велосипедистом
за
10
с,
после
начала
спуска.
2.
Какую
скорость
приобретет
автомобиль
через
10
с,
двигаясь
прямолинейно из состояния покоя с ускорением 2 м/с
2
.Какой путь при этом будет пройден.
3. Поезд отошел от станции с ускорением 0,5 м/с
2
. За какое
время он достигает скорости 60 км/ч ? Какой путь поезд
пройдет за это время?
4.
За какое время автомобиль, двигаясь из состояния покоя с
ускорением 0,8 м/с
2
пройдет путь равный 160 км?
5. Автомобиль через 10с приобретает скорость 20 м/с. С
каким ускорением двигался автомобиль?
6. Мотоциклист, подъезжая к уклону, имеет скорость 10 м/с
и
начинает
двигаться
с
ускорением
0,5
м/с
2
.
Какую
скорость приобретает мотоциклист через 20с?
7. Сколько
времени
длится
разгон
автомобиля,
если
он
увеличивает свою скорость от 15 до 30 м/с, двигаясь с
ускорением 0,5 м/с
2
?
8.
За какое время автомобиль двигаясь из
состояния покоя с I ускорением 0,5 м/с
2
, пройдет путь 100м?
9. Трамвай, двигаясь равнозамедленно со скоростью 15 м/с
начинает
торможение.
Чему
равен
тормозной
путь
трамвая, если он остановился через 10 с?
10.Как будет двигаться тело массой 10 кг под действием
силы 5 н.
34
11.Как будет двигаться тело массой 4 кг под действием силы
Ю Н ?