Напоминание

"Теория и практика сопровождения одаренного подростка с ОВЗ, на примере Красноярского монтажного колледжа"


Автор: Петрушина Анжелика Геннадьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Теория и практика сопровождения одаренного подростка с ОВЗ, на примере Красноярского монтажного колледжа"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Теория и практика сопровождения одаренного подростка с ОВЗ,

на примере КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж»

Анжелика Петрушина,

педагог-организатор КГБПОУ «КМК»,

магистрант ИППС, ФГАУ ВПО СФУ,

группа ПП19-58

Общая характеристика обучающейся, в отношении которой осуществлялось

сопровождение

Девушка Е. обучалась в Красноярском монтажном колледже (отделение

ЖКХ), по профессии «Изготовитель пищевых полуфабрикатов» по адаптивной

программе для лиц с ОВЗ. Поступила в колледж из школы-интерната VIII вида.

Являлась слушателем. Возраст – 17 лет.

Девушка имела диагноз «ЗПР» - задержка психического развития. По

характеру спокойная, молчаливая, старалась быть незаметной, сторонилась

сверстников, избегала общения, часто замыкалась в себе, могла расплакаться без

повода.

Девушка

проживала

в

неполной

семье

(мама,

брат),

материально

малообеспеченной. Мама не активно поддерживала связь с администрацией и

преподавателями колледжа. Воспитанием дочери мама также практически не

занималась, считая, что школа-интернат и колледж дадут все, что нужно для

жизни – минимальный уровень знаний и профессиональных навыков.

Е. была дисциплинированна, старательно выполняла задания и поручения.

Стиль поведения доброжелательный, ровный. На любые вопросы или замечания

реагировала

молчанием,

уходом

в

себя.

С

одногруппниками

отношения

у

девушки не складывались, Е. была «одиночкой», имела друзей только в сети

интернет, по переписке.

Проблемное поле девушки:

Проблема адаптации – она не может привыкнуть к учебному заведению,

чувствует себя неуютно в новой обстановке, испытывает страх от большого

количества людей вокруг, не видит для себя перспектив по выбранной профессии

в будущем.

Это выражалось в подавленном эмоциональном состоянии девушки, боязни

привлечь к себе внимание, боязни передвижения с группой студентов (старалась

передвигаться самостоятельно, отдельно от всех), низкой профессиональной

мотивации, слабой учебной активности.

Проблема эмоционально-волевой сферы – она не может управлять своим

настроением, испытывает трудности в общении с однокурсниками и

преподавателями, не выдерживает стрессовых ситуаций, связанных с вопросами

к ней, ответами у доски и т.д.

Это выражалось в нежелании выступать у доски, нервном возбуждении, излишне

эмоциональных реакциях, панических атаках (особенно в период сессии),

повышенной нервной возбудимости (нередко истерии или агрессии).

Проблемы познавательной сферы – неспособность удерживать внимание на

одном предмете, малый объем памяти, замедленный темп мышления,

замедлению процесса обработки информации.

Это выражалось в жалобах девушки на частые головные боли, быстрой

утомляемости, вялости, апатичности, раздражительности, в малом объеме

запоминаемой информации.

Проблемы межличностного общения – девушка испытывает трудности в

дружеском общении с однокурсниками, не может использовать все ресурсы

учебного заведения для своего образования (посещать библиотеку, кружки д/о и

т.д.), замыкается в себе.

Данная проблема выражалась в нежелании участвовать в коллективных

проектах, посещать массовые мероприятия, защищать свои же работы (которые

она с успехом выполняла дома), в отсутствии друзей в группе. Девушка

стеснялась переспросить непонятный материал, попросить о помощи при

выполнении задания.

Проблемы самооценки – девушка считала себя ни на что не способной, не могла

(не умела) использовать свои возможности, наблюдалась боязнь проявить свои

способности и таланты, что влекло за собой снижение все учебных и

личностных показателей.

Это выражалось в застенчивости, сбивчивости при ответах, волнении при

публичных выступлениях, неспособности отстоять свое мнение, доказать свою

правоту, предпочтение письменных заданий устным.

Такими образом, девушка была больше подвержена психологическим проблемам

и нуждалась в постоянном контроле со стороны администрации учебного

заведения, педагога-психолога и других специалистов по профилю.

Характеристика личностных особенностей обучающейся

Во время обучения в колледже было замечено, что Е. старается украсить

все вокруг себя, имеет эстетический вкус и чувство прекрасного. Девушка имела

хорошие вокальные данные, музыкальный слух, внешне привлекательна, но была

очень несмелая, не уверенная в себе, боялась всего вокруг, особенно внимания к

себе. О н а очень эмоциональна, любознательна, любила петь, но испытывала

панический страх от выступлений на публике. У девушки имелись внутренние,

не реализованные ресурсы и творческие способности, а самое главное – это

огромное

желание

заниматься

вокалом

и

побороть

страх

публичных

выступлений – выйти на сцену.

Все вышеперечисленное послужило основанием, на которое опирались

специалисты

колледжа

при

составлении

программы

индивидуального

сопровождения одаренной девушки и ее реализции.

Цель индивидуальной программы сопровождения

Целью

программы

сопровождения

являлось

создание

условий

для

удовлетворения потребностей и раскрытие творческого потенциала обучающейся

Е,, самореализации и преодоления проблемного порога.

Задачи индивидуальной программы сопровождения:

1 . развитие

творческих

способностей

обучающейся

посредством

активации

имеющихся внутренних ресурсов, через организацию индивидуальных занятий

вокалом;

2.

снятие

у

обучающейся

блока

боязни

сцены,

через

занятия

сценическим

движением, сценической речью, ритмопластикой для;

3. формирования умения держаться на сцене, навыков общения с аудиторией,

через занятия специальными упражнениями по снятию внутреннего зажима,

скованности, стеснения;

4

. формирование

устойчивой

положительной

самооценки,

посредством

выработки системы поощрений обучающейся;

5.

создание

условий

для

самоутверждения

обучающейся

посредством

постепенного включения в мероприятия колледжа;

6. формирование и укрепление активной жизненной позиции, уверенности в себе

и своих силах через освещения успехов обучающейся на сайте колледжа;

7. формирование навыков самоанализа и рефлексии обучающейся для

дальнейшей эффективной сациализации обучающейся.

Наличие необходимых ресурсов (возможностей) для решения поставленных

задач:

Позитивная образовательно-развивающая среда колледжа имеет большое

значение для всех студентов и обучающихся с ОВЗ в особенности, так как,

зачастую,

это

основное

место

для

их

социокультурной

и

творческой

реабилитация и самореализации.

Главная

задача

социальных

и

культурных

мероприятий

колледжа

предоставить возможность студентам реализовать интересы и запросы, раскрыть

и развить творческий потенциал, организовать досуг. Для этого в Красноярском

монтажном

колледже

(отделение

ЖКХ)

имеется

достаточно

ресурсов

и

возможностей,

в

том

числе,

создана

сеть

кружков,

студий,

любительских

объединений

дополнительного

образования.

Направления

самые

различные:

спорт,

здоровье,

ДПИ,

литература,

ИЗО,

техническое

творчество,

вокал.

Обучающиеся

с

ОВЗ,

наряду

с

обычными

студентами

активно

принимают

участие в работе волонтерского отряда, отряда профилактики им. Корнетова,

спортклуба

«Здоровяк»,

литературной

студии

«Серебряное

перо»,

вокальной

студии «Новые лица». Технические возможности учреждения также позволяют

удовлетворить различные запросы и потребности обучающихся: кабинет для

прикладного творчества, просторный спортивный зал, библиотека, актовый зал

на

200

мест,

музыкальная

и

звукозаписывающая

аппаратура,

пианино,

электросинтезатор, сцена с костюмерной комнатой.

Для

того,

чтобы

обучающейся

Е.

лучше

было

понять

свои

желания,

определить возможности и имеющиеся ресурсы, а также выявить имеющиеся

проблемы

и

помочь

преодолеть

их,

ей

была

оказана

комплексная

помощь

специалистов

колледжа:

наблюдение,

анкетирование,

беседы

с

социальным

педагогом,

консультации

и

упражнения

с

педагогом-организатором,

индивидуальные

тренинги

и

упражнения

с

педагогом-психологом,

индивидуальные занятия и тренинги с педагогом по вокалу.

Специалистами колледжа был составлен поэтапный план индивидуальной

работы (программа сопровождения) обучающейся Е. под названием «Я хочу. Я

умею. Я могу», где с Е. были определены ее желания, выявлены ресурсы и

поставлены

задачи.

Определяющим

стало

желание

самой

Е.

изменить

себя,

найти свою нишу в творчестве, самореализоваться, найти друзей и выйти из стен

колледжа без боязни мира вокруг и страха привлечь к себе внимание.

Программа тьюторского сопровождения одаренного подростка с ОВЗ

«Я хочу. Я умею. Я могу»

Этапы

программы

Направление

деятельности

Содержание

Сроки

Ответствен-

ные

1этап – «Я

хочу» -

Диагности

-ческий

Организация и

проведение

комплексной

диагностики

через

наблюдение,

анкетирование,

собеседование

обучающейся и

семьи, для

выработки

рекомендаций с

целью

улучшения

результатов

учебной и

воспитательной

деятельности.

Полученные

сведения

позволят собрать

и обработать

информацию по

ряду вопросов,

связанных с

обучением,

проживанием и

социальным

окружением

обучающейся.

- Установление

контакта со всеми

участниками

сопровождения

ребенка;

- диагностическое

сопровождение

обучающейся и

семьи;

- психолого-

педагогическая

диагностика

особенностей

развития

обучающейся,

профилактика

отклонений

психического

развития;

- расстановка

приоритетов для

обучающейся по

направлениям: учеба,

творчество, семья,

общество.

- выявление

потребностей и

запросов (желаний)

обучающейся;

- определение

возможностей и

сентябр

ь 2018г.

октябрь

2018 г.

Классный

руководитель.

Социальный

педагог.

Педагог-

психолог.

Педагог-

психолог.

Педагог-

организатор.

Педагог-

способностей

обучающейся;

- определение

возможностей

образовательной

среды и ресурсной

базы учреждения.

организатор.

Все

специалисты

учреждения.

2 этап – «Я

умею» -

Деятель-

ностный

Реализация

выработанных

решений по

устранению

существующих у

обучающейся с

ОВЗ социально-

психологических

проблем и

разработка плана

реализации

творческих

способностей.

- Реализация

индивидуальной

программы

психологического

сопровождения;

-оказание

необходимой помощи

родителям

обучающейся с ОВЗ

(консультирование,

беседы, обсужде-

ние);

- консультирование

педагогов,

работающих с

ребенком;

- коррекционно-

развивающие

занятия, упражнения

и тренинги с

обучающейся,

включающие в себя

комплексы на

развитие внимания,

памяти, мышления,

коммуникабельности,

эмоционально-

волевой сферы;

- индивидуальные

занятия, тренинги и

упражнения по

развитию вокальных

данных и творческих

способностей

ноябрь

2018 г.-

май

2019г.

Педагог-

психолог – (3

раза в

неделю).

Социальный

педагог – (1

раз в месяц).

Педагог-

психолог – (1

раз в неделю).

Педагог-

психолог – (3

раза в

неделю).

Педагог по

вокалу – (2

раза в

неделю).

обучающейся;

- индивидуальные

занятия, тренинги и

упражнения по

сценической речи,

сценическому

движению, снятию

эмоционально

зажима, устранение

внутреннего

комплекса «боязнь

толпы».

Педагог-

организатор –

(2 раза в

неделю).

3 этап – «Я

могу» -

Рефлек-

сивный

Анализ

деятельности по

реализации всей

программы и ее

отдельных

участков.

Оценка

личностного и

творческого

роста

обучающейся.

Рефлексия

достижений

обучающейся.

Определение

жизненных

целей и задач

обучающейся по

окончании

колледжа.

- Проведение

контрольной

диагностики с целью

оценки

эффективности

программы;

- психолого-

педагогический

анализ

эффективности

процесса и

результатов

сопровождения;

- мониторинг

удовлетворенности

результатами работы

за учебный период.

июнь

2019 г. –

июль

2019 г.

Социальный

педагог.

Педагог-

психолог.

Обучающаяся,

родители,

специалисты

учреждения.

Сопровождение и кураторство обучающейся

На протяжении всего периода реализации программы сопровождения

обучающейся с ОВЗ, куратором случая являлся социальный педагог колледжа,

осуществляющий поэтапный мониторинг деятельности и обеспечивающий связь

с семьей подопечной. Педагог-психолог проводил коррекционные мероприятия и

периодически оказывал консультационное сопровождение всех участников

программы. Тьютором, сопровождающим обучающуюся на ппротяжении всего

периода, являлся педагог-организатор, ежедневно координирующий план

действий Е., ставящий совместно с девушкой, цель и задачи, контролирующий их

выполнение и составляющий Дневник маршрута сопровождения. В данном

случае, очень важную роль сыграло искреннее желание самой девушки изменить

себя и преодолеть преграды к эффективной социализации, а также ее

самоорганизация.

Методы и методики программы тьюторского сопровождения обучающейся с

ОВЗ:

- Наблюдение;

- анкетирование, опрос;

- дискуссия, обсуждение, беседа;

- творческий эксперимент;

- консультирование;

- методика групповой и индивидуальной работы;

- проективные методы;

- тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и

инновационных технологий;

- упражнения с учетом психологически особенностей обучающейся (игровые

формы работы).

Организационно-педагогические условия реализации программы

сопровождения

- Использование здоровьесберегающих технологий;

- использование игровой и рекреационной терапии;

- использование информационно-коммуникативных технологий,

мультимедийных средств;

- наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь

2018 г.), итоговая диагностика (июнь 2019г.), заседание ПМПк (итоговое).

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения

Основной механизм реализации Программы - оптимально

выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и

взаимодействие с родителями обучающейся, обеспечивающее системное

сопровождение подростка с ограниченными возможностями здоровья

специалистами различного профиля в образовательном процессе.

В

ходе

сопровождения,

для

девушки

были

разработаны

комплексы

упражнений

и

тренингов,

составлен

специальный

график

индивидуальных

занятий и бесед. На протяжении 2-х лет обучения девушка ежедневно посещала

специалистов

учреждения:

психолога,

соц.педагога,

педагога-организатора,

педагога по вокалу. Каждый участник программы ставил по 1 задаче на 2-3

месяца, планомерно подводя Е. к ее решению. Затем следовала рефлексия и

фиксация достигнутых результатов самой девушкой. Далее ставилась следующая

задача,

в

ходе

решения

которой

нужно

было

обязательно

использовать

и

применять

уже

полученные

ранее

навыки,

умения

и

возможности.

Для

Е.

главным, в достижении конечных результатов, стала саморганизация, упорство,

сила воли и трудолюбие.

Результаты (рефлексия)

В ходе реализации плана индивидуального сопровождения обучающейся Е.

все поставленные задачи были решены. На первом этапе девушка начала занятия

вокалом, которые становились с каждым месяцем успешнее. Она практически

реализовала свою мечту – научиться петь. Также ей удалось переступить порог

страха, выйти на сцену и научиться смотреть в лицо публике со сцены. По

истечении двух лет она стала спокойно и свободно участвовать в мероприятиях

колледжа сначала индивидуально, а затем в составе вокальной группы студентов.

В 2018 году Е. была представителем монтажного колледжа на краевом фестивале

«Отражение»

в

номинации

«Вокал».

Также

девушка

нашла

друзей

среди

студентов колледжа и стала более общительной.

Полученный опыт, социальные навыки и творческие умения, позволили Е.

в дальнейшем сделать большой шаг в свое будущее – окончив колледж, девушка

самостоятельно прошла собеседование, кастинг и устроилась на работу в одно из

кафе города в качестве вокалистки.

Е. приобрела следующие социально-значимые навыки:

- умение делать простой и сложный выбор;

- формирование собственных интересов;

- опыт самопрезентации в различных сообществах;

- опыт работы индивидуально и в команде;

- умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

- опыт самооценки;

- опыт публичного выступления;

- опыт публичного признания;

- опыт формирования собственной индивидуальной творческой и жизненной

траектории.

© Петрушина А.Г., 2020



В раздел образования