Авторы: Демченко Ольга Павловна, Корсунова Ольга Александровна
Должность: преподаватель микробиологии, преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ
СТАНДАРТИЗОВАННЫХ
ОПЕРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕДУР
В
ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ
ЛАБОРАТОРНОЙ
СЛУЖБЫ
СО
СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
О.П.Демченко, преподаватель микробиологии
О.А.Корсунова, преподаватель химии
С
2018-2019
учебного
года
выпускники
ГБПОУ
«Краснодарского
краевого
базового
медицинского
колледжа»
проходят
аккредитацию
по
специальности 31.02.03. Лабораторная диагностика, опытом подготовки к
которой мы и хотим поделиться.
Цель
проведения
аккредитации
–
подтверждение
соответствия
готовности
выпускников,
получивших
среднее
медицинское
или
фармацевтическое
образование,
к
осуществлению
профессиональной
деятельности.
В основу процедуры аккредитации положены требования Федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
которые
представлены
совокупностью общих и профессиональных компетенций.
Регламентирующие
принципы
проведения
процедуры
аккредитации
направлены
на
обеспечение
высокой
объективности
(надёжности),
обоснованности
применения
(валидности)
и
сопоставимости
оценок
испытуемых.
То, с чем столкнулись учебные заведения – это сложности в подготовке
выпускников к прохождению второго этапа первичной аккредитации. Для
проведения первичной аккредитации была разработана модель, позволяющая
оптимально сочетать требования образовательных стандартов.
Одним
из
обязательных
условий
успешности
профессиональной
деятельно сти
выпускников
являет ся
о сво ение
ко м п е т е н ц и й ,
сформулированных
в
образовательном
стандарте.
Однако,
сегодня
при
подготовке
специалистов
этого
недостаточно.
Для
формирования
профессиональных компетенций необходим единый подход, основанный на
стандартизации
деятельности
лабораторий,
что
является
залогом
качественной работы лаборатории.
В основе процесса
стандартизации лежит разработка и внедрение
документально оформленных правил по всем основным и вспомогательным
процедурам – это стандартные операционные процедуры (СОПы). Иными
словами,
СОП
является
основным
документом,
регламентирующим
выполнение работы на местах в рамках определённого процесса.
Цель
СОП
–
предоставление
персоналу
однозначных,
простых
и
понятных инструкций, которые позволят ему безошибочно выполнять свою
работу. К основным разновидностям СОП относят: инструкции, алгоритмы,
блок-схемы, чек-листы.
Алгоритм
–
это
описание
последовательности
действий
для
достижения
определённого
результата,
представленных
в
виде
понятных
исполнителю команд.
Взяв
за
основу
правила
составления
СОП
и
совместив
их
с
требованиями ФГОС по специальности 31.02.03.Лабораторная диагностика,
коллективом преподавателей ЦК Лабораторная диагностика Краснодарского
краевого базового медицинского колледжа в 2018 году было разработано, а в
2019
году
дополнено
(с
учётом
изменений,
внесённых
в
перечень
манипуляций
для
оценки
практических
навыков)
учебно-методическое
пособие.
В пособии в доступной и понятной форме представлены алгоритмы
в ы п о л н е н и я
п р а к т и ч е с к и х
м а н и п ул я ц и й ,
ко т о р ы е
д о л ж н ы
продемонстрировать выпускники на втором этапе аккредитации.
Алгоритм практического навыка включает:
1)
название манипуляции;
2)
назначение и фото прибора или оборудования, которое используется
для реализации практического навыка;
3)
пошаговую инструкцию;
4)
формулы,
примеры
расчёта,
если
для
выполнения
практического
навыка они необходимы;
5)
фото поля зрения объектива микроскопа для практических навыков,
отражающих ход микроскопического исследования.
В учебно-методическом пособии представлены алгоритмы выполнения
манипуляций, предложенные в качестве базовых для
оценки практических
навыков
в
симулированных
условиях
при
проведении
второго
этапа
первичной аккредитацииметодическим центром аккредитации Медицинского
Сеченовского Университета.
Представленные
в
пособии
алгоритмы
выполнения
практических
манипуляций
являются
попыткой
создания,
своего
рода
прообраза
стандартизованных операционных процедур, которые могут использоваться в
учебном
процессе,
что
будет
являться
залогом
качественной
подготовки
специалистов по лабораторной диагностике.
Таким образом, создание пособия было обусловлено необходимостью
регулярной
отработки
студентами
практических
манипуляций
с
целью
приобретения
умений
и
навыков,
необходимых
для
формирования
профессиональных компетенций.
Отработка практических манипуляций проходит как на базе колледжа
(в
процессе
практических
занятий),
так
и
при
прохождении
учебной,
производственной,
преддипломной
практики
на
базе
клинико-
диагностических лабораторий лечебных учреждений.
Пособие может использоваться также для самостоятельной подготовки
студентов
к
дифференцированным
зачётам
(по
итогам
УП,
ПП,
ПДП),
различным профессиональным конкурсам.
Таким
образом,
формирование
у
студентов
навыков
работы
с
нормативной
документацией,
чёткое
и
безукоснительное
следование
инструкции является залогом качественной работы выпускника в будущем.
Перечень
литературы,
нормативной
документации,
список
сокращений
и
приложений представлены в конце пособия.
Учитывая, что местом проведения первичной аккредитации по Приказу
№
334
от
02.06.2016
«Об
утверждении
положения
об
аккредитации»
являются
образовательные
учреждения
или
научно-исследовательские
институты,
мы
хотели
бы
обратить
внимание
на
трудности,
которые
возникают как в процессе практической подготовки студентов на учебных
занятиях, так и на втором этапе первичной аккредитации выпускников. Это
практические манипуляции, выполнение которых
предусматривает прямое
использование биологического материала!
Несомненно, создать имитацию мочи несложно – приготовить водный
раствор мальтозы, что придаст ей характерный цвет,
добавить водный
раствор белка куриного яйца и биоматериал, который даст положительный
результат на белок и сахар готов. Несложно приготовить водный раствор
томатного сока для постановки реакции СОЭ! Но как быть с отработкой
практических навыков, для реализации которых требуется цельная кровь,
ликвор?
Что
уж
говорить
о
нативных
препаратах
мочи
и
мокроты,
микроскопических препаратах отделяемого женских половых органов?
Конечно,
работа
с
биоматериалом,
отработка
определённых
практических навыков происходит в клинико-диагностических лабораториях
в процессе производственной практики. Однако, большая часть учебного
времени
(65-70%)
приходится
на
отработку
практических
навыков,
осуществляемых на базе учебных лабораторий колледжа.
К большому сожалению, имитационные технологии по специальности
Лабораторная диагностика представлены очень скромно. В основном речь
идёт
о
демонстрационных
препаратах,
стоимость
которых
достаточно
велика.
При
попытке
приобретения
наборов
демонстрационных
микропрепаратов мы столкнулись с тем, что формировать наборы с учётом
учебных целей (т.е. по нашей заявке) фирмы – поставщики не желают. В
стандартном же наборе, в который нельзя внести изменений, может быть
несколько
необходимых
препаратов,
а
остальные
–
непригодны
для
отработки
практических
навыков
по
специальности
Лабораторная
диагностика. Поэтому необходимо создать рабочую группу по разработке
банка
имитаций,
который
позволит
более
эффективно
на
базе
колледжа
отрабатывать
практические
навыки,
и
набора
СОПов
по
выполнению
практических
манипуляций
для
учебного
процесса
по
специальности
31.02.03 Лабораторная диагностика.