Автор: Доброва Нелли Марсовна
Должность: заведующий кафедрой
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие с социальными партнерами при организации практического обучения»
Раздел: среднее профессиональное
«Взаимодействие с социальными партнерами
при организации практического обучения»
Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК»
Заведующий кафедрой Доброва Н.М.
Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый
тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами рынка труда.
Данная
система
отношений
учебного
заведения
и
различных
социальных
субъектов
ориентирована
на
достижение
общих
интересов:
подготовку
творчески и профессионально грамотных, мобильных, легко адаптирующихся к
условиям конкретного рынка специалистов.
В
Национальной
доктрине
образования
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года
определены
основные
задачи
государства
в
сфере
образования, одна из них:
привлечение работодателей и других заказчиков–
специалистов к социальному партнерству и организации профессионального
образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда.
Основные цели при работе с социальными партнерами:
Совершенствование
механизмов,
обеспечивающих
качественную
подготовку квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям
рынка труда с учетом требований здравоохранения.
Адаптация процессов подготовки, обучения и переподготовки кадров к
изменениям на рынке труда.
Повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности
кадров.
Основные направления социального партнерства в Фармацевтическом филиале:
1.Рецензирование рабочих программ
профессиональных модулей и учебных
дисциплин:
ПМ.
01
«Реализация
лекарственных
средств
и
товаров
аптечного
ассортимента»,
ПМ. 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и
руководство аптечной организацией»;
ПМ.04 «Организация и управление Фармацевтической деятельностью»,
ПМ.05.«Консультирование
и
информирование
п о т р е б и т е л е й
фармацевтических услуг»;
Учебных
дисциплин:
«Фармацевтическая
логистика»,
«Управление
качеством лекарственных средств», «Современные технологии продаж»,
«Основы маркетинга».
2.Прохождение учебной практики в Ботаническом саду, Аптечном саду музея
«Красноуфимская
земская
больница».
Прохождение
производственной
практики в 134 аптеках г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Производственная практика направлена на:
- углубление студентом профессионального опыта; дает возможность закрепить
необходимые
теоретические
знания
и
практические
умения,
планировать,
организовывать,
корректировать
и
анализировать
свою
профессиональную
деятельность;
- формированию профессиональных компетенций;
Ежегодно проводятся конференции
по результатам производственной
практики
совместно
с
социальными
партнерами. Проведение
конференций
позволяет
качественно
и
быстро
обмениваться
информацией
между
преподавателями
и
работодателями
и
позволяет
адаптировать
процессы
подготовки, обучения и переподготовки кадров к изменениям на рынке труда.
3.Проведение занятий на базе организаций социальных партнеров.
Практические
занятия,
проведенные
на
базах
организаций
социальных
партнеров,
позволяют
быстрому вхождение обучающихся в профессию,
повышению
выживаемости
знаний
и
умений,
повышению
качества
практической подготовки обучающихся, соответствие подготовки выпускников
требованиям работодателей.
4.Организация самостоятельной и исследовательской деятельности студентов.
При прохождении производственной практики студенты выполняют курсовые
работы и исследовательские работы.
Это
способствует развитию познавательных способностей и активности
студентов:
творческой
инициативы,
самостоятельности,
ответственности
и
организованности;
развитие
критического
и
творческого
мышления,
способности
принимать
самостоятельное
решение,
находить
выход
из
кризисной (нестандартной) ситуации.
5.Совместная разработка с социальными партнерами тем курсовых работ и тем
ВКР. Темы курсовых работ ВКР ежегодно актуализируются и обсуждаются с
социальными
партнерами,
темы
утверждаются
Министерством
здравоохранения
Свердловской
области
(отдел
лекарственного
обеспечения
населения).
Выбор темы курсовой работы, квалификационной работы и обоснование
ее
актуальности
(значимости)
представляет
собой
одну
из
важнейших
и
сложнейших
задач
ВКР.
Тема
курсовой
работы,
ВКР
должна
отличаться
актуальностью
и
должна
быть
направлена
на
разрешение
конкретных
противоречий в системе
здравоохранения, а результаты проведенной работы
должны иметь потенциальную возможность практического внедрения.
6.Социальные партнеры совместно с преподавателями филиала участвуют в
организации
конкурса
«Есть
такая
профессия»,
Межрегионального
студенческого
конкурса
профессионального
мастерства
по
специальности
фармация среди студентов ОУ медицинского и фармацевтического профиля
УРФО,
Областного
конкурса
профессионального
мастерства
«Лучший
специалист
со
средним
фармацевтическим
образованием»,
являются
независимыми членами жюри.
Реализация
совместных
проектов
с
соц.
партнерами,
способствуют
повышению качества подготовки специалистов: творчески и профессионально
грамотных, мобильных, легко адаптирующихся к условиям конкретного рынка.
7. Для подготовки специалистов соответствующих современным требованиям,
необходим высокий уровень квалификации преподавателей. Все преподаватели
кафедры проходят стажировку в аптечных организациях.
Повышение квалификации преподавателей создают условия для формирования
устойчивых связей с рынком труда и образовательных услуг в сфере подготовки
специалистов.
8 . Оказание спонсорской помощи с целью создания в филиале условий для
проведения
образовательного
процесса,
приближенных
к
реальной
практической деятельности.
Привлечение
инвестиций
работодателей
в
систему
подготовки
специалистов
с
целью
приближения
учебного
процесса
к
реальным
производственным условиям. Это позволяет при изучении ПМ.01 «Реализация
ЛС
и
товаров
аптечного
ассортимента»
использовать
симуляционные
технологии,
применение
данной
технологии
способствует
максимально
смоделировать рабочую обстановку в аптеке. Преимущества симуляционной
технологии: быстрое вхождение в профессию (для фармацевта), безопасность
оказания
фарм.
деятельности
(для
пациента),
уменьшение
числа
профессиональных ошибок (для работодателей).
Эффективность
социального
партнерства
оценивается
через
уровень
знаний , умений, уровень сформированности профессиональных компетенций,
трудоустройство выпускников.
Проводится
ежегодный
опрос
работодателей
с
целью
определения
степени удовлетворённости качеством подготовки выпускников, проработавших
в фармацевтических организациях после окончания филиала шесть и более
месяцев.
Большинство
работодателей
высоко
оценивают
профессиональную
подготовку
выпускников.
Работодатели
удовлетворены
подготовкой
специалистов на 4.72 балла.
Сложившаяся
система
долгосрочного
сотрудничества
с
социальными
партнерами, на базе которых студенты проходят учебную, производственную и
преддипломную практики с перспективой трудоустройства, дает возможность
все успешнее решать вопросы качества подготовки специалистов и обеспечения
конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.
Список литературы:
1. Сафонов, В. А. Социальное партнерство : учебник для бакалавриата и
магистратуры / В. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. —
(Бакалавр и магистр. Академический курс).
2 . Литвинюк А.А. Оценка конкурентоспособности молодых специалистов на
рынке труда: методические аспекты проблемы//Труд и социальные отношения.-
2016.-№06.-С.17.
3.
Леснянская
Л.
А.
Идеи
социального
партнерства
в
образовании..
//
Современные
проблемы
науки
и
образования
-
2012.-№6.
(приложение
"Педагогические науки"). - C. 12