Напоминание

РОЛЬ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ


Авторы: Демченко Ольга Павловна, Корсунова Ольга Александровна
Должность: преподаватель микробиологии, преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОЛЬ

СТАНДАРТИЗОВАННЫХ

ОПЕРАЦИОННЫХ

ПРОЦЕДУР

В

ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ

ЛАБОРАТОРНОЙ

СЛУЖБЫ

СО

СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

О.П.Демченко, преподаватель микробиологии

О.А.Корсунова, преподаватель химии

С

2018-2019

учебного

года

выпускники

ГБПОУ

«Краснодарского

краевого

базового

медицинского

колледжа»

проходят

аккредитацию

по

специальности 31.02.03. Лабораторная диагностика, опытом подготовки к

которой мы и хотим поделиться.

Цель

проведения

аккредитации

подтверждение

соответствия

готовности

выпускников,

получивших

среднее

медицинское

или

фармацевтическое

образование,

к

осуществлению

профессиональной

деятельности.

В основу процедуры аккредитации положены требования Федеральных

государственных

образовательных

стандартов,

которые

представлены

совокупностью общих и профессиональных компетенций.

Регламентирующие

принципы

проведения

процедуры

аккредитации

направлены

на

обеспечение

высокой

объективности

(надёжности),

обоснованности

применения

(валидности)

и

сопоставимости

оценок

испытуемых.

То, с чем столкнулись учебные заведения – это сложности в подготовке

выпускников к прохождению второго этапа первичной аккредитации. Для

проведения первичной аккредитации была разработана модель, позволяющая

оптимально сочетать требования образовательных стандартов.

Одним

из

обязательных

условий

успешности

профессиональной

деятельно сти

выпускников

являет ся

о сво ение

ко м п е т е н ц и й ,

сформулированных

в

образовательном

стандарте.

Однако,

сегодня

при

подготовке

специалистов

этого

недостаточно.

Для

формирования

профессиональных компетенций необходим единый подход, основанный на

стандартизации

деятельности

лабораторий,

что

является

залогом

качественной работы лаборатории.

В основе процесса

стандартизации лежит разработка и внедрение

документально оформленных правил по всем основным и вспомогательным

процедурам – это стандартные операционные процедуры (СОПы). Иными

словами,

СОП

является

основным

документом,

регламентирующим

выполнение работы на местах в рамках определённого процесса.

Цель

СОП

предоставление

персоналу

однозначных,

простых

и

понятных инструкций, которые позволят ему безошибочно выполнять свою

работу. К основным разновидностям СОП относят: инструкции, алгоритмы,

блок-схемы, чек-листы.

Алгоритм

это

описание

последовательности

действий

для

достижения

определённого

результата,

представленных

в

виде

понятных

исполнителю команд.

Взяв

за

основу

правила

составления

СОП

и

совместив

их

с

требованиями ФГОС по специальности 31.02.03.Лабораторная диагностика,

коллективом преподавателей ЦК Лабораторная диагностика Краснодарского

краевого базового медицинского колледжа в 2018 году было разработано, а в

2019

году

дополнено

учётом

изменений,

внесённых

в

перечень

манипуляций

для

оценки

практических

навыков)

учебно-методическое

пособие.

В пособии в доступной и понятной форме представлены алгоритмы

в ы п о л н е н и я

п р а к т и ч е с к и х

м а н и п ул я ц и й ,

ко т о р ы е

д о л ж н ы

продемонстрировать выпускники на втором этапе аккредитации.

Алгоритм практического навыка включает:

1)

название манипуляции;

2)

назначение и фото прибора или оборудования, которое используется

для реализации практического навыка;

3)

пошаговую инструкцию;

4)

формулы,

примеры

расчёта,

если

для

выполнения

практического

навыка они необходимы;

5)

фото поля зрения объектива микроскопа для практических навыков,

отражающих ход микроскопического исследования.

В учебно-методическом пособии представлены алгоритмы выполнения

манипуляций, предложенные в качестве базовых для

оценки практических

навыков

в

симулированных

условиях

при

проведении

второго

этапа

первичной аккредитацииметодическим центром аккредитации Медицинского

Сеченовского Университета.

Представленные

в

пособии

алгоритмы

выполнения

практических

манипуляций

являются

попыткой

создания,

своего

рода

прообраза

стандартизованных операционных процедур, которые могут использоваться в

учебном

процессе,

что

будет

являться

залогом

качественной

подготовки

специалистов по лабораторной диагностике.

Таким образом, создание пособия было обусловлено необходимостью

регулярной

отработки

студентами

практических

манипуляций

с

целью

приобретения

умений

и

навыков,

необходимых

для

формирования

профессиональных компетенций.

Отработка практических манипуляций проходит как на базе колледжа

процессе

практических

занятий),

так

и

при

прохождении

учебной,

производственной,

преддипломной

практики

на

базе

клинико-

диагностических лабораторий лечебных учреждений.

Пособие может использоваться также для самостоятельной подготовки

студентов

к

дифференцированным

зачётам

(по

итогам

УП,

ПП,

ПДП),

различным профессиональным конкурсам.

Таким

образом,

формирование

у

студентов

навыков

работы

с

нормативной

документацией,

чёткое

и

безукоснительное

следование

инструкции является залогом качественной работы выпускника в будущем.

Перечень

литературы,

нормативной

документации,

список

сокращений

и

приложений представлены в конце пособия.

Учитывая, что местом проведения первичной аккредитации по Приказу

334

от

02.06.2016

«Об

утверждении

положения

об

аккредитации»

являются

образовательные

учреждения

или

научно-исследовательские

институты,

мы

хотели

бы

обратить

внимание

на

трудности,

которые

возникают как в процессе практической подготовки студентов на учебных

занятиях, так и на втором этапе первичной аккредитации выпускников. Это

практические манипуляции, выполнение которых

предусматривает прямое

использование биологического материала!

Несомненно, создать имитацию мочи несложно – приготовить водный

раствор мальтозы, что придаст ей характерный цвет,

добавить водный

раствор белка куриного яйца и биоматериал, который даст положительный

результат на белок и сахар готов. Несложно приготовить водный раствор

томатного сока для постановки реакции СОЭ! Но как быть с отработкой

практических навыков, для реализации которых требуется цельная кровь,

ликвор?

Что

уж

говорить

о

нативных

препаратах

мочи

и

мокроты,

микроскопических препаратах отделяемого женских половых органов?

Конечно,

работа

с

биоматериалом,

отработка

определённых

практических навыков происходит в клинико-диагностических лабораториях

в процессе производственной практики. Однако, большая часть учебного

времени

(65-70%)

приходится

на

отработку

практических

навыков,

осуществляемых на базе учебных лабораторий колледжа.

К большому сожалению, имитационные технологии по специальности

Лабораторная диагностика представлены очень скромно. В основном речь

идёт

о

демонстрационных

препаратах,

стоимость

которых

достаточно

велика.

При

попытке

приобретения

наборов

демонстрационных

микропрепаратов мы столкнулись с тем, что формировать наборы с учётом

учебных целей (т.е. по нашей заявке) фирмы – поставщики не желают. В

стандартном же наборе, в который нельзя внести изменений, может быть

несколько

необходимых

препаратов,

а

остальные

непригодны

для

отработки

практических

навыков

по

специальности

Лабораторная

диагностика. Поэтому необходимо создать рабочую группу по разработке

банка

имитаций,

который

позволит

более

эффективно

на

базе

колледжа

отрабатывать

практические

навыки,

и

набора

СОПов

по

выполнению

практических

манипуляций

для

учебного

процесса

по

специальности

31.02.03 Лабораторная диагностика.



В раздел образования