Напоминание

"У войны не женское лицо"


Автор: Шатунова Елена Александровна
Должность: методист, преподаватель русского языва и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Сусуманский профессиональный лицей"
Населённый пункт: г. Сусуман Магаданской области
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "У войны не женское лицо"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сусуманский профессиональный лицей»

Методическая разработка

открытого классного часа

Литературный журнал

«У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

Разработала: методист,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей»

Шатунова Елена Александровна

г. Сусуман

2020 год

1

Пояснительная записка

Мероприятие

приурочено

к

празднованию

75

годовщины

Великой

Победы

советского

народа в Великой Отечественной войне.

Об этой страшной войне нашего народа с фашистской Германией написано много книг,

снято много кинофильмов. Однако о роли женщин в этой страшной войне говорится не так много,

как о подвиге солдата-мужчины. И если мужчины в основной своей массе уходили на фронт

защищать Родину, на женщину была возложена другая миссия: ей приходилось быть бойцом,

работать в тылу и в то же время оставаться матерью, сестрой, женой.

Молодое поколение знает о событиях Великой Отечественной войны не очень много. И

задача преподавателя состоит в том, чтобы эмоционально и образно рассказать им о фронтовом

прошлом нашей страны, вызвать у них интерес к своей истории, научить ребят противостоять

фальсификациям о роли нашего народа в Великой Отечественной войне, воспитывать стойкую

гражданскую позицию и патриотизм. С этой целью в мероприятии использовались прозаические,

поэтические произведения, песни о Великой Отечественной войне, военные фотографии.

В

историях,

рассказанных

во

время

классного

часа,

наиболее

ярко

проявлялись

человеческие качества русской женщины: беспредельные нежность и храбрость, духовная красота

и богатство, стойкость и мужество, желание быть вместе со своей страной в часы лихолетья.

Ценность знаний, полученных ребятами на этом занятии, заключается в сохранении памяти о

героическом прошлом нашего народа.

Методическая разработка может быть использована на уроках литературы, истории, при

проведении классных часов или других внеклассных мероприятий.

Тема: У войны не женское лицо.

Цели и задачи: увековечивание памяти о победе советского народа в Великой Отечественной

войне; расширение знаний студентов о героических страницах истории России;

ознакомление с некоторыми литературными и музыкальными произведениями о Великой

Отечественной войне; формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине

и гордости за свою страну; используя литературные произведения, в том числе и

произведения женщин-фронтовиков, показать роль и судьбу женщины на войне; воспитание

любви и уважения к женщине-матери, женщине-солдату, женщине-труженице; воспитание

уважения к традициям и культуре своего народа; воспитание активной гражданской

позиции.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, выставка художественных произведений

о Великой Отечественной войне; музыкальный диск «Д. Шостакович. Седьмая симфония»;

фонограммы, видеосюжеты; фотографии военных лет.

Литература:

1.

Алексиевич С.А. У войны не женское лицо: Повести. – Советский писатель, 1988.

2.

Друнина Ю.В. Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1989.

3.

Ресурсы сети «Интернет».

2

Моим бабушкам посвящается

Страница 1. Предисловие

Видеосюжет «Бог создал женщину» (Приложение 1)

Ведущий 1

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина, чтоб детей родить.

В мир приходит женщина, чтоб цветком цвести.

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

(Военные фотографии, на фоне которых ведется повествование (Приложение 2))

Ведущий 2

В памяти нашего народа навсегда останутся годы Великой Отечественной войны.

Наша

память о войне и все наши представления о войне – чаще всего мужские. Это и понятно: сражения,

битвы

и

ратные

подвиги

испокон

веков

считались

уделом

мужчин.

Но

давайте

сегодня

мы

посмотрим на войну другими глазами – женскими. И попробуем ответить на вопрос: у войны не

женское лицо?

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом.

Ведущий 1

За

годы Великой

Отечественной

войны в различных родах

войск

служили 800

тысяч

женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в

войне. Женщинам приходилось брать в руки оружие, стать солдатом. Она была не только сестрой

милосердия, она наравне с мужчинами шла на врага.

Вместе с мужчинами они шли в сражения,

они сеяли, стирали, вытаскивали солдат с поля боя, они ночами стояли у станков. Они были со

своим народом, чтобы одолеть врага. Они делали Великую Победу.

Ведущий 2

В год 75-летия Великой Победы, в канун Дня защитника Отечества и Международного

женского дня, мы посвящаем наше мероприятие женщинам Великой Отечественной войны.

Страница 2. Обзор книжной выставки

Ведущий 1

Великой Отечественной войне посвящено много песен. О ней писали и пишут стихи и

прозу.

Обратите внимание на нашу книжную выставку. Здесь представлена всего лишь малая

часть произведений разных авторов о Великой Отечественной войне. Остановимся на «женских

книгах».

Ведущий 2

Валентин Распутин. «Живи и помни». Книга опубликована в 1974 году. В центре повести –

трагическая судьба Настёны, молодой женщины из сибирской деревни Атамановки.

Ее муж, Андрей Гуськов, в 1941 году уходит на фронт. Летом 1944 года его тяжело ранят и

направляют в госпиталь в Новосибирск. Андрей уверен, что после выздоровления ему дадут

отпуск на несколько дней. Но его снова направляют на фронт. И чтобы хоть на день заехать к

родным, он из новосибирского госпиталя едет в Иркутск, однако через несколько дней понимает,

что не успевает и что он уже совершил дезертирство. Прячась от всех, он пробирается в родные

места. Его пропажа обнаружена, и в Атамановку уже приезжали из военкомата узнавать, не было

3

ли известий от Андрея. А в доме Гуськовых происходят странные события – начинают пропадать

вещи. А в марте 1945 года Настёна понимает, что беременна…

Ведущий 1

Борис Васильев. «А зори здесь тихие…» - повесть о судьбах пяти самоотверженных

девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. Повесть удостоена

государственной премии СССР.

Федот Васков – комендант 171-го разъезда в карельской глуши – назначен командиром

отделения девушек-зенитчиц. Одна из них замечает в лесу двух немецких диверсантов. Васков

понимает, что они планируют просочиться лесами к важным стратегическим объектам, решает их

перехватить. Он собирает группу из пяти зенитчиц и, чтобы опередить диверсантов, ведёт отряд

одному ему известной дорогой через топи к скалам Синюхиной гряды. Однако оказывается, что

вражеский отряд насчитывает 16 человек. Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя

Четвертак и Рита Осянина – девушки вступают в неравную схватку с врагом...

Ведущий 2

Виталий Закруткин. «Матерь человеческая».

Вышла

в

1969

году.

В

1971

автор

получил

за

нее

Государственных

премий

СССР,

Государственную премию РСФСР имени Горького, первую премию на конкурсе имени А. Фадеева.

События начинают разворачиваться в сентябре 1942 года. Повесть посвящена борьбе

Марии, чью семью — мужа и сына — повесили немцы после хутора. Обнаружив себя в кукурузе,

Мария сначала молит Бога о смерти. Односельчан фашисты угоняют в Германию, её знакомую

Саню

расстреливают.

Оставшись

в

хуторе

одна,

Мария

спасает

чужих

детей,

ухаживает

за

раненным немцем и готовится встретить освободителей. Она хоронит своих родных, умершего от

ран

немца,

а

потом

и

советского

бойца.

Женщина

занимается

хозяйством

и

уцелевшими

домашними животными…

Ведущий 1

Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо».

Документально-очерковая

книга

белорусской

писательницы, лауреата Нобелевской

премии

по

литературе 2015

года.

В

этой

книге

собраны

рассказы

женщин,

участвовавших

в Великой Отечественной войне. Название книги – начальные строки из романа белорусского

писателя Алеся Адамовича «Война под крышами». Книга была опубликована в 1985 году.

Страница 3. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо»

(Приложение 3)

Ведущий 2

Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в городе

Станислав

(Ивано-Франковск,

Украина).

Родители

работали

сельскими учителями. Война не обошла семью Светланы. Погиб на

фронте мамин отец, папина мама в партизанском отряде воевала,

умерла от тифа, из трех ее сыновей только отец Светланы вернулся с

фронта.

После

окончания

школы

Светлана

решила

стать

журналистом. Окончив университет, Алексиевич успевала работать в

районной газете и преподавала в школе.

Ведущий 1

В это же время стала писать рассказы и повести. Алексиевич

много работала, много ездила по стране, встречалась с людьми,

спрашивая себя, о чем должна быть ее новая книга? Решила – о

войне. Понимала, что много о войне рассказано с «мужского голоса». Хорошо, ёмко и грамотно.

Но это совсем другой мир, не женский. И она записала в своем дневнике: «Хочу написать историю

этой войны, женскую историю». В предисловии к книге «У войны не женское лицо» Алексиевич

4

писала:

«4

года

я

иду

обожженными

километрами

чужой

боли

и

памяти.

Записаны

сотни

воспоминаний женщин-фронтовичек». В 1983 году была написана книга «У войны не женское

лицо». Книга была опубликована в 1985 году. В её основу легли свыше 200 женских историй.

Вот некоторые из отрывков из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»:

Чтец 1 - «Перед боем» (Приложение 4)

Перед боем, в котором Любу Ясинскую убили, мы с ней сидели вечером, обнявшись,

разговаривали. Это был сорок третий год. Дивизия наша подошла к Днепру. Она мне вдруг

говорит: «Ты знаешь, я в этом бою погибну… Вот есть у меня какое-то предчувствие. Ходила к

старшине, просила дать новое белье, а он пожалел: «Ты же недавно получила». Пойдем утром

попросим вдвоем». Я ее успокаиваю: «Мы уже два года с тобой воюем, нас теперь пули боятся».

Но утром она меня все-таки уговорила пойти к старшине, выпросили мы у него пару

нового белья. И вот у нее эта новая рубашка нижняя. Белоснежная, тут с завязочками такая…

Она вся была залита кровью… Вот это сочетание белого с красным, с алой кровью, – до сего

времени у меня в памяти. Она себе так это и представляла…

Мы несли ее вчетвером на плащ-палатке, она такая тяжелая сделалась. Положили всех

ребят, у нас в том бою много людей погибло, а Любу сверху. До меня никак не доходило, что ее

уже нет, что она мертвая. Думаю, хоть что-нибудь возьму у нее на память. А у нее на руке было

колечко, какое оно, золотое или простое, – не знаю. Я его взяла. Хотя ребята мне говорили: не

смей, мол, брать, плохая примета. И вот когда уже прощаться, каждый по обычаю бросает

горсть земли, я тоже бросила, и это колечко у меня слетело туда же, в могилу… К Любе… И я

тогда вспомнила, что она очень любила это колечко… У них в семье отец всю войну прошел,

живой вернулся. И брат с войны пришел. Мужчины вернулись… А Люба погибла…

Шура Киселева, она была у нас самая красивая, сгорела. Она прятала тяжелораненых в

скирдах соломы, начался обстрел, солома загорелась. Шура могла сама спастись, но для этого

надо было бросить раненых – из них никто не мог двигаться… Раненые сгорели… И Шура вместе

с ними…

Только недавно узнала я подробности гибели Тони Бобковой. Она заслонила от осколка

мины любимого человека. Осколки летят – это какие-то доли секунды… Как она успела? Она

спасла лейтенанта Петю Бойчевского, она его любила. И он остался жить.

Чтец 2 - «Винтовка» (Приложение 5)

Какая я была в детстве? На спор прыгала со второго этажа школы. Любила футбол, всегда

вратарем у мальчишек была. Когда началась финская война, без конца убегала на финскую войну.

А в сорок первом как раз окончила семь классов и успела отдать документы в техникум. Тетя

плачет: «Война!», а я обрадовалась, что пойду на фронт, смогу проявить себя. Откуда я знала,

что такое кровь?

Когда формировалась первая гвардейская дивизия народного ополчения, нас, несколько

девчонок, взяли в медсанбат.

Позвонила тете:

– Ухожу на фронт.

На другом конце провода мне ответили:

– Марш домой! Обед уже простыл.

Я повесила трубку.

Потом мне ее было жалко. Потом началась блокада, а она осталась одна. Старенькая.

Помню, отпустили меня в город. Прежде чем пойти к тете, я зашла в магазин. До войны

страшно любила конфеты. Говорю:

– Дайте мне конфет.

Продавщица смотрит на меня, как на сумасшедшую. Я не понимала: что такое

карточки, что такое блокада? И тогда все люди в очереди повернулись ко мне, а у меня винтовка

больше, чем я. Когда нам их выдали, я посмотрела и думаю: «Когда я дорасту до этой

винтовки?»

И все вдруг стали просить, вся очередь:

5

– Дайте ей конфет. Вырежьте у нас талоны.

И мне дали».

Страница 4. Анна Ахматова (Приложение 6)

Ведущий 2

Поэт

Серебряного

века,

переводчица

и

литературовед,

одна

из

наиболее

значимых

фигур русской

литературы X X

в е к а .

Б ы л а

номинирована

на Н о б е л е в с к у ю

п р е м и ю

п о

литературе (1965 и 1966).

Родилась

11

июня

(23

июня)

1889

года

в

Одессе.

С

20-х

годов

она

уже

была

признанным

классиком, одной из тех, с кем связан Серебряный век

русской

поэзии.

Уже

позади

многие

трагические

моменты её судьбы: муж Н.С. Гумилёв расстрелян в

1921 году; единственный сын Лев Гумилёв арестован

ненадолго в 1935 году, потом осуждён на 5 лет — в

1938-м. Уже сделаны первые наброски поэмы «Реквием.

Война застала Ахматову в Ленинграде.

(Звучит Седьмая симфония Шостаковича «Ленинградская» (Приложение 7))

Ведущий 1

В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. С началом войны

она стала одной из немногих женщин-бойцов пожарной команды, выполняя мужскую работу

наравне с другими жителями города.

Ведущий 2

Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с

противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она

шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища...» Тогда же, в сентябре 1941

года,

когда

Ленинград

постоянно

бомбили,

Ахматова

выступала

на

радио

«как

истинная

и

отважная дочь России и Ленинграда».

Ведущий 1

В октябре больную Ахматову эвакуировали из осаждённого города, но она не перестаёт

писать. Её стихи читали на Ленинградском радио. В июле 1941 в эфире прозвучала «Клятва» —

одно из самых известных её стихотворений военных лет.

Чтец 1 (Приложение 8)

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Ведущий 2

В годы войны героем ахматовской лирики становится Ленинград, трагедию которого она

переживает как глубоко личную. В сентябре 1941 года по радио звучал голос А. Ахматовой: «Вот

уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжелые раны. Городу

Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда

враг грозит смертью и позором». Ахматова говорила о непоколебимой вере в то, что город никогда

6

не будет фашистским, говорила о ленинградских женщинах и о соборности - чувстве единения со

всей землей русской. 8 марта 1942 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение Анны

Ахматовой «Мужество».

Чтец 2 (Приложение 9)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Страница 5. Юлия Друнина (Приложение 10)

Ведущий 1

Поэт

Лев

Орлов

писал:

«В

конце

войны

я

получил… две тетради, сплошь заполненные стихами.

Мне сказали, что автор – санинструктор, на фронте

была ранена… Перечитав стихи, я выделил особо три

миниатюры.

Вот,

Юля,

главные

стихи.

Стихи

магниты. К ним потом присоединятся многие другие.

Держитесь за эти три стихотворения. Строительный

материал надолго. Это ворота в ваш мир».

Ведущий 2

Речь идёт о поэтессе, фронтовичке, Женщине с большой буквы – Юлии Друниной,

лауреате премии имени М. Горького за книгу стихов «Не бывает любви несчастливой».

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Училась в московской школе № 131,

где преподавал историю её отец. В 11 лет начала писать стихи.

«Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет разбит, больше

всего боялась, что это произойдет без моего участия - всеми силами я хотела и старалась попасть

на фронт. Всеми силами! Хотя были конфликты с отцом, и со всеми остальными», - вспоминала Ю.

Друнина.

Ведущий 1

Прибавив

себе

год,

шестнадцатилетняя

Юлия

Друнина

записалась

в

добровольную

санитарную дружину, работала санитаркой в главном госпитале. Окончила курсы медсестёр и

Школу младших авиационных специалистов. Получила направление в санитарное управление 2-го

Белорусского

фронта.

По

прибытии

на

фронт

Юлия

Друнина

получила

назначение

в

667-й

стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии.

Чтец 1 (Приложение 11)

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

7

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Ведущий 2

В 1943 году Друнина была тяжело ранена – осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял

всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто

замотала шею бинтами и продолжала спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо.

Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. Затем воевала в составе 3-

го Прибалтийского фронта в Псковской области и Прибалтике. В одном из боёв была контужена и

признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской

службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

Окончила Литературный институт в Москве.

Ведущий 1

В

1967

году

Друнина

побывала

в Германии,

в Западном

Берлине.

Во

время

поездки

по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой

жестокой войне?». Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой

женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

Ведущий 2

В одном полку с Юлией Друниной воевала санинструктор Зинаида Самсонова, которой

посвящено стихотворение «Зинка».

Чтец 1 (Приложение 12).

Мы легли у разбитой если.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

-Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

II

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Старой кажется: каждый кустик

8

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я-против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав…

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

III

-Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье.

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

Страница 6. Женщины в тылу

Ведущий 1

Большим

испытанием

явилась

война

для

женщин

нашей

страны,

которые

не

только

перенесли горечь утраты, родных и близких, но и прошли все тяготы и невзгоды фронтовой жизни.

Женщины, работавшие в тылу страны, вынесли на своих плечах основную тяжесть туда на

производстве и сельском хозяйстве.

Ведущий 2

Тыл – это второй фронт. Более половины всех рабочих на предприятиях были женщины.

75 процентов всех женщин работали на селе. Они работали под девизом: «Все для фронта – все

для победы!» В начале войны все предприятия, которые могли оказаться в зоне оккупации, спешно

были эвакуированы на восток страны: на Урал и в Сибирь. Были эвакуированы сотни различных

предприятий: заводы, фабрики, детские дома. Заводы организовывались на базе мастерских и

старых заводов, станки стояли под снегом без крыш и отопления, а на них уже работали по 12-14

часов, в основном, женщины. Был налажен выпуск мин, снарядов, патронов, самолетов.

(Звучит песня «Огонек» на слова М. Исаковского (Приложение 13))

На позиции девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

9

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек.

Парня встретила дружная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

«Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонек?»

И подруга далекая

Парню весточку шлет,

Что любовь ее девичья

Никогда не умрет.

Все, что было загадано,

Все исполнится в срок, —

Не погаснет без времени

Золотой огонек.

И становится радостно

На душе у бойца

От такого хорошего,

От ее письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьет паренек

За советскую Родину,

За родной огонек.

Ведущий 1

Из воспоминаний одной из тружениц тыла.

Мне было 14 лет, когда я начала работать на заводе. Нас нигде не учили. Просто показали,

что нужно делать. Мы проклеивали самолет изнутри специальным клеем, на который садилась

материя. Едкий клей разъедал перчатки, да в них и неудобно было, и мы работали голыми руками,

кожа свисала клочками. За смену делали по 12 машин. Силы давало сознание: победа зависит и от

меня лично! Однажды я уснула во время смены, и это едва не стоило мне жизни. Тогда у людей

было два главных желания – спать и есть. И если к голоду люди как-то притерпелись, то побороть

сон порой было невозможно. Так и я заснула и упала в фюзеляж, а когда его стали поднимать,

выпала прямо на цементный пол и чуть не разбилась.

Ведущий 2

На селе женщины учились управлять тракторами. Постоянно недосыпали, у них мерзли

руки, стыли ноги, но они знали, что это все для победы. Весь день работали в поле, а ночью возили

зерно на ток. А потом еще приходилось ремонтировать трактора. Везде успевали. А ведь была дети

и домашняя работа.

Ведущий 1

В

госпиталях

женщины

мыли,

убирали,

стирали,

помогали

раненым

писать

письма.

Вязали перчатки, шарфы, варежки, носки собирали посылки на фронт. Донорами тоже были

женщины.

Чтец 2

Владимир Абросимов. «Хватило б только сил»

10

Да, были, как века, мгновения.

Об этом тяжко вспоминать.

— Хватило б только сил, терпения, —

чуть слышно повторяла мать.

Когда заря еще дремала

и крепко спали петухи,

она, ослабшая, вставала

на ошалелые гудки.

Ей было двадцать семь неполных.

Внося сибирскую метель

в избу,

она валилась, помню,

едва раздевшись, на постель.

Уставши за день несказанно,

она шептала, как вчера:

— Успеть бы отдохнуть мне за ночь, —

и затихала до утра.

Мне только после ясно стало:

им, женщинам, таким, как мать,

упорным, сердце приказало

в тылу

Отечество

спасать.

Страница 7. Послесловие

Ведущий 1

Героический труд не раз отмечался высокими наградами.

За успехи в народном хозяйстве

и культуре, за трудовые и боевые подвиги, проявленные в годы войны, свыше 250 тысяч женщин

награждены орденами и медалями, 86 их них удостоены звания Героя Советского Союза. Свыше

130 женщин стали лауреатами Государственной премии СССР, многие удостоены звания Героя

Социалистического Труда.

(Звучит песня «У войны не женское лицо» (Приложение 14))

11



В раздел образования