Напоминание

«Ролевые технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов-медиков при изучении иностранного языка»


Авторы: Дмитриева Наталья Владиславовна, Лерепелкина Надежда Сергеевна
Должность: преподаватель иностранных языков,преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: ГАПОУ АО
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: «Ролевые технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов-медиков при изучении иностранного языка»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Ролевые

технологии

в

формировании

общих

и

профессиональных

компетенций студентов-медиков при изучении иностранного языка»

Дисциплина «Иностранный язык» является обязательной дисциплиной,

включённой

в

программу

подготовки

медицинских

работников

среднего

звена.

Использование

знания

иностранного языка

в

профессиональной

деятельности

дает

возможность

специалисту

выйти

на

более

высокий

профессиональный уровень.

В ФГОС СПО прописаны общие компетенции, в формировании которых

в

той

или

иной

степени

участвует

дисциплина

«Иностранный

язык».

Специалист

среднего

звена

должен

обладать

общими

компетенциями

включающими

в

себя

способность

осуществлять

поиск

и

использование

информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных

задач, профессионального и личностного развития, работать в коллективе и

команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

заниматься самообразованием.

Таким

образом,

основная

цель

обучения

иностранным

языкам

в

медицинском

колледже

зто

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций

будущего

специалиста-медика,

позволяющее

использовать

иностранный

язык

как

средство

профессионального

и

межличностного

общения.

Из вышесказанного следует, что для успешной реализации требований

Федерального

образовательного

стандарта

среднего

профессионального

образования

необходим

профессионально

-

ориентированный

подход

к

изучению иностранного языка. Важно отметить, что это в свою очередь,

предполагает

совершенствование форм, методов и средств обучения. Для

этого необходимо использование современных образовательных технологий,

с помощью которых можно добиться высокой эффективности не только в

повышении

качества

знаний

обучающихся,

но

и

в

активизации

их

познавательной

деятельности,

укреплении

мотивации

к

изучению

иностранного

языка,

формировании

общих

и

профессиональных

компетенций.

Особенность иностранного языка как дисциплины состоит в том, что

учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, в

процессе

которой

формируются,

помимо

знаний,

речевые

умения

на

иностранном

языке.

Изучение

иностранного

языка

будет

скучным

и

неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает

один

вид

деятельности

и

никак

не

мотивирует

обучаемого.

Задача

преподавателя вызвать устойчивый интерес к иностранному языку, чтобы

студент хотел заниматься им, стремился понимать язык и был готов общаться

на нем.

Одним из источников повышения мотивации обучения к иностранному

языку в колледже, на наш взгляд, являются ролевые технологии, которые

можно применять на учебных занятиях, а также в симуляционном обучении.

Симуляционное

обучение

дает

возможность

каждому

обучающемуся

осуществить профессиональную деятельность или её элемент в соответствии

с

профессиональными

стандартами

оказания

медицинской

помощи

в

условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде.

Как образовательная методика симуляция предусматривает интерактивный

вид

деятельности,

«погружение

в

среду»

путём

воссоздания

реальной

клинической

картины

полностью

или

частично,

при

этом

бе з

сопутствующего риска для пациента.

Цель

применения

ролевых

технологий

в

обучении

развитие

устойчивого

познавательного

интереса

у

студентов

через

разнообразные

игровые формы обучения. Известно, что ролевая игра представляет условное

воспроизведение

ее

участниками

реальной

практической

деятельности

людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь

обусловлена повышением мотивации студентов к учебной деятельности по

дисциплине «Иностранный язык».

Ролевая

игра

предполагает

одновременную

речевую,

игровую

и

учебную деятельность. С точки зрения студентов, ролевая игра – это игровая

деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный

характер игры ими часто не осознается. С позиций преподавателя цель игры -

формирование

и

развитие

речевых

навыков

и

умений

обучающихся.

Ситуации, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую

деятельность

на

занятиях

к

реальному

общению,

что

соответствует

основному принципу коммуникативного метода.

Ролевая игра методический прием, относящийся к группе активных

способов обучения практическому владению иностранным языком. Игра –

ориентирована

на

групповую

активность,

что

вполне

отвечает

запросам

современной методики, тем не менее, каждому студенту дается возможность

проявить

индивидуальные

способности.

Игра

формирует

способность

принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия

других, побуждает анализировать свои знания.

В ролевой игре много положительных сторон.Однако, этот метод требует

особой организации. Во-первых, хорошая подготовкать с точки зрения, как

содержания, так и формы. Для успешного проведения также важно, чтобы

игра

была

принята

всей

группой,

а

для

этого

нужно

создать

доброжелательную, творческую атмосферу. Чем свободнее чувствует себя

обучающийся в ролевой игре, тем инициативнее он будет общаться.

Существенным преимуществом ролевой игры перед другими формами

обучения

является

100%

занятость

обучающихся,

а

также

концентрация

внимания участников в течение всей игры. Существует несколько видов

ролевых

технологий.

Мы

хотели

бы

остановиться

на

контролируемой

ролевой

технологии,

при

которой

обучающиеся

получают

необходимые

реплики

и на умеренно контролируемой ролевой игре, где обучающиеся

получают общее описание сюжета и описание ролей. Это связано с тем, что

обучающиеся

в

группе

часто

разной

возрастной

категории

и

уровнем

подготовки.

Наши студенты готовятся стать медиками, поэтому сценарии ролевых

игр

ведутся

с

учетом

их

профессиональной

направленности.

Студентам

предлагается

разыграть

ситуации,

где

они

выступают

в

роли

врачей,

пациентов, медсестер, фармацевтов, работников регистратуры и т.д. Ролевые

игры проводятся в рамках изучаемой тематики: «На приеме у врача», «В

аптеке», «В поликлинике», «В регистратуре», «Вызов врача на дом» и т.д.

Роль преподавателя в процессе игры постоянно меняется.

Вначале

преподаватель

может

взять

себе

не

главную

роль,

чтобы

игра

не

превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Когда же

ролевая

игра

станет

привычным

упражнением

для

студентов,

роль

преподавателя меняется. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим.

Это

связано

с

тем,

что

акцент

смещается

с

активной

деятельности

преподавателя на активную и самостоятельную деятельность студентов.

При подготовке

ролевой игры очень важен дифференцированный

подход к обучающимся. Не все студенты обладают одинаковым уровнем

знаний

и

способностью

к

самостоятельной

работе.

Для

этого,

для

них

необходимо

подготовить

индивидуальные

ролевые

карты

с

лексико-

грамматическим

материалом.

Важно

также

не

прерывать

ход

игры

на

исправление ошибок, а записывать их, чтобы затем разобрать типичные.

Их

вышесказанного

следует,

что

ролевая

игра

является

очень

перспективной формой обучения, так как она:

-

способствует

созданию

благоприятного

психологического

климата

на

занятии;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность обучающихся;

- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения

в различных ситуациях;

- снимает умственные перегрузки во время учебного процесса.



В раздел образования