"Влияние искусства на духовно-нравственное воспитание личности"
Автор: Хорошева Ирина Анатольевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Филиал ГОУ ВО МО "ГСГУ" ЗПК Населённый пункт: г. Зарайск, Московская область Наименование материала: Статья Тема: "Влияние искусства на духовно-нравственное воспитание личности" Раздел: среднее профессиональное
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего образования Московской области
«Государственный социально- гуманитарный университет»
в городе Зарайск – Зарайский педагогический колледж
СТАТЬЯ
на тему: Влияние музыки на духовно –
нравственное воспитание личности
Автор: преподаватель МХК
Ирина Анатольевна Хорошева
Зарайск, 2016 год
1
Влияние классической музыки на духовно – нравственное
воспитание личности
«Сохранение культурной среды - задача не менее
существенная, чем сохранение окружающей
природы. Если природа необходима человеку для
его биологической жизни, то культурная среда
столь же необходима для его духовной,
нравствнной жизни…»
Д. Лихачев «Прошлое – будущему».
Очень важно понять ценность этих слов академика. Прежде всего
понять, как сделать так, чтобы в наше тяжелое время человек мог на деле
ценить культурное наследие как своего Отечества, так и других цивилизаций,
так как именно массовая культура способна тесно взаимодействовать с
внутренним миром человека и оказывать огромное влияние на его эго. Мы
прекрасно понимаем, что под внутренним миром человека подразумевается
не физиологическое состояние, а совокупность чувств и эмоций, сознания и
разума, наконец, поведения. Это и есть психологический и духовный мир
личности.
Понятием «духовность» традиционно обозначалось все относящееся к
человеческой душе, духу, Богу, вере. «Духовность» - это любовь, доброта,
красота, творчество, знание и свет, который несет человек, обладающий
этими качествами души.
Если выстроить в ряд все аспекты духовного развития личности, о
которых сегодня здесь идет речь, то развитие духовности через культуру,
через искусство займет в этой цепочке одно из первых мест.
Психология искусства считает, что искусство возвышает человека,
лечит его, дополняет и обогащает его духовный мир.
А разве это не так?
2
Конечно же это истина! И необычного для нас в этом ничего нет.
Сейчас многие информационные источники пропагандируют интерес к
искусству, искусству настоящему, высокому, с той целью, чтобы оно стало
массовым. И первым шагом к возрождению интереса, к созданию мотивации
в общении с искусством, повторяю, с высоким искусством, должно стать
возрождение, прежде всего, национальной культуры, национальных
традиций, но нельзя забывать и о мировой культуре. Без понятия искусства,
без культуры, нет и духовности, а без духовности человека нет нормального
цивилизованного общества.
Из всего вышесказанного следует: нецивилизованное общество не
может построить, создать для себя приемлемую, достойную жизнь, со всеми
ее потребностями и в экономике, и в политике, и в социальной сфере.
Размышления на тему о духовно-нравственном воспитании молодежи
приводят нас к мысли, что мы живем в трудное время, но и благое время –
время духовного возрождения России. Нашему Отечеству нужна активная
молодежь, имеющая стойкую жизненную позицию, способная к созиданию,
обладающая высокими нравственными ценностями. Но, к сожалению, не
секрет, что наша молодежь на современном этапе переживает самый
настоящий «духовный кризис». Поэтому, как никогда, сегодня, надо
подниматься всем миром на решение этой, пожалуй, самой актуальной и
труднорешаемой проблемы. Ведь именно духовность и нравственность в
сочетании составляют основу личности.
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и
многогранный процесс, включающий педагогические, социально -
культурные и духовные влияния.
Во взаимодействии с окружающей средой, целенаправленными
влияниями (педагогическими факторами), выстраивая правильное общение с
реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный
опыт, опыт нравственного поведения. И кто как не мы, педагоги, со своим
духовным, нравственным опытом, должны стать тем самым проводником,
3
который поможет молодым, познающим этот всякий, разный мир, найти
правильный путь своей жизни.
Для нас с вами аксиомой является, во всяком случае, так должно
быть, личное отношение к тому, что мы пытаемся привить нашим
воспитанникам.
Мы должны использовать все разнообразие средств и приемов
педагогического воздействия и, прежде всего, самих себя, как пример, взяв за
основу «Лествицу педагогической любви» (1-е послание апостола Павла к
коринфянам):
Любовь долготерпит, милосердствует,
Любовь не завидует,
Любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего,
Не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине.
Все порывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает.
Если серьезно вдуматься в строки этого послания, начинаешь
понимать: как трудно принять этот догмат на себя, прежде всего, как трудно
раскрыть эти качества сначала в себе. Бескорыстие и альтруизм; верность
своей любви к профессии и к детям; милосердие, отзывчивость,
сопереживание; проницательность и чуткость; терпение, снисходительность,
кротость; честность по отношению к своим недостаткам, объективность;
смирение.
Мы, к великому сожалению, зачастую об этом забываем, согласитесь.
А ведь жизнь по таким законам и заповедям должна быть соразмерна как
жить под солнцем, как дышать воздухом. Вот в этом и заключается, на мой
взгляд, духовность и нравственность: как именно мы, сами относимся к тому,
о чем говорим со своими учениками, чему их учим.
4
Новое поколение входит во взрослую жизнь, не имея четких
нравственных установок, к сожалению зачастую, оставаясь чуждым
культурному миру отцов и дедов, тем самым разрушая «союз любви» между
поколениями. Об этом прекрасно писал французский писатель Экзюпери:
«Великая внутренняя ценность передается не словами, а преемственностью
любви. И от любви к любви люди передают это наследство. Стоит один
только раз прервать эту связь, идущую от поколения к поколению, и любовь
умирает».
Согласитесь, как точно сказано! Нельзя построить новую Россию, без
какой бы то ни было связи с ее историей и традициями!
Очень важно возрождать и сохранять ценностное отношение к своим
предкам, к своему народу, к своей семье, к себе, наконец, а значит к своей
Родине, к России.
Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования
духовной культуры человека является искусство, в частности музыка. Мы
солидарны с мыслью, что музыка как составная часть духовной культуры
общества является показателем его духовного здоровья.
С этим искусством дети соприкасаются с рождения, а иные даже в
период внутриутробного развития. Безусловно, основой духовно –
нравственного развития становятся уроки музыки. Главное, что должен
сделать педагог, преподающий музыку, - научить аудиторию смотреть и
видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к
произведениям искусства, развивать «любовное внимание». (И. А. Ильин).
Однако, как отмечал Л. С. Выготский (Собр. Соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982
– 1984.), музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу
человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем
нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание
музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции –
смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль,
чужие проблемы. А что это есть как не любовь?
5
Содержание музыкального материала нацелено на развитие
позитивного отношения к окружающему миру через постижения
эмоционально – нравственного смысла классического музыкального
произведения. Произведения композиторов – классиков, правильно
подобранные для детского и юношеского восприятия, развивают культуру,
способствуют освоению основных закономерностей музыкального искусства
( стиль, жанр, язык, краски музыки).
В современном понимании классическая музыка – это музыкальные
шедевры прошлого и настоящего, произведения исключительных
художественных достоинств, которые составляют золотой фонд мировой
музыкальной культуры: сочинения Баха, Бетховена, Глинки, Чайковского,
Шостаковича, Рахманинова и многих других выдающихся композиторов.
Это самая сложная область музыкального искусства, поскольку
классическая музыка обращается к вечным вопросам Бытия. В центре
классических музыкальных произведений стоят нравственные, религиозные
и философские проблемы, поэтому не только восприятие, но и осмысление
музыкальных шедевров требует специальной интеллектуальной
подготовленности.
Духовное возрождение предполагает эффективное сохранение
историко-культурного наследия, значительной частью которого является
музыкальное наследие.
Обратимся к словам И. А. Ильина: « Искусство желает быть
услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и
не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е.
такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы,
что цвели в душе художника, запылает и засветится тот самый огонь, что
горел и светил автору…».
Б. В. Асафьеву принадлежит замечательная мысль о том, что в музыке
ценно не только то, что звучит, но то, какие мысли она рождает. Для
воспитания духовной культуры учителю необходимо воспитывать у своих
6
учеников не только наблюдательность за внешними явлениями
действительности, но и прислушиваться и присматриваться к собственному
эмоциональному внутреннему миру. Учителю необходимо почаще
напоминать своим ученикам, что «Музыка – это душа человека!»
Я как учитель – практик могу смело сказать: вы бы видели
внимательные, расширенные от удивления или светящиеся радостью и
весельем глаза наших маленьких и юных танцоров, когда они на уроках
слушают ту или иную музыку. Эти уроки им очень помогают в родном
хореографическом искусстве. Их танцевальные образы отталкиваются от
музыки. И тогда на сцене они становятся настоящими артистами, играя
каждый свою роль. Ведь каждый танец – это маленький спектакль. Поэтому
нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить
умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить
способность переживать чужие радости и горести, выработать свое
отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Духовно – нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны
превратиться в житейские и стать личным для каждого маленького или
юного человека.
Слушая классическую музыку дети осваивают бесценный культурный
опыт поколений. Сколько композиторов классиков внесли свой вклад в
мировую копилку духовно – нравственного развития детей и юного
поколения своими произведениями.
Одним из таких «титанов» русского музыкального наследия является
композитор, пианист - виртуоз, дирижер – С. В. Рахманинов, создавший свой
оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и
на мировую музыку 20 века.
В творческой жизни великого композитора огромную роль сыграла его
малая
родина.
Их
имение
Ивановка
в
Тамбовской
губернии
стало
его
любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией, куда он
«всегда
стремился».
Именно
здесь
Рахманинов
создавал
свои
лучшие
7
произведения, здесь во многом формировался как личность, как композитор.
Сергей
Васильевич
был
человеком
тонкой,
хрупкой
души.
Ему
была
непонятна
«новая
музыка»,
потерявшая
родную
почву,
музыка
часто
вычурная,
выдуманная,
действующая
на
воображение,
на
нервы
и
оставляющая спокойным сердце.
Он, Рахманинов, мог писать только сердцем. Он не любил, когда не то,
что посторонние – близкие выспрашивали у него, о чем хотел сказать в том
или ином произведении, какую картину нарисовал… Он не рисовал картин,
ничего не объяснял. В его музыке было все – его мысли, волнения, тревоги,
сомнения, надежды…
Создав музыку, которая принесла ему освобождение, Рахманинов
помог не только себе, но и многим людям.
Его искусство отличает жизненная правдивость, искренность и
эмоциональная наполненность. Его произведения выдержаны в лучших
традициях музыкальной классики, прежде всего русской. Рахманинов
проникновенно восторженно воспевал красоту и величие русской природы,
в его сочинениях мы можем наблюдать тесное переплетение и
сосуществование страстных порывов и тихо упоённого созерцания,
трепетную насторожённость с волевой решимостью.
И мне очень хотелось бы пригласить многоуважаемую аудиторию в
Музыкальную гостиную, где вас ожидает встреча с одним из шедевров
великого композитора России. Предлагаю вашему вниманию одно из самых
известных и любимых ценителями классической музыки произведений С. В.
Рахманинова «Элегию».
Зима....
Сплетаются чарующие звуки
В тяжёлый сон мучительной разлуки
С тобой, Россия, грустная моя.
8
Я помню всё покинутое мною:
Холодных вод уснувшие брега
И небо, что нависло сединою,
Роняя грубо пышные снега,
И ветер, что позёмку гонит лихо,
Прохожих поминутно торопя,
И то, как мёрзнут неуютно тихо
В кричащей бедности продрогшие дома.
Я помню твои зимы, помню вёсны,
А сердце разрывается в груди....
Рахманинов, Элегия и... слёзы,
Что душат, точно памяти тиски.
Елена Абесадзе, 4 февраля 2013
9