Автор: Анпилова Татьяна Александровна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ МТ имени казачьего генерала С.С.Николаева
Населённый пункт: город Михайловск,Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное
1
О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья
посвящена
рассмотрению
современных
подходов
к
профессиональному
образованию
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
Российской
Федерации;
затронуты
проблемы
организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.
В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами
полноценного
профессионального
образования
является
одним
из
наиболее
эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности.
Поэтому
обеспечение
реализации
этого
права
людей
с
ограниченными
возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской
Федерации»
рассматривается
как
одна
из
важнейших
задач
государственной
политики.
В
настоящее
время
стали
четче
обозначаться
новые
подходы
к
организации
и
реализации
профессионального
образования
данной
категории
лиц.
Педагогическим
коллективом
образовательного
учреждения
накоплен
интересный
опыт
работы
по
организации
и
проведению
комплексной
реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального
подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и
включает
в
себя
три
составляющие:
профессиональную
(образовательный
процесс),
медицинскую
и
социально-психологическую.
То
есть
наряду
с
профессиональной
реабилитацией
техникум
предоставляет
комплекс
других
социальных
услуг:
социально-бытовые,
социально-медицинские,
социально-
экономические, социально-психологические и социально-правовые.
Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает
формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа
инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в
здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили
предшествующее
образование
в
неодинаковых
условиях:
находились
на
домашнем
обучении,
имеют
документы
об
окончании
специальных
школ-
интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее
общее
образование
пять
и
более
лет
назад.
Данные
факторы
усложняют
организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой
стороны,
такое
интегрированное
обучение
способствует
развитию
у
обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим.
Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии,
но и эффективной социализации личности.
Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых
актов
и
других
документов,
разработанных
в
ходе
реализации
федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации».
2
На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база
деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО),
ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются
заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими
отделами,
имеющие
широкий
спектр
должностных
обязанностей.
Для
упорядочения этой деятельности рекомендуется
создание в профессиональной
образовательной
организации
структурного
подразделения,
ответственного
за
организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями
здоровья.
Основная
цель
его
деятельности
–
создание
специальных
условий
для
получения
образования
названной
категорией
обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны
быть
прописаны
в
уставе
ПОО.
Актуальность
создания
такой
структурной
единицы
в
первую
очередь
важна
для
техникумов,
колледжей
и
вузов,
учредителями которых являются региональные Министерства образования.
Нормы по организации получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены
в локальных нормативных актах ПОО. Поэтому в первую очередь необходимо
разработать
положение
о
структурном
подразделении,
ответственном
за
образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести
изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего
контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий,
порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные
акты.
Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-
правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.
В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у
педагогических
работников
готовности
к
обучению
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидов.
Преподавателями
и
мастерами
производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с
высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием.
Среди
них
мало
педагогов,
имеющих
специальное
(дефектологическое)
образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование
у
преподавателей
и
мастеров
производственного
обучения
реабилитационной
направленности профессионально-педагогической деятельности.
Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то
он может компетентно решать задачи, связанные с:
-
распознаванием
затруднений
в
учебной
и
учебно-профессиональной
деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;
-
проектированием
индивидуального
образовательного
маршрута
для
обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы)
или направления профессиональной подготовки;
- оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-
производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;
3
-
объективным
анализом
текущих
и
этапных
результатов
усвоения
учебных
программ лицами с ОВЗ и инвалидами;
- созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.
Поэтому
сегодня
одним
из
требований,
предъявляемых
к
педагогу,
обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с
целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории
обучающихся,
специфике
приема–передачи
учебной
информации,
применения
специальных
технических
средств
обучения
с
учетом
различных
нарушений
функций организма человека . Для этого в программах повышения квалификации
и
программах
профессиональной
переподготовки
педагогических
кадров
необходимо
предусмотреть
модули
по
осуществлению
инклюзивного
образования.
Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической
деятельности,
должна способствовать формированию и развитию у педагогов
достаточного
уровня
реабилитационной
направленности.
Этот
уровень
предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения
следующих типовых задач:
- диагностической,
- проектировочной,
- коррекционно-профилактической,
- контрольно-аналитической,
- организационной
- и задачи профессионального совершенствования.
Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором
знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.
Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-
методическим
обеспечением
образовательного
процесса
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Новые образовательные
стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то
есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в
полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки
кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными
физическими возможностями, а именно – инвалидов .
Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке
ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Их
психофизиологические
особенности
должны
определять
трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих
стандартах
должны
быть
прописаны
различные
модели
и
формы
(индивидуальное,
интегрированное,
инклюзивное,
дистанционное
обучение)
внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом
психофизических
и
психофизиологических
особенностей
инвалидов
должны
быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО
или специальности.
Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся
ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с
4
ограниченными
возможностями
здоровья
…»,
необходимо
включать
в
вариативную
часть
образовательных
программ
СПО
адаптированные
дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения,
профессиональной
направленности,
а
также
дисциплины
для
коррекции
коммуникативных
умений,
в
том
числе
путем
освоения
специальной
информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации.
Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной
ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.
Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных
дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего,
они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся
лицам с ОВЗ. Этот выбор
должен быть обусловлен целями и содержанием
обучения,
исходным
уровнем
знаний,
умений
и
навыков,
имеющимся
у
обучающихся,
профессиональным
уровнем
педагогов,
методическим
и
материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации
обучающимися
и
т.д.
Рекомендуется
использование
социально-активных
и
рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с
целью
оказания
помощи
в
установлении
полноценных
межличностных
отношений
с
другими
студентами,
создания
комфортного
психологического
климата в учебной группе.
Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся
инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами
в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и
индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что
возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6
месяцев.
Новые подходы в организации профессионального образования лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидов
в
нашей
стране
не
исчерпываются
вышеуказанными
мероприятиями,
требованиями
и
рекомендациями.
Комплексная
реабилитация
в
условиях
профессиональной
образовательной
организации
СПО
становится
одной
из
основных
задач
деятельности техникума.