Автор: Сорокина Валентина Александровна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Оренбургский областной колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Художественное творчество как средство формирования професиональных компетенций педагога искусства
Раздел: среднее профессиональное
Сорокина В. А.
Художественное творчество как средство формирования
профессиональных компетенций педагога искусства
Вопрос о значении художественного творчества в процессе подготовки
профильного специалиста часто обсуждается на семинарах, педагогических
чтениях, научно-практических конференциях. В условиях перехода на новый
образовательный стандарт эта тема приобретает особую актуальность, так
как объектом стандартизации становятся совершенно определенные умения,
составляющие основу профессиональной компетентности.
К наиболее
значимым из них относится способность к художественному созиданию,
умение внести элемент творчества в любой вид деятельности.
Художественное творчество органично вписывается в образовательную
деятельность колледжа: и в учебную работу, и во внеурочную. Эта
деятельность может осуществляться в самых разных формах. Например, в
рамках учебной деятельности это может быть:
-создание
собственной
эмоциональной
модели
конкретного
музыкального произведения;
-составление цепочки ассоциаций при прослушивании произведения;
-составление
рассказа-исследования
на
тему
«Роль
начальной
музыкальной интонации в произведении»;
- написание аналитических этюдов или эссе по конкретной учебной
теме;
-
инструментальная
импровизация
на
определённый
изучаемый
элемент музыкального языка;
-вокальная импровизация на основе заданной аккордовой схемы и так
далее.
Выполнение любого из этих заданий требует активного образного
мышления, фантазии, мобилизации интеллектуальных, эмоциональных,
художественных ресурсов; поэтому эту работу вполне можно назвать актом
творчества.
В контексте внеурочной работы художественное творчество может
быть представлено также в самых разных формах:
-разработка сценария тематического мероприятия;
- создание новой модели внеклассного мероприятия;
-составление концертной программы с учетом конкретной целевой
аудитории;
-музыкальная аранжировка, инструментовка;
-сочинение студентами музыки в разных жанрах.
Сочинение музыки – форма, в которой художественное творчество
студентов представлено в концентрированном виде. Этот вид деятельности
привлекает многих студентов; они видят в нем реальную возможность
самовыражения. Конечно, степень самостоятельности ребят при этом разная;
разный и широкий сам стилевой диапазон их работ:
- сочинение рок-композиции;
- сочинение рэп-композиции;
-сочинение в жанре современного романса;
- сочинение в жанре лирической баллады;
-сочинение в жанре инструментальной миниатюры;
- создание аранжировки вокального и инструментального сочинения.
Одним из плодотворных направлений в области
музыкальной
композиции является создание музыкального произведения в соавторстве
«студент – преподаватель».
Это качественно новая ступень нашей
творческой работы, когда за конечный результат одинаково ответственны оба
автора или даже группа соавторов. В этом случае происходит полная
актуализация художественно-творческих, созидательных способностей, так
как
надо соответствовать соавтору, нельзя подвести его, то есть и
преподаватель, и студент очень мощно мотивированы на успешный
результат. Например, в создании одного из недавних творческих проектов –
хоровой миниатюры «Журавли – это птицы России» приняла участие целая
творческая группа, в которую вошли автор музыки, создатель обработки для
вокального ансамбля, создатели исполнительской интерпретации, а также
разработчик
и
создатель
мультимедийного
видео-сопровождения
к
концертному исполнению.
Безусловно, в процессе такой деятельности формируются самые
значимые профессиональные качества, которые составляют основу целого
ряда
профессиональных и общих компетенций.
Кроме того, ребята
получают бесценный опыт, который им без сомнения пригодится в их
дальнейшей работе, в том числе и в качестве руководителей вокальных и
хоровых студий, преподавателей учреждений дополнительного образования,
в работе с одаренными детьми, с талантливой молодежью.