Автор: Мисеюк Виктория Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ККМИ им.И.В.Казенина
Населённый пункт: Кировская область, город Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие итальянского стиля в русской хоровой музыке
Раздел: среднее профессиональное
Период итальянского влияния в русской духовной музыке.
Последовавший после смерти Петра Великого период царствования
женщин (1725-1796) на русском престоле характеризуется возникновением
новых обычаев и традиций. Изменение всего уклада русской жизни в связи со
стремлением во всем подражать западной культуре, повлекло за собой и
изменение в придворном этикете, ранее тесно связанном с литургической
жизнью Церкви и православия в целом, а также во всей русской культуре.
Императрица
Анна
Иоанновна,
воспитанная
в
условиях
западной
культуры (до вступления на престол она была герцогиней Курляндской),
старалась во всем следовать западно-европейской моде. В 1735 году по ее
приглашению в Россию прибыл итальянский композитор Франческо Арайя.
А в 1737 году в лютеранской соборной St.
Petri-Kirche в Петербурге был
установлен орган. Все эти события знаменовали собой начало следующего
этапа в развитии всей русской музыкальной культуры и богослужебного
пения
в
частности
–
периода
итальянского
светского
влияния.
Именно
выступления
итальянцев
при
императорском
дворе
по служили
проникновению
итальянского
музыкального
стиля
в
русское
церковное
пение.
Новый
стиль
и
соответствующая
ему
манера
пения
требовали
специального обучения придворных певчих, в связи с чем по указу Анны
Иоанновны
в
1738
году
в
г.Глухове
(Украина)
была
устроена
подготовительная школа. Туда отбирали мальчиков с лучшими голосами и
после подготовки отправляли в Петербург.
Влияние
иностранного
стиля
заметно
усилилось
в
царствование
Елизаветы Петровны (1741-1762). Митрополит Киевский Евгений так писал
об
этом:
«В
царствование
достохвальной
Елизаветы
в
российское
пение
начала
вводиться
совершеннейшая
итальянская
музыкальная
гармония,
и
показались
уже
знаменитые
в
России
пения
реенты».
Это
еще
больше
усилило
процесс
секуляризации
церковного
пения.
Оно
постепенно
превращалось в самостоятельную хоровую вокальную музыку, где только
текст помогал отличить духовное песнопение от светской музыки. Историк
русского церковного пения В.М.Металлов характеризует новые сочинения
как
«отличающиеся
вычурностью
музыки,
кудреватостью
мелодии,
шумливостью
и
широтой
голосоведения
и
одновременным
затемнением
смысла текста».
В
1764
году
придворным
капельмейстером
становится
Бальдазаре
Галуппи
–
известный
итальянский
композитор,
капельмейстер
храма
св.
Марка в Венеции, автор многих хоровых сочинений (опер, месс). Он первым
написал
духовный
концерт
на
славянском
языке
в
итальянском
стиле
и
определил в нем музыкальную форму, которой впоследствии придерживались
многие композиторы. Позднее в Петербурге работал Дж.Сарти, занимавший
место придворного капельмейстера после Б.Галуппи, а также Дж.Мартини,
А.Сальери, Д.Чимароза, Дж.Паэзиелло, А.Карцелли и другие.
Концерты,
написанные
Галуппи,
явились
образцом
для
всех
последующих композиторов как итальянских, так и русских. Эти сочинения
относятся
к
паралитургическому
пению.
Несмотря
на
то,
что
текст
для
концертов брался из богослужебных книг, но часто это были лишь отдельные
стихи
из
разных
псалмов,
никак
не
связанные
друг
с
другом.
Реже
композитором избирался полный текст какого-либо песнопения.
Концерты стали исполняться на литургии как запричастное пение (во
время причащения священнослужителей в алтаре). Раньше в этот момент
пелся
так
называемый
причастный
стих
(киноник)
–
стих
из
псалмов,
соответствующий по смыслу тому или иному празднику. Он был довольно
широко
мелодически
распет
для
того,
чтобы
весь
собор
служащих
священников успел причаститься. С появлением концертов причастный стих
сократился и стал исполняться в хоровой практике в виде читка с тройным
«аллилуия» в конце на простой кадеции I-IV-V-I, потеряв при этом свое
литургическое
значение.
Внимание
молящихся
теперь
занимал
не
текст
каноника, а музыка концерта и технические возможности хора. Он не был
обычно связан с темой праздника и имел только музыкальное значение.
Увлечение концертами, сначала партесными, а затем и итальянского
стиля,
в
которых
со
временем
все
больше
происходило
выделение
музыкального начала из богослужебного литургического пения, приводило к
тому, что композиторы сами могли написать текст к музыке. Особенно это
явление распространилось во время царствования Екатерины II. В связи с
этим при Павле I в 1797 был издан специальный указ Синода, чтобы «…
никаких
выдуманных
стихов,
сочиненных
по
произволению,
в
пении
не
употребляли».
Итальянское
влияние
было
оказано
большей
частью
на
музыку
светскую, но придворные певчие слышали итальянскую музыку и это так или
иначе оказывало влияние и на церковно-певческое искусство. Хранителями
русской
церковно-певческой
традиции
и
уставного
пения
оставались
монастыри и крупнейшие московские соборы. Там главное внимание было
обращено
на
содержание
самого
пения,
в
Петербурге
же
основным
становится художественно-техническая сторона исполнения. Одновременно с
сильным итальянским влиянием в русской музыке начинается решительное
преобладание Придворной певческой капеллы в области русского церковного
пения. «Царский хор», как называли капеллу, стал считаться образцовым и
никакой критике не поддавался. Капелла надолго стала законодательницей
хорового церковного пения и русской духовной музыки.