Автор: Дехерт Константин Васильевич
Должность: Инженер 2 категории сектора информационных систем и дистанционного образования
Учебное заведение: "Филиал Корпоративный институт ООО "Газпром трансгаз Томск"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: "Структура радиосвязи на предприятии"
Раздел: среднее профессиональное
План
-
конспект урока
Название учебной дисциплины Специальная технология
Профессия Электромонтер станционного оборудования телефонной связи
Тема урока Структура радиосвязи на предприятии
Цель урока, его воспитательная и развивающая задачи
к концу урока обучающиеся будут знать правила построения сети радиосвязи на предприятии
,
уметь
читать
схемы построения сетей радиосвязи;
в ходе урока способствовать развитию применения знаний в области радиосвязи при построении технологических
сетей связи, внимания, памяти;
в ходе
урока содействовать воспитанию креативного стиля мышления
Тип учебного занятия: Комбинированный
№
Этапы урока
Цели каждого этапа
Действия
Средства
Результат
преподавателя
обучающихся
1.
Организационный
Создание деловой
атмосферы и
благоприятной обстановки
предстоящего учебного
занятия
Приветствует
обучающихся
Проверяет состав
группы, готовность к
уроку
Сообщает тему урока
«Структура радиосвязи на
предприятии»
Приветствуют
преподавателя
Сообщают о своем
присутствии, готовятся
к занятию
Записывают тему
урока
Компьютер
Проектор
Обучающиеся
включены в учебную
деятельность
Создана деловая
атмосфера,
благоприятная
обстановка учебного
занятия
2.
Постановка цели
и задач урока.
Мотивация
учебной
деятельности
обучающихся
Постановка целей и
задач урока
Определение
значимости и
ответственности в
профессиональной
деятельности
Формирование
представления о том, что
слушатели узнают, чему
научатся на занятии
Озвучивает цели и
задачи урока
Знакомит с системой
оценивания
Объясняет о важности
и значимости изучаемого
материала для
профессиональной
деятельности
обучающихся
Объясняет о
Слушают
объяснения
преподавателя
Принимают участие
в диалоге: дополняют,
задают вопросы,
отвечают на
поставленные вопросы
Конспектируют
Компьютер
Проектор
Оценочный
лист
Цели, задачи урока
доведены
Сформирована
потребность в
изучении учебного
материала
Обучающиеся
мотивированы в
учебной деятельности
№
Этапы урока
Цели каждого этапа
Действия
Средства
Результат
преподавателя
обучающихся
требованиях к знаниям по
профессии
3.
Актуализация
знаний
Выявление
необходимых знаний и
элементарных сведений
Выявление уровня
знаний слушателей
Выявление недостатка
знаний
Объясняет о
необходимых знаниях
физических процессов,
применимого
оборудования на
производстве
Задает вопросы
обучающимся
(фронтальная работа) для
выяснения объема знаний
у обучающихся, просит
пояснить детали схемы
технологической связи
Слушают
объяснения
преподавателя
Вспоминают и
поясняют обозначения
в схемах
технологических сетей
связи
Компьютер
Проектор
Схема
технологической
связи предприятия
Выявлены опорные
знания
Выявлены уровни
знаний обучающихся
Выявлены
недостатки знаний
4.
Объяснение
нового материала
Изучение учебного
материала
Демонстрирует и
поясняет презентацию с
новыми материалами
Демонстрирует
составление структурных
схем технологической
сети радиосвязи на
предприятии
Отвечает на вопросы
Рекомендует
литературу и учебные
пособия
Знакомятся с новым
материалом из
презентации на экране
Конспектируют
определения,
наименования
оборудования, схемы,
формулы и т.д.
Задают вопросы
Компьютер
Проектор
Схемы
построения
радиосвязи на
предприятии
(различные
варианты)
Изучен учебный
материал по теме
«Структура
радиосвязи на
предприятии»
5.
Первичная
проверка
понимания
Установить
правильность и
осознанность изученного
материала
Выявить пробелы,
провести их коррекцию
Предлагает
обучающимся выполнить
работу в микрогруппах по
нахождению ошибок в
схемах
Организует
взаимопроверку
Обсуждают в
микрогруппах
варианты решения
задачи
Проводят проверку
выполненной работы
другой группы на
Сема с заранее
запланированными
ошибками
Эталон ответа
Оценочный
лист
Установлена
правильность, и
осознанность
изученного
материала, выявлены
пробелы, проведена
их коррекция
№
Этапы урока
Цели каждого этапа
Действия
Средства
Результат
преподавателя
обучающихся
результатов
выполненного задания
между группами на
основе эталона
основе эталона
Заполняют
оценочный лист в
соответствии с
критериями оценки
6.
Первичное
закрепление
Закрепление знаний
Организует
самостоятельную работу
по чтению схем
радиосвязи
Выполняют
самостоятельную
работу по чтению схем
радиосвязи
Компьютер
Проектор
Задания по
вариантам
Знания закреплены
и освоены
7.
Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция
Выявления качества
усвоения знаний,
Выявление недостатков
в знаниях
Установление причин
недостатков в знаниях
Предлагает
обучающимся провести
самоконтроль
правильности
выполненного задания
Организует разбор и
обсуждение ошибок
Проводят
самоконтроль
правильности
выполненного задания
Обсуждают с
преподавателем
допущенные ошибки
Эталон
Задание по
вариантам
Выявлено качество
усвоения знаний
Выявлены
недостатки в знаниях
Установлены
причины недостатков
в знаниях
8.
Подведение
итогов
диагностики
(контроля)
знаний, умений и
навыков
Определение типичных
ошибок и пробелов в
знаниях, умениях
Организует процесс
самооценки работы
каждого обучающего на
уроке на основе
оценочного листа
Организует процесс
обсуждения возникших
затруднений на уроке
Заполняют
оценочные листы
Участвуют в
обсуждении
возникших
затруднений
Компьютер
Проектор
Оценочный
лист
Подведены итоги,
определены типичные
затруднения
Вопрос
№
1
Диапазон в котором работают средства конвенциальной УКВ
радиосвязи в ООО «Газпром трансгаз Томск» …
Укажите правильный ответ.
Ответы:
а) 100 – 108 МГц
б)
136 – 174 МГц
в) 88 – 108 МГц
Вопрос
№
2
Девиация частоты ЧМ сигнала УКВ радиостанции при
передаче речевого сигнала пропорциональна …
Укажите правильный ответ.
Ответы:
а) Мощности на выходе радиостанции
б) Напряжению источника питания
в) Силе звукового сигнала
Вопрос
№
3
Для чего применяется дуплексный фильтр в системах
конвенциональной радиосвязи?
Укажите правильный ответ.
Ответы:
а) Для разделения приема и передачи высокочастотного сигнала
б) Для работы базовой станции на одну антенну
в) Для снижения порога шумоподавителя
Вопрос
№
4
Разрешенная мощность базовой станции УКВ
конвенциональной сети связи, не более,… Вт
Укажите правильный ответ.
Ответы:
а) 1
б) 10
в) 0,5
Вопрос
№
5
Разрешенная мощность портативной станции УКВ
Таблица правильных ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
Ответ
б
в
а, б
б
в
Оценочный лист урока
№
п/п
ФИО
Баллы за урок
Дополнения в
ходе лекции (по
1 баллу)
Вопросы в ходе
лекции (по 1
баллу)
Практическое
задание
(макс. 3 балла)
Оценка
преподавателя
(по 1 баллу)
Итого балов
(макс. 6 баллов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Структура радиосвязи на предприятии
Дехерт Константин Васильевич
Инженер 2 категории
сектора информационных систем и дистанционного образования
филиала «Корпоративный институт» ООО «Газпром трансгаз Томск»
Актуализировать знания в области систем
конвенциональной УКВ радиосвязи
Освоить новые учебные материалы. Закрепить знания
по пройденным материалам.
Повторить требования по охране труда и
производственной безопасности
Обсудить проблемные вопросы и ситуации
Цели и задачи урока
2
Системы конвенциональной радиосвязи
Обеспечение непрерывного технологического процесса
на производстве
Оперативная и независимая связь
Повышение качества и скорости управления на
предприятии
Обеспечение безопасности предприятия
Роль радиосвязи в газовой промышленности страны
3
Системы конвенциональной радиосвязи
В карточке индивидуальных заданий выберите один или
несколько правильных ответов
Проверьте работу соседа, каждый правильный ответ
оцените в 1 балл
Время выполнения задания 5 минут.
Входной контроль теоретических знаний в области
УКВ радиосвязи
4
Системы конвенциональной радиосвязи
Ответы на вопросы
Вопрос № 1 Диапазон в котором работают средства конвенциальной УКВ радиосвязи
в ООО «Газпром трансгаз Томск» …
Ответы:
а) 100 – 108 МГц
б)
136 – 174 МГц
в) 88 – 108 МГц
5
Системы конвенциональной радиосвязи
Вопрос № 2 Девиация частоты ЧМ сигнала УКВ радиостанции при передаче речевого
сигнала пропорциональна …
Ответы:
а) Мощности на выходе радиостанции
б) Напряжению источника питания
в)
Силе звукового сигнала
6
Системы конвенциональной радиосвязи
Ответы на вопросы
Вопрос № 3 Для чего применяется дуплексный фильтр в системах конвенциональной
радиосвязи?
Ответы:
а)
Для разделения приема и передачи высокочастотного сигнала
б)
Для работы базовой станции на одну антенну
в) Для снижения порога шумоподавителя
7
Ответы на вопросы
Вопрос № 4 Разрешенная мощность базовой станции УКВ конвенциональной сети
связи, не более, … Вт
Ответы:
а) 1
б)
10
в) 0,5
8
Системы конвенциональной радиосвязи
Ответы на вопросы
Вопрос № 5 Разрешенная мощность портативной станции УКВ конвенциональной
сети связи, не более,… Вт
Ответы:
а) 1
б) 8
в) 5
9
Системы конвенциональной радиосвязи
Ответы на вопросы
Системы конвенциональной радиосвязи
10
Инфраструктура и абонентский парк
1. Ретранслятор (базовая станция) Motorola MTR2000
Предназначен для использования в конвенциональных/транкинговых системах
аналоговой радиосвязи.
MTR
2000
обеспечивает
100%
рабочий
цикл
с
максимальной
мощностью
40-100 Ватт.
Хорошая
чувствительность
и
высокий
динамический
диапазон
приемника
позволяют использовать ретранслятор в условиях со сложной электромагнитной
обстановкой.
Встроенная
система
мониторинга
и
управления
обеспечивает
программирование и диагностику ретранслятора с помощью компьютера.
Особенности
Наличие опциональных плат
Режим самотестирования
Программное изменение версии
Переход на автономное электропитание при
аварии
Высокая надежность
11
Составные части ретранслятора Motorola MTR2000
Системы конвенциональной радиосвязи
12
Индикация ретранслятора Motorola MTR2000
Системы конвенциональной радиосвязи
13
Инфраструктура и абонентский парк
2. Мобильные абонентские станции Motorola
Частотный диапазон:
136 – 174 МГц
, 403 – 470 МГц
GM-340
6 каналов / 1 - 25 Вт / 16K0F3E, 8K50F3E
GM-360
255 каналов / 1 - 25 Вт / 16K0F3E, 8K50F3E
GM-380
255 каналов / 1 - 25 Вт / 16K0F3E, 8K50F3E
CM-360
100 каналов / 1 - 45 Вт / 16K0F3E, 8K50F3E
Системы конвенциональной радиосвязи
14
Инфраструктура и абонентский парк
3. Портативные абонентские станции Motorola
Частотный диапазон: 29,7 – 42 МГц, 35 – 50 МГц,
136 – 174 МГц
, 403 – 470 МГц
GP-340
16 каналов / 1 - 6 Вт / 16K0F3E, 8K50F3E
GP-360
255 каналов / 1 - 5 Вт / 16K0F3E, 8K50F3E
GP-380
255 каналов / 1 - 6 Вт / 16K0F3E, 8K50F3E
GP-680
16 каналов / 1 - 6 Вт / 16K0F3E, 8K50F3E
Системы конвенциональной радиосвязи
Конвенциональная радиосвязь
Конвенциональная
радиосвязь
–
это
традиционный
вариант
беспроводной
связи,
который
реализуется
радиостанциями,
не
объединенными
в
какую-либо
техническую
систему,
обеспечивающую
управление
ресурсами,
сигнализацию
и
прочие
координирующие
процедуры.
Motorola (MTR2000, GM340, GM360, GP340, GP360), Philips PRF1060
В
зависимости
от
требуемой
зоны
охвата
конвенциональные
системы
классифицируются на:
Симплексные
Односайтовые
Многосайтовые
15
Системы конвенциональной радиосвязи
16
Классификация конвенциональных систем радиосвязи
17
Многосайтовые
Классификация конвенциональных систем радиосвязи
Разнесенный прием
Синхронное вещание
Множественное вещание
1K
168,425
162,700
3K
168,475
162,750
2K
168,450
162,725
162,700
168,425
Системы конвенциональной радиосвязи
Применение субтональной сигнализации
ретранслятор
f1
f1
f2
f2
18
Приоритет доступа:
1. Линия по НЧ каналу
2. По радиоканалу
3. Локально
Субтон … Гц Субтон … Гц
Системы конвенциональной радиосвязи
19
Схема организации конвенциональной радиосвязи в
Обществе
Системы конвенциональной радиосвязи
20
Охрана труда и промышленная безопасность при
работе со средствами УКВ радиосвязи
Производить ремонт при отключенном источнике
электропитания
Не использовать радиостанции возле открытого огня
Во время работы передатчика не прикасаться антенных
зажимов
Переключать частоты при отключенном передатчике
Системы конвенциональной радиосвязи
Спасибо за внимание
Дехерт Константин Васильевич
Инженер 2 категории
сектора информационных систем и дистанционного образования
филиала «Корпоративный институт» ООО «Газпром трансгаз Томск»