Напоминание

Художественное творчество как средство формирования професиональных компетенций педагога искусства


Автор: Сорокина Валентина Александровна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Оренбургский областной колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Художественное творчество как средство формирования професиональных компетенций педагога искусства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сорокина В. А.

Художественное творчество как средство формирования

профессиональных компетенций педагога искусства

Вопрос о значении художественного творчества в процессе подготовки

профильного специалиста часто обсуждается на семинарах, педагогических

чтениях, научно-практических конференциях. В условиях перехода на новый

образовательный стандарт эта тема приобретает особую актуальность, так

как объектом стандартизации становятся совершенно определенные умения,

составляющие основу профессиональной компетентности.

К наиболее

значимым из них относится способность к художественному созиданию,

умение внести элемент творчества в любой вид деятельности.

Художественное творчество органично вписывается в образовательную

деятельность колледжа: и в учебную работу, и во внеурочную. Эта

деятельность может осуществляться в самых разных формах. Например, в

рамках учебной деятельности это может быть:

-создание

собственной

эмоциональной

модели

конкретного

музыкального произведения;

-составление цепочки ассоциаций при прослушивании произведения;

-составление

рассказа-исследования

на

тему

«Роль

начальной

музыкальной интонации в произведении»;

- написание аналитических этюдов или эссе по конкретной учебной

теме;

-

инструментальная

импровизация

на

определённый

изучаемый

элемент музыкального языка;

-вокальная импровизация на основе заданной аккордовой схемы и так

далее.

Выполнение любого из этих заданий требует активного образного

мышления, фантазии, мобилизации интеллектуальных, эмоциональных,

художественных ресурсов; поэтому эту работу вполне можно назвать актом

творчества.

В контексте внеурочной работы художественное творчество может

быть представлено также в самых разных формах:

-разработка сценария тематического мероприятия;

- создание новой модели внеклассного мероприятия;

-составление концертной программы с учетом конкретной целевой

аудитории;

-музыкальная аранжировка, инструментовка;

-сочинение студентами музыки в разных жанрах.

Сочинение музыки – форма, в которой художественное творчество

студентов представлено в концентрированном виде. Этот вид деятельности

привлекает многих студентов; они видят в нем реальную возможность

самовыражения. Конечно, степень самостоятельности ребят при этом разная;

разный и широкий сам стилевой диапазон их работ:

- сочинение рок-композиции;

- сочинение рэп-композиции;

-сочинение в жанре современного романса;

- сочинение в жанре лирической баллады;

-сочинение в жанре инструментальной миниатюры;

- создание аранжировки вокального и инструментального сочинения.

Одним из плодотворных направлений в области

музыкальной

композиции является создание музыкального произведения в соавторстве

«студент – преподаватель».

Это качественно новая ступень нашей

творческой работы, когда за конечный результат одинаково ответственны оба

автора или даже группа соавторов. В этом случае происходит полная

актуализация художественно-творческих, созидательных способностей, так

как

надо соответствовать соавтору, нельзя подвести его, то есть и

преподаватель, и студент очень мощно мотивированы на успешный

результат. Например, в создании одного из недавних творческих проектов –

хоровой миниатюры «Журавли – это птицы России» приняла участие целая

творческая группа, в которую вошли автор музыки, создатель обработки для

вокального ансамбля, создатели исполнительской интерпретации, а также

разработчик

и

создатель

мультимедийного

видео-сопровождения

к

концертному исполнению.

Безусловно, в процессе такой деятельности формируются самые

значимые профессиональные качества, которые составляют основу целого

ряда

профессиональных и общих компетенций.

Кроме того, ребята

получают бесценный опыт, который им без сомнения пригодится в их

дальнейшей работе, в том числе и в качестве руководителей вокальных и

хоровых студий, преподавателей учреждений дополнительного образования,

в работе с одаренными детьми, с талантливой молодежью.



В раздел образования