Автор: Ольга Петровна Соколова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СОГБПОУ
Населённый пункт: Вязьма
Наименование материала: научная статья
Тема: Применение мультимедийных лекций в преподавании ПМ.01 МДК 01.01.02 Фармакогнозия специальности Фармация (33.02.01)
Раздел: среднее профессиональное
Применение мультимедийных лекций в преподавании ПМ.01 МДК
01.01.02 Фармакогнозия специальности Фармация (33.02.01)
в СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
В настоящее время в образовательном процессе СПО часто стали
использоваться мультимедийные технологии.
Это новые информационные технологии, обеспечивающие работу с
анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и
высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимися
видео.
Внедрения новых информационных технологий в лекционный курс дает
возможность программно совместить текстовое и графическое
сопровождения (фотоснимки, диаграммы, графики, рисунки и т.д.) с
компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых
процессов, что позволяет максимально сконцентрировать внимание
студентов, способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию
информации.
Лекционный курс по ПМ.01 МДК 01.01.02 Фармакогнозия
является составной частью учебно-воспитательного процесса у студентов 3-
курса специальности «Фармация» медицинского колледжа. Лекционный курс
связан с усвоением не только теоретических знаний у студентов, но позволяет
так же существенно повысить мотивацию студентов, интерес к предмету,
позволяет систематизировать и применять знания на практических занятиях.
Эффективность лекционного метода подачи информации зависит от уровня
технического оснащения.
Мультимедийные лекции предполагают учитывать индивидуальную манеру
чтения лектором лекции, специфику учебной дисциплины, уровень
подготовленности студенческой аудитории.
Фармакогнозия является одним из профильных предметов
фармацевтического образования и изучает лекарственные растения,
лекарственное растительное сырье, их диагностические признаки,
подлинность, доброкачественность.
Для реализации всего изложенного требуется, прежде всего, наглядность.
Описать растение, лекарственное растительное сырье, не глядя на него,
практически невозможно. Поэтому ранее в фармакогнозии использовались
таблицы, кодограммы, слайды, что является не совсем удобным, громоздким.
При такой ситуации найден выход в широком использовании мультимедиа,
что позволяет студентам глубже усваивать непростой материал,
предлагаемый предметом «Фармакогнозии».
Главное преимущество мультимедийных лекций состоит в возможности
использования взаимодействия преподавателя как с программно-аппаратным
средством, предполагающим индивидуальное проектирование изложения
части лекционного материала (объяснительно-иллюстративного и
проблемного типа), так и одновременное общение со студенческой
аудиторией - возможность задавать вопросы, следить за эмоциональной
обратной связью, останавливать изображение и осуществлять повтор в случае
непонимания учебной информации.
Мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению
информации, тем более что на лекции происходит первичное формирование
собственного представления студента об излагаемом материале. Увидев
лекарственные растения на слайде и используя полученные ранее знания по
ботанике, студент может сам описать растения, что приводит к лучшему
усвоению материала.
Следует, также отметить, что применение мультимедиа облегчает работу
лектора, повышает научный уровень читаемых лекций, способствует общему
совершенствованию образования в колледже.
В качестве примера мультимедийной лекции по ПМ.01 МДК 01.01.02
Фармакогнозия
можно предложить тему: «Лекарственные растительное сырье, обладающее
противомикробным действием», предназначенную для студентов 3 курса.
Лекция рассчитана на 2 академических часа.
Содержание презентации:
1.Определение фитонцидов
2. Классификация фитонцидов
3.Химический состав фитонцидов
4. Роль фитонцидов в природе
5. Свойства фитонцидов
6.Количественное содержание фитонцидов в растениях
7.Растения, содержащие фитонциды
А) Лук, чеснок;
Б) Хвойные ( сосна, ель, пихта, кедр);
В) Эвкалипт прутовидный, береза повислая ;
Г) Травянистые растения (ромашка безъязычковая, ромашка аптечная,
ноготки лекарственные, зверобой продырявленный,
шалфей обыкновенный).
В ходе лекции преподаватель дает объяснения, общается с аудиторией.
Изложение лекционного материала приобретает визуально диагностируемую
динамичность, убедительность, эмоциональность, красочность. Объем и
качество усвоения студентами учебного материала значительно
увеличивается, появляется мотивация к изучению дисциплины,
активизируется учебно - познавательная деятельность студентов. Это видно
из ответов студентов на вопросы, которые предлагает им преподаватель в
завершении лекции с целью контроля усвоения материала.