Автор: Петрушина Анжелика Геннадьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Теория и практика сопровождения одаренного подростка с ОВЗ, на примере Красноярского монтажного колледжа"
Раздел: среднее профессиональное
Теория и практика сопровождения одаренного подростка с ОВЗ,
на примере КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж»
Анжелика Петрушина,
педагог-организатор КГБПОУ «КМК»,
магистрант ИППС, ФГАУ ВПО СФУ,
группа ПП19-58
Общая характеристика обучающейся, в отношении которой осуществлялось
сопровождение
Девушка Е. обучалась в Красноярском монтажном колледже (отделение
ЖКХ), по профессии «Изготовитель пищевых полуфабрикатов» по адаптивной
программе для лиц с ОВЗ. Поступила в колледж из школы-интерната VIII вида.
Являлась слушателем. Возраст – 17 лет.
Девушка имела диагноз «ЗПР» - задержка психического развития. По
характеру спокойная, молчаливая, старалась быть незаметной, сторонилась
сверстников, избегала общения, часто замыкалась в себе, могла расплакаться без
повода.
Девушка
проживала
в
неполной
семье
(мама,
брат),
материально
малообеспеченной. Мама не активно поддерживала связь с администрацией и
преподавателями колледжа. Воспитанием дочери мама также практически не
занималась, считая, что школа-интернат и колледж дадут все, что нужно для
жизни – минимальный уровень знаний и профессиональных навыков.
Е. была дисциплинированна, старательно выполняла задания и поручения.
Стиль поведения доброжелательный, ровный. На любые вопросы или замечания
реагировала
молчанием,
уходом
в
себя.
С
одногруппниками
отношения
у
девушки не складывались, Е. была «одиночкой», имела друзей только в сети
интернет, по переписке.
Проблемное поле девушки:
Проблема адаптации – она не может привыкнуть к учебному заведению,
чувствует себя неуютно в новой обстановке, испытывает страх от большого
количества людей вокруг, не видит для себя перспектив по выбранной профессии
в будущем.
Это выражалось в подавленном эмоциональном состоянии девушки, боязни
привлечь к себе внимание, боязни передвижения с группой студентов (старалась
передвигаться самостоятельно, отдельно от всех), низкой профессиональной
мотивации, слабой учебной активности.
Проблема эмоционально-волевой сферы – она не может управлять своим
настроением, испытывает трудности в общении с однокурсниками и
преподавателями, не выдерживает стрессовых ситуаций, связанных с вопросами
к ней, ответами у доски и т.д.
Это выражалось в нежелании выступать у доски, нервном возбуждении, излишне
эмоциональных реакциях, панических атаках (особенно в период сессии),
повышенной нервной возбудимости (нередко истерии или агрессии).
Проблемы познавательной сферы – неспособность удерживать внимание на
одном предмете, малый объем памяти, замедленный темп мышления,
замедлению процесса обработки информации.
Это выражалось в жалобах девушки на частые головные боли, быстрой
утомляемости, вялости, апатичности, раздражительности, в малом объеме
запоминаемой информации.
Проблемы межличностного общения – девушка испытывает трудности в
дружеском общении с однокурсниками, не может использовать все ресурсы
учебного заведения для своего образования (посещать библиотеку, кружки д/о и
т.д.), замыкается в себе.
Данная проблема выражалась в нежелании участвовать в коллективных
проектах, посещать массовые мероприятия, защищать свои же работы (которые
она с успехом выполняла дома), в отсутствии друзей в группе. Девушка
стеснялась переспросить непонятный материал, попросить о помощи при
выполнении задания.
Проблемы самооценки – девушка считала себя ни на что не способной, не могла
(не умела) использовать свои возможности, наблюдалась боязнь проявить свои
способности и таланты, что влекло за собой снижение все учебных и
личностных показателей.
Это выражалось в застенчивости, сбивчивости при ответах, волнении при
публичных выступлениях, неспособности отстоять свое мнение, доказать свою
правоту, предпочтение письменных заданий устным.
Такими образом, девушка была больше подвержена психологическим проблемам
и нуждалась в постоянном контроле со стороны администрации учебного
заведения, педагога-психолога и других специалистов по профилю.
Характеристика личностных особенностей обучающейся
Во время обучения в колледже было замечено, что Е. старается украсить
все вокруг себя, имеет эстетический вкус и чувство прекрасного. Девушка имела
хорошие вокальные данные, музыкальный слух, внешне привлекательна, но была
очень несмелая, не уверенная в себе, боялась всего вокруг, особенно внимания к
себе. О н а очень эмоциональна, любознательна, любила петь, но испытывала
панический страх от выступлений на публике. У девушки имелись внутренние,
не реализованные ресурсы и творческие способности, а самое главное – это
огромное
желание
заниматься
вокалом
и
побороть
страх
публичных
выступлений – выйти на сцену.
Все вышеперечисленное послужило основанием, на которое опирались
специалисты
колледжа
при
составлении
программы
индивидуального
сопровождения одаренной девушки и ее реализции.
Цель индивидуальной программы сопровождения
Целью
программы
сопровождения
являлось
создание
условий
для
удовлетворения потребностей и раскрытие творческого потенциала обучающейся
Е,, самореализации и преодоления проблемного порога.
Задачи индивидуальной программы сопровождения:
1 . развитие
творческих
способностей
обучающейся
посредством
активации
имеющихся внутренних ресурсов, через организацию индивидуальных занятий
вокалом;
2.
снятие
у
обучающейся
блока
боязни
сцены,
через
занятия
сценическим
движением, сценической речью, ритмопластикой для;
3. формирования умения держаться на сцене, навыков общения с аудиторией,
через занятия специальными упражнениями по снятию внутреннего зажима,
скованности, стеснения;
4
. формирование
устойчивой
положительной
самооценки,
посредством
выработки системы поощрений обучающейся;
5.
создание
условий
для
самоутверждения
обучающейся
посредством
постепенного включения в мероприятия колледжа;
6. формирование и укрепление активной жизненной позиции, уверенности в себе
и своих силах через освещения успехов обучающейся на сайте колледжа;
7. формирование навыков самоанализа и рефлексии обучающейся для
дальнейшей эффективной сациализации обучающейся.
Наличие необходимых ресурсов (возможностей) для решения поставленных
задач:
Позитивная образовательно-развивающая среда колледжа имеет большое
значение для всех студентов и обучающихся с ОВЗ в особенности, так как,
зачастую,
это
основное
место
для
их
социокультурной
и
творческой
реабилитация и самореализации.
Главная
задача
социальных
и
культурных
мероприятий
колледжа
–
предоставить возможность студентам реализовать интересы и запросы, раскрыть
и развить творческий потенциал, организовать досуг. Для этого в Красноярском
монтажном
колледже
(отделение
ЖКХ)
имеется
достаточно
ресурсов
и
возможностей,
в
том
числе,
создана
сеть
кружков,
студий,
любительских
объединений
дополнительного
образования.
Направления
самые
различные:
спорт,
здоровье,
ДПИ,
литература,
ИЗО,
техническое
творчество,
вокал.
Обучающиеся
с
ОВЗ,
наряду
с
обычными
студентами
активно
принимают
участие в работе волонтерского отряда, отряда профилактики им. Корнетова,
спортклуба
«Здоровяк»,
литературной
студии
«Серебряное
перо»,
вокальной
студии «Новые лица». Технические возможности учреждения также позволяют
удовлетворить различные запросы и потребности обучающихся: кабинет для
прикладного творчества, просторный спортивный зал, библиотека, актовый зал
на
200
мест,
музыкальная
и
звукозаписывающая
аппаратура,
пианино,
электросинтезатор, сцена с костюмерной комнатой.
Для
того,
чтобы
обучающейся
Е.
лучше
было
понять
свои
желания,
определить возможности и имеющиеся ресурсы, а также выявить имеющиеся
проблемы
и
помочь
преодолеть
их,
ей
была
оказана
комплексная
помощь
специалистов
колледжа:
наблюдение,
анкетирование,
беседы
с
социальным
педагогом,
консультации
и
упражнения
с
педагогом-организатором,
индивидуальные
тренинги
и
упражнения
с
педагогом-психологом,
индивидуальные занятия и тренинги с педагогом по вокалу.
Специалистами колледжа был составлен поэтапный план индивидуальной
работы (программа сопровождения) обучающейся Е. под названием «Я хочу. Я
умею. Я могу», где с Е. были определены ее желания, выявлены ресурсы и
поставлены
задачи.
Определяющим
стало
желание
самой
Е.
изменить
себя,
найти свою нишу в творчестве, самореализоваться, найти друзей и выйти из стен
колледжа без боязни мира вокруг и страха привлечь к себе внимание.
Программа тьюторского сопровождения одаренного подростка с ОВЗ
«Я хочу. Я умею. Я могу»
Этапы
программы
Направление
деятельности
Содержание
Сроки
Ответствен-
ные
1этап – «Я
хочу» -
Диагности
-ческий
Организация и
проведение
комплексной
диагностики
через
наблюдение,
анкетирование,
собеседование
обучающейся и
семьи, для
выработки
рекомендаций с
целью
улучшения
результатов
учебной и
воспитательной
деятельности.
Полученные
сведения
позволят собрать
и обработать
информацию по
ряду вопросов,
связанных с
обучением,
проживанием и
социальным
окружением
обучающейся.
- Установление
контакта со всеми
участниками
сопровождения
ребенка;
- диагностическое
сопровождение
обучающейся и
семьи;
- психолого-
педагогическая
диагностика
особенностей
развития
обучающейся,
профилактика
отклонений
психического
развития;
- расстановка
приоритетов для
обучающейся по
направлениям: учеба,
творчество, семья,
общество.
- выявление
потребностей и
запросов (желаний)
обучающейся;
- определение
возможностей и
сентябр
ь 2018г.
–
октябрь
2018 г.
Классный
руководитель.
Социальный
педагог.
Педагог-
психолог.
Педагог-
психолог.
Педагог-
организатор.
Педагог-
способностей
обучающейся;
- определение
возможностей
образовательной
среды и ресурсной
базы учреждения.
организатор.
Все
специалисты
учреждения.
2 этап – «Я
умею» -
Деятель-
ностный
Реализация
выработанных
решений по
устранению
существующих у
обучающейся с
ОВЗ социально-
психологических
проблем и
разработка плана
реализации
творческих
способностей.
- Реализация
индивидуальной
программы
психологического
сопровождения;
-оказание
необходимой помощи
родителям
обучающейся с ОВЗ
(консультирование,
беседы, обсужде-
ние);
- консультирование
педагогов,
работающих с
ребенком;
- коррекционно-
развивающие
занятия, упражнения
и тренинги с
обучающейся,
включающие в себя
комплексы на
развитие внимания,
памяти, мышления,
коммуникабельности,
эмоционально-
волевой сферы;
- индивидуальные
занятия, тренинги и
упражнения по
развитию вокальных
данных и творческих
способностей
ноябрь
2018 г.-
май
2019г.
Педагог-
психолог – (3
раза в
неделю).
Социальный
педагог – (1
раз в месяц).
Педагог-
психолог – (1
раз в неделю).
Педагог-
психолог – (3
раза в
неделю).
Педагог по
вокалу – (2
раза в
неделю).
обучающейся;
- индивидуальные
занятия, тренинги и
упражнения по
сценической речи,
сценическому
движению, снятию
эмоционально
зажима, устранение
внутреннего
комплекса «боязнь
толпы».
Педагог-
организатор –
(2 раза в
неделю).
3 этап – «Я
могу» -
Рефлек-
сивный
Анализ
деятельности по
реализации всей
программы и ее
отдельных
участков.
Оценка
личностного и
творческого
роста
обучающейся.
Рефлексия
достижений
обучающейся.
Определение
жизненных
целей и задач
обучающейся по
окончании
колледжа.
- Проведение
контрольной
диагностики с целью
оценки
эффективности
программы;
- психолого-
педагогический
анализ
эффективности
процесса и
результатов
сопровождения;
- мониторинг
удовлетворенности
результатами работы
за учебный период.
июнь
2019 г. –
июль
2019 г.
Социальный
педагог.
Педагог-
психолог.
Обучающаяся,
родители,
специалисты
учреждения.
Сопровождение и кураторство обучающейся
На протяжении всего периода реализации программы сопровождения
обучающейся с ОВЗ, куратором случая являлся социальный педагог колледжа,
осуществляющий поэтапный мониторинг деятельности и обеспечивающий связь
с семьей подопечной. Педагог-психолог проводил коррекционные мероприятия и
периодически оказывал консультационное сопровождение всех участников
программы. Тьютором, сопровождающим обучающуюся на ппротяжении всего
периода, являлся педагог-организатор, ежедневно координирующий план
действий Е., ставящий совместно с девушкой, цель и задачи, контролирующий их
выполнение и составляющий Дневник маршрута сопровождения. В данном
случае, очень важную роль сыграло искреннее желание самой девушки изменить
себя и преодолеть преграды к эффективной социализации, а также ее
самоорганизация.
Методы и методики программы тьюторского сопровождения обучающейся с
ОВЗ:
- Наблюдение;
- анкетирование, опрос;
- дискуссия, обсуждение, беседа;
- творческий эксперимент;
- консультирование;
- методика групповой и индивидуальной работы;
- проективные методы;
- тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и
инновационных технологий;
- упражнения с учетом психологически особенностей обучающейся (игровые
формы работы).
Организационно-педагогические условия реализации программы
сопровождения
- Использование здоровьесберегающих технологий;
- использование игровой и рекреационной терапии;
- использование информационно-коммуникативных технологий,
мультимедийных средств;
- наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь
2018 г.), итоговая диагностика (июнь 2019г.), заседание ПМПк (итоговое).
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения
Основной механизм реализации Программы - оптимально
выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и
взаимодействие с родителями обучающейся, обеспечивающее системное
сопровождение подростка с ограниченными возможностями здоровья
специалистами различного профиля в образовательном процессе.
В
ходе
сопровождения,
для
девушки
были
разработаны
комплексы
упражнений
и
тренингов,
составлен
специальный
график
индивидуальных
занятий и бесед. На протяжении 2-х лет обучения девушка ежедневно посещала
специалистов
учреждения:
психолога,
соц.педагога,
педагога-организатора,
педагога по вокалу. Каждый участник программы ставил по 1 задаче на 2-3
месяца, планомерно подводя Е. к ее решению. Затем следовала рефлексия и
фиксация достигнутых результатов самой девушкой. Далее ставилась следующая
задача,
в
ходе
решения
которой
нужно
было
обязательно
использовать
и
применять
уже
полученные
ранее
навыки,
умения
и
возможности.
Для
Е.
главным, в достижении конечных результатов, стала саморганизация, упорство,
сила воли и трудолюбие.
Результаты (рефлексия)
В ходе реализации плана индивидуального сопровождения обучающейся Е.
все поставленные задачи были решены. На первом этапе девушка начала занятия
вокалом, которые становились с каждым месяцем успешнее. Она практически
реализовала свою мечту – научиться петь. Также ей удалось переступить порог
страха, выйти на сцену и научиться смотреть в лицо публике со сцены. По
истечении двух лет она стала спокойно и свободно участвовать в мероприятиях
колледжа сначала индивидуально, а затем в составе вокальной группы студентов.
В 2018 году Е. была представителем монтажного колледжа на краевом фестивале
«Отражение»
в
номинации
«Вокал».
Также
девушка
нашла
друзей
среди
студентов колледжа и стала более общительной.
Полученный опыт, социальные навыки и творческие умения, позволили Е.
в дальнейшем сделать большой шаг в свое будущее – окончив колледж, девушка
самостоятельно прошла собеседование, кастинг и устроилась на работу в одно из
кафе города в качестве вокалистки.
Е. приобрела следующие социально-значимые навыки:
- умение делать простой и сложный выбор;
- формирование собственных интересов;
- опыт самопрезентации в различных сообществах;
- опыт работы индивидуально и в команде;
- умение анализировать и корректировать собственную деятельность;
- опыт самооценки;
- опыт публичного выступления;
- опыт публичного признания;
- опыт формирования собственной индивидуальной творческой и жизненной
траектории.
© Петрушина А.Г., 2020