Напоминание

Развитие итальянского стиля в русской хоровой музыке


Автор: Мисеюк Виктория Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ККМИ им.И.В.Казенина
Населённый пункт: Кировская область, город Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие итальянского стиля в русской хоровой музыке
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Период итальянского влияния в русской духовной музыке.

Последовавший после смерти Петра Великого период царствования

женщин (1725-1796) на русском престоле характеризуется возникновением

новых обычаев и традиций. Изменение всего уклада русской жизни в связи со

стремлением во всем подражать западной культуре, повлекло за собой и

изменение в придворном этикете, ранее тесно связанном с литургической

жизнью Церкви и православия в целом, а также во всей русской культуре.

Императрица

Анна

Иоанновна,

воспитанная

в

условиях

западной

культуры (до вступления на престол она была герцогиней Курляндской),

старалась во всем следовать западно-европейской моде. В 1735 году по ее

приглашению в Россию прибыл итальянский композитор Франческо Арайя.

А в 1737 году в лютеранской соборной St.

Petri-Kirche в Петербурге был

установлен орган. Все эти события знаменовали собой начало следующего

этапа в развитии всей русской музыкальной культуры и богослужебного

пения

в

частности

периода

итальянского

светского

влияния.

Именно

выступления

итальянцев

при

императорском

дворе

по служили

проникновению

итальянского

музыкального

стиля

в

русское

церковное

пение.

Новый

стиль

и

соответствующая

ему

манера

пения

требовали

специального обучения придворных певчих, в связи с чем по указу Анны

Иоанновны

в

1738

году

в

г.Глухове

(Украина)

была

устроена

подготовительная школа. Туда отбирали мальчиков с лучшими голосами и

после подготовки отправляли в Петербург.

Влияние

иностранного

стиля

заметно

усилилось

в

царствование

Елизаветы Петровны (1741-1762). Митрополит Киевский Евгений так писал

об

этом:

«В

царствование

достохвальной

Елизаветы

в

российское

пение

начала

вводиться

совершеннейшая

итальянская

музыкальная

гармония,

и

показались

уже

знаменитые

в

России

пения

реенты».

Это

еще

больше

усилило

процесс

секуляризации

церковного

пения.

Оно

постепенно

превращалось в самостоятельную хоровую вокальную музыку, где только

текст помогал отличить духовное песнопение от светской музыки. Историк

русского церковного пения В.М.Металлов характеризует новые сочинения

как

«отличающиеся

вычурностью

музыки,

кудреватостью

мелодии,

шумливостью

и

широтой

голосоведения

и

одновременным

затемнением

смысла текста».

В

1764

году

придворным

капельмейстером

становится

Бальдазаре

Галуппи

известный

итальянский

композитор,

капельмейстер

храма

св.

Марка в Венеции, автор многих хоровых сочинений (опер, месс). Он первым

написал

духовный

концерт

на

славянском

языке

в

итальянском

стиле

и

определил в нем музыкальную форму, которой впоследствии придерживались

многие композиторы. Позднее в Петербурге работал Дж.Сарти, занимавший

место придворного капельмейстера после Б.Галуппи, а также Дж.Мартини,

А.Сальери, Д.Чимароза, Дж.Паэзиелло, А.Карцелли и другие.

Концерты,

написанные

Галуппи,

явились

образцом

для

всех

последующих композиторов как итальянских, так и русских. Эти сочинения

относятся

к

паралитургическому

пению.

Несмотря

на

то,

что

текст

для

концертов брался из богослужебных книг, но часто это были лишь отдельные

стихи

из

разных

псалмов,

никак

не

связанные

друг

с

другом.

Реже

композитором избирался полный текст какого-либо песнопения.

Концерты стали исполняться на литургии как запричастное пение (во

время причащения священнослужителей в алтаре). Раньше в этот момент

пелся

так

называемый

причастный

стих

(киноник)

стих

из

псалмов,

соответствующий по смыслу тому или иному празднику. Он был довольно

широко

мелодически

распет

для

того,

чтобы

весь

собор

служащих

священников успел причаститься. С появлением концертов причастный стих

сократился и стал исполняться в хоровой практике в виде читка с тройным

«аллилуия» в конце на простой кадеции I-IV-V-I, потеряв при этом свое

литургическое

значение.

Внимание

молящихся

теперь

занимал

не

текст

каноника, а музыка концерта и технические возможности хора. Он не был

обычно связан с темой праздника и имел только музыкальное значение.

Увлечение концертами, сначала партесными, а затем и итальянского

стиля,

в

которых

со

временем

все

больше

происходило

выделение

музыкального начала из богослужебного литургического пения, приводило к

тому, что композиторы сами могли написать текст к музыке. Особенно это

явление распространилось во время царствования Екатерины II. В связи с

этим при Павле I в 1797 был издан специальный указ Синода, чтобы «…

никаких

выдуманных

стихов,

сочиненных

по

произволению,

в

пении

не

употребляли».

Итальянское

влияние

было

оказано

большей

частью

на

музыку

светскую, но придворные певчие слышали итальянскую музыку и это так или

иначе оказывало влияние и на церковно-певческое искусство. Хранителями

русской

церковно-певческой

традиции

и

уставного

пения

оставались

монастыри и крупнейшие московские соборы. Там главное внимание было

обращено

на

содержание

самого

пения,

в

Петербурге

же

основным

становится художественно-техническая сторона исполнения. Одновременно с

сильным итальянским влиянием в русской музыке начинается решительное

преобладание Придворной певческой капеллы в области русского церковного

пения. «Царский хор», как называли капеллу, стал считаться образцовым и

никакой критике не поддавался. Капелла надолго стала законодательницей

хорового церковного пения и русской духовной музыки.



В раздел образования