Напоминание

Специфические особенности песен Волжской традиции


Автор: Лаврова Юлия Борисовна
Должность: преподаватель ЦК Сольное и хоровое народное пение
Учебное заведение: ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств»
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Учебно-методическое пособие для студентов специальности Сольное и хоровое народное пение колледжа искусств
Тема: Специфические особенности песен Волжской традиции
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Лаврова Ю.Б.

Преподаватель ЦК Сольное и хоровое народное пение

ГПОУ Саратовский областной колледж искусств

Публикация

Специфические особенности песен Волжской традиции

К традиции Поволжья относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и

Пензенской областей, а также частично в селах русского населения Татарии, Башкирии,

Мордовии, Чувашии и Марий Эл.

В

древнейших

формах

русского

народного

многоголосия

уже

был

заложен

мелодический

или

горизонтальный

принцип

русского

народного

мышления.

Русское

вариационно-мелодическое многоголосие возникло из целой системы подголосков (от

слова подголосить, подпеть), т.е вариантов одной и той же мелодии. (Подголосок есть

мелодический вариант основного напева или его вторы в русской хоровой песне).

Эта система подголосков отличается большой свободой и многообразием приемов

полифонического изложения. В зависимости от форм голосоведения в русской песенной

подголосочной

полифонии

можно

выделить: простейшую, простую и сложную или

развитую полифонию.

В русском хоровом многоголосии и при развитой полифонии преобладает

двухголосие.

В центральных областях и Поволжье преобладает контрастная полифония,

где

основную

мелодию

ведут

по

правилам

гетерофонии

нижние

голоса,

а

сверху

вычерчиваются линии вспомогательных подголосков.

Возникающие средние голоса периодически вливаются в двухголосные созвучия и

ведущие

музыкальные

линии

песни:

«Не

возлетывай,

соколик»

народная

песня

Пензенской области:

В песнях Поволжья часто встречается контрастная полифония с двухголосной

основой,

когда

с

нижними

голосами,

развивающимися

по

закону

гетерофонии

контрастирует линия верхнего подголоска.

Важное средство музыкальной выразительности в песнях Поволжья — развитая,

широкая по диапазону мелодия. Типичен 2-х голосный, иногда 3-х голосный склад

с

эпизодическим

расщеплением

до

4-5

голосия.

Песни

Поволжья

имеют

развитую

многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Для него характерно

широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного

регистров. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок,

который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Преобладающим является

пение

"тонкими

голосами",

благодаря

которому

достигается

особая

прозрачность,

"воздушность" хоровой звучности.

Голоса

нередко

удваиваются

в

октаву,

возникает

многорегистровая

фактура.

Многоголосие

(до

4-х,

5-ти)

с

широким

расположением

голосов.

«По

ельничку,

по

березничку» протяжная песня Ульяновской области, «Сохнет, вянет во поленьке травка»

лирическая песня «Ульяновской области»:

Песенная традиция Поволжья сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях и

сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние

соседних финно-угорских и тюркских народов. Ее появление обусловлено процессами

заселения южных и юго-восточных окраин России.

Певческая

традиция

более

позднего

происхождения

включает

элементы

всех

региональных стилей.



В раздел образования