Автор: Лаврова Юлия Борисовна
Должность: преподаватель ЦК Сольное и хоровое народное пение
Учебное заведение: ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств»
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Учебно-методическое пособие для студентов специальности Сольное и хоровое народное пение колледжа искусств
Тема: Специфические особенности песен Волжской традиции
Раздел: среднее профессиональное
Лаврова Ю.Б.
Преподаватель ЦК Сольное и хоровое народное пение
ГПОУ Саратовский областной колледж искусств
Публикация
Специфические особенности песен Волжской традиции
К традиции Поволжья относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и
Пензенской областей, а также частично в селах русского населения Татарии, Башкирии,
Мордовии, Чувашии и Марий Эл.
В
древнейших
формах
русского
народного
многоголосия
уже
был
заложен
мелодический
или
горизонтальный
принцип
русского
народного
мышления.
Русское
вариационно-мелодическое многоголосие возникло из целой системы подголосков (от
слова подголосить, подпеть), т.е вариантов одной и той же мелодии. (Подголосок есть
мелодический вариант основного напева или его вторы в русской хоровой песне).
Эта система подголосков отличается большой свободой и многообразием приемов
полифонического изложения. В зависимости от форм голосоведения в русской песенной
подголосочной
полифонии
можно
выделить: простейшую, простую и сложную или
развитую полифонию.
В русском хоровом многоголосии и при развитой полифонии преобладает
двухголосие.
В центральных областях и Поволжье преобладает контрастная полифония,
где
основную
мелодию
ведут
по
правилам
гетерофонии
нижние
голоса,
а
сверху
вычерчиваются линии вспомогательных подголосков.
Возникающие средние голоса периодически вливаются в двухголосные созвучия и
ведущие
музыкальные
линии
песни:
«Не
возлетывай,
соколик»
народная
песня
Пензенской области:
В песнях Поволжья часто встречается контрастная полифония с двухголосной
основой,
когда
с
нижними
голосами,
развивающимися
по
закону
гетерофонии
контрастирует линия верхнего подголоска.
Важное средство музыкальной выразительности в песнях Поволжья — развитая,
широкая по диапазону мелодия. Типичен 2-х голосный, иногда 3-х голосный склад
с
эпизодическим
расщеплением
до
4-5
голосия.
Песни
Поволжья
имеют
развитую
многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Для него характерно
широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного
регистров. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок,
который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Преобладающим является
пение
"тонкими
голосами",
благодаря
которому
достигается
особая
прозрачность,
"воздушность" хоровой звучности.
Голоса
нередко
удваиваются
в
октаву,
возникает
многорегистровая
фактура.
Многоголосие
(до
4-х,
5-ти)
с
широким
расположением
голосов.
«По
ельничку,
по
березничку» протяжная песня Ульяновской области, «Сохнет, вянет во поленьке травка»
лирическая песня «Ульяновской области»:
Песенная традиция Поволжья сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях и
сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние
соседних финно-угорских и тюркских народов. Ее появление обусловлено процессами
заселения южных и юго-восточных окраин России.
Певческая
традиция
более
позднего
происхождения
включает
элементы
всех
региональных стилей.