Напоминание

Современные подходы к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Анпилова Татьяна Александровна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ МТ имени казачьего генерала С.С.Николаева
Населённый пункт: город Михайловск,Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья

посвящена

рассмотрению

современных

подходов

к

профессиональному

образованию

инвалидов

и

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

Российской

Федерации;

затронуты

проблемы

организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами

полноценного

профессионального

образования

является

одним

из

наиболее

эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности.

Поэтому

обеспечение

реализации

этого

права

людей

с

ограниченными

возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской

Федерации»

рассматривается

как

одна

из

важнейших

задач

государственной

политики.

В

настоящее

время

стали

четче

обозначаться

новые

подходы

к

организации

и

реализации

профессионального

образования

данной

категории

лиц.

Педагогическим

коллективом

образовательного

учреждения

накоплен

интересный

опыт

работы

по

организации

и

проведению

комплексной

реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального

подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и

включает

в

себя

три

составляющие:

профессиональную

(образовательный

процесс),

медицинскую

и

социально-психологическую.

То

есть

наряду

с

профессиональной

реабилитацией

техникум

предоставляет

комплекс

других

социальных

услуг:

социально-бытовые,

социально-медицинские,

социально-

экономические, социально-психологические и социально-правовые.

Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает

формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа

инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в

здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили

предшествующее

образование

в

неодинаковых

условиях:

находились

на

домашнем

обучении,

имеют

документы

об

окончании

специальных

школ-

интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее

общее

образование

пять

и

более

лет

назад.

Данные

факторы

усложняют

организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой

стороны,

такое

интегрированное

обучение

способствует

развитию

у

обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим.

Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии,

но и эффективной социализации личности.

Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с

ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых

актов

и

других

документов,

разработанных

в

ходе

реализации

федерального

закона «Об образовании в Российской Федерации».

2

На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база

деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО),

ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются

заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими

отделами,

имеющие

широкий

спектр

должностных

обязанностей.

Для

упорядочения этой деятельности рекомендуется

создание в профессиональной

образовательной

организации

структурного

подразделения,

ответственного

за

организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными

возможностями

здоровья.

Основная

цель

его

деятельности

создание

специальных

условий

для

получения

образования

названной

категорией

обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны

быть

прописаны

в

уставе

ПОО.

Актуальность

создания

такой

структурной

единицы

в

первую

очередь

важна

для

техникумов,

колледжей

и

вузов,

учредителями которых являются региональные Министерства образования.

Нормы по организации получения образования обучающимися с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены

в локальных нормативных актах ПОО. Поэтому в первую очередь необходимо

разработать

положение

о

структурном

подразделении,

ответственном

за

образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести

изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего

контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий,

порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные

акты.

Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-

правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.

В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у

педагогических

работников

готовности

к

обучению

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидов.

Преподавателями

и

мастерами

производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с

высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием.

Среди

них

мало

педагогов,

имеющих

специальное

(дефектологическое)

образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование

у

преподавателей

и

мастеров

производственного

обучения

реабилитационной

направленности профессионально-педагогической деятельности.

Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то

он может компетентно решать задачи, связанные с:

-

распознаванием

затруднений

в

учебной

и

учебно-профессиональной

деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;

-

проектированием

индивидуального

образовательного

маршрута

для

обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы)

или направления профессиональной подготовки;

- оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-

производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;

3

-

объективным

анализом

текущих

и

этапных

результатов

усвоения

учебных

программ лицами с ОВЗ и инвалидами;

- созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.

Поэтому

сегодня

одним

из

требований,

предъявляемых

к

педагогу,

обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с

целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории

обучающихся,

специфике

приема–передачи

учебной

информации,

применения

специальных

технических

средств

обучения

с

учетом

различных

нарушений

функций организма человека . Для этого в программах повышения квалификации

и

программах

профессиональной

переподготовки

педагогических

кадров

необходимо

предусмотреть

модули

по

осуществлению

инклюзивного

образования.

Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической

деятельности,

должна способствовать формированию и развитию у педагогов

достаточного

уровня

реабилитационной

направленности.

Этот

уровень

предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения

следующих типовых задач:

- диагностической,

- проектировочной,

- коррекционно-профилактической,

- контрольно-аналитической,

- организационной

- и задачи профессионального совершенствования.

Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором

знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.

Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-

методическим

обеспечением

образовательного

процесса

для

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Новые образовательные

стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то

есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в

полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки

кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными

физическими возможностями, а именно – инвалидов .

Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке

ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями

здоровья.

Их

психофизиологические

особенности

должны

определять

трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих

стандартах

должны

быть

прописаны

различные

модели

и

формы

(индивидуальное,

интегрированное,

инклюзивное,

дистанционное

обучение)

внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом

психофизических

и

психофизиологических

особенностей

инвалидов

должны

быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО

или специальности.

Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся

ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с

4

ограниченными

возможностями

здоровья

…»,

необходимо

включать

в

вариативную

часть

образовательных

программ

СПО

адаптированные

дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения,

профессиональной

направленности,

а

также

дисциплины

для

коррекции

коммуникативных

умений,

в

том

числе

путем

освоения

специальной

информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации.

Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной

ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.

Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных

дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего,

они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся

лицам с ОВЗ. Этот выбор

должен быть обусловлен целями и содержанием

обучения,

исходным

уровнем

знаний,

умений

и

навыков,

имеющимся

у

обучающихся,

профессиональным

уровнем

педагогов,

методическим

и

материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации

обучающимися

и

т.д.

Рекомендуется

использование

социально-активных

и

рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с

целью

оказания

помощи

в

установлении

полноценных

межличностных

отношений

с

другими

студентами,

создания

комфортного

психологического

климата в учебной группе.

Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся

инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами

в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и

индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что

возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6

месяцев.

Новые подходы в организации профессионального образования лиц с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидов

в

нашей

стране

не

исчерпываются

вышеуказанными

мероприятиями,

требованиями

и

рекомендациями.

Комплексная

реабилитация

в

условиях

профессиональной

образовательной

организации

СПО

становится

одной

из

основных

задач

деятельности техникума.



В раздел образования