Автор: Баклагина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель социально - экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КК ПСХК
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Эффективность формирования правовых компетенций специалиста с использованием технологии проблемного обучения.
Раздел: среднее профессиональное
Эффективность формирования правовых компетенций специалиста с
использованием технологии проблемного обучения.
Преподаватель правовых дисциплин
ГБПОУ ПСХК КК Баклагина О.В.
Целью любой правовой игры является закрепление полученных правовых
теоретических
знаний,
развитие
умений
их
применения
в
решении
практических задач, а в дальнейшем использование выработанных навыков в
повседневной жизни и профессиональной деятельности. К тому же подобный
метод
обучения
позволяет
в
наибольшей
степени
оптимизировать
преподавание
правовых
дисциплин,
сделать
занятия
интересными
и
разнообразными, мотивирует обучающихся к освоению учебного материала и
деловому общению, развитию навыков критического мышления, что придает
смысл практическому обучению.
Начиная
работать
с
проблемными
заданиями,
следует
постепенно
переходить
от
простых
упражнений
к
более
сложным,
ориентируясь
на
рекомендации:
1. Начинать необходимо с выбора темы и составления сценария игры.
Сценарий может предложить сам преподаватель, либо дать возможность выбора
сценария обучающимся. Сценарий должен быть интересным и понятным, а
тема, изложенная в нем – актуальной.
2. Преподаватель
доводит до обучающихся цели и задачи проведения
предстоящей
деловой
игры,
кратко
разъясняет
им
существо
фабулы
или
ситуации, подлежащей разрешению, поясняет особенности правового статуса
участников игры (их права и обязанности), касается процедурных вопросов,
отвечает на вопросы студентов. Очень важно, чтобы по окончании разбора игры
у студентов не оставалось неясных вопросов, сомнений.
3.
Наступает
процедура
распределения
ролей
среди
обучающихся.
Получив роль, необходимо осознанно войти в неё, то есть понять и осознать,
что от тебя требует эта роль: каких знаний, навыков, умений, полномочий.
4. В задании по подготовке обучающихся к деловой игре преподаватель
перечисляет
законы
и
другие
нормативные
акты,
в
которых
отражены
процедурные вопросы и правовые положения участников игры. Обучающимся
необходимо
тщательно
ознакомиться
с
законодательством,
чтобы
верно
разрешить возникшую ситуацию в предполагаемом сценарии.
5. Рекомендуется составить обстоятельный письменный конспект каждого
выступления
по
деловой
игре.
Само
выступление
должно
быть
живым,
интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами. Следует
быть готовым ответить на вопросы других участников игры.
6. Перед деловой игрой преподаватель проводит консультацию, на которой
необходимо снять все неясности и сомнения, возникшие в процессе подготовки
к ней. Игра должна протекать в строгом соответствии с ее сценарием. При этом
всем
обучающимся
следует
проявлять
активность
и
находчивость,
ставить
перед
участниками
игры
вопросы,
включаться
в
дискуссии.
Интересно
проведенная игра, оставляет у обучающихся хорошее впечатление и вызывает
интерес к дальнейшему участию в подобных формах обучения.
7. По окончании игры преподаватель предоставляет слово экспертам для
подведения итогов. Они рассматривают подготовленность студентов к игре, их
активность
и
компетентность.
Анализируют
выступления
всех
участников,
отмечая как положительные, так и отрицательные моменты, дают оценку их
знаниям законодательства. Экспертами также даётся оценка и в целом работе
всей группы.
8.
Преподаватель,
не
повторяя
сказанного
экспертами,
подводит
итог
проведенному занятию, кратко анализирует заключения экспертов. При этом он
обращает
внимание
на
полноту
достижения
поставленных
перед
обучающимися целей, на недостатки и положительные стороны, высказывает
своё суждение о том, что могло бы способствовать активизации деловой игры,
повышению ее результативности.
При проведении правовой игры по темам, связанным с судопроизводством
обучающиеся
должны
иметь
возможность
предварительно
ознакомиться
с
исковым заявлением и другими материалами, образующими судебное дело,
изучить действующее законодательство и судебно-арбитражную практику по
данной
категории
споров.
В
процессе
подготовки
участники
игры
могут
составить проекты процессуальных документов (доверенностей, определений,
решений, ходатайств и т.п.)
Изучение
любой
правовой
дисциплины
требует
освоение
большого
количества информации: материалы
учебных пособий,
нормативные акты,
образцы правовых документов, поэтому применение различных нестандартных
методов
обучения
является
одним
из
способов
вызывающих
интерес
у
обучающихся
к
данным
дисциплинам,
позволяющим
разнообразить
их
изучение, тем самым вызвать уважение к праву, повысить правовую культуру и
правосознание.
Баклагина О.В.
Применение игровой технологии в процессе правового обучения.
Целью любой правовой игры является закрепление полученных правовых
теоретических
знаний,
развитие
умений
их
применения
в
решении
практических задач, а в дальнейшем использование выработанных навыков в
повседневной жизни и профессиональной деятельности. К тому же подобный
метод
обучения
позволяет
в
наибольшей
степени
оптимизировать
преподавание
правовых
дисциплин,
сделать
занятия
интересными
и
разнообразными, мотивирует обучающихся к освоению учебного материала и
деловому общению, развитию навыков критического мышления, что придает
смысл практическому обучению.
Начиная работать с проблемными заданиями, следует постепенно переходить
от
простых
упражнений
к
более
сложным,
следуя
при
этом
следующим
рекомендациям:
1. Начинать необходимо с выбора темы и составления сценария игры. Сценарий
может предложить сам преподаватель, либо дать возможность выбора сценария
обучающимся.
Сценарий должен быть интересным и понятным,
а тема,
изложенная в нем – актуальной.
2.
Преподаватель
доводит
до
обучающихся
цели
и
задачи
проведения
предстоящей
деловой
игры,
кратко
разъясняет
им
существо
фабулы
или
ситуации, подлежащей разрешению, поясняет особенности правового статуса
участников игры (их права и обязанности), касается процедурных вопросов,
отвечает на вопросы студентов. Очень важно, чтобы по окончании разбора игры
у студентов не оставалось неясных вопросов, сомнений.
3. Наступает процедура распределения ролей среди обучающихся. Получив
роль, необходимо осознанно войти в неё, то есть понять и осознать, что от тебя
требует эта роль: каких знаний, навыков, умений, полномочий.
4.
В
задании
по
подготовки
обучающихся
в
деловой
игре
преподаватель
перечисляет
законы
и
другие
нормативные
акты,
в
которых
отражены
процедурные вопросы и правовые положения участников игры. Обучающимся
необходимо
тщательно
ознакомиться
с
законодательством,
чтобы
верно
разрешить возникшую ситуацию в предполагаемом сценарии.
5.
Рекомендуется
составить
обстоятельный
письменный
конспект
каждого
выступления
по
деловой
игре.
Само
выступление
должно
быть
живым,
интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами. Следует
быть готовым ответить на вопросы других участников игры.
6. Перед деловой игрой преподаватель проводит консультацию, на которой
необходимо снять все неясности и сомнения, возникшие в процессе подготовки
к ней. Игра должна протекать в строгом соответствии с ее сценарием. При этом
всем
обучающимся
следует
проявлять
активность
и
находчивость,
ставить
перед
участниками
игры
вопросы,
включаться
в
дискуссии.
Интересно
проведенная игра, оставляет у обучающихся хорошее впечатление и вызывает
интерес к дальнейшему участию в подобных формах обучения.
7.
По
окончании
игры
преподаватель
предоставляет
слово
экспертам
для
подведения итогов. Они рассматривают подготовленность студентов к игре,
активность её участников, их компетентность. Анализируют выступления всех
участников, отмечая как положительные, так и отрицательные моменты, дают
им оценку. При этом учитывается знание участниками игры законодательства,
аргументированность внесенных предложений. Экспертами даётся оценка и в
целом группе.
8.
Преподаватель,
не
повторяя
сказанного
экспертами,
подводит
итог
проведенному занятию, кратко анализирует заключения экспертов. При этом он
обращает
внимание
на
полноту
достижения
поставленных
перед
обучающимися целей, на недостатки и положительные стороны, высказывает
своё суждение о том, что могло бы способствовать активизации деловой игры,
повышению ее результативности.
При проведении правовой игры по темам, связанным с судопроизводством
обучающиеся
должны
иметь
возможность
предварительно
ознакомиться
с
исковым заявлением и другими материалами, образующими судебное дело,
изучить действующее законодательство и судебно-арбитражную практику по
данной
категории
споров.
В
процессе
подготовки
участники
игры
могут
составить проекты процессуальных документов (доверенностей, определений,
решений, ходатайств и т.п.)
Изучение
любой
правовой
дисциплины
требует
освоение
большого
количества информации: материал
учебных пособий,
нормативные акты,
образцы правовых документов, поэтому применение различных нестандартных
методов
обучения
является
одним
из
способов
вызывающих
интерес
у
обучающихся
к
данным
дисциплинам,
позволяющим
разнообразить
их
изучение, тем самым вызвать уважение к праву, повысить правовую культуру и
правосознание.
Баклагина О.В., преподаватель ГБПОУ КК
«Пашковский сельскохозяйственный колледж»,
Россия, г. Краснодар
Повышение эффективности освоения правовых
дисциплин через практическое обучение.
Аннотация: Изучение любой правовой дисциплины требует освоение большого
количества информации: материалы
учебных пособий,
нормативные акты,
образцы
правовых
документов,
поэтому
применение
различных
методов
обучения является одним из способов вызывающих интерес у обучающихся к
данным дисциплинам, позволяющим разнообразить их изучение, тем самым
вызвать уважение к праву, повысить правовую культуру и правосознание.
Проблема преподавания правовых дисциплин - одна из наиболее актуаль-
ных, так как связана, с одной стороны, с построением в нашей стране
правового государства и гражданского общества,
и с выполнением задачи,
поставленной правительством РФ перед образованием о подготовке активной
молодежи, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С
другой
стороны,
изучение
законодательства,
дает
возможность
ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои
права, опираться на них в профессиональной деятельности, что необходимо
каждому человеку в XXI веке.
Сложность
проблемы
правового
образования
является
причиной
того,
что
некоторые ее аспекты разработаны не в полной мере. Сегодня существуют
различные подходы к изучению правовых дисциплин в учреждениях общего и
среднего
профессионального
образования.
Учебники
и
учебные
пособия
появившиеся
в последнее время,
как правило, построены традиционным
образом
и
ориентированы
на
усвоение
теоретической
части
курса,
но
действующие типовые программы не всегда позволяют вместить обширный по
объему материал в отводимое на изучение курса количество часов, к тому же
использование
правовых
знаний
невозможно
без
формирования
профессиональных компетенций на занятиях. Применение технологии обучения
с использованием рабочих тетрадей является одним из вариантов изменения
форм
организации
учебного
процесса
на
базе
утвержденных
российских
с т а н д а р т о в
о б р а з о в а н и я .
Поэтому, анализируя использование разных учебных и наглядных пособий
можно сделать вывод, что современная рабочая тетрадь- это дидактический
комплекс, где задания представлены в виде: схем, таблиц, творческого эссе,
решения
различных
правовых
ситуаций,
позволяющих
оптимизировать
учебный
процесс,
и
в
максимальной
степени
оживить
творческую
и
мыслительную активность обучающихся. К тому же рабочая тетрадь является
хорошим
обучающим
материалом
для
самостоятельной
работы
студентов,
п р о п у с т и в ш и х
з а н я т и я .
Выполнение заданий преследует цель формирования таких общих компетенций
как:
1) закрепление пройденного материала по темам дисциплины;
2)стимулирование студентов к изучению нормативно-правовых актов и
д о п о л н и т е л ь н о й
л и т е р а т у р ы
п о
к а ж д о й
т е м е ;
3)творческого осмысления и выработке собственного отношения к
п о с т а в л е н н ы м
в о п р о с а м .
Использование рабочий тетрадей также дает возможность значительно
сократить
время
на
процесс
обучения,
оживить
мыслительную
активность
студентов, полностью выполнить план занятия и осуществить контроль
за
в ы п о л н е н и е м
с т у д е н т а м и
п р а к т и ч е с к и х
з а д а н и й .
Практические занятия направлены на более подробное, углубленное
изучение вопросов, которые затрагивались на лекциях не в полном объеме, либо
совсем
не
рассматривались
в
лекционном
курсе.
Важным
элементом
практического
обучения
в
правовых
дисциплинах
является
работа
с
нормативно-правовыми актами и комментариями к ним, направленными на
решение конкретных реальных практических ситуаций. Такие задачи помогают
преподавателю
в
формировании
у
студентов
правовой
грамотности,
что
является
необходимым
условием
в
профессиональной
характеристике
конкурентоспособного специалиста.