Автор: Буторина Алла Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГПОАУ "Уржумский аграрно-технический техникум"
Населённый пункт: г. Уржум, Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Превосходство природы над душой людской" ("Колымские рассказы В. Т. Шаламова)
Раздел: среднее профессиональное
Тема: "Превосходство природы над душой людской"
(«Колымские рассказы» В.Т. Шаламова)
Преподаватель русского языка и литературы БУТОРИНА
АЛЛА ВИКТОРОВНА
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма урока: урок- размышление
Цели:
на примере судьбы Варлама Шаламова познакомить с одной из трагических
страниц истории страны – временем репрессий, временем проблем свободы и несвободы
личности;
определить основные мотивы «Колымских рассказов» – мотив запредельности
существования человека в сталинских лагерях и мотив внутреннего сопротивления
системе;
обозначить особенности шаламовской прозы: документальность, отсутствие
авторской оценки;
развивать навыки анализа текста и навыки ведения диалога;
пробуждать у обучающихся чувство сопричастности судьбе своей страны, чувство
ответственности за свой выбор, за будущее.
формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности через
осмысление отечественной истории
сформировать систему новых понятий, расширить знания обучающихся за счет
включения новых определений, терминов, описаний.
Вид урока: Беседа, исследование
Методы работы на занятии;
1.
Перцептивные
-
словесные
(беседа,
самостоятельная
работа
с
раздаточным
материалом);
2.
Наглядно-демонстрационные
(использование
интернет
ресурсов
при
подготовке
сообщений, документальных фильмов);
3. Развитие самостоятельности и активности на занятии – подготовка сообщений, решение
проблемных заданий;
4. Проверка знаний, умений, навыков – выполнение заданий, работа со словарём, с тексом,
составление ментальной карты, синквейна.
Материально-дидактическое оснащение и средства контроля:
Технические средства оснащения (экран, аппарат мультимедиа, ноотбук), план-конспект
урока,
раздаточный
материал,
документальные
фильмы
«Варлам
Шаламов
и
Шаламовский дом в Вологде», «ГУЛАГ- Россия на крови», клип песни «Я разорву кустов
кольцо» на стихи В. Шаламова.
Эпиграф:
Там, где царит насилие, - царят горе и льется кровь.
Василий Гроссман
1. Целеполагание и мотивация
.
Изучение нового материала - биография Варлама Шаламова.
Преподаватель: Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством писателя Варлама
Тихоновича Шаламова, годы жизни 1907-1982
Словарь к уроку:
1.
ГУЛАГ – это главное управление лагерей
2.
Репре́
ссия — наказание, карательная мера, применяемая государственными
органами с целью защиты и сохранения существующего строя. Любые
политические репрессии являются проявлением политического насилия
3.
58 статья – «враг народа».
Я предлагаю посмотреть документальный фильм «Варлам Шаламов и Шаламовский дом в
Вологде».
2. Форма организации деятельности обучающихся.
Преподаватель: Вы посмотрели документальный фильм «Варлам Шаламов и
Шаламовский дом в Вологде». Теперь выделим основные этапы биографии и ответим на
вопросы:
1.
Где и когда родился Шаламов? Что можно сказать о его семье?
2.
Где учился В.Шаламов?
3.
Когда В.Шаламов был арестован первый раз и за что?
4.
Каков был приговор?
5.
Когда и где отбывал наказание Шаламов?
6.
Когда Шаламов был вновь арестован? Какова причина?
7.
Почему ему продлили срок в 1943 году?
8.
Когда Шаламов освобождается из лагеря? А когда возвращается в Москву?
Подведем итог по биографии писателя. Что можно сказать об этом человеке?
Ответы обучающихся: Варлам Шаламов –это человек сложной драматической судьбы.
Будучи незаконно репрессирован, писатель 17 лет провел в лагерях. Увиденное, пережитое
легло в основу его «Колымских рассказов». Но несмотря ни на что, этот человек выжил, не
сломался, чтобы донести до нас правду.
3. Изучение нового материала
Преподаватель: Итак, XX век 30-е годы, строится Советское государство. Лучшие люди
страны - учёные и писатели, инженеры и дипломаты, художники и военные - пребывали за
колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли
политзаключёнными.
Система тюрем, следственных изоляторов и лагерей опутала всю страну. ГУЛАГ стал
символом произвола и насилия.
XX век для нашей страны стал веком крови, веком разрушения человеческих судеб. За
последние десятилетия прошлого века вышло много произведений, правдиво
рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений -
Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Годы, когда у власти стоял Сталин,
принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени - репрессии.
Тысячи людей были арестованы и сосланы в лагеря, в ГУЛАГ. Тысячи незаконно
осужденных людей. Сейчас посмотрите документальный фильм «ГУЛАГ- Россия на
крови».
Сегодня мы поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве Шаламова.
«Колымские рассказы» Варлам Шаламов писал почти 20 лет, с 1954 по 1973 год.
«Колымские рассказы» - это репортаж из своего времени. И только очень немногие
оставшиеся в живых могли сказать, как на самом деле дышалось им за колючей
проволокой колымских лагерей.
Этих рассказов много. Каждый из них имеет свое название, но все они объединены в
«Колымские», и это не только общее название, но и повествование о разрушении
человека», о «растлении ума и сердца, которые живут без мяса, без сахара, без одежды, без
обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга».
Деревья и камни наделяются в прозе Шаламова и даром памяти. Сквозным образом
«Колымских рассказов» является образ лиственницы - «дерева познания добра и зла»,
«дерева концлагерей»:
Лиственница напомнила незабываемое. Лиственница, которая видела миллионы трупов -
бессмертных в вечной мерзлоте Колымы. Колыма -суровый
край, малопригодный для
жизни, холод и голод, скудная природа, лагеря и тюрьмы.
Природа непривычная, суровая, страшная. Этому даётся объяснение в старинной легенде:
“Я вспомнила старую северную легенду о боге, который был ещё ребенком, когда создавал
тайгу. Красок было немного, краски были по-ребячески чисты, рисунки просты и ясны,
сюжеты их немудреные.
После, когда бог вырос, стал взрослым, он научился вырезать причудливые узоры листвы,
выдумал множество разноцветных птиц. Детский мир надоел богу, и он закидал снегом
своё таёжное творение и ушёл на юг навсегда”
У вас на партах лежат тексты рассказа Шаламова «Воскрешение лиственницы»
и я предлагаю вам его прочитать.
4. Усвоение новых знаний.
Аналитическая работа с текстом
Почему рассказ называется «Воскрешение лиственницы»?
1. Выяснить значения слов "воскрешение", "память".
2. Как развивается тема памяти в рассказе? Привести примеры.
3. Как происходит воскрешение лиственницы?
4. Что же помогло воскреснуть северной ветке?
5. Какие чувства испытали вы, прочитав текст? Почему?
Задание: Составить ментальную карту по рассказу «Воскрешение лиственницы»
5. Рефлексия
Преподаватель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с судьбой и
творчеством писателя В.Т. Шаламова, который в своих произведениях рассказал и о
времени, и о себе…. Каким вы увидели этого человека, писателя, гражданина? Чтобы
закончить создание образа писателя, давайте создадим синквейн «Варлам Шаламов»
Пример:
ВАРЛАМ ШАЛАМОВ
Человек, писатель, гражданин
Выжил, выстрадал, рассказал, написал,
Он голос многих. Живых и мертвых.
Колыма – его боль, труд, творчество.
КОЛЫМА.
Холодная, страшная.
Мучает, морозит, убивает.
Колыма - страшное место.
Смерть
КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ.
Жестокие, правдивые.
Повествуют, напоминают, кричат.
Колымские рассказы - страницы истории.
Истина
ЧЕЛОВЕК.
Сильный, волевой.
Борется, трудится, не сдается.
Человек не боится смерти.
Добро
ВАРЛАМ ШАЛАМОВ.
Мудрый, сильный.
Работает, борется, пишет.
Шаламов - талантливый писатель.
Искусный мастер
Синквейны – стихотворения, состоящие из пяти строчек и написанные по определённым
правилам:
1-я строчка – это название темы одним словом. Чаще это существительное, но может
быть и местоимение. (Например, Школа).
2-я строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. (Например,
любимая, большая).
3-я строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы. (Например,
советует, радует, учит).
4-я строчка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к этой теме.
(Например, здесь много моих друзей).
5-я строчка – завершение темы. Вывод. Как правило, это синоним первого слова,
выраженный любой частью речи. (Например, дом).
- Пожалуйста, зачитайте свои синквейны.
- Я тоже составила синквейн, у меня получилось так:
Слово
Живое, трагическое
Не меркнет, волнует, плачет
Свечой в слезах стоит
Память
Преподаватель:
ИТОГ. Особенность "Колымских рассказов" в том, что при всем отрицательном автор
сумел показать, что люди остаются людьми даже в нечеловеческих условиях.
Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. Варлам Шаламов был отравлен
севером навсегда. Наш урок – это тоже память всем осужденным по ст.58. и писателю
Варламу Шаламову, которого несомненно, можно назвать человеком
трагической судьбы. В этом вы убедились, познакомившись с биографией писателя.
6. Разрешение проблемной ситуации
Преподаватель:
- Для чего нам, живущим в начале XXI века знать эту страшную правду?
- Может быть проще забыть о чужой боли, страданиях?
Подведение итогов урока
Спасибо за работу на уроке, хочется поблагодарить за точные и меткие ответы, молодцы,
я рада была видеть вас. Хочется верить, что имя писателя Шаламова останется в вашей
памяти и вам захочется прикоснуться к его произведениям.
Домашнее задание:
Эссе «Душа и колючая проволока
Посмотреть клип песни «Я разорву кустов кольцо» на стихи В. Шаламова
Приложение
В. Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ
Мы суеверны. Мы требуем чуда. Мы придумываем себе символы и этими символами
живем.
Человек на Дальнем Севере ищет выхода
своей чувствительности - не разрушенной,
не отравленной десятилетиями жизни на
Колыме. Человек посылает авиапочтой
посылку: не книги, не фотографии, не
стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку
живой природы.
Этот странный подарок, иссушенную,
продутую ветрами самолетов, мятую,
изломанную в почтовом вагоне, светло-
коричневую, жесткую, северную ветку
северного дерева ставят в воду.
Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской
водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, -
московская мертвая водопроводная вода.
Лиственницы серьезней цветов. В этой комнате много цветов, ярких цветов. Здесь ставят
букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток.
Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. Лиственница жила ближе к Черной
речке, чем все эти цветы, все эти ветки - черемухи, сирени.
Это понимает хозяйка. Понимает это и лиственница.
Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы - физические и
духовные. В ветке разбужены иные, тайные силы.
Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного
запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и
выступили на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои.
Лиственница жива, лиственница бессмертна, этого чуда воскрешения не может не быть -
ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа
хозяйки, поэта.
Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы.
Этот нежный запах, эта ослепительная зелень - важные начала жизни. Слабые, но
живущие, воскрешенные какой-то тайной духовной силой, скрытые в лиственнице и
показавшиеся на свет.
Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот
запах, не потушила этот зеленый свет и цвет.
Сколько лет - исковерканная ветрами, морозами, вертящаяся вслед за солнцем, -
лиственница каждую весну протягивала в небо молодую зеленую хвою.
Сколько лет? Сто. Двести. Шестьсот. Зрелость лиственницы - триста лет.
Триста лет! Лиственница, чья ветка, веточка дышала на московском столе, она напоминает
о ее горестной судьбе: о превратностях жизни, о верности и твердости, о душевной
стойкости, о муках физических, нравственных, ничем не отличающихся от мук тридцать
седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей человека, смертельной
опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым произволом
начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца,
доносивших друг на друга, предававших друг друга.
Чем не извечный русский сюжет?
Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила
незабываемое.
Лиственница, которая видела миллионы трупов - бессмертных в вечной мерзлоте Колымы,
лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не
изменилось в России - ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие. Лиственница,
ожила на московском столе.
Лиственница источала, именно источала запах, как сок. Запах переходил в цвет, и не было
между ними границы.
Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их человеческий
долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов - людей, погибших на Колыме.
Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых.
От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить.
Для воскрешения нужна сила и вера. Сунуть ветку в воду - это далеко не все. Я тоже
ставил ветку лиственницы в банку с водой: ветка засохла, стала безжизненной, хрупкой и
ломкой - жизнь ушла из нее. Ветка ушла в небытие, исчезла, не воскресла. Но лиственница
в квартире поэта ожила в банке с водой.
Да, есть ветки сирени, черемухи, есть романсы сердцещипательные; лиственница - не
предмет, не тема для романсов.
Лиственница - дерево очень серьезное. Это - дерево познания добра и зла, - не яблоня, не
березка! - дерево, стоящее в райском саду до изгнания Адама и Евы из рая.
Лиственница - дерево Колымы, дерево концлагерей.
На Колыме не поют птицы. Цветы Колымы - яркие, торопливые, грубые - не имеют запаха.
Короткое лето - в холодном, безжизненном воздухе - сухая жара и стынущий холод ночью.
На Колыме пахнет только горный шиповник - рубиновые цветы. Не пахнет ни розовый,
грубо вылепленный ландыш, ни огромные, с кулак, фиалки, ни худосочный
можжевельник, ни вечнозеленый стланик.
И только лиственница наполняет леса смутным своим скипидарным запахом. Сначала
кажется, что это запах тленъя, запах мертвецов. Но приглядишься, вдохнешь этот запах
поглубже и поймешь, что это запах жизни, запах сопротивления северу, запах победы.
К тому же - мертвецы на Колыме не пахнут - они слишком истощены, обескровлены, да и
хранятся в вечной мерзлоте.
Нет, лиственница - дерево, непригодное для романсов, об этой ветке не споешь, не
сложишь романс. Здесь слово другой глубины, иной пласт человеческих чувств.
Человек посылает авиапочтой ветку колымскую: хотел напомнить не о себе. Не память о
нем, но память о тех миллионах убитых, замученных, которые сложены в братские могилы
к северу от Магадана.
Помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжелый груз: видеть такое, найти
мужество не рассказать, но запомнить. Человек и его жена удочерили девочку -
заключенную девочку умершей в больнице матери - хоть в своем, личном смысле взять на
себя какую-то обязанность, выполнить какой-то личный долг.
Помочь товарищам - тем, кто остался в живых после концлагерей Дальнего Севера...
Посылая ветку, человек не понимал, не знал, не думал, что ветку в Москве оживят, что
она, воскресшая, запахнет Колымой, зацветет на московской улице, что лиственница
докажет свою силу, свое бессмертие; шестьсот лет жизни лиственницы - это практическое
бессмертие человека; что люди Москвы будут трогать руками эту шершавую,
неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее ослепительно зеленую хвою, ее
возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах - не как память о прошлом, но как
живую жизнь. (1966 г.)