Автор: Шатунова Елена Александровна
Должность: методист, преподаватель русского языва и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Сусуманский профессиональный лицей"
Населённый пункт: г. Сусуман Магаданской области
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "У войны не женское лицо"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сусуманский профессиональный лицей»
Методическая разработка
открытого классного часа
Литературный журнал
«У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»
Разработала: методист,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей»
Шатунова Елена Александровна
г. Сусуман
2020 год
1
Пояснительная записка
Мероприятие
приурочено
к
празднованию
75
годовщины
Великой
Победы
советского
народа в Великой Отечественной войне.
Об этой страшной войне нашего народа с фашистской Германией написано много книг,
снято много кинофильмов. Однако о роли женщин в этой страшной войне говорится не так много,
как о подвиге солдата-мужчины. И если мужчины в основной своей массе уходили на фронт
защищать Родину, на женщину была возложена другая миссия: ей приходилось быть бойцом,
работать в тылу и в то же время оставаться матерью, сестрой, женой.
Молодое поколение знает о событиях Великой Отечественной войны не очень много. И
задача преподавателя состоит в том, чтобы эмоционально и образно рассказать им о фронтовом
прошлом нашей страны, вызвать у них интерес к своей истории, научить ребят противостоять
фальсификациям о роли нашего народа в Великой Отечественной войне, воспитывать стойкую
гражданскую позицию и патриотизм. С этой целью в мероприятии использовались прозаические,
поэтические произведения, песни о Великой Отечественной войне, военные фотографии.
В
историях,
рассказанных
во
время
классного
часа,
наиболее
ярко
проявлялись
человеческие качества русской женщины: беспредельные нежность и храбрость, духовная красота
и богатство, стойкость и мужество, желание быть вместе со своей страной в часы лихолетья.
Ценность знаний, полученных ребятами на этом занятии, заключается в сохранении памяти о
героическом прошлом нашего народа.
Методическая разработка может быть использована на уроках литературы, истории, при
проведении классных часов или других внеклассных мероприятий.
Тема: У войны не женское лицо.
Цели и задачи: увековечивание памяти о победе советского народа в Великой Отечественной
войне; расширение знаний студентов о героических страницах истории России;
ознакомление с некоторыми литературными и музыкальными произведениями о Великой
Отечественной войне; формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине
и гордости за свою страну; используя литературные произведения, в том числе и
произведения женщин-фронтовиков, показать роль и судьбу женщины на войне; воспитание
любви и уважения к женщине-матери, женщине-солдату, женщине-труженице; воспитание
уважения к традициям и культуре своего народа; воспитание активной гражданской
позиции.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, выставка художественных произведений
о Великой Отечественной войне; музыкальный диск «Д. Шостакович. Седьмая симфония»;
фонограммы, видеосюжеты; фотографии военных лет.
Литература:
1.
Алексиевич С.А. У войны не женское лицо: Повести. – Советский писатель, 1988.
2.
Друнина Ю.В. Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1989.
3.
Ресурсы сети «Интернет».
2
Моим бабушкам посвящается
Страница 1. Предисловие
Видеосюжет «Бог создал женщину» (Приложение 1)
Ведущий 1
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб детей родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
(Военные фотографии, на фоне которых ведется повествование (Приложение 2))
Ведущий 2
В памяти нашего народа навсегда останутся годы Великой Отечественной войны.
Наша
память о войне и все наши представления о войне – чаще всего мужские. Это и понятно: сражения,
битвы
и
ратные
подвиги
испокон
веков
считались
уделом
мужчин.
Но
давайте
сегодня
мы
посмотрим на войну другими глазами – женскими. И попробуем ответить на вопрос: у войны не
женское лицо?
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом.
Ведущий 1
За
годы Великой
Отечественной
войны в различных родах
войск
служили 800
тысяч
женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в
войне. Женщинам приходилось брать в руки оружие, стать солдатом. Она была не только сестрой
милосердия, она наравне с мужчинами шла на врага.
Вместе с мужчинами они шли в сражения,
они сеяли, стирали, вытаскивали солдат с поля боя, они ночами стояли у станков. Они были со
своим народом, чтобы одолеть врага. Они делали Великую Победу.
Ведущий 2
В год 75-летия Великой Победы, в канун Дня защитника Отечества и Международного
женского дня, мы посвящаем наше мероприятие женщинам Великой Отечественной войны.
Страница 2. Обзор книжной выставки
Ведущий 1
Великой Отечественной войне посвящено много песен. О ней писали и пишут стихи и
прозу.
Обратите внимание на нашу книжную выставку. Здесь представлена всего лишь малая
часть произведений разных авторов о Великой Отечественной войне. Остановимся на «женских
книгах».
Ведущий 2
Валентин Распутин. «Живи и помни». Книга опубликована в 1974 году. В центре повести –
трагическая судьба Настёны, молодой женщины из сибирской деревни Атамановки.
Ее муж, Андрей Гуськов, в 1941 году уходит на фронт. Летом 1944 года его тяжело ранят и
направляют в госпиталь в Новосибирск. Андрей уверен, что после выздоровления ему дадут
отпуск на несколько дней. Но его снова направляют на фронт. И чтобы хоть на день заехать к
родным, он из новосибирского госпиталя едет в Иркутск, однако через несколько дней понимает,
что не успевает и что он уже совершил дезертирство. Прячась от всех, он пробирается в родные
места. Его пропажа обнаружена, и в Атамановку уже приезжали из военкомата узнавать, не было
3
ли известий от Андрея. А в доме Гуськовых происходят странные события – начинают пропадать
вещи. А в марте 1945 года Настёна понимает, что беременна…
Ведущий 1
Борис Васильев. «А зори здесь тихие…» - повесть о судьбах пяти самоотверженных
девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. Повесть удостоена
государственной премии СССР.
Федот Васков – комендант 171-го разъезда в карельской глуши – назначен командиром
отделения девушек-зенитчиц. Одна из них замечает в лесу двух немецких диверсантов. Васков
понимает, что они планируют просочиться лесами к важным стратегическим объектам, решает их
перехватить. Он собирает группу из пяти зенитчиц и, чтобы опередить диверсантов, ведёт отряд
одному ему известной дорогой через топи к скалам Синюхиной гряды. Однако оказывается, что
вражеский отряд насчитывает 16 человек. Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя
Четвертак и Рита Осянина – девушки вступают в неравную схватку с врагом...
Ведущий 2
Виталий Закруткин. «Матерь человеческая».
Вышла
в
1969
году.
В
1971
автор
получил
за
нее
Государственных
премий
СССР,
Государственную премию РСФСР имени Горького, первую премию на конкурсе имени А. Фадеева.
События начинают разворачиваться в сентябре 1942 года. Повесть посвящена борьбе
Марии, чью семью — мужа и сына — повесили немцы после хутора. Обнаружив себя в кукурузе,
Мария сначала молит Бога о смерти. Односельчан фашисты угоняют в Германию, её знакомую
Саню
расстреливают.
Оставшись
в
хуторе
одна,
Мария
спасает
чужих
детей,
ухаживает
за
раненным немцем и готовится встретить освободителей. Она хоронит своих родных, умершего от
ран
немца,
а
потом
и
советского
бойца.
Женщина
занимается
хозяйством
и
уцелевшими
домашними животными…
Ведущий 1
Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо».
Документально-очерковая
книга
белорусской
писательницы, лауреата Нобелевской
премии
по
литературе 2015
года.
В
этой
книге
собраны
рассказы
женщин,
участвовавших
в Великой Отечественной войне. Название книги – начальные строки из романа белорусского
писателя Алеся Адамовича «Война под крышами». Книга была опубликована в 1985 году.
Страница 3. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо»
(Приложение 3)
Ведущий 2
Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в городе
Станислав
(Ивано-Франковск,
Украина).
Родители
работали
сельскими учителями. Война не обошла семью Светланы. Погиб на
фронте мамин отец, папина мама в партизанском отряде воевала,
умерла от тифа, из трех ее сыновей только отец Светланы вернулся с
фронта.
После
окончания
школы
Светлана
решила
стать
журналистом. Окончив университет, Алексиевич успевала работать в
районной газете и преподавала в школе.
Ведущий 1
В это же время стала писать рассказы и повести. Алексиевич
много работала, много ездила по стране, встречалась с людьми,
спрашивая себя, о чем должна быть ее новая книга? Решила – о
войне. Понимала, что много о войне рассказано с «мужского голоса». Хорошо, ёмко и грамотно.
Но это совсем другой мир, не женский. И она записала в своем дневнике: «Хочу написать историю
этой войны, женскую историю». В предисловии к книге «У войны не женское лицо» Алексиевич
4
писала:
«4
года
я
иду
обожженными
километрами
чужой
боли
и
памяти.
Записаны
сотни
воспоминаний женщин-фронтовичек». В 1983 году была написана книга «У войны не женское
лицо». Книга была опубликована в 1985 году. В её основу легли свыше 200 женских историй.
Вот некоторые из отрывков из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»:
Чтец 1 - «Перед боем» (Приложение 4)
Перед боем, в котором Любу Ясинскую убили, мы с ней сидели вечером, обнявшись,
разговаривали. Это был сорок третий год. Дивизия наша подошла к Днепру. Она мне вдруг
говорит: «Ты знаешь, я в этом бою погибну… Вот есть у меня какое-то предчувствие. Ходила к
старшине, просила дать новое белье, а он пожалел: «Ты же недавно получила». Пойдем утром
попросим вдвоем». Я ее успокаиваю: «Мы уже два года с тобой воюем, нас теперь пули боятся».
Но утром она меня все-таки уговорила пойти к старшине, выпросили мы у него пару
нового белья. И вот у нее эта новая рубашка нижняя. Белоснежная, тут с завязочками такая…
Она вся была залита кровью… Вот это сочетание белого с красным, с алой кровью, – до сего
времени у меня в памяти. Она себе так это и представляла…
Мы несли ее вчетвером на плащ-палатке, она такая тяжелая сделалась. Положили всех
ребят, у нас в том бою много людей погибло, а Любу сверху. До меня никак не доходило, что ее
уже нет, что она мертвая. Думаю, хоть что-нибудь возьму у нее на память. А у нее на руке было
колечко, какое оно, золотое или простое, – не знаю. Я его взяла. Хотя ребята мне говорили: не
смей, мол, брать, плохая примета. И вот когда уже прощаться, каждый по обычаю бросает
горсть земли, я тоже бросила, и это колечко у меня слетело туда же, в могилу… К Любе… И я
тогда вспомнила, что она очень любила это колечко… У них в семье отец всю войну прошел,
живой вернулся. И брат с войны пришел. Мужчины вернулись… А Люба погибла…
Шура Киселева, она была у нас самая красивая, сгорела. Она прятала тяжелораненых в
скирдах соломы, начался обстрел, солома загорелась. Шура могла сама спастись, но для этого
надо было бросить раненых – из них никто не мог двигаться… Раненые сгорели… И Шура вместе
с ними…
Только недавно узнала я подробности гибели Тони Бобковой. Она заслонила от осколка
мины любимого человека. Осколки летят – это какие-то доли секунды… Как она успела? Она
спасла лейтенанта Петю Бойчевского, она его любила. И он остался жить.
Чтец 2 - «Винтовка» (Приложение 5)
Какая я была в детстве? На спор прыгала со второго этажа школы. Любила футбол, всегда
вратарем у мальчишек была. Когда началась финская война, без конца убегала на финскую войну.
А в сорок первом как раз окончила семь классов и успела отдать документы в техникум. Тетя
плачет: «Война!», а я обрадовалась, что пойду на фронт, смогу проявить себя. Откуда я знала,
что такое кровь?
Когда формировалась первая гвардейская дивизия народного ополчения, нас, несколько
девчонок, взяли в медсанбат.
Позвонила тете:
– Ухожу на фронт.
На другом конце провода мне ответили:
– Марш домой! Обед уже простыл.
Я повесила трубку.
Потом мне ее было жалко. Потом началась блокада, а она осталась одна. Старенькая.
Помню, отпустили меня в город. Прежде чем пойти к тете, я зашла в магазин. До войны
страшно любила конфеты. Говорю:
– Дайте мне конфет.
Продавщица смотрит на меня, как на сумасшедшую. Я не понимала: что такое
карточки, что такое блокада? И тогда все люди в очереди повернулись ко мне, а у меня винтовка
больше, чем я. Когда нам их выдали, я посмотрела и думаю: «Когда я дорасту до этой
винтовки?»
И все вдруг стали просить, вся очередь:
5
– Дайте ей конфет. Вырежьте у нас талоны.
И мне дали».
Страница 4. Анна Ахматова (Приложение 6)
Ведущий 2
Поэт
Серебряного
века,
переводчица
и
литературовед,
одна
из
наиболее
значимых
фигур русской
литературы X X
в е к а .
Б ы л а
номинирована
на Н о б е л е в с к у ю
п р е м и ю
п о
литературе (1965 и 1966).
Родилась
11
июня
(23
июня)
1889
года
в
Одессе.
С
20-х
годов
она
уже
была
признанным
классиком, одной из тех, с кем связан Серебряный век
русской
поэзии.
Уже
позади
многие
трагические
моменты её судьбы: муж Н.С. Гумилёв расстрелян в
1921 году; единственный сын Лев Гумилёв арестован
ненадолго в 1935 году, потом осуждён на 5 лет — в
1938-м. Уже сделаны первые наброски поэмы «Реквием.
Война застала Ахматову в Ленинграде.
(Звучит Седьмая симфония Шостаковича «Ленинградская» (Приложение 7))
Ведущий 1
В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. С началом войны
она стала одной из немногих женщин-бойцов пожарной команды, выполняя мужскую работу
наравне с другими жителями города.
Ведущий 2
Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с
противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она
шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища...» Тогда же, в сентябре 1941
года,
когда
Ленинград
постоянно
бомбили,
Ахматова
выступала
на
радио
«как
истинная
и
отважная дочь России и Ленинграда».
Ведущий 1
В октябре больную Ахматову эвакуировали из осаждённого города, но она не перестаёт
писать. Её стихи читали на Ленинградском радио. В июле 1941 в эфире прозвучала «Клятва» —
одно из самых известных её стихотворений военных лет.
Чтец 1 (Приложение 8)
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Ведущий 2
В годы войны героем ахматовской лирики становится Ленинград, трагедию которого она
переживает как глубоко личную. В сентябре 1941 года по радио звучал голос А. Ахматовой: «Вот
уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжелые раны. Городу
Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда
враг грозит смертью и позором». Ахматова говорила о непоколебимой вере в то, что город никогда
6
не будет фашистским, говорила о ленинградских женщинах и о соборности - чувстве единения со
всей землей русской. 8 марта 1942 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение Анны
Ахматовой «Мужество».
Чтец 2 (Приложение 9)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Страница 5. Юлия Друнина (Приложение 10)
Ведущий 1
Поэт
Лев
Орлов
писал:
«В
конце
войны
я
получил… две тетради, сплошь заполненные стихами.
Мне сказали, что автор – санинструктор, на фронте
была ранена… Перечитав стихи, я выделил особо три
миниатюры.
Вот,
Юля,
главные
стихи.
Стихи
–
магниты. К ним потом присоединятся многие другие.
Держитесь за эти три стихотворения. Строительный
материал надолго. Это ворота в ваш мир».
Ведущий 2
Речь идёт о поэтессе, фронтовичке, Женщине с большой буквы – Юлии Друниной,
лауреате премии имени М. Горького за книгу стихов «Не бывает любви несчастливой».
Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Училась в московской школе № 131,
где преподавал историю её отец. В 11 лет начала писать стихи.
«Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет разбит, больше
всего боялась, что это произойдет без моего участия - всеми силами я хотела и старалась попасть
на фронт. Всеми силами! Хотя были конфликты с отцом, и со всеми остальными», - вспоминала Ю.
Друнина.
Ведущий 1
Прибавив
себе
год,
шестнадцатилетняя
Юлия
Друнина
записалась
в
добровольную
санитарную дружину, работала санитаркой в главном госпитале. Окончила курсы медсестёр и
Школу младших авиационных специалистов. Получила направление в санитарное управление 2-го
Белорусского
фронта.
По
прибытии
на
фронт
Юлия
Друнина
получила
назначение
в
667-й
стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии.
Чтец 1 (Приложение 11)
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
7
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Ведущий 2
В 1943 году Друнина была тяжело ранена – осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял
всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто
замотала шею бинтами и продолжала спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо.
Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. Затем воевала в составе 3-
го Прибалтийского фронта в Псковской области и Прибалтике. В одном из боёв была контужена и
признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской
службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».
Окончила Литературный институт в Москве.
Ведущий 1
В
1967
году
Друнина
побывала
в Германии,
в Западном
Берлине.
Во
время
поездки
по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой
жестокой войне?». Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой
женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».
Ведущий 2
В одном полку с Юлией Друниной воевала санинструктор Зинаида Самсонова, которой
посвящено стихотворение «Зинка».
Чтец 1 (Приложение 12).
Мы легли у разбитой если.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
-Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
II
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Старой кажется: каждый кустик
8
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я-против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
III
-Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье.
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Страница 6. Женщины в тылу
Ведущий 1
Большим
испытанием
явилась
война
для
женщин
нашей
страны,
которые
не
только
перенесли горечь утраты, родных и близких, но и прошли все тяготы и невзгоды фронтовой жизни.
Женщины, работавшие в тылу страны, вынесли на своих плечах основную тяжесть туда на
производстве и сельском хозяйстве.
Ведущий 2
Тыл – это второй фронт. Более половины всех рабочих на предприятиях были женщины.
75 процентов всех женщин работали на селе. Они работали под девизом: «Все для фронта – все
для победы!» В начале войны все предприятия, которые могли оказаться в зоне оккупации, спешно
были эвакуированы на восток страны: на Урал и в Сибирь. Были эвакуированы сотни различных
предприятий: заводы, фабрики, детские дома. Заводы организовывались на базе мастерских и
старых заводов, станки стояли под снегом без крыш и отопления, а на них уже работали по 12-14
часов, в основном, женщины. Был налажен выпуск мин, снарядов, патронов, самолетов.
(Звучит песня «Огонек» на слова М. Исаковского (Приложение 13))
На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
9
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.
Парня встретила дружная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
«Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонек?»
И подруга далекая
Парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья
Никогда не умрет.
Все, что было загадано,
Все исполнится в срок, —
Не погаснет без времени
Золотой огонек.
И становится радостно
На душе у бойца
От такого хорошего,
От ее письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьет паренек
За советскую Родину,
За родной огонек.
Ведущий 1
Из воспоминаний одной из тружениц тыла.
Мне было 14 лет, когда я начала работать на заводе. Нас нигде не учили. Просто показали,
что нужно делать. Мы проклеивали самолет изнутри специальным клеем, на который садилась
материя. Едкий клей разъедал перчатки, да в них и неудобно было, и мы работали голыми руками,
кожа свисала клочками. За смену делали по 12 машин. Силы давало сознание: победа зависит и от
меня лично! Однажды я уснула во время смены, и это едва не стоило мне жизни. Тогда у людей
было два главных желания – спать и есть. И если к голоду люди как-то притерпелись, то побороть
сон порой было невозможно. Так и я заснула и упала в фюзеляж, а когда его стали поднимать,
выпала прямо на цементный пол и чуть не разбилась.
Ведущий 2
На селе женщины учились управлять тракторами. Постоянно недосыпали, у них мерзли
руки, стыли ноги, но они знали, что это все для победы. Весь день работали в поле, а ночью возили
зерно на ток. А потом еще приходилось ремонтировать трактора. Везде успевали. А ведь была дети
и домашняя работа.
Ведущий 1
В
госпиталях
женщины
мыли,
убирали,
стирали,
помогали
раненым
писать
письма.
Вязали перчатки, шарфы, варежки, носки собирали посылки на фронт. Донорами тоже были
женщины.
Чтец 2
Владимир Абросимов. «Хватило б только сил»
10
Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать.
— Хватило б только сил, терпения, —
чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь неполных.
Внося сибирскую метель
в избу,
она валилась, помню,
едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
она шептала, как вчера:
— Успеть бы отдохнуть мне за ночь, —
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным, сердце приказало
в тылу
Отечество
спасать.
Страница 7. Послесловие
Ведущий 1
Героический труд не раз отмечался высокими наградами.
За успехи в народном хозяйстве
и культуре, за трудовые и боевые подвиги, проявленные в годы войны, свыше 250 тысяч женщин
награждены орденами и медалями, 86 их них удостоены звания Героя Советского Союза. Свыше
130 женщин стали лауреатами Государственной премии СССР, многие удостоены звания Героя
Социалистического Труда.
(Звучит песня «У войны не женское лицо» (Приложение 14))
11